Бедность не порок краткое описание. Краткий анализ Бедность не порок (Островский А

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Гордей Карпыч Торцов , богатый купец .

Пелагея Егоровна , его жена .

Любовь Гордеевна , их дочь .

Любим Карпыч Торцов , его брат, промотавшийся .

Африкан Савич Коршунов , фабрикант .

Митя , приказчик Торцова .

Яша Гуслин , племянник Торцова .

Гриша Разлюляев , молодой купчик, сын богатого отца .

Анна Ивановна , молодая вдова .

Маша ; Лиза , подруги Любови Гордеевны .

Егорушка , мальчик, дальний родственник Торцова .

Арина , нянька Любови Гордеевны .

Гости, гостьи, прислуга, ряженые и прочие .

Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Небольшая приказчичья комната; на задней стене дверь, налево в углу кровать, направо шкаф; на левой стене окно, подле окна стол, у стола стул; подле правой стены конторка и деревянная табуретка; подле кровати гитара; на столе и конторке книги и бумаги.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Митя ходит взад и вперед по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича».

Егорушка (читает). «Государь мой батюшка, славный и храбрый король, Кирибит Верзоулович, ныне идти за него смелости не имею, потому что когда я была во младости, то король Гвидон за меня сватался».

Митя . Что, Егорушка, наши дома?

Егорушка (зажимает пальцем то место, где читает, чтоб не ошибиться). Никого нет; кататься уехали. Один Гордей Карпыч дома. (Читает.) «На то сказал дщери своей Кирибит Верзоулович…» (Зажимает пальцем.) Только такой сердитый, что беда! Я уж ушел – все ругается. (Читает.) «Тогда прекрасная Милитриса Кирбитьевна, призвав к себе слугу Личарду…»

Митя . На кого же он сердит?

Егорушка (опять зажимает). На дяденьку, на Любима Карпыча. На второй-то праздник дяденька Любим Карпыч обедал у нас, за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать, да смешно таково. Я смешлив ведь больно, не вытерпел, так и покатился со смеху, а уж на меня глядя и все. Дяденька Гордей-то Карпыч принял это себе за обиду да за невежество, осерчал на него, да и прогнал. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку ему и созорничал, пошел да с нищими и стал у собора. Дяденька-то Гордей Карпыч говорит: осрамил, говорит, на весь город. Да теперь и сердится на всех без разбору, кто под руку подвернется. (Читает.) «С тем намерением, чтобы подступил под наш град».

Митя (взглянув в окно). Кажется, наши приехали… Так и есть! Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна, да и гости с ними.

Егорушка (прячет сказку в карман). Побежать наверх. (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Митя (один). Эка тоска, Господи!… На улице праздник, у всякого в доме праздник, а ты сиди в четырех стенах!… Всем-то я чужой, ни родных, ни знакомых!… А тут еще… Ах, да ну! сесть лучше за дело, авось тоска пройдет. (Садится к конторке и задумывается, потом запевает.)

Красоты ее не можно описать!…

Черны брови, с поволокою глаза.

Да, с поволокою. А как вчера в собольем салопе, покрывшись платочком, идет от обедни, так это… ах!… Я так думаю, и не привидано такой красоты! (Задумывается, потом поет.)

Уж и где ж эта родилась красота…

Как же, пойдет тут работа на ум! Все бы я думал об ней!… Душу-то всю истерзал тосковамши. Ах ты, горе-гореваньице!… (Закрывает лицо руками и сидит молча.)

Входит Пелагея Егоровна, одетая по-зимнему, и останавливается в дверях.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Митя и Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Митя, Митенька!

Митя . Что вам угодно?

Пелагея Егоровна . Зайди ужо вечерком к нам, голубчик. Поиграете с девушками, песенок попоете.

Митя . Премного благодарен. Первым долгом сочту-с.

Пелагея Егоровна . Что тебе в конторе все сидеть одному! Не велико веселье! Зайдешь, что ли? Гордея-то Карпыча дома не будет.

Митя . Хорошо-с, зайду беспременно.

Пелагея Егоровна . Уедет ведь опять… да, уедет туда, к этому, к своему-то… как его?…

Митя . К Африкану Савичу-с?

Пелагея Егоровна . Да, да! Вот навязался, прости Господи!

Митя (подавая стул). Присядьте, Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Ох, некогда. Ну да уж присяду немножко. (Садится.) Так вот поди ж ты… этакая напасть! Право!… Подружились ведь так, что н□-поди. Да! Вот какое дело! А зачем? К чему пристало? Скажи ты на милость! Человек-то он буйный да пьяный, Африкан-то Савич… да!

