Понтий Пилат – биография, фото, личная жизнь прокуратора Иудеи.

Установила в Иудее свое прямое правление. Возглавлять провинцию стал , которого, впрочем, правильнее будет называть префектом. Исследователи установили, что наместники Рима стали именоваться прокураторами лишь во II веке, а до этого их называли именно префектами. Этот наместник обладал широкими полномочиями, хотя и подчинялся проконсулу Сирии. Понтий Пилат стал пятым по представителем римской власти, занявшим эту должность по предписанию императора Тиберия.

Имя «Пилат» представляет собой, по всей видимости, прозвище, которое часто носили римляне. Обычно оно подчеркивало некую отличительную особенность его владельца. Существует версия, согласно которой это имя происходит короткого метательной оружия – дротика, то есть фактически «тот, кто метает копье». Не вполне ясно, получил ли это прозвище прокуратор за личные военные заслуги или по наследству.

Источники описывают Пилата жестоким и высокомерным правителем, свысока относившимся к народу подчиненной Риму Иудеи. Прокуратор не раз оскорблял чувства верующих, с пренебрежением и презрением высказываясь о религиозных взглядах иудеев. Пилат неоднократно использовал храмовые не по назначению, хотя они были предназначены для возведения в Иерусалиме водопровода. Действия прокуратора не раз приводили к волнениям среди населения Иудеи.

Чем знаменит Понтий Пилат

В историю Понтий Пилат вошел отнюдь не благодаря своим успехами в деле управления отдаленной провинцией Рима. Его имя прямым образом связано с событиями, относящимися к смерти Иисуса Христа, плотника из Назарета, которого считают Богом, принявшим человеческий облик и пришедшим в мир для спасения заблудшего . Именно Пилат по требованию иудейских первосвященников принял решение, которое обрекло Иисуса на тяжкие муки и смерть .

Враги Иисуса сами приняли решение лишить его жизни, но по существующим законам не могли привести приговор , пока его не утвердил римский наместник. Авторы Евангелий повествуют о том, что первосвященники после ночного судилища привели Иисуса ко двору Понтия Пилата и настояли на том, чтобы прокуратор своей властью утвердил смертный приговор. Судьба Христа оказалась в руках римского наместника.

Согласно легенде, Пилат поначалу хотел отпустить Христа, подозревавшегося в сеянии смуты среди иудеев, перед этим примерно его наказав. Но первосвященники, увидевшие в Иисусе прямую угрозу своему правлению, настоятельно требовали, чтобы Пилат, наделенный всей полнотой власти, приговорил проповедника к распятию. После долгих сомнений прокуратор переменил свое решение и приказал казнить Иисуса вместе с двумя разбойниками.

Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus; др.-греч. Ποντίος Πιλάτος). Римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н.э. (в ряде источников - прокуратор; игемон), римский всадник (эквит).

Время и место рождения Понтия Пилата не известно.

О Понтии Пилате известно, что в 26 году н. э. римский император Тиберий назначил его правителем провинции Иудея. Эту должность могли получить лица, принадлежавшие к привилегированному сословию всадников (второе сословие в государстве после сенаторского).

До этого Пилат, судя по всему, участвовал в войнах. Также делал политическую карьеру в качестве военного трибуна.

Пилат проживал в портовом городе Кесария. В его распоряжении был небольшой штат служащих: писцы, сопровождающие и посыльные. Пилат командовал пятью пешими когортами, каждая из которых была численностью от 500 до 1 000 человек, а также конницей, состоявшей приблизительно из 500 всадников.

Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

На время правления Понтия Пилата в Иудее пришлось знаковое для христиан событие: казнь Иисуса Христа.

Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался казнить Иисуса Христа, в чем был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.

Описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор.

Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху».

Наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна: «Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, - да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18:29-38).

Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса Христа подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца), поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

После того как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал Его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить Его. Иисуса отвели во двор и, сняв с Него одежду, били. Затем одели Его в шутовской наряд царя - багряницу (плащ царственного цвета), возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), дав в правую руку трость, ветку («царский скипетр»). После этого воины стали насмехаться над ним - вставали на колени, кланялись и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на Него и били тростью по голове и лицу.

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа, был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов): 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами и 21 - с одним концом.

Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в Нём никакой вины, достойной смерти (Лк. 23:22). Второй раз это было сделано после Его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав, что Иисус уже наказан Пилатом.

«Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!» (Ин. 19:4-5).

В словах Пилата «се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Сам вид Христа после поругания над ним стал исполнением одного из пророчеств 21 мессианского псалма: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7).

Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: « Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?».

При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор - приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25).

Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21:1-9) - отсюда выражение «умыть руки».

Имя Понтия Пилата - одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, ...распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» - указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Иудею Понтий Пилат покинул после жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую им. В 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Есть версия, что он покончил жизнь самоубийством. Но историческая достоверность этих данных сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству.

По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как: ...]S TIBERIÉVM ...PON]TIVS PILATVS ...PRAEF]ECTVS IVDAE. Это может быть фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

В ходе проведения раскопок рядом с городом Бейт-Шемеш был обнаружен вымощенный камнем участок древнеримской дороги протяжённостью около 150 м и шириной до 6 метров, на котором нашли монеты, отчеканенные римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в 29 г. н.э.

Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum.

Личная жизнь Понтия Пилата:

Жена - Клавдия Прокула (лат. Claudia Procula) . В греческой, коптской и эфиопской церквах она причислена к лику святых.

В византийском православии её память совершается 27 октября (по юлианскому календарю). Эфиопская церковь совершает память Клавдии Прокулы вместе с её мужем Понтием Пилатом 25 июня.

В Евангелии от Матфея упоминается, как во время суда над Иисусом жена Пилата, не называемая по имени, послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19). Больше сведений о жене Пилата в канонических текстах не содержится.

Об обращении жены Пилата в христианство сообщает ряд христианских авторов: Афанасий, Августин Блаженный, Иоанн Малала и другие. Относительно характера сна жены Пилата мнения богословов разделились - часть считала что он был был от Бога, а другие - от дьявола.

