Окончить школу экстерном можно, но стоит ли? Зачем нужна школа-экстернат и каким бывает экстернатурное обучение.

Как одновременно сдать школьные выпускные экзамены, подготовиться к вступительным и избежать при этом нервных перегрузок? Все больше старшеклассников и их родителей отвечают на вопрос однозначно: экстернат.

Новый век диктует: хочешь жить достойно — получай высшее образование. Не секрет, что поступить в престижный вуз без специальной подготовки невозможно. Знания выпускников обычных средних школ часто не отвечают ни требованиям школы высшей, ни требованиям современной жизни. Экстернат — хороший способ освободить время для подготовки к поступлению в вуз. Неслучайно за последние десять лет количество экстернов выросло почти в двадцать раз.

Аттестат они получают без особых пометок — такой же, как их сверстники из обычных школ. Правда, там может быть указано меньшее количество предметов, но основные (русский язык, литература, физика и т. п.) будут обязательно.

Законодательные парадоксы

Официально экстернатом называется такая бесплатная форма обучения, когда ребенок большую часть времени занимается самостоятельно, а в школу приходит только сдавать экзамены — не более 12 за год. Согласно Положению об экстернате ученик может участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой, посещать лабораторные и практические занятия. Кроме того, он вправе рассчитывать на двухчасовую консультацию по каждому предмету перед экзаменом. На этом участие школы в образовании ребенка заканчивается. Однако экстернат в чистом виде не очень популярен.

В действительности помимо консультаций педагоги обычно настоятельно рекомендуют дополнительные занятия, но за деньги. Здесь уже в силу вступает статья 45 Закона РФ "Об образовании", согласно которой школа может оказывать платные услуги. Родители и ученики считают подобное обучение платным экстернатом, хотя официально такого понятия не существует. В этом случае два-три раза в неделю дети приходят в школу и прослушивают лекции учителей.

Третий вариант — экстернат + платный интенсив (те же лекции). Его-то чаще всего и выбирают старшеклассники. Они за год проходят школьную программу 10-11-го класса или за полгода — 11-го класса. Нередко предметы изучаются блоками: сначала — химия, потом — география и т. д. Материал обычно дается в сжатом виде, остальное доучивать приходится самостоятельно.

По словам Анны Андрияновой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы №96 (с экстернатом), 10-11-й классы за один учебный год проходят 64% всех экстернов. Действительно, очень удобно иметь после окончания школы целый год для подготовки к поступлению в вуз.

Другой точки зрения придерживается Татьяна Агашина, заместитель директора по экстернату школы №346: "Я бы советовала отдавать детей в экстернат по программе 11-й класс за полгода. В расписании 10-го класса еще есть новые предметы. Например, ученики осваивают стереометрию, о которой до этого понятия не имели. Если ребенок в 10-м классе получит необходимые базовые знания, то пройти 11-й за полгода ему не составит особого труда".

Наконец, совсем недавно стали появляться своеобразные гибриды экстерната и подготовительных курсов. По такой программе занимаются, например, учащиеся базовой школы при экономическом факультете МГУ и слушатели Учебно-научного центра довузовского образования при МГУ.

Игорь Кривченков, директор Учебно-научного центра довузовского образования: "Утром наши ученики слушают лекции по непрофилирующим дисциплинам общеобразовательной школы, а после обеда в тех же классах начинаются занятия подготовительных курсов. Экстернат в этом случае — не более чем легкий способ получить аттестат о среднем образовании. Учителя понимают, что главное для их подопечных — сдать вступительные экзамены в вуз. Обучение в экстернате бесплатное, родители оплачивают только подготовительные курсы, причем могут выбрать столько предметов, сколько необходимо для поступления ребенка в вуз. Занятия на курсах ведут преподаватели разных факультетов МГУ".

На коротком поводке

Не забудьте документы: оригинал "Личного дела" из старой школы, оригинал аттестата (для старшеклассников), паспорт, несколько фотографий 3х4

Для многих школа-экстернат — настоящее спасение. Исследования показывают, что рабочий день добросовестного ученика старших классов, который выполняет все домашние задания, длится 16 часов. А ведь многие еще занимаются на подготовительных курсах и с репетиторами...

Преподаватели считает, что в подростковом возрасте адаптация ко всему новому происходит очень быстро, и особых трудностей, связанных с переходом на экстернат, обычно не возникает. К тому же во многих школах есть психолог, к которому при необходимости ученик может обратиться.

Кроме того, экстернат помогает заранее адаптироваться к вузовской системе обучения. Домашние задания здесь проверяют редко, зато на лекции надо ходить регулярно, готовиться к промежуточным и выпускным экзаменам тоже. Все это значит, что человек действительно должен быть готов к постоянной самостоятельной работе.

Однако многим ученикам, несмотря на осознанный выбор вуза, не хватает мотивации, они еще не умеют правильно планировать время. Даже если старшеклассник очень целеустремленный, а родители не привыкли вмешиваться в его жизнь, им придется взять ситуацию под контроль — хотя бы на несколько месяцев.