Митя . Может, дела какие есть у Гордея Карпыча с Африканом Савичем.

Пелагея Егоровна . Какие дела! Никаких делов нет. Ведь он-то, Африкан-то Савич, с агличином всё пьют. Там у него агличин на фабрике дилехтор – и пьют… да! А нашему-то не след с ними. Да разве с ним сговоришь! Гордость-то его одна чего стоит! Мне, говорит здесь не с кем компанию водить, всё, говорит, сволочь, всё, видишь ты, мужики, и живут-то по-мужицки; а тот-то, видишь ты, московский, больше всё в Москве… и богатый. И что это с ним сделалось? Да ведь вдруг, любезненький, вдруг! То все-таки рассудок имел. Ну, жили мы, конечно, не роскошно, а все-таки так, что дай Бог всякому; а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то. Перенял, перенял, уж мне сказывали… все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно – хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Да, да!… Надень, говорит, чепчик!… Ведь что выдумает-то!… Прельщать, что ли, мне кого на старости, говорю, разные прелести делать! Тьфу! Ну вот поди ж ты с ним! Да! Не пил ведь прежде… право… никогда, а теперь с этим с Африканом пьют! Спьяну-то, должно быть, у него (показывая на голову) и помутилось. (Молчание.) Уж я так думаю, что это враг его смущает! Как-таки рассудку не иметь!… Ну, еще кабы молоденький: молоденькому это и нарядиться, и все это лестно; а то ведь под шестьдесят, миленький, под шестьдесят! Право! Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русской-то наш обычай испокон веку живет! Старики-то не глупей нас были. Да разве с ним сговоришь, при его же, голубчик, крутом-то характере.

Митя . Что говорить! Строгий человек-с.

Пелагея Егоровна . Любочка теперь в настоящей поре, надобно ее пристроить, а он одно ладит: нет ей ровни… нет да нет!… Ан вот есть!… А у него все нет… А каково же это материнскому-то сердцу!

Митя . Может быть, Гордей Карпыч хотят в Москве выдать Любовь Гордеевну.

Пелагея Егоровна . Кто его знает, что у него на уме. Смотрит зверем, ни словечка не скажет, точно я и не мать… да, право… ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего. (Встает.) Заходи, Митенька.

Митя . Приду-с.

Гуслин входит.

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Те же и Гуслин.

Пелагея Егоровна . Вот и еще молодец! Приходи, Яшенька ужо к нам наверх с девушками песни попеть, ты ведь мастер, да гитару захвати.

В одном из уездных городов России. Живущий здесь мальчик Егорушка, дальний родственник Торцовых, сидя на табуретке, читает «Бову Королевича». Вошедший приказчик Гордея Карпыча, Митя, спрашивает Егорушку, как дела дома. Мальчик рассказывает, что на днях случилась семейная ссора. Промотавшийся брат Гордея Карпыча, Любим Карпыч , пришёл обедать, захмелел за едой «да и начал разные колена выкидывать». Все хохотали, но Гордей Карпыч, наоборот, рассерчал и прогнал Любима. Тогда тот пошёл у церкви с нищими просить милостыню – чтобы весь город видел, как брат богача христорадничает на паперти. Гордей Карпыч от такого срама рассердился ещё больше и теперь срывает злость на всех, кто под руку подвернётся.

К дому подъезжают вернувшиеся с церковной службы жена Гордея Карпыча, Пелагея Егоровна , и его дочь, Любовь Гордеевна. Егорушка убегает встречать их.

Бедность не порок (действие первое). Спектакль Малого театра

«Бедность не порок», 1 действие, явление 2 – краткое содержание

Оставшись один, Митя жалуется, что все люди празднуют, а ему, бедному приказчику, надо сидеть в конторе. Задумавшись, он напевает песню о какой-то красавице с черными бровями – тоска по ней истерзала всю душу. Митя закрывает лицо руками. Входит Пелагея Егоровна.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 3 – краткое содержание

Она приглашает Митю вечером зайти к ним, повеселиться с девушками, попеть с ними песенок. Митя с радостью соглашается. Присев на стул, Пелагея Карповна начинает жаловаться Мите на своего крутого характером мужа, Гордея Карпыча. В последнее время он сдружился с приезжим московским фабрикантом Африканом Савичем Коршуновым. Богач и любитель всего иноземного, Коршунов, приохотил к чужестранным нравам и Торцова. Гордей Карпыч стал хулить «русский обычай» и поговаривать, что в их городишке живут «одни мужики», которые ничего не понимают в нынешней жизни, в модах. 60-летнюю Пелагею Егоровну он заставлял носить чепчик. Вдобавок ко всему Коршунов приучил Гордея Карпыча к пьянству.