1959 - «Бен-Гур» - Фрэнк Тринг
1961 - «Царь царей» - Хурт Хетфилд
1964 - «Евангелие от Матфея» - Алессандро Клеричи
1972 - «Пилат и другие» - Ян Кречмар
1973 - «Иисус Христос - суперзвезда» - Барри Деннен
1977 - «Иисус из Назарета» - Род Стайгер
1986 - «Дело Назаретянина» - Харви Кейтель
1988 - «Последнее искушение Христа» -

1989 - «Мастер и Маргарита» - Збигнев Запасевич
1994 - «Мастер и Маргарита» -

1999 - «Иисус» - Гэри Олдмен

2000 - «Иисус Христос - суперзвезда» - Фред Йохансон
2005 - «Мастер и Маргарита» -

2006 - «Страсти Христовы» - Христо Шопов
2008 - «Пилат» - Скотт Смит
2010 - «Бен-Гур» - Хью Бонневилль
2016 - «Бен-Гур» - Пилу Асбек



На протяжении 2000 лет, историки, писатели, художники пытаются разглядеть и изучить образ этого человека. Его имя мы ежедневно произносим в молитве «Символ Веры» - «… распятаго же за ны при Понтийстем Пилате» … Даже люди, далекие от Церкви и никогда не читавшие Евангелие, знают о Понтии Пилате по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Что же из себя представлял человек, отправивший на Голгофу Спасителя?

Понтий Пилат. Фрагмент картины Христос перед Пилатом Михая Мункачи

Немного истории

Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus) - пятый римский прокуратор (правитель) Иудеи c 26 по 36 годы н.э., римский всадник (эквит). Его резиденция располагалась во дворце, построенном Иродом Великим, в городе Кесарии, откуда он и управлял страной.

Вообще, о Понтии Пилате известно не так много. Сегодня одним из важнейших источников о нём являются Евангелия и труды римского историка Иосифа Флавия. Есть также письменные свидетельства таких историков, как Тацит, Евсевий Кесарийский и Филон Александрийский.

По некоторым сведениям, Понтий Пилат родился в 10 году до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне г. Лион, Франция). Pontius - это, по всей видимости, родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев. Он был женат на незаконной дочере императора Тиберия и внучке императора Августа Октавиана Клавдии Прокулы (она позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю)) . Являясь покорнейшим слугой тестя-императора, Пилат отправился вместе с женой в Иудею, чтобы стать её новым римским префектом. На протяжении 10 лет, он управлял этой страной, предотвращал назревающие восстания и подавлял бунты.

Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный… развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал». О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Как указывают историки, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда. Налоговый и политический гнёт, провокации, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся.

Своё правление на Святой Земле Пилат начал внесением в Иерусалим штандартов с изображением императора. Так он попытался продемонстрировать своё презрение к евреям и их религиозным законам. Но чтобы не подвергать напрасному риску римских солдат, эта операция была проведена ночью. И когда утром жители Иерусалима увидели римские знамёна, солдаты были уже в своих казармах. Эта история очень подробно описана Иосифом Флавием в «Иудейской войне». Побоявшись самовольно убрать штандарты (по всей видимости, этого только и ждали легионеры в своих казармах), жители Иерусалима отправились в Кесарию для встречи с прибывшим новым наместником Рима. Здесь, по свидетельству Иосифа Флавия, Пилат был непреклонен, ведь убрать штандарты было равносильно оскорблению императора. Но на шестой день демонстрации, то ли в силу того, что Пилат не хотел начинать вступление в должность массовым избиением мирного населения, то ли ввиду особых инструкций из Рима, он приказал вернуть штандарты в Кесарию.

Но настоящий конфликт между иудеями и римским наместником произошёл после принятого Пилатом решения построить в Иерусалиме акведук (водоканал, сооружение для централизованного снабжения города водой из загородных источников) . Для осуществления этого проекта прокуратор обратился за субсидированием к казне Иерусалимского Храма. Всё бы обошлось, если бы Понтий Пилат добился финансирования путём переговоров и добровольного согласия казначеев Храма. Но Пилат совершил беспрецедентный поступок - нужную сумму он просто изъял из казны! Понятно, что со стороны еврейского населения этот недопустимый ход спровоцировал соответствующую реакцию - восстание. Это стало поводом к решительным действиям. Пилат «распорядился переодеть (в штатскую одежду) значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем». Легионеры окружили толпу, и после того, как приказ разойтись был проигнорирован, Пилат «подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение».

Следующее сообщение о жестокости Пилата содержится в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13:1). Очевидно, что речь шла об известном в то время событии - резня прямо в Иерусалимском Храме во время уставного жертвоприношения...

Однако Понтия Пилата стал одним из самых известных в истории не благодаря своей жестокости или постройке иерусалимского акведука. Все его жестокости и коварства затмил единственный поступок – суд над Иисусом Христом и последовавшая казнь. Из Священного Писания нам определённо известно, что Господь был приговорён к смерти именно Пилатом, представлявшим в то время высшую римскую власть в Иудее. Смертный приговор был также приведён в исполнение когортой римских солдат. Спаситель был распят на Кресте, а распятие на кресте - это римская традиция смертной казни.

Суд над Иисусом Христом

В канун иудейской Пасхи Пилат получил от синедриона приглашение в Иерусалим на праздник. Его временной резиденцией в Иерусалиме являлась претория, которая, вероятно, находилась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Претория представляла собой обширные и великолепные палаты, где находилось не только жилище Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов. Перед преториею находилась также небольшая площадь, где областной правитель производил суд. Именно сюда доставили Иисуса для суда и вынесения приговора.


Резиденция Пилата в Иерусалиме - претория

Предварительное «дознание» в доме Анны

Всё начинается в ночь с четверга на пятницу, когда Иисуса Христа взяли под стражу в Гефсиманском саду после его моления о чаше. Сразу же после ареста Иисуса привели в синедрион (высший судебный орган иудеев). Сначала Христос предстал перед Анной.