Ольга Владимирова, мать бывшего экстерна: "Цель достигнута — сын учится в МГУ. В аттестате — хорошие оценки, и получены они без лишней головной боли, хотя я помню, что временами ему приходилось тяжело. Да и нам было сложно постоянно "держать руку на пульсе".

Иногда на помощь родителям приходят современные информационные технологии: в некоторых экстернатах на каждого ученика заводят персональную веб-страничку, доступную родителям через интернет.

Как выбрать школу экстернат?

Все зависит от ваших целей. Двоечник, который идет в экстернат, потому что не справляется с программой общеобразовательной школы, вряд ли заинтересован в качественных знаниях. Ему бы только получить официальный документ о среднем образовании, а где именно — вопрос десятый. Старшеклассники же, которые собираются поступать в вуз, подходят к выбору экстерната особенно тщательно.

Учиться экстерном можно в государственной и негосударственной школе. В первом случае цена — около 500 долл. за полгода, во втором — от 1000 долл. Но дороже — не обязательно значит лучше. Качество лекций всегда зависит от педагогов.

Поэтому нужно обратить внимание на то, какие учителя ведут предметы, необходимые для поступления в вуз, если есть возможность — поговорить с ними лично. Алексей Парфенов, выпускник экстерната при школе №199: "У нас был замечательный преподаватель химии. На его лекции я ходил с удовольствием, знал, что это не только интересно, но и полезно — и не жалею об этом. Сейчас учусь уже на четвертом курсе Российского химико-технологического университета им. Менделеева".

Учителя экстернов знают о планах своих подопечных, и не станут предъявлять к гуманитарию слишком строгих требований по физике или биологии. Однако необходимые базовые знания в хорошем экстернате дадут по всем предметам. Если же выпускник, который собирается в гуманитарный вуз, искренне верит, что "Ом" — это такой журнал, а эбонитовая палочка — инфекционное заболевание, можно сказать наверняка, что он учился в плохом экстернате.

Обязательно поинтересуйтесь, предусмотрена ли итоговая аттестация в форме ЕГЭ. Ситуация с единым экзаменом меняется ежегодно, и, если руководство школы ссылается на недостаточное количество информации, при сдаче ЕГЭ в таком экстернате могут возникнуть проблемы.

Лучшим же критерием выбора сегодня, как и десять лет назад, остается рекомендация бывших учеников. Если среди ваших знакомых таких нет, можно воспользоваться современным вариантом "сарафанного радио" — интернет-форумами.

Кто учится в экстернате

Вопреки распространенному мнению, это не только круглые отличники и отпетые двоечники. Экстернат — идеальная форма обучения для одаренных ребят, которым приходится часто уезжать: музыкантов, спортсменов, цирковых артистов. Есть дети, которые не могут учиться в обычном режиме по состоянию здоровья или из-за конфликтов с учителями, одноклассниками.

Наконец, приезжать в школу только на экзамены могут дети, чьи родители работают за границей. Они, кстати, иногда проходят итоговую аттестацию не за год, а за целую ступень обучения — например, за всю начальную школу.

"Ребенок учится в седьмом классе. В этом году почувствовали, что учебные нагрузки заметно возросли. К тому же он серьезно занимается спортом. Времени катастрофически не хватает, устает, к вечеру буквально валится с ног. Друзья советуют перевести его на обучение экстерном. Возможно ли это в обычной школе?"

Андрей Бакунин


Владимир Раздин, заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы:
"По закону РФ "Об образовании" любой ребенок в любой школе может перейти на такую форму обучения, как экстернат. Никаких ограничений (возрастных, по успеваемости и пр.) нет.
Родители пишут заявление на имя директора, указывают предметы, которые будут изучаться экстерном. Дважды в год, зимой и летом, по ним предстоит аттестация. Для ребенка разрабатывается индивидуальный график консультаций. Школьной библиотекой он продолжает пользоваться, как и прежде.
Но потребуется высокий уровень самоорганизации, самодисциплины и самоконтроля. Редкий подросток способен взять на себя такую ответственность. Как показывает практика, большинство возвращаются в класс после первой же экзаменационной сессии".

Обсуждение

Мы учимся в Образовательном центре Радуга знаний в экстернате. Заканчиваем 10-11 класс за год. Обязательные предметы математика и русский язык. Остальные предметы по выбору. Занятия индивидуальные, 2 раза в неделю. Государственный аттестат.

Надо говорить про экстернат (да и про семейное обучение), надо. У детей, как и у взрослых, время - ресурс дорогой, а экстернат этот ресурс может сберечь. Да и мотивация учиться для себя становится прозрачной.

10.11.2008 15:26:47, Сергей Шишкин

Комментировать статью "Экстернат: Быстро-школа"

Раздел: Дистанционное образование, экстернат (вечерние школы закончить 9 классов москвы список 2016). Не получается с 9 классом. Подросток перестал учиться, в школу ходил, но к учебе почти совсем остыл. За триместр почти все - двойки.

Обсуждение

вообще-то и на железной дороге, а тем более в метро требуются активные и ответственные рабочие, а не вялые закручиватели гаек. Я вижу на Варшавской толпы молодых то ли слесарей, то ли электриков- идут из учебки метро. Они обсуждают постоянно учебные вопросы, они вес мотивированы. Колледжей сейчас полно, только учись.

