Отличия основных религий мира таблица. Основные религии мира

На протяжении всей своей истории человек во что-то да верил. Различным божествам, которые то и дело насылали напастья или наоборот одаривали щедрым урожаем, приносили различного рода подношения. Верования людей в различных регионах могли отличаться кардинально и в каждой из них было что-то оригинальное. На сегодняшний день существует множество различного рода религий и верований и очень трудно в них ориентироваться. Однако каждый образованнай человек должен хоть немного да знать о них, поэтому в данной статье мы рассмотрим три основные религии мира, а для эрудитов я предлагаю ознакомиться со статьей — обзор самых распространенных религий мира, которая находится в соседнем разделе.

adUnit = document.getElementById("google-ads-3HG4"); adWidth = adUnit.offsetWidth; if (adWidth >= 999999) { /* GETTING THE FIRST IF OUT OF THE WAY */ } else if (adWidth >= 468) { if (document.querySelectorAll(".ad_unit").length > 2) { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } else { adcount = document.querySelectorAll(".ad_unit").length; tag = "ad_unit_468x60_"+adcount; google_ad_width = "468"; google_ad_height = "60"; google_ad_format = "468x60_as"; google_ad_type = "text"; google_ad_channel = ""; } } else { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } adUnit.className = adUnit.className + " ad_unit " + tag; google_ad_client = "ca-pub-7982303222367528"; adUnit.style.cssFloat = ""; adUnit.style.styleFloat = ""; adUnit.style.margin = ""; adUnit.style.textAlign = ""; google_color_border = "ffffff"; google_color_bg = "FFFFFF"; google_color_link = "cc0000"; google_color_url = "940f04"; google_color_text = "000000"; google_ui_features = "rc:";

ХРИСТИАНСТВО — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

ИСЛАМ (араб., букв. — покорность) — монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку(хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Священное предание — сунна. Основные направления — суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия — калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическое течение — суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

БУДДИЗМ — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции — человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и, безусловно, высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.

15 июня 2011 от Retroman

Религия - мировоззрение человека, основанное на вере в сверхъестественное и поклонение ему. Составными частями религии как мировоззрения является соблюдение людьми определенных моральных норм, следование ими особой системе ценностей, практика обрядов и признание культа. Как правило, предполагает создание организованного объединения верующих в отдельную, четко структурированную структуру - церковь.

В большинстве религиозных общин и сообществ ведущее место занимают служители культа или священнослужители. Религиозное мировоззрение чаще всего основано на неких священных текстах, которые содержат в себе основы данной веры и, по мнению ее сторонников, продиктованы либо непосредственно Богом, либо людьми, достигшими высших стадий посвящения в таинство (то есть святыми).

Основные религии в мире

По статистическим данным 2012 года по религиозному признаку население исповедует следующие
формы религии

  • христиане (православие, протестантизм)
    — верующих 2,31 млрд. человек (33 % населения в мире)
  • — верующих 1,58 млрд (23 % населения в мире)
  • индуизм — верующих 0,95 млрд (14 % населения в мире)
  • — верующих 0,47 млрд (6,7 % населения в мире)
  • традиционные китайские религии — верующих 0,46 млрд (6,6 % населения в мире)
  • сикхи — верующих 24 млн (0,3 % населения в мире)
  • иудеи — верующих 15 млн (0,2 % населения в мире)
  • язычество и приверженцы местных верований — около 0,27 млрд (3,9 % населения в мире)
  • не религиозные — около 0,66 млрд (9,4 % населения в мире)
  • атеисты — около 0,14 млрд (2 % населения в мире).

Взаимоотношение светской в и религии. Государственная религия

Взаимоотношение религии и светской власти в любом государстве регулируется Конституцией, законами страны, принятыми парламента и традициями населения. Наиболее сильные позиции религия занимает в странах, где она признанна государственной религией. Это
- в католических странах - в - Ватикан, Мальта, Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако, (ряд кантонов), в - , Коста-Рика, Доминиканская Республика
- в православных государствах - в , Македонии.
- в протестантских государствах (англиканство) - это в составе , в то время, как Северная Ирландия и Уэльс не имеют государственной церкви;
- в протестантских государствах (лютеранство) - Дания, Норвегия, Швеция, Ирландия, Шотландия в составе Великобритании;
- - Израиль;
- ислам (сунниты) - Афганистан, Судан, Палестина, Алжир, Бруней, Катар, Йемен, Иордания, Бахрейн, Бангладеш, Мавритания, Пакистан, Саудовская Аравия, Мальдивы, Сомали, Марокко, ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты);
- ислам (шииты) - и Ирак;
- буддизм - , Камбоджа, Бутан, Лаос.

Религия и наука

Относительно вопроса взаимодействия науки и религии есть несколько точек зрения. Их условно можно разделить на четыре типа:

1. Конфликт. Исходя из этой точки зрения, религия и наука противоречат и несовместимы друг с другом. Самыми известными представителями этой точки зрения являются Ричард Докинз, Эндрю Диксон Уайт, Питер Эткинс, Ричард Фейнман, Виталий Гинзбург.

2. Независимость. Религия и наука имеют дело с разными областями познания. Эта точка зрения основана на учениях о трансцендентном Иммануила Канта, которое сформулировано в "Критике чистого разума".

3. Диалог. Из области познания перекрываются и возникает необходимость устранения противоречий по отдельным вопросам путем опровержения, либо согласования позиций.

4. Интеграция. Обе эти области познаний объединяются в одну целостную систему рассуждений. Отстаивается некоторыми философами и теологами, например, Пьером Тейяром де Шарденом, Ианом Барбуром.

Религия и медицина

В статье опубликованной в Psychiatric Times Дэвидом Ларсоном — президентом Национального Института исследований в области Здоровья (США), и его соавторов, — "Забытый фактор в Психиатрии: Религиозная посвященность и психическое здоровье" авторы пришли к единому мнению, что "отсутствие религиозных или духовных интересов остается серьезным фактором риска развития алкоголизма и наркомании".

С другой же стороны, духовность действительно может помогать преодолеть любое злоупотребление алкоголем либо наркотиками, например: "45 процентов пациентов, проходивших религиозные программы по излечению зависимости, год спустя становились свободными от наркотиков — по сравнению с 5 процентами получавшими помощь в рамках нерелигиозных общественных программ" (Desmond and Maddux, 1981).

Религиозный суд

В некоторых странах существуют также религиозные суды (напр. мусульманский суд шариата) и суды на основе обычаев.

Различаются два вида этих органа:
- церковные суды (рассматривают внутрицерковные споры на основе религиозного права), действующие во многих странах мира (Великобритания, Россия), и собственно Р.с. (рассматривают более широкий круг вопросов, хотя и на основе религиозного права, напр. брачно-семейные, наследственные споры). Под юрисдикцию последних подпадают не только священнослужители, но и миряне данной конфессии (такие суды действуют, напр., в Израиле).
- к религиозным судам относятся в принципе и шариатские суды, которые имеют, однако, смешанную, государственно-общественную природу.

Основные признаки религии

Любая религия всегда предполагает следующие компоненты:
1. Религиозное сознание. Религиозное сознание существует в виде образов, представлений, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций
2. Религиозную деятельность (культовую и внекультовую). Культовые действия представляют собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются установить связь со сверхъестественными силами. Это религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, молитвы и т. д. Внекультовая деятельность может быть духовной и практической. К духовной относятся самосозерцание, различные виды медитации, откровений, выработка религиозных идей, сочинения религиозных текстов. Практическую сторону внекультовой деятельности составляют всевозможные действия, направленные на распространение и защиту религии.
3.Религиозную организацию. Религиозные организации — форма возможного упорядочивания совместной религиозной деятельности верующих, первичным организационным звеном которой является религиозная группа или община. Высшей формой организации является Церковь.

Теории о возникновении религии

1. Религиозная. Распространена исключительно среди верующих и предполагает возникновение религии в результате божественного откровения. Согласно этой теории, Бог сам открылся людям в виде знамений, явлений, даровании священных текстов.
2. Научная. Предполагает рациональное пояснение причин, по которым люди в свое время обращались к религии. Их несколько:
- зависимость от природных явлений, страх перед всевозможными катаклизмами;
- наделение сакральными свойствами своих лидеров, обожествление царей (например, как в древнем Египте).

Кроме того, выделяют еще многие, так называемые ситуативные, причины обращения различных людей к вере (как раньше, так и сейчас):
- чувство страха перед возможным возмездием за совершенные поступки (грехи);
- неудовлетворенность в земной жизни и желание компенсировать все неудачи, с которыми столкнулся в этом мире, в ином - потустороннем;
- потребность в моральной поддержке и утешении, которое можно найти только среди единоверцев;
- подражание другим;
- уважение к верующим родителям;
- следование традициям и национальному чувству.

