Задания егэ по обществу. ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем

Подведены первые предварительные итоги ЕГЭ 2017 по обществознанию. Мы, по традиции, предлагаем Вам ознакомиться с заданиями, которые пришлось решать выпускникам этого года, особенно в письменной части 2.

ЕГЭ 2017 по обществознанию состоялся

И, хотя полные итоги этого сезона сдачи ЕГЭ еще не подведены, мы спешим ознакомить грядущее поколение выпускников, которые будут сдавать ЕГЭ 2018 по обществознанию, с встретившимися на ЕГЭ заданиями.

Так, устами главы ведомства Кравцова озвучено, что в прошлом году это было 17,5% выпускников, в этом — 13,8%. Все равно, очень много, в среднем каждый шестой из сдающих получает эту «двойку» и лишается шанса поступить в свой ВУЗ.

При этом, стоить отметить, что часть выпускников еще питало надежды повысить свой балл на результат экзамена.

Задания ЕГЭ 2017 по обществознанию

Теперь предлагаю посмотреть на работу выпускника Дальневосточного федерального округа и задания, встретившиеся в этой работе. Напомним, что мы не можем показать задания части 1, на выполнение которых апелляция невозможна. Структура заданий соответствует

Теперь сами бланки ответов выпускника.

И разбалловка за выполненные задания. Следует отметить высокий процент выполнения и огромные потери по Общий балл — 63, что примерно соответствует среднему по стране в этом году, но, при борьбе за места на бюджете престижных ВУЗов, может оказаться не состоятельным.

Анализ выполнения заданий ЕГЭ 2017

По заданию 21 к тексту, выписано все очень грамотно, в соответствие с теорией. Опасаться перепроверки не следует.

По заданию 22 сняли за первое положение. Естественно, экономическая ответственность это не «… несоблюдение предпринимательской этики…». Логика нарушена, любая ответственность это меры за неисполнение обязательств (обязанностей).

…установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности предписаний, предусмотренных актами законодательства в сфере экономических отношений.

По заданию 23. Не очень корректно выписаны примеры в первом и втором положениях.

Трудно сказать точно без текста, верно ли выписаны сами источники экономического роста, к сожалению.

Если они выписаны верно, тогда примеры приведены КОРРЕКТНО (!). Мне кажется, что 0 здесь могли выставить только в том случае, если именно сами формулировки из текста были не верны. В любом случае, на это стоит обратить внимание членов комиссии при апелляции!

По заданию 23 МОЖНО оспаривать баллы, хотя бы просить пересмотреть и разобраться в этом задании! Примеры корректны!

По 24 заданию. Выпускник верно выписывает способы регулирования экономической политики, но в примерах совсем нет конкретики, что явно требовалось в условиях задания. Выпускник просто объясняет, что имеется ввиду, и на это обязательно Вам укажут.

К примеру, требовалось написать, что 1) Антимонопольная политика. Например, в РФ структурой ФАС был наложен штраф на корпорацию Google , за злоупотребление своим положением на рынке.

Видите ли, это задание ВЫСОКОГО уровня сложности, И ТРЕБУЕТ ГЛУБОКИХ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ. В ОТВЕТЕ ОН НЕ ПОКАЗАН.

Стоит обратить внимание членов комиссии при апелляции, что суть в объяснении передана верно,

НО, БЕЗ ОСОБЕННЫХ ШАНСОВ НА УСПЕХ, к сожалению…

По заданию 25 Вы просто попали под критерий проверки, по которому не верное ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ проверять выполнение задания дальше.

И действительно, определение не верно, ибо «способ управления кем-либо, чем-либо…» звучит крайне несерьезно… Репетитор должен был объяснять, что такая размытость в определении НЕВОЗМОЖНА!

Вот, к примеру, определение с моего сайта

А вот классическое определение Макса Вебера:

Власть – это любая возможность, на чем бы она не основывалась, реализовывать собственную волю в данном социальном отношении даже вопреки противодействию.

Нет смысла апеллировать, проверено верно.

