Как разумихин зарабатывал на жизнь. Характеристика и образ дмитрия разумихина в романе преступление и наказание достоевского сочинение

Образ Разумихина

Безусловно, одним из главных положительных образов в романе после Сони Мармеладовой является Разумихин, выступающий нередко в качестве рупора «почвеннических» взглядов самого Ф.М. Достоевского.

В черновых записях к роману Достоевский в одном месте написал «Рахметов» вместо «Разумихин». Это - описка, однако описка не случайная. Создавая образ Разумихина, Достоевский помнил о Рахметове из «Что делать?» Чернышевского. По авторскому замыслу Разумихин должен был явиться тем спасительным героем, каким в «Что делать?» выступает Рахметов. Разумихин, как и Рахметов, тип современного русского «богатыря», что-то вроде нереволюционного Никитушки Ломова. Рахметов останавливает понесшую лошадь, ухватившись за заднюю ось шарабана, Разумихин валит с одного удара полицейского-исполина: «Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков 12 росту». Чернышевский прибегает к гиперболическим описаниям, Достоевский, художественный почерк которого исключал количественное преувеличение, вводит Разумихина в круг нормальных по внешности персонажей. Но в набросках к его портрету сильно чувствуются приметы, подобранные у Чернышевского. Разумихин, как и Рахметов, - оба студенты. «Разумихин был все тот же: добрый, высокий... иногда буянил и слыл за силача... Разумихин был еще тем замечателен, что мог неизвестно поскольку времени совсем не есть и терпеть необыкновенный холод как ни в чем не бывало. Однажды он целую зиму совсем не топил свою комнату и говорил, что так даже лучше спится».

У Чернышевского Рахметов выходец из родовитой и богатой среды, он приучает себя к терпению, готовясь к нелегким условиям революционного подполья. Разумихин беден, он содержал себя сам, перебиваясь случайными заработками. Рахметов ограничивает свои потребности и даже мучает себя из эксперимента, Разумихин - по нужде. Но вынослив он не менее, чем специально тренировавший себя персонаж Чернышевского. В окончательном тексте это звучит так: «Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод».

Достоевский обладал необыкновенным даром трансформировать чужое в свое, большей частью в полемических целях, придавая «чужому» иное значение, чем то, которое находил в нем первоавтор. Достоевский ассимилировал чужое с собственным опытом, со своими собственными наблюдениями и находками. Для обрисовки буянства, пьянства, недисциплинированности, разбросанной вольности и несколько разрушительной распущенности Разумихина Достоевский, быть может, использовал черты и Аполлона Григорьева, его соратника по журналам «Время» и «Эпоха», одного из лидеров основанного Достоевским «почвенничества». Разумихин мог «пить до бесконечности, но мог и совсем не пить», мог проказить «даже непозволительно, но мог и совсем не проказить», «иногда буянил», - повторяет Достоевский.

Черты эти не противоречили психологической природе Рахметова, они были заложены и в натуре последнего, но герой «Что делать?» взял их под контроль и подавил во имя наложенной на себя революционной схимы.

Но вот тут-то и начинается полемическая противоположность Разумихина Рахметову. Разумихин враг всякой теории, и тем более теории исключительной, всепоглощающей и всеподавляющей. Рахметов ходит только в те круги, которые нужны ему для дела, он сходится только с теми людьми, которые разделяют его принципы Разумихин ходит в заведение к Лавизе, легко заводит романы, быстро сближается с самым разношерстным людом, с простонародьем, с полицейскими чиновниками. Человеку он придает значение большее, чем его принципам.

Он против доктринерства, против «теоретиков», в том самом смысле, в каком был против и сам Достоевский, автор статьи «Два лагеря теоретиков».

Может показаться, что Разумихин прагматик. На самом деле это не так. Его отрицание теории в свою очередь опирается на теорию - теорию «почвенничества», проповедовавшегося журналами Достоевского. Обстоятельство это привносит в образ Разумихина элемент схемы, что не может быть сглажено даже исключительным мастерством Достоевского.

