Лицензирование перевозок автомобильным транспортом. Лицензия на перевозку пассажиров Документы для получения лицензии на перевозку пассажиров

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280
"Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4711);

пункт 23 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

пункт 24 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 790 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст. 5552).

4. Установить, что подпункт "д" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, утрачивает силу с 1 января 2013 г.

Положение
о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280)

С изменениями и дополнениями от:

26 ноября 2013 г., 28 июня, 14 сентября 2016 г., 21 марта 2017 г., 14 августа, 22 декабря 2018 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров).

2. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган).

3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), или наличие договора об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";

и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. N 924 пункт 4 дополнен подпунктом "к"

к) соблюдение лицензиатом требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".

5. Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "е" , "ж" и "з" (в части требований, установленных абзацами четвертым , седьмым и восьмым пункта 1 и абзацем шестым пункта 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения") пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в статье 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям:

а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

в) копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров;

г) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. N 924 пункт 6 дополнен подпунктом "д"

д) уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.

7. При намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о видах работ, которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения о документах, указанных в подпунктах "а" и "г" пункта 6 настоящего Положения.

В заявлении о переоформлении также указываются сведения о получении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

9. Представление соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

10. Сведения о принятии лицензирующим органом решения о предоставлении или переоформлении лицензии, результатах проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения, размещаются в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

11. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных либо печатных средствах массовой информации лицензирующего органа и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении и прекращении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

13. За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2002, N 18, ст. 1721; 2009, N 48, ст. 5717; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; N 19, ст. 2319; N 52, ст. 7002; 2016, N 18, ст. 2502; N 27, ст. 4229; 2017, N 52, ст. 7921; 2018, N 1, ст. 27) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить абзацем следующего содержания:

"тахограф - техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.";

2) в статье 20:

а) в абзаце десятом пункта 1 слова "техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы)" заменить словом "тахографами";

б) пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:

"обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации;

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N46, ст. 5555; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2014, N 6, ст. 566; 2016, N 27, ст. 4191) следующие изменения:

1) в статье 3 1:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности требований (за исключением лицензионных требований в области автомобильного транспорта), установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - обязательные требования). При осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта плановые проверки в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию, не проводятся.";

б) часть 6 после слов "транспортных средств" дополнить словами ", объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов),";

2) главу 1:

а) дополнить статьей 3 2 следующего содержания:

"Статья 3 2 . Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

1. Сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах, которые используются для осуществления подлежащей лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - лицензируемый вид деятельности), включаются в реестр лицензий. Состав указанных сведений устанавливается положением о лицензировании данной деятельности.

2. Включение в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах, исключение сведений о транспортных средствах из реестра лицензий осуществляются на основании заявления лицензиата в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, с учетом положений настоящей статьи.

3. К заявлению о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах прилагаются документы, подтверждающие право владения указанными транспортными средствами. Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:

1) наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

4. Указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи заявление и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган в порядке, предусмотренном частями 5 и 6 статьи 13 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Данное заявление должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение трех рабочих дней со дня получения. В этот же срок лицензирующий орган направляет лицензиату в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, выписку из решения о включении сведений об указанных в заявлении транспортных средствах в реестр лицензий или уведомление об отказе во включении данных сведений в реестр лицензий.

5. Осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.";

б) дополнить статьей 7 1 следующего содержания:

"Статья 7 1 . Требование о наличии на транспортном средстве копии уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности

Перевозчик, осуществляющий виды деятельности, о начале осуществления которых подаются уведомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан иметь на каждом транспортном средстве копию такого уведомления с отметкой органа государственного надзора, осуществляющего прием такого уведомления.";

3) части 7 и 8 статьи 19 признать утратившими силу.

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6441; 2010, N17, ст. 1988; N31, ст. 4160, 4193, 4196; 2011, N 7, ст. 905; N 17, ст. 2310; N23, ст. 3263; N 27, ст. 3873; N30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281; N26, ст. 3446; N31, ст. 4320, 4322; N47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4041; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4220, 4235, 4243, 4256; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 18, ст. 2614; N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4339, 4362; N 48, ст. 6707; 2016, N 11, ст. 1495; N 27, ст. 4160,4164, 4194,4210; N50, ст. 6975; 2017, N9, ст. 1276; N18, ст. 2673; N 31, ст. 4742; N 49, ст. 7304; 2018, N 1, ст. 26, 27; N 18, ст. 2564; N 32, ст. 5116) следующие изменения:

1) в пункте 9 части 4 статьи 1 слова "и автомобильного транспорта" заменить словами ", автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";

2) пункт 6 части 2 статьи 8 признать утратившим силу.

