Внесение изменений, связанных и несвязанных с внесением в учредительные документы. Внесение изменений в учредительные документы Сведения вносимые в учредительные документы

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год Автор неизвестен

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, И ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц

1. Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

3. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

Из книги Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

17. Учредительные документы юридического лица В зависимости от вида юридического лица его правовой статус может характеризоваться различными учредительными документами. Учредительные документы юридического лица – это аналог гражданских документов, удостоверяющих

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ. ВНЕСЕНИЕ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ИНЫХ ЗАПИСЕЙ В СВЯЗИ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц 1. Для

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Статья 18. Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц 1. Государственная регистрация изменений,

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Статья 19. Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица 1. В случаях, установленных федеральными законами, юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем уведомление о внесении

Из книги Экзамен на адвоката автора

Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СВЯЗИ С ЕГО ЛИКВИДАЦИЕЙ ИЛИ ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО РЕШЕНИЮ РЕГИСТРИРУЮЩЕГО ОРГАНА И В СВЯЗИ С ПРОДАЖЕЙ ИЛИ ВНЕСЕНИЕМ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

Из книги Правовое обеспечение предпринимательства автора Шевчук Денис Александрович

Статья 22.2. Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 1. Для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином

Из книги автора

Статья 1378. Внесение изменений в документы заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец 1. Заявитель вправе внести в документы заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец исправления и уточнения, в том числе путем подачи

Из книги автора

СТАТЬЯ 52. Учредительные документы юридического лица 1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой

Из книги автора

СТАТЬЯ 1378. Внесение изменений в документы заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец 1. Заявитель вправе внести в документы заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец исправления и уточнения, в том числе путем подачи

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Вопрос 68. Создание юридических лиц. Порядок образования, учредительные документы, государственная регистрация. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной

Из книги автора

Учредительные документы и государственная регистрация юридического лица Из этапов создания предпринимательской организации, перечисленных выше, одними из наиболее трудоемких и ответственных являются составление учредительных документов и государственная

Набор учредительных документов служит основой работы любого юридического лица. В процессе хозяйственной деятельности часто возникает необходимость внесения в него различного рода изменений. Согласно ст.52 ГК РФ, учредительная документация представляет собой перечень документов, являющейся юридическим основанием деятельности организации и определяющей ее юридический статус.

В учредительных документах содержатся следующие сведения:

  • название юридического лица;
  • юридический адрес;
  • вид экономической деятельности;
  • информация об учредителе (учредителях);
  • информация относительно уставного капитала;
  • другие предусмотренные законодательством сведения.

В качестве дополнительных сведений, в учредительных документах могут указываться цели и предмет деятельности организации.

Обратите внимание!

Хотя свидетельство о государственной регистрации организации и свидетельство о ее постановке на учет в ИФНС не включены законодателем в состав учредительной документации, однако, они подтверждают факт официальной регистрации юрлица, и поэтому всегда должны находиться в пакете учредительных бумаг.

Учредительные документы и все вносимые в них изменения приобретают юридическую значимость лишь после прохождения процедуры государственной регистрации.

Изменения в учредительную документацию организации вносятся в случае наступления следующих обстоятельств:

  • смена названия юридического лица;
  • изменение юридического адреса;
  • изменения в уставном капитале;
  • открытие или закрытие представительств или филиалов фирмы;
  • изменение вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД);
  • установление иного порядка распределения доходов фирмы / формирования резервного фонда;
  • изменения в сроках полномочий руководителя;
  • реорганизация существующей организационной структуры управления.

Обратите внимание!

Все перечисленные выше изменения обязательно вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Порядок государственной регистрации вносимых в учредительную документацию организации изменений регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (далее - Закон № 129-ФЗ).

Изменения, вносимые в учредительные документы

Государственная регистрация изменений в учредительные документы юридического лица производится органом ФНС. Независимо от сущности вносимых изменений, организация обязана предоставить в налоговую службу установленный пакет документов:

  • заявление о внесении изменений по форме Р13001;
  • решение учредителей;
  • перечень вносимых изменений;
  • новую версию устава;
  • документ об оплате госпошлины;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • копию свидетельства о постановке организации на учет в налоговую службу;
  • копию свидетельства о госрегистрации фирмы;
  • копию приказа о назначении директора (гендиректора).

В заявлении указываются следующие сведения:

  • полное наименование фирмы, форма собственности, ИНН;
  • делается пометка напротив соответствующего вносимому изменению пункта. Также необходимо конкретизировать изменения в Уставе. Листы, не соответствующие вносимым изменениям, заполнять не нужно;
  • паспортные данные, контактную информацию заявителя.

Заявителем может выступать директор (генеральный директор) организации или руководящий орган. При передаче заявления в ИФНС доверенным лицом заявителя, необходимы нотариально заверенные документы, подтверждающие право лица на совершение таких действий.

Листы заявления обязательно нумеруются, а прошиваются и склеиваются только после нотариального заверения. Листы, на которых не указано никаких сведений, распечатывать не нужно.

Обратите внимание!

В графах самого заявлении, в которых не внесена информация, необходимо проставить прочерки. Невыполнение данной формальности приведет к отказу в принятии заявления налоговой службой.

В некоторых случаях ФНС требует предоставить дополнительную документацию:

  • при изменении места нахождения (фактического адреса) организации потребуются копии договоров аренды предыдущего и нынешнего помещения;
  • при реорганизации фирмы, либо при изменении формы управления потребуются передаточный акт, документация по расчету активов, баланс;
  • при изменениях уставного капитала - документация, подтверждающая его 100% оплату.

Срок внесения изменений в учредительные документы

Законодатель в п.5 ст. 5 Закона № 129 - ФЗ обязывает организации сообщать о наступивших изменениях в ИФНС в срок не более 3 дней со дня их наступления. Нарушителей ожидают наказания в виде штрафа до 10000 рублей в соответствии с п. 5 ст. 14.5 КоАП РФ.

Существует и более строгое наказание – ликвидация организации. Она применяется в случае наступления следующих обстоятельств:

  • грубое нарушение организацией положений действующего законодательства;
  • систематическое нарушение организацией правил регистрации;
  • предоставление в регистрационный орган заведомо неправдивых сведений.

