Зарождение международного права. Курсовая работа: Возникновение и развитие международного права

Возникновение и развитие международного права


1. История возникновения и развития международного права

1.1 Возникновение международного права и периодизация его истории

1.2 Международное право рабовладельческого строя (до V в.)

1.3 Международное право средних веков (V-XVI вв.)

1.4 Международное право в эпоху буржуазных революций (XVII-XIX вв.)

1.5 Развитие международного права в первой половине XX в

1.6 Наука международного права и ее эволюция

Список использованных источников

международное право наука


1. История возникновения и развития международного права

1.1 Возникновение международного права и периодизация его истории

История возникновения и развития международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем мнения ученых и специалистов по вопросу о времени появления международного права и его периодизации значительно разнятся. Как справедливо отмечал профессор И.И. Лукашук, «несмотря на все свое значение, история международного права пока еще не привлекла к себе должного внимания науки. В ней множество белых пятен. Не решен и такой принципиальный вопрос, как время возникновения международного права».

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права.

1. Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы. При этом некоторые ученые начало зарождения международного права связывают с возникновением христианства (например, французский ученый Ш. де Вишер).

2 Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться.

3. Международное право появилось в новое время, когда были образованы крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств, а работа «отца» науки международного права Гуго Гроция в начале XVII в. положила начало формированию науки международного права.

Представляется более обоснованным относить начало возникновения международного права к древнему миру. В древности общественные отношения и внутри государства, и в межгосударственной сфере возникали, поддерживались и развивались. Государственная власть санкционировала существовавшие догосударственные социальные нормы, регулировавшие как внутриплеменные, так и межплеменные общественные отношения, приспосабливая их к своим интересам и потребностям, а также создавала новые правовые нормы, регулировавшие вновь возникавшие общественные отношения. Поэтому процессы формирования как внутригосударственного, так и международного права распространялись параллельно, но с разной степенью интенсивности.

В условиях натурального хозяйства, неразвитости товарно-денежных отношений общественные отношения развивались преимущественно внутри государств, чем и объясняется более интенсивное развитие внутригосударственного права по сравнению с международным правом. Следовательно, возникновение международного права неразрывно связано с зарождением публичной власти и созданием государств.

Особого внимания заслуживает вопрос периодизации истории международного права. Наиболее часто выделяют следующие временные периоды:

1) до Вестфальского конгресса 1648 г.;

2) от Вестфальского конгресса 1648 г. до Венского конгресса 1815 г.;

3) от Венского конгресса 1815 г. до Парижского конгресса 1856 г.;

4) от Парижского конгресса 1856 г. до конца XIX в.;

5) с начала XX в. по настоящее время.

В голландском издании энциклопедии международного публичного права 1984 г. приводится следующая периодизация:

1) от древности до Первой мировой войны;

2) от Первой мировой войны до Второй мировой войны;

3) от Второй мировой войны до настоящего времени.

Профессор Ф.Ф. Мартене еще в конце XIX - начале XX вв., отрицая саму возможность существования международного права в Древнем мире ввиду «полнейшей разобщенности народов и господства между ними физической силы», тем не менее, делил всю историю международных отношений и международного права на три периода: первый период охватывает Древний мир, средние века и Новое время до половины XVII в. или до Версальского мирного конгресса 1648 г.; второй период - с 1648 г. и до Венского конгресса 1815 г., когда господство грубой силы и изолированности народов заменяется идеей политического равновесия; третий период - продолжается с 1815 г. до настоящего времени.

В современной литературе заслуживает внимания периодизация развития международного права, предложенная профессором И.И. Лукашуком:

Предыстория международного права (с древних веков до конца Средневековья); классическое международное право (с конца средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

Переход от классического к современному международному праву (от принятия Статута Лиги Наций до принятия Устава ООН);

Современное международное право - право Устава ООН 1.

Суммируя приведенные выше точки зрения и подходы по вопросу периодизации международного права, наиболее оправданным представляется выделение следующих пяти основных этапов в его развитии:

1) международное право рабовладельческого строя (до V в.);

2) международное право средних веков (V-XVI вв.);

3) международное право в эпоху буржуазных революций (XVII- XIX вв.);

4) международное право первой половины XX в.;

5) современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).


1.2 Международное право рабовладельческого строя (до V в.)

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Взаимоотношения между древними государствами в значительной мере испытывали влияние их общественно-экономической основы - рабовладения.

С возникновением первых рабовладельческих государств в долинах Двуречья и Нила между ними начали складываться различные отношения, получавшие постепенно правовой характер. Сперва эти отношения были эпизодическими, а к концу III - началу II тысячелетия до н.э. они становятся систематическими, облекаясь при этом в юридические нормы.

Основными характерными чертами международного права в эпоху рабовладельческого строя являлись:

Неразвитость международного права, межгосударственные отношения отсутствовали в их современном понимании и не занимали существенного места в жизни народов и государств, главными проявлениями международных отношений были торговля и война;

Международные отношения и регулировавшие их правовые нормы складывались и поддерживались в основных центрах международной жизни древности: Индии, Китае, Вавилоне, Греции, Риме, Египте;

В отношениях между государствами отсутствовало постоянство, они, как правило, устанавливались и поддерживались в связи с текущей потребностью и носили непродолжительный характер;

Преобладание обычных норм над договорными, обусловленное недостаточной развитостью международно-правовых отношений;

Отношения между государствами строились исключительно с позиции силы, война была основным средством внешней политики древних государств и определяла характер международных отношений - неравноправных отношений господства и подчинения, территориальных завоеваний, превращения побежденных в рабов и работорговли.

Одним из наиболее древних межгосударственных правовых актов, дошедших до наших дней, считается договор, заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма около 3100 г. до н.э., который, в частности, подтверждал существовавшую между указанными городами границу, предусматривал мирное разрешение возникающих споров путем арбитражной процедуры, устанавливал своеобразный механизм гарантий исполнения договоров посредством клятв и обращения к богам.

В последующем количество договоров становится все более значительным. При этом наряду с союзными договорами и соглашениями о взаимной военной помощи наблюдается рост числа договоров, регулировавших обмен территориями, статус государственных границ, пограничных крепостей и населенных пунктов, распространение нейтралитета, раздел военных трофеев выдачу лиц, правила осуществления торговли (например, договор, заключенный около 1300 г. до н.э. между царем Хаттушилем и египетским фараоном Рамсесом II, договор 671 г. до н.э. между Ассирией и Тиром и др.).

Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся законов и обычаев войны, заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров, обмена послами, установления правового режима иностранцев, образования межгосударственных союзов.

Законы и обычаи войны (ее объявление, правила ведения, отношение воюющих к побежденным и их имуществу) формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного. Считалось, что проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. Обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, массовое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Как отмечал И.И. Лукашук, в древнеиндийской Артхашастре (IV-III вв. до н.э.) было указано, что мирные договоры «должны заключаться с равными или более сильными королями, а на слабого короля надо нападать».

В то же время и в эпоху рабовладельческого строя предпринимались первые попытки упорядочить ведение войны, подчинить ее общим правилам и нормам. Платон советовал правителям в международных делах проявлять умеренность, избегать ненужных войн, стремиться к «вечному миру». Цицерон полагал, что весь мир представляет как бы «одно государство людей и богов» и делил войны на справедливые и несправедливые. Все чаще признавалось, что война всегда должна начинаться с предварительного уведомления.

