Отказ от процедуры по 223 фз. Можно ли отказаться от заключения договора? Возможно ли отказаться от заключения договора после запроса котировок

В настоящее время 223-ФЗ не содержит порядок действий, если принято решение об отказе от проведения закупки. При этом порядок каждый заказчик сам должен прописать в (ч. 6 ПП № 908 от 10.09.2012). В п. 31 Постановления сказано, что бумага об отказе от процедуры, в том числе и отмена аукциона по 223-ФЗ, должна сопровождаться датой принятия решения и его основанием.

То есть для начала покупатель должен выявить причину, из-за которой процедура будет отменена.

Отказ от проведения закупки по 223-ФЗ после 01.07.2018 будет регулировать непосредственно 223-ФЗ.Так, вступят в силу ч. 5-7 ст. 3.2 закона — об отмене конкурентной закупки. В них закрепляется, что организатор торгов имеет право отменить конкурентное предложение по одному или нескольким пунктам до окончания срока приема предложений.

С 01.07.2018 начинает действовать п. 23 ст. 3.2 о том, что если заказчиком принято решение об отмене конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, оператор ЭТП не направляет заказчику заявки участников.

Давайте рассмотрим вариант, как проходит отмена торгов по 223-ФЗ на примере Положения о закупках ООО «ЖКС г. Петродворца». Отменить процедуру этот заказчик может в любой момент со дня публикации извещения в ЕИС (раздел 8). При этом в самом извещении устанавливается срок, до которого данное действие возможно: 5 дней до даты окончания подачи заявок для конкурсов и аукционов и 1 день — для запросов котировок и предложений. В более короткий срок отмена возможна только при форс-мажорных обстоятельствах.

В аналогичном документе ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром тоже предусмотрена подобная возможность. Порядок здесь зависит от вида процедуры (конкурс, запрос предложений и т. д.).

Интересно, что в обоих случаях не конкретизируется содержание документа об отказе от проведения процедуры и отсутствует перечень возможных для этого оснований.

Если же обратиться к закупочной документации, например, к извещению № 31806249541 от 16.03.2018 о проведении запроса котировок «ЖКС г. Петродворца», то здесь мы увидим, что покупатель оставляет за собой право отказаться от процедуры в любое время. Речи об основаниях также не идет.

При этом вышеупомянутый заказчик в извещение об отмене закупки по 223-ФЗ все же включил все необходимые сведения.

Принять решение

Какой бы ни была причина отказа, заказчик должен ее задокументировать. Форма подобной бумаги также нигде не регламентируется, однако она должна содержать данные, речь о которых шла выше (дата и основание).

Протокол отмены закупки по 223-ФЗ: образец в 2019 году

Разместить решение о прекращении приема заявок

Важную роль здесь играет дата принятия решения, т. к. относительно нее рассчитывают срок публикации этих сведений в ЕИС, после которой процедура официально считается отмененной. Так, в п. 8.4 Положения о закупках «ЖКС г. Петродворца» сказано, что разместить решение в ЕИС и довести информацию до всех участников необходимо в день его принятия.

После 01.07.2018 ч. 6 ст. 3.2. регулирует, что намерение об отмене конкурентной процедуры публикуется в ЕИС в день его принятия. В ситуации, когда невозможно отменить процедуру до окончания приема заявок, до подписания договора за заказчиком остается право на отказ от определения поставщика, но исключительно при возникновения обстоятельств непреодолимой силы, согласно гражданскому законодательству.

При необходимости заказчик вместе с документом, содержащим сведения об отмене торгов, может разместить в ЕИС и другие файлы в электронном виде (изменения, протоколы и т. д.), в т. ч. само решение (п. 31 ПП № 908).

Перед публикацией вышеуказанных документов их необходимо подписать усиленной квалифицированной подписью, принадлежащей уполномоченному представителю покупателя.

Ответственность за нарушения порядка

За неразмещение информации об отказе от проведения тендера организатору грозит штраф в соответствии с ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Для должностных лиц установлена сумма от 30 000 до 50 000 руб., а для юридических — от 100 000 до 300 000 руб.

