Штраф за нарушение правопорядка. Понятие общественный порядок

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О СОБЛЮДЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Изменения:

Закон Челябинской области от 05.09.2007 N 173-ЗО НГР ru74000200700302

Закон Челябинской области от 30.12.2009 N 515-ЗО ; НГР: ru74000200900493

Закон Челябинской области от 12.07.2010 N 609-ЗО ; НГР: ru74000201000297

Закон Челябинской области от 04.09.2012 N 355-ЗО ; НГР: ru74000201200505

Закон Челябинской области от 10.10.2012 N 391-ЗО ; НГР: ru74000201200580

Настоящий Закон регулирует вопросы соблюдения общественного порядка на территории Челябинской области.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе понятия используются в следующих значениях:

общественный порядок - совокупность общественных отношений, обеспечивающих покой граждан и тишину, достойное поведение граждан в общественных местах; (в редакции ; НГР: ru74000201200505)

общественные места - территории и помещения, где находится большое скопление людей или такое скопление людей может образоваться. К ним относятся помещения и прилегающие территории больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских садов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; гостиницы и общежития; подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки и другие места общего пользования жилых домов, больниц, санаториев, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, гостиниц, общежитии, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; места отдыха граждан, иные общественные места.

Статья 2. Действия, нарушающие общественный порядок

1. К действиям, нарушающим покой граждан и тишину в рабочие дни в период времени с 22 до 6 часов, а в выходные (суббота и воскресенье) и нерабочие праздничные дни - с 23 до 8 часов, относятся:

1) использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли (киосках, павильонах, лотках), повлекшее нарушение покоя граждан и тишины;

2) игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины;

3) непринятие мер по отключению звуковой охранной сигнализации автомобилей, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины;

4) использование пиротехнических средств, а также действия, совершаемые в процессе эксплуатации транспортных средств, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины; (в редакции ; НГР: ru74000200900493)

5) производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины.

(в редакции ; НГР: ru74000201200580)

2. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на:

1) действия юридических лиц и граждан, направленные на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан, либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

(в редакции Закона Челябинской области от 30.12.2009 N 515-ЗО ; НГР: ru74000200900493)

2) действия юридических лиц и граждан при праздновании Нового года;

3) действия юридических или физических лиц при совершении ими богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении в установленном действующим законодательством порядке культурно-массовых и спортивных мероприятий. (в редакции закона Челябинской области от 10.10.2012 N 391-ЗО ; НГР: ru74000201200580)

3. исключен (в редакции Закона Челябинской области от 04.09.2012 N 355-ЗО ; НГР: ru74000201200505)

Статья 3. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Губернатор

Челябинской области

Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.

Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений.

Общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни человека.

2. Общественный порядок и общественная безопасность, как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих.

3. Общественный порядок и безопасность регулируются как нормами права, так и иными социальными и техническими нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой).

4. В сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются принудительному воздействию со стороны сотрудников милиции.

5. В сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение установленных правил и тем самым минимизировать наступление тяжких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответствующих норм, стандартов и требований.

6. С рассматриваемой сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения, так называемая милиция нравов.

7. В сфере общественного порядка и общественной безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию организаций. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия.

8. В сфере общественного порядка и общественной безопасности происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты, террористические акты. Нередко они сопровождаются убийствами, гибелью людей, погромами и поджогами государственных и общественных зданий, жилых домов граждан, разрушением железнодорожных путей, мостов, линий электропередач и связи.

9. С рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Названные особенности общественного порядка и общественной безопасности наглядно демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное – определяют содержание их правоохранительных функций и полномочий.

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т. е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.

  1. общественные места постоянного пользования – улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т. п.;
  2. общественные места временного пользования – магазины, театры, стадионы и т. д.;
  3. эпизодические общественные места – лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т. д.

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение ряда определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.

Общественный порядок – это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся, главным образом, в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспорта, осуществления строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цветного копирования, компьютерными системами и другими предметами и веществами.

Вконтакте

Одноклассники

Рассмотрим соотношение понятий общественный порядок и государственный порядок .

Конституционные термины и понятия «общественный порядок » (п. «е» ст. 114 Конституции РФ) и «общественная безопасность » (п. «б» ст.

72 Конституции РФ) не имеют единого конкретного легального определения.

В научном же, доктринальном истолковании этих терминов и понятий отмечается два принципиальных момента:

во-первых, различается понятие общественного порядка в широком социально-политическом смысле и в более узком, собственно административно-организационном этого слова;

во-вторых, понятие общественного порядка неразрывно связывается с более широкими категориями установленного государственного порядка и порядка управления .