Пелагея Егоровна сетует, что дочь Любочку надо бы выдать замуж, но отец после знакомства с Африканом Савичем заладил: в городе ей ровни нет!

Портрет Александра Николаевича Островского. Художник В. Перов, 1871

«Бедность не порок», 1 действие, явление 4 – краткое содержание

Появляется племянник Торцова, Яша Гуслин. Пелагея Егоровна приглашает и его вечером с девушками песни попеть – и уходит.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 5 – краткое содержание

Митя жалуется Яше на свою бедность. За службу приказчиком он получает очень скудное жалование, а на него надо ещё содержать мать. Гуслин спрашивает, почему Митя не уйдёт от Торцова в другое место. Митя признаётся: ему очень полюбилась дочь хозяина, Любовь Гордеевна, и он не хочет с нею расставаться!

Гуслин уговаривает друга смириться с тем, что Торцов никогда не выдаст дочь за него. Он рассказывает, что и сам питает нежные чувства к молодой вдове Анне Ивановне. Но дядя-богач не разрешает жениться на ней – и Яша решил не роптать на судьбу.

Митя, однако, не может успокоиться. Он ходит по комнате, читая стихи Кольцова о несчастной любви, говорит, что и сам сочинил на эту тему песню. Чтобы хоть немного забыться, Митя садится писать за конторкой. Листок со своими стихами он отдаёт Гуслину, и тот пробует подобрать к ним мелодию на гитаре.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 6 – краткое содержание

Входит друг Яши и Мити – Гриша Разлюляев, с гармошкой. Молодой сын богатого купца, он беззаботно поёт частушки, ударяя себя по карману, хвалится, что у него много денег и что после праздника он женится «на богатой».

Гуслин, подобрав напев, играет на гитаре и поёт грустные стихи Мити о злой сиротской доле и несчастной любви. Они напоминают поэзию Кольцова . Даже Разлюляев поначалу слушает с чувством, но по окончании пения машет рукой и говорит Яше, что на Святках надо петь радостные песни, «а не тянуть эту канитель». Трое друзей садятся рядом и запевают вместе. В это время входит Гордей Карпыч. Юноши замолкают и встают.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 7 – краткое содержание

Торцов начинает бранить Митю, Яшу и Гришу за то, что они «горланят, словно мужичьё». Увидев на митиной конторке книгу стихов Кольцова, Гордей Карпыч высмеивает приказчика: он ходит в старом сертучишке, а туда же, в образование, полез. Митя говорит, что ему не на что купить новой одежды. Почти всё жалование он отсылает старой больной матери. Торцов грубо отрезает: «Коли гол кругом, так нечего о себе мечтать!»

Гордей Карпыч набрасывается и на Разлюляева: «Отец деньги лопатой загребает, а ты в этаком зипунишке ходишь!» Разлюляев отвечает: не надевать же кургузое европейское пальто, как у аптекаря Франца Фёдорыча, над которым весь город смеётся. Недовольно бросив: «Дураками непросвещенными живете, дураками и умрете», Торцов уходит.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 8 – краткое содержание

Митя жалуется друзьям: «Вот она жизнь-то моя какова!» Разлюляев советует ему: «Да, брось, не думай!» – и запевает частушку, подыгрывая на гармони. Входит молодая вдова Анна Ивановна с девушками: Любовью Гордеевной и её подругами, Машей и Лизой.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 9 – краткое содержание

Они здороваются с юношами. Любовь Гордеевна держится скромно, Маша и Лиза – как жеманные недотроги, а развязная и живая Анна Ивановна не стесняется: «Надоело молча сидеть, орехи щелкать, – пойдемте, говорю, девушки, к парням, а девушкам и любо. Кому что нужно, тот об том и думает: парни об девках, а девки об парнях».

Маша с Лизой делают вид, что «им конфузно». Разлюляев хохочет и запевает песню «Летал медведь по поднебесью» и приплясывает. Анна Ивановна подходит к сидящему с гитарой Гуслину и задорно спрашивает: «Когда ты, бандурист, на мне женишься?» Гуслин отвечает, что не позволяет Гордей Карпыч. Он что-то шепчет на ухо Анне Ивановне, указывая на Любовь Гордеевну и Митю. Анна Ивановна ахает: «Что ты говоришь?! Ну, ладно, молчи пока».

Любовь Гордеевна садится рядом с Митей. Как и мать, она приглашает его прийти вечером. Когда Разлюляев запевает: «Как гусара не любить», Любовь Гордеевна загадочно произносит: «Может быть, кто-нибудь и любит кого-нибудь, да не скажет: надобно самому догадаться».

