Меры поддержки малоимущим. Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей (граждан)

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.

Если семья находится в затруднительном финансовом положении, она вправе рассчитывать на государственную помощь в виде социальных льгот и материальных пособий. Для этого, прежде всего, необходимо чтобы ее признали "малоимущей". Основным критерием, по которому это будет определяться, является среднедушевой доход семьи, а мерилом - прожиточный минимум, установленный в регионе проживания семьи (или же тот, что установлен непосредственно Правительством РФ). То есть, если первый показатель окажется ниже стоимостной величины минимального набора благ, необходимого для жизни, то такая семья получает незавидный статус, но дающий право на некоторые льготы, если после проверки социальными органами этот факт подтвердится.

В противном случае, если соответствующее заявление было подано, а при проверке обнаружились скрытые от государства доходы, то это чревато уголовной ответственностью, поскольку с этим не шутят. Также, стоит заметить, что по закону от 2003-ого года подобный статус может получить и один гражданин, не состоящий в браке.

Как правильно рассчитать среднедушевой доход

Поскольку выявление дохода семьи будет производиться не просто так, то прежде необходимо выяснить величину прожиточного минимума, которая утверждена на законодательном уровне в данном периоде (поскольку расчет потребительской корзины проводится каждый квартал). После выяснения этой стоимостной оценки можно сосредоточиться на расчете ключевого показателя.

Для этого необходимо определиться с тем, кто может входить в состав исследуемой семьи. И, прежде всего, здесь должны иметь место родственные связи. Также непременным условием является то, что все члены семьи должны вести совместное хозяйство, то есть, проживать под одной крышей. Если по факту, указанные лица с семьей не проживают или находятся на материальном обеспечении РФ, то и в составе им не место. К слову о тех, кого государство финансово содержит.

К ним относятся следующие категории граждан:

Призывники на срочной службе, а также военнослужащие, проходящие обучение в профильных организациях и образовательных учреждениях;

Лица, отбывающие срок в местах ограничения свободы;

Граждане, которым судом назначено принудительное лечение;

А также лица, которым государство предоставляет полное обеспечение.

При расчете дохода должны учитываться все денежные и натуральные поступления вышеуказанных членов семьи за отчетный квартал. В частности, Постановлением Правительства РФ от 2003 г. утвержден следующий перечень возможных доходов:

Заработная плата (в том числе, премии, проценты и т.д.);

Доход, в виде арендной платы;

Банковские проценты по вкладам;

Выходное пособие при увольнении;

Бюджетные выплаты социальным слоям населения (будь то пособия, пенсии или стипендии);

Алименты;

А также оплата по гражданско-правовым договорам.

Все поступления суммируются и делятся на количество квартальных месяцев, после чего этот ежемесячный доход рассчитывается на одного среднего члена семьи все тем же методом деления. Собственно, это всё. Однако, нужно быть готовым к тому, что этот показатель будет пересчитываться каждый квартал, поскольку он привязан к перерасчету же ежеквартальной потребительской корзины. То есть, даже уже признанной как малоимущей семье, необходимо будет периодически это подтверждать.

Виды социальных льгот и пособий

После подтверждения уже упомянутого статуса, можно смело узнавать в органах защиты населения о том, на какие виды социальной помощи семья может рассчитывать. Зачастую, она носит региональный характер, поэтому на территории того или иного субъекта РФ может незначительно отличаться. Сюда входят как денежные выплаты в виде материальных пособий, так и натуральная помощь, а также различные льготы. Размер выплат определяют властные органы каждого конкретного субъекта РФ.

Список возможных видов соцпомощи в отдельно взятом регионе России:

Единовременное пособие, то есть, то, которое выплачивается лишь один раз;

Ежеквартальное пособие, выделяемое каждый раз после проверки и подтверждения статуса "малоимущей" семьи;

Компенсация коммунальных услуг ЖКХ;

Социальное пособие для многодетных семей;

Ежемесячные выплаты на несовершеннолетних детей;

Выплаты, связанные с поступлением ребенка в общеобразовательную среднюю школу (в частности, компенсация на приобретение школьной униформы и минимального ученического набора);

Дополнительные компенсационные или региональные выплаты.

