Возникновение изменений и прекращения экологических правоотношений. Основания возникновения и прекращения экологических правоотношений

Основанием возникновения экологических правоотношений являются жизненные обстоятельства, факты, события, с которыми экологическое зако­нодательство связывает возникновение, изменение и прекращение этих пра­воотношений.

Выделяют два вида оснований:

· материальные (общие);

· юридические (спе­циальные).

К материальным относят те жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В широком смысле под материальными основаниями экологических правоот­ношений можно понимать ту роль и значение природы для жизни и суще­ствования человека, которые обусловливают объективную необходимость правового регулирования экологических отношений.

В узком смысле материальными предпосылками возникновения экологи­ческих правоотношений являются:

1) объект правоотношений, т. е. то, по поводу чего люди вступают в юриди­ческие связи между собой в процессе природопользования и охраны окружа­ющей среды;

2) субъекты правоотношений, поскольку пока субъект экологического права не реализует свою правосубъектность, не может возникнуть и само правоот­ношение;

3) фактическое поведение участников этих правоотношений.
К юридическим предпосылкам относятся:

· нормы экологического права, без которых невозможно никакое право­отношение;

· юридические факты;

· юридические презумпции и фикции.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с кото­рыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение экологических правоотношений.

Юридические факты в сфере природопользования и охраны окружающей среды весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям:

1) правообразующие, например заключение договора аренды земельного участка;

2) правоизменяющие, например оформление права собственности на зе­мельный участок;

3) правопрекращаюшие, например изъятие земельного участка для государственных нужд

Юридические факты делятся на юридические значимые события - т. е. это факты, которые не зависят от воли людей, но порождают определенные по­следствия. К их числу можно отнести пожары в лесах, болезнь деревьев, ура­ганы, наводнения и т. п.

Юридически значимые деяния - сознательные действия (бездействие), с которыми закон связывает правовые последствия. Например, нахождение в охотничьих угодьях с собаками, добытой охотой продукции и т. п.

По юридической природе указанные факты делятся на:

· правомерные;

· неправомерные деяния.

Правомерные деяния - это такие поступки людей, которые согласуются с нормами экологического права. Такое поведение составляет подавляющую часть человеческой деятельности в сфере природопользования и охраны ок­ружающей среды.



В результате точного и полного соблюдения и исполнения требований норм экологического права всеми государственными органами, обществен­ными организациями, гражданами формируется определенное состояние общественной жизни в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которое можно назвать экологическим правопорядком. Экологичес­кий правопорядок есть составная часть правопорядка в стране.

Неправомерные деяния - это запрещенные нормами экологического права, которые выражаются совершением экологических преступлений и проступков.

По целевой направленности юридические факты делятся на:

· сделки;

· юри­дические акты.

Сделка - это правомерное поведение субъекта экологического правоот­ношения, направленного на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей сторон. Например, купля-продажа земельного участка, находя­щегося на праве частной собственности, или обмен таких участков.

Юридические акты - это решения государственных органов, связанных, например, с предоставлением природных ресурсов в использование, аренду или изъятие их из незаконного владения.

Нередко в экологической сфере необходим не один юридический факт, а их совокупность, т. е. фактический состав. Например, для получения права охоты требуется гражданство Республики Беларусь, достижение 18-летнего возраста, отсутствие психических болезней.

В ряде случаев роль юридических фактов в сфере природопользования и природоохраны могут играть презумпции.

Правовая презумпция - это пред­положение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтверж­денных предшествующим опытом.

Презумпции классифицируются:

по форме существования - легальные и фактические ;

сфере действия - общеправовые и отраслевы е;

юридической силе - опровергаемые и неопровергаемые .

Существенным признаком презумпции является ее предположительный характер, построенный на вероятности развития явления.

К типу такой презумпции в экологическом праве относится презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая закреплена в статье 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»,

К презумпциям можно также отнести презумпцию знания экологическо­го закона, презумпцию, что гражданин будет выполнять экологические требования (экологическая добропорядочность).