Формы религиозности

Понятие «религиозность» отражает своеобразие и самобытность духовного мира индивида согласно степени влияния веры на его сознание. Религиозный человек — тот, кто верит в реальное существование сверхъестественных сил, прежде всего, Бога, и потустороннего мира в который он обязательно попадет после земной жизни. Для этого он выполняет все предписанные его религией предписания и регулярно совершает культовые действия. Главная цель и смысл действий верующего — служение Богу. Четкое следование религиозным нормам и правилам поможет человеку приобщиться к Божеству. Земная жизнь при этом рассматривается лишь как промежуточный этап на пути к вечному блаженству.

Однако степень религиозности того или иного человека может существенно отличаться. Выделяется несколько форм «погружения» в веру:

1. Люди с умеренной религиозностью. В их мировоззрении религиозный элемент не является решающим. Их вера в Бога не является конкретизированной, она не предполагает обязательного воцеровления, строгого знания систем вероучения, неукоснительного выполнения всех культовых действий и предписаний.
2. Обычные верующие. У таких людей вера глубоко укоренилась во все структуры сознания, она нравственно регулирует всю их жизнедеятельность. Обычный верующий выполняет все церковные предписания, воплощает высшие ценности своей религии в собственном поведении и поступках. Но, вместе с тем, он способен к диалогу с представителями других религий, относится к ним толерантно.
3. Религиозные фанатики. Люди, до крайней степени приверженные религиозным идеям, стремящиеся неукоснительно следовать им в практической жизни и призывающие всех делать то же самое, нетерпимые к иноверцам и инакомыслящим, уверенные в собственной непогрешимости. Как правило, такие люди склонны и к насильственным действиям.

Функции религии

Имеется в виду характер воздействия религии на человека и на общество в целом.

· Мировоззренческая функция. Религия формирует определенный взгляд на мир, объясняет место человека в нем, смысл и цель его жизни.
· Иллюзорно-компенсаторная функция. Неспособность человека контролировать многие природные и социальные процессы, необходимость преодоления неподвластных ему сил получает призрачное воплощение в религиозных представлениях.
· Коммуникативная функция. Религия может выступать и средством общения людей. Например, на собраниях, при исполнении определенных ритуалов, во время богослужений в храмах.
· Регулятивная функция. Религиозные нормы, которых строго придерживается верующий, касаются не только религиозной стороны его жизни, они также регулируют и социальное поведение человека (в семье, быту, на работе и т.д.).
· Интегрирующая функция. Религия способна духовно объединять отдельные группы людей, а также общество в целом.

Виды религий

За свою историю человечество создало более пяти тысяч различных религий. Естественно, они были и остаются весьма разнообразными. Поэтому и возникла необходимость в их классификации по различным признакам.

В зависимости от количества богов религии разделяют на монотеистические и политеистические.

К монотеистическим (единобожию) относят христианство, ислам, иудаизм и другие.

К политеистическим (многобожию) относят буддизм, индуизм, синтоизм и т.д.

В зависимости от сферы распространения религии разделяют на три группы:
1. Мировые - охватывают людей различной национальности. Их всего три - христианство, ислам, буддизм.
2. Национальные - распространены только среди представителей одного народа. Например, иудаизм у , синтоизм у японцев, даосизм у китайцев, индуизм у индусов, зороастризм у древних персов.
3. Родоплеменные - распространены среди племен, которые еще не трансформировались до уровня народов. К этому виду относятся:
- шаманизм - вера во взаимодействие с миром духов;
- тотемизм - вера в воображаемый родственный союз с тотемом (природным объектом), в роли которого может выступать животное, растение, природное явление;
- анимизм - вера в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей;
- фетишизм - вера в сверхъестественную силу предметов;
- магия - вера в возможность достижения определённой цели сверхъестественным путём.

В зависимости от отношения к Библии религии разделяют на две группы:
1. Авраамические религии - относятся к ветхо- и новозаветной традиции. Это иудаизм, христианство и ислам.
2. Неавраамические религии - все остальные.

Адвентизм

Адвентизм (от лат. adventus - «пришествие») - течение в протестантизме, возникшее в США в 30-е гг. XIX в. Основатель А. - фермер Уильям Миллер - предсказал близость конца света и наступления тысячелетнего Царства Христа (он считал, что это произойдёт в сороковых годах XIX в.). В настоящее время вера в близкое второе пришествие остаётся основой А. Его последователи не считают душу бессмертной; по их мнению, она умирает и воскресает имеете с телом. Адвентисты уверены в том, что Бог воскресит всех людей, Но праведники получат вечную жизнь, а грешники будут уничтожены вместе с Сатаной после Страшного Суда. Самое крупное течение А. - адвентисты «Седьмого дня», образовавшееся в 1844 г. в Нью-Гемпшире (США).

Анабаптизм

Анабаптизм (от греч. anabaptizo - «вновь погружаю», «вновь крещу») - течение в протестантизме, возникшее в Швейцарии в 30-е гг. XVI в. Анабаптисты выступали за крещение в сознательном возрасте (крещённые во младенчестве крестились повторно), ставили личную веру выше авторитета Священного Писания, требовали полного разделения Церкви и государства, призывали к введению общности имущества.

Англиканская церковь

Англиканская церков ь - протестантская церковь Англии. В IS34 г. король Генрих VIII разорвал отношения с Папой Римским и объявил себя главой Церкви, доктрина которой была провозглашена и 1562. Многие её ритуалы приближаются к католическим (церковная иерархия с епископатом и безбрачным духовенством; пышный культ; литургия и т. д.). Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви с протестантским учением о спасении личной верой. С конца XVII в. в англиканстве обозначились три партии: «высокая» (ближе к католицизму), «низкая» (ближе к протестантизму) и «широкая» (занимает промежуточное положение).

Армяно-григорианская церковь

Армяно-григорианская церковь - входит в состав Древневосточных церквей. Основана в 301 г. епископом святым Григорием Просветителем. Возглавляется верховным патриархом - католикосом всех армян, резиденция которого находится в городе Эчмиадзин.

Баптизм

Баптизм (от греч. baptizo - «крещу», «погружаю») - течение в протестантизме, возникшее в начале XVII в. Основателем первой общины в Амстердаме был англиканский священник Джон Смит. Б. считает ненужным крещение младенцев, чьи родители - христиане. Крещение рассматривается как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Баптисты придерживаются доктрины о спасении всех уверовавших в Христа.

Брахманизм

Брахманизм - древняя индийская религия, выросшая из ведизма. В её основе лежит учение о Брахмане - божественной основе всего сущего - и Атмане - индивидуальном духе. Б. распространился в Индии в середине I тыс. до н. э. В этой религиозной системе первостепенная роль отводилась брахманам - знатокам Вед. Под влиянием брахманского учения о карме в Индии сложилась строгая кастовая система, построенная на убеждении в том, что все люди неодинаковы с самого момента рождения (высшей кастой считались брахманы). Большую роль играли анимистические представления и культ предков. Б. отличается сложными ритуалами и строгой обрядовой регламентацией жизни. Основными текстами Б. являются Упанишады (букв, «сидение у ног учителя»).

Буддизм

Буддизм - старейшая из трёх мировых религий, возникшая на северо-востоке Индии в VI-V вв. до н. э. Её основателем считается принц Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будды (букв, «пробуждённый» или «просветлённый»). В начале нашей эры Б. разделился на две ветви: хинаяну и махаяну. В Б. отсутствует противопоставление субъекта и объекта, духа и материи. В основе религии лежит учение о «четырёх благородных истинах»: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. По Б., жизнь - это выражение «потоков» нематериальных частиц - дхарм, сочетания которых определяют бытие всего существующего. Перерождение происходит в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Нравственный идеал Б. - не причинять никому вреда. Целью любого буддиста является достижение нирваны - состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой.

Ваххабизм

Ваххабизм - религиозно-политическое течение в исламе, возникшее в конце XVIII в. в Аравии. Его название идёт от имени Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, первого проповедника течения. В. проповедует восстановление чистоты изначального ислама и единобожия. Ваххабиты отвергают культ пророков и паломничество к святым местам.

Ведизм

Ведизм (ведическая религия) - древнейшая индийская религия, сложившаяся во II тыс. до н. э. после вторжения на территорию И ндии кочевых племён - ариев. Гимны и молитвы ариев составили огромное собрание священных преданий - Веды. Характерная черта В. - обожествление сил природы. Основа ведического культа - жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом. В И. впервые появились концепции сансары (круг бытия) и кармы (закон воздаяния).

