Что грозит за езду без. Что будет, если водить машину без прав? Чем грозит вождение без прав? Штраф за вождение без прав

Всем привет! Управление транспортным средством без водительского удостоверения — вы когда-нибудь так делали? Уверен, многие повинны в подобном. Но всегда ли нужно опасаться грозящего наказания? Можно ли ездить без прав в каких-то особых ситуациях?

В сети ходит немало мифов, осложненных неоднозначностью данного вопроса и даже ошибочными официальными постановлениями.

В результате водитель может попасть на крупный штраф и иные наказания, будучи твердо уверенным в своей правоте. Хотите избежать такой неопределенности? Тогда прочитайте как на самом деле обстоят дела. С вами Илья Кулик, поехали!

Сперва освежим базовые принципы допуска водителей к управлению транспортным средствами (далее ТС), которые установлены:

  • Федеральным законом № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ № 196).
  • Правилами дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее ПДД).

Право на управление ТС предоставляется лицам, прошедшим обучение и сдавшим соответствующие экзамены в подразделениях ГИБДД МВД РФ (Госавтоинспекции), с соблюдением установленных требований (п. 2 и п. 3 ст. 25, ст. 26 ФЗ № 196).

Право на управление ТС подтверждается водительским удостоверением (далее – ВУ или права) (п. 4 ст. 25 ФЗ № 196).

Водитель (лицо, управляющее ТС – п. 1.2 ПДД) обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки ВУ соответствующей категории или подкатегории (п. 2.1.1 ПДД).

Можно ли ездить на автомобиле без прав: обычные ситуации

Отсутствие у водителя прав на управление ТС (далее ВП) может быть вызвано различными причинами. Здесь мы рассмотрим только те ситуации, за которые наказание не полагается или оно может не применяться, а также, когда водитель заблуждается насчет отсутствия наказания за езду без прав.

Вот основной перечень таких ситуаций:

  • Экстренные ситуации – когда право на управление аннулировано, водитель его лишен или вообще не имеет, нет соответствующей категории, но ситуация требует сесть за руль.
  • Соревнования на автомобильном транспорте и использование спортивного транспорта-инвентаря на дорогах общего пользования.
  • Обучение вождению на автодроме и использование ТС для обучения вне автодрома.
  • Когда истек срок действия ВУ.
  • Использование авто вне ДОП (дорог общего пользования).

Просроченные права – всегда ли за это Освобождение от ответственности водителя с просроченными правами

Управление авто водителем, чьё ВУ просрочено, рассматривается законом как «управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС» (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Судебная практика исходит из того, что к административной ответственности по части 1 ст. 12.7 КоАП РФ привлекаются также водители ТС, срок действия ВУ у которых истек, т. к. истечение срока действия ВУ прекращает действие права на управление ТС и влечет недействительность ВУ (п. 1 ст. 28 ФЗ № 196).

Освобождение от ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП ввиду малозначительности правонарушения (ст. 2.9 КоАП) возможно лишь в исключительных случаях при замене крупного штрафа на предупреждение должностным лицом.

Например, статья 2.9 КоАП может применяться если водитель использовал при управлении ТС водительское удостоверение с незначительным пропуском срока его действия по невнимательности и своевременно не заменил ВУ на новое, при отсутствии других нарушений, вреда и тяжких последствий.

Крайняя необходимость ввиду экстренной ситуации – не правонарушение

Если ввиду крайней необходимости какому-либо лицу пришлось пойти на нарушение административного законодательства, то это не считается таковым, согласно положению ст. 2.7 КоАП.

Применительно к управлению ТС водителем, не имеющим или (ч. 1, ч. 2 ст. 12.7 КоАП), такими обстоятельствами являются:

  • Необходимость доставить на транспортном средстве в больницу пострадавших в ДТП, или граждан, чьи жизнь и здоровье находится в опасности, для оказания им экстренной медицинской помощи, когда для управления ТС не нашлось имеющих права и трезвых водителей.
  • Спасение транспортного средства и иного ценного имущества от уничтожения.
  • Предотвращение аварийной ситуации на дороге.

Кроме перечисленных возможны и другие экстренные или чрезвычайные ситуации.

При этом, ссылаясь на ст. 2.7 КоАП, водитель должен доказать:

  • Наличие непосредственной опасности (реальной, а не предполагаемой угрозы жизни, здоровью, имуществу граждан).
  • Невозможность устранения опасности иными средствами (с помощью других водителей, экстренных служб, служб такси, других людей или средств).
  • Размер предотвращенного вреда (превышающего вред от создания опасности для участников дорожного движения водителем, управляющим ТС без ВП).
  • Прекращение им противоправного поведения при первой возможности (прекращение управления ТС, как только опасность миновала, появилась возможность передать управление ТС водителю с ВУ или поручить заботу о жизни, здоровье, имуществе граждан сотрудниками полиции и иным экстренным службам).

Чтобы иметь шанс ссылаться на эти обстоятельства при рассмотрении дела, водитель без ВП должен указать их сразу после остановки ТС нарядом ДПС:

  • В письменном объяснении водителя.
  • В протоколе об административном правонарушении в разделе «Объяснения и замечания по содержанию протокола».
  • При отказе по этой причине от подписания постановления по делу об административном правонарушении.