Юридические фикции - это несуществующее положение, признанное за­конодательством существующим и ставшее вследствие этого общеобязательным.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений (как и других видов правоотношений) служат юридические факты.
В теории права под юридическими фактами понимают конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение юридических отношений.
Юридические факты являются предпосылками правоотношений и закреплены в гипотезе правовых норм.
Б.В. Ерофеев выделяет следующие основные признаки юридического факта:
- объективность существования (роль юридического факта, например, не может играть намерение субъектов экологических правоотношений - собственника земельного участка и мелиоративной организации - о заключении договора о мелиорации этого участка);
- конкретность проявления (нельзя, например, считать конкретным юридическим фактом устоявшееся общественное мнение о том или ином лице, что оно осуществляет, например, незаконную охоту (браконьерство), но никто не может конкретно подтвердить время, место, вид и количество отстрелянных диких животных). Юридические факты классифицируются по различным основаниям.
1. По характеру наступающих последствий они делятся на правообразующие (правоустанавливающие), правоизменяющие, правопрекращающие.Примерами правообразующих фактов выступают, например, подача гражданином в установленном порядке заявки на получение лицензии на недропользование, что является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии и по осуществлению специального недропользования; заключение договора аренды земельного участка влечет к возникновению земельных правоотношений и т.д. Продление срока действия договора аренды земельного участка или продление срока действия лицензии на занятие определенным видом деятельности можно рассматривать как правоизменяющие юридические факты.
Напротив, истечение срока действия договора аренды земельного участка или лицензии на недропользование являются основаниями прекращения соответствующих правоотношений и соответственно выступают правопрекращающими фактами.
2. По волевому признаку (связи с волей участников правоотношений) юридические факты делятся на события и действия. События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли участников правоотношения (пожар от удара молнии, землетрясение, извержение вулкана, истечение срока, естественная смерть человека и др.).
Действия, напротив, представляют собой волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания.
События, возникая и порождая экологические отношения помимо воли человека, не всегда выступают как чисто природные явления и часто являются следствием непродуманной деятельности человека. Например, массовое выкачивание подземных вод, устройство водохранилищ, добыча нефти и газа в крупных масштабах могут привести к возникновению землетрясений.
Иногда событие начинается как действие, но затем выходит из под контроля человека и развивается как событие. Такие события называются относительными (например, рождение ребенка, авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г., пожар в лесу, возникший из-за непотушенного костра, и т.д.).
Действие (поведение) является наиболее распространенным основанием возникновения и прекращения экологических правоотношений, проявляется через поступки людей, которые делятся на правомерные (позитивные) и противоправные (негативные).
Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия - сделки, судебные решения и т.п.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, - создание художественного произведения и т.д.).
Например, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «О животном мире» для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо подает заявку по установленной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ. Факт подачи соответствующим лицом указанной заявки будет являться юридическим актом, направленным на достижение конкретных юридических последствий. Намерение же построить какой-либо промышленный объект (автозаправочную станцию, нефтехимический завод и т.д.) является юридическим поступком, поскольку независимо от воли инициатора намечаемой хозяйственной деятельности возникает необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду, а в дальнейшем - государственной экологической экспертизы.
Противоправными юридическими фактами являются факты, ведущие к нарушению норм экологического законодательства и привлечению виновных лиц к юридической ответственности (уголовной, административной и т.д.). Бездействие также является юридическим фактом и относится к поведению (действию). Как правило, бездействие (пассивное поведение) является негативным поведением (например, неоказание помощи капитаном судна другому судну, которое терпит бедствие, и т.д.).
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для возникновения отношений недропользования хозяйствующий субъект должен быть зарегистрированным в качестве юридического лица и иметь лицензию на соответствующий вид недропользования.
В.В. Петровым предложена следующая классификация оснований прекращения экологических правоотношений. Условно они подразделяются на две группы.
К первой группе относятся те, которые происходят по воле самого природопользова- теля: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть приро- допользователя, истечение срока действия договора аренды участка лесного фонда и т.д.
Ко второй группе относятся те, которые совершаются принудительно - по воле органов государства, уполномоченных на охрану окружающей среды, а также по решению суда. К ним относятся: изъятие природного ресурса, лишение права специального природопользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, неосвоением его в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других законных платежей, нарушением договорных обязательств и др.
По мнению О.И. Крассова, основаниями прекращения экологических правоотношений главным образом выступают административные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, например, решение об изъятии земельного участка или водного объекта для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, наиболее распространенными основаниями возникновения и прекращения экологических правоотношений являются: административные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебные решения; договоры.