Великий Синедрион состоял из 71 судей. Членство в синедрионе было пожизненным. Мы знаем имена только 5 членов иерусалимского синедриона: первосвященник Каиафа, Анна(утративший к тому времени права первосвященства) , святые праведные Иосиф Аримафейский, Никодим и Гамалиил. До покорения Иудеи римлянами Синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя. Возглавлял синедрион первосвященник Каиафа. Среди членов суда, имевший большой вес, был также бывший первосвященник Анна, находившийся до Каиафы во главе синедриона свыше 20 лет. Но даже после отставки он продолжал активно участвовать в жизни общества Иудеи.

С Анны начался суд над Иисусом Христом. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Но с учетом того, что решение синедриона подлежало утверждению римским прокуратором, нужно было найти такие обвинения, которое возбудили бы у римского правителя политические опасения. Бывший первосвященник хотел подвести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в заговоре мятежа и руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Анна начал спрашивать Христа о его учении и его последователях. Но Иисус разрушил план отставного первосвященника: Он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Т.к. предварительное дознание не удалось, Анна, не имея власти вынести приговор, отправил Христа к Каиафе.

Заседание синедриона в доме Каиафы

Первосвященник Каиафа хотел смерти Спасителя и больше других приложил сил, чтобы исполнить это. Сразу же после воскрешения Лазаря он, опасаясь, что все уверуют в Иисуса, предложил убить Спасителя: «вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:49–50).

В ту ночь в доме Каиафы и во дворе было многолюдно. Состав первого заседания синедриона, собравшегося судить Спасителя, был неполным. Отсутствовал Иосиф из Аримафеи и Никодим. Первосвященники и старейшины пытались ускорить суд, чтобы подготовить всё необходимое для другого, утреннего полного заседания синедриона, на котором они могли бы официально вынести Иисусу смертный приговор. Они спешили всё «провернуть» за пятницу, т.к. следующий день был субботний - заседание суда проводить запрещалось. Кроме того, если суд и исполнение приговора не будут произведены в пятницу, придется ждать неделю из-за празднования Пасхи. А это могло вновь нарушить их планы.

Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (для обвинения в глазах иудеев) и подстрекательство к бунту (для обвинения в глазах римлян). «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:57–60). Без свидетелей судебное решение невозможно. (Господь, дав на горе Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор. 17:6).)

Наконец пришли два лжесвидетеля, которые указали на слова, произнесенные Господом при изгнании торгующих из храма. При этом они злонамеренно переиначили слова Христа, вложив в них другой смысл. В начале Своего служения Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:18–19). Но и такое приписанное Христу обвинение не было достаточным для серьезного наказания. Иисус не произнес ни единого слова в Свою защиту. Таким образом, ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, основания для смертного обвинения так и не нашло. Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника. Каиафа обратился к Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос - Сын Божий?» Христос не мог не отозваться на эти слова и ответил: «Ты сказал!» то есть: «Да, ты верно сказал, что Я - обещанный Мессия» , и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных.» Слова Христа разозлили первосвященника и, разодрав свои одежды, он сказал: «На что еще нам свидетелей, вот, теперь вы слышали богохульство Его!» И все осудили Иисуса за богохульство и приговорили Его к смерти.

Но решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу обвиняемого должен был решать только прокуратор.

Суд Пилата


Иисус Христос на суде у Пилата

Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Представителю римской власти принадлежало право утвердить или отменить приговор синедриона, т.е. окончательно решить участь Узника.

Суд Пилата - описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) - поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Согласно евангелистам, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Иудеи, увидев желание Пилата уйти от ответственности и не участвовать в том деле, с которым они пришли, выдвинули против Иисуса новое обвинение, имевшее чисто политический характер. Они сделали подмену - только что оклеветав Иисуса и осудив Его за богохульство, представили теперь Его Пилату опасным для Рима преступником: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2). Члены синедриона хотели перевести дело из религиозной области, которая Пилата мало интересовала, в политическую. Первосвященники и старейшины надеялись, что Пилат осудит Иисуса за то, что Он считал Себя Царем Иудейским. (Со смертью в 4 году до Р. Х. Ирода Старшего титул царя Иудеи был уничтожен. Управление перешло римскому наместнику. Реальное притязание на власть Царя Иудейского по римским законам квалифицировалось как опасное преступление.)

Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов. Но наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна.


«Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, - да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.» (Ин.18:29-38)

Основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский?» Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа - «ты говоришь», что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами.

Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19).


Бичевание

Прежде чем окончательно уступить иудеям, Пилат приказал подвергнуть Узника бичеванию. Прокуратор, как свидетельствует святой апостол Иоанн Богослов, повелел это сделать воинам, чтобы унять страсти иудеев, вызвать у народа сострадание ко Христу и угодить им.

Иисуса отвели во двор и сняв с него одежду били. Удары наносились тройными бичами, на концах которых были свинцовые шипы или кости. Затем Его одели в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), дали в правую руку трость, ветку («царский скипетр») и возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), шипы которого впивались в голову Узника, когда воины били Его тростью по голове. С этим соединялись моральные страдания. Воины глумились и надругались над Тем, Кто вмещал в Себе полноту любви ко всем людям - вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь Иудейский!» , а после плевали на него и били тростью по голове и лицу (Мк.15:19).

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов - Втор.25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами и 21 - с одним концом.


Окровавленного Христа в терновом венце и багрянице Пилат вывел к иудеям и сказал, что не находит в Нём никакой вины. «Се, Человек!» (Ин. 19:5), - произнес прокуратор. В словах Пилата «Се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Но народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать «да будет распят».


На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата

Видя это, Пилат вынес смертный приговор - приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» . На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9)...

После распятия

В текстах раннехристианских историков можно найти сведения, что спустя 4 года после казни Назарянина прокуратор был низложен и сослан в Галлию. Что касается дальнейшей судьбы Понтия Пилата после отъезда из Иудеи в конце 36 года, никаких достоверных сведений не имеется.

Сохранилось множество гипотез, которые, несмотря на различие деталей, сводятся к одному - Пилат закончил жизнь самоубийством.