Иначе, при указании этих обстоятельств после завершения оформления правонарушения на месте, впоследствии, при рассмотрении административного материала, их сочтут надуманными водителем, чтобы уйти от ответственности.

При этом на отказ от применения статьи 2.7 КоАП судьи и органы полиции идут редко, не поощряя нарушение ПДД даже под благовидным предлогом, а также чтобы избежать обвинения в коррупции и отмены принятого решения вышестоящими инстанциями (при освобождении водителя от ответственности без достаточных оснований).

За что можно понести наказание, согласно примерам судебной практики

В качестве примера, существует судебная практика, что ездой по прилегающей территории признана езда по полю, по лесному участку, вне дороги вдоль реки.

Иногда также суды, в точном соответствии с абзацем 8 пункта 1.2 ПДД, признают дорогой любую «приспособленную» для движения транспортных средств полосу земли (для чего достаточно привлекаемому к ответственности водителю всего один раз проехать по любому участку земли, создав полосу или колею).

Также суды принимают во внимание маршрут движения остановленного ТС, который хоть и заканчивается на «приспособленной» для движения полосе земли (грунтовке, тропинке, колее и т. п.), но на протяжении которого ТС неизбежно выезжает или пересекает «обустроенные» для движения участки дороги (с твердым покрытием, проезжей частью, тротуарами и пр.).

Кроме того, если водитель без ВУ был нетрезв, суды руководствуются безусловным запретом на управление ТС в состоянии опьянения, установленным для водителей пунктом 2.7 ПДД.

Этот запрет, по мнению судов, не содержит в себе условий о том, что управляемое ТС должно двигаться на дороге, или участвовать в дорожном движении в пределах дороги.

В отдельных случаях, с учетом конкретных обстоятельств, возможно иное судебное толкование, склоняющееся в пользу водителя. Однако такие случаи редки. Зато известны факты наказания за езду без прав даже по замерзшему морю, вне какой-либо накатанной колеи.

Управление спортивной техникой на соревнованиях и автодромах

Для управления маломощной спортивной техникой (спортинвентарем) при обучении гонкам в спортивных школах на спортивных автодромах ВП не требуется, так как езда происходит не по установленным для дорог общего пользования ПДД.

  • Если обучающийся захочет принять участие в официальном спортивном соревновании (гонке), то ему потребуется лицензия водителя.
  • Лицензии водителя в России выдаются Российской Автомобильной Федерацией (РАФ), являющейся членом Международной автомобильной федерации (FIA).
  • Для участия в гонках на закрытых трассах часто допускаются лицензированные водители без водительских прав (в том числе водители, не достигшие 18 лет).
  • Однако, если трасса спортивного соревнования пролегает по ДОП , движение по которым ограничивается на период проведения соревнований, то требование о предоставлении водителем ВУ может включаться в правила соревнований.

Наличие у гонщиков ВП требуется в целях обеспечения безопасности спортивного мероприятия и предотвращения угроз участникам, зрителям, обслуживающим соревнования лицам, третьим лицам и их имуществу, объектам инфраструктуры.

Знание ПДД в этом случае необходимо, так как дорожные знаки на пути следования водителя по трассе соревнований сообщают ему важную информацию.

Кроме того, организаторами могут устанавливаться временные (на период проведения соревнований) дорожные знаки, требования которых водитель должен понимать и соблюдать.

Управление на соревнованиях обычными или адаптированными для участия в спортивных гонках автомобилями, а также мощными спортивными болидами, как правило, требует одновременного наличия у водителя ВП и лицензии водителя.

Таким образом, управление спортивной техникой без ВП возможно преимущественно на соревнованиях, с условием, что это допускается правилами обеспечения безопасности и общими организационными правилами.

Управление спортивной техникой без прав на дорогах общего пользования

По управлению спортинвентарем на ДОП без ВП разведено множество казуистики спекуляций, которые основаны на недоработке законодательства. Давайте разберемся что тут к чему.

Ситуация со спортинвентарем и ДОП, существовавшая до недавнего времени

По жалобам некоторых нарушителей в Верховный Суд были приняты ошибочные и даже абсурдные решения оправдательного характера по части езды без прав.

Например, такое оправдание содержится в Постановлении ВС РФ от 13.02.2015 № 13-АД15-1 и от 25.07.2016 N 83-АД16-5. ВС РФ. В нем ВС, решил, что раз на спортинвентарь не нужны права и он не является ТС, то за езду на нем по ДОП штраф (ч. 1 ст. 12.7 КоАП) не полагается.

На этом основании некоторые местные суды до недавнего времени приходили к удивительному выводу, что езда по ДОП на спортинвентаре в состоянии опьянения не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП (например, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 19.05.2017 № 4а-369/2017).

Однако в России отсутствует прецедентное право и местные суды могут руководствоваться решениями ВС на рекомендательной, а не на обязательной основе. То есть ошибочное решение ВС (а ошибки и там встречаются) не является исчерпывающим основанием для отмены положенного наказания. С другой стороны, коррупция в судебной системе развита сильно и решения подобные Свердловскому явно подозрительны.

