Как делают поминки на 9 дней. Подробный отсчет времени

Не всем известно, что поминки на 9-й день означают окончание первой недели после смерти близкого человека, а поминальный обряд на 40-й день соответствует прохождению одного месяца. Именно таким был славянский календарь, откуда пошла традиция поминания усопшего через неделю, месяц и год после ухода из жизни. Эти даты, присущие языческим обрядам (тризнам), без особых изменений постепенно перешли в христианскую традицию. Сегодня многие люди уже не знают, откуда произошли и что означают эти цифры.

Разумеется, для дат имеется не только календарное, но и религиозное обоснование. Считается, что проведение поминального застолья на 9-й день посвящено девяти ангелам, которые будут просить у Бога о снисхождении и помиловании грешной души. В христианстве 9-й день считается повторным вознесением души к Господу. Первый раз ангелы представляют душу усопшего перед Престолом Господним на третий день после смерти, затем шесть дней водят ее по божественной обители, давая возможность насладиться красотой райских кущ. После этого душа вторично предстает Творцом для поклонения и отправляется наблюдать за адскими муками грешников. Третье возвращение души на суд Божий происходит на сороковой день, где окончательно решается ее судьба.

Именно в этот период крайне необходима помощь душе усопшего. Родственники и близкие безвременно ушедшего человека могут своими молитвами помочь ей очиститься и попасть в рай. Согласно христианским традициям на 9-й день завершается земной этап существования души. Эта дата считается очень важной и, по словам священнослужителей, даже праздничной. Шестидневное пребывание в раю (даже в качестве гостя) позволяет достойно восхвалить Творца, в этот день непременно нужно помолиться.

Более того, если человек славился своими добрыми делами, проповедовал любовь к ближним, вел праведный образ жизни и раскаялся в собственных грехах, то он может снискать расположение Всевышнего. Его посмертная участь будет решена уже на вторичном вознесении в 9-й день. Друзья и близкие покойного должны особенно усердно молиться и просить Господа о прощении грехов преставившегося и пропуске его в небесное царствие. В храме нужно поставить свечу за помин души. Важнейшей частью обряда считается проведение в этот день поминальной трапезы.

Поминальный обед

Поминки на 9 дней должны быть достаточно скромными, без изысков. Здесь важен не факт приема пищи, а присутствие людей, для которых покойный имел большое значение. Скромность обеда не является показателем бедности. Скорее, это демонстрация бренности бытия перед духовностью.

Несмотря на недельный срок после смерти, за столом неуместны шутки, веселье, песни и сквернословие. Вместе с тем не стоит сильно страдать или падать духом. Ведь скорбь и печаль считаются смертными грехами, они показывают полное отрицание христианской веры. Душа умершего завершает земной путь, проводы должны освещаться улыбкой и хорошим настроением. Любимые и близкие люди не должны показывать страдание хотя бы ради того, чтобы душа усопшего не мучилась вместе с ними. Конечно же, чересчур радоваться, устраивать увеселительные мероприятия и напиваться (по примеру обрядов славян язычников) не стоит, но предаваться чрезмерной скорби тоже неуместно.

Определенное значение на поминальном обеде имеет внешний вид собравшихся. Женщинам рекомендуется собрать волосы под платок, мужчины должны быть без головных уборов. На поминках нежелательно упоминать плохие стороны покойного, его пороки и неправедные дела. Каждому желающему предоставляется слово для выражения скорби и поддержания уверенности в том, что для умершего откроются ворота рая.

Поминальное угощение

Меню поминальной трапезы на 9 дней практически не отличается от ассортимента похоронных поминок. На столе обязательно должна быть кутья – блюдо, изготовленное из зерен риса (пшеницы), в которые добавлен изюм и мед. В церкви оно символизирует вечную жизнь.

Из основных блюд на первое традиционно подаются щи или лапша с курицей. Если поминки попадают на постный период, в меню вносится борщ (постный) или грибная лапша. В качестве второго выступают, как правило, рыба, курица, котлеты, фаршированные перцы (можно голубцы). На гарнир традиционно предлагается гречневая каша, иногда ее дополняют гороховым или картофельным пюре. Поминальный стол невозможен без маринадов, солений, свежих овощей и салатов, которые могут стать дополнением к гарниру.