При рассмотрении похожего дела № А60-12845/2015 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес решение № 17АП-8873/2015-АК, согласно которому размер взыскания был снижен до 50 000 руб. для должностного лица, т. к. заказчик нарушил статью частично — не указал основание принятого решения в опубликованном документе.

Дата: 28.08.2018

В практике осуществления закупок для государственных (муниципальных) и корпоративных нужд могут возникать ситуации, когда заказчику по тем или иным причинам нужно отказаться от своих планов по осуществлению конкретной закупки уже после завершения закупочной процедуры и определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Эта ситуация относится к конкурентным закупкам, отношении неконкурентных закупок она является неактуальной - заказчик оставляет за собой естественное право «передумать» вплоть до момента подписания договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В законодательстве о контрактной системе случаи, условия и порядок такого отказа прописаны достаточно четко - например, устанавливается, что отказ заказчика от заключения контракта с победителем конкурентной закупки осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, установленным в документации о закупке, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия данным требованиям 1 .

А вот в 223-ФЗ, который, как известно, по сравнению с 44-ФЗ носит в большей степени рамочный характер (хотя с течением времени закон становится все более и более детальным), аналогичных конкретных норм не содержится. Вернее, не содержится вообще никаких норм, которые были бы как-то связаны с отказом заказчиков от закупки. Таким образом, определение «правил игры», связанных с отказом от заключения договора, фактически целиком отдается на откуп самим заказчикам - предполагается (хотя нигде формально и не требуется), что такие правила они установят в своих положениях о закупке. Поэтому, скажем, поставщикам, желающим знать эти правила или желающим понять, был ли отказ заказчика от закупки правомерен, необходимо знакомиться с содержанием именно этих документов конкретных заказчиков. Самим же заказчикам необходимо очень тщательно относиться к изложению этих правил в своих положениях о закупке, чтобы в своих интересах максимально учесть все возможные ситуации.

Так, например, ОАО «НКО Роснефть» 2 установила для себя возможность «отказаться от заключения договора по результатам процедуры закупки без обязательств по компенсации убытков участникам закупки, за исключением случаев, прямо установленных действующим законодательством Российской Федерации для проведения торгов». Отметим, что в 223-ФЗ никаких таких случаев пока не установлено, ничего не говорится о таких случаях и в федеральном законодательстве о защите конкуренции 3 .

А вот в гражданском законодательстве такие случае прописаны, и напомним, что заказчики по 223-ФЗ обязаны руководствоваться этим законодательством 4 . В частности, в нем содержится норма о том, что «если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора», а «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения» 5 .

В законе (то есть в 223-ФЗ) ничего «иного» не установлено, следовательно, требование о подписании протокола, имеющего силу договора, в день проведения аукциона или конкурса должна применяться. И вообще, если заказчик проводит торги, то от заключения договора ему, как говорится, не отвертеться. Но какие способы закупки считаются торгами?

В соответствии с гражданским законодательством торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом 6 . До недавнего времени других форм торгов законодательство в отношении закупок по 223-ФЗ не предусматривало, поэтому если речь не шла о конкурсе или аукционе, то заказчики могли достаточно свободно отказываться от заключения договора с победителем закупки (см. вышеприведенный пример с ОАО «НКО Роснефть»). При этом суды считали, что отказ заказчика от заключения договора неправомерен, только если речь шла о результатах торгов или по крайней мере о применении способов закупки, порядок проведения которых отвечал признакам торгов 7 , а также в случае, если возможность отказа от заключения договора не была предусмотрена в положении о закупке8.

Однако согласно последним изменениям в 223-ФЗ торгами стали считаться не только конкурс и аукцион, но и запрос котировок, и запрос предложений 9 . Более того, теперь в 223-ФЗ введена норма, согласно которой договор по результатам любой конкурентной закупки должен быть заключен не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (в случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством РФ заключения договора или в случае обжалования в ФАС действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки) 10 . При этом положения заказчиков должны быть приведены в соответствие с этими изменениями до 01.01.2019 11 . Таким образом, после указанного срока возможности заказчиков по отказу от заключения договора с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным по результатам любой конкурентной закупки, будут очень ограниченными - под обязательность заключения договора, установленную гражданским законодательством 6 , не подпадают лишь конкурентные закупки, которые не являются торгами (например, запрос цен). Напомним, что в соответствии с новациями 223-ФЗ конкурентная закупка обладает следующими «конкурентными» признаками 12:

  1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
    • путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
    • посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке (проводится в случаях, когда сведения о закупке составляют государственную тайну и др.);
  2. Обеспечивается конкуренция между участниками закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых участниками.