Идеологическая позиция и идеологические взгляды Разумихина вполне «почвеннические». Он критически относится к дореформенным порядкам, к дореформенной юриспруденции, Лужин и Лужины внушают ему отвращение. Он за версту чувствует людоедский запах, исходящий от их «убеждений». В общественном подъеме шестидесятых годов Разумихин занимает особое место. Он мнит себя вне направлений, западнических и славянофильских, он хочет стать над всеми существующими лагерями.

Ни одна разновидность революционно-демократических взглядов его не устраивает: «...мне вся эта болтовня-себятешение, - говорит он, - все эти неумолчные, беспрерывные общие места, и все то же да все то же, до того в три года опротивели, что, ей-богу, краснею, когда и другие-то, не то что я, при мне говорят... видите ли, к общему-то делу в последнее время прицепилось столько разных промышленников, и до того исказили они все, к чему ни прикоснулись, в свой интерес, что решительно все дело испакостили».

Однако Разумихин вовсе не отходит в сторону. Он хочет объединить все лучшее и всех лучших в разошедшихся крыльях русской общественности на одной и притом своей платформе. Он любит новую молодежь, он сам к ней ходит и собирает ее у себя, «все здешних и все почти новых» людей. Но революционно-демократические и в особенности социалистические взгляды молодежи он критикует так, как их критиковали во «Времени» и «Эпохе».

Разумихин на все лады повторяет «почвеннический» тезис о «лакействе» мысли революционной демократии и русских утопических социалистов, тезис, усердно формулировавшийся даже в каждом ежегодном объявлении о подписке на журналы Достоевского. «На чужих помочах ходят, - говорит Разумихин, - жеваное едят!» «Дураки! перевод с иностранного».

Разумихин не видит различий в материализме, он, как и подпольный человек, убежден, что для материалистов, всех материалистов, вселенная и общество - это единая, неумолимая, слепая вычислительная машина, в которой все предопределено, в которой нет никаких случайностей, в которой колокольня Ивана Великого и белобрысые ресницы Порфирия связаны фатальной, однозначно направленной и необратимой связью. Если б кому-либо удалось остановить эту машину и запустить ее наново, полагает он, она все равно породила бы вновь Ивана Великого и через посредство Ивана Великого и ресницы Порфирия.

Разумихин проповедует примат жизни над теорией, он считает, что материалисты и утописты убивают жизнь, умерщвляют человеческую душу, но ведь и Чернышевский понимал значение живой жизни, он ввел понятие жизни в эстетику, он определил прекрасное как жизнь, он первый «угадал» Льва Толстого, он умел смотреть истине в лицо, он лучше других своих современников разбирался в противоречиях народной, крестьянской «души».

Разумихин по-своему «широкий человек». Он мог удариться в разрушительный запой, мог превратиться и в своеобразного Обломова. В романе он выступает еще как человек неустановившийся, но привлекательный. Он беспорядочен, пьет, ходит в подозрительные заведения, заводит дружбу с полицейскими чиновниками, устраивает студенческие вечеринки, спорит до хрипоты о высоких материях, находит верный тон с самыми различными людьми - и с кухаркой, и с Порфирием, и с Лужиным. Он наивен и умен, он не поверил в виновность Миколки, объяснил загадку оброненных сережек, он ухватил главное в теории Раскольникова. Разумихин хлопотун, он и практически добр. Он умело ухаживает за больным Раскольниковым, приводит к нему доктора, покупает ему приличную, и по средствам, одежду, заботится о заброшенных в номерах Бакалеева его матери и сестре. Разумихин верный друг. «Кликни меня, и я приду», - говорит он Раскольникову и придет и, собственно говоря, уже и пришел. Раскольников поручает Разумихину Дуню, в Дуню он влюбляется, несколько наивно, со всем пылом и восторгом первой любви или по крайней мере так, как традиционно изображается первая любовь.

Разумихин умеет и за себя постоять и близких себе защитить. В его «богатырстве» есть идея, смысл которой: не надо искать общих решений, надо оказывать помощь отдельным людям, терпящим бедствие в житейском океане.

Философия малых дел Разумихина противопоставлена философии Одного Дела Раскольникова. Мало того, она бьет дальше, в ней чувствуется и полемика с «особенным» делом Рахметова. Разумихин - русский богатырь, «снизошедший до мальчика», тратящий свои исполинские силы для поддержки ближнего своего, погибающего в поле его зрения, протягивающий руку беззаветной помощи Дуне, Пульхерии Александровне, трогательно заботящийся о Раскольникове, даже тогда, когда узнал, что последний - убийца. Разумихин смотрит в душу каждого отдельного человека, он видит, что Лужин безнадежен, но что такого убийцу, как Раскольников, можно «рестаурировать» и ввести снова в круг человеческого братства, разорванный по заблуждению.

