Кто сочинил иван сусанин. Другая версия подвига

История подвига

Подвиг Сусанина. Гравюра XIX века

О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых , проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины (примерно в 70 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой . Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной Шестовых и живущим в Домнине при боярском дворе . Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях никак не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.

Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями), поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа , жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре .

Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение… »:

… Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …

Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 года. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род .

Официальный культ Сусанина и его критика

Времена Российской империи

В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения ».

Казённый сусанинский культ не мог не порождать и общественного неприятия, выражаемого зачастую в крайних, нигилистических формах. В годы реформ Александра II переоценке подверглись многие ценности николаевской эпохи, в том числе прославление Сусанина. Официальная версия подвига Сусанина, идеологически и историографически оформленная в правление Николая I, впервые была подвергнута критике и открытому высмеиванию в статье профессора Петербургского университета Н. И. Костомарова «Иван Сусанин» , вышедшей в феврале 1862 года в журнале «Отечественные записки ». Не отрицая существования личности Сусанина, автор утверждал, что общепринятая версия о сусанинском подвиге является позднейшим вымыслом.

Эта позиция была опровергнута в исследованиях С. М. Соловьёва и М. Н. Погодина , которые, впрочем, руководствовались преимущественно теоретическими соображениями и догадками. С конца 1870-х и особенно в 1880-е годы, с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий , стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему «Записки» и многочисленные рукописные «предания» XVII и XVIII веков, в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом. Наиболее значительный вклад в развитие историографии Смутного времени внесли работы костромских краеведов, таких как А. Д. Домнинский, В. А. Самарянов , Н. Н. Селифонтов и Н. Н. Виноградов .

О том, что подобное решение было принято на высшем политическом уровне, свидетельствует возобновление в 1939 году в Большом театре посвящённой Сусанину оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя ». Опера получила новое название «Иван Сусанин» и новое либретто . Следует отметить, еще один факт того, какое значение придавалось сусанинскому культу: в конце лета 1939 года в честь Сусанина был переименованы районный центр и район, на территории которого он жил и погиб.

В советской исторической науке оформились две параллельные точки зрения на подвиг Сусанина: первая, более «либеральная» и восходящая к дореволюционной традиции, признавала факт спасения Сусаниным Михаила Романова; вторая, тесно связанная с идеологическими установками, категорически этот факт отрицала, считая Сусанина героем-патриотом, подвиг которого не имел никакого отношения к спасению царя. Обе указанные концепции просуществовали до конца 1980-х годов, когда с крахом советской власти либеральная точка зрения окончательно взяла верх.

В украинских СМИ и научно-популярной литературе поддерживается точка зрения, что прообразом Ивана Сусанина мог быть казак-разведчик Никита Галаган , который 16 мая 1648 года в ходе Корсунской битвы по заданию Богдана Хмельницкого дезинформировал шляхтичей и привел их войско в подготовленную засаду, что дало возможность казакам атаковать врага в невыгодных для него условиях .

Увековечение памяти

Памятник 1851 года

В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году ). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году.

Памятник 1967 года

В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы , над съездом к Волге. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция примитивна: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину - патриоту земли русской». Со времени представления проекта памятник критикуется как дисгармоничный облику центра Костромы.

Другие памятники

Иван Сусанин изображён на памятнике Михаила Микешина «Тысячелетие России » в Новгороде ().

Бронзовая фигура умирающего Ивана Сусанина, над которым склонялась фигура женщины - аллегорическое изображение России, была включена скульптором А. Адамсоном в ансамбль памятника в честь 300-летия дома Романовых в Костроме.

В 1988 году на холме над Чистым болотом, на месте бывшей деревни Анфёрово, был установлен памятный знак - огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613».

Прочее

27 августа 1939 года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР, гласивший: «Переименовать Молвитинский район Ярославской области в Сусанинский район и его центр, село Молвитино, в село Сусанино » . Иван Сусанин изображён на гербе и флаге района. В селе Сусанино в здании Воскресенской церкви находится музей подвига Ивана Сусанина .