Вместе с тем, в самом 223-ФЗ сейчас установлено, что после истечения срока подачи заявок и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. 13

Примечательно, что и в сравнительно новых редакциях положений о закупке некоторых заказчиков можно встретить нормы, позволяющие им отказываться от заключения договора в самых различных случаях. Например, в редакции стандарта (положения) о закупке Госкорпорации «Росатом» от 23.06.2018 мы видим норму о том, что заказчик не вправе отказаться от заключения договора по результатам конкуретной закупки, за исключением случаев, предусмотренных стандартом и законодательством РФ, но одновременно в стандарте говорится и о том, что заказчик вправе принять решение об отказе от заключения договора в соответствии с законодательством РФ в следующих случаях:

  1. Изменение финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке;
  2. Изменение потребности в продукции, в том числе изменение характеристик продукции, при наличии утверждения таких изменений руководителем заказчика;
  3. При возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность закупки;
  4. Необходимость исполнения предписаний антимонопольного органа и/или рекомендаций арбитражного комитета заказчика и/или иного уполномоченного контролирующего органа;
  5. Изменение законодательства РФ, нормативных правовых актов, издание актов федеральных органов исполнительной власти, влияющих на возможность и/или целесообразность проведения закупки.

Фразу «в соответствии с законодательством РФ» в данном примере можно вероятно толковать как «если проведенная закупка не была торгами», хотя четко как у ОАО «Роснефть» это не обозначено.

Так что можно предположить, что на практике заказчики при модификации своих положений о закупке так или иначе будут пытаться сохранить свое право по разным причинам отказываться от заключения договора с победителем конкурентной закупки, а это в свете нового правового контекста станет предметом споров между ними, участниками закупки и контролирующими органами.

Также укажем, что на практике отказ заказчика от заключения договора может означать его стремление таким образом изменить результаты закупки. И здесь не следует путать отказ от заключения договора (то есть полное прекращение закупочной процедуры) с пересмотром итогов закупки (изменение протоколов, «перевыборы» победителя и т.д.). Такой пересмотр результатов будет противоречить законодательству в части принципов закупки, а скорее всего, и положению о закупке самого заказчика - тем самым будет нарушаться требование федерального законодательства о защите конкуренции, запрещающее нарушать установленный порядок определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений 14 . После такого отказа (если он все-таки допустим) заказчик может, внеся изменения в план закупок, начать процедуру новой закупки (или нескольких новых закупок) с самого начала, или может вообще больше ее не проводить.

В заключение хотелось бы отметить, что все вышесказанное касается, конечно, только тех случаев, когда заказчику не в чем упрекнуть победителя закупки. Нередко в положениях о закупке также предусмотрены случаи, когда отказ заказчика от заключения договора может происходить из-за «косяков» победителя. Например, в положении о закупке Дальневосточного федерального университета установлено, что после определения участника, с которым должен быть заключен контракт, заказчик в срок, предусмотренный для заключения контракта, вправе отказаться от заключения контракта с таким участником в следующих случаях: 1) установления факта проведения ликвидации участников закупки - юридических лиц или принятия арбитражным судом решения о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротами и об открытии конкурсного производства; 2) приостановления деятельности участников закупки в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях; 3) предоставления участниками закупки заведомо ложных сведений, содержащихся в представленных ими документах. Также очевидной причиной для такого отказа может быть случай, когда победитель закупки не предоставил требуемое обеспечение исполнения договора (если оно предусмотрено по условиям закупки) или предоставил его с нарушением установленных требований. Данный подход, конечно же, вполне разумен и вряд ли может быть уязвим с правовой точки зрения - напомним, что такой же подход применяется и в законодательстве о контрактной системе (см. выше).