Разумихин помогает ближним своим по натуре, без религиозных мотивировок, вне рамок ханжеской морали. Разумихин - восторженный малый, друг и влюбленный, и он делает все, что нужно, чтобы помочь другу и будущей своей жене. Самоотверженность во имя счастья близкого человека легко уживается со стремлением к личному счастью. Личное благополучие не может быть абстрактным, внесоциальным. Человек не может жить вне общества, и свитое им гнездо, выбранная им деятельность неизбежно носят на себе социальное клеймо, свидетельствуют о согласии с общественным укладом или протестом против него.

В Разумихине Достоевский-художник подвел итоги «почвенничеству», на пропаганду которого он потратил столько сил в своих недолговечных журналах. Образ Разумихина и объясняет, быть может, почему Достоевский больше не предпринимал шагов для того, чтобы оживить спою публицистическую программу шестидесятых годов во всей её целостности.

«Преступление и наказание» образ Разумихина — один з главных героев романа Достоевского. Цитатная характеристика Разумихина изложена в этой статье.

«Преступление и наказание» характеристика Разумихина

Дмитрий Прокофьевич Разумихин — молодой человек, студент из дворян, друг Раскольникова по Университету, с которым они знакомы уже полтора года. Добрый, открытый и простой молодой человек, с широкой русской душой. Он любит говорить всю правду в лицо. За грубыми и «трактирными» манера Разумихина скрывается тонкая и очень чувствительная натура.

Разумихин — эрудированный молодой человек, знает три европейских языка и мечтает о собственном издательском предприятии.

К нему он идет сразу после убийства, чтобы попросить найти ему уроки для заработка, а на самом деле ища живую душу, способную отозваться на его страдание, разделить его муку. Хороший и преданный товарищ, Раскольников ухаживает за больным Раскольниковым, приводит к нему доктора Зосимова. Он же знакомит Раскольникова и со своим дальним родственником, следователем Порфирием Петровичем. Зная о подозрениях против Раскольникова, всячески пытается выгородить его, простодушно объясняя все его поступки болезнью. Берет он под свою опеку и приехавших в Петербург мать и сестру Раскольникова, влюбляется в Дуню и впоследствии женится на ней.

К самому Раскольникову Разумихин относится с теплотой, хотя и понимает, что они — разные люди.

Любопытно, что высказывания Разумихина отличаются невероятной прямотой и правдивостью. Многие реплики Разумихина можно смело использовать как цитаты. А чувство юмора, ирония и остроумие Разумихина не могут не вызывать улыбку.

Цитатная характеристика Разумихина «Преступление и наказание»

…Я вот, изволите видеть, Вразумихин; не Разумихин, как меня все величают, а Вразумихин, студент, дворянский сын… (Разумихин о себе)


…Разумихин пересел к нему на диван, неуклюже, как медведь…

…его огромной и костлявой ручищи… (автор о Разумихине)

…Матери у меня нет, ну а дядя каждый год сюда приезжает и почти каждый раз меня не узнает, даже снаружи, а человек умный…Полтора года я Родиона знаю… (Разумихин о себе)


…По многим признакам Разумихин тотчас же заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная. Будь Авдотья Романовна одета как королева, то, кажется, он бы ее совсем не боялся; теперь же, может, именно потому, что она так бедно одета и что он заметил всю эту скаредную обстановку, в сердце его вселился страх, и он стал бояться за каждое слово свое, за каждый жест, что было, конечно, стеснительно для человека, и без того себе не доверявшего.