Все, кроме Мити, встают уходить и направляются к двери. Последней должна идти в неё Любовь Гордеевна, но шаловливая Анна Ивановна затворяет дверь перед ней с той стороны – и девушка остаётся в комнате наедине с Митей.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 10 – краткое содержание

Любовь Гордеевна просит отворить дверь, но с той её стороны слышен лишь девичий смех. Митя в большом волнении умоляет Любовь Гордеевну посидеть с ним немного. Он говорит, что сочинил стихи и просит позволения «презентовать ей этот свой труд».

Любовь Гордеевна, скрывая радость, просит прочесть стихи. Митя читает несколько строк о парне, который без надежды полюбил красну девицу. Она не ровня ему, и парень сохнет от этого. Любовь Гордеевна, выслушав просит лист бумаги, перо, и говорит, что сейчас тоже что-то напишет Мите, но пусть он прочтёт это только после её ухода.

Митя соглашается. Любовь Гордеевна пишет несколько строк, отдаёт Мите свёрнутую бумажку и собирается выходить.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 11 – краткое содержание

В дверях она сталкивается со своим дядей, Любимом Карпычем. Тот, как всегда, навеселе – и приветствует племянницу забавными шутками. Любовь Гордеевна уходит.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 12 – краткое содержание

Любим Карпыч просит, чтобы Митя пустил его переночевать. Брат Гордей его выгнал, а на улице мороз, и в ветхой одежде, прося милостыню, на паперти долго не простоишь.

Митя не отказывает. Любим Карпыч рассказывает о своей жизни. В молодости они разделили с братом отцовское наследство: торговое заведение взял Гордей, а Любиму дал денег «билетами и векселями». Любим поехал в Москву и стал проводить там время в театрах и трактирах. Будучи, по юности, очень легкомысленным, он вскоре на беду сдружился с фабрикантом Африканом Коршуновым – тем самым, который сейчас, приехав из Москвы к ним в уезд, вошёл в доверие к Гордею. В Москве Коршунов приучил Любима к беспутству, а потом его надул, «и сел я как рак на мели: выпить не на что, а выпить-то хочется». Промотавшись, Любим впал в нищету. «Стал по городу скоморохом ходить, по копеечке собирать, шута из себя разыгрывать, прибаутки рассказывать, артикулы разные выкидывать». Ему пришлось вернуться из Москвы и броситься в ноги к брату Гордею. Но тот принял его с недовольством. «Нет, говорит, – куда я тебя дену. Ко мне гости хорошие ездят, купцы богатые, дворяне. Я, видишь, как живу: кто может заметить, что у нас тятенька мужик был?..»

Сердобольный Митя укладывает Любима Карпыча спать и даёт ему немного денег на опохмелку. Пообещав «сделать с братом смешную штуку», Любим засыпает.

Митя дрожащими руками разворачивает бумажку, которую дала ему Любовь Гордеевна. Увидев, что там написано: «И я тебя люблю. Любовь Торцова», – он от радости хватает себя за голову.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека . На нашем сайте вы можете прочитать краткую биографию А. Н. Островского .

Для перехода к краткому содержанию следующего действия пьесы пользуйтесь кнопкой Вперёд ниже текста статьи.

Бедность не порок — пьеса Островского, с которой мы познакомились на уроке в школе. Написал ее писатель в 1853 году, а через год пьеса была напечатана отдельной книгой. Пьеса, как и книга, имела успех. Вот сегодня познакомились с данным произведением и мы. Теперь сделаем работы Островского Бедность не порок, рассмотрев проблемы, что поднимает писатель.

Анализ пьесы Бедность не порок

В пьесе Островский поднимает различные проблемы, среди которых противостояние среды и личности. Очень часто к человеку относятся в зависимости от его богатств. Чем богаче, тем больше он уважаем, а вот душевные качества и нравственные не берутся в расчет.

Изучая Островского и его Бедность не порок, и делая анализ его работы в 9 классе, мы видим, влияние денег на судьбы людей. Автор нам показал, как именно могут влиять деньги на человека, когда человек начинает им подчиняться и зависеть от них. Деньги выходят на первый план, а вот забота о близких становится второстепенной. Вот только Островский не мог допустить победы денег над человеческими чувствами и доказал читателям, что и богатства бывают бессильными. Доказательством этого являлась любовь дворянки Любы Гордеевой, которую отец хотел отдать за московского богача, к приказчику Мите. Пройдя через испытания, влюбленные сердца все-таки воссоединились. И здесь не последнюю роль сыграл брат Торцова Гордея Любим. Именно он рассказал о подступных планах фабриканта Коршунова, за которого Гордей и хотел отдать дочь, несмотря на то, что она любила другого. Африкан разорил Любима, а теперь нацелился на Гордея. В итоге Коршунов требует извинений, а Гордей, на зло фабриканту, отдает замуж Любу за Митю. Гордей смягчился и был благодарен брату за то, что наставил его на ум и не дал совершить ошибку.