1 Ч. 9 ст. 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2 Здесь и далее сведения о содержании положений о закупке конкретных заказчиков взяты из положений о закупке, размещенных в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).

3 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4 Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

5 Ч. 6 ст. 448 ГК РФ.

6 Ч. 4 ст. 447 ГК РФ.

7 См., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.07.2016 № Ф05-8512/2016 по делу № А40-163328/15.

8 См., например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.12.2014 № Ф09-8172/14 по делу № А34-1410/2014; Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016 № 11АП-11218/2016 по делу № А7

9 П. 1 ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

10 Ч. 15 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

11 Ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

12 Ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

13 См. ч. 3 ст. 401 ГК РФ и п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

01.07.2016


В практике осуществления закупок для государственных (муниципальных) и корпоративных нужд могут возникать ситуации, когда заказчику по тем или иным причинам нужно отказаться от своих планов по осуществлению конкретной закупки. В законодательстве о контрактной системе случаи, условия и порядок такого отказа прописаны достаточно четко - например, устанавливается, что при запросе котировок заказчик может отменить закупку не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок; с момента размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС 1) извещения запрещается отменять закупку, осуществляемую через запрос предложений, и т.д. 2 . Кроме того, заказчик вправе отказываться от осуществления закупки и на более раннем этапе - еще до размещения в ЕИС извещения. Для этого ему необходимо не позднее, чем за 10 дней до размещения в ЕИС извещения внести в установленном порядке изменения в план-график закупок 3 .

А вот в 223-ФЗ, который, как известно, по сравнению с 44-ФЗ носит в большей степени рамочный характер, аналогичных конкретных норм не содержится. Вернее, не содержится вообще никаких норм, которые были бы как-то связаны с отказом заказчиков от закупок. Единственное ограничение, которое можно встретить в касающейся 223-ФЗ федеральной нормативно-правовой базе, говорит только о том, что если заказчик собирается внести изменения в план закупки (в том числе и отменить закупку), которая осуществляется через конкурс или аукцион, то он обязан сделать это в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений 4 . Таким образом, определение «правил игры», связанных с отменой закупок, фактически целиком отдается на откуп самим заказчикам - предполагается (хотя нигде формально и не требуется), что такие правила они установят в своих положениях о закупке. Поэтому, скажем, поставщикам, желающим знать эти правила или желающим понять, был ли отказ заказчика от закупки правомерен, необходимо знакомиться с содержанием именно этих документов конкретных заказчиков. Самим же заказчикам необходимо очень тщательно относиться к изложению этих правил в своих положениях о закупке, чтобы в своих интересах максимально учесть все возможные ситуации.

Рассматривая возможности отказа заказчика от закупки по 223-ФЗ, необходимо различать три возможные ситуации:

  1. отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения в ЕИС извещения;
  2. отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС извещения;
  3. отказ заказчика от заключения договора. Уточним, что во втором случае отказ происходит до подведения итогов определения победителя, а в третьем - уже после определения такого победителя.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС

Такой отказ является для заказчика наиболее «легким». Для его реализации достаточно исключить ставшую ненужной закупку из плана.

Но нужно отметить, что вопрос о необходимости внесения изменений в план закупки в случае, когда заказчик передумал осуществлять закупку, является дискуссионным. В соответствии с 223-ФЗ заказчик обязан заключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с планом закупки за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций 5 - иных норм, «привязывающих» фактическую закупочную деятельность заказчика к плану закупки в законодательстве нет.

Иными словами, если речь не идет о ликвидации последствий внезапного землетрясения и т.п., то заказчик вправе заключать договор на закупку товаров, работ или услуг только при условии наличия соответствующих сведений о данной закупке в плане закупки. Поэтому, например, если заказчик намерен осуществить новую закупку, сведений о которой нет в плане, или осуществить закупку большего объема, в другие сроки, на большую сумму и т.д., то он должен внести соответствующие изменения в план, чтобы иметь правовые основания для заключения договора. Если же наоборот «передумавший» заказчик не заключает договор для осуществления той или иной закупки, сведения о которой продолжают присутствовать в плане закупки, то законодательство здесь не нарушается. Отметим, что такой же вывод о необязательности внесения изменений в план закупки в случае отказа от нее заказчика равно относится и к другим видов отказа (см. ниже). Но, тем не менее, учитывая дискуссионность этого момента, заказчику все-таки рекомендуется по возможности исключать закупку, от которой он намерен отказаться, из плана закупок.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения извещения в ЕИС

Выборочный анализ положений о закупке показывает, что нередко заказчики устанавливают право принимать решение об отказе от проведения процедуры закупки «в любой момент». Конечно, это весьма удобная для заказчика формулировка.