В широком социально-политическом смысле под общественным порядком можно понимать всю систему общественных отношений, фактически сложившуюся в обществе на основе действующей в нем Конституции и другого законодательства в данный момент исторического развития, независимо от конкретных форм государственного устройства и политического режима (капитализм, социализм, тоталитаризм, демократия и т.д.).

В этом плане общественный порядок государственно-организованного общества включает в себя последовательно такие категории, как: установленные государственный порядок, порядок управления и общественный порядок в узком административно-организационном смысле.

Государственный порядок включает в себя установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другим федеральным законодательством правовые нормы и правила, регламентирующие политические, экономические, правовые основы организации и деятельности государства:

Федеративное государственное территориальное устройство, организация избирательной системы, правила денежной эмиссии, защиты и обеспечение устойчивости рубля;

Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирования федеральных органов государственной власти;

Порядок установления и использования символов государства (герба, флага, гимна) и другие основы жизнедеятельности государственно-организованного общества.

Все нормы и правила соблюдения государственного порядка устанавливаются только высшими федеральными органами государственной власти, действуют в общегосударственном масштабе, а обязанность соблюдать государственный порядок возлагается на все государственные органы любого иерархического уровня всех ветвей власти и их должностных лиц, а также на всех российских и иностранных физических и юридических лиц, действующих на территории нашего государства.

Органами защиты и охраны государственного порядка выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ.

В случаях возникновения угроз национальной государственной безопасности от нарушений правил и норм государственного порядка к его защите по указанию Президента РФ могут привлекаться необходимые силы и средства соответствующих спецслужб Российской Федерации.

Порядок управления , являясь продолжением государственного порядка и составной частью общественного порядка в широком смысле этого слова, включает в себя совокупность правил и правовых норм, регламентирующих деятельность только государственных органов исполнительной власти и их должностных лиц во взаимоотношениях с различными звеньями государственного аппарата, а также с физическими и юридическими лицами в различных областях, отраслях и сферах реализации исполнительной власти (государственного управления).

Сюда можно отнести, например, правила государственного учета и отчетности физических и юридических лиц о результатах своей деятельности, правила работы кадровых служб государственного аппарата, правила пользования печатями и штампами, правила досмотра ручной клади и багажа пассажиров аэрофлота, многочисленные таможенные правила и т.д. и т. п.

Защита и охрана порядка управления, установленного в различных областях, отраслях и сферах государственного управления , осуществляется силами и средствами действующих там многочисленных контрольных и надзорных органов различных министерств и ведомств. За административные правонарушения против порядка управления предусмотрена административная ответственность (ст. 19.1-19.25 КоАП РФ).

Общественный порядок в узком значении и в собственном административно-организационном смысле (юридическом, а не социально-политическом) представляет собой комплексную совокупность установленных государством правил (норм) жизни и деятельности (поведения) граждан за пределами сферы трудовой (служебной) деятельности: в общественных местах (улицы, площади, парки, общественный транспорт и все другие места массового скопления людей), по месту жительства (дом, квартира, гостиница), по месту пребывания в семье, у родственников, знакомых.

Правила общественного порядка распространяются и на рабочие (служебные) помещения, если там совершаются противоправные действия, не связанные с трудовой и служебной деятельностью, но нарушающие общественный порядок (пьянство на работе, драки, личные оскорбления и т.д.).

Основными органами защиты и охраны общественного порядка выступают многочисленные органы, подразделения и службы системы МВД России.

Примеры употребления слова правопорядок в литературе.

Это широко распространенное недружелюбие могло даже дать повод к заключению, что русский народ — народ аполитический, безгосударственный, неспособный к организации, дисциплине и правопорядку .

Гай Гисборн сбился с ног и издергался еще за неделю до торжества, поскольку на него возлагалась нелегкая задача обеспечения правопорядка во время праздника.

Гай Гисборн был на высоте, и правопорядок во время турнира царил образцовый.

Он наносил мазь на тело девушки, тщательно следя за тем, чтобы не пропустить ни единой точки, когда вдруг появились чины гуджаратских сил охраны правопорядка , в мундирах и при оружии.

На что ему тоже мягко и тоже доходчиво было сказано, что преступность в стране поднимает голову, и органы правопорядка не могут, забросив все остальные дела, заниматься лишь убийством его беспутного двоюродного братца.

Правопорядок и общественный порядок

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой - состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 У К предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность - цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).

Основные пути укрепления законности и правопорядка

Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан.

Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений. Достаточно сказать, что в 1995 г. в России зарегистрировано 2 млн 755,7 тыс. преступлений, почти 60% которых тяжкие. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью - жизненно важные задачи нашего сегодня.

Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.

Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности неправу, т. е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.

С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.

Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, сооственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменитель-ных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона» И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.

Глава 29

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Понятие и структура правовой системы

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, ооусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

При изучении данной темы целесообразно использовать системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.

На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позво- ляет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.

Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы- права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы.

Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы - регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.

Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.

Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой - то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функционирования политической системы и граяеданского общества.

Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».

Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, «правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.

Читайте также:

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» первым назначением полиции законодатель назвал защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. В связи с наличием такого назначения полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами меры, направленные на приведение общественных отношений, связанных с жизнью, здоровьем, честью, достоинством, правами и свободами людей, в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и последствий таковых.

Также в Законе отдельными назначением полиции является охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Это одни из важнейших функций полиции.

Общественный порядок – это урегулированные нормами права и морали общественные отношения, в своей совокупности обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан.

К понятию «общественный порядок» тесно примыкает понятие «общественная безопасность», которая рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами природного, социального или техногенного характера.

Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспорта, осуществления строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, компьютерными системами и другими предметами и веществами.

Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного порядка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядочению движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы общественной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.

Поэтому, общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны подразделений полиции по охране общественного порядка.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению общественного порядка и безопасности в системе исполнительной власти создаются разнообразные государственные органы. Среди них можно выделить те, которые специально созданы для обеспечения общественного порядка и безопасности. К ним относятся органы внутренних дел, которые входят в систему государственных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Эти органы находятся в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации, ему подотчетны и подконтрольны.

Органы внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Положением о МВД России в круг его задач входит обеспечение в пределах установленных полномочий защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, а также организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия. Решение этих задач самым непосредственным образом влияет на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Министр внутренних дел несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на МВД России. Составной частью системы Министерства внутренних дел Российской Федерации является полиция, призванная защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенная правом применения мер принуждения.

Исходя из вышеизложенных задач, для эффективного обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, сотрудники полиции обязаны:

— прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

— оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

— выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;

— обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

— обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее — публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее — массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

— принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

— осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения и др.

В целях приведения структур территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» , указами Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» , от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» , от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» и на основании подпункта 7 пункта 21 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» утвержден перечень подразделений полиции в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Приказом МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 исполнительными звеньями в организации и непосредственном практическом обеспечении общественного порядка и общественной безопасности являются:

подразделения участковых уполномоченных полиции;

подразделения патрульно-постовой службы;

подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения;

подразделения по исполнению административного законодательства;

подразделения по содержанию лиц, арестованных в административном порядке;

подразделения по делам несовершеннолетних, в том числе подразделения для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

подразделения вневедомственной охраны;

подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых;

подразделения лицензионно-разрешительной работы.

Функции подразделений полиции по охране общественного порядка (ООП) представляют собой комплекс организационных и правоохранительных действий, направленных на организацию и непосредственное осуществление административно-правовой охраны общественного порядка, борьбу с преступлениями и другими правонарушениями, а также на выполнение других задач, стоящих перед данными подразделениями.

Аппараты и подразделения полиции ООП реализуют свои функции, осуществляя два неразрывно связанных вида деятельности: организационную и административно-исполнительскую. Организационная деятельность (организаторская работа) состоит в реализации комплекса функций управленческого характера, к числу которых относятся: определение объективно необходимых и научно обоснованных целей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; разработка структуры аппаратов и подразделений полиции ООП, функциональных обязанностей их сотрудников; управление деятельностью подчиненных аппаратов и подразделений по выполнению поставленных задач; их кадровое и материально-техническое обеспечение и т.д. При этом в организаторской деятельности выделяются два взаимосвязанных направления: внешнеорганизационное , заключающееся в осуществлении взаимодействия и координации деятельности рассматриваемых подразделений с другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами в охране общественного порядка и борьбе с преступностью; внутриорганизационное, объектом взаимодействия которого является административно-исполнительская деятельность аппаратов и подразделений полиции ООП. Это воздействие осуществляется путем: обеспечения выполнения личным составом функциональных обязанностей; управления его служебной деятельностью; подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров; планирования работы; выработки и принятия решений по расстановке сил и средств; контроля и проверки исполнения; обобщения и распространения передового опыта и т.д.

Сущность административно-исполнительской деятельности подразделений полиции ООП состоит в реализации функций по непосредственному практическому обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществлению профилактических и административно-правовых мер борьбы с правонарушениями, а также в выполнении других возложенных на нее функций.

Выполняя задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, подразделения полиции ООП принимают действенные меры по поддержанию надлежащего состояния общественного порядка на улицах, площадях, транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий.

Они осуществляют надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами решений органов государственной власти и управления по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; обеспечивают административно-правовую защиту от преступных посягательств и иных антиобщественных действий прав и законных интересов граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений; принимают меры к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии, а также в состоянии опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе; обеспечивают охрану имущества от повреждений и хищений, совершаемых в общественных местах, а также принимают меры к обеспечению сохранности найденных и сданных в полицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, к возврату их законным владельцам. В условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств сотрудники подразделений полиции ООП принимают самое непосредственное участие в спасении людей и имущества; привлекают население, а также транспортные и иные средства проведения спасательных и не терпящих отлагательства аварийно-восстановительных работ; организуют охрану государственного, общественного и личного имущества граждан, оказавшегося без присмотра.