Как и у других правовых отношений, основанием возникновения экологических правоотношения являются юридические факты. Экологические юридические факты - это обстоятельства, с которыми нормативные акты связывают какие-либо юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение экологических правоотношений.

Экологические права возникают, изменяются и прекращаются только по основаниям, указанным в законодательстве. Эти основания именуются юридическими фактами, которые могут иметь сложные составы и процедуры своего осуществления.

Общими признаками всех юридических фактов как совокупности действий, на основании которых возникает экологическое правоотношение, является:

  • 1. Связь юридических фактов с правомочием распоряжения природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами как государственной или частной (земельной) собственностью.
  • 2. Юридические факты представляют собой государственно-правовые разрешительные системы получения природных ресурсов, объектов и комплексов в собственность, пользование или во владение (общее и специальное природопользование). Правда, общее пользование может осуществляться без выдачи на то специальных индивидуальных разрешений со стороны государства и без соответствующего оформления, например, передвижения по земле, купание, выпас скота, сбор грибов, добыча гражданами песка или глины для собственных нужд и т.д. Однако и эти природопользования в целом имеют разрешительно-правовую основу, поскольку они прямо предусмотрены земельным или другим природоресурсовым законодательством.

Классификация юридических фактов:

1) В зависимости от воли субъектов:

события и действия;

2) По признаку дозволенности законом действия:

правомерные и неправомерные.

  • 3) По содержанию правомерные действия делятся на:
  • 3.1. Юридические акты (сделки, административные акты, лицензирование)
  • 3.2. Юридические поступки

Экологическое правоотношение обычно возникает, изменяется и прекращается на основании не одного, а совокупности юридических фактов, образующих фактические составы. При этом для каждого вида природных объектов и комплексов характерны свои фактические составы.

  • *Так, для получения в пользование или собственность земель это могут быть: заявка, согласование, решение, земельный отвод и выдача государственного акта на право землепользования или собственности.
  • *При предоставлении в пользование недр необходимы ходатайство, согласование, экспертиза, решение, горный отвод, лицензия или иной документ, удостоверяющий право недропользования.
  • *Лесопользования осуществляются на основании заявок, лесорубочных билетов (ордеров) и лесных билетов.
  • *Для осуществления сложных и экологически опасных пользований водами требуются заявки, согласования, экспертизы, разрешения на специальное водопользование, а иногда даже отграничение предоставленных водных объектов в натуре по сухопутным или другим ориентирам.
  • *В процессе использования атмосферного пространства для полетов или запусков ракет необходимы заявки, специальные разрешения и оконтуривание трасс, линий и коридоров атмосферопользования.
  • *Использование животного мира должно осуществляться при наличии охотничьих или рыболовных билетов и (или) лицензий на добычу соответствующего дикого животного.
  • *По заявкам и специальным разрешениям производятся некоторые пользования растительным миром и т.д.

Как правило, юридические составы состоят из следующей совокупности юридических фактов, расположенных в определённой последовательности:

  • -заявка
  • -согласование мест расположения предполагаемых природопользований;
  • -рассмотрение ходатайств компетентными государственными органами и вынесение по ним решений;
  • -выдача специальных разрешений (лицензий);
  • -отграничение (отвод) указанных объектов на местности (в натуре);
  • -выдачу документов, удостоверяющих на них соответствующее право (право собственности или право природопользования).

В отдельных случаях требуются экспертизы или иные заключения о возможности и целесообразности осуществления природопользования.

В качестве оснований изменения права природопользования могут быть юридические факты в виде событий (лесной пожар, заболевание или стихийное возгорание леса, эпизоотия и массовая гибель диких животных, вносящие юридически значимые коррективы в существующие права пользования лесом и животным миром) или действий (нарушение плодородного слоя почвы, повреждение или загрязнение лесов, браконьерство и другие нарушения, влекущие изменения содержания соответствующего вида права природопользования).