В разное время имя Ивана Сусанина носили российские и советские суда:

Образ Ивана Сусанина использовался в символике молодежного образовательного форума «Патриот», проводившегося в 2009-2012 годах в Костромской области .

Образ Сусанина в искусстве и фольклоре

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», картина М. В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Фёдоровича» и др.

Куда ты завел нас? - лях старый вскричал.
Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. -
Убейте, замучьте! - моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.

- К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

Образ Сусанина нашёл свое отражение в фольклоре. Как обычно и бывает, официальной героизации противопоставляется ирония, нелепость, абсурдность ситуации, а сам Сусанин в анекдотах из фигуры трагической превращается в комического героя, почти современника: то в хитроумного мужичка, «ловко обманувшего поляков», то в проводника-простофилю, заплутавшего в лесах вместе с «интуристами».

Примечания

  1. В единственном историческом источнике про Ивана Сусанина, грамоте царя Михаила Фёдоровича , отчества Осипович не употребляется. В некоторых сочинениях он называется Ивановичем. Крестьяне в ту пору не имели отчества, к тому же прозвище (а не фамилия) Сусанин (от женского имени Сусанна) говорит о возможном отсутствии отца. См. А. Е. Петров. Останки Ивана Сусанина: К вопросу о методах исторической фальсификации // Исторические записки. № 1 (129). М., 2008
  2. Домнинский А. Правда о Сусанине (свод местных преданий) // Русский архив. 1871. № 2
  3. Зонтиков Н. А. Иван Сусанин // Иван Сусанин: легенды и действительность . - Кострома, 1997. - С. 27. - 352 с. - (1). - ISBN 5-89362-003-8
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  5. Грянувший гром: скептик Костомаров
  6. Соловьёв С. М. О статье Костомарова «Иван Сусанин»
  7. Зонтиков Н. А. В защиту Сусанина: костромские краеведы в полемике с Н. И. Костомаровым
  8. Герой, которого не было.
  9. Не Сусанин - Галаган. Борис Кириченко. «Украина казацкая»
  10. Сооружение памятника Сусанину в Костроме
  11. Площади Революции больше нет // Костромские ведомости, 29.04.1992
  12. Переименование Молвитина в Сусанино, Молвитинского района - в Сусанинский
  13. Музей подвига Ивана Сусанина
  14. Ледоколы ФСЛО
  15. Пароход «Иван Сусанин»
  16. Пассажирский речной теплоход «Иван Сусанин»
  17. Молодежный образовательный форум
  18. Патриот земли русской: Отражение подвига И. Сусанина в литературе и искусстве: Рекомендательный указатель литературы / Сост. Сорока Л. Н. и др. - Кострома, 1988

Ни одна царская династия не пришла к престолу так необыкновенно, как дом Романовых. Это замечание принадлежит известному писателю Ивану Гоголю, не без оснований считавшему, что подвиг Ивана Сусанина неразрывно связал царя с подданными. Что известно об этом знаковом для истории России происшествии?

Волков Адриан — картинка Смерть Ивана Сусанина

В связи с ограниченностью источниковой базы биография Ивана Сусанина является предметом исторических споров. Единственным документальным источником о его жизни является жалованная грамота Михаила Федоровича 1619 года. В ней говорится о даровании зятю Сусанина половины деревни с избавлением от всех податей и повинностей, при этом народный герой упоминается достаточно кратко. Остальные данные о жизни этого человека носят легендарный характер.

Принято считать, что Иван Сусанин родился в селе Домнино, что в 70 верстах Костромы. По одной версии, он был крепостным крестьянином дворян Шестовых, по другой – служил вотчинным старостой. Известно, что у него была дочь Антонида и зять Богдан Сабинин.