Ситуация со спортинвентарем и ДОП на сегодняшний день

Сейчас указанная трактовка ВС местными судами в качестве доводов от нарушителей не принимается.

Согласно абз. 9 ст. 2 ФЗ № 196 «ТС – это устройство, предназначенное для перевозки по ДОП людей, грузов и установленного оборудования». Если по ДОП на спортинвентаре едет человек, вне соревнований, то это перевозка людей, разумеется. Соответственно ВС неправ в том, что спортинвентарь не может являться ТС.

А для ТС в ПДД есть правила по допустимой мощности и скорости, при превышении которых полагается получать права. Сейчас же ВП нужны даже тем ТС, которые не требуется регистрировать в ГИБДД или в Гостехнадзоре. Также на возврат к адекватности повлияло ужесточение ответственности за нетрезвую езду (замена ч. 4 ст. 12.8 КоАП на ст. 264.1 УК и др.).

Сегодня большинством судов езда на спортинвентаре по ДОП рассматривается как добровольное принятие водителем обязанностей участника дорожного движения и соблюдения ПДД (в том числе в части запрета управлять ТС в состоянии опьянения – абз. 2 п. 2.7 ПДД).

Поэтому ездить на спортинвентаре по ДОП без прав однозначно запрещено и крупный штраф по ч. 1 ст. 12.7 КоАП будет абсолютно правомерен. Также спортинвентарь будет помещен на спецстоянку до выяснения т. к. у ТС отсутствуют госномера, установленные документы и светосигнальная система.

Учебная езда без прав на обычном автомобиле

Далеко позади те времена, когда по ПДД для учебной езды достаточно было повесить на обычный автомобиль соответствующий опознавательный знак и оборудовать его зеркалом заднего вида для обучающего, а самому обучающему достаточно было иметь водительский стаж более 3 лет, а также водительское удостоверение соответствующей категории.

В новой редакции ПДД (разд. 21) осуществление учебной езды по ДОП на обычном автомобиле с обычным водителем в качестве обучающего невозможно.

Кроме водительского удостоверения соответствующей категории обучающий езде в обязательном порядке должен иметь при себе документ на право обучения вождению ТС данной категории (п. 21.3 ПДД).

Транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с пунктом 5 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (п. 21.5 ПДД).

Используемый для обучения вождению автомобиль оборудуется:

  • Дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза – для прямого контроля за движением ТС со стороны обучающего.
  • Зеркалом заднего вида для обучающего (для контроля за дорожной обстановкой).
  • Опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» (для информирования других участников дорожного движения).

Итак, водителям-ученикам нельзя ездить по ДОП без специнструктора и без соответствия ТС определенным требованиям.

Учебная езда на закрытых площадках или автодромах

Среди автолюбителей встречается мнение, что обучение вождению на закрытых площадках или автодромах может происходить «по старинке»: без оборудования авто под учебную езду и без профессионального обучающего.

На чем основано заблуждение водителей

Основой вышеуказанного мнения водителей выступает последовательное изложение пунктов 21.1 (первоначальное обучение вождению), 21.2 (учебная езда на дорогах с обучающим по ПДД), 21.3 (профессиональный обучающий), 21.5 (требования к оборудованию авто).

Исходя из буквального прочтения этих требований ПДД, некоторые автомобилисты приходят к выводу о том, что первоначальное обучение вождению может производиться на закрытых площадках и автодромах вовсе без обучающего, или с обычным водителем в качестве обучающего и на обычном автомобиле.

Так как, по их мнению, обучающий с «документом на право обучения» (как и «оборудованное учебное ТС») обязательны только при учебной езде на дорогах.

Как обстоят дела на самом деле

Однако судебная практика исходит из того, что требования пунктов 21.2, 21.3, 21.5 ПДД (к обучающему и транспортному средству) распространяется также на первоначальное обучение вождению ТС, проводимое на закрытых площадках или автодромах (п. 21.1 ПДД).

Поэтому даже езда на специализированном автодроме без соблюдения пунктов 21.2 – 21.5 ПДД недопустима. При этом сами автомобилисты под «закрытой площадкой» часто понимают любой участок, иногда никак не огороженный, со свободным доступом посторонних, что также признается судами нарушением п. 21.1 ПДД.

Только в исключительных случаях учебная езда с нарушением ПДД признавалась отдельными судами малозначительным правонарушением (например, учебная езда на обычном автомобиле ночью на закрытом оборудованном автодроме в отсутствие посторонних, с обучающим, хоть и не имеющим права обучения, но являющимся опытным водителем).

В таких случаях административное преследование обучающего (по ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ – за передачу управления водителю без прав) и обучаемого (по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ – за управление ТС без прав) прекращалось вышестоящими инстанциями со ссылкой на статью 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности административного правонарушения.

Как уменьшить вероятность наказания за езду без прав

Если причина езды без прав «не тянет» на крайнюю необходимость, а иной выход (вызвать скорую, такси, остановить частника, позвонить родственникам или друзьям с правами, и т. п.) – не вариант, то в ход идут советы от опытных нарушителей ПДД.