  • 8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
  • 11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • 12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм
  • 13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
  • 14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.
  • 15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
  • 16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации
  • 18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств
  • 19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
  • 21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности
  • 22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср
  • 24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
  • 25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
  • 26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
  • 27. Процедура разрешения споров в рамках оон.
  • 28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
  • 29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.
  • 30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
  • 31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
  • 32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.
  • 33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.
  • 34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. И факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм
  • 35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
  • 36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
  • 37. Совет по правам человека оон: правовой статус, состав, компетенция.
  • 38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.
  • 40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
  • 41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.
  • 42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.
  • 43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 44. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.
  • 45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.
  • 46. Международная организация труда (мот). Конвенции мот по охране трудовых и социальных прав человека.
  • 47. Оон: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава оон. Система оон.
  • 48. Генеральная Ассамблея оон: состав, виды сессий, структура, порядок работы, юридическая сила решений.
  • 49. Совет Безопасности оон: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.
  • 50. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда
  • 51. Специализированные учреждения оон: понятие, виды, связь с оон. Направления деятельности. Примеры
  • 52. Правовой статус Комиссии международного права оон, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права
  • 54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
  • 55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
  • 56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений
  • 58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. Вто и Россия.
  • 59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках вто. Разрешение международных инвестиционных споров
  • 60. Виды территорий в международном праве
  • 61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы
  • 62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф
  • 63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм
  • 65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
  • 66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления
  • 68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство рф о континентальном шельфе
  • 69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам
  • 70. Международно-правовая борьба с пиратством
  • 71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района
  • 73. Международная организация гражданской авиации (икао): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты
  • 75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.
  • 77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
  • 78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.
  • 80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
  • 81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
  • 82. Преступления против гражданской авиации.
  • 83. Интерпол: история создания, структура и основные направления деятельности. Рф и Интерпол.
  • 85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде
  • 87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
  • 88. Статус военнопленных и порядок обращения с ними.
  • 90. Запрещенные методы и средства ведения войны.
  • 2. Возникновение и основные этапы развития международного права.

    МП возникло в период распада родоплеменных отношений и становления государств. Между последними возникли отношения, кот. регулировались нормами МП. Потребность в межгос. отношениях носила объективный характер, поскольку без такого рода связей невозможно было обойтись. Специалисты предлагают следующую периодизацию:

      МП Древнего мира – рабовладельческой общественно-экономической формации: IV тысячелетие до н.э. – 476 г. н.э.

    Связи между древними гос-вами в значительной мере были обусловлены рабовладением как общественно-экономической основой межгос. отношений. О возникновении систематических междунар. отношений между рабовладельческими гос-вами можно говорить применительно к концу 3 - нач. 4 тыс. до н.э. Особенность отношений - очаговый характер (развивались там, где зарождалась цивилизация, возникали центры междунар. жизни государств (долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, побережья Эгейского и Средиземн. морей).

    Источники: договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III (1278 г. до н.э.) - восстанавливались дружественные отношения между двумя гос-вами после войны, заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутр. беспорядков и взаимная выдача перебежчиков; послужил образцом для многих междунар. соглашений; Законы Ману (I век н.э.) - урегулировали вопросы посольского права. Дипломатич. деятельность осуществляли древнегреч. города-гос-ва, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи.

    Характерные черты: институт защиты иностранцев (проксения); Споры по нарушениям междунар. договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей налагался штраф, в случае неуплаты - взыскание с помощью вооруж. сил; в период империи происходит становление «права народов» как особой правовой системы; проводится различие между справедливыми и несправедливыми войнами; возникает принцип соблюдения договоров, при этом его нарушение - нарушение божественного права; междунар. нормы первоначально имели религиозный и обычно-правовой хар-р; зарождается право междунар. договоров и появляется институт обмена послами.

      МП Средних веков – феодальной общественно-экономической формации: 476 г. н.э. – 1648 г.

    Сохранение черт предыдущего периода; зарождение новых отраслей и институтов, в т.ч. право внешних сношений, включая дипломатическое и консульское право; право войны. Возникает наука МП, яркий представитель – Гуго Гроций (1583-1649 гг.), кот. написал знаменитые труды: «О праве войны и мира», «Свободное море». Характерные черты: война – справедливая форма разрешения междунар. споров; заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан; междунар. признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей; регламентация «законов и обычаев войны», начинает складываться консульское право; влияние на МП в отношениях между арабскими гос-вами оказывал ислам; еще не было общего для всех государств МП.

      Классическое МП – становление капиталистического способа производства: 1648 – 1919 гг.

    Главный источник – договор; демократизация МП; закрепляет колониализм; война еще признается законным, хотя и нежелательным, способом разрешения междунар. споров.

    Развивается идея суверенн. равенства государств, утвержд. новые принципов и нормы МП, основанные на концепциях естественн. права, кот. провозглашены в актах французс. революции конца 18 в.

    Характерные черты: Суверенитет гос-ва начинает связываться с суверенитетом народов. Все народы и гос-ва независимы и равноправны, обладают рядом основн. прав и обязанностей. Гуманизация правил ведения войны, что было установлено в принятой в Петербурге в 1868 г. Декларации о запрещении разрывных пуль. В практику введен новый демократич. институт - при голосовании учитывалось волеизъявление населения передаваемой территории. Утверждается принцип свободы откр. моря (провозглашенная Россией в 1780 Декларация о вооруженн. нейтралитете, требовавшая обеспечение свободы морск. судоходства для нейтральных государств). Венский конгресс 1814 - 1815 гг. - возникновение постоянного нейтралитета Швейцарии, содействие запрещению работорговли, развитию дипломатич. права, становлению статуса междунар. рек. Парижский конгресс 1856 г. упразднил каперство - захват, разграбление или потопление судов воюющих государств, а также нейтральных стран; объявил нейтрализованным Черное море. Берлинский конгресс 1878 г.: коллективное признание независимости Сербии, Черногории и Румынии, провозглашение принципа недопустимости дискриминации кого-либо в отношении пользования гражданск. и политич. правами, доступа к публичным должностям в силу различия в религиозных верованиях и исповеданиях. Гаагские конференции мира 1899 и 1906 - 1907 гг. Первая приняла, в частности, Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственное назначение - распространять удушающие и вредоносные газы, и Декларацию о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов, а также Конвенцию о мирном разрешении междунар. столкновений. На второй были приняты 10 новых конвенций и пересмотрены три акта конференции 1899 г.

    Первая мировая война оказала влияние на развитие МП. Победители серией договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы (предусмотрено создание новых государств в Центр. и Ю-В Европе, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, для ряда западных стран устанавливался принцип «открытых дверей» в Китае). Важным звеном Версальской системы и ее гарантом призвана была стать Лига Наций, статус кот. содержал обязательства ее членов не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третейскому разбирательству, судебному разрешению либо рассмотрению Советом Лиги, т.е. не запрещал войну.

    Революция в России 1917 г. создала Декрет о мире (предложения всем воюющим гос-вам начать немедленно переговоры о справедливом демократич. мире без аннексий и контрибуций, идеи запрещения агрессивной войны).

      МП XX-XXI вв.

    Складывалось и развивается под воздействием важнейших историч. событий: I и II Мировые войны; образование Лиги Наций и ООН; создание, развитие и прекращение существования СССР. Особенности: антивоенн. направленность; антиколониальн. сущность; значит. рост числа договорн. норм; возникновение новых отраслей; расширение пространственной сферы распространения МП.

    Сложившаяся в ходе Второй мировой войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению, что послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, кот. обеспечили бы гос-вам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания междунар. мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях трех союзных держав: СССР, США и Великобритании. Признано, что новая междунар. организация должна отличаться от Лиги Наций, быть наделенной механизмами, необходимыми для поддержания междунар. мира и безопасности. Создана ООН, Устав кот. был принят 26.06.1945, что ознаменовало собой новый совр. этап развития МП. Принципиально новыми в Уставе ООН явились положения, запрещающие агрессию и устанавливающие механизм санкций в отношении гос-ва-агрессора. Запрет агрессивн. войны привел к пересмотру содержания многих МП отраслей и институтов, в частности норм об ответственности государств, норм об основаниях наказания преступников войны, норм о мирн. ср-вах разрешения междунар. споров, норм, касающихся междунар. организаций. Закрепление в Уставе ООН права народов на самоопределение.

    Система действующих МП норм, ушедшая далеко вперед от стандартов «классического» МП 19 в., получила название «современное МП».

    "

    /"Юрист-международник", 2005, N 4/

    В.М. ШУМИЛОВ

    В.М. Шумилов, заведующий кафедрой публичного права Всероссийской Академии внешней торговли, заведующий кафедрой международного права Международного университета (в г. Москве), доктор юрид. наук.

    О цивилизационном подходе к международному праву (далее - МП). Современное международное право, как представляется, находится не просто в стадии функционирования, но в стадии развития.