По некоторым сведениям, Нерон подписал распоряжение о казни Понтия Пилата как приспешника Тиберия, после того как тот был сослан в Галлию. По всей видимости, никто не смог заступиться за бывшего римского прокуратора Иудеи. Единственный покровитель, на которого Пилат мог рассчитывать, - Тиберий - к этому времени умер. Существуют также легенды, согласно которым воды реки куда бросили Пилата после совершенного им суицида, отказались принять его тело. В конце концов, согласно этому повествованию, тело Пилата пришлось бросить в одно из высокогорных озёр в Альпах..

Апокрифы о Понтии Пилате

Имя Понтия Пилата упоминается в некоторых раннехристианских апокрифах II века.

Многие апокрифы допускали даже, что Пилат впоследствии раскаялся и стал христианином. К числу таких псевдодокументов, датируемых XIII века относятся «Евангелие от Никодима», «Письмо Пилата Клавдию Кесарю», «Возношение Пилата», «Письмо Пилата Ироду Тетрарху», «Приговор Пилата».

Примечательно, что в Эфиопской Церкви помимо жены прокуратора Клавдии Прокулы, к лику святых причислен и сам Понтий Пилат.

Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат - центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940). Сын короля-звездочета, жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат по прозвищу Золотое Копье появляется в начале 2-й главы: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Изучив роман можно сделать вывод, что образ Понтия Пилата очень противоречив, он не просто злодей и трус. Он человек, которого социальные условия, сложившиеся до него держат в определенных рамках. Михаил Булгаков в своем романе показал прокуратора как жертву, как человека терзающегося муками совести. Пилат наделен сочувствием к Иисусу, в проповедях которого он не видит никакой угрозы общественному порядку.

Суровый, хмурый, но и не лишенный человечности игемон, готовый отказать синедриону в осуждении странного проповедника из Назарета, он все-таки посылает Иешуа на распятие. Он даже ссорится из-за праведника с иерусалимским первосвященником. Однако страх быть обвиненным в том, что он покрывает врагов кесаря, к которым священники отнесли Назарянина, заставляет его пойти против совести… Казнь Иешуа Га-Ноцри становится главным событием в жизни Пилата и Совесть не даёт прокуратору покоя всю оставшуюся жизнь. Он не может избавиться от видения казненного Иешуа и мучается две тысячи лет, мечтая встретиться с Ним. Вот, собственно, и все, что мы узнаем из романа Михаила Булгакова.

Образ булгаковского Пилата одинок, в романе ничего не говорится о жене игемона Клавдии - единственным другом всадника является преданный пёс Банга.

У Булгакова в романе очень много отступлений от Евангелия. Так, перед нами иной образ Спасителя - Иешуа Га-Ноцри. Вопреки изложенной в Евангелии длинной родословной, восходящей к роду Давидову, ничего не известно ни об отце, ни о матери Иешуа. У него нет братьев. «Я не помню моих родителей» , – говорит он Пилату. И еще: «Мне говорили, что мой отец был сириец...» Писатель лишает своего героя семьи, быта, даже национальности. Убирая все, он формует одиночество Иешуа...

В числе существенных изменений, внесенных Булгаковым в евангельское предание, – иИуда. В отличие от канона, в романе он не апостол и, следовательно, не предавал своего учителя и друга, поскольку ни учеником, ни другом Иешуа не был. Он – профессиональный соглядатай и доносчик. Это его форма заработка.

В романе «Мастер и Маргарита» всё сосредоточено на опровержении сути Евангельского События – Страстей Христовых. Сцены казни Иешуа Га-Ноцри лишены непомерной жестокости. Иешуа не мучили, не издевались над ним, и умер он не от мук, которых, как видно из текста, и не было, а был убит по милости Понтия Пилата. Нет и тернового венца. И бичевание заменено одним ударом бича кентуриона Крысобоя. В романе нет и тяжкого несения креста. И крестного пути, стало быть, фактически нет. Есть повозка с тремя осужденными, смотрящими вдаль – туда, где их ждет смерть, на шее каждого из них доска с надписью «Разбойник и мятежник». И еще повозки – с палачами и необходимым, увы, рабочим инвентарем для произведения казни: веревками, лопатами, топорами и свежеотесанными столбами… И все это отнюдь не потому, что солдаты добры. Просто им – и солдатам и палачам – так удобней. Для них это будни: у солдат – служба, у палачей – работа. Царит привычное, незаинтересованное равнодушие к страданию и смерти – со стороны властей, римских солдат, толпы. Равнодушие к непонятному, непризнанному, равнодушие к подвигу, состоявшему зря… Иешуа казнен не распятием гвоздями на кресте, символе скорби, как Иисус Христос (и как было предсказано пророками), а просто привязан веревками к «столбу с поперечными перекладинами. В смертный час нет не только группы апостолов и женщин, скорбно застывших вдали (по Матфею, Марку и Луке) или плачущих у подножия креста (по Иоанну). Нет и толпы, насмехающейся и кричащей:«Если ты Сын Божий, сойди с креста». У Булгакова: «Солнце сожгло толпу и погнало ее обратно в Ершалаим» . Нет и двенадцати апостолов. Вместо двенадцати учеников – один Левий Матвей… А что говорит Иешуа Га-Ноцри, умирая на кресте? В Евангелии от Матфея:«… около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Илu, Илu! ламa савахфанu? То есть: Боже мой, Боже мой! для чего ты меня оставил?» Похожая фраза в Евангелии от Марка. У Иоанна короче, одно слово: «сказал: совершилось». У Булгакова последнее слово казнимого: «Игемон...»

Кто же он такой – Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита»? Бог? Или человек? Иешуа, которому, кажется, открыто все – и глубокое одиночество Пилата, и то, что у Пилата мучительно болит голова, заставляя его помышлять о яде, и то, что гроза будет позже, к вечеру… Иешуа ничего не знает о своей судьбе. У Иешуа нет божественного всеведения. Он человек. И это представление героя не богочеловеком, а человеком бесконечно беззащитным...