  • Своим поведением не привлекать внимание сотрудников полиции (не превышать скорость, ехать в пределах движения потока, не допускать резких и опасных маневров, не пользоваться мобильным телефоном без «hands free» гарнитуры, проезжая мимо сотрудников полиции «излучать» спокойствие и уверенность).
  • Пассажиры должны быть пристегнуты , количество пассажиров – не больше разрешенного, поведение пассажиров обыденное.
  • Автомобиль не должен привлекать внимание (номера должны быть чистыми и соответствовать стандартам, световые приборы – исправными, ближний свет или ДХО в светлое время дня – включенны, авто – без признаков неисправностей, изменения конструкции, следов ДТП, тонировка стекол – только разрешенная, цвет авто не должен скрываться за плотным слоем грязи и т. п.).
  • Передвигаться не в ночное время , а днем, когда движение более интенсивное. Чтобы затруднить остановку ТС двигаться по дороге не в одиночку, предпочтительно в плотном потоке в крайнем левом ряду или в середине колонны (кроме организованных колонн, в которых нельзя занимать место и пересекать – абз.4 п. 2.7 ПДД).
  • Минуя сотрудников полиции , скрываться за другими автомобилями (но не предпринимать подозрительных маневров в последний момент).
  • Использовать другое доступное ТС («союзника») для разведки дорожной обстановки или прикрытия в потоке.
  • Избегать мест патрулирования экипажами ДПС и стационарных постов ДПС, если они известны, пользоваться проселочными и объездными дорогами.
  • Отвлекать внимание – действуя по обстановке, избегать проверки документов путем отвлечения или переключения внимания сотрудников ДПС на другое ТС, или сообщение о более важных обстоятельствах, чем проверка ваших документов.

Заметим, что следование этим советам, зачастую существенно отягчает наказание водителя без ВП или может привести к еще большим нарушениям и тяжким последствиям. Поэтому эта информация, приводятся просто к сведению, а не в качестве руководства.

Перед принятием решения сесть за руль без ВП или в нетрезвом состоянии водителю еще раз рекомендуется ознакомиться с санкциями статей 12.7, 12.8 КоАП РФ, а также со статьями 264, 264.1, 291, 291.1, 291.2. УК РФ.

Узнайте дополнительные нюансы на тему возможности официальной езды без прав из этого видео:

Внимание! Видео 2013 г. и не вся содержащаяся в нем информация может оказаться актуальной на сегодняшний день.

Подводя итоги

  • Если возникла экстренная ситуация , то водитель может садиться за руль без права на управление ТС, но причина должна быть действительно веской, при условии что никого другого с действенным ВУ найти не удалось.
  • В рамках проведения соревнований автомобилист может ездить на ТС без прав, но только по специально оборудованной для соревнований трассе. При соревнованиях на ДОП, с использованием спортивных моделей или переоборудованных для спорта обычных автомобилей, участникам понадобятся ВП, а также водительская лицензия.
  • Езда без прав по ДОП на спортинвентаре сегодня причисляется к прямому нарушению ПДД (с наказанием по ст. 12.7 КоАП) и избежать серьезных проблем не удастся, даже на основании имевших место в прошлом оправдательных постановлений высших судебных инстанций.
  • При обучении вождению на ДОП рядом с водителем должен быть сертифицированный автоинструктор, а сам автомобиль должен быть соответствующим образом переоборудован под учебную езду без прав.
  • Езда без прав на авто вне ДОП в подавляющем большинстве случаев может быть рассмотрена как нарушение с наложением соответствующего наказания по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.
  • Если водитель пойман с правами, у которых истек срок действия, но после этого прошло немного времени, то в редких случаях возможна замена положенного наказания на предупреждение, согласно ст. 2.9 КоАП.

Заключение

Существует множество «если» для каждой конкретной ситуации, которые могут кардинально изменить течение и разрешение рассмотренных ситуаций.

Также зачастую разнится в различных инстанциях и изменяется с течением времени правоприменительная практика. Не прекращает своего действия «человеческий фактор». Поэтому, описанные ситуации на практике могут разрешаться иначе.

Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях. Расскажите своим друзьям в соцсетях о блоге и становитесь подписчиком, чтобы быть в курсе самых свежих новостей на автотематику!

Изображения для статей взяты тут: https://www.drive2.ru/r/acura/1686801/

Управляли ли вы автомобилем не имея водительских прав (не потому что забыли случайно, а вас лишили, либо вы их не получили)?

Среди автомобильных правонарушений вождение машины без прав занимает одну из лидирующих позиций. По статистике правоохранительных органов штраф за езду без прав в качестве административной санкции применяется ежегодно к существенному количеству автолюбителей (более 400000 водителям). Последствия таких незаконных действий могут приводить к самым тяжелым последствиям, в том числе угрожать жизни и здоровью участников дорожного движения. Недаром Следственный комитет РФ предлагает приравнять езду на авто без прав к незаконному ношению оружия.

Размеры штрафов

Административно-правовой кодекс (КоАП РФ) с 2017 года предусматривает усиленные меры ответственности за езду без установленных законом документов. Нововведения корректируют размеры и условия вынесения административного взыскания за такие правонарушения.