В указанной выше царской грамоте говориться, что зимой 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов вместе с матерью Марфой жил в деревне Домнино. В то время Смута из гражданской войны превратилась в борьбу против интервентов из Польши. Шляхтичи задумали захватить новоизбранного царя, с этой целью в Домнино направился небольшой польско-литовский отряд.

По пути интервенты встретили крестьянина Сусанина, которому приказали указать дорогу к деревне. Но он повел отряд в противоположную сторону, а в Домнино отправил своего зятя Богдана, чтобы предупредить о надвигающейся опасности царя и его мать. Сусанин завел поляков глубоко в лес, а затем к Исуповскому болоту, за что он был подвергнут пыткам и убит. Предполагается, что в то время этот человек был уже в преклонном возрасте. В непроходимой местности погиб и вражеский отряд. В это время Михаил Романов укрылся в Ипатьевском монастыре.

Спустя 6 лет царь отблагодарил родственников крестьянина, который его спас, даровав им землю и освобождением от податей. Гибель Ивана Сусанина не была забыта и позже. Потомки народного героя неоднократно получали жалованные грамоты и льготные указы вплоть до 1837 года.

Культ Ивана Сусанина во времена Российской империи

В царской России образ Ивана Сусанина был предметом культа. Его подвигу посвящали картины, скульптуры, музыкальные и литературные произведения. Именно его имя официальная пропаганда активно использовала в период подавления польских восстаний и войны 1812 года.

В 1838 г. центральную площадь города Костромы стали официально именовать Сусанинской. Кроме того, героя изобразили среди других видных исторических деятелей на памятнике «Тысячелетие России» (1862). Пропаганда возымела свое дело, спустя два века то, что сделал Сусанин, в некоторой мере повторил Осип Комиссаров, спасший от смерти императора Александра II. Интересно, что Комиссаров родился неподалеку от родной деревни Сусанина.

Тем не менее, именно в дореволюционной России прозвучала первая критика официальной версии подвига. Так, историк Н. Костомаров считал, что единственным достоверным фактом во всей истории Сусанина была его гибель от одного из разбойничьих отрядов в Смутное время. Критическими отзывами об этой истории также был известен С. Соловьев, считавший, что крестьянина замучили казаки.

предположительное место гибели

В советскую эпоху первоначальное отношение к Сусанину было негативным. Так, в 1918 году памятник Ивану Сусанину был сброшен с постамента. Народного героя стали называть царским слугой, а подвиг, которым он прославился, сказкой.

Отношение резко изменилось в конце 1930-х годов. Он вновь вошел в перечень народных героев. Райцентр, рядом с которым когда-то жил Сусанин, был переименован в его честь. В то же время распространилась версия о том, что он был «патриотом Земли Русской», который боролся против иностранных интервентов, а не спасал царя. В 60-х годах прошлого века в Костроме даже установили памятник Сусанину.

В постсоветской России личность Сусанина трактуется двояко. Большинство историков продолжают называть его народным героем, признавая при этом, что к подвигу его скорее побудила вассальная преданность, чем патриотизм. Также существует несколько версий того, как происходили события. К примеру, А. Широкопад считает, что Сусанин пострадал от разбойничьего набега запорожских казаков.

  • В некоторых публикациях Сусанину приписывают отчество Осипович. Однако в источниках об этом нет упоминаний, кроме того, в 17 веке крестьян не принято было называть по отчеству.
  • В советское время не меньше Сусанина был знаменит крестьянин Матвей Кузьмин. В 1942 году он ценой собственной жизни вывел немецкий отряд под пулеметный огонь советских солдат. Вражеский отряд был уничтожен, но немецкий командир успел убить Кузьмина. После окончания Второй мировой войны появилась книга, описывающая подвиги 58 «последователей» Сусанина.

В 2003 г. в некрополе деревни Исупово были обнаружены останки, которые могут принадлежать Сусанину. Однако профессиональные археологи и историки оспаривают их подлинность.