    В мире осуществляется перегруппировка сил. Адекватно ей идут изменения в международно-правовой надстройке. Какие тенденции свойственны современной международной системе? Куда эволюционирует международное право? Чтобы ответить на эти вопросы, полезно снова вернуться к истокам, взглянуть на исторические корни МП.

    Однако при этом важен и ракурс такого рассмотрения. Возможны различные углы зрения на международные отношения и МП: локальный, системный, глобалистский, естественно-научный, позитивистский, а также их сочетание. В настоящей статье предлагается цивилизационный подход к государствам, к истории МП.

    При цивилизационном подходе под цивилизацией понимают либо все человечество, объединенное общей историей и культурой, либо отдельные государства и группы государств, объединенные своими специфическими чертами, элементами культуры. В данном случае используем второе значение термина.

    Язык, идеи, право, ценностные ориентиры, искусство, наука, промышленность, религия, города, дороги, высокие технологии и т.п. - это все компоненты цивилизации, которые могут быть - вместе или по отдельности - взяты за основу, в зависимости от поставленной задачи, для классификации государств по цивилизационному подходу.

    В западных обществоведческих, гуманитарных науках чаще других, пожалуй, используются две классификации.

    В первом случае в качестве цивилизационного критерия берется промышленность, или индустрия. Соответственно, все государства (и которые были когда-то, и которые существуют в наше время) можно подразделить на:

    • доиндустриальные; в таких государствах промышленности не было или пока нет; производство нужных товаров осуществляется ремесленниками либо завозится из других стран; к этой категории государств можно отнести довольно большое число развивающихся государств;
    • индустриальные; в таких государствах существует развитая промышленность в виде фабрик и заводов, т.е. массового производства; к этой категории относят большинство развитых стран и отдельные развивающиеся страны;
    • постиндустриальные; в таких государствах наука становится средством производства, широко применяются передовые, наукоемкие технологии, развита инфраструктура транспорта, связи и т.п.; к этой категории относятся отдельные развитые государства.

    Кстати, термины "развитые" и "развивающиеся" государства - это также отражение цивилизационного подхода.

    Во втором случае в качестве критерия берется более сложный набор цивилизационных факторов - господствующие формы собственности, характер государства, особенности общественного сознания, менталитета и т.п.

    По этому сложному критерию все государства можно подразделить на:

    • западные; в таких государствах преобладает либо частная собственность на средства производства, либо плюрализм форм собственности; царит идеология прав человека, личности; государства строятся на принципе разделения властей, являются правовыми, социальными; политические режимы - демократические; экономика находится на передовых позициях; в иерархии общественных ценностей на первом месте стоит индивидуальное, частное, негосударственное; к этой категории можно отнести все развитые государства и отдельные развивающиеся страны;
    • восточные; в таких государствах чаще преобладают государственная, коллективная формы собственности; правовые режимы - авторитарные или тоталитарные; уровень развития экономики и благосостояния ниже; в иерархии общественных ценностей преобладает все коллективное, общественное, государственное; к таким государствам в основном относятся развивающиеся страны Азии, Африки;
    • смешанные; в таких государствах имеется смешение черт западного и восточного типов государства. Многие государствоведы к смешанному типу государства относят и Россию.

    Указанные классификации не являются чем-то раз и навсегда данным. В реальной жизни многие государства, отнесенные к одному типу, могут содержать в себе элементы государств других типов. Кроме того, следует иметь в виду, что государства объединены групповыми интересами с учетом принадлежности к тому или иному континенту, и в этом случае можно выделить, например, европейскую, африканскую, латиноамериканскую, русскую, китайскую и другие цивилизации.

    Очевидно, что взаимодействие государств и групп государств - это взаимодействие цивилизаций, в котором большое значение имеют цивилизационные ценности, приоритеты в иерархии этих ценностей <*>.

    <*> Шумилов В.М. Правоведение. М., 2006. С. 35 - 42.

    Этапы развития МП. Существует множество различных точек зрения на происхождение МП, на этапы его развития.

    Например , британский юрист-международник Лоуренс Оппенгейм (1858 - 1919) полагал, что в древнюю эпоху и в ранние средние века международного права не существовало, и относил возникновение МП к XV - XVI вв. <*>.

    <*> Оппенгейм Л. Международное право / Пер. с англ. Т. I. М., 1948. § 37 - 53.

    Ф.Ф. Мартенс (1845 - 1909), российский юрист и дипломат, различал в истории МП три периода: первый - с древнейших времен до середины XVII века; второй - с середины XVII века до начала XIX; третий - с Венского конгресса 1815 года <*>.

    <*> Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. I. М., 1996, С. 27.

    В советский период в отечественной международно-правовой науке господствовало представление, что международное право возникло одновременно с появлением государства, и его история подразделялась на этапы в соответствии с этапами развития государства: периоды рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического строя <*>.

    <*> Международное право / Под ред. Л.А. Моджорян, Н.Т. Блатовой. М., 1970. С. 3 - 48.

    Профессор И.И. Лукашук предлагает следующую, наиболее оптимальную, периодизацию МП:

    • первый период - предыстория МП (с древних веков до конца средних веков);
    • второй - период классического МП (с конца средних веков до Лиги Наций);
    • третий - период современного МП (право, основанное на Уставе ООН) <*>.
    <*> Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996. С. 40 - 68.

    Возьмем ее за основу.

    Предыстория МП. Первые цивилизации возникли на Востоке (Древний Китай, Древняя Индия, Древний Египет). Позднее возникли целые империи - в Европе, Азии, на Среднем Востоке.

    Повсюду в ходе общения между древними государствами заключались договоры, предоставлялись иммунитеты послам, действовали определенные обычаи в военное время.

    Наиболее известным договором древности является договор о мире и союзе между фараоном Египта и царем Хеттского царства, соседнего с Египтом (XIII в. до н. э.). Текст договора был выгравирован на серебряных табличках, которыми стороны обменялись. Участники договора должны были оказывать друг другу содействие в войнах с внешними врагами, в подавлении восстаний.

    По дошедшим до нас свидетельствам, еще в 3 тысячелетии до н. э. заключались договоры между городами-государствами Месопотамии, или Двуречья, которые утверждали неприкосновенность границы и предусматривали решение споров на основе арбитража.

    Среди государств Древнего Китая запрещалось одностороннее изменение русла рек, имеющих хозяйственное значение для сопредельных государств.

    Греческие города-государства общались друг с другом посредством послов, которые пользовались неприкосновенностью. При необходимости эти государства объединялись в симмахии - военно-политические образования, напоминающие международные организации, с общими органами, принимающими решения.

    Признавалось, что война не может быть начата без предварительного объявления. Действовало правило: при захвате города всех нашедших убежище в храме следовало пощадить.

    В некоторых договорах предусматривалась свобода плавания в открытом море, запрещался заход в порты прибрежного государства без предварительного разрешения.

    Древний Рим (VIII в. до н. э.) - Римское государство - вело завоевательную политику, расширяя территорию. Оно заключало договоры о дружбе, оборонительных союзах, о приостановке военных действий, о гостеприимстве, по территориальным вопросам.

    Другие народы порабощались, а их земли становились частью империи. Использовался принцип "ничейной земли" (по аналогии с гражданско-правовым понятием "ничейной вещи"): чужие территории признавались "ничейными" и подлежали захвату.

    В последующие века в общение народов и государств мира вовлекались все новые и новые участники: в V - VI вв. появилось государство франков; в VI - VII вв. - Арабский халифат (с центром в Багдаде); в VII в. - Первое болгарское царство (государство славянских племен); в VIII в. - город-республика Венеция; в VIII - IX вв. - Древняя Русь; в VIII - X вв. - Польша; в X в. - города-республики Генуя, Пиза; в X - XI вв. - Германия, Англия; в XI - XIV вв. - Сельджукский султанат, Османский султанат (этапы формирования Османской империи, Турецкого государства); в XIII в. - Великое монгольское государство и т.д.

    Внутреннее право Древних Египта, Индии, Китая закрепляло полное бесправие иностранцев. Зачастую запрещались любые отношения с иностранцами. На Западе, в Древней Греции, например, считалось, что греки - избранный народ, а все остальные народы - варвары и должны быть рабами греков.

    Для защиты иностранцев и признания их прав заключались торговые договоры.