А также,

Льготная оплата содержания детей в садиках;

Льготы, предоставляемые на детское питание (например, безвозмездный отпуск молока для детей не достигших трех лет или бесплатное питание в общеобразовательных школах);

Льготы на медицинское обслуживание или безвозмездное лечение медицинскими препаратами многодетных семей;

Проездные детские льготы, действующие в общественном транспорте.

Однако, здесь стоит отметить, что в большинстве случаев потребуется подтверждение или выполнение ряда условий: будь то наличие обозначенного количества детей или же факта сиротства.

На федеральном же уровне действуют несколько иные виды социальной поддержки:

- государственная помощь в виде жилищной субсидии, которая предоставляется на два квартала. Ее объем регламентируется соответствующей статьей ЖК РФ и предполагает компенсацию расходов малоимущей семьи на коммунальные услуги, если их размер превышает 22% от общего дохода. То есть, будут производиться специальные расчеты;

- налоговое послабление , в виде освобождения от налогообложения доходов членов малоимущей семьи, что также регламентируется конкретной статьей НК РФ;

- бесплатные консультации юристов , а также представление интересов малоимущих семей в судебных учреждениях, которые возможно получить благодаря закону "О бесплатной юридической помощи в РФ";

- студенческие льготы в виде возможного отсутствия конкурса при поступлении в ВУЗ или компенсации части расходов, что подпадает под соответствующий Приказ Министерства образования и науки РФ.

В частности, для получения этих льгот понадобится выполнение следующих условий:

абитуриент не должен быть старше 20 лет, достаточно умен, чтобы набрать минимум баллов по ЕГЭ, а также быть сиротой с одним родителем-инвалидом 1-ой группы.

Как получить пособие малоимущим. Порядок предоставления социальной помощи государством

Она предоставляется по месту жительства малоимущей семьи, для чего прежде следует написать соответствующее заявление в местные органы социальной защиты и предъявить все документы.

В числе необходимых документов могут значиться такие, как:

Удостоверяющие личность и прописку;

Подтверждающие наличие родства ее членов (то есть, определяющие состав малоимущей семьи);

Трудовая и медицинская книжка;

Справка о доходах каждого члена семьи или принадлежащем им имуществе.

От момента подачи заявления и до его утверждения зачастую проходит от 10 до 30 дней.

Кризисные явления последних лет негативно сказались на уровне жизни населения. Порой даже тех, кто совсем недавно имел средние доходы, начинают интересовать льготы малоимущим семьям в 2018 году. В предложенном материале поговорим о том, какие льготы положены малоимущим семьям, как получить такой статус и как оформлять пособия.

Понятия и определения

Для подтверждения статуса «малоимущая семья» должны быть соблюдены следующие условия:

  • Совокупный месячный доход семейства на одного ее члена за прошедший трехмесячный период не превышает прожиточного минимума, установленного на текущий период.
  • Семья может документально подтвердить финансовое положение.
  • Все трудоспособные члены семьи трудоустроены или состоят на учете в центрах занятости. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, не попадают под это правило и могут быть нетрудоустроенные.

При определении статуса малоимущего, не имеет значения количество в семье детей. Она может быть многодетной или вовсе не включать несовершеннолетних. Статус инвалидов или пенсионеров так же не учитывается. Такие лица не обязаны трудиться.

Для подтверждения дохода учитываются фактически все легальные поступления в семейный бюджет:

  • Заработная плата и выходные пособия;
  • Доходы от аренды недвижимости или иного имущества;
  • Дивиденды от акций и вкладов;
  • Социальные выплаты;
  • Доходы от авторства;
  • Алименты.