Так два сердца воссоединились, любовь восторжествовала над богатствами.

Делая наш краткий анализ, мы видим что пороки наказаны, а добро торжествует. Свадьба героев становится доказательством тому, что бедность не может являться пороком, а вот черствость и жажда наживы являются самыми настоящими недостатками.

Приказчик Торцова
Яша Гуслин - племянник Торцова
Гриша Разлюляев - молодой купчик, сын богатого отца
Анна Ивановна - молодая вдова
Маша - подруга Любови Гордеевны
Лиза - подруга Любови Гордеевны
Егорушка - мальчик, дальний родственник Торцова
Арина - нянька Любови Гордеевны.

Действие первое

Уездный город. Дом купца Торцова. Во время Святок. Митя ходит по комнате, а Егорушка читает книжку на табурете. Он рассказывает Мите, что хозяин Гордей Карпыч очень зол на своего брата. Дело в том, что Любим Карпыч на днях устроил балаган, захмелев, развлекал всяких гостей. Гордей Карпыч посчитал это за оскорбление и прогнал брата. В отместку тот стал вместе с нищими у собора. Хозяин стал пуще прежнего сердиться.

За окнами послышался шум. Это хозяйка Пелагея Егоровна приехала с дочерью и гостями. Егорушка, схватив книгу, тут же убежал, и Митя остался один. Работать никак не получалось, ведь все его мысли занимала дочь хозяина - Любовь Гордеевна. Пелагея Егоровна, остановившись в дверях, обратилась к Мите. Она попросила его прийти к ним вечером в гости. К тому же Гордей Карпыч был намерен уехать в гости к своему другу - фабриканту Коршунову. Она также заметила, что этот фабрикант человек буйный и любит выпивать со своим директором-англичанином. Торцов тоже изменился не в лучшую сторону после поездки в Москву. Теперь все русское было ему чуждо, да и город не радовал. Теперь ему по нраву было все заграничное, оттого он и завел тесное знакомство с этим богатым «московским» фабрикантом. Даже дочь свою хотел выдать замуж исключительно в Москву, так как здесь ей не было достойной пары.

В комнате появляется Яша Гуслин. Его также пригласили в гости, чему он очень обрадовался. После ухода хозяйки Митя рассказал Яше о своих заботах. Он - единственный сын престарелой матери. Всю свою небольшую выручку он отправлял ей. От Гордея Карпыча в свой адрес он слышал только упреки, да обидную брань. Митя хотел бы перейти на работу к Разлюляевым, но не мог жить вдали от любимой. Яша рекомендует забыть о Любови Гордеевне, так как эта любовь ничего хорошего не сулит. Хозяин никогда не благословит их неравный брак. А в пример он привел свои отношения с Анной Ивановной, которая вроде и ровня ему, а все равно дядька не разрешает жениться. В комнате появился Гриша Разлюляев с гармоникой в руках. Он был весел и беззаботен, как всегда. А о чем ему тужить, ведь у него отец деньги лопатой загребает.

В комнату вошел Гордей Карпыч и набросился с упреками на Митю. Заметив книгу стихотворений, он сказал, что такие нежности в бедности ни к чему. Да и сюртук Мите давно пора новый сшить, а он все ходит к ним в гости в старой одежде. Митя стал оправдываться, что все деньги отправляет матери, на что Гордей Карпыч ответил, что матери больших растрат не нужно, ведь она не в роскоши воспитана. Затем он набросился на Разлюляева, напомнил ему, что его отец хоть и богат, а дурак-дураком и невежда. После этого хозяин уехал к Коршунову. В комнату вошли Любовь Гордеевна с подругами. Анна Ивановна без стеснения поинтересовалась у Гуслина, когда он на ней женится. Яша ответил, что ждет благословения дядьки. Затем он шепотом рассказал ей про любовь Мити, а Разлюляев все веселил девушек. После своего тайного совещания Анна Ивановна с Гуслиным предложили всем подняться наверх, а Митю с Любовью Гордеевной заперли в комнате для объяснения.