    В Древней Греции из числа граждан назначались проксены. Они должны были покровительствовать иностранцам, защищать их интересы, служить посредниками в отношениях с властями страны пребывания иностранца.

    В Древнем Риме для покровительства иностранцам назначались специальные лица - преторы. Постепенно в имущественных спорах между римлянами и чужеземцами были выработаны нормы, получившие название "права народов" (ius gentium).

    Прогрессивные аналогии и принципы, заложенные в "право народов", постепенно проникли и в международные отношения - отношения между Римом и другими государствами.

    Следует иметь в виду, что в те времена не было резкого разграничения между правом, моралью, судопроизводством и религией. Право вообще находилось под глубоким воздействием религии, а предыстория МП - под влиянием христианства в его католической форме. Неслучайно центр римско-католической церкви "город Ватикан" в соответствии с международно-правовым обычаем пользуется статусом государствоподобного образования, субъекта МП.

    Интересно, что в X в. древнерусское государство по итогам походов на Византию заключило с ней 4 договора: в 907, 911, 945 и 972 годах.

    Договоры предусматривали уплату дани "греками", содержание русских, попавших в Византию, касались уголовных и гражданских отношений между греками и русскими, находившимися в Византии, регулировали вопросы возврата имущества при кораблекрушениях, взаимного выкупа и возвращения рабов и пленников.

    Договор 972 года содержал клятву князя Святослава быть в вечном мире с греками.

    В XI и XII вв. славяне заключили несколько договоров "с немцами" - ганзейскими городами, Ригой, Немецким орденом, Швецией. В договорах определялось положение иностранцев на территориях русских государств и положение русских - на немецких территориях. Причем оговаривалось, что в случае противоречия норм сторон приоритет отдавался нормам русского права <*>.

    <*> Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995. С. 111 - 114.

    Из этих примеров, кстати, видно, что русская цивилизация находилась в тесном общении с Востоком и Западом, оставаясь и формируясь далее как самостоятельное цивилизационное пространство.

    Итак, для предыстории МП характерен локальный и эпизодический характер правотворчества, существование норм преимущественно в форме обычаев, религиозных предписаний, отсутствие развитого международного правосознания. В международных отношениях господствовала грубая сила. Внутренняя жизнь стран была скрыта от иностранцев и, как правило, закрыта для них.

    Тем не менее именно западная - европейская - цивилизация подготовила почву для становления классического МП. Этому способствовала и практика отношений и разработка доктрины МП.

    Период классического МП. Большое значение в этот период и в последующем сыграл труд голландского юриста Гуго Гроция (1583 - 1645) "О праве войны и мира" ("De Jure Belli ac Pacis") <*>.

    <*> Гроций Гуго. О праве войны и мира. М., 1994.

    В нем Гроций в качестве центральной идеи обосновал роль и место "естественного права" как самостоятельного источника норм "права народов", помимо обычаев и договоров.

    Значительное влияние имели его концепции справедливой и несправедливой войны, прав и свобод личности, квалифицированного нейтралитета, идеи мира и периодических международных конференций.

    На доктринальном уровне разрабатывались идеи суверенитета и равноправия государств. Вопросы суверенитета были рассмотрены, в частности, в работах ученых XV - XVI вв. Макиавелли (1469 - 1527), Гоббса (1588 - 1679).

    Для данного периода была характерна ожесточенная борьба внутри самого европейского цивилизационного пространства. Это была борьба на выживание, позднее - борьба за гегемонию и вытекающие отсюда преимущества. Вся международная жизнь этого периода воспринимается в основном как жизнь государственных образований внутри Европы и жизнь самой Европы в мире. Европоцентризм - вот главная особенность средних веков.

    В этот период оформилось и постоянно давало о себе знать противостояние между Францией и Германией, а также между этими двумя странами, с одной стороны, и Великобританией - с другой. Россия в полной мере участвовала в большой европейской игре. Вся внешняя политика являла собой различные комбинации блокирования этих "центров силы" друг с другом.

    Для периода классического МП важными стали, в частности, следующие события и явления:

    • 30-летняя война и Вестфальский мир 1648 года;
    • завоевание колоний (заморских территорий) европейскими странами и индустриализация в западных государствах;
    • появление США как независимого государства;
    • завоевания Наполеона и Венский конгресс 1815 года;
    • выход (точнее, вывод при помощи США) Японии из самоизоляции;
    • Первая мировая война;
    • Вторая мировая война.

    В результате 30-летней войны XVII в. политическую раздробленность Германии закрепили юридически, что открыло путь для создания независимых национальных государств Европы (например, Швейцарии, Голландии).

    В религиозной сфере Вестфальский мир уравнял в правах кальвинистов, католиков и лютеран и тем самым создал единую цивилизационную основу Европы.

    Ослабив Германию, Франция предприняла меры и действия против Великобритании. Наполеон развернул против нее экономическую войну, издав Декрет о "блокаде Британских островов" (1806 год) и создав систему континентальной блокады. В блокаде участвовали многие государства Европы, в том числе Россия.

    Несоблюдение блокады рядом государств стало причиной нескольких войн и обострения отношений с Францией, в том числе одной из причин войны Франции с Россией (1812 год).

    После разгрома наполеоновской армии в России, монархи России, Австрии и Пруссии создали Священный Союз (1815 год). Теперь уже Франция была ослаблена, и началось усиление Германии.

    Франция была помещена под международную опеку, которая, впрочем, достаточно быстро закончилась благодаря мастерству французских дипломатов. Вокруг Франции были созданы государства-барьеры: Нидерландское королевство, рейнские провинции Пруссии.

    Венский конгресс 1815 года и созданный Священный Союз закрепили на долгие годы новое соотношение сил в Европе и мире.

    Экономически Европа быстрыми шагами двигалась к буржуазным революциям, к индустриализации, к расширению мирохозяйственных связей, главным образом путем колонизации других территорий и народов.

    Великие географические открытия привели к образованию мирового товарного рынка, подтолкнули колонизацию Северной и Южной Америки, Африки, Азии.

    С момента открытия Америки Колумбом европейские страны (Испания, Португалия, Англия, Франция) приступили к ее колонизации, в ходе которой были практически уничтожены многие исконные народы Латинской Америки и их древние государства.

    Громадные ценности вывозились в метрополии. Только Испания за 300 лет господства вывезла в Европу 2500 тонн золота и около 100 тысяч тонн серебра, что было эквивалентно по тем временам несметному капиталу в размере 6 млрд. долл. <*>

    <*> Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996. С. 362 - 373.

    Великобритания, Франция превратились в крупнейшие метрополии. Европейская экономика "подпитывалась инвестициями" из доминионов, которые шли на развитие западной промышленности и торговли.

    Взаимодействие цивилизаций - европейской и заморских - приняло форму эксплуатации, ограбления, неэквивалентного обмена, односторонней выгоды Европы.

    После провозглашения независимости (1776 год) Соединенные Штаты также заявили свои претензии на колониальные пространства, прежде всего те, которые лежали рядом: большинство народов и государств, высвободившихся из-под колониальной зависимости от Европы (1810 - 1825 гг.), незамедлительно стали объектом военно-политической и экономической экспансии со стороны "соседа" - Соединенных Штатов Америки. США стали достойным представителем западной цивилизации в "своем полушарии".

    Так, в 1846 году США совершили агрессию против Мексики и силой присоединили себе часть ее территории; на этой территории возникли штаты Техас, Калифорния, Аризона. Американские компании, вытеснив европейские, захватили добычу ценных металлов и нефти.

    /"Юрист-международник", 2006, N 1/

    Понятно, что всюду метрополии насаждали свою культуру, в том числе свое правосознание, поэтому правовые системы государств - бывших колоний входят, как правило, в те же правовые семьи, что и государства - бывшие метрополии <*>.

    <*> Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2000.

    Соединенные Штаты довольно быстро заявили о своих собственных интересах. Сформировался "англосаксонский блок заклятых друзей" - Великобритании и США.

    В 1823 году Президент США Дж. Монро в послании Конгрессу сформулировал в качестве основополагающего принципа политики США идею разделения мира на американскую и европейскую системы. Доктрина Монро <*> предусматривала, что территории на американском континенте не должны рассматриваться "в качестве объекта для будущей колонизации любой европейской державой", европейские страны не должны "распространять свою систему" в Северной и Южной Америке. Тем самым США определили "свою зону интересов".

