Следователь в романе преступление и наказание. Расследование ПОрфирия Петровича

Биография Льва Николаевича Толстого

1828, 28 августа (9 сентября) — Рождение Льва Николаевича Толстого в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии.

1830 — смерть матери Толстого Марии Николаевны (урожденной Волконской).

1837 — Переезд семьи Толстых из Ясной Поляны в Москву. Смерть отца Толстого Николая Ильича.

1840 — Первое литературное произведение Толстого — поздравительные стихи Т.А. Ергольской: «Милой тетеньке».

1841 — Смерть в Оптиной пустыни опекунши детей Толстых А.И. Остен-Сакен. Толстые переезжают из Москвы в Казань, к новой опекунше — П.И. Юшковой.

1844 — Толстой принят в Казанский университет на восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности, выдержав экзамены по математике, русской словесности, французскому, немецкому, английскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам.

1845 — Толстой переходит на юридический факультет.

1847 — Толстой оставляет университет и уезжает из Казани в Ясную Поляну.

1848, октябрь — 1849, январь — живет в Москве, «очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели».

1849 — Экзамены на степень кандидата в Петербургском университете. (Прекращены после удачной сдачи по двум предметам). Толстой начинает вести дневник.

1850 — Замысел «Повести из цыганского быта».

1851 — Написан рассказ «История вчерашнего дня». Начата повесть «Детство» (окончена в июле 1852 года). Отъезд на Кавказ.

1852 — Экзамен на звание юнкера, приказ о зачислении на военную службу фейерверкером 4-ого класса. Написан рассказ «Набег«. В №9 «Современника» напечатано «Детство» — первое опубликованное произведение Толстого . Начат «Роман русского помещика» (работа продолжалась до 1856 года, оставшись незавершенной. Фрагмент романа, отеленный для печати, опубликован в 1856 году под названием «Утро помещика»).

1853 — Участие в походе против чеченцев. Начало работы над «Казаками» (завершена в 1862 году). Написан рассказ «Записки маркера».

1854 — Толстой произведен в прапорщики. Отъезд с Кавказа. Рапорт о переводе в Крымскую армию. Проект журнала «Солдатский вестник» («Военный листок»). Для солдатского журнала написаны рассказы «Дяденька Жданов и кавалер Чернов» и «Как умирают русские солдаты». Приезд в Севастополь.

1855 — Начата работа над «Юностью» (окончена в сентябре 1856 года). Написаны рассказы «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 г.». Приезд в Петербург. Знакомство с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Фетом, Тютчевым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным, Островским и другими литераторами.

1856 — Написаны рассказы «Метель», «Разжалованный», повесть «Два гусара». Толстой произведен в поручики. Отставка. В Ясной Поляне попытка освободить крестьян от крепостной зависимости. Начата повесть «Отъезжее поле» (работа продолжалась до 1865 года, оставшись незаконченной). В журнале «Современник» напечатана статья Чернышевского о «Детстве» и «Отрочестве» и «Военных рассказах» Толстого.

1857 — Начат рассказ «Альберт» (закончен в марте 1858 года). Первое заграничное путешествие во Франции, Швейцарии, Германии. Рассказ «Люцерн».

1858 — Написан рассказ «Три смерти».

1859 — Работа над повестью «Семейное счастье».

1859 — 1862 — Занятия в яснополянской школе с крестьянскими детьми («прелестное, поэтическое ело»). Свои педагогические идеи Толстой излагал в статьях созданного им в 1862 г. журнала «Ясная Поляна».

1860 — Работа над рассказами из крестьянского быта — «Идиллия», «Тихон и Маланья» (остались неоконченными).

1860 — 1861 — Второе заграничное путешествие — по Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии. Знакомство с Герценом в Лондоне. Слушание лекций по истории искусства в Сорбонне. Присутствие при смертной казни в Париже. Начало романа «Декабристы» (остался незавершенным) и повести «Поликушка» (закончена в декабре 1862 года). Ссора с Тургеневым.

1860 — 1863 — Работа над повестью «Холстомер» (завершена в 1885).

1861 — 1862 — Деятельность Толстого мировым посредником 4-ого участка Крапивенского уезда. Издание педагогического журнала «Ясная Поляна».

1862 — Жандармский обыск в ЯП. Женитьба на Софье Андреевне Берс, дочери врача придворного ведомства.

1863 — Начат работа над «Войной и миром» (закончена в 1869 году).

1864 — 1865 — Выходит из печати первое Собрание сочинений Л.Н. Толстого в двух томах (из. Ф. Стелловского, Спб.).