Конкретными основаниями прекращения экологических правоотношений являются:

  • *минования надобности в осуществлении природопользования;
  • *истечения сроков природопользования
  • *добровольного от него отказа;
  • *необходимость изъятия природных объектов для государственных либо общественных нужд;
  • *использования указанных ресурсов не по целевому назначению;
  • *систематического невнесения в установленные сроки платежей за природопользование;
  • *ликвидации или реорганизации юридического лица, смерти физического лица, выступавших в качестве природопользователей и (или) земельных собственников
  • *прекращение трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел; нерациональное использование природного объекта и т.д.
  • *аннулирование права на специальное природопользование (лесорубочного билета (ордера) или лесного билета).

Все права на земельные участки приобретаются в конечном счете для того, чтобы использовать землю для удовлетворения хозяйственных и иных потребностей. Поэтому важнейшим институтом земельного права является право землепользования как система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию земель. В субъективном смысле право землепользования - это совокупность прав и обязанностей субъекта в отношении приобретенного им земельного участка.

Субъектами права землепользования являются граждане и юридические лица, а его объектами - земельные участки, обособленные в результате отвода земель в натуре и его юридического оформления.

Праву землепользования присущ целевой и платный характер.

Целевое назначение земельного участка (для крестьянского хозяйства, садоводства, предпринимательской деятельности, жилищного строительства и т. д.) фиксируется в документах, удостоверяющих права на землю, и должно соблюдаться землепользователем. Законодательство устанавливает санкции за нарушение принципа целевого использования земель вплоть до изъятия земель.

Основания возникновения данного права обусловлены прежде всего видом права землепользования, которое, как и всякое право пользования природными ресурсами, может быть общим и специальным.

Право общего землепользования представляет собой возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно земельными участками для проезда, прохода, отдыха и других целей и вытекает непосредственно из закона - Конституции РФ, гражданского, земельного, водного, лесного законодательства. Например, указанное право осуществляется на землях общего пользования в городах и других населенных пунктах. Эти земли состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, дороги, проезды и др.), для удовлетворения культурно-бытовых и иных потребностей населения (парки, скверы, водоемы, пляжи, бульвары, кладбища и т. п.).

Лесное и водное законодательство устанавливает право граждан использовать земли лесного фонда в случае нахождения граждан в лесах, а также земли водного фонда при использовании водоемов общего пользования и прилегающих к ним участков для отдыха, купания и др. (ст. 86 Лесного кодекса РФ, ст. 88 Водного кодекса РФ).

Понятие права общего землепользования раскрывается также в ст. 262 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственниками соответствующих земельных участков. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Право специального землепользования в отличие от общего возникает из юридических фактов, совокупность которых образует достаточно сложный порядок приобретения земель. В настоящее время законом предусмотрено два основных способа приобретения земельных участков - гражданско-правовой и административно-правовой.

Гражданско-правовой способ означает возникновение земельных прав (права собственности, аренды, залога и др.) в результате заключения гражданско-правовых сделок и договоров - купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога, наследования по закону и завещанию и т. д.

Совершение указанных сделок регулируется нормами гражданского законодательства: общими положениями о сделках и договорах, а также нормами, устанавливающими особенности содержания и заключения отдельных видов договоров. Наиболее подробно урегулированы вопросы заключения договоров купли-продажи и залога в Постановлении Правительства РФ "Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами РФ земельных участков" от 30 мая 1993 № 503, "Об утверждении Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, и права их аренды" от 5 января 1998 № 2; Федеральный Закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 и др.

Так, продажа гражданами земельных участков или их частей оформляется договором купли-продажи (купчей).

Сделка купли-продажи земельного участка возможна лишь при отсутствии земельных споров по участку и совершается его собственником. При этом ни покупатель, ни продавец не могут изменить целевое назначение и режим использования земель (санитарно-защитные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного значения, а также право проезда по участку, технического обслуживания и ремонта зданий, сооружений, наземных и подземных коммуникаций и другие условия пользования).

Договор купли-продажи (купчая) должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован в районном (городском) земельном комитете. Регистрация производится после уплаты установленных налогов и пошлин. К купчей прилагается план участка, без которого купчая не подлежит регистрации. После этого покупателю выдается документ, удостоверяющий его право собственности на купленный земельный участок, а аналогичный документ продавца утрачивает силу или в него вносятся необходимые изменения.