Участвуя в деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, сотрудники подразделений полиции ООП выявляют лиц, представляющих интерес для оперативно-розыскных аппаратов; принимают меры к пресечению совершаемых преступлений, активно участвуют в их раскрытии и задержании преступников; осуществляют раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания; обеспечивают охрану и конвоирование задержанных и заключенных под стражу лиц; охраняют места происшествия и принимают меры к задержанию преступников по «горячим следам»; выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимают необходимые меры к их устранению.

Сотрудники подразделений полиции ООП, кроме того, осуществляют административно-правовую борьбу с нарушениями антиалкогольного законодательства, организуют работу по профилактике пьянства; выявляют лиц, занимающихся хищениями; предупреждают и пресекают иные правонарушения; принимают к нарушителям установленные законом меры; совместно с другими службами ОВД и во взаимодействии с государственными органами и общественными объединениями, проводят комплексные мероприятия по борьбе с пьянством, наркоманией, проституцией, нарушениями паспортных правил, правил пребывания в России иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, правил лицензионно-разрешительной системы и другими правонарушениями.

Введение 2

1. Общеправовые аспекты общественного порядка и общественной безопасности 3

2. Понятие административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. 6

Задача 23

Заключение 25

Литература 26

Введение

Ведущее место в общегосударственной системе обеспечения обще-ственного порядка и общественной безопасности, в борьбе с пре-ступностью занимает милиция. Она является составной частью системы Министерства внутренних дел РФ.

Закон «О милиции 1 » от 18 апреля 1991 г. закрепляет положение о том, что милиция является составной частью системы государст-венных органов исполнительной власти и призвана проводить за-коны в жизнь, т.е. организовать и практически осуществлять защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, ин-тересов общества и государства от преступных и иных противо-правных посягательств.

В современных условиях, исходя из ст. 2 Конституции РФ, со-циальное назначение милиции заключается в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, признании, соблюдении и защите прав и свобод чело-века и гражданина.

В то же время милиция является составной частью государст-венной системы социального обслуживания населения в сфере правоохраны и призвана обеспечивать организацию правомерного и безопасного поведения граждан, создавать для этого необходимые условия, например, регулировать дорожное движение, обеспечи-вать реализацию правил оборота гражданского и служебного огне-стрельного оружия, осуществлять оформление и выдачу гражда-нам заграничных паспортов.

Наряду с назначением и целями милицию характеризуют сред-ства, которые она использует для достижения поставленных целей. Этими средствами являются непосредственное принужде-ние, сила, причем в широком смысле — от простого прикосновения до насильственного лишения жизни (применения оружия). Предо-ставленное милиции ст. 1 Закона «О милиции» право применять силу для достижения законных целей — ее главная отличительная особенность, позволяющая милиции занять особое место в государ-ственной системе правоохраны.

1. Общеправовые аспекты общественного порядка и общественной безопасности

Правопорядок - одна из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, правила общественных организаций и др.). Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установленном в данном государстве порядке. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений Правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

Основу общественного порядка составляют отношения, склады-вающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха. 2

При этом общественные места можно отнести к трем категори-ям:

1) общественные места постоянного пользования — улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.;

2) обществен-ные места временного пользования — магазины, театры, стадионы и т.д.;

3) эпизодические общественные места — лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные меро-приятия, и т.д.

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы не-юридического характера (нормы морали, обычаи, правила культу-ры поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязатель-ные правила поведения, вводятся запреты на совершение опреде-ленных действий, устанавливается ответственность за правонару-шения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и ме-тоды деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного по-рядка.

Таким образом, общественный порядок — это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспече-ние условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого досто-инства и общественной нравственности.

К понятию общественного порядка тесно примыкает понятие общественной безопасности, которое рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с пра-вовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышен-ную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами социального или техногенного характера. 3

Состояние угрозы общественной безопасности может возни-кать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомо-бильного, железнодорожного и других видов транспорта, ведения строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодей-ствующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цвет-ного копирования, компьютерными системами и другими предме-тами и веществами.

Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного поряд-ка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядоче-нию движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы обще-ственной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных об-стоятельствах.

Реальную угрозу общественной безопасности представляют криминогенные факторы, преступность, а также криминальный террор в отношении представителей органов государственной влас-ти, в том числе милиции, налоговой полиции, других правоохра-нительных органов.