Конкретный размер административной санкции зависит от квалификации неправомерного действия по предусмотренным законом основаниям. Независимо от причины нарушения, если в процессе проверки документов сотрудником полиции выяснится факт вождения машины лицом без разрешительных документов, будет решаться вопрос о его наказании.

Штрафные меры к нарушителям за езду без прав определены статьями 12.3 и 12.7 КоАП РФ. Конкретные виды санкций по разным основаниям представлены в таблице:

Состав правонарушения Санкции

Статьи

КоАП РФ

Управление ТС

гражданином без разрешительных документов (плиса ОСАГО, водительского удостоверения)

Штраф в сумме 500 руб. или предупреждение Ч. 2 ст.12.3
Управление ТС без водительских прав определенной категории (кроме практических занятий по отработке навыков езды под руководством инструктора) 1. Штраф от 5000 до 15000 руб.

2. Освобождение от управления машиной.

3. Арест ТС и транспортировка его на специально отведенную площадку.

Ч.1 ст.12.3
Умышленное предоставление собственником ТС лицу, не имеющему водительской подготовки и разрешительных документов, либо лицу с арестованными правами (лишенному прав) Штраф в размере 30000 руб. Ч. 3. ст.12.7
Нахождение за рулем лица, права которого арестованы по решению судебных органов 1.Штраф в размере 30000 руб.

2.Изоляция правонарушителя на срок до 15 суток или работы в объеме до 200 часов.

3.Эвакуация ТС на штрафную стоянку.

Ч. 2. ст.12.7

Меры взыскания в виде заключения под стражу или обязательных работ в качестве меры административной ответственности выносятся на основании судебного постановления. Решение о возбуждении производства по ст. 12.3 КоАП РФ принимают уполномоченные должностные лица МВД.

Обязательные работы как вид административной санкции предполагают выполнение общественно полезной деятельности на безвозмездной основе. Как правило, это неквалифицированный труд в сфере ЖКХ – по благоустройству городских территорий, очистке дворовых площадок, улиц от мусора и грязи.

Если за рулем автомобиля окажется несовершеннолетний гражданин, то административная ответственность за управление авто без водительских прав будет возложена на родителей нарушителя.

Юридические действия при вынесении наказания

Административная ответственность как способ государственного принуждения с целью пресечения противоправных действий виновных лиц предусматривает соблюдение определенного законом порядка юридически значимых действий. Механизм привлечения к ответственности регламентирован ст. 2.2.1 административно-правового кодекса (КоАП РФ).

В общих чертах порядок возбуждения административного производства включает несколько этапов:

  • констатация факта правонарушения;
  • фиксация условий и доказательств противоправного деяния;
  • оформление протокола об административном нарушении;
  • принятие решения о возбуждении административного производства;
  • обжалование решений (постановлений) должностных лиц.

Административный протокол должен быть обязательно подписан водителем. В случае несогласия с описанными в нем обстоятельствами можно сделать специальную отметку об этом в бланке протокола. Отказываться от подписи документа не рекомендуется. Содержание протокола должно содержать сведения о месте и времени совершения правонарушения, с подробным описанием всех обстоятельств, информацию о должностном лице, оформившем протокол.

Особенностью нововведений в КоАП в текущем году является смягчение наказания за забытые водительские документы. Видимо, законодатель не относит это обстоятельство к серьезным нарушениям. По новым правилам ответственность за то, что у водителя нет прав (но они числятся в базе данных ГИБДД), не сопровождается мерами по аресту ТС и транспортировке его на спецплощадку, как это было в прежней редакции кодекса.

Меры ответственности предполагают штрафные санкции (500 рублей) или предупреждение при наличии чистой водительской истории и большого стажа безаварийного вождения.

Избежать наказания можно путем корректных переговоров с инспектором ГИБДД. При этом необходимо совершить следующие действия:

  • выйти из автомобиля, закрыть его;
  • позвонить по телефону родственникам, попросить их оперативно привезти необходимые документы;
  • обратиться к сотруднику дорожной полиции с просьбой проверить выдачу водительского удостоверения в реестре ГИБДД;
  • при невозможности родственников быстро доставить документы продолжить передвижение до места назначения на общественном транспорте.

Как правило, спокойное и корректное общение водителя с представителем закона позволяет на первый раз ограничиться предупреждением.

На видео о штрафах за езду без прав

Таким образом, действующее законодательство устанавливает повышенные штрафные тарифы за вождение автомобилем без разрешительных документов, что ощутимо сказывается на бюджете правонарушителя.

В тех случаях, когда автомобилем управляет лицо, лишенное водительских прав по решению суда, либо собственник ТС передал свой автомобиль гражданину, заведомо не имеющего водительского удостоверения, административные меры включают не только штрафные санкции, но и эвакуацию машины, административный арест виновного лица, либо принудительные работы в объеме до 200 часов. Поэтому добросовестным автомобилистам необходимо тщательно следить за своими документами: не забывать их дома, своевременно пролонгировать и ответственно относиться к передаче права на управление машиной, находящейся в собственности, другим лицам.

