Роль имен существительных в речи. Синтаксическая роль частей речи

Понятие об имени существительном. Признаки имён существительных. Разряды имён существительных

1. Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Основные признаки имени существительного.

Общее грамматическое значение — это значение предмета, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что? Это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно, а именно:

1) названия конкретных вещей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книга, порт-фель, кровать, лампа);

2) названия живых существ (чело-век, инженер, девочка, юноша, олень, комар);

3) названия различных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль);

4) названия различных явлений природы и общественной жизни (буря, мороз, дождь, праздник, война);

5) названия отвлечённых свойств и признаков (свежесть, белизна, синева);

6) названия отвлечённых действий и состояний (ожидание, убийство, бег).

Морфологические признаки имени существительного — это род, число, падеж, склонение. Имена существительные

1) принадлежат к одному из четырёх родов — мужскому, женскому, среднему, общему, но не изменяются по родам: океан, река, море ; см. ;

2) изменяются по числам: океан — океаны, река — реки, море — моря ;

3) изменяются по падежам: океан — океана, океану, океаном и т.д.; см.

Изменение по падежам и числам называется склонением . См.

Начальная форма существительного — именительный падеж единственного числа.

Синтаксические признаки: в предложении имена существительные чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения:

Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) — подлежащее ;
Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) — дополнение ;
Книга — хранилище знаний (Б. Полевой) — именная часть составного сказуемого ;
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) — несогласованное определение ;
Над седой равниной моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) — обстоятельство места ;
Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих (В. Лебедев-Кумач) — приложение .

Существительное в предложении может выступать в роли обращения (не является членом предложения): Люся , я тебя жду!

3. По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда:

  • нарицательные существительные — это существительные, которые называют класс однородных предметов: стол, мальчик, птица, весна ;
  • собственные существительные — это существительные, которые называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические названия), названия книг, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, названия кораблей, поездов, различных организаций, исторических событий и т.п.: Александр, Жучка, Россия, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка» .

Примечание . Собственные имена существительные имеют ряд особенностей.

1) Имена собственные могут состоять из одного слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри» ) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море ).

2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы ).

3) Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, кроме того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин», картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков» ).

4) Имена собственные не употребляются во множественном числе и не сочетаются с именами числительными (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли ). Город Набережные Челны.

5) Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные — в собственные, например: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифоло-гии) — нарцисс (цветок); Бостон (город в США) — бостон (шерстяная ткань), бостон (медленный вальс), бостон (карточная игра); труд — газета «Труд».

4. По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда:

  • конкретные — это существительные, которые называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными). Например: стол (столы, два стола ), ученик (ученики, два ученика ), гора (горы, две горы );
  • вещественные — это существительные, которые называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа — единственного или множественного; не сочетаются в количественными числительными; сочетаются со словами много, мало , а также с различными единицами измерения). Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха , но можно: много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха ), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязи , но можно: много грязи, мало грязи; два килограмма грязи ), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: пять чернил , но можно: много чернил, мало чернил, двести граммов чернил ), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: пять опилок , но можно: много опилок, мало опилок; полкилограмма опилок );
  • отвлечённые (абстрактные) — это существительные, которые называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или только множественное число, не сочетаются с количественными числительными). Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания ), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты ), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи ), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот );
  • собирательные — это существительные, которые называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными). Например: молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две молодёжи ), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два учительства ), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два зверья ), листва (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две листвы );
  • единичные — это существительные, которые являются разновидностью вещественных существительных. Эти существительные называют один экземпляр тех предметов, из которых состоит множество. Например: жемчуг — жемчужина, картофель — картофелина, песок — песчинка, горох — горошина, снег — снежинка, солома — соломина .

5. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

  • одушевлённые существительные, которые называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?: отец, мать, соловей, кошка, муха, червяк ;
  • неодушевлённые существительные, которые называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: страна, камень, смех, снег, окно .

Примечание . Иногда бывает трудно разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.

1) Одушевлёнными главным образом являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).

2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:

  • у одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе): В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.

Ср.: мать — вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец — вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);

  • у неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.

Ср.: страна — вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень — вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).

3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. Например, существительное полк обозначает совокупность людей, но это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк — здесь есть полк ). То же самое можно наблюдать на примере существительного микроб. С точки зрения биологии, это часть живой природы, но существительное микроб неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроб — здесь есть микроб ). Существительные мертвец и труп являются синонимами, но существительное мертвец является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу мертвеца — нет мертвеца ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп — здесь есть труп ).