К числу угроз общественной безопасности относится незакон-ная деятельность политических партий, движений, общественных организаций, в том числе фашистского толка, религиозных изу-верских и иных подобных объединений; политический экстремизм и терроризм; действия, направленные на создание предпосылок для групповых и массовых нарушений общественного порядка, неповиновение властям и др. 4

Общественной безопасности угрожают дорожно-транспортные происшествия, аварии, катастрофы, выпуск на линию неисправ-ных транспортных средств, управление транспортными средства-ми в алкогольном или наркотическом опьянении; незащищен-ность личности, имущества от пожаров, имеющих широкое рас-пространение.

2. Понятие административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Глава 20. КоАП РФ устанавливает ответственность за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данный правонарушений является общественный порядок и общественная безопасность.

Рассмотрим классификацию данных правонарушений.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Под общественным порядком подразумевается система сложившихся отношений между членами общества, включающая в себя правила взаимного поведения, общения и проживания, которые установлены нормами действующего законодательства, основаны на нормах нравственности и возникают под воздействием обычаев и традиций. Общественная безопасность предполагает состояние, при котором сохраняются общественное спокойствие, неприкосновенность личности, целостность собственности, т.е. нормально функционируют все общественные институты.

С объективной стороны правонарушение представляет собой противоправное действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и общественную безопасность. 5

Перечень действий, при помощи которых можно совершить мелкое хулиганство, не исчерпывается сформулированными в ее диспозиции - нецензурной бранью и оскорбительном приставании к гражданам, что подчеркивается словами "или другие действия".

Мелкое хулиганство может совершаться в любой сфере общественной жизни: в быту, на работе; в любом месте, где находятся люди (общественное место): в квартире, на улице, в учреждении, на предприятии, в транспорте и т.д.

Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, если лицо сделало нецензурные или непристойные надписи в отсутствие людей или демонстративно нарушает своими действиями покой граждан в ночное время.

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

В соответствии со ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Указанные термины означают:

    "митинг" - массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни;

    "уличное шествие" - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам;

    "демонстрация" - публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспорантов и иных наглядных средств;

    "пикетирование" - наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления.

    Порядок организации и проведения вышеназванных публичных мероприятий установлен Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" и носит уведомительный характер.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 комментируемой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность при организации уличных шествий и демонстраций. 6

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, выражается как в действии, так и в бездействии, заключающемся в нарушении норм, устанавливающих порядок организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Например, необходимо квалифицировать как правонарушение непредставление уведомления о проведении массовой акции, или предоставление такого уведомления с нарушением установленных сроков, или составление уведомления с нарушением требований к форме его составления и т.д.общественного порядка; Обеспечение личной безопасности клиентов и персонала объекта... перечень внутренних нормативных актов, регламентирующих порядок обеспечения безопасности и защиты информации; обеспечивает строгое...

  • Законность, правопорядок и общественный порядок

    Закон >> Государство и право

    Со­циальную защищенность всех слоев общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью... общественные движения. 3.Общественный порядок Говоря о законности и правопорядке, нельзя не упомянуть общественный порядок , который регулирует общественные ...

  • Безопасность полетов

    Курсовая работа >> Военная кафедра

    Делу укрепления доверия общественности к авиации. Безопасность движения самолетов на... радиолокационных станций ПВО. а) Порядок использования радиолокационных средств ПВО. ... имеющимися техническими средствами. г) Порядок обслуживания. Если пилоту самолета" ...

  • Общественно -историческая ценность государства и права

    Реферат >> Государство и право

    Органы (милиция, прокуратура, служба национальной безопасности ).д) Армия. 3. Наличие налоговой системы. 4. Суверенитет... государство. Правовым государством называют такой общественный порядок , при котором осуществляется несколько основополагающих...

  • Каждый человек осознанно либо бессознательно в своей деятельности руководствуется теми или иными правилами. Они выступают в качестве образцов, моделей поведения. Все эти правила различны и по своему содержанию, и по способам возникновения. Однако объединяет их одна цель. Эти модели позволяют предупредить действия, разрушающие правопорядок и общественный порядок.

    Классификация норм

    По своему предмету регулирования правила можно разделить на две больших категории. К первой относят социальные нормы. За счет них формируется правопорядок и общественный порядок. Они координируют отношения между людьми и их группами. Во вторую категорию входят нормы технического характера. Они регулируют взаимодействие между человеком и окружающим его миром – техникой и природой.

    Социальные нормы

    Они выступают в качестве правил поведения, при соблюдении которых формируется общественный порядок. Существующие модели поведения иллюстрируют, как нужно поступать в тех или иных случаях. Социальные нормы регулируют отношения в обществе, выступая в качестве средства управления, необходимого условия для развития и жизни человечества. Таким образом, обеспечение общественного порядка зависит от непосредственного их действия.