Для получения статуса заявитель должен обратиться в территориальное отделение органа социальной защиты населения или МФЦ и предоставить пакет документов:

  • Паспорта взрослых членов семьи;
  • Свидетельства о рождении несовершеннолетних;
  • Свидетельства о браке;
  • Справка о составе семьи;
  • Документально подтвержденные сведения обо всех видах доходов;
  • Трудовые книжки трудоспособных членов семьи;
  • Справки о постановки на учет в территориальном отделении центра занятости населения для нетрудоустроенных лиц;
  • Справка об инвалидности, если они есть в семье;
  • Реквизиты банковского счета;
  • Свидетельства о правде собственности или соц. найма жилья;
  • Справки о заключенных или военнослужащих членах семьи, ели они есть.

Это общий перечень, необходимый для признания факта дохода семьи, позволяющего причислить ее к нуждающимся в помощи.

Но государственная поддержка носит адресный характер, а потому, при возникновении новых обстоятельств, например, при рождении ребенка, нужно будет дополнительно подтвердить такие факты.

Вычислить средний доход совсем не сложно. Достаточно сложить суммы всех подтвержденных доходов за предыдущий трехмесячный период и разделить на 3, а затем на число членов семьи.

Если этот показатель будет ниже установленного прожиточного минимума, то заявитель вправе обратиться в территориальный орган социальной защиты населения.

Прожиточный минимум определяется региональными нормативными актами Правительства субъекта Федерации. При его определении учитываются территориальные особенности.

Так в столицах и Северных регионах он на порядок выше нежели чем, например, в центральной России.

Виды льгот и выплат, связь с другими пособиями

Не стоит путать понятие льгот и выплаты, равно как понятие малоимущих и малообеспеченность.

Исходя из того, какими нормативными актами и органами они установлены, выплаты и льготы для малоимущих семей можно разделить на федеральные и региональные.

Первые распространяются на всю территорию страны, вторые предназначены лишь для жителей конкретного региона, способных подтвердить это регистрацией по месту жительства.

В отличие от многих других типов государственной помощи, такие пособия не исключают получения других форм гос. поддержки. Однако все иные социальные выплаты включаются в бюджет семьи при расчете среднемесячного дохода на каждого ее члена.

Какие льготы у малоимущих семей с детьми

Вопрос о том, какие льготы малоимущая семья получает на детей, имеет несколько ответов. Едва ли не самым нашумевшим в последнее время стал закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ, вступивший в силу с 1.01.2018 года.

Он предусматривает возможность получения ежемесячной поддержки в размере регионального прожиточного минимума малоимущей семьей, в которой с момента вступления в силу этого акта родился первый ребенок. Условия для получения пособия:

  • Рождение или усыновление первого ребенка;
  • Доход семьи не превышает полуторного размера прожиточный минимума;
  • Ребенок рожден или усыновлен после 01.01.2018;
  • Возраст ребенка не старше 1.5 лет.

Порядок назначения пособий регламентировал Минтруд в Приказе от 29.12.2017 № 889н. По общему правилу за выплатами должна обратиться мать. В случае если она умерла или признана покойной, пропала без вести, это право переходит к отцу.

Документы подаются в территориальный орган защиты населения, так же можно воспользоваться порталом гос. услуг или обратиться в МФЦ.

При определении размера доходов действуют правила:

  • В массу поступлений включаются выплаты пособия по уходу за ребенком и пособия по временной нетрудоспособности;
  • Учитывается сумма до уплаты налогов.

Изначально выплаты назначаются сроком на год. Впоследствии продляются.

Выплаты малоимущим семьям с детьми 1.5 – 3 года

Еще один важный вопрос связан с выплатой пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1.5 до 3 лет. На сегодняшний день, по общему правилу, оно равно 50 р. Президент РФ и Председатель Правительства РФ поднимали вопрос о необходимости изменения такого положения дел, ведь сумма более чем символическая, установлена еще в ХХ веке, и говорить о ее значимости просто не приходится.