Таким образом, сделки с землей требуют особого оформления и подлежат обязательной государственной регистрации. Право собственности и другие земельные права переходят на приобретателя лишь с момента регистрации соответствующей сделки. Регистрации подлежат все сделки с землей, включая договоры аренды, срочного (временного) пользования и установления земельных сервитутов.

Гражданам и юридическим лицам могут продаваться земельные участки под застройку на территориях городских и сельских поселений на торгах (путем выставления их на аукционы и конкурсы). В качестве продавца выступает орган государственной власти или местного самоуправления.

Административно-правовой способ приобретения земельных участков заключается в предоставлении их гражданам и юридическим лицам компетентными государственными органами в порядке отвода земель.

Органами, наделенными полномочиями по предоставлению (в собственность, постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду) и изъятию земель, являются исполнительные органы власти (местные администрации).

Порядок предоставления земель подробно урегулирован законодательством (см. Указы Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 №1767, "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" от 23.04.93 № 480 и др).

Документами, удостоверяющими права на землю, являются свидетельство (государственный акт) и договор.

Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяются свидетельством (государственным актом), которое выдается соответствующим земельным комитетом по решению местной администрации.

При купле-продаже земельного участка и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи или иных документов, подтверждающих переход права собственности.

Право аренды, временного (срочного) пользования, залога, установление земельного сервитута удостоверяются договорами, которые заключаются между сторонами и регистрируются земельным комитетом.

На земельные участки, переданные в собственность членам садоводческих товариществ, дачных кооперативов, по представлению соответствующих товариществ и кооперативов выдается документ, удостоверяющий право на землю, каждому их члену, а на земли общего пользования - этим товариществам или кооперативам.

Таков же порядок оформления земельной доли коллективных собственников - работников сельскохозяйственных предприятий (реорганизованных колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий).

Основаниями прекращения права землепользования служат юридические факты, в том числе изъятие земельных участков.

Изъятие земель допускается лишь в случаях, установленных в законе, а его общий порядок в основном аналогичен процедуре предоставления земель.

Изъятие земельных участков осуществляется в рамках их перераспределения в случае отсутствия свободных земель, необходимых для предоставления каким-либо субъектам (изъятие для государственных и муниципальных нужд), а также в качестве санкции за нарушение правил рационального использования и охраны земель (неосвоение земельного участка, использование его не по целевому назначению, нарушение экологических требований и нормативов в сфере землепользования и др.).

Законом подробно регламентируется порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Изъятие земель у их собственников осуществляется путем выкупа. Законом предусмотрена необходимость заблаговременного предупреждения собственника и получения его согласия на изъятие земель (в случае несогласия вопрос решается в суде). При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Конкретные размеры возмещения в таких случаях исчисляются в соответствии с "Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 1993 № 77.

По соглашению с собственником земли (землевладельцем, землепользователем) ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Помимо изъятия земельных участков права землепользования может прекращаться на основании таких юридических фактов как истечение срока пользования, ликвидация юридического лица - природопользователя или смерть гражданина - природопользователя, отказ от использования земельного участка и др.

Основанием возникновения правового отношения в теории права признаются юридические факты - подтвержденные действия и события, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношения.

Для возникновения экологических правоотношений, как правило, требуется наличие фактического состава - совокупности юридических фактов, которые влекут наступление юридически значимых последствий. Так, для того чтобы возникло право пользования природными ресурсами, требуется решение государственного органа о предоставлении природного ресурса в пользование как волеизъявление государства-собственника. Например, в соответствии со ст. 22 ВК основаниями возникновения права водопользования являются решения Президента Республики Беларусь о предоставлении водных объектов в безвозмездное пользование, разрешения на специальное водопользование (выдаваемые территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь), решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов (их частей) в обособленное водопользование. Важной составляющей в возникновении права пользования природными ресурсами является отвод участка (отвод земельного участка, геологический отвод, горный отвод). Отвод земельного участка согласно ст. 1 Кодекса о земле - это предусмотренные законодательством землеустроительные мероприятия, включаю- щие процедуры формирования, изъятия и (или) предоставления земельного участка, установления и закрепления его границы, государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок.