    Технические нормы

    Эти модели указывают на то, как нужно вести себя в отношении разнообразных природных объектов, сложных и простых приспособлений, как формировать материальные ценности. В соответствии с тенденциями развития современного мира, в особенности в течение последних двух столетий, отмечается обострение экологической, сырьевой, ядерной, энергетической и ряда других глобальных проблем. В этой связи все больше технических норм переходят в разряд социальных, образуя качественно новый пласт. Эти новые модели позволяют регулировать взаимодействия между людьми в процессе исполнения ими технических инструкций и правил. Таким образом, они также косвенно регулируют общественный порядок. К таким нормам, например, относят предписания, действующие в сфере материального права, ПДД, стандарты по эксплуатации разного оборудования, ПТБ при хранении, транспортировке и использовании взрывчатых, отравляющих и прочих токсических соединений и так далее.

    Общественный порядок: понятие

    Необходимость установления надлежащих условий жизнедеятельности обусловливается самой природой социума. Он нуждается в стабильной, устойчивой системе отношений, дисциплине, правилах, предотвращающих такие правонарушения. Общественного порядка не существует в мире, где царит распущенность, безнаказанность, безнравственность. В теории государства и права установлено, что для любого способа производства материальных благ требуется упрочение социальных взаимодействий и связей. Без этого немыслима целеустремленная и совместная деятельность человечества. Что же представляет собой общественный порядок? Понятие в доклассовом обществе предполагало наличие у людей определенных традиций и обычаев. На основании их население вступало во взаимоотношения, выполняло ту или иную деятельность. После появления частной собственности, разделения труда, образования классов обеспечение охраны общественного порядка осуществляется посредством моральных и юридических норм, установленных государством.

    Суть явления

    Общественный порядок формируется из волевых взаимоотношений между людьми, проявляющихся в их поведении и действиях. Они выступают в качестве результата их сознательной деятельности. Государство и политическая система оказывают активное воздействие на отношения между людьми. Организация общественного порядка выступает в качестве одной из основных функций власти. Реализация этой задачи осуществляется посредством принятия определенных законов, контроля над их соблюдением и исполнением. Таким образом, общественный порядок в рамках государства представляет собой социально-юридическую категорию, основанную на отношениях между людьми при следовании ими установленным нравственным, моральным и прочим нормам. Неприкосновенность этой системы гарантируется властью. Суть явления формируют относительно устойчивые, закономерные, необходимые внутренние связи, которые присущи порядку и объединяют все его элементы в один комплекс.

    Взгляд на проблему

    Общественный порядок как систему социальных отношений и связей в литературе и законодательстве рассматривают в широком и узком смысле. В последнем случае речь идет о том, что установленные правила распространяются не на все существующие взаимодействия, а только на их определенную часть. Необходимость такого разделения обусловливается многообразием и разносторонностью отношений между людьми в каждой конкретной области, наличием особых юридических норм, направленных на регулирование этих связей.

    Кроме этого, следует учесть и установленные в законодательстве виды ответственности за подобные преступления. Общественного порядка не будет, если государство не предусмотрит определенные инструменты регулирования. Использовать их уполномочены далеко не все институты власти. Для их применения формируются соответствующие органы общественного порядка. Их компетенция, обязанности и возможности строго регламентированы законом. Вместе с этим в системе отводится особое место и для граждан. В охране общественного порядка в той или иной степени могут участвовать все люди, проживающие на территории страны. Однако население не обладает такими полномочиями, какими наделены разные инстанции. В этой связи безопасность и охрана общественного порядка людьми реализуются путем соблюдения установленных в законах предписаний и норм.

    Основные цели

    Рассматривая общественный порядок как социально-юридическую категорию, следует отметить обусловленность системы потребностями населения, удовлетворение которых происходит в процессе взаимодействия между разными людьми. Отношения складываются в соответствующих местах в ходе общения. Цель всей этой системы состоит в обеспечении спокойной для жизни человека обстановки, нормальных условий для отдыха и труда, деятельности организаций, учреждений, служб, инстанций, институтов власти.

    Общественные места

    В законодательстве нет четкого определения данного термина. Тем не менее в нормах предусматривается примерный перечень мест, относящихся к категории общественных. В него, в частности, входят:

    • Транспортные магистрали.
    • Парки.
    • Аэропорты.
    • Вокзалы.
    • Пристани.
    • Улицы.
    • Площади и так далее.

    В литературе общественное место определяется как территория, на которой происходит общение между людьми для удовлетворения разных жизненных нужд. Итак, данный термин связан с пребыванием на одной местности группы лиц. Нарушение общественного порядка, таким образом, будет затрагивать интересы других людей, находящихся с виновным лицом на одной территории. Это обстоятельство объясняет установление наказания за одно и то же деяние, совершенное в местах скопления людей и вне их. В первом случае оно будет рассматриваться как нарушение общественного порядка и повлечет за собой ответственность. Например, закон предусматривает наказание за распитие алкоголя в парке, на улице и т. д.