Придется признать, что Булгаков сочинил другого Пилата, не имеющего ничего общего с историческим прокуратором Иудеи Понтием Пилатом.

Словосочетание «Понтий Пилат» известно, пожалуй, каждому образованному человеку. Однако, чего греха таить, для большинства людей основными источниками информации

о носителе данного имени остаются роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и евангельские тексты Нового Завета. Хотя о Понтии Пилате писали такие авторитеты как Иосиф Флавий, Филон Александрийский, римский историк Корнелиус Тацит. Существуют также апокрифические толкования, рукописи Евсевия Кесарийского, наконец, позднейшие находки археологов и историков.

А посему есть возможность немного дополнить хрестоматийный образ знаменитого римлянина или, если угодно, слегка «протереть» его - чересчур много лака скопилось на чеканном профиле железного претора за без малого две тысячи лет.

Оговоримся сразу: гипотезы, версии, домыслы неизбежно, подобно плющу, оплетают биографии известных людей, а таких персонажей как Пилат – в особенности. Поэтому всякое суждение о нем является, в той или иной мере, компиляцией различных мнений, и корректность любого утверждения зависит от того, насколько плотно эти мнения «прилегают» друг к другу, если, конечно, речь не идет об узкопрофессиональном анализе.

Понтий Пилат (Pontius Pilatus) - аристократ из клана Понтиев, римский всадник (существовало такое сословие), пятый прокуратор Иудеи. По латыни «pilatus» означает «копьеносец».

Дата рождения, впрочем, как и дата смерти, точно неизвестны.

По романтической легенде Пилат родился вне брака от царя Майнца – Тира. Стало быть, германец.

По более прозаической версии Пилат родился в обычной римской, хотя и знатной, семье, получил достойное образование и благодаря личным качествам дослужился до поста прокуратора. Впрочем, женат он был на незаконной дочери императора Тиберия, внучке императора Августа – Клавдии. Безусловно, данное обстоятельство не могло не способствовать его дипломатической карьере.

Исторически же карьера Пилата начинается в 26 году (все приводимые даты от Рождества Христова), когда Тиберий назначил его прокуратором Иудеи на смену Валерию Грату.

Заметим, в 1961 году в Кесарии была найдена каменнная плита с выбитой на ней надписью, датируемой периодом правления Пилата. Из текста следует, что Понтий Пилат (как и все наместники Рима в данном регионе с 6 по 41 годы), занимал все же должность не прокуратора, но префекта. Кстати, обнаружение упомянутой плиты явилось лишним и неоспоримым доказательством самого существования чиновника по имени Понтий Пилат.

Строго говоря, Пилат правил не только Иудеей, но также Идумеей и Самарией и, по некоторым данным, был шестым по счету прокуратором. Однако, порядковый номер - вопрос спорный. Посему, а также для краткости и по привычке, мы, подобно древнейшим историкам, будем называть преемника Валерия Грата по-булгаковски просто: «пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат».

В должности прокуратора он просуществовал десять лет, c 26 по 36 годы, достаточно долго по тем временам, что косвенно свидетельствует о его компетенции. Хотя у каждого «эффективного менеджера» есть и обратная сторона, о чем чуть ниже.

Вместе с мужем в проблемную провинцию прибыла и Клавдия Прокула, что было нехарактерно для жен чиновников подобного ранга. Обычно жены прокураторов оставались на родине, дома, у окошка.

Проживали супруги в Кесарии Приморской, в резиденции римских правителей, что примерно в ста километрах от Иерусалима. В столице у Пилата также был свой дворец - «преторий» (бывший дворец царя Ирода), куда он периодически наведывался по делам службы. Основными должностными обязанностями прокуратора были: олицетворение власти Рима, обеспечение общественного порядка, надзор за поступлением податей, отправление правосудия.

После знакомства с традиционными источниками, образ Понтия Пилата вызывает скорее симпатию: мятущийся, с нарушенной цельностью, однако волевой и сильный человек, пытается преступить сложившиеся обстоятельства по некоему внутреннему зову... Это импонирует.

И все же (по многочисленным данным светских исследователей) Пилат был жесток, коварен, беспощаден.

К иудейскому народу относился крайне высокомерно и с нескрываемым презрением. Возможно, в присные времена подобная «динамичность» характера была вполне обоснована и даже целесообразна, но по факту - правление Пилата зиждилось на лжи, провокациях, насилии и казнях. Любое противодействие неотвратимо каралось.

Пилат был первым прокуратором, посягнувшим на святая святых всех евреев - на их религиозное чувство;

тогда как политика Рима того времени на подчиненных территориях была подчеркнуто веротерпимой и весьма аккуратной в подобных деликатных вопросах. Тем не менее, Пилат Понтийский неоднократно допускал самовольные уклоны и даже крены по отношению к «генеральной линии».

Одним из первых демаршей свежеиспеченного прокуратора стал небезызвестный казус «со щитами и знаменами»: прибывшие в Иерусалим на зимние квартиры легионы вошли в город со щитами и штандартами, на которых были явлены изображения римских кесарей. Между тем по иудейским понятиям, исключавшим какие бы то ни было изображения человека, это было прямым оскорблением народа и глумлением над религией: римляне кощунственно внесли в Святой Город языческие символы собственной власти. Разумеется, Пилат прекрасно ведал, что творит; более того, все было проделано в ночное время и безо всякого предварительного уведомления. Проще говоря, столичных жителей поставили перед фактом.

Это вызвало колоссальный эффект: на следующий день огромные толпы народа отправлялись в Кесарию, чтобы лично обратиться к прокуратору с протестом. Несмотря на всевозможные встречные угрозы, иудеи действовали бескомпромиссно, демонстрируя готовность немедленно умереть, только бы не терпеть подобных притеснений.

Их противление было настолько мощным, что даже такому непримиримому типусу как Понтий Пилат пришлось уступить: имперские символы были вынесены из Иерусалима и возвращены обратно в Кесарию.

Хотя, скорее всего, лишь страх перед возможным гневом императора Тиберия способствовал подобному разрешению конфликта, однако сути это не меняет: провокация, пусть и с неудачным финалом, была проведена.