Для того чтобы управлять автомобилем необходимо иметь водительское удостоверение в котором открыты соответствующие категории. Водительское удостоверение должно быть всегда с водителем когда тот находится за рулем. За отсутствие у водителя прав во время движения существует штраф.

Что ждет водителя, забывшего дома или потерял права?

Любой сотрудник ГИБДД на стационарных постах ДПС или при проведении спец. мероприятий, имеет полное право потребовать у вас для проверки документы на автомобиль, полис ОСАГО и в том числе водительское удостоверение без объяснения причины, даже если вы ничего не нарушали. И если вы не сможете предоставить документ, вас ждут последствия, описанные в статье 12.3 КоАП (кодекса РФ «Об административных правонарушениях»). В законе сказано, что отсутствие у водителя регистрационных и подтверждающих право вождения документов влечет за собой штрафные санкции в размере 500 рублей. Эта сумма серьезно не ударит по вашему карману, но знайте, что подобное наказание не является пределом.

В статье 27.12 указано, что лица, подвергшиеся уже хотя бы раз административному наказанию, могут быть отстранены от управления транспортным средством. Таким образом, вы можете лишиться законной возможности водить автомобилем, если вновь попадетесь дорожному инспектору без документов. Самым оптимальным выходом из ситуации, когда вы забыли удостоверение, остается попросить кого-то привезти его. Тогда проблема будет решена быстро и без серьезных последствий. Правда это не всегда помогает.

Штраф за езду лишенным прав

Почему нельзя садиться за руль, если вас лишили прав?

Касаемо водителей, которые после изъятия у них прав сотрудниками ГИБДД садятся за руль, существует статья 12.7 . В пункте 2 указано, что подобное правонарушение несет за собой несколько вариантов наказаний: штраф в размере 30 тыс. рублей , административная изоляция на срок до 15 суток или принудительные работы в течение от ста до двухсот часов . Возврат водительского удостоверения после лишения - это единственный вариант, при котором вы будете иметь право садиться за руль. Для этого, согласно новых поправок в законе, будет необходимо заново пройти экзаменационную проверку на знание правил дорожного движения.

Если вас лишили прав по причине вождения в состоянии алкогольного опьянения, то придется пройти еще и медицинскую комиссию, которая должна подтвердить, что вы можете водить. Трудности могут возникнуть, если удостоверение у вас изъяли в другом регионе. Тогда процесс возврата затянется, так как все вопросы вы сможете решать только по месту прописки.

Передача управления автомобилем лицу, которое не имеет прав или было их лишено

Стоит ли «давать порулить» человеку без прав?

В пункте 3 статьи 12.7 указано , что передача управления транспортным средством лицу, которое не имеет прав или было их лишено, грозит штрафом в размере 30 тыс. рублей. Исключение составляют учебные заезды при условии наличия всех необходимых документов, которые это подтверждают. Еще одним из пунктов наказания за передачу автомобиля человеку, не имеющему удостоверение, является арест транспортного средства. При последующем возврате своего движимого имущества потребуется найти одну из многочисленных стоянок. Причем нигде не дают гарантий, что ваша машина будет сохранена в первозданном виде.

Штраф за езду без "открытой" категории прав

Что грозит за управление транспортным средством без открытой категории?

Если вы сели за руль транспортного средства, но не имеете права управлять им (то есть не имеете соответствующей "открытой" категории), приготовьтесь к тому, что придет оплатить штраф по статье 27.12 КоАП в размере 5–15 тыс. рублей , а также Вас отстранят от управления ТС с задержанием и перемещением автомобиля на штраф-стоянку.

На сегодняшний день существуют категорий:

«А» (мотоциклы);

«А1» Легкие мотоциклы объемом двигателя не более 125 см и мощность которого не должна превышать 11 киловат;

«B» (Автомобили, за исключением относящихся к категории А, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограмм и число сидячих мест которых, помимо сидения водителя, не превышает восьми.)

«B1» Квадрициклы и прицыклы;

«C» (Автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограмм.);

«C1» Грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т;

«D» (Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сидения водителя.);

«D1» Автобусы оборудованные 9-16 сидячими местами за исключением водительского;

«Е» (Составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.(Прицеп.));

«M» Мопеды, скутеры, а также лёгкие квадрициклы с рабочим объёмом двигателя до 50 куб. см.

Для того чтобы ездить на любом из этих транспортных средств, необходимо получить соответствующую категорию прав, пройдя обучение в автошколе и успешно сдав экзамены в ГИБДД.

Несколько простых правил.

Вот наверно самые важные пункты, соблюдая которые, шансы попасть в лапы инспектора ГАИ сводятся к минимуму.