…Перчатки на ней были не только заношенные, но даже изодранные, что заметил Разумихин…Разумихин с благоговением смотрел на Дунечку и гордился, что поведет ее… (автор о Разумихине и Дуне)

… О будущем муже вашей дочери я и не могу быть другого мнения, - твердо и с жаром отвечал Разумихин, - и не из одной пошлой вежливости это говорю, а потому… потому… ну хоть по тому одному, что Авдотья Романовна сама, добровольно, удостоила выбрать этого человека. Если же я так поносил его вчера, то это потому, что вчера я был грязно пьян и еще… безумен; да, безумен, без головы, сошел с ума, совершенно… и сегодня стыжусь того!… (Разумихин о себе и Лужине)

… Вы лучше всех знаете характер Роди и лучше всех можете посоветовать…

…и хоть мы и врем, потому ведь и я тоже вру, да довремся же наконец и до правды, потому чтона благородной дороге стоим… Я хотя их сейчас и ругал ругательски, но я ведь их всех уважаю; даже Заметова хоть не уважаю, так люблю, потому - щенок! Даже этого скота Зосимова, потому - честен и дело знает… (Разумихин о себе)

…нам сам бог послал этого господина, хоть он и прямо с какой-то попойки. На него можно положиться, уверяю вас. И всё, что он уже сделал для брата… (Дуня о Разумихине)

…горячий, откровенный, простоватый, честный, сильный, как богатырь, и пьяный Разумихин, никогда не видавший ничего подобного, с первого взгляда потерял голову…Он видел потом, как дрогнула у ней в негодовании нижняя губка в ответ на дерзкие и неблагодарно-жестокие приказания брата, - и не мог устоять. (автор о Разумихине)

…Какой расторопный и… преданный молодой человек! (Пульхерия Александровна о Разумихине)

…я вас считаю как бы за провидение наше…Я вас как за родного считаю… Не осердитесь, что так говорю. … (Пульхерия Александровна Разумихину)

…Кажется, славная личность! - с некоторым жаром ответила Авдотья Романовна… (Дуня о Разумихине)

-… Вот и этот тоже хороший человек[о Разумихине]! - кивнул он на Разумихина, - нравится он тебе, Дуня? - спросил он ее и вдруг, неизвестно чему, рассмеялся.
- Очень, - ответила Дуня.
- Фу, какой ты… свинтус! - произнес страшно сконфузившийся и покрасневший Разумихин и встал со стула. (Разговор Раскольникова с Дуней и Разумихиным)

…Ты нервная, слабая дрянь, ты блажной, ты зажирел и ни в чем себе отказать не можешь, - а это уж я называю грязью, потому что прямо доводит до грязи. Ты до того себя разнежил, что, признаюсь, я всего менее понимаю, как ты можешь быть при всем этом хорошим и даже самоотверженным лекарем. На перине спит (доктор-то!), а по ночам встает для больного!.. (Разумихин Зосимову)

…И что за оправдание, что он был пьян? Глупая отговорка, еще более его унижающая! В вине - правда, и правда-то вот вся и высказалась, «то есть вся-то грязь его завистливого, грубого сердца высказалась»! И разве позволительна хоть сколько-нибудь такая мечта ему, Разумихину? Кто он сравнительно с такою девушкой, - он, пьяный буян и вчерашний хвастун? …

…Разумихин отчаянно покраснел при этой мысли, и вдруг, как нарочно, в это же самое мгновение, ясно припомнилось ему, как он говорил им вчера, стоя на лестнице, что хозяйка приревнует его к Авдотье Романовне… это уж было невыносимо. Со всего размаху ударил он кулаком по кухонной печке, повредил себе руку и вышиб один кирпич….

…Но во всяком случае циником и грязною неряхой нельзя оставаться: он не имеет права оскорблять чувства других, тем более что те, другие, сами в нем нуждаются и сами зовут к себе. Платье свое он тщательно отчистил щеткой. Белье же было на нем всегда сносное; на этот счет он был особенно чистоплотен… (автор передает мысли Разумихина о самом себе)

…и главное, он такой грубый, грязный, обращение у него трактирное; и… и, положим, он знает, что и он, ну хоть немного, да порядочный же человек… ну, так чем же тут гордиться, что порядочный человек? Всякий должен быть порядочный человек, да еще почище, и… и все-таки (он помнит это) были и за ним такие делишки… не то чтоб уж бесчестные, ну да однако ж!.. А какие помышления-то бывали! гм… и это всё поставить рядом с Авдотьей Романовной! Ну да, черт! А пусть! Ну и нарочно буду такой грязный, сальный, трактирный, и наплевать! Еще больше буду!… (автор передает мысли Разумихина о самом себе и Дуне)

…Об издательской-то деятельности и мечтал Разумихин, уже два года работавший на других и недурно знавший три европейские языка, несмотря на то, что дней шесть назад сказал было Раскольникову, что в немецком «швах»… (автор о Разумихине)

Вы ознакомились с характеристикой Разумихина, а цитаты к образу Разумихина вы можете оставлять в коментариях.