1865 — 1866 — В «Русском вестнике» напечатаны две первые части будущей «Войны и мира» под названием «1805».

1866 — Знакомство с художником М.С. Башиловым, которому Толстой поручает иллюстрирование «Войны и мира».

1867 — Поездка в Бородино в связи с работой над «Войной и миром».

1867 — 1869 — Выход из печати двух отдельных изданий «Войны и мира».

1868 — В журнале «Русский архив» напечатана статья Толстого «Несколько слов по поводу книги «Война и мир».

1870 — Замысел «Анны Карениной».

1870 — 1872 — Работа над романом о времени Петра I (остался незавершенным).

1871 — 1872 — Издание «Азбуки».

1873 — Начат роман «Анна Каренина» (завершен в 1877 году). Письмо в «Московские ведомости» о самарском голоде. И.Н. Крамской пишет в Ясной Поляне портрет Толстого .

1874 — Педагогическая деятельность, статья «О народном образовании», составление «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения» (вышли в 1875 году).

1875 — Начало печатания «Анны Карениной» в журнале «Русский вестник». Во французском журнале Le temps» напечатан перевод повести «Два гусара» с предисловием Тургенева. Тургенев писал, что по выходе «Войны и мира» Толстой «решительно занимает первое место в расположении публики».

1876 — Знакомство с П.И. Чайковским.

1877 — Отдельное издание последней, 8-ой части «Анны Карениной» — ввиду разногласий, возникших с издателем «Русского вестника» М.Н. Катковым о вопросу о сербской войне.

1878 — Отдельное издание романа «Анна Каренина».

1878 — 1879 -Работа над историческим романом о времени Николая I и декабристах

1878 — Знакомство с декабристами П.Н. Свистуновым, М.И. Муравьевым Апостолом, А.П. Беляевым. Написаны «Первые воспоминания».

1879 — Толстой собирает исторические материалы и пытается писать роман из эпохи конца XVII — начала XIX века. Посетивший Толстого Н.И. Страхов нашел его в «новом фазисе» — антигосударственном и антицерковном. В Ясной Поляне гость сказитель В.П. Щеголенок. Толстой записывает с его слов народные легенды.

1879 — 1880 — Работа над «Исповедью» и «Исследованием догматического богословия». Знакомство с В.М. Гаршиным и И.Е. Репиным.

1881 — Написан рассказ «Чем люди живы». Письмо к Александру III с увещанием не казнить революционеров, убивших Александра II. Переезд семьи Толстых в Москву.

1882 — Участие в трехдневной московской переписи. Начата статья «Так что же нам делать?» (закончена в 1886). Покупка дома в Долго-Хамовническом переулке в Москве (ныне Дом-музей Л.Н. Толстого ). Начата повесть «Смерть Ивана Ильича» (завершена в 1886 году).

1883 — Знакомство с В.Г. Чертковым.

1883 — 1884 — Толстой пишет трактат «В чем моя вера?».

1884 — Портрет Толстого работы Н.Н. Ге. Начаты «Записки сумасшедшего» (остались незаконченными). Первая попытка уйти из Ясной Поляны. Основано издательство книг для народного чтения — «Посредник».

1885 — 1886 — Для «Посредника» написаны народные рассказы: «Два брата и золото», «Ильяс», «Где любовь, там и бог«, Упустишь огонь — не потушишь», «Свечка», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке», «Много ли человеку земли нужно» и др.

1886 — Знакомство с В.Г. Королнко. Начата драма для народного театра — «Власть тьмы» (запрещена к постановке). Начата комедия «Плоды просвещения» (закончена в 1890 году).

1887 — Знакомство с Н.С. Лесковым. Начата «Крейцерова соната» (закончена в 1889).

1888 — Начата повесть «Фальшивый купон» (работа прекращена в 1904 году).

1889 — Работа над повестью «Дьявол» (второй вариант окончания повести относится к 1890 году). Начата «Коневская повесть» (по рассказу судебного деятеля А.Ф. Кони) — будущее «Воскресение» (закончено в 1899 году).

1890 — Цензурное запрещение «Крейцеровой сонаты» (в 1891 году Александр III разрешил печатание только в Собрании сочинений). В письме к В.Г. Черткову первый вариант повести «Отец Сергий» (закончена в 1898 году).

1891 — Письмо в редакцию «Русских ведомостей» и «Нового времени» с отказом от авторских прав на сочинения, написанные после 1881 года.

1891 — 1893 — Организация помощи голодающим крестьянам Рязанской губернии. Статьи о голоде.

1892 — Постановка в Малом театре «Плодов просвещения».

1893 — Написано предисловие к сочинениям Ги де Мопассана. Знакомство с К.С. Станиславским.