Однако на федеральном уровне никакого изменения ситуации не произошло. Но руководство некоторых регионов приняло руководство к действию и разработало отдельные программы для поддержки матерей с детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет за счет средств регионального бюджета.

В большинстве случаев эти программы работают только для малоимущих семей. Иногда речь может идти о неполной семье. Узнать, предоставляется ли такая поддержка в конкретном регионе можно в территориальном органе социальной защиты населения по месту жительства обратившейся женщины.

Выплаты будут хоть и не велики, но поддержат небольшой бюджет льготника. Например:

  • В Москве базовая выплата составляет 2500 р, одинокие мамы получают 4500 р, а супруги военнослужащих срочников -3300р.
  • В Самарской области выплата составляет 1000 и увеличивается на 500 р для каждого последующего ребенка в возрасте до 3 лет.
  • В Кирове фиксированная сумма – 2500 р.
  • В Липецке мама ребенка до 3 лет получит 1000 р.

Если же такой программы в регионе нет, то остается довольствоваться пособием для несовершеннолетних детей из малоимущих семей. Его размер и периодичность выплаты устанавливаются местными властями. Сейчас в большинстве регионов оно ежеквартальное. Его размер варьируется от возраста ребенка (от 3 до 16 или 18 лет).

Увеличенное пособие решено давать для отдельных категорий детей:

  • инвалидов,
  • с положительным ВИЧ –статусом,
  • с особыми потребностями.

Пособия для многодетных малоимущих

В стремлении решать одновременно две проблемы, а именно поддержать малоимущие семьи и повысить рождаемость в стране, был подписан Указ Президента от 07.05.2012 № 606.

На его основе в регионах страны, демографическая ситуация в которых показывала отрицательную динамику, были введены дополнительные выплаты на каждого третьего и более ребенка в семье в возрасте до 3 лет.

Пособие равняется сумме местного прожиточного минимума. Изначально, пособие выплачивалось более чем в половине регионов страны, но сейчас ситуация значительно улучшилась, в том числе и благодаря введению материнского капитала, а потому в некоторых регионах эти выплаты были прекращены в 2017 году.

Однако местные власти сохранили пособие на региональном уровне и выплачивают уже из регионального бюджета, несмотря на стабилизацию рождаемости.

Пособие к школе и материнский капитал

Приобретение всего необходимого: формы, ранца, обуви, канцелярских товаров для ученика бывает крайне затруднительно для семьи, в которой едва хватает средств на оплату коммунальных услуг и продуктов.

По этой причине в отдельных регионах власти оказывают поддержку таким семьям, выплачивая дополнительные пособие к 1 сентября.

В одних населенных пунктах оно ежегодно, в других предназначено лишь для первоклассника. В перечне таких областей: Калининградская, Томская, Брянская, Мурманская, Волгоградская и некоторые другие.

В большинстве случаев пособие не велико – примерно 1000 рублей, но в Мурманске, например, превышает 4000 р.

В конце 2017 года бурно обсуждалось закрытие программы материнского капитала. Предлагалось либо закрыть ее вовсе, либо оставить только для целей поддержки малообеспеченных семей.

В итоге было принято продлить этот вид государственной поддержки для всех семей, где появился второй малыш, независимо от уровня материального обеспечения.

Образовательные выплаты и льготы малоимущей семье

При поступлении в детские садики, дети из малоимущих семей пользуются привилегией в очередности, как оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. При оплате посещения сада решено предусматривать льготы малоимущим семьям. Так:

  • На обучение первого ребенка оплата снижается на 20%;
  • На второго ребенка – 50%
  • На третьего ребенка 70%.

Родители школьников вправе обратиться в органы социальной защиты населения для получения выплат к 1 сентября. Для этого потребуется предоставить:

  • Паспорт заявителя (это должен быть родитель или иной законный представитель);
  • Справка о составе семьи;
  • Свидетельство о рождении ученика;
  • Справка о приеме в первый класс или об обучении в среднем образовательном учреждении (если ребенок уже не первоклассник);
  • Документы о доходах.