Влюбленные остались одни. Митя стал робко читать стихи, которые сам сочинил для нее. Стихи были про парня, который губит свое сердце понапрасну, ведь не ровня ему эта девушка. Дослушав Митин стих, Любовь Гордеевна написала ему свой ответ и отдала записку с условием, что он прочтет ее позже, когда она уйдет. В дверях Любовь Гордеевна встретила своего дядю - Любима Карпыча. Тот был рад, застав их вдвоем. Брату пообещал ничего не говорить. Оставшись с Митей, Любим Карпыч просил его приютить на время, так как Гордей Карпыч и видеть его не желает. Он рассказал, как отец оставил им с братом наследство, из которого Гордей взял себе доходное заведение, а брату отдал деньги и векселя. Любим в Москве быстро промотал все свое состояние, а оставшиеся средства доверил хитрому фабриканту Африкану­ Коршунову. Тот его обманул и оставил ни с чем. С тех пор Любим был вынужден зарабатывать, развлекая публику.

Когда он вернулся к брату, тот принял его неласково. Он стал стыдиться его, так как себя считал неровней ему. Любима Карпыча это обидело до глубины души и он решил проучить зазнавшегося брата. Для этого ему нужна была Митина помощь. Оставив Любима Карпыча отдыхать в приказчичьей, Митя подошел к двери и дрожащими руками достал записку от возлюбленной. В ней говорилось, что Любовь Гордеевна и сама его любит. Не веря своим глазам, Митя схватился за голову и убежал.

Действие второе

Действие происходит вечером в гостиной Торцовых. В комнате темно и только через одну из дверей падает слабый свет. На стенах висят зеркала, а у стены стоит диван, перед ним круглый стол и шесть стульев. В дверях появляются Любовь Гордеевна с Анной Ивановной. Они разговаривают об их с Митей любви. Анна Ивановна предупреждает Любовь о том, что это опрометчиво. После ее ухода в комнате появляется Митя.

Он интересуется, правда ли то, что было написано в записке. Любовь Гордеевна подтверждает искренность своих чувств и требует ответных слов. Митя уверяет, что никого не любит так сильно, как ее. Она вначале притворяется, что не верит его словам и шутливо говорит, что думала, что Митя влюблен в Анну Ивановну. Митя признается, что ему вовсе не до шуток. Его всерьез беспокоит их дальнейшая судьба. Он даже готов броситься в ноги Гордею Карпычу ради их любви. Пока влюбленные обнимаются, из коридора доносятся чьи-то шаги. Митя незаметно удаляется. Появляется нянька Арина и просит любовь Гордеевну пойти к матушке. Прибежавшего Егорушку она просит созвать всех девушек, чтобы они пели святочные песни. Он на радостях убегает, ведь наверняка будут ряженые.

В комнату входит Пелагея Егоровна с дочерью и гостями. Среди них и Маша с Лизо, и Анна Ивановна с Гуслиным, Разлюляев и Митя. Все устраиваются поудобнее на диване и стульях, один Митя стоит в сторонке. Девушки ходят по комнате, а за ними Разлюляев. Гуслина просят спеть что-нибудь. Нянька Арина приносит напитки и сладости. Пока гости развлекаются, Анна Ивановна шепчется с хозяйкой, а Разлюляев пускается с девушками в пляс. В комнату заходят соседские девицы и начинают гадать на блюдце. Они запевают песню и кладут свои кольца на блюдце. Одно из них достает Разлюляев и отдает Любови Гордеевне. Тут Егорушка приводит ряженых. Сначала их потчуют вином, а потом они пляшут и показывают разные сценки.

Пока гости развлекаются, Митя что-то шепчет на ухо любимой и целует ее. Увидев это, Разлюляев упрекает их и обещает рассказать все матери девушки. Более того он и сам хотел на ней жениться. За него Торцов отдаст, ведь он богат, а вот Мите и пробовать не стоит. В этот момент появляется хозяин в сопровождении Коршунова. Гордей Карпыч прогоняет всех, извиняется перед «высоким» гостем и всячески лебезит перед ним. Он просит Арину принести свечи и подать шампанского. Коршунов же, старый сластолюбец, наоборот, расстроен уходом молодых девиц. Усевшись в кресло, он постоянно хехекает и принимает, как ему кажется, заслуженные почести в свой адрес. Когда Пелагея Егоровна с Ариной и своими подругами уходят, Коршунов подходит к девицам и хочет расцеловать их в честь праздника. Барышни отказываются, но Торцов просит дочь повиноваться и Любовь Гордеевна уступает. Митя с Гуслиным и Разлюляевым уходят.