Дополнительно:


Имя существительное

Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? (В грамматике предметом считается всё, чему наше созна­ние способно приписать различные признаки: качества, свой­ства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это ка­чества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто спо­собное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предмет­ности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существи­тельными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - пред­меты в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)

Начальная форма: (Н. Ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) Школа, дом, книга, тетрадь.

2.Постоянные признаки:


2) одушевлённые (отвечают на вопрос кто? )

Неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )

3) склонение (определяется по ед. Ч.) Существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.

4) существительные имеют три рода:

Мужской женский средний

Он (мой) она (моя) оно (моё)

Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:

1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)

2) по падежам:

Падеж Вопрос Единственное число Множественное число
И. Кто? Что? Друг, книга Друзья, книги
Р. Кого? Чего? Друга, книги Друзей, книг
Д. Кому? Чему? Другу, книге Друзьям, книгам
В. Кого? Что? Друга, книгу Друзей, книги
Т.. Кем? Чем? Другом, книгой Друзьями, книгами
П. О ком? О чём? О друге, о книге О друзьях, о книгах

3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.

Имя прилагательное

1. Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Какое? Чей?И обозначает признак предмета.

Начальная форма (Н. Ф.): И. П., ед. Ч., м. Р.

2.Постоянные признаки:

1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):

Качественные Относительные Притяжательные
1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характе­ристику по внешнему виду, весу, вели­чине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, Умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не пря­мо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагатель­ные и прилагательные с приставкой не-. 1) отвечают на вопрос Чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) Лисий, Шкура лисья Шарф (чей?) Мамин, отцов, братов

Непостоянные признаки:

1. Род (мужской, женский, средний),

2. Число (единственное, множественное)

3. Падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное

3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.

1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?

2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных


Сравнительная Превосходная
Простая (из одного слова) Составная (из двух слов) Простая (из одного слова) Составная (из двух слов)
Образ. С помощью – ее (-ей), - е, -ше Красивый + - ее = красивее (такие прил. Не изменяются) С помощью слов-частиц: Более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) Образ. С помощью Суффиксов – ейш- -айш-: Красивейш ий, глубочайш ее Составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. В обычной (исходной форме) Самый глубокий

1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? Что сделать?

2. Постоянные признаки: 1 ) вид

Совершенный несовершенный

(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)

2) переходность глаголов:

3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)

Смеяться, улыбаться.

Невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)

4) спряжение (1 или 2): (в рус. Яз. Есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)

–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.

Глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.

Помни: брить, стелить → к І спр.

Непостоянные признаки: 1) наклонение:

2) время: будущее(что буду делать? Что сделаю?)

Настоящее (что делаю? Что делают?)

Прошедшее (что делал? Что сделал?)

3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. Ниже)

Ед.ч. Мн.ч.
Лицо -у (-ю) (я) пою -ем, -им (мы) поём
Лицо -ешь, -ишь (ты) поёшь -ете, -ите (вы) поёте
Лицо -ет, -ит (он) поёт -ут(-ют), -ат(-ят) (они) поют

4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. Р., м. Р., ср.р.

Шла шёл шло

5)число (ед.ч. Или мн.ч.)


Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются

Сказуемым.

Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом

Предложения.

Образец морфологического разбора глагола:

Давно я так не смеялся.

1. (Не) смеялся – глагол, т. К. Обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?

Н. Ф.: смеяться.

2. Пост. Признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.

Непост. Признаки: в изъяв. Накл., в прош. Вр., в м. Р., в ед. Ч.

3. Синт. Роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)

Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

Личные:безличные

Он не читает ему не читается (не читалось)

Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти

Река шумит в ушах шумит

Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками

Начнет холодать
1.МЕСТОИМЕНИЕ

это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?

Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) Для местоимений указывающих на признаки

2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)

Разряд Местоимения (в И.п.) Как изменяются
Личные Я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. В Косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо По падежам, числам
Возвратные Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . По падежам
Вопросительные Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? По падежам
Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) По падежам
Неопределённые Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо По падежам
Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего По падежам
Притяжательные Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? По числам, родам, падежам
Указательные Этот, тот, такой, столько, таков По числам, родам, падежам
Определительные Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый По числам, родам, падежам

2) Лицо НЕ ДЛЯ

3) Род ВСЕХ

Непостоянные признаки:

1) падеж (кроме: каков, таков)

2) Род у местоимений указывающих

3) Лицо на признак.