По заданию 26 у меня возникли большие вопросы.

ТК РФ, Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Считаю, что выпускник все ВЕРНО пояснил и привел примеры! Должно стоять максимальных 3 балла!

1 и 3 объяснение абсолютно попали в Закон, а во втором ликвидация организации заменена словом банкротство, объясняется что фирма закрывается..

Статья 3. Признаки банкротства юридического лица

  1. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)

НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОНО ДОЛЖНО УВОЛЬНЯТЬ СОТРУДНИКОВ, но логически это верно.

27 задание. ТОЖЕ АБСОЛЮТНО НЕПОНЯТНО, ПОЧЕМУ ОТНЯЛИ БАЛЛ.

Если верно употреблено понятие (из формулировки задания я это понять не могу, к сожалению), то 2-3 критерии прогресса для современного общества (так называемых гуманитарных), употреблены ВЕРНО!

Формулировка «уровень удовлетворенности» очень размыта, зачтена не будет!

Проблема некая в том, что понятие КРИТЕРИИ прогресса очень расплывчаты, некоторые исследователи и вовсе считают, что их НЕТ (Коротаев А. В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М: Восточная литература РАН, 2003. - с.7.)

Из последних сведений и исследований:

Индекс социального прогресса (The Social Progress Index) - это комбинированный показатель международного исследовательского проекта The Social Progress Imperative, который измеряет достижения стран мира с точки зрения общественного благополучия и социального прогресса. Разработан в 2013 году под руководством Майкла Портера (Michael E. Porter), председателя The Social Progress Imperative, профессора Гарвардского университета, специалиста в области стратегического управления и международной конкурентоспособности. В редакционный совет издания Индекса входят представители ряда ведущих университетов и исследовательских центров, включая Гарвардскую школу бизнеса и Массачусетский технологический институт.

Индекс охватывает страны, для которых имеются достоверные показатели, и базируется на комбинации данных из опросов общественного мнения (12%), оценок экспертов в области развития (25%) и статистической информации международных организаций (61%).

При определении успехов той или иной страны в области социального прогресса учитываются свыше 50 показателей, объединённых в три основные группы:

  1. Основные потребности человека - питание, доступ к основной медицинской помощи, обеспечение жильём, доступ к воде, электричеству и санитарным услугам, уровень личной безопасности. В общем это попадает под написанное «удовлетворенность жизнью» (!)

  2. Основы благополучия человека - доступ к базовым знаниям и уровень грамотности населения, доступ к информации и средствам коммуникации, уровень здравоохранения, экологическая устойчивость.

  3. Возможности развития человека - уровень личных и гражданских свобод, обеспечение прав и возможностей человека принимать решения и реализовывать свой потенциал.

Даже если эксперты посчитали, что уровень здравоохранения и смертности один вытекает из другого, нужно обращать внимание, что это статистически РАЗНЫЕ показатели, уровень развития здравоохранения, к примеру, измеряется ООН по количеству врачей на 1000 человек населения!

НУЖНО АПЕЛЛИРОВАТЬ, ТРЕБОВАТЬ 1 балл!

По заданию 28, уверен, есть попадание в два «обязательных» пункта – 2, 3. Логично, что должны были последовать в пункте 4 и примеры позитивного девиантного поведения, но, в любом случае, минимум на 2 балла здесь есть.

КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНЫ, ОШИБОК НЕТ, МИНИМУМ 1 БАЛЛ НУЖНО ОСПАРИВАТЬ!

  1. «Социальная стратификация есть действительное расслоение общества»

    Зачли пример из Индии, хотя и он не очень полно раскрыт!

    Итак, подведем небольшой итог!

    За задания 23 вполне можно просить пересмотр баллов, без текста точнее не скажу!

    ЗА ЗАДАНИЕ 26, 27 и 28 можно получить по 1 баллу при пересмотре.

    По эссе 29 могут поставить 0 и отнять 2 балла.