Через образ персонажа Дмитрия Прокопьевича Разумихина Достоевский выражает свою позицию, которая высказывает его взгляды и дает нравственную оценку теории убийцы-Раскольникова «кровь по совести». В романе «Преступление и наказание» Разумихин выступает как человек еще неустановившийся, но очень привлекательный.

Раскольников, Разумихин - это своего рода сравнение двух новых течений среди молодежи того времени. Писатель на таких примерах показывает, что пути развития жизненной позиции могут очень сильно отличаться друг от друга. Кто-то может стать «рабом» теории, отвергающей Бога (это тот же Раскольников), а кто-то будет сохранять нравственную «почву» и обладать способностью отличать добро от зла (это Разумихин).

В школе часто пишут сочинение на тему: «Разумихин («Преступление и наказание»): характеристика». Кто он такой и каковы его попробуем разобраться.

Идея «Преступления и наказания»

Основную идею романа «Преступление и наказание» Михаил Федорович Достоевский обдумывал весьма долгое время, еще со времен каторги. И работать над ним он стал с огромным увлечением и душевным подъемом. Это произведение как бы подытожило его прошлые творческие годы и вобрало в себя все его идеи и мысли. Но центральные темы тех лет тоже очень хорошо раскрыты в этом произведении. получили новое философское направление в соединении с нравственной драмой «убийцы-теоретика» Родиона Раскольникова, который вынужден сам на себя донести, чтобы получить наказание и тем самым опять примкнуть к людям. Идея главного героя Раскольникова - стать властелином судьбы и сильных и справедливых наказывать неугодных и таким образом делать счастливыми обездоленных. В этом весь философский умысел Достоевского, включивший современные революционные настроения 1860 года.

Разумихин. «Преступление и наказание». Характеристика

Второстепенные персонажи становятся идеологическими союзниками или оппонентами главного героя. В романе «Преступление и наказание» Разумихин - это один из самых близких друзей Раскольникова, который, однако, не поддерживает его взглядов. Ведь философская идея «малых дел» самого Разумиха состоит в том, что молодежь должна работать учителями, юристами, врачами и агрономами, чтобы каждый на своем месте служил благу. И ей необходимо помогать в юриспруденции, экономике и просвещении, а также содействовать покупке земель крестьянами, организовывать страхование, народные кредиты и улучшать земледельческие орудия.

Именно таким образом Разумихин видел, как постепенно преодолевалась пропасть По его мнению, именно этим можно было отвлечь общественные передовые молодые силы от революционной деятельности и всякого насильственного улучшения жизни.

«Преступление и наказание». Описание Разумихина

Вообще, вся суть этой идеи заключалась в том, что все «великие дела» надо оставить на потом, до лучших времен, а сейчас надо начинать действовать каждому на своем месте и тихо вести культурную работу. Раскольников же оправдывал любое кровопролитие, если кто-то вставал на пути к какому-нибудь благородному делу или великому открытию, или если кто-то очень сильно страдал от какого-нибудь нехорошего человека. Этими рассуждениями и наполнил Достоевский свой роман «Преступление и наказание». Разумихин же в нем играет немаловажную роль и полностью выражает взгляды самого автора.

Характеристика Разумихина достаточно интересна. Достоевский представил нам типаж эдакого мужлана, грубого буяна, сильной натуры, но очень благородного и великодушного русского человека, который полностью подчиняется Авдотье Романовне, сестре Раскольникова. Ведь он буквально млеет и принижает себя перед этой хрупкой и изящной красавицей.

Почвенничество

С первого взгляда может показаться, что Разумихин является прагматиком, но это не так. В своих рассуждениях он все же опирается на теорию «почвенничества», что представляло собой русское общественное течение мысли религиозно-философского направления, похожее на славянофильство, противопоставленное западничеству. Оно было ориентировано на самобытность России, что и отличало ее от западной культуры.