    <*> Дипломатический словарь / Под ред. А.А. Громыко. М., 1985.

    Доктрина Монро подготовила почву для последующей экспансии США в Америке и в последующем получила естественное развитие. В 1895 году государственный секретарь США Р. Олни в ноте правительству Великобритании по случаю венесуэльского конфликта сформулировал линию своей страны на вытеснение Великобритании и других европейских государств с Американского континента и установление там гегемонии США.

    Доктрина Олни была прямо направлена как против европейских, так и против латиноамериканских стран (что затем показала американская оккупация Кубы по Парижскому мирному договору 1898 г. с Испанией). Начался период, получивший название политики "большой дубинки".

    Логическим завершением этой линии стала доктрина панамериканизма. Ее основы были сформулированы А. Гамильтоном и в 20-е годы XIX века развиты государственным секретарем США Г. Клеем в качестве противовеса концепции "латиноамериканского единства" (которую выдвинул С. Боливар).

    В ноябре 1852 года правительство США отправило военно-морскую экспедицию в Японию в целях принуждения Японии, проводившей политику изоляционизма, к установлению дипломатических и торговых отношений с США. Япония обязалась отказаться от политики изоляции страны, установить отношения с европейскими государствами, предоставить им режим наиболее благоприятствуемых наций, открыть японские города для иностранцев и иностранных судов.

    США получили дополнительные права: американцы могли постоянно проживать в открытых портах, обладали экстерриториальностью, был установлен выгодный курс обмена долларов на японскую валюту и т.п.

    Тем самым в большую политику вовлекался "новый игрок", заведомо зависимый от США. На Дальнем Востоке, рядом с Россией, учреждался форпост западной цивилизации.

    Интересное наблюдение: если европейцы сначала использовали прямую силу (завоевание колоний), а затем шло экономическое освоение доминионов, то США сначала, как правило, пытались обеспечить экономическое проникновение, а затем подкрепляли его силой или демонстрацией силы.

    А между тем в Европе во второй половине XIX века Германия стремилась обеспечить свое доминирование и изолировать Францию. Сложился Тройственный союз Австро-Венгрии, Германии и Италии (1879 - 1882 гг.).

    С помощью Тройственного союза шло проникновение Германии на Балканы и в Турцию. Тройственный союз был шагом на пути подготовки и развязывания Первой мировой войны.

    В ответ на создание Тройственного союза Франция, Россия и Великобритания сформировали свой блок - "Сердечное согласие" (Entente cordiale), или Антанту.

    Оба блока были нацелены на передел уже поделенного мира, перераспределение колоний, сфер влияния. Главная роль в развязывании войны принадлежала Германии. С обеих сторон в состоянии войны находились десятки государств. В конечном итоге войну Германия и ее блок проиграли. Плодами победы в Первой мировой войне воспользовались Франция, Великобритания, Италия и прежде всего США. Больше всех потеряла Россия.

    В ходе этой войны, в 1917 г., в России произошла смена власти: монархию на короткий период заменило буржуазное государство (республика), которое, в свою очередь, не устояло перед радикальными силами. К власти пришла Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) - РСДРП(б) - во главе с В.И. Лениным. В стране воцарилась "диктатура пролетариата", которая руководствовалась идеологией коммунизма (марксизма-ленинизма).

    Имеются сведения, что деятельность В.И. Ленина по разрушению государства была профинансирована германским правительством в целях ослабления России и выхода ее из войны. Внутри страны началась Гражданская война.

    При этом речь изначально шла о "мировой революции". Россия должна была, по замыслу большевистского руководства, сыграть роль "первой спички", от которой должно было возгораться пламя "мирового пожара". Предполагалось, что революция "перекинется" в Германию и другие европейские страны, где власть также возьмут в руки "трудящиеся массы".

    В действительности Россия свернула с пути общего цивилизованного развития в утопию, вступила в период советского строя, в котором собственность и средства производства были монополизированы государством, власть была узурпирована одной партией и в конечном итоге выродилась в тоталитаризм. Россия понесла неисчислимые жертвы и потери - людские и территориальные.

    Свой вклад в развитие МП Советская Россия внесла, приняв, в частности, Декрет "О мире" 1917 г. В нем предлагалось всем воюющим народам и правительствам начать переговоры о справедливом и демократическом мире без аннексий и контрибуций. Отменялись все неравноправные международные договоры России (в основном со странами Востока). Выдвигалось требование ликвидации колоний. Грабительские войны объявлялись преступлением против человечества.

    В августе 1918 года Советское правительство издало декрет за подписью В.И. Ленина о прекращении несправедливых международных договоров о разделе Польши, и это означало признание за Польшей права на самостоятельное государственное существование.

    В 1919 - 1920 гг. проходила Парижская мирная конференция, созванная державами - победительницами в Первой мировой войне для выработки мирных договоров. На Конференции с новой силой проявились противоречия внутри блока государств западного цивилизационного типа: Франция всячески стремилась ослабить Германию, а "англосаксонский блок" Великобритании и США - сохранить дееспособную Германию для противовеса Франции.

    На пленуме названной Конференции в апреле 1919 года был принят Статут (Устав) Лиги Наций, а в июне 1919 года состоялось подписание Версальского мирного договора с Германией (вступил в силу в январе 1920 года). Статут Лиги Наций содержался в тексте Версальского договора.

    Сложившийся миропорядок получил название Версальской системы. Эта система была создана без России и без учета ее интересов. Более того, уже на Парижской конференции и в последующих действиях западных государств просматривалось желание использовать Германию в качестве орудия, направленного на Россию.

    На протяжении всей своей работы Парижская конференция выполняла роль штаба вооруженной интервенции против России.

    Именно в этот период в мире родилось идеологическое противостояние как межгосударственное явление. Западная цивилизация со своими ценностями противостояла новой системе ценностей - советскому строю.

    Противостояние идеологий и систем ценностей стало определять поведение государств, групп государств и, соответственно, структуру и содержание международного права.

    В Германии, Италии, Японии и некоторых других странах расцветали практика и идеология фашизма (национал-социализма), устанавливались государственные режимы тоталитарного типа.

    Фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый новый порядок и соответствующие ему методы управления: опора на массовую партию, непререкаемый авторитет "вождя", подавление "инакомыслия", шовинизм, расизм и враждебность к иным нациям, милитаризация жизни и общественного сознания, имперские планы, связанные с насильственным захватом территорий.

    Согласно Статуту Лига Наций ставила целью "развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности". Понятно, что эти слова прикрывали государственные интересы ведущих на тот момент государств мира. Лига Наций была призвана стать институциональной основой Версальской системы.

    Эта система по определению не могла быть долговечной и справедливой.

    Лига Наций оказалось беспомощной; она не приняла ни одного эффективного решения и в случае итальянской агрессии против Эфиопии в 1935 - 1936 гг., и при нарушении Германией Версальского договора, и в случае германо-итальянской интервенции в Испании 1936 года.

    Во всех этих действиях уже просматривалась угроза новой войны. СССР стремился противодействовать этому, однако ведущие страны Лиги Наций вели политику "умиротворения" агрессоров.

    Европейские страны постепенно открывали путь для германской агрессии на Восток. Они Локарнскими договорами 1922 года гарантировали западные границы Германии, но не гарантировали восточные. "Большой вклад" в антисоветской истерии и подталкивании Европы и человечества ко Второй мировой войне внесла Великобритания.

    В сентябре 1938 г. премьер-министры Великобритании и Франции подписали с фашистскими диктаторами Германии и Италии (Гитлером и Муссолини) Мюнхенское соглашение о расчленении Чехословакии. Другими словами, агрессора любыми путями старались переориентировать на Восток.

    Мюнхенское соглашение - пример позорного предательства западными государствами своего союзника - Чехословакии, пример пренебрежения международной моралью ради корыстных государственных интересов, пример типичного европейского политического лицемерия, когда задачи решаются за счет других: в данном случае угроза отводилась от Франции и Великобритании за счет малых государств и народов. Мюнхенское соглашение было противоправным с самого начала.