Регистрация изменений в учредительные документы осуществляется в срок до 5 дней со дня представления организацией полного пакета документации в ИФНС.

Стоимость внесения изменений в учредительные документы

Общая сумма финансовых затрат организации на внесение изменений в свои учредительные документы складывается из следующих составляющих:

  1. оплата госпошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - 800 рублей (пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  2. оплата нотариальных услуг по заверению учредительных документов (их копий) - 500 рублей (пп. 8 п. 1 ст. 333.24 НК РФ);
  3. оплата услуг юриста (при обращения к нему) - цена договорная.

Стоимость услуг юридической помощи будет оцениваться исходя из объема их предоставления. В такой перечень может входить:

  • консультация по возникшим при внесения изменений в учредительные документы вопросам;
  • подготовка всего пакета документов, включая определение кодов по ОКВЭД;
  • услуги по оплате государственной пошлины;
  • услуги по сдаче документов на регистрацию;
  • помощь в получении зарегистрированных учредительных документов;
  • помощь в получении выписки ЕГРЮЛ;
  • получение кодов ОКВЭД.

Таким образом, общая стоимость включается в себя не только четко урегулированные законом платежи, но и сумму за объем оказываемых юридических услуг. Безусловно, цена на такие услуги разнится в зависимости от места проживания. Так, в Санкт-Петербурге стоимость услуг юриста гораздо выше, чем на периферии. Альтернативой может выступить обращение к онлайн-специалистам, которые окажут квалифицированную правовую поддержку при внесении изменений в учредительные документы.

Образец заявления

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.

Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Комментарий к статье 17 Федерального закона от 8 августа 2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц

1. Комментируемая статья определяет перечни документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган в следующих случаях:
- для государственной ЮЛ;
- для внесения изменений в сведения о ЮЛ, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Здесь хочется обратить внимание на п. 5 ст. 5 комментируемого Закона. Напоминаем, что ЮЛ обязано в трехдневный срок сообщить об изменении всех сведений, перечисленных в п. 1 ст. 5 (т.е. о сведениях, содержащихся в соответствии с комментируемым Законом в ЕГРЮЛ), за исключением сведений, которые в соответствии с п. 4 ст. 5 комментируемого Закона представляются в регистрирующий орган иными органами. При этом в одних случаях требуется вносить изменения в учредительные документы ЮЛ (например, при изменении места нахождения, наименования организации, размера уставного капитала, иных положений устава), а в других достаточно только внести изменения в ЕГРЮЛ (например, при изменении сведений о руководителе организации, о составе участников и т.п.). Важно также знать, что с 1 июля 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ организациям больше не нужно самим вносить изменения в ЕГРЮЛ в том случае, если у руководителей, учредителей (участников) изменились паспортные данные или адрес места жительства. Указанные изменения теперь должны вноситься регистрирующим органом самостоятельно на основании информации, которую налоговым органам сообщает федеральная миграционная служба. Однако на настоящий момент пока не утвержден механизм внесения соответствующих . Поэтому регистрирующие органы рекомендуют организациям самостоятельно подавать документы для внесения указанных сведений в государственный реестр. Но соблюдение трехдневного срока при этом не потребуется.
В п. 1 комментируемой статьи законодатель устанавливает перечень документов, которые подаются в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЮЛ . Проанализируем этот перечень.
Заявление о государственной регистрации документов, вносимых в учредительные документы ЮЛ .
Заявление заполняется по форме Р13001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. Из приложений заявления выбираются и заполняются только те, сведения в которых были изменены. Например, если меняется наименование организации, то ставится галочка в разделе 2.1 заявления и заполняется приложение "А". При заполнении заявления следует руководствоваться рекомендациями, содержащимися в Приказе Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя". Некоммерческими организациями, решение о государственной регистрации которых принимает Министерство юстиции РФ, заявление заполняется по форме РН0003, утвержденной Постановлением Правительствам РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций". При заполнении документов можно руководствоваться рекомендациями, содержащимися в Приказе Росрегистрации от 21 мая 2007 г. N 89 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению форм документов, представляемых в Федеральную регистрационную службу и ее территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций". В Министерство юстиции представляются 2 экземпляра заявления: оригинал и копия.

Решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица .
Необходимо учитывать, что решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица должно быть принято уполномоченным на то органом и в порядке, установленном соответствующим федеральным законом. В противном случае такое решение будет недействительным. Например, в силу ч. 4 ст. 12 ФЗ "Об ООО" изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества.
Ниже приведены примерные образцы решений об изменениях учредительных документов.

N ___
"________________"
об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов
участниками общества и о внесении в учредительные документы
общества изменений, связанных с увеличением размера
уставного капитала общества и увеличением номинальной
стоимости долей участников общества

г. ______________
"___" ________ 20___ г.

Время проведения собрания: _____

Присутствовали участники общества:
______________________
Кворум: 100%

Повестка дня:

1. Об избрании председателя собрания, секретаря собрания.
2. Об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества.
3. О внесении в учредительные документы общества изменений, связанных с увеличением размера уставного капитала общества и увеличением номинальной стоимости долей участников общества.



По второму вопросу: ________________ (Ф.И.О.) сообщил, что в связи с производственной необходимостью "__" ______ 20__ г. обществом было принято решение об увеличении уставного капитала за счет дополнительных вкладов его участников в соответствии со ст. 19 ФЗ "Об ООО" и уставом общества на общую сумму ______________________ рублей. При этом каждый из участников должен был внести вклад в размере _________________________ рублей.
Также было принято решение о том, что вклады необходимо внести денежными средствами в кассу общества в течение ____ дней, т.е. до "___" ______ 20__ г.
Вклады были внесены участниками в срок и в полном объеме по приходным ордерам от "___" ______ 20__ г. в кассу общества. Таким образом, уставный капитал общества увеличен на __________________ рублей и составляет на настоящий момент ___________________ рублей. При этом пропорционально увеличилась номинальная стоимость долей каждого из участников:
а) ________________ (Ф.И.О.) - доля размером ____% от уставного капитала общества, номинальной стоимостью _________________ рублей;
б) ________________ (Ф.И.О.) - доля размером ____% от уставного капитала общества, номинальной стоимостью _________________ рублей;
в) ________________ (Ф.И.О.) - доля размером ____% от уставного капитала общества, номинальной стоимостью _________________ рублей.
Итого: 100% - _______________________ рублей.
Постановили: Утвердить увеличение уставного капитала общества на _________________________ рублей. Уставный капитал общества составляет на настоящий момент __________________ рублей. При этом номинальная стоимость долей каждого из участников составляет:
1) ________________ (Ф.И.О.) - доля размером ____% от уставного капитала общества, номинальной стоимостью _________________ рублей;
2) ________________ (Ф.И.О.) - доля размером ____% от уставного капитала общества, номинальной стоимостью _________________ рублей;
3) ________________ (Ф.И.О.) - доля размером ____% от уставного капитала общества, номинальной стоимостью _________________ рублей.
Итого: 100% - _______________________ рублей
Проголосовали: "за" - единогласно.