    Материальное содержание

    Этот элемент общественного порядка включает в себя реально существующие социальные отношения. В качестве материальной основы выступают:

    1. Экономический режим в стране.
    2. Политическое устройство государственного аппарата.
    3. Вид демократии.
    4. Действительные нужды и интересы населения (членов общества).
    5. Система взаимоотношений между людьми и необходимость в их регулировании.

    Волевой элемент

    Он проявляется в поведении лиц, которые принимают участие в охране общественного порядка, его формировании, поддержании. Волевые акты человека, выступая в качестве функции его психики, имеют тесную связь с реальностью и зависят от действительности. Те или иные действия, которые совершает индивид в области общественного порядка, могут соответствовать предъявляемым законом требованиям. За счет этого происходит упрочение социального положения в стране. Поведение человека может и противоречить установленным нормам. В этом случае его действия при определенных обстоятельствах расцениваются как преступления против общественного порядка.

    Субъективная воля проявляется в сознательном производстве поведенческих актов, необходимых человеку для достижения каких-либо целей. В данном случае особое значение имеет воспитание у личности уважительного отношения к установленным социальным нормам, посредством которых осуществляется поддержание и охрана общественного порядка. Государственная воля выражается в законодательных актах. Она является обязательной для всех. Правила и предписания устанавливают модели поведения людей, регулируют отношения между ними и прочие важные аспекты социальной жизни. За счет такого нормативного влияния на действия, поведение, то есть волю, участников взаимодействий осуществляется государственная охрана общественного порядка.

    Юридический аспект

    Нормы, которые действуют в сфере общественных отношений, координируют поведение граждан посредством:

    • Введения запретов на совершение действий, вызывающих негативные последствия для социума.
    • Установления правил, которые предписывают возможное или должное поведение людей.
    • Определения компетенции и регулирования деятельности уполномоченных на охрану порядка субъектов.
    • Установления ответственности за несоблюдение предписаний и запретов.

    Таким образом, нормативное регулирование охватывает достаточно широкий круг отношений, которые складываются между людьми в рамках общественного порядка.

    Конституционные предписания

    Нормы основного закона занимают ведущее место в сфере юридического регулирования отношений в рамках общественного порядка. Конституционные предписания не только выражают основные принципы государственного устройства и взаимодействия между субъектами. Они возлагают обязанность на граждан и объединения, должностных лиц, государственные и территориальные органы соблюдать установленные правила. В частности, на территории РФ запрещается формирование и функционирование организаций, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение и разрушение целостности строя страны, разжигание религиозной, национальной, расовой, социальной розни.

    Законодательные и подзаконные акты

    Они также играют немаловажную роль в обеспечении общественного порядка. Нормы, направленные на формирование нормальных и спокойных условий для жизнедеятельности населения и организаций, предусматриваются в Уголовном, Административном и других кодексах. Они также присутствуют в правительственных постановлениях и президентских указах, актах, принятых иными органами исполнительной и представительной власти субъектов и муниципальных образований.

    Мораль, обычаи и традиции

    Эти элементы существуют в обществе с давних времен. Они накладывают на людей определенные обязательства, выступают в качестве средств предупреждения любого преступления против общественного порядка. Мораль воспитывает человека в духе неуклонного и точного соблюдения закона, уважения достоинства и чести других людей. Она способствует развитию непримиримости к антиобщественным проявлениям, формированию добросовестного исполнения тех или иных обязанностей, ответственности и прочего. Вместе с этим моральные нормы являются основой для мер воздействия на тех, кто не соблюдает законодательство. Антисоциальные действия могут стать предметом обсуждения на собраниях товарищеского суда, трудового коллектива и так далее. От соблюдения моральных устоев и правил общежития во многом зависит состояние порядка в обществе, его прочность в рамках государства.

    Антисоциальные проявления: потенциальная угроза

    Чем более развитым и цивилизованным становится общество, тем сильнее в нем проявляется нетерпимость к разным разлагающим его действиям. В этом смысле все большее значение с течением времени приобретает соблюдение всеми людьми установленных норм поведения. Необходимость укрепления и поддержания общественного порядка обусловливается интересами государства, всего населения и каждого человека в отдельности. Установленные нормы отражают волю большей части людей, проживающих в стране, способствуют развитию и совершенствованию отношений между субъектами. Предписания охраняют законные интересы, свободы и права людей, организаций, предприятий, учреждений.