Африкан Савич подсаживается поближе к Любови Гордеевне и преподносит ей дорогие серьги в подарок. Затем он бесцеремонно целует ей ручку. Ей, конечно же, неприятен этот старик, но ослушаться отца она не смеет. Затем схватив ее руку, Коршунов надевает ей на палец кольцо с бриллиантом. Она его тут же снимает. Пелагея Егоровна с Ариной приносят в гостиную вино для гостя. Коршунов все важничает, а Гордей Карпыч потчует его угощениями. Подсев к Любови Гордеевне, старый фабрикант предлагает им не­ тянуть и приступить сразу к делу. Оказывается, Гордей Карпыч желает перебраться в Москву и выдать дочь за Африкана Савича. Такой богатый зять в Москве ему как раз нужен. Пелагея Егоровна в ужасе кричит, что не отдаст свою дочь, а Любовь Гордеевна умоляет отца пощадить ее, но он непреклонен. ­

Действие третье

На следующее утро в доме Торцовых. Небольшая, но богато обставленная комната. Арина сидит со служанками, а Пелагея Егоровна активно готовится к предстоящей свадьбе. В душе она переживает. Вскоре в комнате появляются Анна Ивановна с Митей. Он пришел проститься, так как вечером уезжает к матушке. На прощание он кланяется в ноги доброй хозяйке, затем целует ее и Анну Ивановну. Пелагея Егоровна удивлена этой неожиданной новостью и видит, как Митя страдает. Затем он отмечает, что надо бы и Любовь Гордеевну увидеть перед отъездом. Пока они ждут её, хозяйка жалуется Мите на то, что муж хочет отдать их дочь замуж за старого фабриканта против ее воли. Митя решает рассказать хозяйке о своих чувствах к Любови. Пелагея Егоровна искренне жалеет, что все так вышло.

Любовь Гордеевну расстраивает новость об отъезде Мити и он заливается горькими слезами. В отчаянии он предлагает ей с ним тайно уехать и обвенчаться. Более того, он просит благословения у Пелагеи Егоровны. Та в ужасе кричит, что не в силах взять на себя такой грех. Да и сама Любовь не пойдет против родительской воли и не нарушит старинных обычаев. Она готова быть жить за немилым мужем, но лишь бы не нарушать сложившихся законов. Мите ничего не остается, как смириться с ее решением, и он покорно уходит. Появляется Африкан Савич. Он просит всех выйти, чтобы поговорить наедине со своей будущей женой.

После ухода Пелагеи Егоровны, он рассказывает напуганной девушке о выгодах брака со стариком. Он беспрестанно целует ей ручки и хехекает. Коршунов говорит, что жизнь с таким стариком как он полна дорогих подарочков и сюрпризов. Он уверяет, что свою покойную жену тоже осыпал деньгами, а она не любила его. Появляется Гордей Карпыч. Он всячески лебезит перед гостем и пытается его уверить в своей культурности. Говорит, что если бы жил в столице, то быстро стал бы светским человеком. Ведь у других за столом прислуживают дворовые девки да юнцы, а у него свой официант, да еще и в перчатках.

Их разговор прерывает Егорушка. Он докладывает, что прибыл Любим Карпыч и прогоняет гостей. Торцов злится и уходит. В комнате появляются подруги Любови Гордеевны с Разлюляевым. Затем приходит Любим Карпыч и начинает посмеиваться над Африканом Савичем, сначала шутя, а потом обвиняя в краже его денег. Разгоряченный Любим Карпыч требует свои деньги обратно и говорит, что просто так племянницу не отдаст. Появляется Торцов и пытается прогнать брата, но безуспешно. Любима Карпыча уже не остановить. Он решительно настроен против постылого гостя и обвиняет его во всяческих мошенничествах. Гордей Карпыч приказывает вывести брата, но тот и сам уже готов уйти, так как свое дело он сделал.

Самолюбие Африкана Савича уязвлено. Он ни минуты больше не хочет оставаться в доме Торцова. Как обычно хехекая, он обвиняет Гордея Карпыча в том, что его гостей обижают какие-то пьяные проходимцы. По его словам в Москве никто такого себе бы не позволил. Теперь он даже жениться на Любовь Гордеевне передумал, пока Торцов самолично ему в ноги не покланяется. Но Гордей Карпыч не растерялся и ответил, что такого зятя отродясь ему не нужно, да и в ноги он никому никогда не кланялся. Раз уж на то пошло, то отдаст свою дочь за кого захочет, вон хоть за Митьку. Ведь на сумму, которую он ей выделил в приданое, можно такую свадьбу сыграть, что в Москве людям и не снилась. Коршунов в ярости покидает этот дом.

Митя и Любовь Гордеевна, держась за руки, подходят к Гордею Карпычу и просят его благословения. Вначале это вызвало гнев у Торцова. Однако уговоры Пелагеи Егоровны и дочери возымели свое действие, и он смилостивился. Вернувшийся Любим Карпыч тоже встал на сторону молодых. Он намекнул брату, что если бы он вовремя не вмешался, то хитрый фабрикант и его бы разорил. В итоге, Гордей Карпыч понял свою ошибку. Он поблагодарил брата за наставления и благословил дочь на брак с Митей. Воспользовавшись моментом, Яша Гуслин попросил разрешения у дяди жениться на Анне Ивановне. Девушки затянули веселую свадебную и все ушли.