Чем знаменит Иван Сусанин?Именно этому простому человеку было суждено стать русским национальным героем. В первую очередь, он известен тем, что спас самого Михаила Романова, уведя отряд польско-литовских захватчиков в противоположном направлении. Сусанин стал одной из самых значимых . Его образ активно использовался в театральных постановках, литературе, изобразительном искусстве. Именно этот человек, ценой своей жизни смог пустить историю в другое русло.

Точной информации о жизни и быте Сусанина нет до сих пор. Родился он в деревне Деревнищи (также упоминаются Деревеньки, поскольку историки еще не смогли дать достоверный ответ на этот вопрос). На момент основных событий ему было около 30-35 лет, однако по этому поводу все еще ведутся дискуссии, поскольку некоторые историки утверждают, что он находился в пожилом возрасте, так как в легенде есть упоминание о зяте, который был отправлен к Михаилу, чтобы его предупредить.

Сама легенда гласит, что зимой 1612 года большая часть территорий Московского Княжества была захвачена Речью Посполитой. Иван Сусанин был нанят как проводник до села Домнино. Полякам было известно о том, что именно там скрывался молодой Михаил Федорович Романов, и они решили отправить туда отряд. Сусанин согласился, однако повел оккупантов совсем в другую сторону, а именно, в село Исупово. При этом он успел послать в Домнино зятя, чтобы тот предупредил царя об угрозе.

Естественно, вскоре обман раскрыли, а Сусанина подвергли пыткам, но он так и не сдал настоящее местоположение царя, в итоге его казнили, разрубив тело на куски и бросив в лесу неподалеку от села.

Главным историческим подтверждением подвига стала царская грамота 1619 года, согласно которой его зятю, Богдану Собинину, даровалась половина деревни, при этом она была «обелена» от всех податей, что по тем временем являлось поистине огромной наградой. Подтверждают эту грамоту и следующие документы:

    • в 1633 и 1644 годах вдове Сабининой Антониде и её детям вручались жалованные грамоты;
    • в 1691 году потомками Сусанина была получена подтвердительная грамота, которая полностью доказывает сам факт совершения подвига, поскольку в ней приводятся слова грамоты 1619 года;
    • также были изданы льготные указы в 1723, 1724 и 1731 годах, соответственно, причем в них также приводились цитаты самой первой грамоты, что делает их исторически ценными;
    • подтвердительные грамоты от 1741 и 1767 годов относились к потомкам Сусанина, которые проживали в деревне Коробовой.

Однако последняя подтвердительная грамота, адресованная «Коробовским белопашцам», уже не содержала слов документа 1619 года. Интересно, что летописи и хроники XVII века практически не имели никакой полезной информации о Сусанине. Тем не менее, память о нем жила в преданиях, которые передавались из поколения в поколение, таким образом донеся до современной науки образ простого человека, ставшего народным героем.

Культ Сусанина

Началось все с визита Екатерины II в город Кострому в 1767 году. Тогда и было положено начало традиции по упоминанию Ивана Сусанина как человека, благодаря которому Михаил остался жив. Примерно в этом ракурсе был показан его подвиг в речи костромского архиерея Дамаскина, с которой он обратился к Екатерине. Также немалую роль сыграла статья С.Н. Глинки, выпущенная в 1812 году, она показала поступок Сусанина идеалом жертвы ради высшей цели, еще больше увеличив значимость этого человека, с точки зрения истории. Немного позже Сусанин стал постоянным персонажем исторических учебников.

Наибольшую популярность Сусанин получил, когда на престол взошел Николай I. Прославление его подвига стало вполне официальной политикой государства, благодаря чему свет увидело множество различных рассказов, живописных картин, опер и стихов, причем многие из этих произведений до сих пор считаются классикой. Это внесло немалый вклад в развитие культуры Российской Империи. Особенно сильно культ начали продвигать, когда началось восстание поляков в 1830-1831 годах. Отечеству срочно был нужен образ простого крестьянина, который отдал жизнь за государство, чтобы противостоять идеологии мятежников.