Другой пример.

Будучи истинным римлянином, Пилат обожал созидать. В частности, он вознамерился построить в Иерусалиме акведук, по которому вода в город должна была поступать из отдаленных источников, преодолевая расстояния до четырехсот стадий. Однако на благое начинание требовались средства.

В бюджете таких средств не было. Ничтоже сумняшеся, прокуратор изымает требуемую сумму из жертвенных денег святилища Храма (так называемый «корбан»).

Разумеется, иудеи были в шоке. Они окружили стройплощадки, яростно протестуя и препятствуя проведению работ. Надо ли говорить, что беспорядки были безжалостно пресечены с огромным числом жертв, а также избитых и покалеченных.

Казалось бы, ничего особенного, обычная практика.

Но соль данного примера в следующем: предвидя активную реакцию населения, Пилат решил не использовать в подавлении войска, но внедрил в толпу переодетых в гражданское провокаторов, несущих под одеждой кнуты, дубинки и тому подобные средства. По условному сигналу началась спецоперация по разгону митингующих с самыми печальными для них последствиями. Очень характерный эпизод.

В письме к императору Калигуле (сменившем Тиберия) номинальный царь Иудеи Ирод Агриппа Первый так характеризует личность и правление Пилата: «... от природы жестокий, самоуверенный, неумолимый... погрязший в лихоимстве, бесчинствах, злобе... беспреpывных казнях без сyда... ужасной и бессмысленной жестокости» (цитата по Филону Александрийскому).

Исторической доминантой биографии Понтия Пилата несомненно являются суд над Иисусом Христом и казнь Спасителя.

Существуют два подхода к пониманию того, что же все-таки произошло в самом начале Новой Эры.

Первый подход – канонический, описанный в Новом Завете; другой – скептически-аналитический, скажем так, который если не опровергает, то подвергает серьезным сомнениям общепринятую христианскую трактовку.

Итак, согласно Канону (кратко, насколько возможно), Иисус проповедовал в Иерусалиме, увлекая за собой множество людей, считавших его Мессией. Приход Мессии был предначертан Ветхим Заветом - израильтяне ждали его, истово веря в неизбежность пришествия. Слухи о новоявленном проповеднике распространялись с неимоверной быстротой, популярность Иисуса росла, что не могло не тревожить местное духовенство. В конце концов, Христос был схвачен и изолирован. Его обвинили в богохульстве, ереси, организации массовых беспорядков и прочем, сопутствующем тому. «Самозванец» был судим Синедрионом (высшим судебным органом иудеев) и приговорен к смерти.

В довершение приговор должен был утвердить римский наместник, то есть, Понтий Пилат. Ознакомившись с делом, прокуратор не усмотрел в речах и поступках подсудимого смертных преступлений и призвал Синедрион пересмотреть приговор. Однако те и слышать не хотели. Пилат настаивал, троекратно увещевал, но все безрезультатно: «Распни его!», - скандировала толпа. Пилат вынужденно уступил, оставшись все же при особом мнении: он буквально умыл руки перед народом, демонстрируя свою непричастность к предстоящему.

Иисус Христос был подвергнут бичеванию и в страшных мучениях казнен через распятие на кресте.

Скептики сомневаются: на главный вопрос прокуратора - "Ты Царь Иудейский? ", - Иисус прямо не отвечает, но и не отрицает категорично («Ты говоришь...»), чем косвенно подтверждает свое мессианство и, тем самым, автоматически присваивает себе царский титул. Самостийная претензия на власть по римским законам - тяжкое преступление. Более того, это чревато очередным бунтом. Неудивительно, что Пилат отправляет смутьяна на Голгофу с глумливой надписью на кресте "Иисус Назаретянин Царь Иудеев".

О каких колебаниях со стороны прокуратора может идти речь?

Власть Пилата в Иудее де-факто была абсолютной, и если бы он хотел освободить или помиловать кого бы то ни было, то не стал бы испрашивать разрешения у орущей, презираемой им толпы.

Если учесть, к тому же, особенности нрава Всадника Золотое Копье, то приведенный эпизод выглядит просто нонсенсом, тем паче, что ранее имели место гораздо более серьезные прецеденты.

Или так: почему римские солдаты глумились и издевались над тем, кому Пилат втайне симпатизировал, а двое других осужденных за реальные преступления обошлись без предварительного истязания?

Почему толпа до такой степени ненавидит Иисуса, что готова помиловать убийцу, нежели того, кому еще недавно пела осанну как царю и устилала путь своими одеждами?

Доводов много, не всегда бесспорных, но в сухом остатке звучит категорично следующее: почему Пилат противился казни Иисуса?

Действительно, с точки зрения имперского чиновника, прокуратор повел себя нелогично. Слова и дела назаретянина несли угрозу религиозным и государственным устоям Иудеи, сиречь, территории, вверенной попечению римского наместника. Любая смута, а тем более социальный взрыв, гарантировали серьезные неприятности, в первую голову, самому прокуратору. С чего же Пилату было защищать смутьяна и бродягу, если это не влекло никакой пользы ни для себя, любимого, ни для Римской Империи?

Наоборот, неизбежно следовало обострение отношений со строптивыми иудеями и, что гораздо хуже, с римским начальством.

А может, именно поэтому, именно в пику Синедриону и ненавистному первосвященнику Каиафе, супротивничал Пилат? Допустим.

Но стоит ли овчинка выделки? Сомнительно...

Истинно верующие хмыкнут: Пилат защищал не безумного самозванца, претендующего на роль Мессии, но самого Спасителя! Как распознал? Имеющий душу да почувствует. Понимать надо...

Что тут скажешь? Вера начинается там, где кончается знание. И наоборот. Во всяком случае, ни один из источников не дает внятного ответа на главный вопрос: зачем Пилату все это было нужно? Да будь Иисус тысячу раз невиновен, Пилат сдал бы его и не поморщился – с его-то послужным списком и отношением к правосудию! Ну не из-за головной же боли и розового масла, в конце-то концов.

Короче, фактически - неясно.