Пьеса А.Н. Островского «Бедность не порок» высмеивает человеческую глупость, возносит первую любовь, учит прощать человеческую слабость и дает возможность слушателям аудиокниги посмотреть со стороны на недостатки людей.

А это позволяет и нам становиться лучше и мудрее. Как отличить настоящее богатство, вечное богатство от бесполезного и гадкого. И не смотря на всю глубину пьесы, написана она в комедийном жанре, а потому слушать ее приятно и легко.

Комедия написана в трех действиях. Первое действие застает нас в комнате молодого приказчика Мити, который верой и правдой служит Торцову Гордею Карпычу – богатому купцу. После разговора с Егорушкой, Митя остается в одиночестве и по всему видно, что на сердце у него печаль и тоска. А вызваны они теплыми чувствами к молодой и прекрасной дочери купца – Любви Гордеевной.

После гуляний вся семья Торцовых возвращается домой и сначала к Мите заходит добрая Пелагея Егоровна и приглашает Митю на чай. После этого к нему приходит молодежь – девушки и юноши. В их числе и Любовь Гордеевна. Мите удается остаться наедине со своей возлюбленной и прошептать ей на ухо несколько ласковых слов, что не остается без внимания подружек и юношей.

После того, как молодежь уходит, к Мите приходит Любима Карпыч – брат Гордея Торцова, и рассказывает историю своей жизни. Получив наследство от отца, он, в отличии от брата, не занялся делом, а уехал в Москву. Там он прогулял все свои деньги по трактирам, театрам, магазинам. Вернулся он ни с чем и теперь вынужден жить в бедности и выслушивать упреки родного брата.

Во втором действии слушатели переносятся в гостиную дома Торцовых. Здесь Пелагея Егоровна собирает молодых и начинаются настоящие гуляния. В это время возвращается Гордей Карпыч со своим новым товарищем – Коршуновым. Это старый, развратный богач любит почет и охотлив до молоденьких девиц. Перед столичным гостем хозяин дома старается показать свою образованность и изысканность, но получается у него это нелепо и наиграно.

Коршунов во время визита к Торцовым оказывает сильное внимание к молодой дочери Гордея Торцова. И при этом из разговора становится понятно, что отец уже пообещал свою дочь отдать в жены приезжему богачу. Он видит счастье своей дочери в том, что жить она будет, как барыня, кататься в каретах, посещать салоны. Он не понимает, что жить с немилым, старым мужем будет Любе безрадостно. Тем более, что перед этим она уже объяснилась с Митей и открыла ему свое сердце. Молодые намеревались обвенчаться.

Характер Любови Гордеевны заслуживает уважения. Даже тогда, когда отец объявил о свое решении отдать дочь за Коршунова, она не посмела идти против родительской воли. Ни слезы Мити, ни ее собственные страдания не смогли побороть то, что было в ней порядочного и ответственного. Девушка со скорбной покорностью приняла решение отца.

В третьем действии слушатели оказывают в кабинете Пелагеи Егоровны. Женщина занята подготовкой к свадьбе. Она понимает, что отдает дочь за нелюбимого, но перечить воле мужа она тоже не хочет. Митя принимает решение уехать из дома Торцовых к больной матери. На прощание он последний раз пытается уговорить Любовь убежать с ним, но девушка непоколебима. Воля отца для нее важнее собственного счастья.

Во время прощания молодых в комнату входят Гордей Карпыч и Коршунов. В это время появляется Любим Карпыч, который обличает Коршунова в нечестности. Именно он много лет назад обобрал в Москве Любима Карпыча. В гневе Коршунов покидает дом Торцовых, оскорбив на прощание и Гордея, и Любу.

Гордый Торцов, увидев истинное лицо Коршунова, не пожелал отдавать за него Любовь. И в это время Митя открыл свои чувства и попросил благословения отеческого по любви. Любим стал на сторону молодых, убеждая брата, что бедность не порок, а чистое сердце гораздо важнее денег. Растроганный Гордей Карпыч благословляет дочь и Митю.

Озвучил аудиокнигу диктор Станислав Иванов, который не первый раз радует слушателей качественным исполнением классических произведений. Каждый персонаж Станиславу удался, включая и женские роли. Слушать аудиокнигу приятно благодаря работе Станислава Иванова, и полезно благодаря таланту А.Н. Островского.