Составление плана беседы о музыкальных инструментах. Беседы о музыке как виде искусства, откуда появилась музыка

Музыкальная беседа для школьников «Инструмент с человеческой душой»

Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с необыкновенным музыкальным инструментом - виолончелью. Послушайте, как звучит этот инструмент.

Дети слушают фрагменты произведения Ж. Массне «Элегия». После прослушивания дети обмениваются впечатлением о характере звучания и тембре инструмента.

Музыкальный руководитель: У виолончели звук низкий, густой, певучий, он очень похож на голос человека. В этом секрет особой выразительности этого инструмента.
Родина виолончели - Италия. У современной виолончели богатая история, целое семейство виол - это ее старинные родственники. Некоторые предки виолончели были мало похожи друг на друга.

Педагог показывает иллюстрации с изображением старинных инструментов: виола да гамба («ножная» - ока ставилась вертикально, как виолончель), виола да Браччо («ручная» - она держалась левой рукой, как скрипка).

Музыкальный руководитель: 500 лет назад богатые итальянские семьи имели несколько виол, которые звучали в домашних оркестрах. Такие наборы назывались сундуками или консортами.

Виолы были меньше современной виолончели, и звук их - тише и более глухой. Струнами виол служили высушенные и натянутые на инструмент бычьи жилы. Лишь 300 лет назад виолы уступили место виолончели.

Старинные мастера десятилетиями искали и готовили материал, чтобы создать инструмент с певучим и ярким звуком.

Посмотрите, какая затейливая форма у виолончели (педагог демонстрирует изображение инструмента или сам инструмент) . Изогнутость линий виолончели связана с характером звука, который она издает. Голос струны отражается внутри корпуса инструмента и разливается в разные стороны - получается как бы многоголосое эхо, поэтому звук виолончели очень выразительный. Давайте послушаем музыкальное произведение, которое исполняется на этом инструменте.

Звучат фрагменты пьесы К. Сен-Санса «Лебедь» и сонаты Ф. Шуберта «Арпеджионе».

Музыкальный руководитель: Играют на виолончели сидя, оперев ее о пол специальным шпилем, а звук извлекают с помощью смычка. Но каждый инструмент, созданный мастером, имел свой голос, свои особенности. Существовали даже секреты старинных итальянских мастеров (Николо Амати, Дж. Гварнери). И ни один из инструментов, созданных великим мастерами, не похож друг на друга.

Дети слушают фрагменты произведений: Ф. Госсека «Гавот», Л. Боккерини «Менуэт». По завершении педагог вместе с детьми сравнивает рисунки инструментов и отмечает, что все они не похожи друг на друга, так же как и у старинных итальянских мастеров. Педагог предлагает дома прослушать с родителями пьесу, которая бы исполнялась на виолончели выдающимися виолончелистами.

Беседа для учащихся младших классов
« Знакомство с музыкальными инструментами ».

Что с музыкой сравнится по звучанию?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчание?

Сравнения найти не в силах я.

Но всякий раз, когда в душе смятение –

Любовь иль грусть, веселье иль печаль –

В любом, природой данном настроении

Вдруг начинает музыка звучать

В душе; звучит на струнах подсознания,

Гремит в литавры и в цимбалы бьет,

Передавая радость иль страданье,

Сама душа, казалось бы поет!

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня вы пришли в гости к учащимся детской школы искусств. Они такие же как и вы, но отличаются тем, что каждый из них в стенах нашей школы обучается игре на каком-либо музыкальном инструменте. Мы с вами познакомимся с различными музыкальными инструментами, послушаем как они звучат и услышим как играют на них наши ребята.

Фортепиано (или пианино) - это струнно-клавишный инструмент, получивший важное значение в музыкальной практике благодаря огромному звуковому диапазону и универсальным техническим возможностям. Изобретение фортепиано относится к началу 18 века и связано с именем итальянского мастера Бартоломео Кристофори. Заимствовав ряд особенностей клавесина и клавикорда (это предшественники фортепиано), он применил новый способ звукоизвлечения. При нажатии клавиши, специальная механика приводит в действие молоточек, который ударяет по струне. В момент опускания клавиши, особые глушители - демпферы - прекращают звучание струны. В зависимости от силы удара получается звук большей или меньшей громкости, т. е. на фортепиано можно было играть и громко, и тихо (forte и piano), отсюда и название инструмента. У фортепиано есть родственный инструмент - большой красивый важный рояль, который стоит на трех изящных ножках. Рояль «живет» в концертном зале и исполняют на нем только концертные произведения. Клавиатуры фортепиано и рояля одинаковые, но звучит рояль более насыщенно и ярко. Для полного и красивого звука открывают специальную крышку. А теперь, ребята, послушаем как звучит этот замечательный инструмент. В исполнении учащихся детской школы искусств звучат произведения для фортепиано:

И. Бургмюллер « Изящный цветок »

П. Чайковский « Баба Яга » из « Детского альбома »

М. Мордасов « Давным-давно »

А теперь мы поговорим о русских народных инструментах.