    Результат апелляции на ЕГЭ

    Что получилось в итоге? Как и подавляющее большинство апелляций, обращение в конфликтную комиссию закончилось ничем, результат был оставлен. Вот небольшой рассказ о самой процедуре:

    Евгений Сергеевич, здравствуйте.

    Совсем ничего мы не «отбили».

    Там глухая стена.

    По тем вопросам (к которым Вы написали о «бесполезности» пытаться) или тем, где высказывали предположение о неправильной изначальной формулировке со стороны Никиты, комиссия приводила точно такие же доводы как и Вы, слово в слово. И по эссе повторили за Вами (что нужно было 0 влепить).

    По 26, 27, 28 никакие наши аргументы не учитывались и объяснялось тем, что критерии не соблюдены.

    Я, к слову сказать имею высшее юридическое и 15 лет практики, естественно зацепилась с ней по ст. 81 ТК РФ. Но там несгибаемо твердилось, что третьим пунктом Никита указал дисциплинарное нарушение, а нужно было точно написать что оно должно быть грубым однократным. Мои доводы, что ребёнок конкретизировал в скобках и раскрыл смысл, остались без внимания. Когда я пыталась зачитать критерии из ваших таблиц и объяснять, что они выполнены, мне было сказано, что у Дальнего Востока они иные 😳

    В общем имеем то, что имеем 😄

    В любом случае Вам большая благодарность от меня. Жаль, что познакомились поздно. Успехов Вам и всего доброго.

Среди школьников есть мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ. Многие выбирают его именно по этой причине. Но это заблуждение, которое уводит от серьезной подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 по обществознанию:

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы
    их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен
    с 64 до 65.

С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию?


1. Учите теорию.

Для этого к каждому заданию подобран теоретический материал, что нужно знать и учесть при выполнении задачи. Будут вопросы с философским уклоном (человек и общество) и социологическим (отношения в социуме). Помните, что всего 8 тем: общество

  • человек
  • познание
  • духовная сфера (культура)
  • социальная сфера
  • экономика
  • политика
  • право

Укажет по каким темам будет опрос в заданиях. В каждой теме есть множество мелких подтем, на которые следует уделить внимание при изучении.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде.

Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

2. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

Экзаменационный билет разделен на две части:

  1. Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа (слово, словосочетание или цифра);
  2. Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом:

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 10, 12 задания.
  • 2 балла - 4-9, 11, 13-22.
  • З балла - 23, 24, 26, 27.
  • 4 балла - 25, 28.
  • 6 баллов - 29.

Максимум можешь набрать 65 балла.
Минимум должно быть – 43 суммарных балла.

Особое внимание уделите заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

3. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе демонстрационного варианта от ФИПИ по обществознанию. Решай полные и тематические онлайн тесты с ответами , на какой бы стадии изучения теории ты не находился. Зарегистрировавшись на сайте проверяй и разбирай свои ошибки и веди статистику в своем личном кабинете, чтобы потом их не допустить на экзамене.

Формула успеха на экзамене

Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко спланированное время для занятий + желание / воля / трудолюбие.

Готовься. Старайся. Стремитесь к успеху! И тогда у тебя всё получится.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)

ЕГЭ по обществознанию: разбор заданий с учителем

Разбираем задания и выстраиваем ответы на вопросы экзамена по обществознанию.

Ежегодно ЕГЭ по обществознанию выбирает едва ли не половина всех выпускников России - это самый популярный экзамен после русского языка и математики. Причины ясны - результаты этого испытания необходимы для поступления на многие гуманитарные специальности.

Экзамен состоит из двух частей, в них представлено 29 заданий: На первые20 заданий (№ 1–20) необходимо дать краткий ответ - выбрать верное из предложенного, соотнести различные варианты между собой, выставить пропущенное слово. На оставшиеся 9 заданий (№ 21-29) необходимо отвечать развернуто.

На выполнение работы дается 235 минут.

Критерии оценки экзамена. Проходной балл за экзамен - 19 первичных баллов, для этого нужно безошибочно выполнить первые 13 заданий.