По третьему вопросу: __________________ (Ф.И.О.) сообщил о необходимости внесения изменений в учредительные документы общества, связанные с увеличением размера уставного капитала общества и увеличением номинальной стоимости долей участников общества.
Постановили: В связи с изменениями, связанными с увеличением размера уставного капитала общества и увеличением номинальной стоимости долей участников общества, внести изменения в учредительные документы общества и зарегистрировать их в установленном порядке.
Проголосовали: "за" - единогласно.

Председатель собрания: ___________________ /__________________/

Секретарь: ___________________ /___________________/

Решение N ___
единственного акционера закрытого акционерного общества
"____________________"

г. ______________
"___" ________ 20___ г.

Время принятия решения: ____

Я, _____________________ (Ф.И.О.), единственный акционер закрытого акционерного общества "____________________", владеющий ____ акциями закрытого акционерного общества "____________________", номинальной стоимостью ____________ рублей, на общую сумму ____________________________ рублей, что составляет 100% акций общества.

Решил:

1. В связи с получением Предписания ФСФР России (N ________ от "__" ______ 20__ г.) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации привести Устав закрытого акционерного общества "_______________" в соответствие с _______________ и другими положениями ФЗ "Об АО".
2. Утвердить Лист изменений к Уставу закрытого акционерного общества "______________".
3. Зарегистрировать изменения в Устав закрытого акционерного общества "________________" в установленном законом порядке.

Единственный акционер закрытого акционерного общества "_______________" __________/________________/

Изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица или учредительные документы ЮЛ в новой редакции .
Подписывая заявление, заявитель подтверждает, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам ЮЛ данной организационно-правовой формы. Поэтому при подготовке учредительных документов организации в новой редакции или изменений к учредительным документам нужно руководствоваться законами, регулирующими деятельность соответствующего ЮЛ (см. комментарий к ст. 12 Закона). Изменения, вносимые в учредительные документы ЮЛ или учредительные документы в новой редакции, могут быть представлены в регистрирующий орган следующими способами:
- непосредственно на бумажном носителе - в двух экземплярах;
- почтовым отправлением на бумажном носителе - в двух экземплярах;
- в форме электронных документов через сайт ФНС РФ или Единый портал государственных и муниципальных услуг - в одном экземпляре.
При представлении документов на бумажном носителе один экземпляр вместе со свидетельством о государственной регистрации возвращается заявителю после государственной регистрации в соответствии со ст. 18 комментируемого Закона. В том случае, если документы направлялись в регистрирующий орган в форме электронных документов, то после осуществления государственной регистрации регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно со свидетельством, направляет представленные заявителем документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. Если у заявителя возникнет необходимость иметь на руках зарегистрированные документы на бумажном носителе, то он может указать на это в заявке при направлении документов в регистрирующий орган (см. также комментарии к ст. 9, 12 комментируемого Закона).
Из содержания подп. "в" п. 1 комментируемой статьи видно, что изменения, вносимые в учредительные документы ЮЛ, могут быть представлены в следующем виде:
- в виде листа изменений к учредительным документам;
- в виде учредительных документов в новой редакции.
Соответствующая галочка ставится в разделе 3 заявления по форме Р13001 или в разделе 7 заявления по форме РН0003. Здесь хочется также обратить внимание на то, что некоммерческими организациями в Министерство юстиции РФ указанные документы представляются в трех экземплярах (см. также ст. 10, 12 Закона и комментарии к ним).
Ниже приведен примерный образец Листа изменений к учредительным документам ЮЛ.

Утверждено:
решением единственного акционера
закрытого акционерного общества "___________" N ____

от "___" ______ 20__ г.

Лист изменений N __
К уставу
закрытого акционерного общества "_______________"
ОГРН __________________, ИНН____________________

Раздел ____ устава общества дополнить пунктом ____ следующего содержания:
"_________________________".
Пункт ____ устава общества (раздел ____) изложить в редакции:
"_________________________".
Абзац __ пункта ____ устава общества (раздел ___) изложить в редакции:
"_________________________".