    В сентябре 1939 г. Германия напала на Польшу - так началась Вторая мировая война. Только благодаря нашей стране (СССР), ценой невиданных жертв гитлеровская Германия была разгромлена.

    Начиная с 1941 года постепенно сложилась антигитлеровская коалиция в составе России, Великобритании, США. Однако англо-саксонский блок последовательно придерживался тактики и стратегии истощения всех потенциальных конкурентов.

    Наиболее откровенно это проявилось в вопросе об открытии второго фронта в Северной Франции. Союзники преднамеренно затягивали открытие второго фронта, рассчитывая на взаимное ослабление Германии и СССР. У. Черчилль настойчиво убеждал Рузвельта заменить открытие второго фронта в 1942 году высадкой союзнических войск в Северной Африке! Высадка англо-американских войск во Франции состоялась только в июне 1944 года, когда исход войны был предрешен и стало ясно, что Советская Армия оккупирует всю Германию. Высадка "англосаксонского блока" предназначалась, скорее, для того, чтобы не допустить этого.

    В мае 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии, а в сентябре 1945 г. - Акт о капитуляции Японии. Германия была разделена союзниками на зоны оккупации для четырехстороннего управления ею.

    В мире произошло новое перераспределение сил, и западные страны стремились обеспечить себе в нем преимущества, подчинить своему контролю ослабленные войной государства. США взяли курс на противопоставление Европы Советскому Союзу. А для этого Европу следовало поднять на ноги и объединить экономически и идеологически.

    В сентябре 1945 г. США без какой-либо военной необходимости применили ядерное оружие, сбросив атомные бомбы на два японских города - Хиросиму и Нагасаки. Это была акция устрашения, демонстрация мощи, предназначавшаяся прежде всего нашей стране. Опора на ядерное оружие - вот линия, которую вели Соединенные Штаты для обеспечения своей политики.

    После войны активизировалось экономическое проникновение США в Европу, начало которому положил План Маршалла: Европа накачивалась долларовыми кредитами, на которые европейские страны должны были покупать американские товары. Так складывалась международная торговля, укреплявшая сотрудничество при приоритете США. Таким образом Соединенные Штаты проводили линию на долларовую экспансию в мире.

    На Бреттон-Вудской конференции 1944 г. было принято решение о создании Международного валютного фонда с целью обеспечения стабильности международной валютной системы и международной торговли.

    США добились, что американский доллар станет мировым стандартом при установлении и поддержании валютных курсов. Тем самым в руках США (через доллар) сосредоточивалась вся "кровеносная система" мировой экономики. Манипулируя валютными курсами, США ставили под контроль всю валютно-финансовую систему мира, извлекая из этого одностороннюю выгоду.

    Фактически США оплачивали импорт реальных товаров из Европы и других стран национальной валютой, т.е. "бумажками", которые они сами же и печатали. Постепенно вся мировая торговля была переведена на доллары США. Это было полное господство в мировой финансовой системе.

    Начинался период, который получил название "холодной войны", - период противостояния Запада и СССР по всем основным вопросам современности.

    Следует сказать, что и Советский Союз зачастую действовал как лидер "мирового пролетариата", вразрез с действительно национальными интересами, попирая некоторые международно-правовые нормы, в духе гегемонизма. Например , насильственно присоединил до войны независимые прибалтийские республики Литву, Латвию, Эстонию, прикрыв оккупацию "добровольным согласием" народов. В подобных действиях СССР был очень похож на западные государства.

    В октябре 1945 г. в соответствии с ранее принятыми решениями была создана Организация Объединенных Наций (ООН). Целью ООН было декларировано поддержание и упрочение международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. Впрочем, на деле ООН также стала ареной этого противостояния.

    1. Итак, в середине ХХ века начался новый период в развитии международного сотрудничества и международного права. Классический период МП ушел в прошлое.
    2. За этот период несколько раз менялось соотношение сил между основными центрами силы. В роли центров силы выступали отдельные европейские государства, которые вынуждены были в целях защиты государственных интересов объединяться в неустойчивые альянсы и блоки.
    3. Государства Европы еще в доиндустриальную эпоху создали колониальную систему, нещадно эксплуатируя страны и народы других континентов. Был легализован правопорядок "метрополия-доминион (колония)". Одностороннего решения метрополии было достаточно для изменения границ доминиона, отторжения территории, насаждения внутреннего политического и правового режима, угодного "великой державе".

    Европейские страны несли свою культуру в доминионы, прежде всего свой язык, свою религию, свое право, свои ценности. Ни о каких правах человека в колониях речь не шла. Государства западного цивилизационного типа должны нести историческую ответственность за уничтожение многих народов мира.

    С экономической точки зрения отношения между государством-метрополией и колонией характеризовались неэквивалентным обменом. Из колоний вывозились ресурсы, материальные ценности, дешевая рабочая сила. В колонии направлялись инвестиции для разработки полезных ископаемых, в результате чего во многих таких странах была создана однобокая структура экономики, изначально ориентированная на привязку к экономике метрополии.

    1. В средние века международное правосознание представляло собой в основном правосознание суверенов, глав государств; массы практически не влияли на внешнюю политику и МП. Значение имели отдельные международно-правовые доктрины.

    Буржуазные революции в Европе включили в процесс народные массы, привнесли идеи всеобщего мира и справедливости, отказа от захватнических войн, выборной власти, конституции, равноправия государств. В этих условиях формировалось международно-правовое сознание, складывались доктрина и практика международного права.

    1. Применение силы в отношениях между великими державами по поводу колоний, передела сфер влияний было разрешено и часто практиковалось.

    Право на войну было бесспорным и делало международное право в целом явлением диспозитивным: государства путем соглашений могли отступать от любых норм.

    В то же время начался цивилизационный "разворот" в сторону сотрудничества, хотя бы по отдельным назревшим вопросам, которые требовали общего регулирования и порядка.

    В международно-правовое регулирование внедрялся метод многостороннего решения вопросов и проблем. Стали создаваться международные организации в качестве институциональной основы многостороннего сотрудничества (в том числе Лига Наций - для решения проблемы применения силы и обеспечения международной безопасности).

    1. В индустриальную эпоху европоцентризм изжил себя. В круг участников международного общения вошли США и Япония. США постепенно становятся лидером западного мира. Для своей экспансии они используют преимущественно экономические и финансовые инструменты, подкрепляя их военной силой и демонстрацией силы.

    США стали первым государством в мире, применившим ядерное оружие против мирного населения. К сожалению, юридические категории "преступления против человечества" родились позднее, и США не понесли ответственности за него.

    1. В противостоянии государств и их блоков с течением времени возрастает роль идеологии. Одна из таких идеологий - фашизм (нацизм) - была повержена и осуждена.

    В то же время появились две новые глобалистские и экспансионистские идеологии, опасные для мира: коммунизм и гегемонизм.

    Идеология коммунизма (марксизма-ленинизма), которую исповедовал Советский Союз, была нацелена на смену власти в государствах мира, на классовую вражду, несла дестабилизацию внутренних правопорядков.

    Идеология государственного гегемонизма, главным носителем которой стали США, направлена на политический, экономический, военный контроль над другими государствами, народами и районами мира, на подчинение их себе, своей политике. США превратились в мирового жандарма, обеспечили себе доминирующие позиции в мире, присвоили право включать в сферу своих "жизненных интересов" территории других суверенных государств.

    1. Международное право в индустриальную эпоху приобрело определенную системность.

    Сформировались основные (старейшие) отрасли МП, появились международно-правовые институты и принципы, заложившие основу для становления новых отраслей (международного экономического права, международного уголовного права и др.).

    1. Началась универсализация международного права: обязательства по МП стали распространяться на все расширяющийся круг государств (МП вышло за пределы Европы).
    2. В доиндустриальную эпоху система международных отношений закреплялась в основном конклюдентными действиями государств и международными обычаями. Договоры заключались, когда требовалась точность в интерпретации событий и в поведении государств, причем договоры часто нарушались.

    Слабым оставался терминологический и теоретический аппарат МП, часто использовались аналогии цивилистики (например, применительно к свободе договоров, к "ничейным землям").

    Однако в индустриальную эпоху роль и число международных договоров, а также их воздействие на внутреннее право государств возросли.