Гностицизм

Гностицизм (от греч. gnosis - «знание») - религиозно-философское учение, распространившееся в первые века нашей эры на востоке Римской империи. Гностики считали, что в основе мироздания лежат два противостоящих начала - Высочайший Дух (Мировая Душа София) и материя. Высочайший дух - средоточие света - является источником духовных частиц (эонов, ионов). По мнению гностиков, люди состоят из тела, души и духа (последний - это частица Божества, заключённая в темницу материи). Дух стремится освободиться из темницы, поэтому мир наполнен непрерывной борьбой. Гностики утверждали, что человек возвышен над миром, чтобы уловить искру разума, исходящую от верховного божества.

Грузинская православная церковь

Грузинская православная церковь - входит в состав Церквей вселенского православия. Богослужения совершаются по юлианскому календарю преимущественно на старогрузинском языке. Во главе Церкви стоит Католикос-патриарх, резиденция которого находится в Тбилиси.

Даосизм

Даосизм - китайская религия, возникшая в VI-V вв. до н. э. Традиционно её основателем считается мудрец Лао-Цзы. Его труд «Дао дэ цзин» посвящен двум основным понятиям даосизма: Дао (букв, «путь», «метод») и Дэ (букв, «благодать»). Лао-Цзы предложил модель мира, в которой Дао - таинственная сила, управляющая Вселенной, - стоит над всеми богами, действует на всех уровнях бытия, приводит всё к гармонии. Краеугольным камнем в Д. является учение о бессмертии, достижению которого способствуют, по мнению даосов, религиозное созерцание, дыхательный и гимнастический тренинг, сексуальная гигиена, алхимия.

Джайнизм

Джайнизм - религия, возникшая в VI-V вв. на востоке полуострова Индостан. Её основателем считается кшатрий Вардахамана. Джайны утверждают, что мир существует вечно, что он никогда никем не создавался. Главное в их учении - самосовершенствование души, благодаря которому происходит её освобождение от земного мира. Джайны верят в переселение душ и в то, что новое воплощение зависит от того, как человек прожил свою предыдущую жизнь. Окончательной целью человека должно быть освобождение от перерождений - нирвана, достичь которой может лишь аскет. Поэтому в Д. большое значение придаётся практике аскетизма.

Дзен

Дзен - японское название одной из школ буддизма, проникшей в Японию из Китая в VIII-XII вв. Основа концепции Д. - положение о невозможности выразить истину человеческим языком и образами. Состояние просветления может быть достигнуто внезапно, исключительно путём внутреннего переживания. В области догматики Д. дошёл до крайнего отрицания авторитетов, нравственности, добра и зла.

Зороастризм

Зороастризм - древняя монотеистическая религия, возникшая на рубеже I-II тыс. до н. э. в восточных областях Иранского нагорья. Его основателем считается пророк Заратуштра (Зороастр), его откровения составили священную книгу 3. «Авесту». Заратуштра учил поклоняться высшему и всезнающему Богу, творцу всего сущего - Ахура-Мазде, от которого произошли все остальные божества. Ему противостоит злое божество Анхра-Майнью (Ариман). В этической концепции З. главное внимание сосредоточено на деятельности человека, основанной на триаде: добрая мысль, доброе словo, доброе деяние. Поклонение Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню (именно поэтому зороастрийцев иногда называют огнепоклонниками).

Иерусалимская православная церковь

Иерусалимская православная церковь - входит в состав Церквей вселенского православия. Древнейшая из христианских Церквей. Первым епископом считается апостол Иаков. В Иерусалиме находятся и главные христианские святыни: гроб Господень, Голгофа и т. д.

Индуизм

Индуизм (Хинду-самая, Хинду-дхарма - «религия индусов», «закон индусов») - религия, берущая начало в Хараппской или Индской цивилизации, существовавшей в III-II тыс. до н. э. И. фактически не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований. В нём нет стройной системы вероучения, единого символа веры и единых догматов. Ключевое понятие И. - дхарма - всеобщий и вечный порядок, сохраняющий целостность мира. Основным признаком принадлежности к индуизму следует считать признание авторитета Вед и основанного на нём брахманического порядка. Имеются общие установки: карма (букв, «поступок», «деяние»), сансара (букв, «круг бытия») и необходимость освобождения от них. Исповедывать И. может лишь человек, имеющий по крайней мере одного родителя-индийца.

Главные символы индуизма

Лотос - один из древнейших и ведущих символов индуизма. Его цветы ракрываются при свете солнца, а многочисленные лепестки напоминают его лучи. Вот почему лотос стал эмблемой солнца и животворной космической силы, несущей жизнь, а также незапятнанной чистоты и духовного совершенства. Лотос стал символом и атрибутом многих солнечных божеств - Сурьи, Вишну, Лакшми, которые часто изображаются восседающими на лотосовых тронах. Как символ плодородия он связан и с Богиней-матерью, передавая образ творящего лона и особой сакральной силы. Часто используются в иконографии розетки, медальоны и орнаменты с лотосами.

Янтра (букв. амулет, магический рисунок) - диаграмма, которая может обозначать божество или служить своеобразной картой, помогающей освоить или усилить медитацию. Для обращения к каждому почитаемому божеству предписывается определенная янтра.

Свастика - знак благопожелания и благоденствия. Свастика представляет собой крест с концами, загнутыми по часовой стрелке или против нее (право- и левостороння свастика). Правостороння свастика расценивается как благопожелательная, левая - как злонамеренная. С глубокой древности свастика была знаком солнца и света, а значит, жизни и благоденствия.

Ом - звук и слог, его изображающий, с древности использовался, как несущий благо. Является символом тотальности, вселенской целостности и непрерывности; считается источником всех звуков и главной мантрой. Его смысл стремятся постичь йоги в глубокой медитации; его произносят в начале и в конце всех значимых дел, в заглавиях текстов и т.п.

Ислам

Ислам - одна из трёх мировых религий, возникшая в VII в. в Аравии. Её основателем является Мухаммед, в 610 выступивший в Мекке как пророк. Священная книга ислама - Коран, составленный после смерти Мухаммеда по его высказываниям.

Пять основных «столпов Ислама»:

  • 1) вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк Его (шахада);
  • 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат);
  • 4) пост в месяц рамадан (сауи);
  • 5) паломничество в Мекку, совершаемое хотя бы раз в жизни (хадж). Вся правовая система И. заложена в особом своде правил - шариате. Мусульмане признают бессмертие души и загробную жизнь. Обязательным условием для каждого верующего является обряд обрезания. В И. существует запрет на изображение живых существ. В X в. была создана система теоретического богословия - калам.

Иудаизм

Иудаизм - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в I тыс. до н. э. в Палестине. Распространён в основном среди евреев. Иудеи верят в единого Бога, бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход Мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза народа с Богом, в котором еврейский народ выступает как носитель Божественного откровения). Канон священных книг И. включает Тору («Пятикнижие Моисеево»), книги пророков и Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде.

Кальвинизм

Кальвинизм - одно из протестантских течений, у истоков которого находится труд французского теолога Жака Кальвина «Наставление в христианской вере». Для К. характерны признание только Священного Писания и доктрина предопределения (Бог заранее определил каждому его участь, изменить которую невозможно. Успехи человека служат знаком того, что он верно исполняет своё предназначение). Появившись в Женеве, К. распространился во Франции, Нидерландах, Шотландии и Англии.

Катакомбная церковь

Катакомбная церковь - собирательное название для той части православного духовенства и православных общин, которая в 20-е годы XX в. вышла из-под юрисдикции московского патриархата, обвинив его в сотрудничестве с советскими властями, и заняла нелегальное положение. Католицизм - одно из трёх основных направлений в христианине, окончательно оформившееся после разделения церквей в 1054. Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр в Ватикане, единого главу - Папу Римского (принят догмат о непогрешимости его суждений). Священное Писание уравнено со Священным преданием. Приняты семь таинств. Почитаются иконы и святые. Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Католики верят в существование чистилища. Богослужения происходят на национальных языках, а также на латыни.

Квакерство

Квакерство (от англ. quake - «трястись») - одна из протестантских конфессий, основанная в 17 в. в Англии Джорджем Фоксом. Квакеры подчёркивают необходимость пребывать в постоянном трепете перед Богом. Их богослужение состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. Квакеры разработали доктрину абсолютного пацифизма, отвергая любое насилие.

Конфуцианство

Конфуцианство - философско-религиозная система, появившаяся в Китае в VI-V вв. до н. э. Философская система К. была создана бродячим учителем Конфуцием (Кун-цзы). В основе данной религии лежит концепция «неба» и «небесного веления» (судьбы). Человек, наделённый Небом определёнными качествами, должен поступать в соответствии с ними, а также моральными законами Дао (пути) и совершенствовать свои качества с помощью обучения. Одно из центральных мест в конфуцианстве занимает концепция Жэнь (человечности) - идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Основной принцип этой концепции: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Характерной чертой данной религии является антропоцентризм. При императоре У-ди К. заняло господствующее положение в Китае (оно было соединено с учением о космических силах Инь и Янь и пяти первоэлементах У-син).