Он критикует дореформенные порядки и юриспруденцию. Такие люди, как Лужин (жених Дуни), ему очень ненавистны, так как все просчитывают и везде ищут выгоду. Он чувствует от таких людей людоедский запах, благодаря их убеждениям.

Русский богатырь

Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» Разумихина представляет как русского богатыря, «снизошедшего до мальчишки», который свои могучие силы тратит на поддержку друга Раскольникова и его близких - сестру Дуню, мать Пульхерию Александровну. Он помогал им даже тогда, когда узнал, что Раскольников - убийца.

Разумихин видит насквозь человеческую душу каждого, с кем он когда-либо общался. Он понимает, что такой негодяй, как Лужин, просто безнадежен и его не исправить, а вот того же Раскольникова еще можно «реанимировать» и опять вернуть в круг человеческого общества.

Любовь к Дуне

Как верный друг Раскольникова и влюбленный в его сестру, Разумихин делает все, чтобы помочь им и сделать их счастливыми. Его самоотверженность в этом вопросе совсем не мешает построению его личного счастья, о котором постоянно мечтает Разумихин. «Преступление и наказание» определенно намекает на то, что человек не может существовать вне общества, и созданная им семья, выбранная профессия несут в себе социальную печать и говорят о согласии с общественным и политическим укладом или несогласии.

Образ Разумихина

Итак, Раскольникову очень грамотно противопоставлен Разумихин. «Преступление и наказание» образ последнего делает одной из важных фигур в жизни главного героя. Достоевский описывает его как молодого человека, студента, дворянина, у которого есть друг по университету - это Раскольников, с которым они знакомы уже полтора года.

Разумихин - открытый, добрый, с русской широкой Он большой правдолюб и любит метать правду-матку в лицо. У него несколько грубоватые манеры, но за этим скрывается очень чувствительная и тонкая душа. К тому же в произведении «Преступление и наказание» Разумихин представлен как эрудированный молодой человек, знающий три европейских языка и мечтающий создать свою собственную издательскую контору. Именно к нему приходит Раскольников сразу после совершения убийства, чтобы тот помог ему найти работу по преподаванию. На самом деле он спешит к нему, чтобы найти живую душу для общения, способную на сострадание, которая сможет разделить с ним его муку.

Верный друг

Очень преданным и порядочным другом оказался Разумихин. «Преступление и наказание» описывает, как он ухаживает за больным Раскольниковым и даже просит доктора Зосимова заняться его недугом, а также знакомит его со своим родственником дальних кровей, следователем Порфирием Петровичем. Он, зная, что Раскольникова начинают подозревать, всячески выгораживает его и списывает его странность на болезнь, а также с большим вниманием относится к приезду матери и сестры Раскольникова и буквально сразу же влюбляется в Дуню. В итоге он на ней женится.

К своему другу Раскольникову Разумихин относится с теплотой и трепетом, хотя и понимает, что они разные с ним люди. Очень любопытен тот факт, что Разумихин от всех отличается какой-то особенной правдивостью и невероятной прямотой. Его многие высказывания и реплики можно свободно использовать как цитаты. А его юмор, ирония и остроумие просто умиляют, притягивают и не могут не обаять и не вызывать чувства симпатии.

Студент Разумихин — человек здоровой мысли и живого дела, ясный духом и благородный в своей неутомимой активности. Не считаясь с мировыми планами общественного устройства в далеком будущем, Разумихин предпочитает в тесных и узких границах практической осуществимости и ближайшей культурной пользы приняться за просветительскую работу по изданию и распространению нужных книг. Правительственные круги того времени считали необходимым взять в свои руки дело распространения «азбук, повестей, биографий и путешествий» и одновременно указать молодежи на полезную деятельность для народа в противовес революции.

По этому пути и направляет Достоевский своего «нового человека», попутно наделяя его штрихом автобиографического значения: мечты Разумихина об издательской деятельности — собственные проекты Достоевского еще с 1 840-х годов. Одновременно это и глашатай излюбленных идей романиста. Таков в романе студент Разумихин. Право на здравомыслие Достоевский предоставляет ему ценой его воинствующего отказа от всех соблазнов нигилистической доктрины.