1894 — 1895 — Написан рассказ «Хозяин и работник».

1895 — Знакомство с А.П. Чеховым. Представление «Власти тьмы» в Малом театре. Написана статья «Стыдно» — протест против телесных наказаний крестьян.

1896 — Начата повесть «Хаджи-Мурат» (работа продолжалась до 1904 года; при жизни Толстого повесть не публиковалась).

1897 — 1898 — Организация помощи голодающим крестьянам Тульской губернии. Статья «Голод или не голод?». Решение напечатать «Отца Сергия» и «Воскресение» в пользу духоборов, переселяющихся в Канаду. В Ясной Поляне Л.О. Пастернак, иллюстрирующий «Воскресение».

1898 — 1899 — Осмотр тюрем, беседы с тюремными надзирателями в связи с работой над «Воскресением».

1899 — В журнале «Нива» печатается роман «Воскресение».

1899 — 1900 — Написана статья «Рабство нашего времени».

1900 — знакомство с А.М. Горьким. Работа над драмой «Живой труп» (после просмотра спектакля «Дядя Ваня» в Художественном театре).

1901 — «Определение святейшего Синод от 20 — 22 февраля 1901 года … о графе Льве Толстом » публикуется в газетах «Церковные ведомости», «Русский вестник» и др. В определении говорилось об «отпадении» писателя от православия. В «Ответе Синоду» Толстой утверждал: «Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю». В связи с болезнью отъезд в Крым, в Гаспру.

1901 — 1902 — Письмо Николаю II с призывом ликвидировать частную собственность на землю и уничтожить «тот гнет, который мешает народу высказать свои желания и нужды».

1902 — возвращение в Ясную Поляну.

1903 — Начаты «Воспоминания» (работа продолжалась до 1906 года). Написан рассказ «После бала».

1903 — 1904 — Работа над статьей «О Шекспире и о даме».

1904 — Статья о русско-японской войне «Одумайтесь!».

1905 — Написаны послесловие к рассказу Чехова «Душечка», статьи «Об общественном движении в России» и Зеленая палочка», рассказы «Корней Васильев», «Алеша Горшок», «Ягоды», повесть «Посмертные записки старца Федора Кузмича». Чтение записок декабристов и сочинений Герцена. Запись о манифесте 17 октября: «В нем ничего нет для народа».

1906 — Написаны рассказ «За что?», статья «Значение русской революции», закончен начатый в 1903 году рассказ «Божеское и человеческое».

1907 — Письмо П.А. Столыпину о положении русского народа и о необходимости уничтожить частную собственность на землю. В Ясной Поляне М.В. Нетеров пишет портрет Толстого .

1908 — Статья Толстого против смертных казней — «Не могу молчать!». В №35 газеты «Пролетарий» напечатана статья В.И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции».

1908 — 1910 — Работа над повестью «Нет в мире виноватых».

1909 — Толстой пишет рассказ «Кто убийцы? Павел Кудряш», резко критическую статью о кадетском сборнике «Вехи», очерки «Разговор с прохожим» и «Песни на деревне».

1900 — 1910 — Работа над очерками «Три дня в деревне».

1910 — Написан рассказ «Ходынка».

В письме к В.Г. Короленко восторженный отзыв о его статье против смертных казней — «Бытовок явление».

Толстой готовит доклад для конгресса мира в Стокгольме.

Работа над последней статьей — «Действительное средство» (против смертных казней).

(«Преступление и наказание»)