Кришнаизм

Кришнаизм («Международное общество сознания Кришны») - одно из течений в индуизме. Основатель общества - индийский проповедник Абдам Чарин Де (1896-1977). Согласно его учению, существует единственный абсолютный Бог - Кришна. Цель культовой практики К. - достижение так называемого «сознания Кришны» - состояния, при котором верующий освобождается от власти материального мира и возвращается к Богу. Любовь к Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозного экстаза через индивидуальную или коллективную медитацию.

Лютеранство

Лютеранство - протестантское движение, началом которого можно считать 31 октября 1517, когда монах Мартин Лютер прибил к воротам Виттенбергского собора список из 95 тезисов. Л. отрицает, что духовенство наделено благодатью посредника между Богом и людьми; утверждает, что человека спасает только личная вера в Христа, а не особые заслуги святых и не добрые дела в пользу Церкви. В Л. чётко разграничены сфера Евангелия (религиозная) и сфера закона (государственная). Отрицаются такие таинства, как исповедь и отпущение грехов; считается, что покаяние включает в себя лишь милостыню и веру.

Манихейство

Манихейство - древнее иранское религиозное учение о вечной борьбе между силами Света и Тьмы, т. е. между всемирными добром и злом. Основатель учения - проповедник и мистик Мани, живший во 11 в. н. э. М. приписывает акт сотворения мира благому Демиургу, именуемому Духом Жизни. Манихеи верят, что он создал мир для того, чтобы отделить друг от друга смешавшиеся частицы света и тьмы.

Махаяна

Буддизм Махаяны (санскр. mahayana - «большая колесница») - крупнейшее направление буддизма, оформившееся в первых веках нашей эры. Из Индии М. распространилась в Китай, Тибет, Непал, Японию, Корею, Монголию и Южную Сибирь, получив название Северного буддизма. М. утверждает, что спасение возможно для всех, а не только для членов буддийской общины. Бодхисаттва (букв, «тот, чья сущность Просветление» - идеал М.) должен заботиться о спасении всех живых существ. В М. Будда - уже не просто Учитель, а сверхъестественное существо, которому можно поклониться как божеству.

Методизм

Методизм - протестантское течение, появившееся в Англии в XVIII в., основателями которого стали братья Джон и Чарльз Уэсли. М. ставит перед человеком цель: жить согласно Евангелию, посвящать своё время молитве и добрым делам, изучать в подлиннике Священное Писание, строго придерживаясь установленного метода, соблюдая дисциплину и порядок.

Мормоны

Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последнего дня) - протестантская церковь, образованная в 1830 американцем Джозефом Смитом. По аналогии с раннеапостольской церковью, у мормонов установлены должности апостолов, пророков, пастырей, учителей и евангелистов. Центральной богословской темой учения мормонов является «собирание племён израилевых и восстановление истинной христианской церкви».

Пиетизм

Пиетизм (от лат. pietas - «благочестие») - религиозное течение и лютеранстве, возникшее в Германии в конце XVII в. П. ставит религиозные чувства выше всех богословских догматов, церковных авторитетов и т. п. Его сторонники выступали против философии, культуры. В широком смысле «пиетизм» обозначает религиозно-мистическую настроенность, формальное благочестие.

Православие

Православие (греч. orthodoxia - «правильное суждение», «правильная слава») - одно из трёх основных направлений христианства. Стало самостоятельным после разделения церквей на Западную и Восточную в 1054. Нет строгого организационного единства, существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам. Не признаётся догмат о непорочном зачатии Богоматери. Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания. Приняты семь таинств. В большинстве стран богослужение проводится на национальных языках.

Пресвитериане

Пресвитериане (от греч. presbytes «старший», «старец») - протестантское течение, возникшее во второй половине XVI в. в Англии и Шотландии под влиянием кальвинизма. Само название указывает на особую форму церковной организации. У П. не существует централизованного административного руководства. Их вероучение основывается на представлениях о неискоренимой греховности человека и о спасении как ничем не заслуженной и предопределённой Божьей благодати.

Протестантизм

Протестантизм - одно из трёх главных направлений христианства. Его появление связано с Реформацией - мощным антикатолическим движением в XVI в. в Европе. Название П. связано с протестом 6 германских князей и 14 городов против решения Шпейерского рейхстага (1529), проголосовавшего за нетерпимое отношение к лютеранству в Германии. Вера в прямую и личную связь верующего с Христом определяет три основных принципа П.: 1) Лишь Священное Писание истинно, и Библия - единственный источник божественного откровения. 2) Спасение - это Божий дар, воплощённый в искупительной смерти и воскресении Христа; оно достигается только личной верой. 3) Каждый верующий является священником. Протестанты отрицают власть Папы Римского, посредничество Девы Марии, заступничество святых, индульгенции и таинства, не преподанные Христом (в большинстве протестантских церквей признаются только крещение и причащение). Первые протестанты активно занимались переводами Библии на национальные языки.

Пуритане

Пуритане (от лат. purus - «чистый») - религиозное течение в Англиканской церкви, возникшее во второй половине XVI в. и боровшееся за «очищение» Англиканской церкви от католичества. П. объединяла идея «царства святых» и «соборной» Церкви; они стремились к свободе от контроля со стороны епископата.

Ревайвелизм

Ревайвелизм (от англ. revival - «возрождение», «пробуждение») - протестантское движение XVII в. в Британии и американских колониях. Р. настаивал на возможности очищения не только or личных грехов, но и от первородного человеческого греха. Это достигается через «рождение свыше» - духовное возрождение, меняющее чудесным образом всего человека.

Русская православная церковь

Русская православная церковь (РПЦ) - входит в состав Церквей вселенского православия. Основана в 988 г. при князе Владимире I как митрополия Константинопольской церкви с центром в Киеве. В 1589 митрополит Московский Иов был возведён в патриарший сан. Богослужения совершаются по юлианскому календарю. Основной язык богослужения - церковнославянский.

Сатанизм

Сатанизм - обобщённое название антихристианских сект, члены которых поклоняются Сатане. Первой из сатанистских сект Нового времени считается «Церковь Сатаны», основанная в 1968 Энтони Ла Веем.

Свидетели Иеговы

Свидетели Иеговы (Иеговисты) - одно из поздних течений в протестантизме, основанное Чарлзом Расселом в 1870. Свидетели Истцы отрицают догмат о Троице, но признают все три её ипостаси. Источником всей жизни считается Бог Иегова. Иисус Христос - единородный сын верховного Бога; только он создан Иеговой непосредственно, всё остальное сотворено через Христа. Иеговисты уверены в том, что руководители их организации и религиозные авторитеты воскреснут сразу же после смерти и попадут в «правительство Христа», всем остальным обещана вечная жизнь после Армагеддона.

Сикхизм

Сикхизм (от санскр. sikh - «ученик») - одна из национальных религий Индии. Сложился в конце XV - начале XVI вв. под влиянием проникшего в Индию ислама и первоначально представлял собой протестантское направление в индуизме. Основателем сикхизма был гуру (учитель) Нанак (1469-1539). В основе этой религии лежит положение о том, что истинная преданность Богу заключается в глубокой внутренней вере. Сикхизм монотеистичен, не признаёт духовенства, отрицает публичные богослужения, внешнюю атрибутику и кастовые различия. В нём разработан путь духовного усовершенствования - нам-марг, или сахадж-йога.

Синтоизм

Синтоизм - религия, распространённая в Японии. Возникла из языческого почитания ками - вездесущих проявлений всего священного. В VII в. началось объединение всех локальных культов ками в единое целое. В синто сохранились древнейшие формы верований (магия, тотемизм, фетишизм). В этой религии отсутствуют чёткие различия между людьми и ками. С. не обещает спасения в каком-то ином мире, а идеалом считает гармоничное сосуществование человека с окружающим миром.

Старообрядчество

Старообрядчество (Раскольничество) - совокупность религиозных течений, возникших в результате раскола Русской православной церкви в середине XVII в. Противники реформы Никона, стремившегося объединить Русскую и Греческую православные церкви, считали, что после этой реформы официальное православие перестало существовать. Догматических расхождений между старообрядцами и РПЦ практически нет. Расхождения касаются только некоторых обрядов и неточностей перевода богослужебных книг. Старообрядцы сохранили двуперстное крестное знамение, признают только восьмиконечный крест и т. д.