Домра. Многие из вас, ребята, наверно видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутым на них тремя - четырьмя струнами.

Домра входит в состав оркестра русских народных инструментов. А сто лет назад никто не знал как выглядит домра. Ни одного инструменте не существовало в России, и даже рисунков, изображающих этот инструмент не сохранилось: в 17 веке ее казнили, как преступницу.

В средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актеров-скоморохов. Скоморохи ходили по селам, по городам, устраивали веселые представления. Но они не только веселили народ, они высмеивали пороки и часто затрагивали сильных мира сего, позволяли себе шутки, не всегда безобидные и над христианской религией. Это вызывало гнев властей, как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. И она исчезла.

Лишь в самом конце 19 века руководитель первого оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев, интересовавшийся не только балалайкой, но и другими русскими народными инструментами, нашел изображение домры и по нему восстановил инструмент, а потом создал и целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек. Звучат концертные номера на домре в исполнении учащихся и преподавателей школы:

Э. Колмановский « Алеша »

Н. Олейников "Маленькое рондо"

Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В 18 и 19 веках она была самым распространенным музыкальным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни, про складывали сказки. Балалайка - струнный щипковый инструмент. У нее деревянный, треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Звук извлекается щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Немногим более ста лет назад на балалайку обратил внимание любитель музыки и театра Василий Васильевич Андреев. Он задумал дать простонародному « мужицкому инструменту » новую жизнь. По его указанию инструментальные мастера произвели изменения в ее конструкции. Андреев не только ввел балалайку в состав русского народного оркестра, но и выступал с сольными оркестрами.

Теперь русская балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают для нее свои произведения. Игре на балалайке учат в музыкальных школах, колледжах и консерваториях. (Звучат концертные номера на балалайке).

Еще один русский народный инструмент - баян - этоклавишно-духовой инструмент, получивший массовую популярность в России в 90-х годах 19 века. В настоящее время получил распространение так называемый готово-выборный баян, сочетающий в левой части наряду с готовыми басами и аккордами, выборную клавиатуру, переход на которую осуществляется при помощи переключателя.

"Только взял боец трехрядку,

Сразу видно - гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы вверх и вниз.

Позабытый, деревенский

Вдруг завел глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой."

Это "Василий Теркин" Твардовского. А сколько еще стихов, да еще и песен, и шуточных, и лирических, посвящено гармошке. Без этого инструмента и его родственных - баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в клубе, ни свадьбы...

Аккордеон тоже клавишный духовой инструмент. Подобно баяну, также обладает богатыми тембровыми и динамическими возможностями. Правая фортепианная клавиатура - характерный признак аккордеона. В отличие от баяна, тембр аккордеона более густой, распевный. И баян, и аккордеон используют как сольный и как аккомпанирующий инструмент, их включают в состав различных ансамблей. А теперь, ребята, послушайте игру наших юных музыкантов на баяне и аккордеоне. Звучат концертные номера в исполнении учащихся:

А. Тихончук "Полька" (аккордеон)

Я. Френкель "Вальс-расставание" из к/ф-ма "Женщины" (баян)

Еще один красивый, и очень популярный в наше время музыкальный инструмент - это гитара . История гитары восходит к глубокой древности. Этот инструмент появился около 4-х тысячелетий назад. Родина гитары неизвестна. Предками гитары считаются и египетская кифара, и древнегреческая китара (китарра), и дошедшая до нас лютня. До 16 века гитара была трех- и четырехструнной, играли на ней пальцами и плектром (костяной и черепаховой пластинкой). В 16 веке, уже в Испании, появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой. Из всех европейских стран наибольшее распространение гитара получила именно в Испании, где она и стала подлинно народным инструментом. Во второй половине 17 века появляется шестиструнная гитара, опять же в Испании.

Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. Музыкальные возможности гитары оказались настолько велики, что она становится одним из самых любимых инструментов. Всему миру известны имена испанских и итальянских композиторов и гитаристов-виртуозов Ф. Сора, Д. Агуадо, Ф. Карулли, М. Джулиани, М. Каркасси, а также русских - Соколовского, Макарова. И сейчас мы с вами послушаем в исполнении учащихся и их педагога очень необычный ансамбль - будут звучать две домры и гитара, и гитара в данном ансамбле исполняет не сольную партию, а будет играть партию аккомпанемента. (Звучит украинская нар. песня «Королек»).

