Что такое душа человека? Что такое душа человеческая.

О том, что такое Душа, написано очень много, постоянно ведутся споры и дебаты, проводятся даже научные конференции. Но сейчас, на много более важно то, что большинство людей и прогрессивных учёных уже признают существование Души. Ведь без существования души абсолютно всё, сама жизнь и само существование человека, было бы бессмысленным. О некоторых доказательствах и обоснованиях в пользу существования души – читайте .

Рассмотрим духовные и эзотерические Знания о Душе.

Что же такое Душа Человека? Только самое главное

Душа – это Сознание , бессмертная часть человека, которая развивается, приобретает свой опыт, воплощаясь на Земле в теле человека и обучаясь в .

Душа (Сознание) – состоит и 12 основных чакр, двойников (центральных и дополнительных), информационных каналов, энергетических потоков, тонких тел, духовного существа и божьей искры (в сердце духовного существа).

Душа создаётся при помощи богов () из высоких самых сильных и быстрых божественных энергий в течение, примерно, 50000 лет, и создаётся она, как и сказано в Библии, по образу и подобию Творца .

По образу и подобию – означает, что в душе человека заложен практически неограниченный потенциал, и возможность в будущем, пройдя эволюцию на Земле, потом в Космосе – стать Творцом Вселенных (создавать вселенные, их миры и существа).

Из-за своего высокого предназначения душа имеет возможность обрести бессмертие , которое изначально заложено в её природе. Но нужно сказать, что далеко не каждая душа, проходя эволюцию, получает такое право. Если душа, на определённом этапе пути не выбирает Путь Света (вход в Иерархию Света и Служение Богу), а выбирает тёмный путь (служение ), и после множественных попыток Высших Сил вернуть человека на путь истинный, душа всё равно выбирает путь Зла – она лишается бессмертия и полностью разрушается (когда в сознании накапливается критический объём зла и шансы вернуть, и исцелить Душу становятся равны нулю).

Жизнь в теле необходима Душе для ускоренного развития, за счёт возможности накапливать большие объёмы энергии (благодаря физическому телу). Развитие, таким образом, может ускоряться в сотни раз.

Кто ещё сомневается по поводу духовного начала и существования души – внимательно читайте .

Иллюзии и заблуждения о Душе – развенчание

1. Души – нет!

Это не правда! 95% людей земли, включая передовых учёных верят в существование души. Зафиксированы десятки тысяч явлений, подтверждающих существование Души, которые не в состоянии объяснить материалистичная наука. Сотни духовных качеств, которыми обладает Человек и которым нет места в физическом теле – прямое подтверждение того, что душа существует. Подробнее об этом – читайте .

2. Душа – это бесформенное энергетическое облако, которое невозможно как-то измерить или определить, так как она не имеет структуры!

Это бред! Абсолютно любая энергия имеет свою структуру. Душа человека тем более. Душа – имеет очень чёткую и сложнейшую структуру (энергетическое строение), механизмы формирования и развития. Душу можно воспринимать, видеть во всех подробностях и изучить так же подробно, как анатомию физического тела человека (только душа по структуре на несколько порядков сложнее, чем тело). Её изучение – это следующий этап развития общества в познании Человека.

3. Что душа воплощается один раз, а потом куда-то уходит безвозвратно, становится безличностной (она полностью растворяется в энергии вселенной или Бога), т.д.

Это не так! О воплощениях души подробнее читайте . Душа не теряет свою индивидуальность никогда (личностную форму и суть), даже когда соединяется с Творцом (достигая духовного, абсолютного уровня развития и выше). У каждой души есть своя особая индивидуальность (предназначение) по рождению (с момента её создания), и есть своё заранее предначертанное место в космосе, где она должна будет выполнять своё предназначение после эволюции на Земле.