После 1917 года и последовавшей Октябрьской революции крестьянин был причислен к «слугам царя». Согласно плану пропаганды Ленина, был предусмотрен демонтаж всех монументов, которые «возводили в честь царей, а также их слуг». Из-за этого в 1918 году был демонтирован памятник герою-крестьянину в Костроме.

Довольно сильно травля была выражена в 1920-1930-х годах, в это время населению упорно доказывалось, что подвиг этого крестьянина - не более чем миф. Тем не менее, в конце 1930-х годов случилась своеобразная «реабилитация» Сусанина, причем вместе с ним было вновь оправдано множество других исторических личностей, таких как Александр Невский, Дмитрий Донской и даже . Причем уже с 1938 года образ Сусанина снова стал прославляться как герой, который самоотверженно отдал жизнь за родину.

Однако и здесь появились споры. За время существования СССР было создано две точки зрения на события, произошедшие возле Исупово. Первая из них, «либеральная», как принято её называть, признавала то, что Сусанин именно спас царя, согласно дореволюционной традиции. Вторая же, во многом из-за давления идеологии, отрицала этот исторический факт, считая, что Сусанин был героем-патриотом, все его действия не имели отношения к действующей власти и спасению Михаила. Так или иначе, после распада СССР осталась лишь «либеральная» точка зрения, которая и является официальной.

Заключение

На этом вопрос о том,чем знаменит Иван Сусанин, можно считать исчерпанным. Этот человек оставил богатое наследие для потомков. Его история использовалась для разных целей, и хотя восстановить её во всех деталях уже невозможно, большая часть тех событий уже довольно подробно изучена учеными. Остальное лишь дело времени, когда останки пропавшего крестьянина все-таки найдут покой.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Стоящий на месте, где, по преданию,
находился дом Богдана Собинина.

Что известно нам достоверного о Сусанине? Крайне мало, почти ничего. Любопытно его прозвание, ведь “Сусанин” – это не фамилия в нашем понимании, которых в те времена у крестьян не было. Прозвание же давалось, как правило, по имени отца – вспомним, например, Кузьму Минина, прозываемого Мининым потому, что отца знаменитого нижегородца звали Миной; внук Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, опять-таки по отцу проходил в документах как “Данилко Богданов” и т.д. Прозвание Сусанин явно происходит от женского имени Сусанна (“белая лилия” по-дренееврейски; такое имя носила одна из жён-мироносиц). Вероятнее всего, Сусанной звали мать Ивана Сусанина, и прозвание по имени матери позволяет нам предположить, что Сусанин рос без отца, может быть, умершего, когда его сын был совсем маленьким. В литературе о Сусанине обычно сообщается его отчество – Осипович, но оно является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается, и это естественно, так как официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено: они являлись привилегией лишь бояр и дворян. Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его прозвание было бы Осипов, а не Сусанин. а

Одним из важнейших является вопрос – кем был в домнинской вотчине Иван Сусанин? В документах XVII века об этом ничего не говорится. Историки XVIII–XIX веков обычно называли его крестьянином. Протоиерей А.Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Он писал: “Что Сусанин был старостою вотчинным, это я считаю достоверным потому, что слышал об этом от двоюродного деда моего, престарелого священника села Станков Михаила Федорова, воспитанного, вместе с родным моим дедом, у деда их, а моего прапрадеда, домнинского священника Матвея Стефанова, урожденца домнинского и умершего около 1760-го года, а сей был внук домнинского священника Фотия Евсевиева – самовидца упомянутого события. Сей в дарственной грамоте от великой старицы Марфы Иоанновны в 1631-м году записан дьячком при отце своём священнике Евсевии”.23 В другом месте он вновь повторяет: “Домнинские старые крестьяне тоже говорили, что Сусанин был старостою”.24