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N19, ст. 2716; N48, ст. 6728; 2012, N26, ст. 3446; N31, ст. 4322; 2013, N9, ст. 874; N27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11, 72; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339, 4342, 4389; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 50, 51; 2017, N 31, ст. 4765; 2018, N 1, ст. 35, 87; N 31, ст. 4838; N 32, ст. 5116) следующие изменения:

1) часть 4 статьи 1 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.";

2) пункт 24 части 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

"24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;";

3) в части 1 статьи 13:

а) пункт 1 после слов "который намерен осуществлять соискатель лицензии" дополнить словами "(за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц)";

б) пункт 2 после слов "который намерен осуществлять соискатель лицензии" дополнить словами "(за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц)";

4) в части 1 статьи 15:

а) пункт 2 после слов "адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности" дополнить словами "(за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц)";

б) пункт 3 после слов "адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности" дополнить словами "(за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц)";

5) часть 1 статьи 18 после слов "адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности" дополнить словами "(за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц)".

Статья 5

Внести в статью 1 Федерального закона от 20 декабря 2017 года N 398-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 52, ст. 7921) следующие изменения:

1) в абзаце тринадцатом пункта 2 слова "находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд)" заменить словами "и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями)";

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) в статье 30:

а) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:

"2 1 . В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.";

б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Плановые проверки не проводятся в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств.".".

Статья 6

1. В целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается.

2. Лицензия, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением следующих случаев:

1) реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения;

2) изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 2 настоящей статьи, освобождаются от обязанности указывать в заявлении о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами реквизиты документов, свидетельствующих о соответствии юридического лица, индивидуального предпринимателя лицензионным требованиям, а также прилагать к этому заявлению копии таких документов.

4. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие намерения приступить в течение ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления.

Статья 7

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статьи 2, 3 и пункты 1, 2 статьи 4 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Пассажирские перевозки при нарушении установленных правил могут принести серьезный вред здоровью и жизни перевозимых пассажиров.

При отсутствии определенных разрешений и не соблюдении правил, ситуация может стать по-настоящему трагической. По этой причине к организации пассажирских перевозок стоит подойти максимально серьезно.

Водителем, планирующим заниматься подобным видом деятельности, обязательно нужно получить соответствующую документ — лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в 2019 году .

Стоит узнать обо всех важных нюансах, сопровождающих данный процесс, чтобы потратить минимальное количество времени.

Законное лицензирование пассажиров современным автомобильным транспортом – это одна из самых распространенных и простых процедур.

Среди основных вариантов получения такого документа, как лицензия на пассажирские перевозки для ИП, можно отметить:

Подробные требования по перевозке устанавливаются уже на уровне субъектов страны . Здесь имеет значение большое количество факторов, начиная от климатических и рельефных особенностей региона и заканчивая установленными и принятыми дополнениями на региональном уровне ПДД.

Чтобы была получена лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек, водителю нужно соответствовать определенным требованиям, которые устанавливает специальный лицензионный кабинет.

Среди самых основных из них можно выделить достаточное количество транспортных средств, при этом полностью исправным . Все виды используемых транспортных средств подвижного состава тщательно контролируются специальными надзорными органами.

Таким образом государство стремится обязать современных перевозчиков осуществлять техническое обслуживание автомобилей.

Для организации маршрутов необходимо взять определенное количество автомобилей, что также проверяется в процессе лицензирования.

Пристальное внимание уделяется оптимальной безопасности эксплуатации . Лица, ответственные на нее, занимают особые должности, аттестованные государственными органами. Это касается дальних автомобильных перевозок.

Правила и условия перевозки пассажиров разработаны не только в соответствии с российскими нормативными актами, но также в соответствии с установленной на международном уровне конвенцией о современных международных правилах.

Одновременно с требованиями к транспорту и правилам движения, существуют определенные правила и условия к водителям.

Вот самые основные из них:

  • водители должны работать по трудовому договору и по подряду, они должны иметь права соответствующей категории, а также определенных стаж вождения;
  • технический и инженерный персонал должен иметь требуемые допуски;
  • регулярное прохождение медкомиссии.

Это обязательные требования к водителям и транспортным средствам, но существуют также и дополнительные. Их перечень прямо зависит от определенных региональных и областных требований.

Всем без исключения перевозчикам требуется составить грамотное заявление на получение лицензии, а также потребуется приложить к ней квитанцию относительно уплаты госпошлины.