Основные характеристики Души Человека

  • Душа – создаётся Богом (Абсолютом) по образу и подобию (потенциально имеет такую же структуру, как душа Бога)
  • Душа – бессмертна, неразрушима и неуничтожима (если только не разрушается Богом за Служение Злу, читайте выше)
  • Душа – чистая и светлая изначально по своей природе (создана из светлых божественных энергий)
  • Душа Человека имеет чёткую чёткую структуру, которую можно познать
  • Душа имеет почти бесконечный потенциал для развития и возможность когда-то стать Творцом Вселенных
  • Душа – тонко материально , то есть невидима для физических глаз, но хорошо видима с помощью астрального видения
  • Каждая Душа имеет свою индивидуальность , которая определяется особым предназначением, заложенным при создании Души
  • Душа развивается на Земле через физическое тело ускоренно , но может развиваться и без него в (намного медленнее)
  • Каждая душа обладает всеми способностями и сверх способностями , которые были проявлены хотя-бы в одном человеке (что есть в одном, то есть в каждом)
  • Душа – может стать тёмной и быть разрушенной (потерять бессмертие), через очень продолжительное накопление зла человеком (много воплощений подряд

Душу человека можно описывать бесконечно, мы сказали лишь суть, без подробностей. Верьте же в свою бессмертную Душу и сделайте всё, чтобы научиться её слышать! Делайте всё в интересах своей Души, и никогда не поступайте против неё!

Она есть то, о чем современные люди много что знают, и в тоже время не знают ничего. Она вселенная заключенная в каждом человеке. Она непостижимая загадка, но она точно есть. Она человеческая душа. Самое загадочное и неизвестное науке состояние.

Она многогранная и очень разная может быть наполненной и в тоже время пустой как вакуум. Человеческая душа настолько сильная что, человек не знает всех ее возможностей. Человеческая душа одно из немногих явлений во вселенной которое нельзя разрушить.

Человеческая душа это мир позволяющий человеку выбрать свой путь и идти по этому пути. У души огромный запас памяти, он настолько огромный, что даже самые мощные компьютеры созданные человеком не могут сравниться по мощности с человеческой душой.

Душа не решает за человека, куда ему идти и что делать, но в тоже время она имеет свойства запоминать каждый шаг и анализировать все происходящие вокруг события. Этим и прекрасна душа.

В современном мире, когда развитие науки и техники достигло высокого уровня, и открылись потрясающие технические возможности для открытия многих тайн вселенной. Мировое научное сообщество пытается приблизиться к тайнам души и понять ее загадочность, или же и вовсе раскрыть ее тайны.

Ученые пытаются понять природу человеческой души, ее расположение, куда она уходит после смерти. Но пока, наверное, к счастью природа души так и непознана. Но благодаря многочисленным экспериментам сегодня с большой долей вероятности можно утверждать, что душа существует, она живет, живет по своим законам, и даже подается изучению.

Не будем углубляться в вопрос, сколько же весит человеческая душа? Многочисленные опыты, в том числе и умирающими людьми, дают цифру коло 6 гр. Но суть даже не в этом. Суть в том нужна ли душа человеку, и может ли простой смертный существовать без души.

Во многих религиях и мистических учения душа это сокровенный мир, хранящий в себе информацию энергию, и природные тайны.

Душу можно охарактеризовать следующими тезисами:

  • душа это энергетический центр.
  • хранилище информации о жизнедеятельности человека.
  • душа живет гораздо дольше человеческого тела.
  • гармония позволяющая сохранять равновесие во вселенной.
  • возможности души как энергетического центра безграничны.

Очень часто можно слышать термины бездушный человек, или же добрая душа. А существует ли в природе злая душа, или же добрая душа?

Однозначно можно сказать, что не бывает злой или доброй души, также как не бывает бездушных людей. Душа, это прежде всего хранилище информации в которой содержатся все данные о жизнедеятельности человека.

Человек сам совершает шаги и делает выбор. Данные же анализируются душой, и обработанная информация выдается в виде мыслей и новых поступков человека. Как во вселенной, что ты ей отправляешь, то и получаешь в ответ. Душа не бывает ни доброй, ни злой, но однозначно она очень сильная.