После А.Д. Домнинского некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком Марфы Ивановны, и, видимо, это соответствует действительности. Как известно, в боярских вотчинах XVI–XVII веков было два основных должностных лица: староста и приказчик. Староста являлся выборным лицом местной общины (“мира”), приказчик же (или “посельский”) назначался владельцем вотчины. Н.П. Павлов-Сильванский писал: “Управление и хозяйство господского имения обыкновенно были в руках уполномоченного господином приказчика /посельского/… Посельский заведовал собственным хозяйством господина на боярской земле, в отношении же участков, занятых крестьянами как самостоятельными хозяевами, он был только сборщиком оброков и податей, а также судьёй и управителем. Вознаграждением ему служило пользование пожалованным участком земли в особенности особые пошлины, которые он собирал с крестьян в свою пользу”.25 Историк продолжает: “Господский приказчик (…посельский) не был полновластным управителем; его власть была ограничена выборным старостой и мирскою сходкою общины”.26

Судя по всему, Сусанин был не выборным старостой, а именно приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной и живущим в Домнине при боярском дворе. Этому выводу отнюдь не противоречит то, что А.Д. Домнинский называет Сусанина “вотчинным старостой”. Во-первых, ещё в старину термин “староста” имел и значение “управитель”.27 Во-вторых, ко временам А.Д. Домнинского этот термин несколько изменил своё значение, которое он имел в XVII веке, и из обозначения выборного лица, выполнявшего ряд важных мирских функций, стал – по крайней мере, в дворянских поместьях – также синонимом слов “приказчик”, “управитель”, “бурмистр”. б

О семье Сусанина нам также известно крайне мало. Поскольку ни в документах, ни в преданиях не упоминается о его жене, то, скорее всего, к 1612–1613 гг. она уже умерла. У Сусанина была дочь Антонида , бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собининым.



Деревня Деревеньки - родина Ивана Сусанина.

О её замужестве нам известно только на 1619 год, но, судя по тому, что Собинин умер к 1631 году, а его сыновья Даниил и Константин числились на этот год хозяевами двора, 29 можно уверенно предполагать, что Антонида к 1612–1613 гг. уже была замужем и что, скорее всего, к этому времени уже появились на свет внуки Сусанина, дети Богдана и Антониды – Даниил и Константин (по крайней мере, Даниил – явно бывший старшим).

О Богдане Собинине нам известно ещё меньше, чем о его знаменитом тесте. Мы знаем, что Собинин был местным крестьянином; прозвание его, скорее всего, происходит от старинного имени “Собина” в , как, видимо, звали его отца. Как говорилось выше, на 1612–1613 гг. он, вероятно, уже был женат на дочери Сусанина. В литературе обычно пишется, что Собинин был сирота или приёмыш Сусанина, стараясь тем самым объяснить тот факт, что, судя по всему, не Антонида пошла к нему в семью, а он пошёл во двор, принадлежавший, видимо, его тестю.

Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки г , но сам жил в Домнине, а в Деревеньках жили Богдан и Антонида.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.


Село Спас-Хрипели. В центре - Спасо-Преображенский храм.

Деревня Деревеньки издавна относилась к церковному приходу погоста Спас-Хрипели д – он находился над речкой Шачей, тремя верстами ниже Домнина. Впервые в известных нам источниках погост упоминается в грамоте Марфы Ивановны от 1631 года, где сказано: “… сельцо Храпели, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа, да другой храм тёплой с трапезою во имя Архистратига Михаила…”, 36 однако, безусловно, что это селение возникло задолго до начала XVII века (в одном документе 1629–1630 гг. про церковь Михаила-Архангела говорится, что она “ветха”).

По-видимому, именно погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян домнинской вотчины (Воскресенская церковь в Домнине, как мы помним, явно была усадебной), в том числе, конечно, и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду; на приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов, конечно, похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) и неизвестную нам жену, мог быть похоронен тут и его отец. Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле (об этом ниже) и сам Иван Сусанин.