3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.

Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) И указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. Д.

Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) И указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.

Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящи­ков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).

Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.

Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.

Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.

Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.


Имя числительное

  1. часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)

2.Пост. Пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.

Непост. Пр.: падеж

3.Синт. Роль: любым членом предложения

Правописание числительных

1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )

2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).

(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).

401 четыреста один (2 цифры 2 слова).

От 500 до 900

4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы

(кроме л).

NB! Полу... Всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая

(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:

С гласной (пол-арбуза )

С прописной (пол-Европы )

Л (пол - лимона ).

Числительные Особенности склонения
1. 1,2,3,4. Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум.
2. От 5 до 20+30 Как существительные 3 склонения } ед. Ч. И. П.: пять , Р. П.: пяти , Д. П.: пяти .
3. 40,90,100. 40- И., В. П,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. П.-о 40,90,100 -а.
4. 50-80 200-900 Склоняется каждая часть в слове: Пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам.
5. 1000 Как сущ. 1 склонения, но в Т. П. Числ. Тысячью Сущ. Тысячей.
6. 1000000 1000 000000 Миллион склоняются как существительные Миллиард 2 склонения.
7. Составные числительные Склоняются все части по своему образцу.
8. Порядковые числительные Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово.
9. Числительные Полтора-1,5 полтораста-150 И. П. - полтора, полтораста . Р. В. П. - полтора, полтораста. Д. Полутора Т. Полутораста П.

Наречие Образ. С помощью –ее (-ей), -е, -ше Больно + ей = Больней

С помощью слов: Более (менее) + наречие = более тонко Составная форма образуется с помощью местоимения всех + наречие в сравнительной степени Сделал лучше всех.

В предложении наречие бывает чаще всего:

1. Обстоятельством

2. Но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )

3. В безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .

Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.

Дефис пишется:

6. В наречиях с приставкой по- исуффиксами -ому, -ему. По -новому ,

По- осеннему

7. В наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски

8. В наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.

9. В наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.

10. Внаречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь

ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:

Бок о бок, точь-в-точь.

Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! Пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.


Причастие

(особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.

Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).

2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.

Обозначает признак, который обозначает признак, который

Создается действием самого создается у одного предмета

Предмета (летящий самолет, действием другово предмета.

Упавший мяч).

2)вид (совершенный, несовершенный).

3)время (настоящее, прошедшее).

4)возвратное или невозвратное.

Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).

3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ (Действительные причастия называют такое дейст­вие-признак, которое выполняется самим предме­том или лицом {ученик, прочитавший книгу; ветер, разго­няющей тучи).

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении

Цель: повторить изученное о морфологических признаках имени существительного, его роли в предложении;

формировать навыки правописания существительных;

воспитывать любовь к животным.

Оборудование: учебник, схемы, тексты, карточки со словами.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Слово учителя. Сообщение темы урока.

Добрый день, ребята. Сегодня я хочу начать наш урок со слов Евгения Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

Я произношу эти слова и вижу каждого из вас интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом своем уроке.

Из чего состоит наша речь? А каждое слово относится к какой-то части речи. Вот и сегодня мы поговорим об одной из частей речи.

Перед вами схемы, которые помогут нам вспомнить все, что мы изучили об имени существительном в начальных классах.

Что такое имя существительное? Какого рода бывают существительные?

Как изменяются?

Откройте учебник, прочитаем правило.

3. Закрепление изученного.

1. Работа с текстом.

Прочитайте текст, определите основную мысль. Откуда эти строки?

2. Словарная работа.

Армяк, желтизна, щедрость.

3 .Выборочный диктант.

Из 1 и 2 предложения выпишите сущ. Ж.р., м.р. и ср.р., определите число.

4. Физкультминутка .

А теперь, ребята, встали,

Дружно руки вверх подняли,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

5. Распределительный диктант.

Найти существительные в 1-го, 2-го и 3-го склонения в 3-ем предложении.

1скл. 2 скл. 3 скл.

Солома молоко кровать

Армяк

6. Самостоятельная работа.

(1)Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. (2)Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровать, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. (3)Осторожно откинув и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. (4)Бедной собачонке было всего недели три, глаза у нее прорезались недавно: один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась.

Выписать из 4-го предложения сущ., определить падеж.

Собачонке (Д.п.), глаза (И.п), из чашки (Р.п), недели

7. Синтаксическая пятиминутка.