В определенных в законодательстве случаях для возникновения отношений по охране окружающей среды необходимо наличие лицензии. В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» лицензирование в области охраны окружающей среды осуществляется специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, например, деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, включающая в качестве работ и услуг обращение с озоноразрушающими веществами, использование отходов 1-3 классов опасности, обезвреживание и захоронение отходов (кроме радиоактивных отходов). Лицензии на право осуществления данного вида деятельности выдает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Исходя из комплексного характера эколого-правового регулирования, отношения в области окружающей среды могут возникать как в публично-правовом, так и в частноправовом порядке. Публичную природу имеют отношения экологического контроля, применения мер ответственности за нарушение экологического законодательства, управления в области охраны окружающей среды. В договорном, или частноправовом, порядке возникают отношения как в области использования природных ресурсов (право частной собственности на землю, аренда природных ресурсов, концессионные отношения), так и выполнения природоохранных мер, например, проведение экологического аудита, экологическое страхование, предоставление специализированной экологической информации и др.

Принципиально новым основанием возникновения экологических отношений является комплексное природоохранное разрешение. В Республике Беларусь утверждена Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 гг. (Постановление Совета Министров от 25 июля 2009 г. № 980).

Комплексное природоохранное разрешение представляет собой единый разрешительный документ, удостоверяющий право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства с учетом внедрения наилучших доступных технических методов и устанавливающий нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, условия осуществления хозяйственной и иной деятельности в части использования природных ресурсов и (или) оказания воздействия на окружающую среду, и заменяет собой отдельные разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.

Комплексные природоохранные разрешения выдаются бесплатно на срок от 5 до 10 лет территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1677.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 утвержден перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, к таковым отнесены, например, объекты по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, птицы; объекты по добыче полезных ископаемых; объекты по производству пищевых продуктов; объекты по производству целлюлозы, бумаги, картона; объекты химического производства и др.

Основываясь на анализе положений экологического законодательства, к наиболее общим основаниям прекращения экологических отношений следует отнести:

Добровольный отказ либо минование надобности;

Истечение срока, на который был предоставлен природный ресурс;

Ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;

Использование природного ресурса не по целевому назначению;

Нерациональное использование природного ресурса;

Систематическое невнесение платы за природопользование;

Неиспользование природного ресурса в течение определенного в законодательстве периода времени;

Изъятие природных ресурсов для государственных и общественных нужд.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите основные группы общественных отношений, входящих в предмет экологического права.

2. Какова роль государства - Республики Беларусь - как субъекта экологических отношений?

3. Определите признаки объектов экологических правоотношений.

4. Что представляет собой комплексное природоохранное разрешение как основание возникновения экологических правоотношений?

5. Каковы особенности окружающей среды как объекта правоотношений?

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах от 24 нояб. 1996 г., от 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982- XII: в ред. Закона от 17 июля 2002 г. № 126-З (с изм. и доп. : Законы от 29 окт. 2004 г. № 319-З, от 19 июля 2005 г. № 42-З, от 31 дек. 2005 г. № 80-З, от 29 июня

2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 31 дек. 2009 г. № 114-З, от 6 мая 2010 г. № 127-З, от 31 дек. 2010 г. № 228-З, от 17 мая 2011 г. № 260-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1993. № 1. Ст. 1 ; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 6. 2/1177; № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; 2007. № 118. 2/1309; № 147. 2/1335; 2008. № 1. 2/1395; № 170. 2/1464; № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584; 2010. № 15. 2/1666; № 120. 2/1679; 2011. № 5. 2/1780; № 59. 2/1811; 2012. № 5. 2/1883.

Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г. (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 6 нояб. 2008 г. № 447-З, от 28 дек. 2009 г. № 96-З, от 29 дек. 2009 г. № 73-З, от 6 мая 2010 г. № 120-З, от 15 окт. 2010 г. № 176- З, от 7 янв. 2011 г. № 232-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 187. 2/1522; 2009. № 275. 2/1544; 2010. № 6. 2/1648; № 14. 2/1625; № 120. 2/1672; № 261. 2/1728; 2011. № 6. 2/1784.