Могут рассчитывать на дополнительные выплаты и студенты из таких семей:

  • Для обучающихся в гос.учреждениях продляется выплата пособия на ребенка с 16 до 18 лет.
  • Студентам предоставляется дополнительная стипендия, не зависящая от успехов в учебе и даже посещаемости. В вузах она чуть менее 3 000 р., а в средне-специальных учебных заведениях менее 1000 рублей.

Жилье для малоимущих

Без достаточного дохода малоимущие семьи не имеют возможности приобрести жилье на собственные средства. Особенно ситуация усложняется с рождением детей. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ малоимущие семьи могут встать на очередь для улучшения жилищных условий или получения субсидии для покупки собственных квадратных метров.

Эти программы реализуются обычно из средств регионального бюджета, и очередь двигается не слишком быстро, но все же это реальная возможность улучшить условия проживания для семей, отвечающих определенным требованиям:

  • Ни у кого из семьи нет жилья в собственности или права пользования по договору социального найма;
  • Имеющееся жилье не отвечает требованиям учетной нормы на человека в семье;
  • Жилье, в котором проживает семья, признано аварийным;
  • В семье есть человек страдающий заболеваниями, носящими хронический характер и требующий особых условий проживания.

В каждом из этих случаев стоит обратиться в местные органы, отвечающие за предоставление жилья нуждающемуся в нем населению. Такая льгота малообеспеченным семьям может выражаться в двух видах:

  • Предоставлении жилья по договору социального найма;
  • Выдаче субсидии для приобретения жилья в соответствии с действующей учетной нормой.

Заявитель должен быть гражданином Российской Федерации и иметь регистрацию по месту жительства в регионе. Так как программы финансируются с участием местного бюджета, то региональные власти порой выставляют дополнительные условия.

Например, для улучшения жилищных условий в Москве нужно не просто проживать в столице, но и иметь регистрацию в течение не менее чем 10-летнего срока.

Существует и практика выделения в льготную очередь отдельных категорий, даже среди малоимущих, например, для работников бюджетной сферы, многодетных семей, и т. д.

Перечень документов будет достаточно велик. В нем обязательно будут:

  • Паспорт заявителя;
  • Справка о составе семьи;
  • Выписка из домовой книги;
  • Справка БТИ;
  • Документы, подтверждающие отсутствие в собственности или соц. найме жилья у членов семьи заявителя. Получить их можно в кадастровой и регистрационной палате;
  • Документы, подтверждающие статус членов семьи заявителя, имеющие значение для постановки в очередь, например, справки об инвалидности, справки с места работы, свидетельства о рождении детей и т.д.

Решение о постановке на учет принимается в течение 30 дней. Отказ можно обжаловать в суде или вышестоящем органе.

Льготы для малоимущих по оплате ЖКХ

Иногда у малоимущей семьи возникают сложности с оплатой даже базовых нужд, в том числе коммунальных услуг и ресурсов. Для решения этой проблемы разработана программа предоставления субсидий для оплаты коммунальных услуг.

Малоимущие семьи могут претендовать на нее при условии:

  1. Расходы на оплату услуг ЖКХ превышают 22% от подтвержденного дохода. В регионах эта планка может отличаться.
  2. Не имеется долгов по оплате услуг ЖКХ.

Иногда предоставляется возможность получения субсидии даже при наличии долгов по оплате, при условии, что заявитель гасит их и есть график дальнейшего закрытия задолженности.

Размер субсидии малообеспеченным не фиксирован. Для его расчета нужно определить какова сумма, равная 22% от семейного бюджета, а затем вычесть ее из коммунальных платежей. Полученная разница и будет субсидией.

Для ее получения нужно обратиться в территориальный орган социальной защиты населения или МФЦ и предоставить пакет документов:

  • Заявление на предоставление субсидии;
  • Паспорта членов семьи;
  • Свидетельства о рождении несовершеннолетних детей;
  • Свидетельство о браке;
  • Справка о составе семьи;
  • Правоустанавливающие документы на недвижимость;
  • Квитанции по ЖКХ с пометкой об оплате;
  • Документы о доходах;
  • Справка об отсутствии задолженностей по ЖКХ.