Нужно не забывать, что некоторые из гостей могут не соблюдать пост. Поэтому будет вполне уместным присутствие тарелок с жареной рыбой, мясной нарезкой, другими скоромными закусками. Главное, чтобы собравшиеся могли сразу отличить постные блюда от остальной пищи. Для завершения поминального обеда на 9 дней принято подавать компот или кисель, к которому хорошо подходят блины или небольшие булочки, печенье и конфеты. Чай или кофе подавать гостям, собравшимся почтить память усопшего, необязательно, но рекомендуется предложить забрать с собой оставшиеся фрукты и конфеты.

Как узнать точный срок поминок?

Христианские каноны говорят о том, что счет идет со дня смерти. Здесь нужно внимательно определиться с точным временем суток. Если человек умер до полуночи, то отсчет начинается прямо с этого дня. Путаница возникает из-за арифметического несоответствия. Например, если смерть зафиксирована 21 мая, то путем сложения (21+9) мы получаем дату 30 мая. Однако девятый день поминок будет 29 мая – день смерти уже считается первыми сутками отсчета. Душа с момента отхода от тела начинает путешествие по небесному царству, а усиленная помощь необходима ей именно на 9-й день. Памятные даты (3-й,9-й,40-й день) лучше сразу записать, чтобы вовремя их отметить.

Приглашение на поминки

Следует помнить, что в этот день гостей приглашать не принято: он считается незваным. Друзья и близкие люди умершего приходят на поминальную трапезу по своему желанию. На поминках собираются все, кто хочет еще раз вспомнить о человеке, от чистого сердца почтить светлую память. Прогонять того, кто захотел принять участие в печальном празднике, не только недопустимо, но и греховно. Лучше всего постараться угостить как можно большее количество людей: чем больше будет молитв о спасении души усопшего, тем легче станет ее дорога в рай. В этот день раздавайте угощения всем, кого встретите.

Современные реалии диктуют нам свои условия. Люди заранее интересуются местом и временем прохождения мероприятия. Чаще всего организаторы берут ответственность на себя и самостоятельно согласовывают детали со всеми участниками, желающими помянуть умершего.

Нужно ли в этот день посещать кладбище?

В число обязательных действий на девятый день после смерти это мероприятие не входит. Церковь не придает бренным останкам на погосте особого значения, приветствуется только посещение храма и усиленные молитвы. Обычно люди сами посещают место последнего приюта родного человека, отдавая дань уважения умершему. Это дело скорее для живых, чем для усопших.

К девятому дню нельзя относиться как к простой формальности. Нужно помнить, что именно в это время вы можете навредить или помочь душе умершего.

Смерть человека сопровождается определенными традициями. Люди, которые потеряли близкого или знакомого человека, часто сталкиваются с последующими после похорон датами: 3 дня, 9 дней, 40 дней. Возникает желание собраться в тесном кругу и . Но как считать 9 дней после смерти?

Подробный отсчет времени

День смерти считается первым днем. Чтобы высчитать 9 дней, необходимо прибавить число 8. Например, 5-е число месяца. 9-й день припадает на 13-е число. До полуночи – первый день, даже если смерть наступила за несколько минут до 24 часов. Особое поминовение происходит на 9-й день, потому что душа находится в раю.

Осторожно, не нарушая тишины, знакомые встречаются за одним столом и разговаривают о человеке, находящемся в ином мире. Миряне, посещая обеды памяти, часто забывают о возложенной на них миссии и вместо усиленной молитвы начинают рассказывать о собственных делах.

С 3-го под 9-й день душе отведено место в раю. Там она отдыхает и готовится к серьезным испытаниям, которые наступают после 9 дней. Помочь ей можно откровенной молитвой и беседой о хороших поступках умершего человека. Не стоит вспоминать проступки, вызывающие обиду или горечь.

Искренняя молитва способна поддержать и душу усопшего, и молящегося. Священные слова помогают уменьшить боль утраты, успокаивают волнение и тревогу. Проговаривая фразы, мирянин постепенно начинает мыслить без печали. Не следует в этот день отдаваться суете, проведите время в смирении.

Человек умирает, и тело предается земле. На долю родственников припадает соблюдение обрядов поминовения. В давние времена проводились трапезы, на которые приглашались бездомные и нищие. Сейчас такие традиции не совершаются, и за стол садятся те, кто был знаком с умершим.