Документ об уплате государственной пошлины .
В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ЮЛ, уплачивается государственная пошлина в размере 800 рублей.
2. В п. 2 комментируемой статьи законодатель определяет перечень документов, необходимый для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о ЮЛ, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы ЮЛ . Заявление заполняется по форме Р14001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. Указанная форма заявления заполняется в следующих случаях:
- при изменении сведений о ЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
- в случае принятия решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица;
- при изменении сведений о ЮЛ в случае ошибок, допущенных заявителем в ранее представляемых документах для государственной регистрации.
Таким образом, из приложений заявления выбираются и заполняются только те, сведения в которых меняются.
Пример. Если был переизбран руководитель организации, то ставится галочка в разделе 2.1 заявления и заполняется приложение "Б".
Если заявителем ранее подавались на государственную регистрацию документы, содержащие ошибку в паспортных данных руководителя, то ставится галочка в разделе 2.3 и заполняется приложение "Б".
При заполнении заявления следует руководствоваться рекомендациями, содержащимися в Приказе Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя".
Некоммерческими организациями, решение о государственной регистрации которых принимает Министерство юстиции РФ, заявление заполняется по форме РН0004, утвержденной Постановлением Правительствам РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций". При заполнении документов можно руководствоваться рекомендациями, содержащимися в Приказе Росрегистрации от 21 мая 2007 г. N 89 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению форм документов, представляемых в Федеральную регистрационную службу и ее территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций". В Министерство юстиции представляются 2 экземпляра заявления: оригинал и копия.
Подписи заявителя на заявлении удостоверяются нотариусом (см. комментарий к ст. 9 Закона).
При внесении изменений в сведения о ЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, Закон прямо не требует представления в регистрирующий орган каких-либо еще документов, кроме заявления. Но поскольку, подписывая заявление, заявитель подтверждает, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, и содержащиеся в заявлении сведения достоверны, то некоторыми налоговыми инспекциями и Министерством юстиции РФ рекомендуется представлять с заявлением также решение уполномоченного органа организации, подтверждающее достоверность указанных изменений.
Ниже приведены примерные образцы решений об утверждении изменений, которые в соответствии с п. 2 комментируемой статьи должны быть внесены в ЕГРЮЛ.
Примерный образец решения о выходе участника из общества и приобретении доли вышедшего участника обществом (при этом заполняются приложения В, Г, Л заявления по форме Р14001).

Протокол внеочередного общего собрания участников
общества с ограниченной ответственностью

г. ______________
"___" ________ 20___ г.

Присутствовали участники:
_____________________
Всего: __ участника - все участники общества.
Кворум: 100%

Повестка дня:


2. О выходе участника из общества и приобретении обществом доли вышедшего участника.

По первому вопросу: ___________________ (Ф.И.О.) предложил избрать председателем собрания ___________________ (Ф.И.О.), секретарем собрания ___________________ (Ф.И.О.).
Постановили: избрать председателем собрания ___________________ (Ф.И.О.), секретарем собрания ___________________ (Ф.И.О.).
Проголосовали: "за" - единогласно.

По второму вопросу: ___________________ (Ф.И.О.) сообщил, что "__" _______ года участник общества, ___________________ (Ф.И.О.), владеющий долей в уставном капитале общества в размере ____%, заявил о своем желании выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу в соответствии с уставом общества и ст. 26 ФЗ "Об ООО".
Постановили: участник общества, ___________________ (Ф.И.О.), выходит из общества путем отчуждения своей доли обществу на основании заявления, направленного обществу "___" ________ года, в результате чего его доля в размере ____% уставного капитала общества, номинальной стоимостью _______________________ рубля переходит обществу. ___________________ (Ф.И.О.) теряет все права участника общества с "___" ________ года.
Общество гарантирует выплату ___________________ (Ф.И.О.) стоимости его доли в связи с выходом из общества в соответствии с ФЗ "Об ООО" и уставом общества.
В связи с выходом участника из общества и приобретением доли участника обществом необходимо сообщить об указанных изменениях в регистрирующий орган в установленном законом порядке.
Проголосовали: "за" - единогласно.

Участник, выходящий из общества: _____________ /______________/

Примерный образец решения о распределении доли, принадлежащей обществу, между участниками (при этом заполняются приложения В, Г, Л заявления по форме Р14001).

Протокол внеочередного общего собрания участников
общества с ограниченной ответственностью
"________________________" N __

г. ______________
"___" ________ 20___ г.

Время проведения собрания:_____________

Присутствовали участники:
_____________________

Кворум: 100%

Собрание правомочно принимать решения по вопросам объявленной повестки дня.

Повестка дня:

1. Избрание председателя и секретаря собрания.
2. Распределение доли, принадлежащей обществу, между участниками.
3. Продление полномочий генерального директора общества.

1. По первому вопросу повестки дня выступил ___________________ (Ф.И.О.), который предложил избрать председателем собрания ___________________ (Ф.И.О.), секретарем собрания ___________________ (Ф.И.О.).
Постановили: избрать председателем собрания ___________________ (Ф.И.О.), секретарем собрания ___________________ (Ф.И.О.).
Проголосовали: "за" - единогласно.

2. По второму вопросу повестки дня выступил ___________________ (Ф.И.О.), который сообщил, что в связи с выходом из общества участников ___________________ (Ф.И.О.) (протокол N ___ от "___" _______г., свидетельство N _____________________), ___________________ (Ф.И.О.) (протокол N ___ от "___" _______г., свидетельство N _____________________) и приобретением обществом долей вышедших участников в общем размере ___% от уставного капитала общества, а также согласно п. 2 ст. 24 ФЗ "Об ООО" необходимо распределить долю, перешедшую к обществу, между всеми участниками общества пропорционально их долям.



Постановили: распределить долю, принадлежащую обществу в размере ___% от уставного капитала номинальной стоимостью __________________ рублей, между всеми участниками общества пропорционально их долям.
В результате уставный капитал общества будет распределен между участниками следующим образом:
а) ___________________ (Ф.И.О.): доля размером ___% номинальной стоимостью __________________ рублей;
б) ___________________ (Ф.И.О.): доля размером ___% номинальной стоимостью __________________ рублей.
Итого: 100% уставного капитала, размером ________________ рублей.
Проголосовали: "за" - единогласно.

3. По третьему вопросу повестки дня выступил ___________________ (Ф.И.О.), который предложил подтвердить и продлить полномочия генерального директора общества ___________________ (Ф.И.О.)сроком на 5 лет.
Постановили: подтвердить и продлить полномочия генерального директора общества ___________________ (Ф.И.О.) сроком на 5 лет.
Проголосовали: "за" - единогласно.

Председатель собрания: _____________ /______________/

Секретарь: _____________ /______________/

Директор общества: _____________ /______________/

Внесение изменений о ЮЛ, не связанных с изменениями учредительных документов, в ЕГРЮЛ государственной пошлиной не облагается .
Хочется обратить особое внимание на то, что иногда в регистрирующий орган подаются одновременно документы, перечисленные как в п. 1 комментируемой статьи, так и в п. 2. То есть, в подобных случаях заполняются два вида заявлений, оплачивается государственная пошлина в размере 800 рублей, утверждаются изменения в учредительные документы юридического лица (лист изменений). При этом решение о внесении соответствующих изменений в учредительные документы и в ЕГРЮЛ могут быть оформлены в одном документе.
Ниже приведены примерные образцы подобных решений.