Стоит полагать, что на субсидию вправе претендовать не только собственники и наниматели по договору социального найма, но и арендаторы жилья при наличии подписанного договора аренды.

Иные льготы малоимущим

Помимо перечисленных выше преференций, семьи с низким доходом имеют целый ряд дополнительных льгот малоимущей семье:

  • Налоговые. Выплаты в пользу малоимущих не формируют налоговой базы.
  • Бесплатная юридическая помощь. Это может быть не только консультация, но и безвозмездное представительство в суде.

Помощь оказывается социально слабо защищенным неимущим и в натуральном виде. Люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, вправе обратиться в органы социальной защиты для выделения одежды, обуви, продуктов питания т.д.

В отдельных случаях полагается и целевая помощь, предоставляются льготы для малообеспеченных семей, например при организации похорон и оплате ритуальных услуг.

Социальное реформирование позволяет выдать льготы малоимущим семьям в 2017 году. В Российской Федерации законодательно рассчитываются значительные выплаты по отношению к условиям жизни. Также возможно увеличение в размерах, обозначенных законодательно. Не только в Москве и Московской области имеются нововведения, но и по всем регионам на текущий год.

Нововведения на текущий год

Поддержка малообеспеченных семьей, которая оказывается государством, определяется регионально и федерально. Выражение имеет не только в виде финансирования, но и при помощи услуг материального обеспечения лиц продуктовым снабжением, вещевым, медикаментозным.

Вопросы по оказанию поддержки данному слою населения стоит остро на 2017 год. Так как малоимущие семьи, согласно Росстату, существенно увеличиваются с каждым годом. Выражение помощь имеет не только в виде финансирования, но и при помощи услуг материального обеспечения лиц продуктовым снабжением, вещевым, медикаментозным.

Единоразовые выплаты малообеспеченным матерям

При этом законодательно обозначается, что льготные позиции полагаются при ношении ребенка, кормящей матери, а также женщине, которая воспитывает детей одна:

Финансирование, которое выплачивается при условии, что роженица становится на учет в женской консультации до истечения четырех месяцев.

Если женщина бездетная, ей выдаются деньги.

Выплачивается ежемесячная сумма, если молодую мать увольняют по причине:

  1. Если организация признана банкротом или ее ликвидировали.
  2. Закрыли фирму, предоставляющую юридические услуги.
  3. Физическое лицо закрыло индивидуальное предприятие.
  4. Прекратилась деятельность компании, которая требовала лицензию для осуществления своей деятельности.

Единоразовая помощь матери после появления ребенка.

Законодательно обозначается, что полагаются выплаты гражданке, в независимости от того, сколько у нее рождается малышей. После рождения каждого из детей на личный счет матери идут денежные начисления.

Беременная жена , которая находится на третьем триместре, должна получить выплату в виде 24,5 тыс. руб.

Помощь малоимущим семьям

  1. для граждан, которые трудоустроены. Обычно, их предоставляют только матерям, которые были трудоустроены. Работодателем обязаны производится выплаты сотрудницам каждый месяц в сумме, составляющей обозначенную среднюю заработную плату. Каждый регион обозначает свою плату.
  2. Если ребенку меньше полутора лет. Один родитель получает денежную выплату в количестве 40% от средней зарплаты.
  3. Поддержка ребенку до трехлетнего возраста. Согласно Законодательной базе и ее изменения в Российской Федерации № 1291, выплачивается пособие в размере прожиточной минимальной платы. Именно данная сумма должна выплачиваться ежемесячно ребенку, который родился после первых двух.
  4. Ребенку, чей родитель военнослужащий, призывник (а не срочник) полагается также денежное компенсирование. Пособие могут тратить родители до того, как малыш достигает трех лет.
  5. Поддержки, если погиб кормилец, полагаются детям военнослужащих.
  6. Дети, которые находятся под опекой, получают выплаты через родителей в сумме, равной 15,5 тыс. руб. Опекуны в данном случае получают плату за опеку.
  7. Выплаты на детей, возраст которых от до 16 или совершеннолетия, должен получать каждый ребенок в малоимущей семье. Дети получают поддержку в разных размерах в зависимости от ситуации.
  8. Другая поддержка малоимущей семье. Ежемесячно малообеспеченная семья получает выплаты. Их сумму устанавливают на региональном уровне, в некоторых регионах эта помощь не дается.