Милостыня раздается на кладбище или в церкви. Особенно нуждающиеся прихожане рады подаянию. Они с открытым сердцем и чистыми помыслами помолятся за упокой души, называя имя и прочитывая нужные молитвы. Отдавая сверток, вы одновременно помогаете тем, кто просит помощи, и вспоминаете о близком человеке.

По Писанию, душа умершего человека занята поиском пути. Она не знает, что уготовано ей и какие испытания за грехи предстоит пережить. Но иного выхода нет и все, что уже совершено, исправить невозможно. Родственники могут помочь душе молитвами и приятными воспоминаниями. Не зря молвят: «О покойнике говорят либо хорошо, либо ничего».

На девятый день умерший забывает о скорби и боли. Он начинает искренно раскаиваться за содеянные грехи и большая поддержка для него – молитва родных. Душа, находящаяся в Раю, понимает, что подходит время ответа за содеянные проступки, однако совершенное не вычеркнешь из бывшей жизни.

Особенная молитва присоединяет душу к числу ангелов. Самые близкие люди, отошедшие в иной мир, становятся ангелами-хранителями, оберегая живущего на протяжении длительного времени. Очень часто умершая мать охраняет ребенка, являясь ему во сне. Подсказывая, она нередко предотвращает несчастный случай.

Важные моменты на 9-й день

  • Родственникам и знакомым желательно посещение церкви. Небольшая молитва и свеча за упокой – вот главные детали этого дня.
  • Посещение могилы усопшего – не просто дань традиции. На кладбище человек начинает соотносить свои поступки и оценивать свою жизнь. Вместе с воспоминаниями приходит осознание и понимание.
  • На могилу кладут карамель и печенье, рассыпают пшено и крошат яйца.
  • На 9-й день открывают зеркала, исключением является комната усопшего.
  • Раздаются милостыня и маленькие подношения в виде печенья и сладостей.

В церкви заказывают молебен по усопшему. возле иконы не всегда удается прочитать, потому что не во всех церквях проводятся ежедневные службы. Домашнее чтение священного слова также имеет силу. Главное, чтобы произнесенное слово было искренним и открытым. Если вы спешите и суетливость связана с поминальным обедом, отложите молитву до вечера, когда сможете уединиться.

Молитву читают не только родственники. Чем больше обращений, тем вероятнее положительное решение небесного суда. Близкие и знакомые, объединяясь, вымаливают снисхождение душе. Поэтому важно не только, как считать 9 дней после смерти, но и поведение родственников в этот день.

Христианская Церковь исконно приняла поминовение усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщину. Она дала и толкование этим срокам в христианских категориях и образах.

По учению церкви два дня душа находится где-то около любимого ею тела, около своего дома, скитается в сопровождении ангелов по дорогим ей земным местам. А на третий день должна поклониться Господу. В следующие шесть дней — до девятин — душе показывают райские обители. А в следующие тридцать — разные отделения преисподней. После этого Господь помещает её в раю или в аду.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

«Умершие надеются получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них; взывают ежеминутно души», — утверждал Блаженный Августин в «Слове о благочестии и поминовении усопших».

Мы знаем: со смертью даже самых близких нам в здешней земной жизни порываются все нити и узы чувственных связей с ними. Смерть прокладывает между живыми и умершими великую пропасть. Но только разобщает она их именно чувственно, физически, а вовсе не духовно: духовная же связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный. Мы думаем о них, даже разговариваем с ними мысленно. Нам хочется им помочь. Но как? Священник однозначно ответит на этот вопрос: «Молитвой». В течение сорока дней участь души ещё не решена.

Смерть - это не конец пути. Это только рубеж, который проходит каждый, но что за этим стоит, из живых никто не знает. Сегодня существует множество элементов культурного наследия, связанных со смертью, которые передавались из поколения в поколение. Некоторые из них служат благом для покойного и его живых родственников. Так, поминание умерших в православии осуществляется на девятый, а впоследствии и на сороковой день после летального исхода. Здесь возникает сразу несколько вопросов: почему так происходит и как считать Лучший ответ, наверное, будет тот, который дают многие священнослужители. Сегодня мы об этом поговорим детально.