Например,
именно такая норма закреплена в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» в отношении всех способов закупки, кроме конкурса и аукциона (запрос предложений, запрос цен, конкурентные переговоры, редукцион, мелкая закупка). Что же касается конкурса и аукциона, то в положении говорится, что такое решение тоже может быть принято заказчиком, но в срок, который установлен заказчиком в извещении о конкретной закупке. Отметим, что согласно данным ЕИС, ни конкурса, ни аукциона данный заказчик на момент подготовки статьи (май 2016 г.) в рамках 223-ФЗ никогда не проводил, поэтому в его случае на практике пока работает только норма «в любой момент».

Бывают и более «простые» решения.

Например,
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства в своем Положении о закупке установило, что «заказчик оставляет за собой право отказаться от закупки в любое время до подведения итогов закупки без объяснения причин, не неся при этом никакой ответственности перед любыми лицами, которым такое действие может принести убытки».

Иногда заказчик может конкретизировать случаи и условия отказа от проведения процедуры закупки.

Например,
в Положении о закупке Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» говорится, что при проведении конкурса заказчик вправе принять решение об отказе от его проведения конкурса в любое время до даты окончания срока подачи заявок, но кроме того он также может принять такое решение в любое время до даты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в случае: 1) отсутствия соответствующего финансирования/софинансирования; 2) если отпала необходимость в закупаемых товарах, работах (услугах); 3) существенного изменения обстоятельств, из которых заказчик исходил при объявлении конкурса, в том числе изменения рыночной конъюнктуры, настолько, что если бы заказчик мог это разумно предвидеть, то конкурс не был бы объявлен либо был бы объявлен на значительно отличных условиях. Аналогичная норма также действует и в отношении других предусмотренных положением конкурентных способов закупки - аукциона и запроса котировок. Обратим внимание, что замысловатость подобных формулировок в принципе может позволять заказчику отказаться от проведения процедуры закупки, если по окончании приема заявок реальным претендентом на победу в ней оказывается участник, который по тем или иным причинам заказчика не устраивает.

Но встречаются и более строгие правила.

Например,
в Положении о закупке муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 комбинированного вида» (г. Петропавловск-Камчатский) мы видим однозначные и четкие ограничения - от проведения конкурса, аукциона и запроса котировок цен (положение предусматривает использование только этих 3 конкурентных способов закупки) заказчик может отказаться не позднее, чем за 3 дня до срока подачи заявок.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение действий заказчика, которые предусматриваются положениями о закупке в случае принятия им решения об отказе от проведения процедуры закупки. Как правило, в положениях в таком случае предусматривается размещение в ЕИС соответствующего извещения.

Например,
в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» говорится, что такое извещение должно быть размещено в ЕИС (а также на сайте самого заказчика) в течение 3-х календарных дней со дня принятия решения, но обязательно до срока окончания подачи заявок.

А вот
Дальневосточный федеральный университет согласно своему положению о закупке должен разместить такое извещение только в ЕИС, но в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения. Кроме того, дополнительно этот заказчик должен направить по электронной почте уведомления об этом решении всем подавшим заявки участникам закупки в течение 3 рабочих дней со дня размещения в ЕИС извещения об отказе от проведения закупки. При этом в положении отдельно указывается, что заказчик не несет ответственности в случае, если участники закупки или иные лица не ознакомятся с извещением об отказе от проведения закупки.

Но несмотря на то, что заказчики на практике могут вкладывать в свои положения о закупке самое различное содержание, им необходимо помнить о том, что существует еще и гражданское законодательство, которое также регулирует проведение торгов (конкурсов и аукционов). Кроме того, и в 223-ФЗ говорится о том, что заказчики в числе прочего должны руководствоваться ГК РФ 6 . И этим законодательством, в частности, установлено, что «если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса» 7 . Поэтому если заказчик хочет обеспечить себе возможность отказа от проведения процедуры аукциона или конкурса «позднее», чем в указанные сроки, то ему необходимо обязательно указывать «сокращенные» сроки в извещении об их проведении.