Нововведения в льготах на текущий год

Льготные позиции касаются образования. Во-первых, граждане из обеспеченных семей могут обучаться в государственных вузах, если действуют следующие условия:

  1. Не достиг еще 20 летнего возраста.
  2. Положительная сдача экзамена или прохождение вступительных испытаний, набирается нужное количество баллов.
  3. У отца или матери имеются серьезные патологии и он единственный трудоустроенный.
Во-вторых, дети из малоимущих семей дошкольники могут вне очереди направляться в детский сад.

Помимо этого, ребенку до шести лет выдаются лекарства.

Во время школьного обучения ребенок получает возможность:

  1. Бесплатно два раза получать в столовой питание.
  2. Получать одежду на физкультуру.
  3. Пользования проездным билетом. В этом случае выплачивается половина стоимости.
  4. Каждый месяц ходить на выставку или музей за государственный счет.
  5. Ездить в оздоровительные детские учреждения. Если малыш имеет болезнь, то ему выдается путевка каждый год.

Родителям в текущем году выдаются такие льготы:

  1. Лояльные трудовые условия (дополнительные дни отпуска, сокращаются рабочие часы).
  2. Освобождаются от уплаты госпошлины в процессе регистрации индивидуального предпринимательства.
  3. Приобретается ипотека по льготным условиям оплаты.
  4. Получается садовый участок или квартиру по социальному найму.

Какая необходима документация

Перед тем, как обращаться по услугам социальной защиты, необходимо оформить документацию, на основании которой граждане, живущие вместе получают звание нуждающейся в финансовой поддержке семьи.

Для этого подается:

  1. Паспортные данные родителей в ксерокопии и оригинале.
  2. Данные на каждого ребенка в ксерокопии и оригинале.
  3. Прошение, оформленное в рукописном виде или электронном. Есть возможность самостоятельно оформить документацию.
  4. Свидетельство, которое подтверждает недействительными брачные отношения, при неполной семье.
  5. Документация о наличие имущества.
  6. Выписка, которая содержит информацию о прописке.
  7. Наличие всех граждан в семье.
  8. Доход по работе за последнее время.
  9. Если граждане не трудоустроены, об этом также следует подать подтверждение.
  10. Справка об инвалидности, при необходимости.

В 2017 году наше государство продолжает оказывать поддержку малообеспеченным семьям. Многие россияне считают такую социальную помощь бессмысленной, однако в период затянувшегося кризиса эти льготы и доплаты могут помочь пережить сложные времена.

Стоит ли получать официальный ? Однозначно ответить на этот вопрос можете только вы, так как это зависит от множества факторов: наличие или отсутствие неофициальных доходов, накоплений и т. д. Но одно можно сказать точно - материальная поддержка никогда не бывает лишней. И особенно она необходима для семей с маленькими детьми.

Кто имеет право на получение статуса малообеспеченной семьи и какие документы для этого потребуются? Читайте об этом в нашей новой статье!

Кто может получить статус малообеспеченной семьи в 2017 году?

Оформить статус малообеспеченной семьи в 2017 году вы можете, если среднемесячный доход вашей семьи меньше прожиточного минимума, установленного в регионе. Проверить, попадаете ли вы под эти критерии очень просто: прибавьте к вашему официальному ежемесячному доходу доход вашего супруга и разделите эту цифру на количество членов семьи. Полученная сумма меньше прожиточного минимума? Можете начинать собирать документы для получения статуса малообеспеченной семьи.