А с каких это пор простым рабочим не нужно стало школу заканчивать? 11 классов не обязательно, а 9 - да.
Конструктивная мысль: собраться в кучу и исправить 2 на 3 (не путать с 4 на 5), чтобы получить допуск ГИА и сдавать, а там уж смотреть куда.

То есть, экстернат теперь называется индивидуальный учебный план? А то мне в школе сказали, что ничего сделать нельзя, экстерната нет и ребенок должен вернуться на уроки к этой грымзе. Может вы поподробнее напишите про этот индивидуальный план, как его оформляют...

Обсуждение

Когда-то при "особой" позиции школы сын пересдал историю непосредственно в районном Деп. образования (тогда ни о каком частичном экстернате законов в принципе не было). Я думаю, что при упоминании о вынесении конфликта в Департамент, директор станет сговорчивее.

Вы этот новый закон читали? Там черным по белому указаны формы получения образования: очная, очно-заочная и заочная. От Вас требуется только заявление под входящий номер, все остальное дело школы. Если директор не в курсе, пусть посмотрит последний селектор с Калиной.

российское образование экстерном? Мы живем в Канаде 4 года, моя старшая дочь в восьмом классе (те была бы в 7 классе в Москве). У вас совсем в канадской школе ничего не преподают, что ли? У меня дети всю жизнь живут за рубежом, учились в американской школе...

Обсуждение

В Хелсинки ест школа при посолстве, доч ходит на екстернат, потому что " не тянет" обышную программу- тяжелoвато.

При россииских посольствах обычно есть русские школы. И обычные, и с экстернатом. В штатах в Вашингтоне есть (но более-менее подробная информация у меня 5-6-летнеи давности).

30.11.2012 04:19:49, __nevazhno___

Называется частичный экстернат, оформляется в любой школе. Если школа отказывается, звоните в Управление образования вашего Вы пишете заявление, что ребенок будет сдавать данный предмет экстерном. Важно, чтобы частичный экстернат можно было сдавать в...

Обсуждение

Моя сестра оформила для дочки такое изучение физики (9 класс).

зАпросто. Называется частичный экстернат, оформляется в любой школе. Если школа отказывается, звоните в Управление образования вашего Округа, куратору по экстернату. НО! Там есть фишка с оплатой учителя, так как смета сдается весной, то скорее всего предложат с нового учебного года. Просите договорится, чтобы пока просто не посещал, но сдавал

Обсуждение

у меня дочка в 6 классе на экстернате, в пятом тоже была. В 8 собирается поступать в физ-мат школу. На экстернате замечательно все. Минусов не заметили.
Год за два имеет смысл сдавать, если сейчас ребенок успешно пишет олимпиады за 5 класс. У меня дочка тоже получается на год младше всех, только она не год за два сдавала, а в 1 класс в 5 лет пошла.

Если вам вперед не надо, то достаточно семейную форму оформить. Можно просо по договоренности с учителем не ходить или ходить реже, ну это конечно смотря какое отношение. Вы вначале поймите что именно вы хотите сделать.

Знаю только, что учась в экстернате она туда ездила каждый день, как в обычную школу к 9.00, и про оплату она говорила, но не сильно дорого У меня оба ребенка заканчивали экстернат. Если Вы в Москве - посмотрите сайт odoportal.ru они работают со многими экстернатами в...

Раздел: Дистанционное образование, экстернат (школа - экстернат на новослободской). Уважаемые участники форума!Если кто-нибудь из вас знает координаты школы - экстерната в городе Москве,желательно в центральном округе,где можно закончить 8-9 класс,сообщите мне...

Обсуждение

Надо было сразу меня искать:)
Сейчас всё объясню.
Домашнее: это когда больные детишки(справка обязательна)учатся дома под присмотром учителей ближайшей школы.
Семейное: за образование отвечают родители, перед новым учебным годом составляется учебный план и выдаются учебники по которым ребёнок должен будет сдать экзамены. По мимо этого можно учить как вам взумается. Историю - в лектории. математику - в Малом мехмате, Рисование - в Третьяковке. То есть минимум - определён, максимум - неограничен.

За первый класс сдаётся ОДИН раз в год. В конце учебного года. По основным предметам.(Бывает конечно, что пристают и с музыками-рисованиями) Но мы сами всё делали и рисунки и поделки по труду.
Дальше в школе сдают раз в четверть. Старшеклассники - по триместрам или полугодиям.
Если подросток на экстернате, то он имеет право сдавать сразу весь курс, весь учебник.
Вот такие нормы.
Мы лично каждый предмет по своим сила делаем, но планируем в апреле сдать всё. Природу - уже закончили, математику - вообще молчу... Русский, Историю тоже по темам вперёд ушли. как бы делаем запас времени на отработку трудного материала.

В каждом округе такая школа есть, во многих муниципальных тоже. Узнайте в РОНО или в своем муниципаалитете, какая к Вам ближе.
В начальных классах тоже можно экстерном, но в большинстве случаев это дети, которые по разным причинам не могут посещать школу.
В основном же в экстернат уходят уже в старших классах и почти все очень довольны. Но это те, кто определился с основным занятием(спорт, музыка, математика и т.д.)
Хорошая школа на Сущевском Валу.