Пристав следственных дел; дальний родственник . Порфирий Петрович расследует дело об убийстве процентщицы и сестры её . Разумихин впервые и привёл (по его же просьбе — дескать тоже закладчиком у старухи был, часы бы свои назад получить...) к следователю на квартиру: «Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать...» Порфирий Петрович любит притворяться, склонен к провокационным обманам, мистификациям: Разумихин поведал Раскольникову, как пристав вдруг прикинется в разговоре-споре, будто поддерживает теорию о том, что в преступлении всегда среда виновата, хотя сам как раз стоит за нравственную и юридическую ответственность преступника; то вдруг объявит себя женихом и нарядится в «новое платье», хотя позже выясниться, что это он из-за обновы как раз и решили подшутить над знакомыми и приятелями... Ярко характеризует Порфирия Петровича и его речь, обволакивающая и выматывающая патока многословия, уменьшительных суффиксов, словоерсов: « — Ведь вот-с... право, не знаю, как бы удачнее выразиться... идейка-то уж слишком игривенькая... психологическая-с... Ведь вот-с, когда вы вашу статейку-то сочиняли, — ведь уж быть того не может, хе-хе! чтобы вы сами себя не считали, ну хоть на капельку, — тоже человеком "необыкновенным" и говорящим новое слово, — в вашем то есть смысле-с... Ведь так-с? <...> А коль так-с, то неужели вы бы сами решились — ну там ввиду житейских каких-нибудь неудач и стеснений или для споспешествования как-нибудь всему человечеству — перешагнуть через препятствие-то?.. Ну, например, убить и ограбить?..»
Это следователь-иезуит сказал в первое же свидание по поводу статьи Раскольникова «О преступлении», которую за два месяца до убийства процентщицы прочёл в газете «Периодическая речь» — сам автор об этой публикации не знал, считая статью утерянной. В конце концов Порфирий Петрович доводит Раскольникова подобными неожиданностями, ловушками, намёками и издевательской иронией до нервного срыва и признания. В последний момент хитросплетения пристава чуть было не разорвал простодушный , взявший вину на себя, но Порфирий Петрович и это недоразумение распутывает-устраняет и принуждает-таки Раскольникова «учинить явку с повинной».
Порфирий Петрович — единственный из основных героев «Преступления и наказания», не имеющий фамилии, и этим как бы подчёркивается, с одной стороны, его обособленность в романе и в какой-то мере загадочность, закрытость, с другой — интимность, «домашность» изображения Порфирия, ведущего расследование, не выходя из своей квартиры.

Роман Ф.М. Достоевского настолько сложен, многогранен и многослоен, что смело можно утверждать, что полностью, до самой последней точки не изучен до сих пор. Сколько раз его перечитываешь, столько слоев, граней, пластов еще открывается. Так же многогранны, сложны, несмотря на кажущуюся простоту, действующие лица произведения. Вот и образ, и характеристика Порфирия Петровича в романе «Преступление и наказание» доказывают, насколько непрост этот вроде бы второстепенный персонаж.



Роман похож на айсберг: верхняя часть прочитана и перечитана, а под водой еще больше пока сокрытого. Нюансы в содержании произведения, художественные образы раскрыты критиками, литературоведами, кинофильмами (по роману) затронуты лишь в малой степени. Вот и Порфирий Петрович – вроде бы второстепенное действующее лицо, а сколько еще таит в себе неразгаданного.

Описание Порфирия

Кто же он такой – следователь Порфирий Петрович? Он всего лишь три раза встречается с главным героем Раскольниковым. И, описывая первую встречу следователя со студентом, автор рисует Порфирия так:

Достоевский снова применяет свой излюбленный прием: внешность -это одно, а внутренняя, главная суть -это совсем другое. То, что снаружи, что явно видно, -всего лишь фасад, витрина, неглавное. А вот глаза - «зеркало души» скрыть самую суть персонажа не могут, наоборот: именно они и характеризуют самое главное в действующем лице романа.

И далее писатель рисует Порфирия Петровича как очень умного, проницательного человека, даже в какой-то степени психолога, но - умеющего притворяться, маскироваться, даже играть простачка. Это человек далеко не бедный, очень хорошо образованный, со способностями. Но странным бывает его поведение, особенно в отношении окружающих. То он одевается неуместно, то словечками сыпет безостановочно, повторяет их по несколько раз, словно не понимает их.

Особенные качества личности

Сам писатель был превосходным психологом. Персонажей своих произведений он видел насквозь и считал, что любой человек имеет и плохие, и хорошие качества в своем характере, в своей душе.

Вот и Порфирия Петровича Достоевский написал как достаточно противоречивую личность. С одной стороны следователь предстает умным, образованным, проницательным, хорошим психологом с великолепной логикой. Казалось бы, вот они - все необходимые для следователя качества. И Раскольникова Порфирий разоблачил практически за три короткие встречи, не имея почти никаких улик и доказательств: так - одна статейка про теорийку в газете да умозаключения кое-какие. А с другой стороны все эти качества великолепные оборачиваются поистине иезуитскими манерами, психологической пыткой жертвы.

Как-то несимпатичен становится к концу романа Порфирий Петрович: загоняет он жертву в угол психологическими издевательствами, а не логикой, попыткой достучаться до совести, до души подозреваемого, чтобы пробудить в последнем искреннее раскаяние. Следователь словно получает наслаждение, видя мучения подследственного.

Следователь и главный герой

Великий Мастер Слова Достоевский весьма умело столкнул двух своих центральных персонажей в схватке. Прекрасно владеющий собой, холодный, как камень, едко ироничный, следователь словно оса кружит возле Раскольникова, хладнокровно выбирая место, в которое можно ужалить. Писатель, описывая Порфирия Петровича, с помощью приемов семантики отразил в этом персонаже Петербург, нравственно больной, с его чахоточной сыростью, туманами и резким контрастом между богатыми и бедными:

«царственно столичный, порфироносный, одновременно каменный и холодный город четко выражен в имени героя».