Кодекс Республики Беларусь о недрах: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2008 г. № 406-З (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г. № 109-З, от 14 июля 2011 г. № 293-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 184. 2/1503; 2010. № 17. 2/1661; 2011. № 82. 2/1845; 2012. № 5. 2/1883.

Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 1998 г. (с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 29 дек. 2007 г. № 324-З, от 8 июля 2008 г. № 373-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 4 янв. 2010 г. № 109-З, от 17 мая 2011 г. № 266-З, от 14 июля 2011 г. № 293-З) // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. 1998. № 33. Ст. 473 ; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 122. 2/1259;

2007. № 2/1335; 2008. № 17. 2/1421; № 172. 2/1470; № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584; 2010. № 17. 2/1661; 2011. № 60. 2/1818; № 82. 2/1845.

Лесной кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г. (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 27 февр. 2004 г. № 271-З, от 4 авг. 2004 г. № 310-З, от 9 июля 2005 г. № 42-З, от 11 дек. 2005 г. № 66-З, от 29 июня 2006 г. № 135-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 24 дек. 2007 г. № 299-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 28 дек. 2009 г. № 96-З, от 17 мая 2011 г. № 260-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 70. 2/195; 2004. № 39. 2/1020; № 123. 2/1059; 2005. № 121. 2/1139; № 196. 2/1163; 2006. № 106. 2/1229; № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; 2007. № 147. 2/1335;

2008. № 3. 2/1396; № 275. 2/1541; 2010. № 6. 2/1648; 2011. № 59. 2/1811.

О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г. (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 29 окт. 2004 г. № 319-З, от 19 июля 2005 г. № 42-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 20 окт. 2006 г. № 169-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 28 дек. 2009 г. № 96-З, от 17 мая 2011 г. № 260-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 73. 2/954; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; № 179. 2/1266; 2007. № 147. 2/1335; 2008. № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584; 2010. № 6. 2/1648; 2011. № 59. 2/1811.

Об охране атмосферного воздуха: Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2008 г., № 2-З (с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь от 14 июля 2011 г. № 293-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2009. № 4. 2/1554; 2011. № 82. 2/1845.

Об охране озонового слоя: Закон Респ. Беларусь, 12 нояб. 2001 г., № 56-З (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 15 нояб. 2004 г. № 335-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 8 июля 2008 г. № 373-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 31 дек. 2009 г. № 114-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 107. 2/805; 2004. № 180. 2/1084; 2006. № 107. 2/1235; 2007. № 147. 2/1335; 2008. № 172. 2/1470; № 275. 2/1541; 2010. № 15. 2/1666; 2012. № 5. 2/1883.

О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257-З (с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 4 января 2010 г. № 109-З, от 17 мая 2011 г. № 261-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. № 172. 2/1354; 2008. № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584;

2010. № 17. 2/1661; 2011. № 59. 2/1812.

Об особо охраняемых природных территориях: Закон Респ. Беларусь, 20 окт. 1994 г, № 3335-XII: в ред. Закона от 23 мая 2000 г. № 396-З (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 7 мая 2007 г. № 212-З, от 8 июля 2008 г. № 375-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 15 июля 2010 г. № 169-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1994. № 35. Ст. 570 ; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 52. 2/171; 2006. № 107. 2/1235; 2007. № 118. 2/1309; 2008. № 172. 2/1472; № 275. 2/1541; 2010. № 184. 2/1721; 2012. № 5. 2/1883.

Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З (в ред. Законов Респ. Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З, от 22 дек. 2011 г. № 328-З) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 сент. 2010 г., № 450 (с изм. и доп. : Указы Президента Респ. Беларусь от 6 июня 2011 г. № 228, от 30 авг. 2011 г. № 383, от 30 дек. 2011 г. № 621) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2010. № 212. 1/11914; 2011. № 65. 1/12582; № 99. 1/12797; 2012. № 8. 1/13223.

О комплексных природоохранных разрешениях: Указ Президента Респ. Беларусь от 17 нояб. 2011 г. № 528 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.

2011. № 130. 1/13083.

Об утверждении национальной стратегии внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 25 июля 2009 г. № 980 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2009. № 184. 5/30225.

Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 12 дек. 2011 г. № 1677 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2011. № 141. 5/34930.

О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 30 окт. 2002 г. № 1504 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела: договор, 27 янв. 1967 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012.