Также отметим, что обычно в случае отказа от проведения процедуры закупки заказчик предусматривает свою обязанность в тот или иной срок вернуть участникам закупки поданные им заявки. Хотя встречаются положения о закупке и без такой нормы.

Конечно, интерес заказчика заключается в том, чтобы иметь как можно больше свободы в возможностей для отказа от закупки после размещения извещения в ЕИС, и, как мы видим, законодательство дает ему здесь достаточно такой свободы. Поэтому оптимальным вариантом может быть установление в положении о закупке правила, согласно которому он может отказаться от проведения процедуры закупки в любой момент до подведения ее итогов, а при проведении конкурса или аукциона - в срок, обозначенный в извещении о закупке. При этом в извещении о проведении конкурса или аукциона также можно указывать, что отказаться от их проведения заказчик вправе в любой момент до подведения их итогов.

Отказ заказчика от заключения договора

В своих положениях о закупке заказчики могут обозначать и свое право отказываться от заключения договора и после определения победителя закупочных процедур.

Так, например,
то же самое ОАО «НКО Роснефть» установило для себя возможность «отказаться от заключения договора по результатам процедуры закупки без обязательств по компенсации убытков участникам закупки, за исключением случаев, прямо установленных действующим законодательством Российской Федерации для проведения торгов». Отметим, что в 223-ФЗ никаких таких случаев пока не установлено, ничего не говорится о таких случаях и в федеральном законодательстве о защите конкуренции 8 .

А вот в гражданском законодательстве такие случае прописаны. В частности, в нем содержится норма о том, что «если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора», а «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения» 9 .

Рассмотрим сначала первую часть данной нормы. В 223-ФЗ ничего не говорится про порядок оформления результатов проведения торгов, следовательно, требование о подписании протокола, имеющего силу договора, в день проведения аукциона или конкурса должна применяться. С другой стороны, в 223-ФЗ опять же не установлено, что заключение каких-то договоров возможно только через торги (в отличие от 44-ФЗ, где прямо прописаны товары, работы и услуги, для закупки которых заказчик обязан проводить торги в виде электронного аукциона 10), поэтому положение о судебном понуждении заказчика заключить договор здесь не действует. Но тем не менее, если заказчик после подведения итогов конкурса или аукциона откажется вступить в договорные отношения с их победителем, то тем самым часть рассматриваемой нормы гражданского законодательства будет все-таки нарушена. Да, не случайно заказчики, работающие по 223-ФЗ не очень любят конкурсы и аукционы - по ним существуют много разных «обременений».

На практике отказ заказчика от заключения договора может предусматриваться им в своем положении о закупке только в случае применения конкретного способа закупки.

Например,
в положении о закупке Дальневосточного федерального университета такой отказ предусмотрен только в случае применения запроса котировок - «заказчик вправе принять решение, что договор по результатам проведения запроса котировок не заключается, направив отказ от заключения договора в адрес победителя в течение 3 дней с момента подведения итогов закупки». Отметим, что данная норма никак не противоречит требованиям гражданского законодательства - ведь запрос котировок не является торгами (конкурсом или аукционом) 11 .

Таким образом, опять же с точки зрения интересов заказчика, оптимальным вариантом для него является установление в своем положении о закупке правила, согласно которому он вправе отказаться от заключения договора после подведения итогов процедуры закупки за исключением случаев проведения конкурса или аукциона.

Следует отметить, что на практике в положениях о закупке может встречаться норма об указании в документации о закупке сведений о праве заказчика отказаться от проведения процедуры закупки и/или от заключения договора. Безусловно, наличие такой нормы является важным предупреждением для потенциального участника закупки, хотя указание таких сведений не включено в 13 информационных позиций, наличие которых в документации о закупке требуется самим федеральным законодательством 12 .

