Какими качествами должен обладать профессиональный психолог? Качества, которыми должен обладать настоящий психолог.

Выбор профессии – ответственный шаг в жизни любого человека, который не только определяет успех в жизни и карьере, но и влияет на окружающих нас людей. Если человек выбирает профессию, связанную с постоянным общением и встречами с другими людьми, то его ответственность возрастает в несколько раз.

Одной из таких профессий является работа психолога. Каждый человек, приходя на консультацию, предъявляет свои требования к специалисту, хочет быть услышанным и понятым, нуждается в чуткости и внимании.

Работа психолога предполагает целый набор качеств, необходимых для успешной и плодотворной деятельности. Некоторые качества являются врожденными. Другие качества нужно развивать в процессе обучения или с началом частной практики. Также существует ряд общих качеств, которыми должен обладать любой профессионал.

  • Позитивное принятие человека. Клиент приходит на консультацию психолога с определенным набором проблем, ошибок, тревог и волнений. И психолог должен принять клиента со всеми его психологическими особенностями и потребностями. Профессионал не станет осуждать и заставлять человека чувствовать себя виновным в своих решениях и ошибках. Кроме того, психолог сумеет принять клиентов, не желающих видеть свои проблемы и работать над ними.
  • Сочувствие и сострадание. Психолог каждый день сталкивается с болями и страданиям человека. Умение сочувствовать и открыто принять подобные чувства поможет психологу не только облегчить душевный груз клиента, но и понять трудности сложившейся ситуации.
  • Хорошие навыки общения. Работа психолога – это бесконечный диалог с разными типами людей. При общении с клиентами психолог не просто выслушивает и дает советы по преодолению трудностей. Правильный тембр, интонации и такт психолога также вселяют веру в клиента, придают ему сил и уверенности. Иногда психологу требуется четко объяснить, что перемены в жизни не наступают мгновенно, что для этого должен пройти определенный промежуток времени.
  • Держаться наравне с клиентом. Психолог, являясь ведущим звеном в общении с клиентом, старается проявить осторожность, скрыть свою главенствующую позицию. Клиент и его проблемы всегда находятся в центре внимания психолога.
  • Постоянное совершенствование. Мир меняется, и наука не стоит на месте. Также и психолог интересуется новыми исследованиями и способами работы в области психологии, расширяет базу данных, проходит курсы повышения квалификации, посещает тренинги и семинары. Он постоянно развивается, обогащается, создает индивидуальный стиль работы.
  • Наконец, психолог – это юридически подкованный человек, который различает понятия этики и морали, знает постановления и законы своей сферы деятельности.

Что нужно учитывать?

В жизни психолога, как и у любого другого человека, могут возникнуть проблемы и затруднения. Их нужно признавать и решать. Поэтому, хороший психолог не позволит своим трудностям стать причиной проблем других людей. Психолог будет в состоянии самостоятельно справиться со стрессом.

Психолог общается с людьми разных национальностей и верований, которые откладывают свой отпечаток на моральные устои и взгляды человека. Хороший психолог сумеет учесть такие факторы и создать непринужденную, комфортную обстановку, не рассматривая проблему с позиции собственных убеждений.

Если Вы обладаете подобными качествами и учитываете все трудности профессии психолога, дерзайте. Пусть желание помочь другим людям, постоянное самосовершенствование и вера в собственные силы непременно помогут вашей профессиональной деятельности.

Сталкиваясь с необходимостью оказания ребенку профессиональной помощи, будь то помощь врача, учителя, тренера или психолога, перед родителем в первую очередь встает вопрос: «Как и где найти хорошего специалиста?». На первый взгляд, все кажется очень сложно и неопределенно, но если руководствоваться некоторыми правилами, то найти хорошего детского психолога не так сложно.

Конечно, хорошо, когда есть к кому обратиться по рекомендации знакомых, но на впечатления других людей полностью полагаться не стоит. Правильнее проанализировать (как Вы это видите со стороны), насколько изменилась жизнь тех, кто советует специалиста, в ту или иную сторону после посещения психолога. Если Вы видите положительные изменения в поведении или эмоциональном состоянии ребенка после работы с психологом, улучшение детско-родительских отношений, то смело можете сами обратиться к этому психологу. Если же таких изменений нет, или если у Вас нет знакомых, которые могут порекомендовать детского психолога, то можно придерживаться нескольких критериев, по которым можно отличить хорошего психолога от плохого:

1. Хороший детский психолог должен иметь высшее профильное образование . Это необходимое, но не достаточное условие качественной работы, тем не менее, очень важно обращать внимание именно на профиль высшего образования. Это особенно актуально в случае детского психолога, потому что нередко учитель или маркетолог по базовому образованию начинает работать детским психолог, поскольку «успешно воспитал двоих (троих, четверых …) детей» или «прошел курсы повышения квалификации». Поверьте, этого далеко недостаточно!
2. Также хороший детский психолог просто обязан проходить курсы дополнительного профессионального образования в области детской и семейной психологии , желательно постоянно и по разным профилям подготовки. Желательно, чтобы эти курсы вели опытные и авторитетные детские психотерапевты. Хороший специалист постоянно повышает свой уровень знаний и навыков, проходя курсы, семинары, тренинги. Кроме того, хороший детский психолог должен обладать знаниями в смежных областях, особенно в неврологии, психиатрии и педагогике.
3. Важен опыт работы, причем как количественный (1, 3, 5 или 10 лет?), так и качественный. Например, не идет в счет опыт работы воспитателем или учителем, психологом в кадровом агентстве или крупной организации – это совершенно другой профиль работы, поэтому учитывайте именно опыт работы в качестве практического детского психолога. Невозможно быть хорошим специалистом, не имея хорошего практического опыта в данной области.
4. Помните, что если психолог успешно работает со взрослыми, то совершенно необязательно он будет так же успешно работать с детьми. Это касается, кстати, и детской психиатрии. Главный детский психиатр России Игорь Макаров как-то сказал, что детский психиатр при необходимости может работать со взрослыми пациентами, но не наоборот. Детская психология – это особенная область психологии, требующая узкоспециализированных знаний и навыков работы.

5. Перед первым приемом узнайте, какими инструментами, методами и методиками владеет специалист. Хороший детский психолог должен уметь работать в разных подходах (игровой терапии, арт-терапии, песочной терапии, системной семейной терапии, телесной терапии, нейро- и сказкотерапии и т.д.), поскольку к каждому ребенку нужно подбирать свой индивидуальный подход. Кто-то, например, не очень любит рисовать, а кто-то – не любит сказки; для решения каких-то проблем подходит песочная терапия, а для других – телесная и так далее.
6. Ну и конечно, Ваше личное впечатление после первой консультации имеет очень важное значение . Если специалист вызывает у Вас доверие, симпатию, желание рассказать о ситуации ничего не утаивая, если сам психолог искренен, проявляет эмпатию, не осуждает Вас ни в чем, тогда это хороший детский психолог. Бывает, что известный всем специалист, с большим опытом работы, хорошими отзывами не может найти подход к отдельному ребенку или взрослому - это нормальная ситуация. Уходя от всех формальных критериев об образовании, опыте работы и так далее, можно сказать, что психолог это тот человек, который работает своей личностью. И если что-то в личном отношении вызывает у Вас сомнения, лучше честно признаться в этом себе и психологу и вместе найти другого специалиста (кстати, в таком случае хороший психолог поможет Вам в поиске, а не будет настаивать на терапии у него).
7. Последнее, о чем хотелось бы сказать, это тот факт, что профессиональный детский психолог должен знать своих коллег с более высокой квалификацией и в случаи необходимости своевременно прибегает к их помощи. Профессионал всегда знает уровень своей компетентности и никогда не берется за то, в чем ему не достает квалификации.

Профессионально важные качества психолога подразумевают специфическую направленность, гибкую концепцию личности и мотив деятельности. Профессиональный психолог обладает высокой наблюдательностью и способностью верно воспроизводить объективность ситуации, анализировать социальное мировоззрение, а также всеми качествами, необходимыми для общения.

Гуманистическая направленность

Гуманистическая направленность проявляется в выдержке, чуткости, оптимизме, интересе к внутреннему миру человека. Таким образом, психолог – это человек, имеющий положительное восприятие себя и окружающих, а кроме всего, стремится к самосовершенствованию и профессиональному росту.

Качество внимания и восприятия

Эти качества необходимы психологам для выявления значимых характеристик личности по малоприметным, на первый взгляд, признакам и явлениям. Наблюдательный специалист, анализируя незначительное изменение в поведении пациента, за ограниченный период времени способен обнаружить симптомы неблагополучия, дать подробную характеристику личности, выявить скрытые проблемы с последующим подходом к их решению. Наблюдение – это психический процесс, составляющими которого являются мыслительные способности, включая воображение, интересы и другие качества наблюдателя.

Самообладание, толерантность

Эмоционально-волевые качества являются неотъемлимыми в работе специалиста: выдержка, самообладание, уверенность, смелость, инициативность, сдержанность, непринужденность, энергичность, приспособленность. Пессимизм, скованность, импульсивность, непредсказуемость – такие качества могут стать существенным препятствием для реализации практических навыков специалиста и его профпригодности.