Герасим взял собачонку за голову и пригнул ее мордочку к молоку.

Подчеркнуть сущ. Как члены предложения, (тест).

4. Итог урока.

Выставление оценок. Что узнали на уроке?

5. Домашнее задание.

Упр. 474.

6. Рефлексия.

Подчеркнуть нужное.

1.На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался интересным / скучным

4. Материал урока мне был понятен / не понятен

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы кто? что?: книга, кот, бег, доктор, дядя Федор.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Постоянные признаки

Склонение

Непостоянные признаки

План разбора имени существительного

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (Им. п. ед. ч.).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное: в) род; г) склонение:

3. непостоянные признаки: а) падеж; б) число.

III. Синтаксическая роль.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании учебника темы, посвященные имени существительному. С какими темами вы частично познакомились в начальной школе? Какие правила правописания существительных вы будете изучать?

2. Аукцион знаний. Рассмотрите таблицу. Назовите термины и понятия, известные вам из изученного ранее. Какие термины соответствуют им в украинском языке?

3. Запишите по 2 примера собственных имен существительных: названий планет, континентов, стран, морей, рек, озер, областей, городов, сел.

4. Используя материалы таблицы, определите склонение существительных страна, деревня, тетя, дядя, город, село, день, весть.

5. Проанализируйте окончания существительных, данных в таблице: игра (1-е скл.), дерево (2-е скл.), тень (3-е скл.). Запишите, какие окончания у существительных в указанных формах.

1-е скл.: Р. п. – … , Д. п. – …, П. п. – … ;

2-е скл.: П. п – … ;

3-е скл.: Р. п. – … , Д. п. – …, П. п. – ….

6. Измените по падежам слова: деревня (по образцу слова игра), город (по образцу слова дерево), весть (по образцу слова тень). Выделите окончания существительных.

7. Можно ли просклонять слова такси, жалюзи, какаду? Из упражнений § 6-7 выпишите 5 примеров подобных существительных

§11. Имя существительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевленные и неодушевленные

76 Анализ теоретического материала

1. Рассмотрите схему на с. 42. Что обозначает имя существительное?

2. Прочитайте теоретический материал параграфа и сверьте его с определением, которое дано в тексте упражнения 64. Что нового вы узнали об имени существительном?

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предметы окружающего мира (дом, стол), живые существа и растения (птица, сосна, мальчик), действия и состояния (бег, отдых), географические названия (Украина, Днепр), явления природы (вьюга, дождь).

Существительные имеют род (мужской, женский, средний), число (единственное, множественное) изменяются по падежам.

В предложении имя существительное может быть подлежащим

3. Задайте друг другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала. Победителем считается тот, кто задаст последний вопрос.

Прочитайте слова. Из каждой группы однокоренных слов выпишите имена существительные. Обозначьте в них морфемы.

Дальний, даль, далеко, отдалиться; белый, белизна, набело, побелеет; приехать, приезд, езда; просить, прошение, просьба.

78 Обучающее списывание

1. Спишите текст. Над каждым существительным напишите его род и число.

Днепр является самой большой речной системой Украины. Территория его бассейна занимает почти половину страны. Днепр – равнинная река, он имеет извилистое русло, множество островов и мелей.

Образует рукава. На всем протяжении реки сформирован каскад водохранилищ. Впадает река в Днепровский лиман Черного моря.

По С. Скляренко и Т. Иовлевой

2. Обозначьте у существительных корень, основу и окончание.

1. Рассмотрите репродукцию картины Э. Ханта “Сельский двор”. Запишите примеры одушевленных и неодушевленных существительных. По какому признаку вы их разграничивали?

2. Самостоятельно сформулируйте определение одушевленных и неодушевленных имен существительных. Сверьте свое определение с определением. данным в теоретическом материале параграфа (см. упражнение 80).

Э. Хант. Сельский двор. 1900-е годы

1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Что нового вы узнали об одушевленных и неодушевленных существительных?

Одним из морфологических признаков всех имен существительных является одушевленность / неодушевленность.

К одушевленным именам существительным относятся наименования живых существ: людей, животных, насекомых и т. д. Они отвечают на вопрос кто?: племянник, заяц, индюк, пчела. В винительном падеже одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кого?: Я никогда не видел (кого?) живых

К неодушевленным именам существительным относятся названия предметов и явлений неживой природы, растения и абстрактные понятия. Они отвечают на вопрос что?, дерево, дождь, книга, настроение. В винительном падеже неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?: Мы рассматривали (что?) замечательные

2. С вопросом какого падежа совпадает вопрос винительного падежа у одушевленных существительных? А у неодушевленных существительных?