Также нужно упомянуть, что заказчику не следует путать отказ от процедуры проведения закупки или отказ от заключения договора (то есть полное прекращение процедуры) с пересмотром итогов закупки (изменение протоколов, «перевыборы» победителя и т.д.). Такой пересмотр будет противоречить законодательству в части принципов закупки 13 , а скорее всего, и положению о закупке самого заказчика - тем самым будет нарушаться требование федерального законодательства о защите конкуренции, запрещающее нарушать установленный порядок определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений 14 . После такого отказа заказчик может, внеся изменения в план закупок, начать процедуру новой закупки (или нескольких новых закупок) с самого начала, или может вообще больше ее не проводить.

1 www.zakupki.gov.ru

2 Ст. 36 и ч. 5 ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 П. 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

4 П. 9 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.

5 Ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6 Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

7 Ч. 4 ст. 448 ГК РФ.

8 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

9 Ч. 6 ст. 448 ГК РФ.

10 Ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 Ч. 4 ст. 447 ГК.

12 Ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  • On 20.02.2018
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, Гособоронзаказ, Запрос предложений, Конкурс, Процедура закупки, Статьи, ФАС, Электронный аукцион

Иногда в закупках по 223-ФЗ случаются отказы от заключения договора со стороны заказчика. Причина обычно в том, что изменились обстоятельства, и объект стал не нужен. Бывают и иные случаи, когда, казалось бы, логично отказаться от продолжения процедуры. Сегодня рассмотрим, насколько это правомерно.

Что говорит законодательство

В законе о госзакупках четко прописано, при каких обстоятельствах и по чьей инициативе может быть расторгнут государственный контракт. В отличие от него, 223-ФЗ не содержит специальных норм о расторжении договоров . Поэтому руководствоваться необходимо Гражданским кодексом.

Однако пункт 5 статьи 448 ГК РФ ставит под сомнение саму возможность отказаться от договора с победителем торгов. В этой норме сказано, что в таком случае вторая сторона может добиться его заключения через суд .

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Итак, в Гражданском кодексе прямо указано, что победитель торгов может обратиться в суд и понудить заказчика к заключению договора. Также он вправе потребовать возмещения понесенного в связи с этим ущерба.

Это же подтверждает и практика ФАС. Ярким примером является решение Московского УФАС в отношении Корпорации «Комета», которая отказалась заключать договор с победителем закупки. Антимонопольный орган признал компанию нарушившей часть 1 статьи 3 закона 223-ФЗ. В предписании содержалась обязанность заказчика заключить спорный договор . Поддержали ФАС и суды.

В этом примере заказчику пришлось заключить договор с победителем закупки. Но дело могло на этом не закончиться. Например, информация о заказчике могла быть передана в правоохранительные органы с целью проверки на .

В то же время из положений нормы не следует, что при проведении закупки в иных формах, помимо торгов (то есть конкурсов и аукционов ), у заказчика пропадает обязанность по заключению договора с победителем. На это обращает свое внимание Московское УФАС в решении от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15. Победитель запроса предложений на заказчика, который отказался заключать с ним договор, и нашел поддержку.

Что делать заказчику

Чтобы снизить вероятность подобного развития событий, заказчику следует корректно прописать в своем Положении о закупке то, в каких случаях и в какие сроки процедура может быть прекращена после открытия заявок. Это снизит риск быть привлеченным к ответственности за нарушение процедуры закупки. Однако от подозрений в коррупции это, конечно же, не убережет.

Далее в извещении и закупочной документации каждой процедуры необходимо указывать, что заказчик имеет право при определенных обстоятельствах отказаться от ее проведения . В том числе и когда победитель уже выбран.

Включение таких положений в документацию увеличит шансы заказчика на победу в случае возникновения спора, однако не гарантирует этого.

Решение, которые принимали органы ФАС

Иногда в подобных ситуациях контролирующие органы принимали неоднозначные решения. В частности, известен случай, когда ФАС встала на сторону поставщиков и едва не заставила заказчика нарушить закон.