А теперь, дорогие ребята, давайте вместе проверим как вы усвоили наш «урок». Я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь узнать о каком музыкальном инструменте идет речь.

У какого инструмента есть и струны и педаль?

Что же это? Несомненно, это звонкий наш … (рояль).

Струн дано мне очень мало, но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень и услышишь: длень, длень, длень!

Ну-ка! Кто я, отгадай-ка! Озорная... (балалайка).

Он по виду - брат баяну, где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану, всем знаком... (аккордеон).

Она как забытая царица, что жила когда-то на Руси.

Балалайки старшая сестрица, звуком ладным в голубой выси,

Разносила на потеху миру в скоморошьих озорных руках

Складных песен звонкую сатиру

В старых сказках, баснях и стихах. (Домра).

У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет - если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем

Звенит струна, поет она, и песня всем ее слышна.

Он никогда не станет старым, тот инструмент зовем...(гитарой).

Список литературы:

1. Ю Булучевский, В. Фомин «Краткий музыкальный словарь», Санкт- Петербург - Москва «Музыка», 1998 год.

2. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах», Москва «Терра», 1996 год.

Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.


струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой) не станет старым.

Тот инструмент зовем...
(Гитарой)

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он Литературав и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
пляшет, и У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
поет -

Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)

Звенит струна, поет она,
И песня струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой)

Не кошено, не ро ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой)

Не кошено, не,

¾ Мы сегодня говорили о том, что музыка – это искусство звуков, неудивительно, что основными жителями в стране Музыки являются музыкальные инструменты, которых существует огромное количество. Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от других? Откройте учебник на странице 10. (Музыкальные инструменты отличаются формой, разными способами извлечения звука, а самое главное – окраской звука (тембром).)

¾ За что же мы любим музыку?

¾ Ответы учащихся.

IV. Итог урока.

¾ Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество.

Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не то же творчество рождает шедевры литературы, изобразительного искусства, например: Парфенон, «Мона Лиза», «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Посмотрите внимательно на репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд действительно не оставляет равнодушным ни одного человека на протяжении многих столетий.

Первоистоки всех искусств едины. Едины и их образы, сюжеты, темы. В любом произведении искусства мы чувствуем жизнь, видим её с разных сторон.

Никакая наука не способна вызвать в человеке такого эмоционального отклика, ничто так полно и ярко не может выразить человеческие переживания, как искусство, которое открывает нам жизнь через слово, изображение, мелодию.

Прочитайте слова из последнего абзаца на странице 11. Выскажите своё мнение.

Ответы учащихся.

V. Домашнее задание.

¾ Выполните задание на странице 3 и 4 в Дневнике музыкальных наблюдений.

Урок 3

Тема: Искусство открывает мир

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Рассмотреть искусство с точки зрения историко-философского аспекта.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание и пение).

Ø Й. Гайдн, русский текст П. Синявского. Мы дружим с музыкой (пение).

Дополнительный материал:

Ø Учебник.

Ø Г. Х. Андерсен. Сказка «Соловей».

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит песня «Маленький принц», музыка М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова.



¾ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

II. Сообщение темы урока.

¾ Мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир.

III. Работа по теме урока.

¾ Человек соприкасается с искусством каждый день, порой об этом не задумываясь. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло. Более того, возникновение, развитие и существование искусства разных народов обладает удивительным сходством, что свидетельствует о его общечеловеческих законах. У музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования – человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир.

Вся жизнь человека, как всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Стремления человека всегда сводятся к продлению и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникли религии, наука и искусство. Искусство в окружающей человека действительности – это радость, утешение, поддержка. На заре человечества люди только начали осознавать себя. Они придумывали разные слова, которые впоследствии становились речью, пытались воспроизводить разные звуки, которые постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью.

Известно, что древние человеческие послания по большей части изображали какие-либо зашифрованные символы, расшифровать которые мог только истинный мудрец, включая своё богатое воображение, он видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. А мы с вами можем прочитать любой текст, потому что специально этому обучались.



Однако и сейчас необходимо иметь воображение, и мудрость для того, чтобы понять произведения искусства, так как их смысл, истина не лежат на поверхности, а зашифрованы в словах, в мелодиях и красках.

Посмотрите на детские рисунки (рисунки детей 2 – 7 летних детей), что вы можете сказать об этих рисунках? (Каждый ребёнок видит мир по-своему, своими глазами, и отражает его в своих рисунках через сочетания красок, непривычными, с точки зрения взрослых, изображениями.)

То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства.