81 Словообразовательная работа

1. От данных слов образуйте и запишите существительные с помощью указанных в скобках суффиксов. Какое значение словам придает каждый суффикс?

1. Украина, Мексика, живопись, летопись (-ец).

Баскетбол, теннис, футбол, гимназия (-ист).

Город, село, Париж, юг (анин/янин).

2. Покупать, исследовать, выключать, обогревать (-тель).

Огород, охота, чай, пар (-ник).

Колокол, палец, заяц, летать, пулемет (-чик).

2. Укажите заимствованные слова.

Обратите внимание!

В художественной литературе, особенно в поэзии, обращения часто адресованы неодушевленным предметам: Ветер-ветер, Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч (А. Пушкин).

Приписывание свойств и признаков одушевленных предметов неодушевленным – это олицетворение художественный прием.

Опишите картину Э. Ханта (см. упражнение 79), используя опорные фразы. Укажите падеж одушевленных и неодушевленных существительных.

На картине художника изображены…. На переднем плане мы видим…. Справа…. слева…. На заднем плане….

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите обращения, выраженные одушевленными (одуш.) и неодушевленными (неодуш.) существительными.

1. Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи (А. Пушкин). 2. Бабушка вы кошелек потеряли (Е. Пермяк). 3. Мальчики вы еще ровным счетом ничего ничего не понимаете в жизни! (И. Дик). 4. Здравствуй солнце да утро веселое! (И. Никитин). Кошеле́к

2. Выпишите два слова, в которых букв больше, чем звуков. Запишите их транскрипцию.

Это интересно

Лингвистическое понятие одушевленности / неодушевленности не всегда совпадает с биологическим представлением о живом и неживом. Например, в русском языке слова кукла, ферзь, воздушный змей, снеговик являются грамматически одушевленными существительными (совпадают формы родительного и винительного падежей), а слова толпа, молодежь, человечество – грамматически неодушевленными (совпадают формы именительного и винительного падежей).

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2. Выпишите одушевленные существительные. Перескажите текст, используя их в качестве опорных слов.

Детство… До дыр зачитанные романы Т. Майн Рида, Ф. Купера Ж Верна, Э. Сетона-Томпсона ну и конечно “Робинзон Крузо”

Как х..телось бы самому стать героем уд..вительных пр..ключений учас..ником д..леких заманчивых путешествий! Но как еще до этого д..леко. Мечты мальчишек нах..дили свой выход. Прочитанное пр..вращалось в увлекательную игру. Каждое воскресенье они выезжали за город там это были уже не гимназисты а индейцы и путешественники, Робинзоны и Пятницы сл..допыты и разве..чики. Они разж..гали костры пекли картошку в п..рячей золе варили уху пропахшую г..рьковатым дымком строили шалаши н..чевали в лесу играли в разные игры зимой катались на лыжах.

По Г. Гроденскому

4. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова. Как называется этот способ образования слов?

1. Прочитайте предложение. Выразите его смысл своими словами тремя разными способами.

2. Запишите составленные предложения.

Как хотелось бы самому стать героем удивительных приключений (Г. Гроденский).

86 Устное сочинение

Вариант 1. Героем какой книги или фильма вы хотели бы стать? Опишите эпизод, в котором вы хотели бы участвовать.

Вариант 2. Представьте себе: вы участвуете в кинопробах и стараетесь убедить режиссеров в том, что именно вы должны играть роль в этом эпизоде. Описывая эпизод, постарайтесь объяснить причины, по которым вы хотели бы быть его героем.

Учись учиться, учись общаться, учись жить Как держать себя и как убеждать

1. Говорите уверенно.

2. Будьте дружелюбны.

3. Акцентируйте внимание на положительном.

4. Уважайте мнение собеседника.

5. Не спорьте ради спора.

Проверьте свои знания

Найдите неточность в утверждении.

1. К одушевленным относятся только имена существительные, обозначающие живых существ.

2. Грамматически одушевленность проявляется в совпадении форм именительного и винительного падежей.

Какие морфологические признаки имен существительных вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42, укажите известные вам признаки у существительных младенец, на статуе, о животных.

1. Спишите текст упражнения 84, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

2. Сделайте фонетический разбор слова разведчики.