Суннизм

Суннизм - основное направление ислама, считающее первых грех халифов - Абу-Бекра, Омара и Османа - законными приемниками Магомета. Наряду с Кораном признают Сунну (предания о пророке). При решении вопроса о высшей мусульманской власти пираются «на согласие всей общины» (её религиозной верхушки).

Суфизм

Суфизм (от араб, suf - «шерсть») - мистическое направление в исламе, возникшее в VIII-IX вв. С. основывается на сокровенном знании, благодаря которому личность получала возможность самосовершенствования. В основе суфийского учения заложено стремление к постижению тайн веры. Методом суфизма стало мгновенное озарение. Посредством музыки и танцев суфии стараются достигнуть священного экстаза, понимаемого ими как состояние, при котором в сознании уже нет разделения на добро и злo, истину и ложь, веру и неверие.

Хинаяна

Хинаяна (от санскр. hinayana - «малая колесница») - одно из основных направлений буддизма, возникшее в начале нашей эры, включает в себя 18 разных школ. Утвердилось в Юго-Восточной Азии, получив название «Южного буддизма». X. считает, что достигнуть нирваны могут лишь члены буддийской общины, то есть монахи. Идеал X. - архат (букв, «достигший Просветления»), X. требует и монахов неустанного труда над собой и полного одиночества на пути к высшей цели. Будда в X. - человек, которому после пятисот с лишним перерождений было предначертано открыть живым существам «четыре благородные истины».

Христианство

Христианство - одна из трёх мировых религий, возникшая в Палестине в I в. н. э. В начале IV в. X. становится государственной религией Римской империи, а к XIV распространяется почти по всей Европе. В основе X. Лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог послал в мир своего сына, Богочеловека Иисуса Христа, который жил, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Главная книга христиан - Библия. X. верят в единого Бога, существующего в трёх лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Очень важным для христиан является представление о первородном грехе. Ещё одна характерная особенность X. - оно может существовать только в форме Церкви (это или сообщество верующих, или храм, или форма христианской веры). Священный символ X. - крест. Все христиане верят в грядущий конец света и во второе пришествие Христа.

Шаманизм

Шаманизм (от эвенк, saman - «возбуждённый») - одна из древнейших форм религиозной практики человечества, центральной фигурой в которой является шаман - посредник между миром людей и миром духов, обладающий возможностью лечить людей. В отличие от жрецов и священников он священнодействует с помощью духов. Кроме того, шаман проходит «пересотворение» в ином мире. Общение с духами, во время которого шаман впадает в транс, называется камланием. В настоящее время шаманизм распространён во многих странах Азии, в Сибири, возрос интерес к индейским шаманам.

Шиизм

Шиизм (от араб, ah-shia - «приверженцы», «партия») - одно из направлений в исламе. Первоначально сформировалось в виде политической партии, признававшей зятя Мухаммеда, Али, в качестве преемника пророка. В Ш. возникло учение о «сокрытом имаме», т. е. о таинственно исчезнувшем двенадцатом имаме, который должен вернуться на землю в предназначенный час и восстановить справедливость. Шииты не признают Сунну и имеют собственное предание.

Элладская православная церковь

Элладская (Греческая) православная церковь - входит в состав Церквей вселенского православия. В 1850 она, согласно церковным канонам, была признана «самой Константинопольской церковью». Используется григорианское летосчисление. Местопребывание архиепископа Афинского и всей Эллады - Афины.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

факультет гуманитарных наук и социальных технологий

История мировых религий

(в таблицах)

Учебно-методическое пособие для студентов

факультета гуманитарных наук

и социальных технологий

Ульяновск 2009

УДК 20 (09) (075.8)

ББК 86.23 я73

Р 88

Печатается по решению Ученого совета

факультета гуманитарных наук и социальных технологийУлГУ

Рецензент: Ю.В. Михайлов, к.и.н., доцент кафедры Истории Отечества УлГУ

История мировых религий (в таблицах): Учебно-методическое пособие для студентов факультета гуманитарных наук и социальных технологий/ Д.В. Русин. – Ульяновск: УлГУ, 2009. – 21 с.

Предлагаемое пособие предназначено для студентов факультета гуманитарных наук и социальных технологий УлГУ, имеющих в программе курс «История мировых религий» или «Религиоведение» и подобные им спецкурсы. Издание включает в себя необходимый справочный материал по теме в виде таблиц. Издание будет полезно как студентам дневного отделения, изучающим указанные курсы, так и студентам заочного отделения.

© Русин Дмитрий Владимирович, 2009

© Ульяновский государственный университет, 2009

Данное пособие предназначено для студентов изучающих историю мировых религий. В связи с тем, что данный курс содержит много фактического материала (имена, тексты, учения и т.д.), представляется полезным сведение важнейшей информации в наглядные таблицы. Это позволит студентам более структурировано воспринимать материал на лекциях, а так же облегчит подготовку к экзаменам.

Религия: структура и функции.

Элементы религии

  1. Вера в душу
  2. Вера в сверхъестественных существ
  3. Символика
  4. Обряды и ритуалы
  5. Жрецы
  6. Основатель или святые
  7. Устное или письменное предание

Причины обращения людей к религии

  1. Психологические
  2. Социальные
  3. Органические
  4. Традиционные
  5. Меркантильные
  6. Антитрадиционные
  7. Экзистенциальные

Функции религии

  1. Психологическая
  2. Социальная
  3. Политическая
  4. Экономическая
  5. Традиционная
  6. Культурная

Шаманизм

Мировоззренческие элементы

Магизм

Воздействие посредством определенных ритуалов на материальный мир

Тотемизм

Вера в связь между группой людей или человеком и определенным видом животных, растений, природных явлений

Фетишизм

Почитание материальных предметов и наделение их сверхъестественными свойствами

Анимизм

Вера в духов и душу

Культ предков

Вера в возможность взаимодействия с умершими людьми и их почитание

Практические элементы

Музыка

Ритмичная

Танец

Интенсивный, до изнеможения

Дыхание

Учащенное

Магические предметы

Бубен, трещотки, маски и др.

Растительные галлюциногены

Мухомор, кактус пейот, аяхуаска и др.

Синтоизм

Древнее синто

Ватараи синто

Юйицу Сонгэн синто (Единственное изначальное синто)

Фукко синто (Возрожденное синто)

Время появления

VII – VI вв. до н.э.

XIII в.

XV в.

XIX в.

Основатель

Первый император Японии - Дзимму

Ватараи Юкитада

Есида Канетомо

Мотоори Норинага Хирата Ацутанэ

Тексты

Кодзики

Нихонги

Фудоки

Тайные записи

Собрание главнейшего о словах и учении единого синто

Толкование древней истории

Основные идеи

Почитание Аматерасу, ками, императора

Избранность Японии. Заимствование элементов из буддизма. Ками помощники будд

Главный бог не Аматерасу, а Тайгэнсонсин (изначальный бог). Будды проявление ками. Антибуддийская позиция

Филологические изыскания. Особая роль Японии. Япония – источник всей культуры земли. Все боги – ками

Даосизм

Период

Школы

Имена

Тексты

События, идеи

Древний период

II в.

IV в.

V в.

Тянь ши дао

Маошань (Высшая чистота)

Лао цзы

Чжан Лин

Ян Си,

Гэ Хун

Лу Сюцзин

Дао де Цзин

Тайпин цзин

Баопу цзы

Дао цзан (Сокровища дао)

Легендарный основатель.

Начало религии.

Столкновение с буддизмом. Формирование внешней алхимии.

Систематизация даосских текстов.

Тан (618 – 907 гг.)

Люй Дунбинь,

Чжуан цзы

Чжуань цзы

Формирование внутренней алхимии. Монашество. Покровительство императора.

Сун (908 – 1279 гг.)

1167 г.

1255 г.

Цюнь Чжень (Учение Совершенной Истины)

Чжань Бодуань

Ван Чуньян

У чжень пянь (Главы о прозрении истины)

15 статей учения

Развитие внутренней алхимии.

Синтез даосизма, конфуцианства и буддизма. Медитация.

Исчезновение внешней алхимии.

Проигрыш даосов в диспуте с буддистами.

Юань (1279 – 1368 гг.)

Период гонений.

Уничтожение Дао цзана.

Мин и Цинь (1368 – 1911 гг.)

Прекращение гонений. Отсутствие гос. поддержки.

Новое время (с 1911 г.)

Начало гонений. С 1980 г. возрождение.