Порфирий Петрович такой же душевно холодный, одержимый идеей наказать преступника, но не думаюший о людях душевно. Он никому не симпатизирует. А убийство Алены Ивановны разгадывает словно кроссворд.

Эти качества подтверждает и манера его поведения: приторное, липкое, слащавое его многословие обволакивает и выматывает собеседника вместе с обилием уменьшительных суффиксов. Словоерсов в речи Порфирия даже чересчур много – он словно унижает сам себя перед собеседником, а сам тем временем просчитывает варианты, изучает противника, вводя того в заблуждение своей вроде бы недалекостью.

Он доводит Раскольникова чуть ли не до сумасшествия в своей совершенно иезуитской манере. Зато как же следователь горд собой в конце романа, когда говорит Родиону:

«…да вы убили, Родион Романыч!» «Вы и убили-с..., - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.»

Порфирий торжествующе принял признание студента в убийстве. Однако же не он достучался до души главного героя, и не с его помощью раскаялся Родион. Соня смогла пробудить в Раскольникове человеческие чувства, искренне покаяние и раскаяние.

Порфирий ерничает часто, любит притворяться перед собеседником простачком, что вводит того в заблуждение. Человек расслабляется, считая следователя недалеким, может даже глуповатым, в запале спора или долгого разговора выдает себя. А Порфирий, словно опытный рыбак, в этот момент и ловит на слове, на действии собеседника. А вот с Раскольниковым такой иезуитский метод следователю помог лишь отчасти: да, Родион пришел добровольно и признался в убийстве в итоге. Но не Порфирия это заслуга, не смог он запугать студента. Соня повлияла на Раскольникова, достучалась до его души и совести.

Кто же такой Порфирий Петрович

Персонаж без фамилии – словно безликий образ, без своего «Я». И действительно: следователь словно сожалеет, что в своей юности так и не решился на Поступок, именно что - не преступление, а Поступок. Раскольников решился, а он - нет. И это сожаление о несовершенном, это разочарование в себе и является причиной противоречивого отношения следователя к главному герою. То Порфирий играет со студентом как кошка с мышкой, то он подсказывает Родиону, как лучше поступить, чтобы получить меньшее наказание, подталкивает героя к добровольному признанию, но в то же время совершенно омерзительными психологическими пытками понуждая сознаться в содеянном.

«Преступление и наказание» стало бессмертным произведением, о котором критики, литераторы, читатели спорят до сих пор. При каждом перечитывании романа всякий раз открывается очередной пласт психолого-философских размышлений, герои открываются какой-то новой стороной своей. Роман очень многозначен и не дает себя забыть.

Разделы: Литература

Неоспорим тот факт, что даже при смене культурных эпох книги великих писателей оказываются в зоне повышенного интереса литературоведов, критиков, людей самых разных склонностей и профессий. Роман Достоевского – одна из подобных книг. И хотя “Преступление и наказание” исследовалось сотнями опытных литературоведов, на него писались оригинальные критические отзывы, по мотивам романа ставили кинофильмы – все равно произведение остается не прочитанным до конца. Некоторые содержательные нюансы и художественные образы до сих пор не попадали в поле зрения ученых. Как правило, учеными поднимается вопрос о преступлении и наказании Раскольникова, Сони, ее отца - Мармеладова, но о преступлении Порфирия Петровича, следователя, речь не идет.

Совершает ли Порфирий Петрович преступление или его образ предстает идеальным, как полагают некоторые ученые. Для этого нужно сопоставить поступки и слова Порфирия Петровича с принятыми в религиозном сознании идеями сострадания и любви к ближнему.

В научной статье Т.В. Миджиферджяна Порфирий Петрович предстает талантливым следователем, тем, кто выводит Раскольникова на чистую воду, а еще является человеком независимым, самостоятельной и самодостаточной личностью. Сила ума Порфирия Петровича действительно поражает, он наделен ироничным взглядом на жизнь, именно ирония, едкая мысль лишает теорию Раскольникова всякой ценности. Порфирий умеет анализировать информацию, продумывать все логические ходы, создавать логические цепочки, он внимателен к действительности. Ко всему прочему, герой является тонким и искусным психологом. “Он одно дело, прошлого года, такое об убийстве разыскал, в котором почти все следы были потеряны!”, – восторженно говорят о нем.