  1. НЕУКОСНИТЕЛЬНО Соблюдать ПДД.
    Глупо будет, если вас остановят из-за не пристегнутого ремня, или не горящего ближнего и оттащат на штраф-площадку, а потом придётся еще платить 5-10 МЗП, за простой и доставку машины и таскаться при этом пешком.
  2. Не рекомендуется ездить с 23:00 до 8:00. С 23:00 до 8:00 транспортный поток не настолько плотный, что бы можно было “спрятаться”. В это время ГАИ любит устраивать проверку документов и работает “зелёный змей”. В этих случаях останавливаются практически все ТС и шансов улизнуть весьма мало. В утренние часы ГАИ любит устроить проверку документов на какой-либо тихой улице, на выезде из спального р-на. (На пример в Уручье это на ул.Жодинской, Староборисовском тракте, на выезде с ул. Тикоцкого в Зелёном луге.) Самая безопасная ул. В Городе Минске – пр-т. Ф.Скорины. Даже ночью на проспекте есть небольшой трафик, что уменьшает шансы быть остановленным. Днём трафик настолько плотный, что просто так вас не рискнут останавливать из 3-го или 4-го ряда. В ночное время ГАИ любит дежурить на тихих улочках, примыкающих к проспекту или большой улице. (На П.Бровки, Захарова, Киселёва и пр.)
  3. Двигаться в крайнем левом ряду. Двигаться хорошо “под прикрытием” другой машины, которая идёт в правом ряду на корпус впереди вас. Так же наиболее безопасно двигаться за машиной без номерных знаков, с номерными знаками др. Государства или области. Так же за машинами с номерами ГАИ, КГБ, МВД, посольств, с номерами 0*** MI, работник ГАИ только в экстренном случае, будет размахивать палочкой, перед машинами с такими номерами.
  4. Стараться не выделяться из потока. Стараться соблюдать скорость потока, световой режим, не привлекать внимание резкими перестроениями. Желательно не ехать первым и последним.
  5. Особую осторожность следует проявлять с 15:00 Пт до Пн. Попав на штрафплощадку с обеда в Пт до Вс, вы заберёте машину в лучшем случае в Пн после обеда. Значит только за простой машины вы заплатите от 1 до 4 МЗП. Да и к тому же останетесь на выходные без авто.
  6. Движение за городом. Движение за городом намного безопаснее, чем в городе, опять таки ехать лучше 90 и не выделяться. Основное занятие ГАИ на периферии – контроль скоростного режима. При его соблюдении проблем практически не будет. В связи с сокращением стационарных постов ГАИ движение по республике упростилось.
  7. Пересечение стационарных постов ГАИ. На выездах из Минска стоят стационарные посты ГАИ. Некоторые посты можно объехать. Могилёвский/Чижовский – через промзону Шабаны. Логойский – через рынок “аквабел” и “боровую”. Московский пост – через уручанский полигон, Колодищи. На выезде в сторону Радошкович поста нет. Что бы объехать Брестский и Гродненский посты нужно сделать приличный крюк.
  8. Всегда должен быть включен ближний свет.
  9. Даже если машина грязная, то номерные знаки должны быть чистыми.

При пересечении поста нужно соблюдать П.1. 3. 4. Пересечение стационарных постов связанно с большим риском “не договориться” с работником ГАИ. Тут у них много причин оставить вас у себя на штраф площадке – машину гнать далеко не нужно, под рукою комп, что бы проверить наличие ваших, на посту всегда достаточно работников ГАИ, и взятку брать страшновато им.

Если вас всё таки остановили

Если вас все-таки остановил работник ГАИ то главное в вашем деле спокойствие. Нисколько не спорьте, с ним, т.к. Раздражая его, вы копаете себе яму. Добродушно уверенным тоном скажите, что прав у вас нет. Судьба такая. (Не любят они когда начинаеш придумывать историю про то, что права остались в ягуаре на СТО, а на такой развалине как 735iL вы думали они не нужны. Это легко проверяется по рации и работник ГАИ будет весьма расстроен, если у вас нет ягуара, а в особенности прав, добрее при этом он не станет. Если вас без долгих рассуждений пригласили в машину ГАИ и достали протокол, это пол дела. Если протокол незамедлительно начал заполняться, то вы попали к добросовестному работнику ГАИ и единственный шанс, который у вас есть, попросить его, не забирать машину на штрафплощадку. (Или номера пусть заберёт или вы др. Водителя найдёте за 2 минут). Если же открыл он протокол и начинает с вами о жизни вести беседу, значит есть шанс договориться на месте. Далее всё зависит от вашего красноречия, таланта убеждения, и его жадности.
Если вас остановил “пешеходный” милиционер, тут шансов намного больше. Если это на проспекте – еще лучше. Что бы оттащить вас на штрафплощадку ему надо вызывать эвакуатор, это дело долгое и хлопотное. Вы проторчите на проезжей части добрых 30-40 минут, затрудняя движение потока… А вдруг из-за этого произойдёт ДТП? Спасибо вам ГАИшник не скажет, если в его дежурство еще и ДТП случиться на его участке. Т.ч. Тут смело развивайте тему о благе скорейшего вашего расставания.
Если вас остановили за городом. Нет у них еще ср-в проверки наличия ваших прав. Оч хорошо доказать, что вы на машине не первый раз едите (доверенность на 3 года показать). Тогда вам грозить не 118 статья с арестом машины, а только страф до 3-х минималок по ст. 117 В сельской местности редко даже поверят, что управляя машиной 2-3й год, у вас нет прав.
Хорошим моентом будет, если у вас в машине нет подпитой компания с девчёнками и музыкой. Вы можите спихнуть свою бесправную езду на какую-либо срочность, уповая, что каждый может попасть в такую ситуацию.