31.01.2004 23:57:40, Крабовая палочка

Экстернат за начальную школу. Есть ли где-нибудь в Москве школы, допускающие экстернат для начальной школы? Есть ли в Москве школы ВЫ точно знаете, что директор этой школы разрешает экстернат за начальную школу? Мне подойдет даже возможность числиться в...

Обсуждение

В хорошие школы надо приходить весной и поступать -сдавать математику, русский и может еще что-нибудь. Отметки показывать как правило не надо.

Есть так называемое "домашнее обучение". Это когда ребенок учится дома сам с рдителями. Родителям за еще и приплачивают. Ребенок по итогам года/полугодия/четверти (не помню точно) сдает тесты по предметам. Учится в своем темпе. Спросите ПривеТ.Т., у нее средний мальчик так учится. Она бывает в "Других детях", "Психологии" и "3-7" и еще где-то... Школа где-то возле м. Орехово, кажется.


Те же, кому перестает хватать оптимизма, выбирают иной путь - экстернат, таким образом высвобождая себе время за счет школьных уроков. Выход ли это? Давайте разберемся.

Сегодня в каждой школе Москвы ученик имеет право перейти на заочную форму обучения, которая становится все более популярной. По данным Министерства образования, за последние десять лет количество детей, осваивающих школьную программу через экстернат, возросло в десять раз.
Чем экстернат отличается от обычного обучения?
В Положении о получении общего образования в форме экстерната сказано, что “экстерн - лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию”. То есть в школу не ходишь, но экзамены потом сдаешь. Причем каждый ученик абсолютно бесплатно может выбрать для себя именно эту форму обучения. Школа предоставит ему право пользоваться учебниками, программами, познакомит с графиком и формой промежуточной аттестации.
В экстернат можно уйти хоть с первого класса, однако большей популярностью он пользуется именно у старшеклассников. Да и сами педагоги справедливо считают, что самостоятельно обучаться может только человек, умеющий работать не из-под палки. А за малышами все-таки глаз да глаз нужен.
Экстернатная форма обучения бывает полной и частичной. При полном экстернате ученик не посещает уроки в школе и не изучает такие предметы, как ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), МХК (мировая художественная культура) и физическая культура. Если же кто-то собирается в физкультурный институт, куда без физ-ры просто не возьмут, то родители должны написать заявление на имя директора с просьбой аттестовать их чадо по данному предмету.
Но наиболее востребованной сейчас является форма частичного экстерната . В этом случае родители в заявлении указывают только те предметы, которые ребенок будет осваивать самостоятельно.
Закончив обучение и сдав экзамены, ученик получает аттестат государственного образца без какой-либо пометки “экстернат”, поэтому такие ребята могут поступать в вуз на тех же самых условиях, что и абитуриенты, окончившие школу обычным способом.

Что нужно, чтобы перейти в экстернат?

Родители должны написать заявление на имя директора с указанием причины перехода. Если ученик уже обучается в данной школе, отказать ему в переводе на экстернатную форму обучения директор не в праве. При поступлении в новую школу отказ может последовать, только если школа полностью укомплектована и свободных мест нет. Заявления принимаются ежегодно до 1 марта, так что у тебя есть еще время подумать и взвесить все “за” и “против”.

За
Можно свободно распоряжаться своим временем и полностью посвятить себя подготовке в вуз, спорту или творчеству.
Ученик привыкает к университетской форме обучения и адаптироваться в вузе ему будет проще.
Такое обучение приучает ребенка к самостоятельности и умению организовывать свое время.

Против
Психологи считают, что не стоит переоценивать способность ребенка заниматься самостоятельно, ведь подобный процесс обучения довольно сложный, это большое давление на ребенка.
По мнению некоторых учителей, дети, выбирающие такой способ обучения, менее дисциплинированны. Они нарочно выбирают экстернат, чтобы добиться мнимой независимости от школьных преподавателей.
Иногда дети просто не способны адекватно воспринимать ускоренное обучение. Они не успевают усваивать материал. Учителя ведь часто подробно объясняют каждую тему и иногда по несколько раз повторяют ее. Вникнуть в предмет самостоятельно могут не все.
Школа, кроме прочего, место, где дети учатся общаться друг с другом, решать конфликтные ситуации. А как же без таких незабываемых моментов в жизни каждого человека, как последний звонок или выпускной бал?
Если вы хотите подробнее узнать об экстернатной форме обучения, обратитесь к главному специалисту Центрального окружного управления образования Чуриной Марине Георгиевне. Прийти на прием можно в понедельник с 15.00 до 18.00 или в четверг с 10.00 до 13.00 по адресу: Тетеринский переулок, д. 2а, кабинет 303. Или позвонить по телефону 915-37-65.

Про экстернат слышали все. Многие даже уверены, что представляют себе, что это такое. Эта статья не для них, а для тех, кто такой уверенности не испытывает, но хотел бы узнать больше.

В течение последних лет, то есть на протяжении всего времени существования в Москве системы школ-экстернатов, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества экстернов. Это вызвано, с одной стороны, постепенным распространением информации об общеобразовательном экстернате как форме образовательных услуг (что можно отнести к субъективным факторам) и, с другой стороны, ростом объективной потребности в этих услугах.