    Участие государства

    Вопросы, касающиеся укрепления и поддержания порядка в обществе, являются предметом заботы власти. Государство, особенно в современных условиях, уделяет внимание в первую очередь воспитанию у населения уважения к законам, правильного отношения к принимаемым нормам и действующим правилам. Первостепенное значение в деятельности власти уделяется искоренению нарушений в сфере трудовой дисциплины, предотвращению взяточничества и хищений, хулиганства, пьянства и прочих антисоциальных проявлений. Пристальное внимание направлено на защиту личности, стабилизацию ее положения в государстве, сохранность и обеспечение реализации экономических, политических и прочих прав и свобод. Вместе с этим усиливается и ответственность людей за свое поведение перед коллективом, властью, другими индивидами. Достижение поставленных целей осуществляется государством посредством последовательного внедрения мер воспитательного, организационного и законодательного характера. Они направлены на усиление прочности юридической основы жизни, дисциплины, борьбы с антисоциальными проявлениями.

    Инструменты воздействия

    Меры по укреплению порядка в обществе предусматриваются в отечественном законодательстве. В последние годы оно претерпело ряд существенных изменений. В частности, в 1991-м и в последующие за ним годы были приняты законодательные акты, которые непосредственно ориентированы на обеспечение порядка в стране и обществе, сохранение безопасности в государстве. К ним, в частности, относят ФЗ о:

    • о полиции;
    • чрезвычайных положениях;
    • оперативно-разыскной деятельности;
    • безопасности;
    • внутренних войсках МВД РФ и многие другие.

    Установление и поддержание социальной стабильности

    Охрана общественного порядка – это осуществление государственными институтами совместно с социальными объединениями разных мер, направленных на защиту жизни и здоровья, достоинства и чести, свобод, интересов людей, организаций, учреждений, должностных лиц, предприятий. Целью их применения выступает создание спокойной обстановки в населенных пунктах, благоприятствующей отдыху и труду, стабильной работе социальных объединений, государственных институтов, коллективов предприятий. Система мер включает в себя правовое регулирование – принятие уполномоченными инстанциями соответствующих актов, координирующих поведение населения, а также реализацию всеми субъектами этих предписаний.

    Практическое использование мер

    Оно выражается в деятельности уполномоченных органов по пресечению и предупреждению антисоциальных действий, привлечению виновных лиц к ответственности. Меры реализуются также посредством содействия компетентным объединениям и инстанциям в создании и поддержании нормальных условий для общения и взаимоотношений людей в ходе трудовой, производственной и иной разрешенной законом деятельности, а также при удовлетворении ими своих духовных и материальных нужд. Немаловажное значение в использовании инструментов воздействия имеет и обеспечении гарантий для исполнения обязанностей и осуществления прав всеми субъектами.

    Способы поддержания стабильности

    Комплексный и достаточно сложный характер сферы регулирования общественного порядка требует формирования разных методов его охраны. С учетом специфики нормативного регулирования и характера используемых мер различают несколько способов поддержания стабильности в государстве. К ним относят:

    1. Оперативно-разыскной метод. Этот способ предусматривает использование мер, направленных на раскрытие и предотвращение преступлений в рассматриваемой области. Такая деятельность также ориентирована на розыск и задержание лиц, которые скрываются от ответственности, следствия и суда.
    2. Административно-правовой способ охраны. Он предполагает применение мер организационного и нормотворческого характера. Инструменты административного воздействия позволяют пресекать и предупреждать правонарушения. Ответственность в этом случае проявляется в форме применения соответствующих взысканий к виновным.
    3. Уголовно-правовое регулирование. Этот способ реализуется посредством привлечения к ответственности и применения наказаний к виновным лицам в порядке, установленном в УК и УПК РФ.
    4. Гражданско-правовой метод обеспечения общественного порядка предусматривает использование средств для защиты интересов людей, организаций, предприятий от посягательств, связанных с причинением материального или морального вреда.

    Взаимодействие с другими сферами жизнедеятельности

    Общественный порядок имеет тесную связь с социальной безопасностью. Она, как это указано в юридических изданиях, состоит из отношений, которые касаются локализации (предотвращения) негативных для здоровья и жизни людей и их имущества действий и явлений, которые, в свою очередь, выступают в качестве последствий поведения отдельных лиц или действия природных сил. Отношения в сфере безопасности имеют свою специфику. Однако она не создает препятствий для соблюдения норм и правил поведения в социуме.

    Более того, укрепление общественного порядка способствует усилению безопасности отдельного человека и всего населения в целом. Для уяснения сущности указанных явлений особое значение имеет вопрос о соотношении их с еще одной сферой жизнедеятельности. Речь, в частности, идет о правопорядке. Его рассматривают как правильное, налаженное устройство и состояние чего-либо. Правопорядок и общественный порядок – две взаимосвязанных категории. Первая используется для характеристики состояния отношений в социуме, которое формируется при регламентации взаимодействий юридическими нормами и их реализации. Правопорядок и общественный порядок выполняют общие функции – устанавливают стабильность в социальной сфере.