Авторитетные мнения

По мнению опытных психологов, будущему специалисту необходимо обладать неподдельной заинтересованностью человеком и иметь уважение к личности. Подобный интерес невозможно развить, как и любопытство к устройству внутреннего мира. Не обойтись и без толерантности – терпимости к личностным особенностям человека, готовности принять его недостатки без негативных оценок и раздражения. Дополните эти качества гибкостью, открытостью и чувствительностью, и тогда вы будете способны проникнуться настроением человека, ощутить его боль, как собственную.

Сложность работы психологом состоит в том, чтобы услышать человека, понять его, включиться в его судьбу и пропустить проблемы обратившегося за помощью сквозь себя, т.е. полностью оказать ему психологическую помощь. В этом таится риск эмоциональной перегрузки, поэтому нельзя недооценивать сложности профессиональных обязанностей, учитывая интенсивное взаимодействие с разнообразными людьми. Для того, чтобы понять, имеются ли у вас вышеуказанные качества, не нужно обращаться к другим. Настоящий психолог прежде всего, осознает потенциал внутри себя, необходимый для работы в режиме повседневного оказания помощи.

Работа психолога ныне стала настолько популярной, что любая школа, детсад, иное учреждение системы образования имеет вакансию штатного психолога. При наличии дипломированного специалиста в недрах профильного районного (городского) отдела, в учебном учреждении всегда будет работать означенный специалист.

А как на практике ведется работа психолога? Есть ли в ней смысл? Нужно ли оплачивать и содержать в штате такого нужного, но в то же время бесполезного работника?

Теория и практика как показывает жизненный опыт - абсолютно разные вещи. На работу в образовательные учреждения приходят, как правило, только что окончившие вузы неопытные люди, очень часто получившие высшее образование только потому, что больше идти было не куда в силу невысокого школьного балла или же незрелости личности, когда еще так и не понял: а куда тебе поступать? Тяги особо никакой нет к определенной профессии. Хорошо известный всем факт: неинтересная специальность (предмет) - знаний не будет. Желания разуметь нечто большее, чем дает ВУЗ не появится даже в отдаленной перспективе.

Психолог уровня стандартных школ

Хороший специалист в области психологии - штука редкая, если не исключительная. Большинство психологов уровня стандартных школ-детсадов используют в работе фактически только одно средство - тестирование. Возможно, оно эффективно и приносит свои плоды на определенном этапе работы. Но одним тестированием с "тяжелым" ребенком не обойтись. Советы, предложенные родителям по результатам опроса, это теоретические выкладки из вузовских учебников (в том случае, если студент учебники все-таки читал).

Конечно, вопрос оплаты в школьных заведениях - отдельная тема для обсуждения. Психологи относятся к тому персоналу учреждения, который зарабатывает менее всего. Но сложных детей от этого меньше не становится и для того, чтобы мы с вами не боялись ходить по улицам, не боялись отпускать своих детей одних на прогулку или в секцию - нужны таки специалисты с "горящими глазами".

Итак, какие качества необходимы при качественной работе с определенным контингентом:

  1. Читать специальную литературу. Без этого никак. Никто не отрицает важность практических занятий, но и без саморазвития процесс накопления знаний (теоретических и практических) невозможен. Здесь необходимо отметить один нюанс: читать книги нужно авторов-практиков. "Чистая" теория нужной базы дать не может. И еще. Помимо литературы узкопрофильной, хорошо бы изучить человеческие отношения в широком формате: дома, на работе, с соседями по дому.
  2. Общение с высоко квалифицированными людьми дает неоценимый опыт в накоплении знаний. Кто, как не они, смогут подсказать, одобрить, высказать претензии.
  3. Действенный оценочный критерий вашей "жизнеспособности" в выбранной профессии - отношение окружающих людей к вашей персоне. В случае положительной оценки в активе вы получите уважение, сострадание и другие приятные моменты вашей биографии.
  4. Самое главное, что нужно отметить в данном вопросе - любовь к людям. Без этого никогда не стать профессионалом с большой буквы. Не бояться быть смешным, не опытным, не знающим. Простые человеческие качества не отталкивают, а притягивают людей. Даже тех, кто изначально может негативно воспринять молодого специалиста.

Хочется верить, что рано или поздно страна обзаведется психологами нужного уровня, а значит наши дети, став взрослыми людьми, будут уверенными, не отягощенными комплексами неудачниками.