Одно из неверных утверждений гласит: Душа живет всю жизнь в человеческом теле и лишь со смертью покидает его. Однако это не так:

Душа, как и любое астральное тело, может покидать человеческое тело во время сна, и возвращаться в него. Во время путешествия ей доступны любые уголки вселенной. Не зря многие люди рассказывают удивительные истории о различных параллельных мирах, в которых побывали во время сна. Описывают их детально, хотя естественно во время бодрствования попасть туда не могли.

Древние люди так же верили в перемещении души во время сна. Например: неписанный закон древних людей гласил: Нельзя раскрашивать лицо человека боевой краской, когда он спит, душа может вернуться к человеку и не узнать его.

  • -она не бывает ни доброй ни злой.
  • -она способна путешествовать во время сна.
  • -душа это огромный банк данных.
  • — живет душа гораздо дольше человеческого тела.

Вывод: Душа это отражение поступков и мыслей во вселенной. Какую душу иметь определяет сам человек. Душа чрезвычайно красивая и очень сильная.

https://сайт/wp-content/uploads/2017/05/111111111111111111dusha-1024x628.jpg https://сайт/wp-content/uploads/2017/05/111111111111111111dusha-150x150.jpg 2018-08-06T20:35:37+07:00 PsyPage Отражение астральное тело,банк данных,вселенная,гармония,душа,загадка,красота,наука,неизвестность,отражение поступков,природа души,путь,равновесие во вселенной,сила,сокровенный мир,состояние,тайна,хранилище информации,энергетический центр,явление во вселенной Она есть то, о чем современные люди много что знают, и в тоже время не знают ничего. Она вселенная заключенная в каждом человеке. Она непостижимая загадка, но она точно есть. Она человеческая душа. Самое загадочное и неизвестное науке состояние. Человеческая душа что это такое? Она многогранная и очень разная может быть... PsyPage

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа – это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие .

Бог – вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек – хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный , предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» - это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» - часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как “тайна, ведомая одному Богу” (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). - По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, “творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: “от одной крови Он произвел весь род человеческий ” (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом , ибо Бог все содержит в своей руке, “Сам дая всю жизнь и дыхание, и все ” (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: “Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум” (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: “Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: “Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя “. Естественная необходимость исполнять эти заповеди” (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi ).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень – целый , тот же корень и в слове “исцеление”. Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего – тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и . Ее выражают слова Екклесиаста: “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ” (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия - со словами Божия предостережения: “если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете - есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: “…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ” (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете . Сын Божий “нисходил прежде в преисподние места земли “, ” плен пленил ” (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: “ныне же будешь со мною в раю ” (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. “Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом ” (Филип. 1:21-23). “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище ” (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же - большинство - бессмертной по благодати Божией: “Бог хочет, чтобы она (душа) жила” (св. Иустин Мученик); “душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною” (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть “единый имеющий бессмертие ” по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, - пишет св. Иоанн Дамаскин, - разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной - растительно-животное питание тела - проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, - утверждает св. Григорий Нисский, - усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума – тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: “я сам” (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека – не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души – сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен “по образу, “но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего - к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие - в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать “по подобию” зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о “совете” Божием и сказано: “сотворим по образу Нашему и по подобию”, а о самом действии творения: “по образу Божию сотворил его”, рассуждает св. Григорий Нисский: “советом” Божиим дана нам возможность быть “по подобию”.

Инструкция

Первобытный человек впервые задумался о душе, когда заинтересовался такими явлениями как сны, обмороки, сумасшествие. Древние полагали, что на время сновидений душа человека отделяется от тела и путешествует где-то далеко, под утро возвращаясь домой. Если же душа домой не вернулась, то человек . Души переселяются в загробные миры и продолжают жить там. При желании с ними можно даже пообщаться. Если человек сходит с ума, место его души занимает душа злого духа.

Ученым до сих пор со стопроцентной уверенностью не удается подтвердить существование души. Тем не менее, вера человека в наличие у него души настолько крепка, что ему не нужны научные доводы.