Индуизм

Веды

Самхиты

Гимны и возглашения

Брахманы

Истолкования Самхит

Араньяки

Правила для отшельников

Упанишады

Религиозно-философские трактаты

Йога

Джняна

Иога познания

Бхакти

Йога божественной любви

Карма

Йога действия и работы

Раджа

Йога волевого целеустремления

Хатха

Йога гармонии тела и сознания

Ступени йоги

Яма (запреты)

Ахимса (неприченение вреда)

Сатья (правдивость)

Астейя (нестяжание)

Апариграха (непринятие даров)

Брахмачярья (целомудрие)

Нияма (предписания)

Саука (очищение)

Сантоша (довольство)

Тапас (усердие)

Свадхья (изучение текстов)

Асана

Физические статические позы

Пранаяма

Правильное дыхание

Пратьяхара

Отключение чувств

Дхарна

Концентрация внимания и воли

Дхьяна

Медитация

Самадхи

Абсолютное разотождествление

Буддизм

Трипитака

Разделы

Винья-питака (корзина устава)

Патимокха-сутта

Правила поведения

Сутта-вибханга

Комментарии и примеры к Патимокха-сутта

Кхандхака

История монашеской общины. Правила поведения монахов: собрания, одежда, пища, жилище.

Паривара

Правила поведения в вопросах – ответах.

Сутта-питака (корзина поучений)

Дигха-никая

Поучения связанные с биографией Будды. Критика других учений, каст, аскетизма. Описание возникновения мира.

Маджхима-никая

То же, но в лаконичной форме

Самъютта-никая

То же, но в взаимосвязанной форме

Ангуттара-никая

То же, но в классифицированной форме

Кхудакка-никая

Афоризмы

Абхидамма-питака (корзина чистого знания)

Дхаммасангани

Объяснение идеи о том, что мир – порождение сознания

Вибханга

То же

Каттха-ватху

Философские споры

Пуггала-паньняти

О путях прекращения порождения иллюзий

Дхатукаттха

То же, с учетом психологических аспектов

Ямака

Основы логики

Паттхана

Дзэн

Северная и южная школы

Северная школа

Южная школа

Лидер

Фа Жу

Хуэй Нэн

Центр

Шаолинь

Даюньсы

Идеи

Просветление достигается постепенно и поэтапно

Просветление достигается внезапно

Практика

Ежедневные медитации (дза-дзен)

Просветление наступает в момент осознания уже существующей просветленности. Коаны.

Дзэнские школы

Гуйян

Линьцзы (Риндзай)

Цаодун (Сото)

Юнмэнь

Фаянь

Имена

Гуй Шань

Ян Шань

Сян Ян

Линь Цзы

Хакуин

Дун Шань

Цао Шань

Догэн

Юн Мэнь

Фа Янь

Идеи

Главное действия, а не слова. Образ: человек висящий на ветке при помощи зубов

Логика. Дзэн смотрения в коан.

Логика. Дзэн тихого озарения.

Преграда из одного слова

Разнообразие в единстве, единство в разнообразии

Практика

Действие и молчание

Коаны. Крики. Удары.

Дза-дзэн. Поэзия хайку.

Коаны. Крики. Удары. Резкие и краткие ответы. Поэзия хайку.

Дза-дзэн. Повторение слов вопроса в качестве ответа.

Ламаизм

Ньигма-па

Кагью-па

Гелуг-па

Время появления

VIII в.

XI в.

XV в.

Влияние индийской школы

Ади-йога

Махамудра

Мадхьямики

Основатель

Падмасамхава

Тилопа

Наропа

Марпа

Миларепа

Цзонкапа

Действующий глава

Кармапа

Далай-лама

Идеи

Синтез элементов махаяны, тантры, бон. Иллюзорность добра и зла. Невежество – главный порок.

Линия от небесного будды – Дорже Чанг.

Реформированная линия ламаизма. Делает акцент на морально-этическом и интеллектуальном аспекте.

Практики

Тантрические и йогические практики. Йога сновидений. Йога тепла. Медитации.

Простирания. Подношения мандалы. Медитации. Практика умирания (пхова). Мантры.

Монашество. Мантры. Изучение сутр.

Зороастризм

Время

Имена

События, идеи

VI в. до н.э.

Заратуштра

Дуальность мира. Ахурамазда и Ариман. Добро и зло. Ад и рай. Идея конца света и будущего спасителя. Распространение в Мидийской державе.

549 г. до н.э.

Кир Великий

Распространение в Персидской державе. Влияние зороастризма на иудаизм.

IV в. до н.э.

Распространение ереси зурванизма.

331 г. до н.э.

Александр Македонский

Гонения македонцев на зороастризм. Идея врага будущего спасителя.

III в.

Тансар

Кирдэр

Мани

Реформирование зороастризма. Запрет на использование изображений при богослужении. Священные огни.

Возникновение манихейства.

VI в.

Конфликты зороастрийцев и христиан

V в.

Маздак

Распространение манихейства

VII в.

Насаждение ислама арабами

X в.

Начало переселения зороастрийцев в Индию (парсы)

XI в.

Гонения на зороастризм со стороны тюрок

Авеста

Раздел

Вендидад

Сотворение мира и первых людей. Описание стран. Моральные и религиозные предписания. О собаке и обращении с ней.

Ясна

Богослужебный культ. Жертвоприношения. Культ огня.

Висперед

Литургические молитвы

Яшты

Способы защиты от злых духов. Формулы проклятий, раскаяний.

Бундехиш

Рассуждения о природе вещей. Описание конца мира.

Иудаизм

Книги

Время написания по научным данным

Тора

Моисей, XVI – XV вв. до н.э.

IX – VIII вв. до н.э.

Иошуа Навин

Иисус Навин, XIV в. до н.э.

V – IV вв. до н.э.

Шофетим (Судей)

Самуил, XI в. до н.э.

VI в. до н.э.

Руфь

Нафан и Гад, Х в. до н.э.

V – IV вв. до н.э.

Самуила, Царей

Самуил, Иеремия и др., IX – VI вв. до н.э.

VI в. до н.э.

Хроники

Ездра, V в. до н.э.

Ок. 300 г. до н.э.

Ездра

Ездра, V в. до н.э.

V – IV в.до н.э.

Неемия

Неемия, V в. до н.э.

V в. до н.э.

Эсфирь

Мужи великой синагоги, V – IV вв. до н.э.

IV вв. до н.э.

Иов

Мнения расходятся

Нач. III в. до н.э.

Техиллим (Псалмы)

Давид и др., X – V вв. до н.э.

XI – II вв. до н.э.

Мишле (Притчи)

VIII в. до н.э.

Кохелет (Проповедник)

Соломон, Х в. до н.э., друзья Езекии, VIII в. до н.э.

Ок. 200 г. до н.э.

Шир ха шширим (Песнь Песней)

Соломон, Х в. до н.э., друзья Езекии, VIII в. до н.э.

III в. до н.э.

Исайи

Сирах, II в. до н.э., Исайя, VIII в. до н.э.

Иисус, сын Сираха, между 190 и 173 гг. до н.э.; V – IV вв. до н.э.

Иеремия

Иеремия, VI в. до н.э.

Иеремия, VI в. до н.э.

Плачь Иеремии

Иеремия, VI в. до н.э.

Иеремия, VI в. до н.э.

Иезекииля

Иезекииль, VI вв. до н.э.

Иезекииль, VI вв. до н.э.

Даниила

Даниил, VI вв. до н.э.

Сер. II в. до н.э.

Малые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия

Пророки, IX – V вв. до н.э.

Осия, Амос, Михей в VIII в. до н.э., Аввакум, Софоний в VII в. до н.э., Аггей, Захария в VI в. до н.э., остальные VIII – V вв. до н.э.

Христианство

Новый завет

Книги

От Матфея

Матфей, 42 г.

Кон. I в.

От Марка

Марк, 52 – 67 гг.

Кон. I в.

От Луки

Лука, 55 г.

Кон. I в.

От Иоанна

Иоанн, к. I в.

Кон. I в.

Деяния апостолов

Лука, 63 г.

II в.

Иакова

Иаков, 42 – 55 гг.

II в.

Петра

Петр, 65 – 66 гг.

II в.

Иоанна

Иоанн, кон. I в.

II в.

Иуды

Иуда, 63 – 65 гг.

II в.

Павла

Павел, 53 – 67 гг.

II в.

Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова)

Иоанн, 68 г.

Иоанн, 68 – 69 гг.

Ереси и борьба с ними

Монтанизм

Арианство

Монофизитство

Иконоборчество

Время

170 г.

IV в.

V в.

VIII в.

Основатель

Монтан

Арий

Кирилл

Император Лев III

Идеи

Пришествие Св. Духа. Третий Завет. Отрицание епископов.

Сын не вечен, следовательно не тождественнен Отцу.

В Христе отсутствует человеческое, только божественное.

Иконопочитание есть идолопоклонство

Борьба

Осуждение как ереси

Осуждение на I Никейском соборе (325 г.). Идея Троицы.