Первые девять дней после смерти

Время с момента кончины по девятый день называется формированием так называемого тела вечности. Именно тогда душу умершего водят по местам рая, а в нашем мире проводятся различные поминальные обряды.

В эти дни усопшие находятся ещё в мире живых, они наблюдают за людьми, слышат и видят их. Таким образом душа прощается с миром живых. Так, 9 дней, являются рубежами, которые должна пройти каждая человеческая душа.

Сорок дней после смерти

По прошествии девяти дней после летального исхода летит в ад, чтобы посмотреть на мучения грешников. Она ещё не знает о своей дальнейшей судьбе, а те муки, что она увидит, должны потрясти её и испугать. Такой шанс есть не у каждого. Перед тем как считать 9 дней после смерти, родственники скончавшегося должны просить покаяния за его грехи, ведь когда их слишком много, душа сразу попадает в ад (спустя три дня после кончины человека), где остаётся до Страшного суда. Родственникам рекомендуется заказать поминовение в церкви для смягчения участи покойного.

Показывают душе и все прелести рая. Святые говорят, что здесь обитает истинное Счастье, недоступное человеку в земной жизни. В этом месте исполняются все желания и мечты. Попадая в рай, человек становится не один, его окружают ангелы, а также иные души. А в аду душа остаётся наедине сама с собой, испытывая страшные мучения, которые никогда не заканчиваются. Может, необходимо задуматься над этим уже сегодня, чтобы в будущем не совершать грехов?..

На сороковой день после кончины душа умершего предстает пред Страшным судом, где решается её судьба. Она покидает мир живых навсегда. В это время также принято поминать усопшего молитвами.

Как считать 9 дней после смерти?

Отсчёт девяти дней со смерти человека начинается в тот день, когда он умер: до двенадцати часов ночи считается один день, а после этого времени - уже следующий. Не зависит это от того, с какого момента начинается церковный день (шесть-семь часов вечера) и когда ведётся служба. Отсчёт нужно вести по обычному календарю.

Важно, что на девятый день необходимо совершить поминки умершего. Прежде всего, нужно прочитать молитву дома и в церкви. Обычно родственники посещают храм, где заказывают панихиду. Если она совершается в данной церкви не каждый день, можно заказать её в канун поминального дня.

Поминальные трапезы

Ещё издавна родственники скончавшегося человека делали на 9 дней после его смерти поминальную трапезу. Когда-то это были обеды для бездомных или нищих людей, как подаяние милостыни от имени усопшего и о его упокоении. Теперь милостыню дают на кладбище или в церкви, дома же накрывают стол для близких и родственников. Необходимо помнить о том, что в начале и в конце нужно произносить молитву о том, кто покинул земной мир. С этой целью читают «Отче Наш».

Главным блюдом, которое нужно отведать, является кутья. Она представляет собой отварные пшеничные зёрна с изюмом и мёдом. Перед едой она окропляется святой водой. Далее можно выпить небольшой бокал вина, но это не является обязательным на поминках.

В православии принято первыми усаживать за стол нищих, а также стариков и детей. Раздают на девятый день после кончины человека и его одежду или сбережения. Делается это для того, чтобы помочь душе скончавшегося очиститься от всех грехов и попасть в рай.

За столом в этот день нельзя ругаться, выяснять какие-то вопросы. Необходимо вспоминать хорошие события, связанные с погибшим, положительно о нём отзываясь.

Если поминки попадают на пост, необходимо придерживаться его правил. Кушанья в этом случае должны быть постными, от спиртного следует отказаться.

Православие

Потеря родного или близкого человека может изменить мировоззрение, помочь человеку сделать первый шаг к Господу. Рассмотрев, как считать 9 дней после смерти и что происходит в этот период, можно понять, что каждому воздастся за его грехи в Поэтому, чтобы в мире мёртвых преобладали только хорошие дела, необходимо исповедоваться, очищать свою душу уже сейчас, живя в этом мире.

Православие учит, что жизнь после смерти есть. Сама душа является бессмертной, она покидает своё тело и ходит по земле до того времени, пока не предрешится её судьба. На это указывают древние писания и трактаты, религиозные учения и практика Тибетских исследований. Как бы там ни было, но мы по сегодняшний день соблюдаем все обычаи и ритуалы, связанные со смертью человека.

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души
Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу.

Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых
Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца.

Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.