Парадоксально, но именно центральное событие в жизни Понтия Пилата дает меньше всего достоверной информации об этом человеке.

После описанных событий Пилат Понтийский еще более трех лет правил Иудеей. Вопреки апокрифическим взглядам стиль его правления не изменился, и народные волнения продолжали периодически вспыхивать по разным поводам. Однако произошло событие, последствия которого прокуратор, мягко говоря, недооценил.

Большое число самаритян собралось на священной для них горе Гаризим с целью отыскать священные сосуды, которые (по уверениям некоего проповедника) там закопал еще Моисей. В общем, это была обычная религиозная церемония, однако собравшая огромное количество верующих.

Пилат, очень не любивший подобных сборищ, приказал разогнать толпу. Была учинена самая настоящая резня, унесшая множество жизней, в том числе и очень влиятельных членов самаритянской общины.

Представители Верховного совета Самарии немедленно обратились к консулу Виталлию (имперскому легату Сирии и непосредственному начальнику прокуратора), умоляя спасти людей от ужасов пилатовского правления.

Терпение Рима лопнуло. Очередное превышение власти было налицо. Неистовый всадник был отстранен от должности и срочно отозван в метрополию для дачи объяснений.

К прежнему месту службы пятый прокуратор Иудеи уже не вернулся.

И это – последнее, что более или менее достоверно известно о человеке по имени Понтий Пилат.

Обстоятельства смерти бывшего прокуратора исключительно легендарны.

Историки и теологи единодушны лишь в том, что Пилат покончил с собой. Одни считают, что экс-прокуратор до Рима не доехал, а банально зарезался в дороге собственным кинжалом. Другие уверяют

(и это самая распространенная версия), что Калигула, преемник императора Тиберия, сослал Пилата в Вену, где тот и свел счеты с жизнью. Нравоучительная легенда продолжает эту тему: тело самоубийцы пытались утопить в водах Тибра, а позднее – Роны, но безуспешно: реки не принимали его, буквально «выталкивали» труп на поверхность. И все-таки его удалось схоронить в безвестном альпийском озере.

С тех пор и до наших дней каждый год в пятницу перед Пасхой у воды появляется томящийся призрак, и в тщетном стремлении очиститься, все умывает и умывает свои бесплотные, обагренные кровью руки...

4 448

В истории нередко правда превращается в легенду, и ее перестают считать правдой. А потом приходит какой-нибудь человек, с точки зрения окружающих наивный и легковерный, и говорит: «А что, если легенда содержит в себе здравое зерно? А что, если ей поверить?»

Так случилось сто с лишним лет назад, когда Шлиман, о котором мы с вами уже говорили, поверил в то, что Троя, описанная Гомером в поэме «Илиада», существовала на самом деле, и отправился ее искать. Он шел по следам гомеровских героев и отыскал место, где стоял этот великий город.

Нечто похожее произошло и во время поисков другого древнего героя, вернее, антигероя Библии, римского наместника в Иудее Понтия Пилата. Ничем он себя не прославил ни до, ни после казни Иисуса Христа, пришел из безвестности и в безвестность сгинул. Но его слово, его решение умыть руки изменило историю всей земли.

Так как очень многие ученые и сегодня думают, что на самом деле Иисуса не было – это, так сказать, собирательный образ, сложившийся в памяти потомков из образов нескольких учителей и пророков, проповедовавших на рубеже нашей эры, – то и существование Понтия Пилата вызывает сомнение. А был ли такой политик и администратор в Римской империи?

Можете мне поверить, уже две тысячи лет исследователи перелопачивают римские архивы, к сожалению сохранившиеся довольно плохо, чтобы не упустить ни одного слова, ни одного упоминания о Понтии Пилате. Но нашли немного. Правда, можно с уверенностью утверждать, что Понтий Пилат наверняка существовал и действительно служил в Иудее.

Но откуда он появился, узнали лишь недавно английские ученые.

И если говорить об исторических сенсациях, о разгадке тайн, которым уже много сотен лет, то история Понтия Пилата окажется на переднем плане.

Англичане обратились к старинным хроникам, а также к римским надписям – ведь Англия некогда была римской колонией, ее завоевал еще Юлий Цезарь, и там служили многие римские полководцы, набирались опыта в войнах с шотландцами и ирландцами, непокорными сынами Альбиона.

В 13 году до нашей эры в Каледонский лес на юге Шотландии прибыл римский отряд. В тех краях заканчивалась власть римлян. Шотландцы, которые жили севернее, никому не подчинялись и нападали на римские гарнизоны.

Римский правитель Англии послал в те края центуриона Понтия, для того чтобы он наладил добрые отношения с шотландским королем Металланусом. Понтий прибыл в столицу короля Фортингэлл. А так как король был не очень богатым и могучим, то и столица его была, очевидно, простым замком, окруженным деревенскими домиками.

Самым знаменитым местом в Фортингэлле считался тис.

Тисовое дерево схоже с можжевельником. Оно растет очень медленно и может прожить тысячи лет. Тис в Фортингэлле был одним из самых старых деревьев в Шотландии. Считалось, что ему уже две тысячи лет.

Вот под этим деревом римский центурион и встретил племянницу шотландского короля Илию и влюбился в нее без памяти.

Тем временем римляне с разрешения Металлануса построили поблизости небольшую крепость, и Понтий командовал ее гарнизоном. Видно, отношения Понтия с королевской семьей были добрыми.

По крайней мере, король не стал возражать против свадьбы Илии и римского офицера.

А вскоре случилась беда. Илия родила мальчика и умерла при родах. Так в те времена случалось нередко.

Мальчик остался сиротой. Он рос в римской крепости и играл под древним деревом.

Мальчик подрос, когда центуриону подошло время уезжать из Шотландии. Отношения Понтия с королем были настолько хорошими, что тот послал с ним своего сына Мансутеуса. Он хотел, чтобы принц научился в Риме всем наукам.

Понтий – имя редкое, и английские историки сразу же заподозрили, а не тот ли это Понтий Пилат, о котором говорится в Евангелии? Тем более что родившемуся в 10 году до нашей эры мальчику, сыну Понтия, было бы во время событий, описываемых в Библии, столько же лет, сколько наместнику Иудеи.