    1. Получила развитие борьба вокруг многих принципов и институтов МП: принцип сотрудничества, принцип разрешения споров мирными средствами, принцип наибольшего благоприятствования, режим ответственности государств за развязывание войны, режим репараций, режим возвращения государственных долгов, режим возмещения ущерба, причиненного иностранным собственникам, режим международных рек, правила и обычаи войны и др. Была запрещена торговля неграми.

    Возникают основы дипломатического и консульского права, закрепляется принцип свободы открытого моря (практически было запрещено рассматривать моря и океаны как "ничейные земли" и, следовательно, присваивать, захватывать).

    1. В тот период не были созданы устойчивые, справедливые и понятные механизмы ответственности государств за нарушение обязательств, поскольку главными нарушителями являлись сами великие державы.

    Стала заметна избирательность в использовании МП. США, например, принимают или активно создают новые нормы, которые отвечают их интересам, и, наоборот, нарушают или не берут на себя обязательства, которые их интересам противоречат.

    Так, интервенция США в Россию имела место в условиях, когда Соединенные Штаты юридически не находились в состоянии войны с Россией. Пребывание американских войск на российской земле было нарушением и конституции США, и международного права.

    1. Таким образом, в данный период нормы международного права (и пробелы в нем) обслуживали государственные интересы великих держав - государств западного цивилизационного типа. Международное право складывалось и сложилось как право, далекое от морали и принципов справедливости.
    2. Возможно, следовало бы рассматривать период становления и развития классического МП как период, состоящий из двух стадий:
    • стадии доиндустриального общества;
    • стадии индустриального общества.

    Этап современного МП

    Во второй половине ХХ века, на основе Устава ООН, сложилось и функционировало современное международное право. На его развитие повлиял ряд событий (явлений) определяющего значения:

    • возникновение под эгидой СССР системы социалистических государств (в нее в той или иной степени в разное время входили Польша, Германская Демократическая Республика (Восточная Германия), Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания, Китай, Вьетнам, Северная Корея, Монголия);
    • распад колониальной системы, процесс деколонизации и появление на политической карте мира десятков новых - независимых - государств (развивающихся стран);
    • распад СССР и социалистической системы, вступление этих государств в этап переходной экономики, т.е. перехода от государственной (административной, монополизированной) к рыночной (регулируемой) экономике, основанной на частной собственности;
    • переход развитых государств западного цивилизационного типа к постиндустриальному типу государства и общества;
    • появление глобальных проблем, которые в равной степени угрожают странам и народам.

    Институциональной основой современного периода МП стала Организация Объединенных Наций. Согласно сложившемуся правопорядку государствам юридически запрещается вести агрессивную войну. Применение силы разрешено только в двух случаях: для отражения агрессии и в случае разрешения со стороны Совета Безопасности ООН.

    Кроме того, государства мира были юридически повернуты в сторону сотрудничества. Это означает, что сотрудничество отныне - обязанность (а не просто право) государств. Такой "разворот" международно-правовой системы укрепил правопорядок и потребовал новых средств и методов международно-правового регулирования.

    В международном праве этого периода четче обозначились права и обязанности государств, появились императивные нормы (нормы jus cogens). Такие нормы создаются международным сообществом в целом; государства не вправе отступать от них даже по договорам (такие договоры считаются ничтожными). Примером императивной нормы может служить запрет колониализма. Другими словами, в международном праве появилось некое скрепляющее ядро, основа системы.

    МП окончательно превратилось в явление универсальное. Одновременно развился региональный и локальный уровни МП. Международное право стало преимущественно писаным правом; международные обычаи, которые прошли проверку временем, получили и получают закрепление в международных договорах.

    С двустороннего и регионального уровня регулирования на многостороннее и универсальное международно-правовое регулирование переведены важнейшие вопросы жизни человечества и сотрудничества государств и народов.

    Появились сотни новых международных организаций. Активизировались процессы региональной и межрегиональной экономической интеграции. Изменились и продолжают меняться внутренние и внешние функции государств.

    Чрезвычайно усилилось влияние народов, гражданских обществ на формирование принципов внешней политики государств и норм МП.

    У человечества и государств появились новые проблемы и вызовы, которые с объективной неизбежностью понуждают к совместным действиям.

    МП приобрело сложную систему. Взаимное влияние МП и внутреннего права приобрело новое качество; зачастую их невозможно разграничить. Это новое качественное единство самостоятельных (автономных) систем можно назвать глобальным правом.

    Появились или развились нормативные блоки, воздействие которых на процесс регулирования международных отношений (отношений международного характера) заметно возросло: наднациональное право, транснациональное право.

    Возросли роль и связь с МП таких нормативных блоков, как мягкое право, международная мораль.

    Во второй половине ХХ века современное МП отражало мировой баланс сил, сложившийся после Второй мировой войны и основанный на противостоянии двух общественно-политических систем - "социалистической" и "капиталистической".

    Произошел идеологический раскол миропорядка на два противостоящих друг другу лагеря - центра силы (Запад и Советский Союз). Сложилась "биполярность" мироустройства. У каждого лагеря, помимо общих моральных ценностей, были и существенные различия в системе интересов, в представлении о справедливости и т.п.

    Обе группы государств оказывали стратегическое влияние друг на друга: Запад влиял в сторону демократизации в СССР; Советский Союз - в сторону социализации капитализма, западных государств.

    После распада СССР началась мировая перегруппировка сил. Под старой международно-правовой надстройкой де факто сложилось новое мироустройство - "однополярный мир" во главе с США. Государства западного цивилизационного типа и международные организации, которые поставлены под контроль таких государств, стали практиковать "двойные стандарты" при решении многих проблем и вопросов.

    При этом США активизировали односторонние действия, принятие решений международного значения без учета интересов других государств и групп государств, т.е. приступили к корректировке МП в своих интересах. Обращает на себя внимание линия на экстратерриториальное применение внутреннего права (законов, судебных прецедентов) США.

    Опасение вызывают методы, которыми США осуществляют идеологию гегемонизма. Внутри страны США все более заметно превращаются в "государство национальной безопасности", вовне - в "новую империю зла", которая цепляется за имеющиеся односторонние преимущества. Моральная свобода, с которой США готовы применить ядерное оружие, подтверждает эти опасения.

    Политике однополярного мира противостоит другая тенденция - тенденция на "многополярный мир" (с несколькими центрами силы").

    Противостояние двух тенденций (с одной стороны, на "однополярный мир", на сохранение статус-кво при господстве США; с другой - на "многополярный мир", на учет интересов всех основных групп государств) - особенность сегодняшней стадии развития современного МП.

    В современную - постиндустриальную - эпоху эксплуатация одних государств другими приобрела более тонкую и завуалированную форму. При колониальной системе существовала неприкрытая эксплуатация колоний метрополиями.

    В индустриальную эпоху эксплуатация внешне независимых развивающихся государств приобрела форму экономической зависимости и привязки к экономикам развитых государств, например через интеграционные объединения.

    В постиндустриальную эпоху начинается эксплуатация развитыми государствами, обладающими технологиями и наукой, всех остальных стран, которые не достигли соответствующего уровня развития культуры.

    Не случайно США в качестве главной своей задачи видят в настоящее время защиту американской интеллектуальной собственности во всем мире.

    Мир находится в поисках нового баланса государственных интересов. Только на этот раз в "игру" государственных интересов вплетаются групповые интересы, объединенные различными цивилизационными ценностями.

    Европейская, англосаксонская, латиноамериканская, арабская, африканская, китайская, российская и другие цивилизации отстаивают свои государственные и групповые интересы.

    На новой стадии развития МП будут утверждаться нормы, которые отвечают интересам основных цивилизационных центров.

    Следовало бы, как представляется, рассматривать период современного МП как период, состоящий из трех стадий:

    • стадии биполярного мира;
    • стадии однополярного мира;
    • стадии межцивилизационных противоречий в постиндустриальную эпоху.

    Мир переходит в стадию межцивилизационных противоречий и к поискам баланса интересов на межцивилизационном уровне. В решении реальных международных проблем и в науке МП назрел цивилизационный подход.

    Международное право является продуктом длительного развития. Его зарождение относится к первобытно-общинному строю, когда отношения между родами, племенами и их союзами регулировались племенными обычаями – своего рода прообразом правовых обычаев, которые в тот начальный период развития человеческого общества, естественно, не носили еще правового характера (к примеру, обычай неприкосновенности посланцев для заключения перемирия).