Что такое экстернат? Это форма получения образования, предполагающая самостоятельное изучение общеобразовательных программ различного уровня начального, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Аттестация может быть проведена и в негосударственных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать документы государственного образца.

Законодательной основой экстерната является “Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната”. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, предметным курсам.

Экстернаты существуют уже не один десяток лет. Раньше в Москве их было всего два или три на округ. Обучаться в них разрешали детям, которые жили с родителями за границей, инвалидам или “гениям”, способным заниматься самостоятельно, без присмотра и понуканий. Несколько лет назад всем средним учебным заведениям позволили открывать у себя экстернаты. По оценкам Министерства образования, только 15-20% экстернов – это те ребята, которым такая форма обучения рекомендована по медицинским или социальным показателям. Остальные же предполагают таким образом сберечь время, силы и нервы для поступления в вуз. По данным министерства, за последние десять лет число детей, осваивающих школьную программу через экстернат, возросло в десять раз.

Основные мотивы, побуждающие ребят и их родителей отдавать предпочтение экстернату перед обычной, – очной, формой общего образования, хорошо известны. В основном это: стремление освободить время для целенаправленной подготовки к поступлению в вуз, занимаясь на подготовительном отделении и(или) с репетиторами; для занятий профессиональной деятельностью; желание заниматься в первую очередь теми школьными предметами, которые субъективно интересны и(или) необходимы для последующей деятельности; при невозможности или затруднённости ежедневного посещения школы (из-за болезни, спортивных тренировок, репетиций и т.д.).

Как правило, экстернами становятся: старшеклассники, готовящиеся к поступлению в вуз; старшеклассники, активные члены спортивных клубов и команд, выезжающие на сборы и соревнования; старшеклассники, члены хореографических и театральных коллективов. Количество экстернов быстро увеличивается. Этому способствует увеличение учебной нагрузки в старших классах школы, особенно в специализированных школах, гимназиях, лицеях; стремительно уменьшающаяся вероятность поступления в престижные московские вузы без помощи репетитора. Константин Циолковский, Илья Мечников, Иннокентий Анненский, Муслим Магомаев, Александр Градский, Хулио Иглесиас, Василий Шукшин, Александр Сокуров, Павел Чухрай, Геннадий Бортников, Николас Кейдж окончили экстерном кто школу, кто гимназию, кто институт, кто университет, кто консерваторию. Если вы жалеете, что в сутках всего 24 часа, то отныне вы вправе не тратить треть из них на посещение школы и приготовление уроков. Серьезные занятия спортом, музыкой, искусством в старшем школьном возрасте удобны только учащимся экстерната. Тем же, кто, не имея этих специфических способностей, просто готовится к поступлению в вуз под руководством репетиторов по математике и русскому, также вполне можно заменить обычную школу экстернатом.

Родители старшеклассников знают, что учиться в 9–11-х классах их детям трудно. А не лучше ли, во-первых, сохранить здоровье своему ребенку и, во-вторых, дать ему возможность лучше подготовиться в вуз (прицельно занявшись предметами, которые действительно пригодятся в будущем)? Именно такой шанс предоставляет экстернат.

Преимущество экстерната состоит в том, что он дает возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки в вуз, позволяет в более свободном режиме получить общее образование и пр.

Экстернат может быть организован по-разному. Есть школы, которые организуют репетиторские занятия индивидуально с каждым экстерном.

Существуют также школы, которые организуют группы экстернов по подготовке к экзаменам. В таких случаях, чаще всего, занятия, например, по программе 10–11 классов, проходят два-три раза в неделю в течение учебного года (интенсив).

Можно пройти интенсивный курс. Без посещения занятий в школе: весь учебный процесс организован через Интернет.

Главный принцип экстерната – освободить учеников от ежедневных многочасовых занятий в школе, сэкономив, таким образом, время, но при этом дать полноценное образование. Система экстерната устроена так, что за минимальный период времени учащийся получает максимальное количество информации. Мнение о том, что получаемые знания поверхностны, как правило, ошибочно. Ученик осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует педагог. Для этого обучающийся сдает зачеты и экзамены и на основании положительных результатов государственной аттестации получает аттестат государственного образца.

Несмотря на то, что данная форма обучения существует давно, и в ней накоплен большой опыт работы, существует немало трудностей, которые приходится преодолевать в работе с учащимися-экстернами. Это, например: отсутствие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой; нерегулярное посещение занятий учащимися; несвоевременная сдача домашних работ; большая занятость в других учебных заведениях; состояние здоровья; учащиеся с низкими интеллектуальными возможностями, ограниченным кругозором.

Проблемы экстерната определяются его основной задачей, состоящей в обеспечении удобной и доступной по срокам и порядку проведения и, вместе с тем, объективной и соответствующей государственному стандарту аттестации и оказание дополнительных образовательных услуг, облегчающих подготовку к этой аттестации.

Проблемы научно-методической разработки и обеспечения основных форм учебных занятий, характерных для экстерната, включая научно-методическую разработку необходимых для этого учебных и аттестационных материалов. Соответственно, научно-методические задачи делятся на вопросы научно-методического обеспечения аттестации, индивидуальных и групповых консультаций, обзорных и установочных лекций, самостоятельной работы экстернов.