Примерный образец решения о приведении устава ООО в соответствие с ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ (форма Р13001) и об изменении паспортных данных директора (форма Р14001).

Протокол внеочередного общего собрания участников
общества с ограниченной ответственностью
"________________" N ___

г. ______________
"___" ________ 20___ г.

Присутствовали участники:
___________________
Всего: ___ участника - все участники общества.
Кворум: 100%

Собрание правомочно принимать решения по вопросам объявленной повестки дня.

Повестка дня:

1. Избрание председателя собрания и секретаря собрания.
2. О приведении устава общества в соответствие с ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ и другими федеральными законами.
3. О внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении паспортных данных директора общества.

По первому вопросу: ___________________ (Ф.И.О.) предложил избрать председателем собрания ___________________ (Ф.И.О.), секретарем собрания ___________________ (Ф.И.О.).
Постановили: избрать председателем собрания ___________________ (Ф.И.О.), секретарем собрания ___________________ (Ф.И.О.).
Проголосовали: "за" - единогласно.

По второму вопросу: ___________________ (Ф.И.О.) сообщил, что необходимо привести устав общества в соответствие с ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ и другими федеральными законами.
Постановили:
- привести устав общества в соответствие с ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ и другими федеральными законами;
- утвердить устав общества в новой редакции;
- зарегистрировать новый устав общества в установленном законом порядке.
Проголосовали: "за" - единогласно.

По третьему вопросу: ___________________ (Ф.И.О.) сообщил, что у директора общества ___________________ (Ф.И.О.) были изменены паспортные данные. Поэтому необходимо в установленном законом порядке внести в ЕГРЮЛ сведения об изменении паспортных данных.
Постановили: в установленном законом порядке внести в ЕГРЮЛ сведения об изменении паспортных данных директора общества ___________________ (Ф.И.О.).
Проголосовали: "за" - единогласно.

Председатель собрания: _____________ /______________/

Секретарь: _____________ /______________/

Директор общества: _____________ /______________/

Примерный образец решения об изменении местонахождения общества и сведений о видах экономической деятельности (форма Р13001), а также об изменении паспортных данных директора общества (форма Р14001).

Протокол внеочередного общего собрания участников
общества с ограниченной ответственностью
"________________" N ___

г. ______________
"___" ________ 20___ г.

Время проведения собрания: ____

Присутствовали участники:
___________________
Всего: ___ участника - все участники общества.
Кворум: 100%

Собрание правомочно принимать решения по вопросам объявленной повестки дня.

Повестка дня:

1. Об изменении местонахождения общества.
2. Об изменении сведений о директоре общества.
3. Об изменении сведений о видах экономической деятельности общества.

Постановили:

1) изменить место нахождения общества на: _________________________;
2) в связи с изменением паспортных данных директора общества внести новые сведения в ЕГРЮЛ;
3) утвердить новые виды экономической деятельности организации, а именно:
_______________________.

Председатель собрания: _____________ /______________/

Секретарь: _____________ /______________/

Директор общества: _____________ /______________/

Особый порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале, предусмотрен комментируемой статьей в отношении обществ с ограниченной ответственностью. В этом случае в регистрирующий орган представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли (договоры купли-продажи (дарения) доли, заявление участников об отказе от использования преимущественного права покупки доли в уставном капитале, оферта о продаже доли и т.п.). В соответствии со ст. 21 ныне действующей редакции ФЗ "Об ООО" доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю:
- с момента нотариального удостоверения сделки , направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества;
- в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов.
После нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня такого удостоверения совершает нотариальное действие по передаче в регистрирующий орган заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли (форма Р14001). Если по условиям сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, такие доля или часть доли переходят к приобретателю с установлением одновременно залога или иных обременений, в заявлении о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, отчуждающим долю или часть доли, указываются такие обременения. Указанное заявление может быть направлено по почте с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, представлено непосредственно в регистрирующий орган, а также направлено с использованием факсимильной связи и иных технических средств. При этом соглашением сторон сделки, направленной на отчуждение доли в уставном капитале общества и составленной в письменной форме, может быть определен способ передачи указанного заявления с учетом вышеперечисленных требований.
Кроме того, в срок не позднее чем в течение трех дней с момента нотариального удостоверения сделки нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, совершает нотариальное действие по передаче обществу, отчуждение доли или части доли в уставном капитале которого осуществляется, копии указанного выше заявления. По соглашению лиц, совершающих сделку, общество может быть уведомлено об этом одним из указанных лиц, совершающих сделку. В таком случае нотариус не несет ответственность за неуведомление общества о совершенной сделке.
Следует также учитывать, что в течение трех дней с момента получения согласия участников общества, предусмотренного п. 8, 9 ст. 21 ФЗ "Об ООО", общество и регистрирующий орган должны быть извещены о переходе доли или части доли в уставном капитале общества путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, которое подписывается:
- правопреемником реорганизованного ЮЛ - участника общества;
- участником ликвидированного ЮЛ - участника общества;
- собственником имущества ликвидированного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия - участника общества;
- наследником или до принятия наследства исполнителем завещания;
- нотариусом.
К заявлению прикладывается документ, подтверждающий основание для перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства или передачи доли или части доли в уставном капитале общества, принадлежавших ликвидированному ЮЛ, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.
Рассмотрим случай из судебной практики. Суд удовлетворил требование заявителя о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации общества в связи с несоблюдением порядка отчуждения доли в уставном капитале общества. Требование было удовлетворено, поскольку, по мнению суда, заявителем в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие соблюдение преимущественного права покупки доли участников общества:
- оферта, направленная в адрес участников общества о намерении продать часть доли в уставном капитале третьему лицу;
- заявления участников общества об отказе от использования преимущественного права покупки доли в уставном капитале общества;
- заявление общества об отказе от использования преимущественного права покупки доли в уставном капитале общества;
- протокол внеочередного общего собрания участников общества.
(См. Постановление ФАС Московского округа от 11 августа 2011 г. N КГ-А40/6813-11.)
3. Как упоминалось в комментарии к ст. 14 Закона, при реорганизации ЮЛ в форме присоединения государственной регистрации подлежит не ЮЛ, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Поэтому в регистрирующий орган по месту нахождения ЮЛ, к которому осуществляется присоединение, присоединяемым ЮЛ подаются:
- заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного ЮЛ по форме Р16003 (для некоммерческих организаций, решение о государственной регистрации которых принимает Министерство юстиции РФ, по форме РН0009, утвержденной Постановлением Правительствам РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций");
- передаточный акт;
- договор о присоединении;
- справка из Пенсионного Фонда РФ;
- копии публикаций в "Вестнике государственной регистрации" и копии документов, подтверждающие соблюдение порядка письменного уведомления кредиторов.
При этом лицо, к которому осуществлялось присоединение, подает в регистрирующий орган следующие документы:
- заявление о государственной регистрации изменений по форме Р13001 (для некоммерческих организаций, решение о государственной регистрации которых принимает Министерство юстиции РФ, по форме РН0003, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций");
- учредительные документы ЮЛ в новой редакции или лист изменений к ним;
- решение о внесении изменений в учредительные документы ЮЛ;
- квитанция об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей.
4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает особый порядок внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что ЮЛ, являющееся акционерным обществом, находится в процессе уменьшения уставного капитала. В этом случае в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- заявление по форме Р14002, содержащееся в письме ФНС РФ от 21 мая 2010 г. N МН-37-6/2212 "По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества";
- решение об уменьшении уставного капитала такого ЮЛ.
Указанные документы представляются в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после даты принятия решения об уменьшении уставного капитала юридического лица, являющегося акционерным обществом.
Хотим обратить внимание, что с 1 января 2012 года в регистрирующий орган больше не требуется подавать сведения о стоимости чистых активов акционерного общества для внесения в ЕГРЮЛ на основании указанного выше заявления (по этому вопросу см. также комментарий к ст. 7.1 Закона).