Научная точка зрения

Ученые близки к мысли, что душа - это энергетический сгусток, который находится внутри тела человека. Формируется он еще в утробе и покидает тело спустя несколько дней после смерти. Существование подобного сгустка энергии доказано несколько десятков назад. В множество аппаратов, которые могут определить его форму, размер и спектральный цвет. Однако до сих пор нет ни одного научного доказательства тому, что именно это энергетическое облако и является душой человека.

Платона

Древнегреческий Платон полагал, что внешне душа выглядит как одно целое. Тогда как внутри человека является соединением человека, льва и химеры, которые сосуществуют в одном теле. Недалекий человек морит духовным голодом свое внутреннее обличье и кормит многоголового зверя, в то время, как разумный - старается быть справедливым, укрощая льва и облагораживая химеру. Платон представлял этот образ как аллегорию, которой пытался объяснить человека.

Представление души народами мира

Представители народа полагают, что душа в точности повторяет облик тела. Однако при этом является полупрозрачной и воздушной.

Индейцы племени нутка, проживающие на одноименно острове, считают, что душа на маленькую человека ростом 30-50 сантиметров. Ночью может покидать физическое тело и разгуливать по дому.

У древних , проживавших в западноевропейской части России, считалось, что душа похожа на полупрозрачное облако дыма, которое может обретать любые очертания. По поверьям находилась в области между горлом и животом. Древние люди считали, что и стареет вместе с человеком, питаясь парами пищи, которую он употребляет.

У первых поселенцев Слободской Украины было поверье, что душа - это крохотный человек с прозрачным телом, который оберегает своего хозяина. А жители Владимирщины верили в такого же маленького человечка, однако представляли его без костей.

У многих народов мира существовали поверья, согласно которым души или даже живых людей, находящихся в состоянии сна, могут принимать облик животных, насекомых или деревьев.

Душа в христианстве

В христианской не существует четкого описания души. Однако неоднократно упоминается в Библии.


Человеку трудно поверить в то, что он не может воспринять органами чувств, чего не видит, не может потрогать руками, услышать или ощутить запах. Поэтому ему так нелегко представить себе душу.

Все чаще встречается информация о том, что проводятся необычные эксперименты ученых в поисках ответа на вопрос: из чего состоит душа?

В мире материи каждый предмет обладает физическими и материальными характеристиками. В попытках определить состав души, ученые проводят эксперименты, позволяющие обнаружить именно материальные ее характеристики — вес, состав и возможность перемещаться.

Большинство экспериментов ученых в данной области основано на наблюдениях за умирающими пациентами.

Сколько весит человеческая душа

Еще в конце 90х годов ученый Лайелл Уотсон заявил, что душа обладает по крайней мере одним физическим параметром — весом.

Для подтверждения своей теории он сконструировал специальную кровать-весы, на которую помещал умирающих пациентов. И обнаружил интересный факт: человеческое тело после смерти теряет вес. Потеря в весе составляла от 2,5 до 6,5 граммов.

За 75 лет до этого эксперимента американец Дункан Макдугал провел подобное исследование. Его целью было определить вес души .Он также пытался узнать, насколько легче становится тело человека, когда наступает физическая смерть.

Измерения показали, что душа весит 5,2 золотников, то есть 22,4 грамма.

Как объяснить, что у двух исследователей результаты оказались разными?

Возможно, у каждого человека душа имеет свой определенный вес?

Ученые предположили, что вес души человека напрямую зависит от его мыслей и поступков.

Многие коллеги ученых не согласны с результатами обоих экспериментов.

Тот вес, который теряет тело после умирания, связан с обменными процессами организма, продолжающихся после смерти. Так как запас кислорода в теле очень мал, а после остановки сердца он и вовсе перестает поступать в легкие, то расходоваться начинают иные энергетические запасы организма.

Поэтому убедить людей, обладающих знаниями общей физиологии и атанатомии в том, что в вышеописанных экспериментах удалось определить вес человеческой души, непросто.

Возможно ли, что душа не обладает весом вообще? Или все-таки обладает, но настолько малым, что определить его крайне сложно?

Доктор технических наук Николай Заличев убежден, что вес души можно вычислить.