Откуда же возникла вторая половина имени?

Ученые полагают, что это произошло из-за того, что маленький Понтий окончательно осиротел – его отец умер вскоре после возвращения в Рим. И тогда мальчику дали войлочную шапку. Такая шапка называлась «пилатус», и носить ее мог только глава семьи. Если бы эту шапку по наследству получил взрослый, никто бы на это и внимания не обратил. Когда же главой семьи стал десятилетний мальчик, в этом обращении звучало сразу и уважение, и некоторая ирония.

Так прозвище стало частью имени. Второго такого в Риме не найти. Можно быть почти уверенным в том, что речь идет именно о том человеке, которого описал Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».

Понтий Пилат пошел на государственную службу и в сорокалетнем возрасте получил высокий пост наместника римской провинции. Удачно сложилась и судьба его друга, принца Мансутеуса, который оказался очень способным и так понравился в Риме, что его направили домой, утвердив не только шотландским королем, но и римским губернатором, что случалось очень редко – как правило, римляне не доверяли знати из покоренных провинций.

Понтий Пилат плохо завершил свою карьеру в Иудее, хотя и сумел прославиться на века.

Впрочем, в тот день, когда это случилось, никто в мире не подозревал, что наместник подписывает себе приговор на вечные времена. А уж меньше всего думал об этом сам Пилат, для которого, скорее всего, те события были обычными и совершенно незначительными.

Конечно, вы знаете, что случилось, но все же я вам напомню – никогда не вредно еще раз прочесть о том, что должен знать любой культурный человек.

Священники Иерусалима, которые пользовались в городе властью не меньшей, чем сам царь Ирод, испугались растущего влияния Иисуса Христа. Они увидели в нем угрозу своему господству в стране. И, обвинив проповедника в святотатстве и бунте против властей, схватили и привели его к Понтию Пилату. Обвиняли Христа в том, что он якобы хотел разрушить Иерусалимский храм и называл себя сыном Божьим. Нашли свидетелей, и хотя Христос не стал оправдываться, но и не признался в преступлениях, судьба его, казалось, была решена.

И вдруг перед обвинителями Христа возникла преграда в лице Понтия Пилата. Он поговорил с Христом и, судя по всему, убедился в том, что тот ни в чем не виновен. Но римскому наместнику надо было оставаться в сносных отношениях с верхушкой иудейского общества. И тогда он схитрил – велел отправить узника к царю Ироду, пускай тот разбирается и берет ответственность на себя. Но Ирод оказался еще хитрее Пилата и, как пишет евангелист Лука, не добившись от Христа никаких чудес, под крики первосвященников велел избить его и, переодев, чтобы не видно было следов пыток, отправил обратно к римлянину. Причем воспользовался этим случаем для того, чтобы поправить свои отношения с Римской империей. Евангелист пишет: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собой, ибо прежде были во вражде друг с другом». Что за сговор случился между двумя владыками, мы, очевидно, никогда не узнаем.

Хотел того Пилат или нет, договорился ли он уже с Иродом или остался один на один со своей совестью, но он продолжил допрос Иисуса и после допроса заявил иудейским фарисеям, что считает Христа невиновным и, более того, собирается воспользоваться своим правом – в честь еврейского праздника Пасхи помиловать одного из приговоренных к смерти. А кроме двух разбойников к смерти был приговорен еще и Варавва, которого обвиняли в восстании против властей. Пилат сказал: «Давайте освободим Христа».

Вы бы послушали, какой шум подняли жрецы- фарисеи и их приспешники, которые прибежали ко дворцу наместника!

И тут Понтий Пилат совершил демонстративный поступок, о котором рассказывается только в Евангелии от Матфея: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови праведника сего».

Ох и хитер был Пилат! Какая школа дипломатии в столице покоренного народа! И Римская империя чиста, и первосвященники получили на растерзание, кого хотели.

Неприятности у Пилата начались после казни Христа. Несмотря на его лукавую политику, вскоре в Иерусалиме вспыхнуло восстание против римлян. Пилат жестоко подавил его, чем вызвал неудовольствие Рима. Прекрасный дипломат – и вдруг такое безрассудство! И когда после этого Пилат устроил резню в племени самаритян, Рим решил пожертвовать недостаточно гибким наместником. Есть такой старый закон: «Не бывает плохой церкви, но есть плохие священники». И если дела в колонии идут неладно, то надо показать на виноватого, которого можно отправить под суд, чтобы все видели, как мы боремся за справедливость!

Видно, репутация у хитроумного Пилата была такой плохой, что его не только отозвали домой, но и велели ждать суда.

И тут Пилату повезло. Умер император Тиберий, который и издал этот строгий указ. Суд не состоялся, но имущество наместника, видно нажитое неправедным путем, было конфисковано, с государственной службы его выгнали, и Пилат покинул Рим.

Он уехал на север, туда, где сейчас располагается Франция.

Дальнейшие события его жизни граничат с легендой, с нравоучительной притчей, поэтому нельзя утверждать, что было именно так.

Но существуют средневековые французские хроники, в которых говорится, что к старости Понтий Пилат осознал свои грехи и принял христианство – стал одним из первых христиан среди знатных римлян.

Более достоверно то, что Понтий Пилат возвратился в Англию, где Шотландией правил друг его детства.

Король Мансутеус принял его как брата и поселил в своем замке. Легенды гласят, что Понтий Пилат проповедовал христианство по всей Англии и достиг в том немалых успехов. Из хроник известно, что он умер 5 июля 55 года, то есть прожил шестьдесят четыре года – немало по тем временам.

Как подвижника и святого человека, Понтия Пилата якобы похоронили в Фортингэлле под древним тисом.

Этот тис сохранился до наших дней. Теперь рядом с ним стоит небольшая церковь.

Тис, возраст которого насчитывает уже четыре тысячи лет, похож скорее не на дерево, а на переплетение узловатых стволов, одни из которых отмерли тысячи лет назад, а другие дают новые побеги.