Перейти к оглавлению:

Процедура внесения изменений в учредительные документы (устав) юридического лица

Гражданский кодекс РФ в статье 52 предусматривает, что юридическое лицо действует на основании:

  • устава;
  • учредительного договора и устава;
  • учредительного договора.

В подавляющем большинстве случае учредительным документом юридического лица выступает его устав (например, ООО, ОДО, ОАО, ЗАО и т.д.) Устав организации является ее основным документом и содержит все основные сведения о такой организации. Так согласно пункту 2 статьи 52 Гражданского кодекса РФ учредительные документы (устав) юридического лица должны содержать следующие сведения:

Наименование юридического лица;

Порядок управления деятельностью юридического лица, то есть его органы управления и их компетенция;

Иные сведения, предусмотренные законодательством для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Однако практически каждое юридическое лицо в своей деятельности сталкивается с вопросами, требующими внесения соответствующих изменений в его учредительные документы (устав). Внесение изменений в учредительные документы (устав) юридического лица может быть вызвано различными причинами, основными из которых, как правило, являются следующие:

Изменение места нахождения (юридического адреса) организации;

Смена наименования юридического лица;

Изменение структуры органов управления общества (например, введение в структуру органов управления коллегиального исполнительного органа ОАО);

Изменение видов экономической деятельности, осуществляемых юридическим лицом;

Увеличение или уменьшение уставного капитала;

Иные изменения.

Для того чтобы соответствующие изменения приобрели юридическую силу, юридическое лицо обязано внести их в свои учредительные документы (устав) путем их регистрации в налоговой инспекции, в которой зарегистрировано соответствующее юридическое лицо.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (устав) юридического лица, а также перечень документов, представляемых в налоговый орган определяется ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Указанный закон устанавливает, что в юридическое лицо обязано представить в налоговый орган следующие документы:

1) Заявление о государственной регистрации изменений по форме Р13001. Такое заявление должно быть подписано генеральным директором юридического лица, а его подпись подлежит нотариальному заверению. При этом, исходя из практики, в целях свидетельствования подписи на заявлении нотариусы требуют представления следующих документов:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельства о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (устав) юридического лица (если такие изменения вносились);
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • протокол общего собрания участников (акционеров) или решение единственного участника (акционера) о внесении соответствующих изменений;
  • приказ о назначении на должность генерального директора юридического лица;
  • выписка из ЕГРЮЛ.

В заявлении подтверждается соответствие изменений, вносимых в учредительные документы, требованиям действующего законодательства РФ, их достоверность, а также соблюдение порядка принятия решения об их внесении в учредительные документы (устав) юридического лица.

2) Протокол общего собрания участников (акционеров) или решение единственного участника о внесении соответствующих изменений в учредительные документы (устав) юридического лица.

3) Устав юридического лица.

Действующее законодательство допускает представление в налоговый орган как новой редакции устава, так и текста изменений, вносимых в устав юридического лица.

4) Документ (квитанция) об оплате государственной пошлины.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина за внесение изменений в учредительные документы (устав) юридического лица составляет 800 рублей.

Все вышеуказанные документы юридическое лицо представляет в налоговый орган по месту своего нахождения, то есть в ту ИФНС, в которой юридическое лицо было зарегистрировано. Действующее законодательство устанавливает следующие возможные способы направления документов в налоговый орган для регистрации изменений:

  • Почтовое отправление с объявленной ценностью и описью о вложении;
  • Непосредственное представление указанных документов;
  • Направление документов в электронной форме.

Налоговый орган при наличии всех необходимых для регистрации документов обязан провести ее в течение 5 рабочих дней с момента представления ему таких документов. В некоторых случаях, установленных непосредственно законом, регистрация изменений в учредительных документах юридического лица осуществляется в уведомительном порядке, то есть путем направления в налоговый орган уведомления (по форме Р13002). К таким случаям в частности относятся изменение сведений о филиале или представительстве общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. Для третьих лиц данные изменения в учредительных документах приобретают силу с момента уведомления налоговой инспекции.

После регистрации соответствующих изменений в учредительных документах (уставе) юридического лица последнему выдается свидетельство о государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица. Кроме того, соответствующие изменения вносятся налоговым органом также в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Именно с момента государственной регистрации налоговым органом изменений в учредительные документы (устав) юридического лица, за исключением случаев изменения сведений о филиале или представительстве, такие изменения приобретают юридическую силу для любых третьих лиц, в частности для контрагентов юридического лица, государственных и муниципальных органов.