Разумихин не признает «прогрессистов», подчиняющих человека теории: «Принципы! .. и весь-то ты на принципах, как на пружинах; повернуться по своей воле не смеет … Эх, вы, тупицы прогрессивные, ничего-то не понимаете! Человека не уважаете … » «Ни признака жизни в вас самостоятельной!» Он критикует в лице Зосимева новейшую медицину, которая со всем своим эмпиризмом бессильна изучить «натуру человеческую», то есть волю, характер, умонастроение пациента; в том же духе отвергает, он и современную юриспруденцию, которая за фактами, уликами, жестами не видит неотразимых психологических показателей и «душевного настроения» подследственного.

Он против теоретиков, западников, рационалистов, во имя непосредственности и самобытности живого процесса жизни. Это меньше всего «человек-книжка», оторванный от мутной и бурной стихии бытия. Все в жизни близко ему: и трактиры, и домик Павизы, и ласки Пашеньки, и букинисты с Толкучего. Лишь бы была непосредственность и подлинность цельного переживания. Отсюда и его тяга ко всему родному. Величайшая брань в его устах — это «перевод с иностранного!» Злейший враг его — «чужой ум». «Соврать по-своему — ведь это почти лучше, чем правда по одному по-чужому; в первом случае ты человек, а во втором ты только что птица».

И вот во имя самостоятельной русской мысли и в защиту индивидуального «хотения» он вступает в бой с радикалами и отрицателями: « .. .Полной безличности требуют, и в этом самый смак находят! Как бы только самим собой не быть, как бы всего менее на себя походить! Это- то у них самым высочайшим прогрессом и считается». Таков этот новый деятель, призванный двигать вперед свою страну по ее органически сложившимся законам развития, не порывая с патриархальными преданиями и не отрываясь от родной почвы. Простодушный и мудрый практик, всем помогающий и все устраивающий, он принадлежит к рядам бедного российского дворянства, неизменно поставляющего Достоевскому почти всех его положительных героев, носителей его мысли и выразителей его надежд.

Именно от этого сословного слоя, к составу которого с полной категоричностью всегда относил себя Достоевский, ждал он выхода из исторического тупика, чаял грядущего спасения России, открытия верных путей к ее благосостоянию и правильному устройству ее в будущем. Отвечая всем мировоззренческим постулатам своего автора, Разумихин является для Достоевского образцовым представителем молодого поколения. Не готовить крестьянскую революцию и вести свое поколение к осуществлению в российских уездах социалистических утопий, а трудиться в своей ограниченной практической области, увеличивая общенародное благо ростом собственного благосостояния, множа число «лучших людей» в стране и следуя в своей деятельности не чужым подсказам, а велениям своей страны, своей натуры и своего национального прошлого.

Исследователи творчества Достоевского полагают, что писатель, работая над образом Разумихина, хотел создать персонажа, похожего на героя романа «Что делать?» . Достоевский даже как-то описался в одном из собственных черновиков, назвав Разумихина - Рахметовым.

Между персонажами этих двух романов много общего. Оба относятся к кругу демократической молодежи, сформировавшемуся в 1860-ые годы. Оба стремятся закалить тело и волю, чтобы противостоять грядущим трудностям. Разумихин способен терпеть адский голод и холод и «квартировать на крыше», а Рахметов приучает собственное тело не реагировать на боль и для этого тянет лямку на Волге вместе с бурлаками.


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Еще одна параллель с персонажами Чернышевского в романе «Преступление и наказание» - образ . Это тоже представитель прогрессивной молодежи, сосед Мармеладовых. Однако, в отличие от Разумихина, Лебезятников задумывался автором как очевидная карикатура на персонажей Чернышевского с их нигилистическими взглядами.

«Преступление и наказание»

Полное имя героя - Дмитрий Прокофьевич Разумихин. Это молодой человек, недавний студент, университетский друг Родиона Раскольникова. Возраст героя не указан в романе, но можно предположить, что Разумихину примерно столько же лет, сколько и Раскольникову, то есть около двадцати трех.