Среди иных документов и требований к перевозчикам, можно отметить:

  1. Копии основных учредительных документов компании или транспортной организации, заверенные нотариусом.
  2. Опись всех прилагаемых документов.
  3. Копии документов, соответствующие положению о лицензировании осуществляемого вида деятельности. Здесь не требуется нотариального заверения.

Также есть особые документы, перечень которых основывается на предъявляемых к соискателю требований.

Если у заявителя есть специальные помещения и оборудование для проведения ТО, ремонта используемых авто, если есть договор на проведение технического обслуживания, потребуется предоставить следующие документы:

  • копии документов, которые подтверждают наличие в распоряжении помещений. Сюда можно отнести справку из ЕГРП, договор купли-продажи, бумаги, подтверждающие оформление помещения в аренду;
  • необходимы документы на используемое оборудование – договоры купли-продажи, лизинга или аренды, товарные накладные и счета-фактуры;
  • копии документов, которые будут подтверждать полное соответствие помещений и используемого оборудования установленным международным требованиям. Как правило, это сертификаты соответствия.

Водители, которые будут заниматься перевозками пассажиров, должны иметь определенный стаж, нужную квалификацию, а также необходимое освидетельствование.

Среди документов, подтверждающих данный фактор, можно отметить:

  1. Водительское удостоверение категории D.
  2. Трудовая книжка.
  3. Медицинская справка, подтверждающая допуск к управлению транспортным средством.

Определенные документы требуются также медицинским сотрудникам, которые проводят осмотры водителей, осуществляющих осмотр. В этом случае потребуется наличие договора на оказание услуг, связанных с медицинскими осмотрами.

Потребуются копии медицинской лицензии на проведение медицинских осмотров перед и после рейса.

Определенным требованиям также должны соответствовать используемые в работе транспортные средства. В них обязательно должны быть установлены приборы для контроля за водителем, за регулированием режима труда и отдыха.

Требуется наличие современной спутниковой навигации ГЛОНАСС . Все это должно быть подтверждено следующими документами:

  • договоры купли-продажи или аренды автомобилей;
  • свидетельство регистрации транспортного средства;
  • копия ПТС и талона, подтверждающего прохождение технического осмотра.

Могут потребоваться иные документы, список которых нужно уточнить в территориальном органе Ространснадзора . Водитель или компания-перевозчик должны четко соблюдать требования, установленные Федеральным законом, свидетельствующем о высоком уровне транспортной безопасности.

Перед тем как подать заявление на получение лицензии, нужно обязательно уточнить перечень всех требуемых документов для получения лицензии.

Данные сведения можно найти на официальном сайте государственной лицензирующей организации или на современных информационных стендах.

При отсутствии перечисленных документов лицензия на осуществление пассажирских перевозок не будет выдана, соответственно заниматься подобным ответственным делом запрещено.

Современные виды автомобильного транспорта лицензируются Управлением государственного дорожного и автомобильного надзора .

Для получения документа, разрешающего проводить регулярные автомобильные перевозки пассажиров нужно обратиться в специальное территориальное подразделение данной структуры.

В организации Госавтодорнадзор можно получить лицензии к осуществлению международных перевозок .

Эта же организация осуществляет контроль над соответствием перевозчика установленным лицензионным требованиям, которые можно найти, изучив положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом во время действия разрешения.

Документы на рассмотрение и получение сертификации с лицензированием можно подать через ресурс gosuslugi.ru .

Это идеальное решение вопроса, как получить лицензию на перевозку пассажиров частному лицу или компании. Время рассмотрения документов по основным государственным инстанциям составляет 30 дней в каждой из них.

На данном сайте в разделе сдачи документов обозначены нормативные сроки получения ответов.

Чтобы сократить время рассмотрения документов, можно лично посетить нужные организации. В определенных случаях может потребоваться обратиться сразу в несколько инстанций или несколько раз.

Если речь идет о регистрации крупной компании, это значительно сократит время оформления. При наличии свободных средств можно обратиться за помощью к посредникам, решение всех вопросов они возьмут на себя.

Работающие на государственном уровне организации не берут плату за получение лицензии, потребуется просто оплатить госпошлину . Ее размер устанавливается строго индивидуально и полностью соответствует законодательству федерального или регионального уровня.

Оформление и получение лицензии под ключ может стоить намного дороже, стоимость лицензии может достигать десятка тысяч рублей. При этом можно сэкономить большое количество времени и нервов.

Возить пассажиров без наличия на руках специального разрешения невыгодно, а также крайне опасно, так как это подразумевает несоблюдение определенных правил безопасности.