“Я решил провести пусть и жестокий, но эксперимент с мышами. Для этого я взял стеклянные колбы, в которые поместил одну мышь, двух, трех — до четырех мышей. Колба герметически закрывалась и ставилась на весы. После того, как мыши задыхались — что неизбежно — вес ее тут же уменьшался на доли процента. Там были сверхточные весы”.

Результат этого опыта показал, что после смерти существа, вес снизился на одну тысячную долю.

Значит, душа очень тонкая субстанция, которая имеет крохотный вес.

Из чего состоит душа

Согласно одной из версий, душа состоит из вакуума.

Известно, что во Вселенной все звезды, планеты состоят из материи. А из какой материи состоит вакуум?

Ученые из США предположили, что вакуум составляет антиматерия. Антиматерия — вещество, свойства которого мало изучены.

С ними не согласны российские астрофизики. Они считают, что если бы вакуум состоял из антиматерии, то взаимодействовал бы с материей. Но субстанция, заполняющая космический вакуум, абсолютно с ней не взаимодействует.

Это означает, что душа не может состоять из вакуума, иначе она не смогла бы жить в тесной связи с нашим телом. Поэтому исследователи предполагают, что душа — это сгусток материи, который свободно парит в пространстве.

Если душа — это сгусток материи, то почему ученые до сих пор не могут отследить ее перемещения? В их распоряжении сегодня очень чувствительная техника, улавливающая самые высокочастотные энергетические всплески. Вот частоту души эта аппаратура уловить почему-то не может.

Доктор технических наук, Владимир Ацюковский, выдвинул свою гипотезу. Он считает, что все пространство Вселенной заполняет неуловимый газ, являющийся по своей природе мощным источником энергии. Именно из него и может состоять человеческая душа. Этот газ называется эфиром.

“Существует такое биополе, которое может образовать так называемую душу. Эфиродинамика этого никак не отрицает. Но и не настаивает. Потому что предмет не исследован. Допустим, есть вопрос: Я не знаю точного ответа, но утверждать, что не возможно — не могу”.

Понятие эфира появилось в глубокой древности, и наши предки называли его “заполнителем пустоты”.

Еще в 1618 году французский физик Рене Декарт выдвинул первую научную теорию о существовании светоносного эфира. И многие ученые принялись искать этот невидимый газ.

Исаак Ньютон до 75 лет пытался обнаружить свойства этого газа. Он понимал, что нужно найти физические основы для математического закона всемирного тяготения, но ему это не удалось.

В то время не было достаточных знаний, физические свойства газов были изучены очень мало. Газовая динамика не была еще основана.

Утраченный элемент души

Некоторые ученые убеждены, что когда-то газ, под названием “эфир”, занимал самую верхнюю строчку в таблице химических элементов Дмитрия Менделеева. Но потом, при многократном переиздании учебников, эта строчка таинственным образом исчезла.

Если эфир существует на самом деле, все законы современной теоретической физики окажутся несостоятельными. Все придется пересматривать, а это невероятно трудно и не всем понятно. Поэтому гораздо проще использовать лишь математические законы.

Если эфир на самом деле существует, тогда теория относительности Альберта Энштейна может быть полностью опровергнута.

Если мировая наука признает существование эфира, то представления человечества об окружающем мире изменятся полностью. Это подтвердит, что душа реальна.

Ученые на пороге создания ловушки для души

Ученые США и Японии в 2013 году сообщили, что они смогли зафиксировать момент, когда , а также им удалось определить, из какого вещества она состоит.

По их мнению, человеческая душа — это сгусток протонно-нейтронной структуры. Эта структура напоминает человеческую фигуру с головой, руками и ногами.

В окружающем человека мире все состоит из бесцветных протонов и нейронов. Они напоминают настолько крошечные прозрачные структуры, что глаз человека не способен видеть их.

Ученые планируют в недалеком будущем создать плазменную ловушку душ. Она будет представлять из себя сложную установку, которая позволит им после наступления физической смерти человека удерживать энергию души в специальной емкости.