По происхождению Разумихин дворянин, однако денег у героя крайне мало, никакой поддержки со стороны нет. Разумихин живет в Петербурге на съемной квартире и сам себя обеспечивает, временами находя некие подработки, связанные с издательским делом. В этой области Разумихин работает уже два года и мечтает открыть собственное издательство. Пока же герой не сидит без дела и находит «бездну источников», где можно раздобыть немного денег. Из родственников у Разумихина остался один дядя, который приезжает в Петербург навестить героя один раз в год.

Разумихин учился с Раскольниковым в университете и знает того уже полтора года. Разумихину, как и Раскольникову, пришлось покинуть университет из-за нехватки денег, но, в отличие от приятеля, герой изо всех сил старается исправить ситуацию и стремится как можно скорее продолжить учебу.


По характеру Разумихин общительный, веселый и добрый человек. Сложные обстоятельства и неудачи не смущают героя, Разумихин остается оптимистом и не унывает. Несмотря на внешнюю простоту нрава Разумихин - человек, у которого есть чувство собственного достоинства, неглупый и рассудительный. В своих действиях герой опирается на разум и вразумляюще действует на других, поэтому фамилию героя можно считать говорящей.

Внешне герой выглядит высоким, худым, но крепким. Разумихин силен «как богатырь», черноволос и всегда плохо выбрит, у него крупные руки, а одежда на нем выглядит потрепанной. Дома герой носит «истрепанный до лохмотьев халат» и туфли на босу ногу. Разумихин неуклюж, как медведь, но производит впечатление славного человека, горячего и честного.


Герои романа "Преступление и наказание"

Манеры у героя грубые, Разумихин разговаривает с набитым ртом, не следит за одеждой и часто выглядит неряхой. Другие персонажи говорят о Разумихине, что у того «трактирное обращение». Временами герой любит хорошенько выпить и затеять какую-нибудь проказу, может побуянить в пьяном виде, но затем испытывает по этому поводу стыд.

При внешней грубости герой хорошо образован и знает три европейских языка. Это деловой и трудолюбивый человек с железной волей, который способен на нежные чувства и привязанность. Герой влюбляется в Дуню Раскольникову, сестру своего университетского друга, и в конце концов женится на той.


Многие персонажи романа имеют теории, которые пытаются подтвердить. К примеру, у адвоката , который хочет жениться на , есть теория о бедных женах, согласно которой в жены лучше брать девушку «из нищеты», испытавшую в жизни массу трудностей. Лужин считает, что такая жена будет почитать мужа за спасителя и беспрекословно тому подчиняться.

Еще один «конкурент» Разумихина, который претендует на руку Дуни, - господин Свидригайлов, представленный в романе двойником Раскольникова. У обоих героев схожие теории. Как и Раскольников, убежден, что цель оправдывает средства, а зло, сотворенное во имя благой цели, - «не такое уж и зло». Следуя этой теории, Свидригайлов травит нелюбимую жену, чтобы жениться на Дуне, и совершает массу других неблаговидных поступков. Разумихин враждебно относится к подобного рода теориям и людям, склонным их придумывать.


Разумихин в сериале "Преступление и наказание"

Герой возмущен бесчеловечной теорией Раскольникова. Однако на суде Разумихин яростно защищает друга, потому что убежден, что виновен не столько сам Раскольников, сколько система, которая ставит людей в невыносимые условия и толкает на подобные поступки.

Разумихин введен в роман как антипод Раскольникова. Характеры героев противопоставлены. Например, Раскольников необщителен и высокомерен, избегает общества. Разумихин общителен, прост нравом и деятелен, не склонен сгибаться под ударами судьбы, так что героя никак нельзя назвать «маленьким человеком».

Экранизации

В 1969 году вышла двухсерийная экранизация романа «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова. Фильм снят на киностудии имени в Москве. В роли Разумихина снялся актер Александр Павлов.


В 2007 году по мотивам «Преступления и наказания» сняли восьмисерийный мини-сериал, где роль Разумихина исполнил актер . Сериал снял режиссер Дмитрий Светозаров, съемки проходили в Петербурге с лета 2006 года до весны 2007 года.

«...честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест».
«Головной убор, это, брат, самая первейшая вещь в костюме, своего рода рекомендация...»
«...чтобы сделать в свете карьеру, достаточно, по-моему, всегда сезон наблюдать; если в январе спаржи не потребуешь, то несколько целковых в кошельке сохранишь...»