Осуждение на Халкидонском соборе (451 г.). Догмат о Христе – истинном Богочеловеке.

Осуждение на II Никейском соборе (787 г.). Окончательно ликвидированна с 842 г.

Православие

Время

События

IX в.

Деятельность Кирилла и Мефодия. Крещение Болгарии и Руси.

XI в.

Формирование русского монашества.

XIV в.

Поселение в Москве митрополита Петра. Развитие северного монашества. Сергий Радонежский.

1453 г.

Падение Константинополя. Идея: Москва – третий Рим. Филофей.

1469 г.

Разделение русской митрополии.

1589 г.

Учреждение патриаршества на Руси. Патриарх Иов. Патриарший период.

XVI в.

Спор иосифлян и нестяжателей.

XVII в.

Церковный раскол. Появление старообрядцев и различных сект (беспоповцы, хлысты, скопцы и т.д.)

1700 г.

Ликвидация патриаршества. Синодальный период.

1917 г.

Появление обновленцев. Избрание патриархом Тихона.

1918 г.

Отделение церкви от государства. Начало конфликта с советской властью.

1922 г.

Арест патриарха Тихона. Активизация обновленцев.

1927 г.

Раскол внутри РПЦ в связи с просоветской политикой местоблюстителя Сергия. Появление катакомбной церкви.

1943 г.

Встреча Сергия со Сталиным. Избрание Сергия патриархом. Улучшение отношений церкви и государства.

1945 г.

Патриарх Алексий I

1971 г.

Патриарх Пимен

1990 г.

Патриарх Алексий II

Католичество

Время

События

756 г.

Создание папской области в Италии

Х в.

Папство в зависимости от императоров. Клюнийское движение.

XI в.

Борьба папы Григория VII и императора Генриха IV. Гвельфы и гибеллины. Введение целибата. Запрет на покупку церковных должностей.

XII в..

Основан орден тамплиеров.

XIII в.

XIV в.

Авиньонское пленение пап. Появление антипап. Великая схизма. Разгром ордена тамплиеров Филиппом Красивым.

XV в.

Появление розенкрейцеров в Богемии и Германии

XVI в.

Контрреформация. Ужесточение инквизиции. Торквемада. Орден иезуитов. Игнатий Лойола.

XVIII в.

1870 г.

Светская власть церкви ликвидирована гарибальдийцами.

1870 г.

Провозглашены догматы о непогрешимости папы и непорочном зачатии девы Марии на I Ватиканском соборе.

1922 г.

Приход к власти фашистов в Италии и улучшение отношений церкви и государства.

1929 г.

Признание самостоятельности Ватикана.

Протестантизм

Лютеранство

Кальвинизм

Англиканство

Основатель

Мартин Лютер

Жан Кальвин

Король Генрих VIII

Текст

Книга согласия

Наставления в христианской вере

Книга общественного богослужения

Страна

Германия

Швейцария, Франция (гугеноты), Англия (пуритане), Шотландия (пресвитерианство)

Англия

Идеи

Человек не способен видеть всей своей греховности. Спасение не делами, а верой. Отказ от Св. Предания, целибата, монашества, таинств.

Божье предопределение. Невозможность повлиять на спасение. Спасение не зависит ни от дел, ни от веры. Богоизбранность определяется преуспеванием в профессии.

Как и в лютеранстве, но сохраняется иерархия и запрет на английскую Библию.

События

1517 г. 95 тезисов против индульгенций.

1521 г. отлучение Лютера от церкви.

Перевод на немецкий Библии.

Конфликт Лютера с Мюнцером (анабаптисты).

1555 г. протестантизм получил признание в Германии.

1533 г. отречение от католицизма.

Ввел мирской аскетизм для всех жителей. 1561 г. Варфоломеевская ночь. Начало войны.

1598 г. права гугенотов оговариваются в Нантском эдикте.

1685 г. начало гонений на гугенотов.

1789 г. восстановление прав гугенотов.

1534 г. парламент освободил английскую церковь от подчинения папе и провозгласил главой церкви короля.

1536 г. в Десяти пунктах вероучения изложены основы веры.

XVIII в. отделились методисты.

Афро-американские религии

Источник

Страна

Пантеон

Учение

Вуду

Дагомея

Гаити, США.

Лоа. Связь с другими лоа через лоа Легба. Злые лоа – Геде (Барон Самеди)

Одержимость хунганов и мамбо. Жертвоприношения животных. Состав человека: плоть, дух плоти, судьба, большой и малый ангел. Большой ангел после смерти становится лоа. Зомби.

Сантерия

Йоруба

Куба, Южная Америка, Мексика, США, Европа.

Ориша. Связь с другими ориша через ориша Элеггва.

Схоже с вуду

Пало майомбе

Конго

Куба, США.

Особая роль духов мертвых

Две ветви – христианская и некрещеная

Макумба (кимбанда)

Йоруба

Бразилия

Злые духи – эшу. Эшу Транка Руас.

Архаичный вариант умбанды

Умбанда

Йоруба

Южная Америка

Избегают общения с ориша, только с духами предков.

Большое влияние оказали идеи спиритизма. Животные в жертву не приносятся.

Кандомбле

Йоруба

Бразилия

Схожа с сантерией

Велика роль женщин. Наименее синкретична. Службы на африканском, а не португальском языке. Приносятся в жертву животные.

Ислам

Сунниты

Мухаммед. Почитание Мекки и Медины.

Маликиты

Консервативный толк

Ханифиты

Либеральный толк

Шафииты

Свободное толкование Корана

Ханбалиты

Фанатичный толк

Ваххабиты

XVIII в. Отказ от духовенства, культа Мухаммеда, святых мест. Аскетизм.

Шииты

Священное предание – ахбар. Культ мученников. Али. Хусейн. Вера в «скрытого имама». Почитание Эн-Наджаф и Кербелы (места захоронений Али и Хусейна)

Зейдиты

VIII в. Отрицание «скрытого имама», культа святых, догмата о предопределении и несотворенности Корана.

Исмаилиты

VIII в. Вера в переселение душ. Иносказательное толкование Корана. Отрицание обрядности. Влияние буддизма.

Карматы

Друзы

Нуйсариты

Вера в существование Св. Троицы – Али, Мухаммеда, Сальмана. Сходство с христианством.

Бахаизм

XIX в. Отказ от культовой и обрядовой стороны. Акцент на морально-этических нормах. Равенство женщины.

Хариджиты

Принципы демократии в общине. Выборность халифов. Нетерпимость к иноверцам. Жесткие порядки в общине.

НРД начала ХХ века.

Осноатели

Тексты

Идеи

Теософия

Елена Блаватская

Тайная Доктрина

Руководство развитием человечества Махатмами. Прохождение в процессе эволюции человечеством рас: лемурийцы, атланты и т.д. Сильное влияние идей буддизма.

Антропософия

Рудольф Штайнер

Антропософия,

Духовное водительство человечества.

Сходство с идеями теософии, но большее влияние христианства. Развитие антропософской педагогики, медицины.

Агни Йога

Елена и Николай Рерихи

Агни Йога

Сходство с идеями теософии, но поданных в более поэтичной форме.

Четвертый путь

Георгий Гурджиев и Петр Успенский

Встречи с замечательными людьми,

Рассказы

Вельзевула своему внуку, Четвертый путь.

Главная цель – осознанность. Психологические аспекты практики. Механистичность человека. Идея вечного возвращения. Саморазвитие в социуме.

Телемизм

Алистер Кроули

Книга Закона

«Делай что хочешь – вот весь закон». Магические и сексуальные практики. Влияние каббалы и оккультизма.

Учение Иванова

Порфирий Иванов

Детка

Воссоединение человека с природой. Закаливание холодом.

НРД второй половины ХХ века

Движение

Основатель

Тексты

Движения западной ориентации

Церковь Объединения

Сан Мен Мун

Божественный принцип

Семья

Дэвид Берг

Письма Мо,

Закон Любви

Церковь Последнего Завета

Виссарион (Сергей Тороп)

Последний завет

Белое Братство - ЮСМАЛОС

Мария Цвигун и Юрий Кривоногов

Учение о Фохате

Богородичный Центр

Вениамин Береславский

Родовой Поток,

Богородичное Лоно

Движения восточной ориентации

Культ Саи Бабы

Сатья Саи Баба

Трансцендентальная медитация

Махариши Махеш

Культ Ошо

Бхагаван Шри Раджниш (Ошо)

Оранжевая книга

Сахаджа Йога

Шри Матаджи Нирмала Дэви

Международное Общество Сознания Кришны

Свами Прабхупада

Бхагават Гита как она есть

Культ Шри Чинмоя

Шри Чинмой

Цветы моего сердца,

Медитация

Аум Синрике

Секо Асахара

Провозглашая себя Христом

Языческо-экологические движения

Бажовцы

Владимир Соболев

Культ Анастасии

Владимир Мегре

Звенящие кедры России

Новые Толтеки

Карлос Кастанеда

Учение Дон Хуана,

Сказки о силе

Сциентистские движения

Церковь Сайентологии

Лафайет Рон Хаббард

Дианетика,

Саентология

Оккультные движения

Церковь Сатаны

Ла Вей

Сатанинская Библия

Количество верующих в мире

Здравствуйте, дорогие школьники!