Можно ли получить статус малообеспеченной семьи, если один из родителей не работает?

Как уже было сказано выше, для получения данного статуса оба родителя должны иметь постоянную работу. Однако не обошлось без приключений. Так, это правило не действует, если один из родителей стоит на учете в Центре занятости населения, либо находится в отпуске по уходу за ребенком.

Какие привилегии дает получение статуса малообеспеченной семьи?

Всю социальную помощь для малоимущих семей условно можно разделить на три вида: материальная поддержка (ежемесячные или единоразовые выплаты, субсидии и т. д.), натуральная помощь (лекарства, продукты, вещи первой необходимости и т.д) и льготы.
В 2017 году малообеспеченные семьи в РФ имеют право на поддержку от государства как на региональном, так и федеральном уровне.

Размер и виды региональной помощи устанавливается в каждом субъекте самостоятельно, поэтому в данной статье мы рассмотрим только федеральные льготы:

  1. Льготы по оплате коммунальных услуг. Согласно действующему законодательству, оплата жилья не должна превышать 22% от общего дохода, но после получения статуса малообеспеченной семьи, этот показатель пересчитывается в сторону уменьшения;
  2. Налоговые льготы. После того, как вы получите статус малоимущей семьи, вы освобождаетесь от уплаты налога на доходы физических лиц;
  3. Льготы при поступлении в вуз. Дети из малоимущих семей могут рассчитывать на поступление в высшие учебные заведения без конкурса;
  4. Предоставление бесплатной юридической помощи , в том числе, бесплатная защита интересов малоимущей семьи в суде.

Для того чтобы узнать, какие меры социальной поддержки для малообеспеченных семей предусмотрены в вашем регионе, обратитесь в органы социальной защиты по месту жительства.

Пособия малоимущим семьям в 2017 году

Кроме нематериальной помощи, малообеспеченные семьи в 2017 году могут также рассчитывать на получение следующих выплат:

  • единовременная материальная помощь;
  • ежемесячное пособие на детей;
  • пособие ;
  • компенсация при поступлении ребенка в школу;
  • льготы по медицинскому обслуживанию;
  • дополнительные региональные выплаты.

Жилье для малоимущих семей в 2017 году

Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что самая важная и необходимая поддержка малообеспеченных семей – это помощь в улучшении жилищных условий. Если у малоимущей семьи нет собственного жилья, или в уже имеющейся квартире на каждого члена семьи приходится менее 10 кв. метров, один из родителей может обратиться в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением.

Срок рассмотрения такого заявления – от 10 до 30 дней, после чего, в случае положительного решения, семья занимает место в очереди на квартиру.

Где получить статус малообеспеченной семьи в 2017 году?

Для получения официального статуса малоимущей семьи вы можете обратиться в одну из следующих инстанций:

Ваше обращение должно быть рассмотрено в течение 10 дней, после чего органы социальной защиты должны приять решение о предоставлении или непредоставлнеии статуса малообеспеченной семьи.

Какие документы необходимы для получения статуса малообеспеченной семьи?

Для того чтобы оформить статус малоимущей семьи в 2017 году вам понадобится собрать следующий пакет документов:

  • Справка о составе семьи (можно получить в паспортном столе);
  • Паспорта и свидетельства о рождении всех членов семьи;
  • Свидетельство о заключении или расторжении барка;
  • Копии трудовых книжек и справки о дохода работающих членов семьи за последние 3 месяца;
  • Заявление о признании семьи малоимущей.

Обратите внимание ! Все документы, включая паспорта, должны быть представлены в двух экземплярах: оригинал и копия.

Остались вопросы или возникли проблемы при получении статуса малоимущей семьи? Получить бесплатную юридическую консультацию вы можете . Наши специалисты ответят вам уже через 15 минут!