    Возникновение и развитие международного права связано с возникновением государств и их развитием. В рабовладельческом обществе международно-правовой обычай был главным источником международного права. Постепенно, по мере расширения связей между древнейшими государствами стали заключаться международные договоры, осуществляться обмен посольствами, и хотя складывавшиеся международно-правовые нормы и институты имели ограниченный региональный характер, тем не менее уже тогда были признаны такие нормы, как неприкосновенность послов, обязанность соблюдать международные договоры, запрет применения в войне отравленного оружия и др.

    В период феодализма международное право получило новый импульс развития. В международно-правовую практику вошли и укоренились такие понятия, как «суверенитет», «открытое море», «нейтралитет»; появились посольства постоянные и с особыми полномочиями, а также новые, более совершенные виды договоров.

    Буржуазные революции XVII – XVIII вв. дали толчок формированию качественно иных международных отношений и соответствующего международного права с его новыми принципами и институтами. Так, французская буржуазная революция привнесла в международные отношения идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории. Получила развитие теория прав человека с ее идеей неотъемлемости основных прав и свобод.

    К этому периоду относится первая кодификация дипломатического права на Венском конгрессе 1815 г. В 1856 г. в Париже был разработан целый ряд норм права морской войны. Позднее, на Гаагской конференции 1899 г., были приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны и запрещающие наиболее варварские методы.


    Далее на второй Гаагской конференции (1905 – 1907) были приняты первые конвенции о праве разрешения международных споров.

    В процессе развития мирового рынка, экономических, технических и других международных связей появились международные договоры и многогосударственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях, та

    ких, как связь, транспорт, туризм, здравоохранение и т.д. На их основе возникли и первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный правовой союз (1874 г.) и другие, а также постоянно действующие международные организации, которые становились субъектами международного права.

    После первой мировой войны была учреждена в 1919 г. первая универсальная международная организация Лига Наций. Согласно статусу Лиги Наций в 1922 г. впервые был создан постоянный международный суд – Постоянная палата международного правосудия. Однако Лига Наций не смогла оправдать своего главного предназначения – стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств, дабы предотвратить новую мировую войну. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций (ООН), созданную в 1945 г. после окончания второй мировой войны. Устав ООН закрепил основополагающие императивные принципы международного права и организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности, благодаря которому в напряженные годы «холодной войны» удалось предотвратить глобальный вооруженный конфликт.

    Период разрядки международной напряженности, начавшийся в 1970-е гг., был ознаменован сотрудничеством государств в области разработки целого комплекса международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействию стран Европы, совершенствованию правовой регламентации ряда отраслей, в частности морской. Была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, праве внешних сношений и т.д. В настоящее время процесс универсализации международного права продолжается.

    ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

    Возникновение и основные этапы развития международного права

    Международное право появилось вместе с возникновением государства и прошло слож­ный путь развития.

    В литературе предлагают различную периодизацию истории формирования международного права. И.И. Лукашук выделяет следующие периоды:

    Предыстория международного права (с древних веков до конца средних);

    Классическое международное право (с конца средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

    Переход от классического к современному международному праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);

    Современное международное право.

    В древние века субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Международные нормы имели религиозный характер. Вместе с тем, появилась возможность нормативного регулирования межгосударственных отношений. Были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме, мало чем отличались от нынешних договоров. Однако, заключение договора скреплялось религиозной клятвой и сопровождалось обрядом жертвоприношения, иногда международные договоры обеспечивались обменом заложников.

    Широкое распространение получили торговые договоры, чаще всего их заключали для признания прав за иностранцами. На взаимных началах между древнегреческими государствами был создан институт защиты прав иностранцев, предусмотрена выдача политических беженцев.

    Государства постоянно направляли друг другу посольские миссии, послы пользовались неприкосновенностью.

    Войны были повсеместным явлением, ведение войны считалось справедливым делом. Законы и обычаи войны закрепляли право сильного: проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя.

    Появились нормы, регулирующие статус территорий, устанавливалась свобода плавания в открытом море.

    В средние века заключались мирные и союзные договоры.Международные связи развивались внутри региона. Регулирование межгосударственных отношений осуществлялось обычаями. Предметом соглашений между государствами были договоры о мире, союзе, торговле, территориальных изменениях. Договоры заключались в письменной форме, появился институт гарантии договоров со стороны третьих государств.

    Сформировалось посольское право: появились первые инструкции для послов, по прибытии в страну посол вручал верительные грамоты, нарушение неприкосновенности послов влекло наказание.

    Сложилась обычная норма о праве прибрежного государства иметь территориальное море, его ширина определялась в соответствии с «правом пушечного выстрела», сформировались обычаи морской торговли.

    Военные обычаи оставались жестокими, не было различия между воинами и мирными жителями, но была сделана попытка запретить отдельные виды оружия (арбалеты).

    Появилась практика рассмотрения международных споров в третейских судах и арбитражах. В качестве арбитров выступали духовные и светские лица.

    Важное значение имел Вестфальский трактат 1648 г, который установил систему европейский государств, их границы равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры.

    Классическое международное право. Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он впервые детально обосновал существование «права, кот определяет отношения между народами и правителями». В практике государств он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем, он допускает, что «известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения, как между всеми государствами, так и между большинством из них».

    Возникла доктрина международного права. Начало формироваться международно-правовое сознание. Значительное число международных норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще дипломатами использовалась юридическая аргументация. Великая французская революция оказала влияние на развитие международного права. Основами внешней политики Франции были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Международное право стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений.

    Территориальные вопросы стали решаться на основе принципа территориального верховенства государств, Швейцария получила статус постоянного нейтралитета, на уровне договоров был закреплен режим свободы судоходства по международным рекам.

    Получили правовое оформление вопросы о праве убежища и о правовом режиме иностранцев, было введено деление дипломатических агентов на классы и ранги. Венский конгресс 1814-1815 г запретил работорговлю, на Парижском конгрессе 1856 г официально было отменено каперство.

    С развитием почты, телеграфа, железнодорожных сообщений остро стал вопрос об их международно-правовом регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, который установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. была принята Конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.

    На Гагаских конференциях мира (1899 г, 1906-1907 г.г.), было принято большое количество конвенций, направленных на гуманизацию правил ведения войны.

    На этапеперехода от классического к современному международному праву в 1919 г. была учреждена Лига Наций, первая универсальная организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами. О развитии механизма международно-правового регулирования свидетельствуют положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все международно-правовые споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия - первый постоянный международный суд. Важным шагом в направлении к современному международному праву было принятие в 1928 г. Парижского пакта (Пакт Бриана-Келлога) об отказе от войны как орудия национальной политики.

    На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному международному праву.

    Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН, положения которого отражали новое мышление. Устав закрепил становление новых принципов и норм между­народного права, прежде всего таких, как уважение суверенитета государств и признание их равноправия, невмеша­тельство в их внутренние дела, а позднее - отказ от войны как орудия национальной политики, неприменение силы или угро­зы силой, самоопределение народов и наций, уважение прав и свобод человека. В соответствии с Преамбулой Устава Организации Объе­диненных Наций между­народное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержа­ние международного мира и безопасности, «содействовать соци­альному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе».

    Современное международное право декларирует запрет аг­рессивных, захватнических войн, насильственных способов ре­шения межгосударственных споров, квалифицирует такие дей­ствия как преступление против мира и безопасности человече­ства.

    Сущностью современного международного права стал принцип мирного сосуществования государств . Устав Организации Объединенных Наций закрепил решимость государств «прояв­лять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как доб­рые соседи».

    В основу международных отношений был положен принцип сотрудничества . Государства приняли на себя обязательства развивать дружественные отношения между государствами «независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития» (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государства­ми в соответствии с Уставом ООН).

    Классическое международное право рассматривалось как «право цивилизованных народов», право «христианских государств». В соответствии с таким подходом из равноправного общения исключались слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

    В современных отношениях государства признают «всеобщее значение прав человека и основных свобод , уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами» (Заключительный Акт СБСЕ 1975 г).