Сегодня у нас с вами довольно сложная тема. В начальной школе ее изучают в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и, вполне возможно, что учитель попросит вас подготовить доклад или сообщение для класса по теме «Основные мировые религии».

Предлагаю сегодня рассмотреть их подробнее и дать им краткую характеристику, чтобы иметь небольшое представление, чем дышит верующий народ. Постараюсь писать простыми словами, чтобы всем все было понятно. Ну а если все равно будет не понятно, то вы всегда можете задать вопрос в комментариях.

План урока:

Что есть религия?

Было их много, и каждый святой отвечал за свою сферу.

  • К одним богам обращались, чтобы пошёл дождь.
  • К другим – чтобы помог в борьбе с врагами.
  • Третьих просили о помощи в беде и болезни.

Так зарождалась религия – вера в сверхъестественного помощника, называемого Богом, и возможность обращаться к нему посредством молитв.

Время шло, верования людей менялись, зрели и объединялись в группы. Сегодня существует много религиозных движений, сторонниками которых могут быть сотни, а могут быть и миллиарды человек.

Каждое религиозное верование включает в себя:

  • нормы морали и этики;
  • правила поведения;
  • набор ритуалов и обрядов, при помощи которых обращаются к святыням, прося помощи в делах насущных.

На сегодняшний день в мире есть три основные религии. Все остальные верования – лишь ответвления от них с небольшими своими тонкостями. Самые важные жизненные постулаты сохраняются в любой религии.

Самая древняя религия — буддизм

Возникло буддистское религиозное течение в 6 веке до нашей эры в Индии.

История возникновение буддизма связывает с именем Сиддхартха Гаутамы.

Согласно древней легенде он в свои 29 лет ушёл из своего роскошного дома, когда увидел «правду жизни»:

  • старость в виде попавшегося на глаза дряхлого старика;
  • болезнь через повстречавшегося тяжело больного;
  • смерть из столкновения с похоронной процессией.

В поисках истины он размышлял и медитировал, осознавая неизбежность мириться с обязательными в жизни моментами. В результате он нашёл смысл существования всего, что нас окружает, и как говорят буддисты, стал просветлённым, поэтому был назван Буддой.

Найденной в глубине своего сознания истиной о судьбе человека, Будда стал делиться с окружающими – так возникла священная книга Типитака.

В ней перечислены все основные религиозные идеи буддизма:

  • страдания в жизни неизбежны; чтобы от них избавиться, нужно отречься от земных желаний, стремясь достичь нирваны – высшего состояния души;
  • человек сам определяет свою дальнейшую судьбу своими поступками, перерождаясь в другой жизни в новое живое существо, кем вы будете потом – зависит от того, как вы ведёте себя в этой жизни;
  • правильное поведение – это доброта и способность сострадать другим;
  • правильный жизненный путь – это честность;
  • правильная речь – это отсутствие лжи;
  • правильное действие – не вредить ничему живому, не воровать и не иметь вредных привычек;
  • правильное обучение – осознание, что всего можно добиться, если приложить усилия.

Сегодня буддизм поддерживают в разных странах более 500 миллионов человек.

Буддисты Азии, Дальнего Востока, Лаоса, Тайланда, Шри-Ланки и Камбоджи всё своё свободное время посвящают медитации в монастырях, пытаясь достичь этого самого высшего состояния и освободиться от жизненных оков.

Буддистская штаб-квартира располагается в Бангкоке. Представители этой религии в качестве святынь выбирают божественные статуи, к которым возлагают цветы.

Учёные-культурологи считают, что, не поняв буддизма, нельзя понять и великую культуру восточных народов Индии, Китая, Тибета и Монголии. Присутствует буддизм и в России, вы можете пообщаться с его поклонниками в Калмыкии или Бурятии.

Это интересно! Название буддистских канонов «Типитака» значит «тройная корзина», что обычно трактуют как «три корзины закона». Учёные полагают, что возможно священные тексты правил, написанные в древности на листьях пальм, хранились в плетёных корзинах.

Христианская религия

Родиной христианства является Палестина- бывший восток Римской империи.

Появившееся в 1 веке религиозное движение обращалось ко всем униженным, которые искали справедливости, с предложением обратиться за помощью к Богу в надежде избавиться от всего плохого. Возникновение христианской религии связывают с проповедями Иисуса Христа, рождение которого было предсказано деве Марии.

Когда ему исполнилось 30 лет, посланник Бога вышел в люди, чтобы проповедовать святое слово, донося до народа идеи трудолюбия, мира и братства, осуждая богатство и превознося духовное над материальным. Еврейское имя Иисуса – Иешуа, переводится оно как «спаситель», которому суждено было пострадать за грехи всех христиан.

Основа христианской религии – вера в ангелов и демонов, загробную жизнь, страшный суд и конец Света.

Святая книга христианской религии – Библия, в которой записаны все основные десять правил — заповедей, соблюдение их для каждого верующего христианина – цель в жизни.

Самая главная из них – любить Бога как самого себя. Есть здесь и правила не воровать и не лгать, трудиться и почитать родителей.

В 1054 году христианская церковь раскололась на православных (восток) и католиков (запад), а позже, в 16 веке, появились протестанты.

Больше всего православных проживает в России, Белоруссии, Греции, Молдавии, есть они среди канадцев и американцев. Католицизм распространён в Португалии, Франции, Испании, Италии, Германии.

Сегодня в христианской религии около 2 миллиардов верующих.

Это самая крупная религия в мире по количеству последователей и по географии – в каждой стране есть, пусть даже маленькая, христианская община.

Все христиане, и православные, и католики, посещают церковные храмы, проходят процедуру крещения и искупляют свои грехи через молитвы и соблюдение постов.

Самая молодая религия — ислам

Самая молодая по возрасту мировая религия появилась у арабов Аравийского полуострова в 7 веке и переводится как «покорность».

Но молодая — не значит, что в ней мало верующих – сегодня среди последователей ислама около 1,5 миллиарда человек из почти 120 стран мира. Идеи ислама принёс в народ родившийся в Мекке Муххамед, заявивший, что он – избранник Аллаха (бога исламистов) для проведения его проповедей в жизнь.

Священное писание мусульман – так называют тех, кто избрал своей религией ислам – Коран, куда и вошли все проповеди Мухаммеда.

Исламская святыня – мечеть, куда верующие приходят для того чтобы помолиться 5 раз в день. Многие исследователи считают, что молодой ислам всю основу взял из христианской Библии, добавив арабских традиций: здесь тоже есть страшный Божий суд и демоны, рай и сатана.

По мусульманскому Корану человек живёт, чтобы пройти все жизненные испытания, служа Аллаху и готовясь к загробной жизни. Самыми тяжкими грехами в исламе считаются азартные игры и пьянство, а также ростовщичество (это когда дают в долг и требуют вернуть его в большем размере, начисляя проценты).

А ещё истинные мусульмане ни в коем случае не едят свинину. Особо внимательно мусульмане относятся к соблюдению постов в месяц Рамадан, когда не разрешается в светлое время даже крошки еды.

Есть у ислама религиозный закон, называемый Шариатом, суд которого иногда никак не укладывается в условия современности – за тяжкие грехи и нарушение Корана мусульмане забивают камнями до смерти, за мелкие проступки колотят палками. Такие наказания ещё сохранились в некоторых районах исламских государств.

Что объединяет три мировые религии

Как бы ни были названы три религии, характеристику которым мы дали сегодня, чем бы они не отличались в обрядах, святынях и вере, все они, вместе взятые, устанавливают человеческие нормы морали и правила поведения, запрещая причинять боль и вред всему живому, прибегать к обману, вести себя неуважительно по отношению к окружающим.

Любая из мировых религий учит терпимости, призывает быть милосердными и относиться к людям с добром.

Делясь добром, никто не станет нищим,

Сторицей возвратится всё назад.

Кто делает наш мир светлей и чище,

Тот станет сам от доброты богат.

На сегодня всё. Прощаюсь с вами с пожеланиями быть добрее друг к другу.

Успехов в учебе!

Евгения Климкович.