Однако, воспевая мощь интеллекта следователя, литературоведы забывают о тексте. При первой встрече Родиона Раскольникова и Порфирия, следователь описывается так: “Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском… Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всей фигурой…” Судя по внешности, Порфирий – человек деловой, деятельный, типичный чиновник второй половины ХIХ века в России. Он не щепетилен к своему внешнему виду и не так уж щегольски-элегантно одет. Есть очень важная деталь в портрете Порфирия, на которой делает особый акцент писатель, - глаза. У Порфирия они “с … жидким водянистым блеском”, невыразительные, словно пустые, и лицо “цвета больного, темно-желтого”, словно копия изжелта-серой гаммы Петербурга. Нравственно больной Петербург не мог не отразиться в образе жителя каменного города. Эта семантика “царственно столичного, порфироносного и, одновременно, каменного, холодного Петербурга” выражена в имени героя – Порфирий Петрович. Он человек непреклонный, ведомый только юридически рациональной, прямолинейной идеей преступления, требующего наказания.

Лесть, изворотливость – это тоже неотъемлемые черты характера героя. Порфирий почти никогда не говорит то, что думает, ему чужда искренность, поскольку она обезоружила бы этого сильного человека. Переходя на “уважительные тона”, напускную формальность, фальшиво улыбаясь, наполняя свою речь циничными и подчас саркастическим шутками, Порфирий Петрович психологически пытается загнать человека в ловушку, из которой нет выхода.

О Порфирии Разумихин говорит так: “Это, брат, славный парень, увидишь! Неуклюж немного, то есть он человек светский … Малый умный, умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный. Недоверчив, скептик, циник … надувать любит, то есть не надувать, а дурачить”. Из слов Разумихина следует, что Порфирий Петрович имеет своеобразный характер и отличается необычным мастерством в том, чтобы “надувать”, “дурачить”, иначе - увлекать преступника в логические тупики. Уловками он подводит и Раскольникова к выбору дальнейших действий, Порфирий становится обличителем, и даже, как полагают ученые, спасителем личности Родиона, только он один не преступает в художественном мире романа запретной черты, он герой, несомненно, положительный, но, так как живет только рацио, только логикой, оказывается выключен из потока живой жизни. Поскольку все герои Достоевского противоречивые, неоднозначные натуры, то в мыслях исследователей есть доля истины, но образ следователя гораздо сложнее: он наделен отрицательными чертами, Порфирий тоже преступает. И его преступление сопоставимо с тем, что совершает Раскольников, Порфирий тоже, своего рода, убийца. Аргументируем мысль. В одном из своих писем Достоевский писал о романе: “Это психологический отчет одного преступления”. Писатель хотел изобразить тот нравственный суд, который вершится над Раскольниковым. Наказание убийцы, по мысли Достоевского, проявляется в душевном томлении, моральном метании из угла в угол. Композиция, сюжет романа таковы, что Раскольников непременно должен сталкиваться с самыми необычными обстоятельствами и людьми, дабы ощутить всю горечь вины, понять несостоятельность своей теории, пройти все круги ада и найти, наконец, внутреннее очищение и возрождение. И вся острота этих душевных переживаний так отчетливо не обозначилась бы, если бы в романе не фигурировал образ Порфирия Петровича.

Однако у каждого читателя романа, думаю, обязательно возникает вопрос: “Кто такой Порфирий Петрович? Он – спаситель или “камень преткновения” на пути духовного возрождения Раскольникова? Он беспощадный злодей или добродетельный праведник?”. Невозможно однозначно ответить, и, кстати, это вполне согласуется с мировоззрением Достоевского, который считал, что безмерен человек, он одновременно открыт и в бездну греха и в молитвенный экстаз.

Какое же зло вершится руками следователя? Чтобы выяснить это, надо определить, что вкладывается нами в понятие слова “преступление”. Глоссарии юридических терминов утверждают: “Преступление – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказуемо в соответствии с законом”. Однако очевидно, что совершить преступление – это не только преступить норму права. В ряду обстоятельств преступлением можно считать пренебрежение какими-нибудь морально-этическими предписаниями, отклонение от нравственных, касающихся совести и чести норм. Именно такое гуманистически интерпретированное понятие слова “преступление” помогает “отыскать улики” против следователя в романе.

“- А вы курите? Есть у вас? Вот-с папиросочка-с. Знаете, я принимаю вас здесь, а ведь квартира-то моя тут же за перегородкой…казенная-с…это славная вещь – а? Как вы думаете?
- Да, славная вещь, – ответил Раскольников…
- Славная вещь, славная вещь… – повторял Порфирий Петрович, как будто задумавшись о чем-то совсем другом… Это глупенькое повторение …противоречило с серьезным, мыслящим и загадочным взглядом”.