Учащиеся приводят примеры.

Работа с учебником

¾ А какие замечательные непосредственные стихи и истории сочиняют в этом возрасте!

К сожалению новизна восприятия с годами проходит у многих людей, и они перестают удивляться, восхищаться и видят мир по-другому. Давайте зачитаем фрагмент из замечательной сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где как раз говориться об этом, а затем побеседуем.

Что вы можете сказать о прочитанном?

Ответы учащихся.

¾ Конечно, все взрослые – разные: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие – сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых эти разные люди с трудом понимают друг друга. А иногда, это даже приводит к тяжёлым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь.

Экзюпери писал: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного и того же корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга».

Пефразировав известную фразу можно сказать: «Понимание и доброта спасут мир!»

Вокально-хоровая работа.

¾ Мы с вами начинаем разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц». )

Совершенно верно. А музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью. Микаэл Леонидович Таривердиев. Его музыку отличает необыкновенная свежесть, искренность, тонкость и красота. Слова написаны поэтом-песенником Николаем Добронравовым.

Разучивание 1 куплета.

¾ Мы говорили, что существуют люди, которые поглощены только собой, своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного.

Но бывает так, что какое-то событие переворачивает жизнь такого человека – и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. Всё это было в человеке, но только забилось за долгие годы пустой, ничем не одухотворённой жизни. И нужен был какой-то импульс, толчок, будь то встреча с добрым человеком, услышанная музыка, либо прочитанная книга для того, чтобы он вновь вернулся к самому себе, к своим истокам.

Конспект занятия по музыке

(подготовительная группа)

"В мире музыкальных инструментов"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы.

Цель:

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи :

Образовательная:

Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.

Обогатить словарный запас музыкальными терминами.

Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая:

Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

Физическая культура.

Социализация.

Чтение художественной литературы.

Коммуникация.

Оборудование :

Мультимедийная установка для просмотра слайдов.

Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).

Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Дети заходят в музыкальный зал.

Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы», сделанные из киндер – сюрприза.

Музыкальный руководитель. Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Здесь бежим мы на носочках.

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)

Музыкальный руководитель. Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Педагог демонстрирует детям домики.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно,…………….(Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

Ты возьми меня в ладошки.

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас)

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям русскую народную сказку «Репка».

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».

Сказка «Репка».

«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, жалейка.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.

У каждой скрипки, есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведёт

И плачет скрипка, и поёт.

«Арфа – волшебный инструмент» -

Сказал задумчивый поэт.

Лишь только струн коснутся руки –

И нежные польются звуки.

Гитары звуки у костра.

В них столько света и добра.

Как самый сокровенный друг,

Её напевный, нежный звук.

Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы.

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благословляли

Звонче балалайки

В целом мире нет.

Она исконно русский

Народный инструмент.

Пели под неё, плясали

И грустили, и вздыхал

В праздники под ахи, Потешались скоморохи

Музыкальный руководитель: Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Музыкальный руководитель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем для них песенку, а поможет нам наше пианино.

Исполняется песня «Мир музыки» слова и музыка Е. В. Машечковой.

Музыкальный руководитель: Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5

В детском садике опять.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.

Музыкальный руководитель прощается с де

Из разговора с подругой:
— Марина, а как ты, при отсутствии слуха, отличаешь звук баяна от звука аккордеона?
— Просто. Все, что русское народное – баян, все остальное – аккордеон!

Я не изобретаю велосипед, вся информация общедоступна, мы просто пробуем разные подходы.
За себя говорят наши с сыном результаты. Мой сын еще до двух лет мог перечислить больше десятка музыкальных инструментов, просил включить «Вальс цветов» и приглашал меня танцевать. Артемий часто обращает мое внимание, что некоторые предметы похожи на инструменты. Например, в гардине он видит флейту или фагот. Иногда сын с видом маленького знатока может обсудить новую песню и звучащие в ней инструменты  Нас часто с мужем спрашивают в общественных местах не музыканты ли мы))

Собственно теперь, как я обучаю своего сына:
1. Итак, мы начали с презентаций о музыкальных инструментах. В Сети множество роликов и готовых презентаций. Ниже ссылка на наши с сыном самые любимые. Наслаждайтесь! Можно просто смотреть, можно слушать и угадывать звук.


1. Нежно любимая мной Ирина Богушевская и ее альбомы «Детская площадка 1» и «Детская площадка 2».

2. Лекции, вебинары, книги, МК Михаила Казиника.У него рекомендую ВСЕ!

3. Сказки с оркестром. Известные актеры читают тексты сказок в сопровождении Академического симфонического оркестра Московской филармонии.
Ищите на стене