Подвиг Ивана Сусанина - яркий пример любви к Родине, Отечеству.

Иван Сусанин как историческая личность – пример человека из народа, олицетворяющего Россию.

Не смотря на, что само имя Ивана Сусанина стало практически нарицательным для русского человека в ситуации, когда нарочно или не намеренно указывают неверное направление, более подробно о героическом поступке этого человека известно не так уж и много.

Несколько строк из учебника по истории России 17 века дают мало представления о подвиге простого русского крестьянина, который отдал свою жизнь по девизу, который только через два века сформулируют русские офицеры "За Веру, Царя и Отечество!".

Предистория подвига Ивана Сусанина

Восхождению на российский престол предшествовало Смутное время. Страна стояла на краю гибели. Отсутствие длительного времени законного царя грозило потерей государственности. После смерти извечные враги русских поляки пожелали не просто захватить близлежайшие земли, но захватить и российский престол.

Несколько самозваных Лжедмитриев, которых поощряла и всячески поддерживала Речь Посполитая, претендовали на российский престол. Столица и несколько крупных городов оказались в руках врага. Дошло до того, что большая часть бояр была согласна посадить на российский трон польского короля. Но русский народ решил отстоять свое государство.

Под началом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского было собрано народное ополчение и осенью 1612 года произошло решающее событие, положившее конец польской интервенции. 4 ноября поляки окончательно были изгнаны из Москвы.

Всеобщий Земский Собор избрал новым царем шестнадцатилетнего боярина Михаила Романова. Его в это время не было в Москве. Он бежал из захваченного интервентами Кремля в свою вотчину под Кострому. Это было село Домнино. Оно находилось в лесах.

Его мать Марфа Иоанновна поручила сына старосте села Ивану Сусанину и его зятю Богдану Собинину. Сама поселилась в окрестностях Макарьево-Унженского монастыря.

Жизнь за царя

Польский король Сигизмунд, который желал русский престол для собственного сына, отдал приказ отыскать избранного царя до его помазания на царство. Взять в плен или убить, как получиться. Полякам приходилось сторожиться ополченцев и действовали они тайно. Зная приблизительно, где находится Михаил Романов, они пытались найти проводников, чтобы пройти через топи и болота.

Хватали попадавшихся им крестьян и силой выпытывали место, где прятали Михаила Романова. Староста села Домнино Иван Сусанин отправил своего зятя, чтобы тот переправил молодого царя в более надежное место, а сам вызвался быть проводником у поляков. Долго водил он их по глухим лесным тропам и вывел к непроходимому Исуповскому болоту. Когда ему стало понятно, что поляки не смогут организовать погоню, он сознался, что специально завел их совсем не туда.

подвиг Ивана Сусанина фото

Разъяренные враги зарубили Ивана Сусанина на месте и попытались выбраться самостоятельно. Но время уже было упущено. Посланцы от Земского Собора первыми встретили Михаила Романова и Россия получила законно избранного русского царя. Закончилась пора смут и бесправия на Руси.

Трудно представить как сложилась бы история нашего государства без героического поступка простого русского мужика, не пожалевшего своей жизни ради спасения сотней тысяч своих соотечественников. Он видел, к чему приводит безвластие, порождающее смуту, распри и разбой.

Род Романовых отблагодарил семью Ивана Сусанина Жалованной грамотой, которую получил его зять Богдан Собинин в 1619 году. По этой грамоте потомство героического крестьянина освобождалось от повинностей. Кроме того, им был дарован надел земли.

Но самое главное – это человеческая память, которая по сию пору хранит имя Ивана Сусанина – спасителя жизни русского царя и в его лице российской государственности. Любопытный факт Опера Михаила Глинки, рассказывающая о подвиге Ивана Сусанина, изначально называлась "Жизнь за царя”, но после свержения царизма и установления власти народа, опера получила второе название "Иван Сусанин”.