Эффективное проведение индивидуальных и групповых консультаций предполагает накопление и анализ типичных и наиболее часто встречающихся вопросов экстернов по предметам, по возможности лаконичные и ясные ответы на эти вопросы и создание своего рода “катехизисов” по предметам. Подготовка и издание таких “катехизисов” значительно уменьшила бы необходимость в очных консультациях, во всяком случае, позволяя экономить время для ответов на неординарные вопросы. В западноевропейских и североамериканских школах, предлагающих экстернат в общем комплексе образовательных услуг, достаточно широко практикуются консультации по телефону и через электронную почту (e-mail). Они освобождают экстерна от необходимости физически присутствовать во время консультации в классной комнате и делают значительно более свободным и удобным выбор времени консультации. При условии незначительных дополнительных вложений в техническое оснащение московских школ, такого рода консультации могут быть организованы, по крайней мере, в некоторых из них.

Научно-методическое обеспечение обзорных и установочных лекций включает в себя разработку соответствующих тематических планов, подготовку и издание методических пособий (“путеводителей”) и опорных конспектов по предметам. Самостоятельная работа учащихся – второй основной элемент экстерната как формы образования, здесь могут использоваться методические пособия (организация самостоятельной работы, приёмы работы с текстом, методы психологической организации и подготовки); рабочие тетради, например, наподобие серии “Могу учиться сам!” (6–7 классы); аудио– и видеокассеты; гипертекстовые хрестоматии на компакт-дисках; учебные материалы на сервере школы-экстерната; также возможна разработка многовариантного учебного плана как основы индивидуального учебного плана экстерна.

Отдельное направление работы – научно-методическое обеспечение интенсивного курса. По существу речь идёт об организации экстерната на основе технологий дистанционного образования (дистанционных технологий).

Следует помнить: от школы зависит многое, но далеко не все. Очная, или очно-заочная форма обучения, или экстернат – это лишь формы, а результат обучения (то есть знания) зависит от стремления учиться!

В рамках экстерната возможна подготовка к ЕГЭ, ведь там изучаются все предметы. Она проводится в виде дополнительных занятий, на которых формируется адаптация к самой форме такого тестирования и наилучшим образом показать свои знания в ее рамках. А сам ЕГЭ для экстернов проходит точно так же, как и для обычных школьников.

Если при подаче заявления на экстернатную форму получения образования отсутствуют документы, подтверждающие уровень образования, то в общеобразовательном учреждении определяется уровень подготовки будущего экстерна с помощью промежуточной (диагностической) аттестации. Порядок ее устанавливает школа.

Для учащихся в школе предусмотрена возможность прохождения экстерном промежуточной аттестации по некоторым предметам. Это является сочетанием двух форм получения общего образования: очной и экстернатной. Учащемуся в конкретном образовательном учреждении по очной форме не может быть отказано в сочетании форм получения образования, даже если экстернат в данном учреждении уставом не предусмотрен. В связи с тем, что учащийся по очной форме включен в контингент школы, средства на его обучение (независимо от формы) заложены. Родителям (законным представителям) ученика, желающего пройти аттестацию экстерном по отдельным предметам, нужно подать заявление директору школы, указав, по каким предметам нужна промежуточная аттестация досрочно.

При сочетании очной и экстернатной форм получения образования учащемуся устанавливается график прохождения промежуточной аттестации в соответствии с режимом работы школы.

Пройти промежуточную аттестацию можно в течение всего учебного года, исключая период государственной (итоговой) аттестации и летних каникул, срок прохождения устанавливается общеобразовательным учреждением.

Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации, которая предшествует итоговой и проводится по предметам инвариантной части учебного плана школы, определяются самим учреждением и доводятся до сведения экстерна. Количество экзаменов должно быть не более 12 в год в целях исключения перегрузки обучающихся. Могут быть и другие формы (зачеты, контрольные работы), которые не входят в это число. Отметки, полученные экстерном, следует считать допуском для прохождения итоговой аттестации, и они засчитываются как годовые. Предметы, определенные учащимся, как экзамены по выбору, обязательно сдаются при промежуточной аттестации.

Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации установлен в Положении о получении общего образования в форме экстерната: не менее чем за три месяца до ее начала. Согласно вышеназванному Положению экстерн самостоятельно осваивает учебные программы, а в общеобразовательное учреждение обращается только для прохождения аттестации по установленному графику.

В Методических рекомендациях по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях РФ (от 23 января 2002 года) сказано, что: “Общеобразовательное учреждение не несет ответственности за обучение экстерна и не проводит с ним в инициативном порядке систематических занятий”. Однако экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом, участия в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении.

Существует более удобная, ускоренная форма экстерната – так называемый интенсивный курс. Интенсивные курсы бывают разные, например, за год десятиклассники могут пройти всю программу 10–11-го классов. Есть и такой вариант интенсивного курса: одиннадцатиклассники ускоренно, за полгода, проходят весь курс, сдают экзамены, за исключением обязательных, которые пишут одновременно с очниками. По окончании экстерната выпускникам выдают обычные аттестаты.