Закупалась продукция в рамках гособоронзаказа. В тот период, когда заказчик уже вскрыл заявки, но еще не выбрал победителя, изменилось законодательство . Закупочная документация заказчика была разработана без учета этого изменения. В связи с этим он принял решение отказаться от закупки и привести свои документы в соответствие с новым требованием закона. Однако в ФАС этого не оценили. Заказчику предписали

Бывает, что закупка в рамках корпоративного заказа проведена, победитель определен, но заказчик поменял планы. Объект закупки перестал быть нужным либо требования к нему серьезно изменились. В любом случае заключать договор заказчику невыгодно. Может ли он от этого отказать?

Рамочный закон 223-ФЗ не содержит положений об особенностях отказа от заключения контракта в одностороннем порядке. А значит, в этих вопросах следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса. Из них следует, что в случае отказа от заключения контракта решение заказчика можно обжаловать. Это подтверждает и практика антимонопольных органов.

Так, в одном из решений Московского УФАС заказчику, отказавшемуся после проведения торгов от контракта, было предписано завершить процедуру. А именно заключить контракт с тем поставщиком, который победил на торгах. Эта позиция нашла поддержку и в Арбитражном суде Москвы. В итоге заказчику заключить договор пришлось, однако могло быть и хуже. Например, информация о заказчике могла быть передана в правоохранительные органы для проверки его участия в сговоре.

Таким образом, отказавшись от контракта, заказчик может быть не только принужден к его заключению, но и заподозрен в коррупции. Поэтому в Положении о закупке необходимо грамотно и корректно прописать основания, сроки и процедуру отказа от продолжения закупки и от заключения контракта. Кроме того, в документации и извещении каждой закупки следует указывать на то, что заказчик имеет право на отказ в одностороннем порядке в соответствии со своим Положением. Четкие правила и точное их соблюдение подтвердят, что заказчик действовал чисто. Хотя от подозрений и возможных проблем такое поведение все равно не убережет.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Значит ли это, что заказчик обязан в любом случае заключать договор с победителем закупки по 223-ФЗ? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно - слишком много нюансов. Единой позиции нет даже у контролирующих органов. В своей практике они принимали разные решения.

Например, позиция Минэкономразвития такова. Если поставщик был определен не в результате торгов, а Положение о закупке заказчика предусматривает возможность отказа, то не заключать договор с победителем правомерно (письмо от 25.04.2016 № Д28и-1013). Из этого следует, что если процедура содержала признаки торгов, то отказываться от заключения договора с победителем нельзя. Вывод подтверждается решение Московского УФАС от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16. А в решении от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15 тот же орган формулирует свою позицию так: отказываться от заключения договора с победителем закупки неправомерно.

Однако во многих случаях отказ от заключения контракта следует не просто так - для этого есть основания, причем весьма веские. Например, в своем решении от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15 Московское Управление ФАС указало следующее. Если сделка является для заказчика крупной, а он не получил согласия собственника, то отказ от заключения контракта правомерен.

Но порой ФАС может признать незаключение контракта нарушением и при наличии оснований. В подтверждение приведем такой случай. Заказчик по гособоронзаказу отказался от продолжения процедуры до определения поставщика, но после вскрытия конвертов. Свои действия он мотивировал тем, что в этот период изменилось законодательство об оборонном заказе. А поскольку проект договора в закупочной документации поправки не учитывал, то заказчик решил привести его в соответствие с новыми требованиями. Однако ФАС признала его действия неправомерными и предписала продолжить закупку с той стадии, на которой она остановилась. То есть вернуться к моменту выбора победителя и заключить с ним договор.

Правда, контракт по этой закупке так и не был заключен, и причиной того стал недосмотр самого контролирующего органа. В предписании не было сказано, что заказчик должен был дать участникам возможность предоставить новые документы, подтверждающие обеспечение заявки. Рассмотрение жалобы заняло определенное время, да и сам заказчик не торопился исполнять предписание ФАС. К тому моменту, когда закупка была возобновлена, истек срок действия обеспечения всех заявок. В итоге ни одна из них не соответствовала документации, поэтому закупка не состоялась.

Надо сказать, что это уберегло заказчика от попадания в абсурдную ситуацию. Если бы ФАС обязала его принять новое обеспечение заявок, то он был бы вынужден заключить контракт. Парадокс в том, что этот контракт был бы составлен с нарушением требований закона 275-ФЗ о гособоронзаказе.