Вонзить в совесть Раскольникова кинжал посильнее да поглубже – та цель, которую ставит перед собой и успешно добивается Порфирий Петрович. Он умело подбирает самые подходящие слова, чтобы указать Родиону на аморальность его теории и поступка, но делает он это хитро: не рубит с плеча, не говорит открыто в лицо, а все как-то ходит вокруг да около. Говорит о молодежи, например, а подразумевает Раскольникова: “Ведь это больное, да худое, а раздраженное! А желчи-то, желчи-то в них во всех сколько!” Или твердит о разыскиваемом преступнике: “ Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит”.

Порфирий всем своим существом доказывает, что для него нет никаких загадок, и подчеркивает: преступнику не выбраться из его цепких рук. “Да пусть, пусть его погуляет, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!” По его убеждению, Раскольников обречен, и нет ему другой дороги, кроме как дороги на каторгу. “Мужик убежит, модный сектант убежит… А вы ведь вашей теории больше не верите – с чем убежите? Убежите и сами воротитесь”. Из сказанных слов можно понять следующее: Порфирий Петрович чувствует себя совершенно всевидящим и имеющим неограниченною власть над измученной душой Родиона Раскольникова.

Следователь не чурается использования жестких психологических уловок. То он задает провокационные вопросы, как, например, не считал ли Раскольников себя одним из “необыкновенных”, сочиняя газетную статью, то вдруг нежданно-негаданно преподносит Родиону “сюрпризик” - исступленного, доведенного до нервного срыва Миколку, то появляется совершенно необычным образом в доме Раскольникова. Все эти действия совершаются ради единой цели – одержать верх над преступником, властвовать над мыслями Раскольникова и его душевными переживаниями. Уж не демоническая ли это одержимость властью?!

В романе Достоевского, по мысли Миджиферджяна, проглядывается основная тема: “Воскрешение Лазаря – воскрешение Раскольникова”. Именно такой путь избрал для своего героя писатель. Не зря в роман включено евангельское повествование, ведь Достоевскому библейский текст помогал обозначить ведущую тему произведения. Известен тот факт, что когда стоял вопрос в редакции: нужно ли включать столь обширную библейскую цитату в роман, Достоевский просил в письме Любимова в 1856 году: “А теперь до вас великая просьба моя: ради Христа – оставьте все остальное так, как есть теперь…Чтению Евангелия придан другой колорит…”

Мертвый Лазарь-Раскольников должен по замыслу писателя обязательно воскреснуть. Нравственное же возрождение, согласно христианскому вероучению, которого придерживался сам Достоевский, достигается лишь через покаяние и исповедь. Но кто же тот священник-душеспаситель, что должен будет исповедать Раскольникова? Порфирий Петрович?

Священник как лицо духовное, божий слуга должен быть гуманным человеком, исполненным самых искренних чувств. Таков ли Порфирий? Он циничен, язвителен, изворотлив, лукав. Да, он признает мораль, готов ее защищать, но, судите сами, назовешь ли гуманистом того, кто беспардонно глумиться над святыней – человеком, человеческой душой, его свободой? Священник ведет человека к Господу, к Иисусу, дает наставление и напутствие. Порфирий же Петрович не может быть настоящим душепопечителем. Он, казалось бы, убеждает: “Ну, и найди [веру в бога] и будете жить. Страдание тоже дело хорошее. Пострадаете. Миколка-то, может и прав, что страдания хочет. Знаю, что не веруете, - а вы лукаво не мудрствуйте; отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь – прямо на берег вынесет и на ноги поставит”. Эти слова содержат долю истины, однако лишены глубокой искренности, душевного участия, а главное, их искренность поставлена под вопрос вечным стремлением Порфирия иронизировать.

Митрополит Антоний Суражский, размышляя о роли священника на исповеди, приводит как-то слова одного батюшки: “Когда человек приходит ко мне со своим грехом, я этот грех воспринимаю как свой… Мы с этим человеком едины.…Поэтому я переживаю его исповедь, как свою собственную, я схожу ступенька за ступенькой в глубины его мрака, я его душу связываю со своей душой и каюсь в грехах, которые он исповедует”. Какой трогательный пример любви к ближнему! Но в романе Достоевского видим ли мы в следователе человека, сходящего до “глубин мрака души” Раскольникова? Ответ однозначен: нет. Между Порфирием и Родионом чётко обозначена дистанция, потому что нет этого духовного сближения, нет чувства сострадания, нет ощущения братства и любви.