В документах государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании запись об экстернате или иной форме получения образования не делается.

Право выбора формы получения образования остается за ребенком и родителями. Задача общеобразовательного учреждения в данном случае – осуществить это право, ознакомить с существующими законодательными нормативными актами, создать необходимые условия, своевременно оказывать профессиональную помощь.

В завершение хотелось бы отметить, что экстернат как форма обучения накладывает огромную ответственность как на учащегося, так и на его родителей, а также на педагогический коллектив и администрацию школы. Учащийся и его родители должны осознавать ту степень нагрузки, которая ложится на плечи их ребенка, и оказывать реальную помощь в реализации прав ребенка на получение среднего образования.

Завершение учебы в школе - важный этап в жизни человека, ведь именно школа дает нам первоначальные знания и является фундаментом для дальнейшего образования и развития. Поэтому вопрос, как закончить школу, является актуальным для многих людей. Кто-то хочет закончить школу экстерном, кто-то - с золотой или серебряной медалью, а кто-то хочет просто поскорее покинуть школьные стены.

Экстернат

Некоторые люди хотят сэкономить время и не ходить в школу, но все же сдать экзамены и иметь возможность получать дальнейшее образование. Узнаем же, как закончить школу экстерном. Раньше для обучения экстерном необходимы были какие-то специальные причины: длительные командировки родителей, болезни. Но на сегодняшний день никаких причин не требуется, воспользоваться правом на экстернат может любой желающий. Как правило, это старшеклассники, которые уже определились с будущим ВУЗом и занимающиеся подготовкой к поступлению в него. Заниматься экстерном может любой желающий независимо от его возраста - это говорится в ФЗ "Об образовании". Чтобы уйти в экстернат, вам нужно написать заявление на имя директора школы, если вам нет 18 лет, то придется пригласить родителей.

Виды экстерната

Существует возможность закончить как бесплатный экстернат, так и платный интенсив. Бесплатный экстернат должна предоставлять любая школа, но сроки обучения при этом не сокращаются. Ученик при этом имеет:

  • право брать необходимую учебную литературу в библиотеке школы;
  • получать консультации перед экзаменом (2 часа по каждому предмету);
  • посещать практические и лабораторные занятия;
  • принимать участие в конкурсах, олимпиадах и централизованном тестировании.

Услугу платного интенсива могут предлагать школы, которые имеют лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг на платной основе. При этом двухгодичная программа 10-11 классов изучается за один год, а программа только одиннадцатого класса проходит за четыре с половиной месяца. Поэтому на вопрос, во сколько заканчивают школу, ответить однозначно нельзя. Обычно этот возраст колеблется от 17 до 18 лет, но в случае экстерната он может быть уменьшен. Основной минус обучения экстерном - отсутствие связей с одноклассником. У человека, который закончил среднюю школу экстерном, вряд ли будут яркие воспоминания о последнем звонке и выпускном. Но для кого-то этот недостаток несущественен.

Как стать медалистом

Некоторые школьники хотят получить от школы не только знания, аттестат и приятные воспоминания, но и медаль - золотую или серебряную. Конечно, содержание драгоценных металлов там не очень велико, но зато ею можно хвастаться перед друзьями и знакомыми. Никаких льгот для поступления в ВУЗ или на работу в настоящее время медаль, к сожалению, не дает. Закончить школу с золотой медалью сложно, но вполне возможно - для этого надо учиться "на отлично" в последние годы учебы.

Конечно же, лучше это делать на протяжение всей учебы - это позволит завоевать авторитет учителей и не запустить какой-то предмет. Ведь наверстывать упущенное за несколько лет бывает очень сложно. Важно обсудить свое желание с педагогами - возможно, они пойдут вас навстречу и разъяснят условия, необходимые для получения медали.

Закончить школу с минимумом усилий

Конечно же, не все хотят быть медалистами или учиться в экстернате. Такие люди хотят получить аттестат и распрощаться со школой, чтобы вступить в дальнейшую жизнь. Поэтому вряд ли они будут принимать активное участие в школьной жизни. Человек, который закончил школу - какое образование он получит? Его образование будет считаться средним, он может продолжить обучение и получить как высшее, так и средне-специальное образование.

Чтобы без проблем закончить школу, нужно следовать лишь нескольким простым правилам:

  • не идти на конфликт с учителями,
  • помогать им по мере необходимости в школьной жизни (например, спортивная или творческая деятельность)
  • и, все же, хоть изредка, но учиться. Ведь никто не будет ставить оценки только за хорошее поведение, а если вы заканчиваете школу с "двойками", то вместо аттестата вам дадут лишь справку.

В этой статье мы рассказали, как закончить школу и что для этого нужно сделать. Надеемся, это позволит вам получить именно то образование, которое вам нужно.

И жить торопятся, и поступать спешат - петербургские дети все чаще оканчивают школу экстерном

В 2006 году около 1500 петербургских школьников обучались экстерном. Эта форма образования становится все более популярной, и в институтах уже привыкли к 13-14-летним абитуриентам. И хотя существует мнение, что экстернат не дает всестороннего образования и провоцирует мздоимство, Министерство образования такую форму обучения поощряет. Сегодня руководство обязано предоставить ученику доступ к экстернату только лишь на основании заявления его родителей.