Имея в машине под приборкой блок предохранителей (как в ФИАТе скажем) можно выдернуть предохранитель бензонасоса. Машина не заводится, а следовательно, отбуксировать ее на штрафплощадку сложнее. При этом открывайте капот и смело ковыряйте что-нибудь, что бы у тянуть время и ГАИшникам не пришло в голову вызвать эвакуатор с полной погрузкой авто.

Если вас остановила “Стрела”, то тут будет совсем тяжело. Шансов отделаться от них “малой кровью” практически нет, но договориться, что б не забирали машину вполне реально. При этом, составив протокол, вас занесут вкомпьютер, что вы катались без прав и даже могут указать по какой причине их у вас нет.

Идя на “разбор” в ГАИ можете особо не рассчитывать, что там любят таких бесправных как вы. Хоть и ПДД предполагают наказание по ст.118 от 1 до 5и МЗП, в 90% случаев штраф дают по максимуму.


Вконтакте

Один из частых случаев в работе сотрудника ГИБДД - езду без прав на ТС. Нарушители приводят большое количество объяснений, однако в настоящее время подобная невнимательность почти всегда бьет по карману, штраф за вождение без прав зависит от ситуации. Разберемся подробнее: Что будет за езду без прав?

Наказание за забытые права

Довольно часто получается, что водительское удостоверение просто остается в кармане другой куртки, в сумке или просто на полочке в прихожей. Однако, управление ТС без водительского удостоверения запрещено и каждый водитель обязан предоставить их по первому требованию инспектора ГИБДД.

И так, чем грозит управление автомобилем без прав, если вы их забыли дома:

  • управление ТС без прав или документы на машину — предупреждение или штраф 500 рублей (статья 12.3 КоАП).
  • для водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов — штраф 5000 рублей (частью 2 статьи 12.37 КоАП).
  • передача управления транспортным средством лицу без водительского удостоверения — штраф 3000 рублей (ч.3 ст. 12.3 КоАП)

Уплата штрафа не дает водителю права сразу продолжить путь. Для сотрудника ГИБДД статья 27.13 КоАП предусматривает возможность задержания машины или мотоцикла нарушителя вплоть до устранения причины. При двух свидетелях составляется протокол, и транспортное средство при помощи эвакуатора отправляют на штрафную стоянку.

Вам обязательно должны сообщить будущее местонахождение авто. Если нет возможности засвидетельствовать протокол с помощью физических лиц, его оформление можно зафиксировать на видео.

Если у вас есть возможность предоставить документы в кратчайшие сроки, это обязательно нужно сообщить и зафиксировать в протоколе. На устранение причины задержания ТС без транспортировки на штрафную стоянку дается 30 минут. За это время удостоверение или иные требуемые бумаги вам могут привезти родственники, друзья или самостоятельно, воспользовавшись такси.

Что будет если ездить без прав когда водительского удостоверения нет

Что грозит за езду без прав если у вас нет ВУ? В целом, ответственность можно подразделить на 3 категории:

  • Водительского удостоверения у вас нет и никогда не было — штраф 5000 — 10000 рублей (статья 12.7 КоАП),
  • Езда с просроченными правами — штраф 5000 — 10000 рублей,
  • Если вы лишены ВУ, то за езду без прав штраф 30000 рублей, могут быть применены обязательные работы на протяжении 100-200 часов или арест до 15 суток,
  • При передачи управления автомобилем лицу не имеющему ВУ или лишенному права вождения — штраф 30000 рублей, деньги взимаются с хозяина автомобиля или мотоцикла.

В любом из перечисленных случаев ответственность за управление ТС без водительского удостоверения грозит водителю остановкой от продолжения дальнейшего управления ТС и автомобиль будет отправлен на штрафную стоянку.

Менее расспрастраненные случаи езды без прав

  • За езду без категории прав — штраф 5000 — 15000 рублей , а так же арест автомобиля и отправку его на штрафстоянку.
  • Если действие прав приостановлены за алименты, приченению вреда здоровью, имуществу, накопленным штрафам и сумма задолженности более 10000 рублей вам может грозить 50 часов обязательных работ или лишение прав на 1 год .

Езда без прав на мотоцикле или квадроцикле

Наказание за управление мотоцикла или квадроцикла без прав составляет:

  • штраф 5000 — 15000 рублей;
  • арест водителя на до 15 суток;
  • 200 часов административных работ

Исключением из выше перечисленных наложения штрафов, является учебная езда . Тогда инспектор ГИБДД не сможет выписать вам штраф за управление транспортным средством без прав.

Несмотря на то, что многие, выходя из дома не проверяют свой бумажник или карманы в одежде, обязательно стоит перед поездкой на авто или мотоцикле убедиться, что водительские права у вас с собой. Это поможет избежать многих проблем в дальнейшем, что положительно скажется, в первую очередь, на вашем кошельке. А также, возможно, и на факте владения водительским удостоверением. Тем, у кого работа тесно завязана на управлении транспортом, особенно стоит об этом помнить.