Священник своим долгом считает сказать что-нибудь кающемуся человеку в качестве одобрения и благословения. Иногда это может быть просто молитвенная поддержка. То наставление, которое произносит Порфирий Петрович Раскольникову ужасно в христианском понимании: “На всякий случай есть у меня и ещё к вам просьбица, щекотливая она, а важная: то есть на всякий случай, если бы на случай… пришла бы вам охота в эти сорок-пятьдесят часов дело покончить иначе, фантастическим таким способом – ручки этак на себя поднять, то оставьте краткую, но обстоятельную записочку”.

Порфирий говорит о самоубийстве как о возможном шаге Раскольникова. Из этого следует, что следователь не верит в будущее возрождение Родиона, в воскрешение Лазаря. А ведь самоубийство в христианстве – страшный, непростительный грех. Порфирий Петрович нарочно бросает в душу Раскольникова бесовскую мысль.

В переводе с греческого “Порфирий” значит “багряный, “пурпурный”. Порфира, багряница – так называлась красивая и очень дорогая ткань в античные времена, в неё облачались императоры, консулы, видные чиновники, знать. Порфирию, "багряному" “царственному”, должны быть присущи такие качества, как благородство, солидность и статность. Так, собственно, и есть: герой высококультурный, образованный, интеллигентный человек, имеющий доверие и уважение в обществе. Если обратиться к тексту Священного Писания, то можно найти поразительное сходство христовой притчи о богаче и Лазаре и картиной взаимоотношений Порфирия Петровича с Раскольниковым. Притча начинается словами: "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его (Лук 16: 19-21)". Лазарь в притче, конечно, не тот, что воскрешается Сыном Божиим. У них общие имена, однако, описываемый Лазарь, находясь в своей нищете, болезнях и голоде, так напоминает нам Раскольникова, что мы смело можем называть его тоже прототипом героя романа Достоевского. Очевидна и другая вещь: богач из притчи, "порфироносец" – аллегорический образ Порфирия Петровича. Судьбы героев притчи известны: Лазарь получает спасение, исцеление, освобождение, богач – вечное забвение. Подобное происходит и в романе: Раскольников нравственно воскресает, а следователя Порфирия Петровича мы теряем и в произведении, и в истории, и в людской памяти.

Любое преступление имеет последствия. Преступление Порфирия Петровича против Раскольникова приносит Родиону внутреннюю боль и страдание. Но все логические уловки и издевки не смогли совершить самого главного, они не совершили "чуда", не привели героя Достоевского к покаянию. Не из-за Порфирия Раскольников кается. Он идет признаваться в содеянном ради любящей его и глубоко сострадающей Сони. А в образе и поступках Порфирия Достоевский акцентирует преступную и мертвенную идею каменного, порфироносного Петербурга: идею власти юридического закона над человеческой душой.

Литература:

  1. Бахтин.М.М. “Проблемы поэтики Достоевского”.
  2. Миджиферджан “Раскольников-Свидригайлов-Порфирий Петрович: поединок сознаний”.
  3. Муравьёв. “Раскольников и другие”.
  4. Библия. Новый завет.
  5. Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание”.
Data: 23.07.2010 04:05 |

Приведем описание Порфирия Петровича: «Лет 35-ти… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать».

Задолго до убийства Родионом Раскольниковым старухи и ее сестры, Порфирий Петрович обратил свое внимание на газетную статью "О преступлении". В статье доказывалось, что человек, более ценный для общества, может убить человека "низшего разряда", если это потребуется и такой поступок может быть оправдан. Статья была анонимный, но дотошный Порфирий Петрович через редактора узнал, что ее автором является студент Раскольников.

Порфирию Петровичу поручили расследовать дело об убийстве старой ростовщицы и ее сестры Лизаветы. Он не имел явных улик и доказательств, но, тем не менее, понял, что убийца - Раскольников. Споря с ним о природе преступления и о нравственности, пристав выводит Родиона на чистую воду, доводит его до нервного срыва и Раскольников чуть не признается. Всего бесед с Раскольниковым у Порфирия Петровича было три. Но все планы срывает маляр Миколка.

Постепенно, Порфирий Петрович начинает сочувствовать Раскольникову, уважать его как умного и сильного человека и убеждает его признаться, говоря, что так ему будет легче жить и вновь появиться смысл жизни. Причем Порфирий Петрович хочет чтобы Раскольников не просто понес наказание, но и понял ошибочность своей философии и раскаялся.

Цитаты Порфирия Петровича

"Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое; когда цитируется фраза, что кровь "освежает"; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце...".

"Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния".

"Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять и с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль Бога найдет".

"Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит".

"Вам... давно уже воздух переменить надо. Что ж, страданье тоже дело хорошее. Пострадайте. Миколка-то, может, и прав, что страданья хочет".