Ежедневно наша жизнь в чем-то меняется. Не является исключением и предпринимательская деятельность вне зависимости от формы ее ведения. Даже самый стабильный бизнес иногда терпит каких-то формаций. Как известно, деятельность в хозяйственной сфере – область, которая полностью подчиняется закону, а в тех моментах, где она не предусмотрена законодательными нормами – не может перечить общепринятым правилам.

В большей мере мы привыкли говорить о взаимодействии предпринимателей с государственными органами в процессе регистрации или ликвидации деятельности. Но, кроме этого существует довольно много моментов, которые требуют обращения в налоговые органы. В первую очередь это касается тех ситуаций, когда индивидуальному предпринимателю или организации необходимо внести изменения о своей деятельности. Это случается довольно часто, поскольку изменение видов услуг и работ, перемещение офиса по другому адресу, добавление новых участников или выход из учредительства старых требуют соответственного закрепления в документах предпринимательства. Именно о процедуре внесения изменений и вопросу способов их регистрации посвящена эта статья.

Изменения в учредительные документы

Прежде всего, нужно определиться, что же именно являет собою такой процесс. Как правило, процедура внесения изменений в документы учредительного характера проявляется в трех формах:

  • добавление новой информации, что характеризует деятельность организации или индивидуального предпринимательства на определенном этапе ведения бизнеса и не имела места раньше;
  • исключение информации, ранее закрепленной в учредительных документах в связи с несоответствием таких данных реалиям бизнеса лица;
  • замена старых данных, которые со временем изменились на новые, что соответствуют действительности.

Как свидетельствует практика, чаще всего в нашем государстве изменения проводятся по отношению к:

  • наименованию организации;
  • организационно – правовой форме предприятия;
  • количеству учредителей и их части в капитале;
  • адресу места нахождения предприятия.

Как правило, необходимость внесения изменений вытекает из самого процесса ведения бизнеса. Довольно часто приходится перенаправлять деятельность организации в другое русло, менять руководителей, переезжать в другое помещение. Каждое из таких действий требует специального закрепления, а именно – внесения изменений в учредительные документы. Такой процесс непосредственно регулируется законом и не может проходить в довольной форме. Исключительно путем предоставления предусмотренной Законом информации для органов налоговой службы можно поменять данные в документах учредительного характера.

Форма изменения в учредительные документы

Поскольку данный процесс определяется государством, то он имеет специальную форму. В данном случае, все изменения должны быть внесены в учредительные документы и специальным образом предоставлены налоговому отделению по месту регистрации предпринимательской деятельности.

После того, как налоговый орган проверит правильность документации, поданной для проведения изменений – вносится новая информация в государственные базы данных. Только после этого, по истечению определенного срока для лица предоставляются специальные документы, которые подтверждают факт внесения изменений об организации.

Такие бумаги в обязательном порядке имеют отметки налоговой службы, что подтверждают процесс изменения данных. То есть, одного лишь решения организации о необходимости изменений и внесения информации в учредительные документы будет мало. Иметь юридическую силу такие действия будут исключительно после того, как налоговая служба проведет все необходимые процедуры, предусмотренные законодательством.

Регистрация изменений в учредительных документах

Как говорилось выше, внесение изменений имеет свой порядок. Прежде всего, каждое юридическое лицо, которое хочет провести такие действия обязано собрать специальную документацию и предоставить ее в налоговую службу по месту регистрации деятельности:

  • заявление специального образца для внесения изменений в документацию учредительного типа;
  • решение учредителей о том, что организации необходимо придать юридической силы изменениям;
  • учредительные документы с внесенными изменениями для заверения налоговым органом;
  • документ, подтверждающий оплату налогообложения за осуществление органом налоговой службы действий по внесению изменений в документацию, которая имеет учредительный характер.

Теперь рассмотрим каждый документ отдельно. Заявление для изменений имеет предусмотренный государством образец:

Главной особенностью такого документа является то, что титульный лист заполняется всеми лицами, а последующие пункты – в зависимости от того, какие изменения необходимо внести в государственный реестр.

При заполнении заявления не забывайте об основных правилах. Они не отличаются от тех, которые предусмотрены для регистрационного заявления. То есть, заполняем документ печатным шрифтом и заглавными буквами, используем чернила черного цвета и пишем каждую букву и цифру в отдельных клеточках. Ни в коем случае нельзя выходить за границы, предложенные в бланке. Кроме того, специалисты рекомендуют всю информацию переписывать с оригиналов документов. Например, наименование и коды организации лучше всего списывать со Свидетельства регистрации юридического лица, предоставленного налоговым органом. В таком случае вы обеспечите себя от ошибок и последующего отказа во внесении изменений из-за неправильной информации, предоставленной в заявлении.

Решение учредителей о том, что организации необходимо зарегистрировать изменение – еще один обязательный для подачи документ. Он представляет собой результат собрания всех учредителей. В таком решении обязательно должны бить указаны:

  • дата проведения сборов учредителей;
  • имена каждого учредителя и его личные данные;
  • общее решение о внесении изменений как результат такого собрания;
  • непосредственно сами изменения;
  • подписи всех учредителей и печать организации.

Третьим обязательным документом являются новые образцы учредительных документов. Правила по составлению такого документа точно такие же, как и при создании первоначального варианта. Если говорить о том, в какой именно документ необходимо вносить такие изменения, то тут речь пойдет об Уставе, поскольку именно он вмещает в себе все данные, что требуют изменений.

Для внесений изменений необходимо два устава – точно так же, как и при регистрации. Не две копии, а два оригинала с одинаковой юридической силой. По содержанию в большинстве случаев устав имеет такие разделы:

  • общие положения;
  • правовой статус предприятия;
  • учредительская деятельность;
  • собрания учредителей;
  • должностные лица, назначенные на руководящие должности;
  • финансовая деятельность;
  • должность ревизора;
  • хранение документации организации;
  • процедура ликвидации и реорганизации организации;
  • иные положения.