Экстернат существует с советских времен, но тогда для оформления требовалось особое распоряжение главы роно. В Питере были две школы, которым было позволено принимать экзамены экстерном, в девяностых годах этим пользовались уже все вечерне-сменные учебные учреждения, а по новому положению любая общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, может иметь учеников-экстернов, коль это закреплено в ее уставе.

Если родители хотят, чтобы ребенок обучался экстерном, они должны написать заявление на имя директора школы, который отказать не имеет права. Но на практике педагог может оказаться противником самостоятельного обучения. - Директор сказал, что если я хочу, чтобы ребенок обучался экстерном, то должна перевести его в другую школу, - рассказывает Ирина, бухгалтер строительной компании. - В нашей школе, говорит, это не практикуется. А почему меня это должно волновать, если есть закон?! У моей подруги за оформление экстерна попросили взятку и намекнули, что потом платить придется за каждый экзамен. В некоторых школах требуют посещать платные лекции, без них не допускают к экзамену. Многие педагоги считают, что все экстерны брезгуют школой, нанимают дорогих преподавателей, поэтому их можно и нужно "доить".

В Питере действует как минимум 5-6 частных центров, помогающих организовать обучение ребенка экстерном. Они готовы взять на себя организацию учебного процесса в удобное для ребенка время с акцентом на выбранные им предметы. По неофициальной информации, некоторые из них берут на себя переговоры со школьными педагогами с целью избежать досадных провалов на экзаменах. По некоторым оценкам, "сопровождение" фирмой одного экстерна может стоить 5-7 тысяч долларов в год, но многих родителей такие суммы не пугают.

Многие школьные психологи отмечают, что ребенок-экстерн быстро учится ответственности. Если человек с семи лет самостоятельно определяет, что он должен сегодня изучить и когда он поиграет со сверстниками во дворе, то его потом невозможно заставить сделать что-то против его воли. И это лучше всего соответствует сегодняшнему буму индивидуализма в обществе.

В престижнейшем МГИМО четверть абитуриентов - дети до 16 лет. В приемной комиссии СПбГУ в этом году видели 14-летнюю девушку, самостоятельно изучившую шесть иностранных языков. Это новые дети. Они любое действие пропускают через собственное "зачем", ставят в конце восклицательный знак и не ждут от нас ответа. Впрочем, если в США ежегодно около 1 миллиона детей заканчивают школу экстерном, то в России - менее 20 тысяч.

КОММЕНТАРИИ

Татьяна Федорова, главный специалист комитета по образованию администрации Петербурга:

На сегодня экстернат - это часть системы бесплатного образования. Ученики-экстерны получают аттестат стандартного образца, в котором не указывается, что они обучались вне школы. Экстерны могут получать золотые и серебряные медали.

Наталья Новикова, директор школы:

Все больше ребят, которые хотят за год изучить программу двух классов. Не думаю, что это очень здорово. Как правило, за этим решением стоят амбиции родителей, которые хотят иметь ребенка-вундеркинда. А ему всю жизнь приходится быть в роли догоняющего, у него возникает ощущение постоянного цейтнота. В итоге дети перегружаются, начинают ненавидеть учебу, у них бывают нервные срывы. И ради чего? Чтобы папа поддержал перед друзьями имидж успеха.

Алексей Чураков, частный педагог:

Обучение в любой, даже самой лучшей, школе означает уравниловку. А сейчас многие дети в обеспеченных семьях получают прекрасное домашнее образование с помощью гувернеров. Попав в обычную школу, такие дети вынуждены изучать вместе со всеми уже известные им вещи, у них возникает скука, апатия. Экстернат дает им возможность не задерживаться в развитии, чувствовать себя победителем.

КТО УЧИТСЯ ЭКСТЕРНОМ

Среди экстернов много юных дарований: спортсмены, музыканты. Например, у ребенка несколько часов тренировок и репетиций в день, он ездит на соревнования и гастроли и не имеет возможности посещать школу вместе со всеми.

Экстернат помогает, если, например, ребенку не дается физика или преподаватель относится к нему предвзято. Он может сдать этот один предмет в частной школе-экстернате - и оценку обязаны принять.

Юноша бросил учиться после 9-го класса, а спустя несколько лет решил поступать в институт. Сдать программу средней школы экстерном - единственный для него способ получить аттестат о среднем образовании.

Экстернат необходим детям, имеющим серьезные проблемы со здоровьем и неспособным посещать школу.

"Заочкой" активно пользуются дети иностранцев, которым тяжело обучаться в обычной российской школе на неродном языке. И наоборот: если ребенок временно живет с родителями в Германии, но хочет обучаться по российской программе, ему доступна заочная форма обучения. Для этого школа-экстернат высылает ему программу обучения, план работы, учебники, контрольные работы, которые он должен выполнить. Он должен будет приехать только на экзамены, чтобы получить аттестат.

В экстернат уходят, чтобы подготовиться к поступлению в вуз. Для этого забрасывают все предметы, чтобы сосредоточиться на трех-четырех, необходимых для вступительных экзаменов.