Штраф за перевозку пассажиров без лицензии колеблется от юридического статуса и формы деятельности, которую осуществляет водитель:

  • частные водители – от 50 000 рублей;
  • индивидуальные предприниматели – от 100 000 рублей;
  • юридические лица – 400 000 рублей.

Если нарушителя поймают вторично, одновременно с назначением штрафа есть возможность столкнуться с конфискацией используемого транспортного средства. Данные санкции могут быть дополнены официальным штрафом за работу без официальной лицензии.

Если при этом наблюдается отсутствие регистрации индивидуального предпринимательства, фиксируется неправильная перевозка пассажиров, размер штрафа будет увеличен в несколько раз.

Если на руках будет соответствующая лицензия, но при этом будут не соблюдены основные правила по безопасности и комфорту перевозки пассажиров, штрафа и конфискации транспорта не избежать. Кроме того, всегда есть риск потерять лицензию.

В определенных случаях наличие лицензии на перевозку пассажиров не является обязательным. Это правило, в котором имеются свои исключения.

Итак, лицензия не нужна в следующих ситуациях:

  1. Работа, связанная с выполнением заказов на транспортных средствах – чартеры, обслуживание торжественных мероприятий. Данная деятельность осуществляется по письменному договору фрахтования.
  2. Перевозка пассажиров в количестве до 8 человек.
  3. Использование транспорта для нужд предприятия.

Частные лица, которые совершают коммерческие рейсы, должны получить простое разрешение, наличие лицензии здесь не обязательно.

Заключение

Изучив информацию в данной статье, можно понять, в каких случаях нужна лицензия на перевозку пассажиров и как ее получить.

В определенных случаях в получении лицензии может быть отказано. Причиной для этого может стать предоставление соискателем искаженной или недостоверной информации, также документ не будет выдан в случае несоответствия заявителя установленным требованиям.

Если лицензия была выдана, срок ее действия ничем не ограничивается . Контролирующий орган может просто забрать разрешение в случае нарушения требованиям.

Пассажирские перевозки – это перевозки людей автобусом или легковым автомобилем.

Подобной деятельностью могут заниматься только лица (физические и юридические), которые имеют лицензию на данный вид транспорта.

Лицензирование – это одна из главных мер по повышению безопасности коммерческих пассажирских перевозок.

Кто должен иметь лицензию

Все юридические и физические лица, управляющие транспортными средствами (автобусы) категории M2 и M3 (имеют помимо места водителя еще 8 мест для сиденья), масса которых не превышает 5 тонн.

При оформлении лицензии нужно обязательно указать вид работы (услуги): коммерческие перевозки или для собственных нужд. Если указан только один пункт, то лицензиат не имеет права заниматься вторым видом деятельности.

Где получить лицензию на право перевозок людей

Ваш территориальный орган Государственного автодорожного надзора РФ, которые имеются в каждом центре субъекта РФ. Адрес своего территориального отдела можно найти на сайте «Автодорнадзора» .

Сроки получения лицензии

Документы рассматриваются в течение 45 рабочих дней .

Госпошлина

Госпошлина оплачивается единожды, а не за каждый автобус и составляет 7500 рублей .

Сколько стоит лицензия на перевозку пассажиров

В случае переоформления лицензии размер госпошлины составит (пп.92 п.1 ст. 333.3 НК РФ): 3500 рублей за внесение дополнений о выполняемых работах, видах деятельности; 750 рублей в остальных случаях. Через посредников, помимо уплаты госпошлины, придется заплатить от 20 000 рублей.

Какие документы необходимы

  1. Заявление на получение лицензии , которое должно быть заполнено по определенной форме. Обязательно указывается тип перевозок.
  2. Копия приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения
  3. Медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами.
  4. Документы на ТС: свидетельство о регистрации (ПТС не нужно ); документы подтверждающие владение транспортом.

Нотариальное подтверждение не обязательно , но все копии документов должны быть заверены уполномоченным лицом с указанием даты, подписи и расшифровки подписи.

Срок действия лицензии

Лицензия предоставляется бессрочно, но может быть аннулирована по ряду причин:

  1. Прекращение деятельности самостоятельно
  2. Закрытие ИП
  3. Решение суда.

Административная ответственность и штрафы

Перевозка пассажиров без лицензии регламентирует Статья 14.1.2. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии» и Статья 19.10. КоАП РФ «Осуществление деятельности, , без специального разрешения (лицензии)».

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан и должностных лиц – 50 000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – 100 000 рублей;
  • на юридических лиц – 400 000 рублей.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли , без лицензии влечет предупреждение или наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на ЮЛ — от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.