Изменения вносятся в каждый раздел в зависимости от того, какие данные необходимо поменять. Например, если главный офис организации переехал, что адрес меняют непосредственно в первом разделе «Общие положения»; если решено поменять организационную форму компании – «Правовой статус предприятия»; произошла замена учредителей – «Учредительская деятельность» и т.д.

Изменение учредительных документов юридического лица – процедура платная. На сегодняшний день необходимо оплатить налог в размере 800 рублей за то, чтобы налоговая служба внесла новую информацию о предприятии в государственный реестр. Оплата осуществляется до того, как будут подаваться документы в налоговое отделение.

Заплатить налогообложение лицо может в любом банковском отделении. Для этого необходимо иметь реквизиты налогового отделения, в которое будут предоставляться документы. Узнать их можно как в самом налоговом органе, так и на сайте в сети Интернет. Официальный сайт Налоговой службы РФ создал специальный сервис, где каждое лицо имеет возможность составить свою персональную квитанцию . Кроме того, очень важно, чтобы оплата осуществлялась на имя именно того лица, которое будет подавать бумаги на изменения. Квитанция прикрепляется к заявлению государственного образца.

На сегодняшний день оплата налогообложения за внесение изменений может проходить вне банковского отделения. Довольно много предпринимателей предпочитает электронную форму оплаты пошлины. В таком случае подача квитанции не осуществляется. Лицу, которое подает пакет документов необходимо предупредить налогового инспектора о том, в какой способ осуществлялось налогообложение. Тот в свою очередь при помощи ресурсов проверяет наличие налогообложения.

Изменение информации об индивидуальном предпринимателе

Если говорить о самом процессе внесения изменений, то он имеет определенную специфику по отношению к индивидуальным предпринимателям. Чаще всего такие лица вынуждены обращаться к налоговым органам из-за изменения:

  • данных в документе, подтверждающем личность лица;
  • адреса проживания;
  • видов услуг и работ, которые оказывает предприниматель.

Поскольку ИП не имеют учредительных документов, то соответственно все изменения касаются непосредственно в самого государственного реестра. В таком случае, каждому ИП нужно предоставить соответствующий набор документов: специальное заявление; непосредственно сами изменения; копии бумаг, которые подтверждают изменения такого рода. Этот пакет документации нужно предоставить налоговому органу по месту регистрации предпринимательской деятельности не позднее трех дневного срока после происшествия изменений по факту.

Варианты подачи и последующий процесс внесения изменений налоговым органом такие же, как и для юридических лиц.

Способы подачи документов для внесения изменений

На сегодняшний день, налоговой службой предусмотрено два варианта предоставления документов такого рода:

  • самостоятельно;
  • удаленно;

Первый вариант представляет собою личную подачу документации в налоговую инспекцию. Для этого лицу, которое осуществляет такие действия необходимо иметь при себе доверенность от организации, интересы которой он представляет. При этом, такой документ в обязательном порядке должен быть нотариально заверен, поскольку одной лишь печати организации в таком случае будет недостаточно. Подача осуществляется на основе доверенности и оригинала документа, подтверждающего личность. После того, как налоговый инспектор проверит правильность всех документов, он выдает расписку о принятии всего пакета документации с описью полученного.

Второй способ имеет два варианта, выбрать которые может каждый субъект экономической деятельности. Первый – почтовое отправление. Для того, чтобы предоставить необходимые документы в налоговую службу по месту регистрации, лицо имеет право использовать почтовые услуги. В таком случае, вся документация отправляется заказным письмом с обязательной описью вложенного в конверт. Второй вариант – использование электронного сервиса. Для того, чтобы ознакомится с принципами работы такого сервиса, а также способами и условиями предоставления информации электронным путем перейдите на официальный сайт налоговой службы .

Внесение изменений происходит на протяжении 5 рабочих дней с момента подачи документов. При этом, если вы предоставляли пакет документации почтой, то отсчет начнется не с того дня, когда вы отправили письмо, а в тот день, когда налоговое отделение получило такое отправление. По истечению данного срока для организации предоставляются:

  • выписка из единой регистрационной базы всех организаций РФ;
  • заверенный налоговым органом Устав организации.

Особенности при изменениях в документации учредительного характера

Изменения в учредительных документах ООО могут предоставляться в налоговое отделение без доверенности, если такие действия осуществляются генеральным директором или другим лицом, которое имеет руководящую должность. Кроме того, в Уставе организации может быть предусмотрен ряд лиц, которые имеют право действовать без доверенности. Но, не зависимо от того, предоставляет лицо документацию на основе доверенности, или без нее – подпись на заявлении о внесении изменений государственного образца обязательно должна быть заверена нотариусом. Такое правило касается не только ООО, но и других организационно – правовых форм юридических лиц.

Для того, чтобы предоставлять информацию налоговому органу электронным способом, обязательно лицо должно иметь электронную подпись. В данном случае, чтобы получить такой способ заверения документов, необходимо обратится в специализированные компании, которые имеют лицензии на предоставление услуг данного рода.

Изменение адреса в учредительных документах

Самым распространенным изменением смена адреса места нахождения компании в документации учредительного характера. Как правило, информация такого рода отмечается в первом разделе Устава, что имеет название «Общие положения». Для того, чтобы поменять данную информацию юридическое лицо создает новый уставной документ.

Менять весь Устав необходимости нет. Такие действия имеют место только в том случае, когда кроме адреса изменений требуют и другие данные. В нашем случае старое место нахождения просто меняется на новое. Два варианта такого документа вместе с квитанцией и решением учредителей предоставляются налоговому органу по старому месту регистрации.

Стоит заметить, что организации имеют право обозначать адрес как местонахождение компании исключительно в том случае, если оно принадлежит им на праве собственности либо используется по договору аренды.

Для того, чтобы ознакомится с результатом внесения изменений в данные по поводу адреса компании, предлагаем вам ознакомиться с двумя документами: первый – устав до внесения таких изменений, а второй – после того, как изменился адрес.

  1. Устав ООО
  2. Изменения в учредительные документы образец:

В таком случае мы видим, что все изменения касаются исключительно даты составления данного Устава и смене информации о месте регистрации организации.