Несмотря на то, что при оценке результатов применяется стобалльная шкала, многих интересует, какую же оценку по пятибалльной шкале он получил. Приведем эквивалент: «удовлетворительно» - 42-54 балла, «хорошо» - 55-66 балла, «отлично» - от 67 баллов.


Кис Романа Николаевна, учитель истории и обществознания, стаж работы 20 лет:
«Перед тем, как приступать к выполнению работы, я рекомендую своим ученикам прочитать весь текст работы для того, чтобы иметь общее представление о материалах, представленных в работе. В условиях мозгового штурма задействуется внутренний ресурс организма и при дальнейшем выполнении заданий, будет устранен эффект новизны, ученик будет готов к восприятию каждого нового задания. В качестве материалов для работы используем комплекс материалов для подготовки учащихся по обществознанию ФИПИ ЕГЭ 2017. Вариант №7».

Читайте также: ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем



При выполнении данного задания всегда необходимо смотреть на название таблицы. В данном случае таблица называется «Факторы производства», в ней указан один из факторов - Земля, дана его характеристика. Известны основные факторы производства: земля, труд, капитал (физический и денежный), предпринимательские способности и информация. Смотрим на указанную характеристику - деятельность людей, использование умственных и физических способностей, полученных в процессе обучения и т.д. отсылают нас к такому фактору производства, как труд . Учащимся важно помнить и о факторных доходах каждого фактора производства, это позволяет более точно ответить на вопросы, связанные с факторами производства.

Данное задание требует знания родового понятия (в вопросе звучит, как обобщающее понятие). В данном случае мы видим: способности как индивидуальные особенности человека; мировоззрение как система взглядов, понятий и представлений человека о мире и его месте в нем; характер как некие свойства и качества личности, которые влияют на поведение личности; интерес как осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности. Т.е., при выполнении данного задания рекомендуется мысленно каждому понятию дать объяснение. При таком подходе скоро становится понятным, что в данном задании родовым, т.е. обобщающим для всех указанных понятий, будет понятие личности - набора социально значимых свойств и качеств, который будут включать в себя способности, интересы, характер и мировоззрение.


В данном задании нас спрашивают о социальных чертах (качествах) Галины. Помним, что человек - биосоциален, вспоминаем - какие черты человека выражают его социальность (важнейшие свойства личности: знания о мире и о себе, умения, социальный опыт, моральные ценности). Поэтому - светлые волосы и карие глаза показывают природные, индивидуальные черты Галины. А вот то, что она добрая и отзывчивая - это социально значимые свойства ее личности. Ответ 2 - верный. Внешняя привлекательность девушки указывает так же на ее индивидуальные особенности, данные ей от природы, как и ее рост. А вот то, что Галина честный человек, а еще и дружит со многими своими одноклассниками, показывает, насколько она умеет жить и взаимодействовать в обществе. Значит: 2,5,6.


Помним, что важным элементом рыночного саморегулирования является конкуренция, а также не забываем виды рыночной конкуренции и их сущностные характеристики (чистая (свободная) конкуренция, монополистическая, олигополия, чистая монополия, монопсония). Рассматривая первое суждение , мы не можем однозначно сказать, что монополия имеет только недостатки. С одной стороны да - рыночный механизм демонстрирует тенденцию к монополизации производства, так как в целях защиты от конкурентов происходят сговоры и слияния. Но мы знаем о санирующей или оздоровительной функции рынка. В условиях рынка банкротятся нерентабельные предприятия, экономика освобождается от неэффективной хозяйственной деятельности, усиливаются и процветают более мощные производства. Поэтому однозначно говорить о недостатках монополии сложно. Второе суждение верно, ведь монополист, не имея конкурентов, самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию. Поэтому так важна роль государства, проводящего антимонопольную политику. Третье суждение верно. Олигополия характеризуется существованием на рынке нескольких крупных фирм - от двух до пяти, которые контролируют основную часть рынка. В четвертом суждении даны признаки чистой (свободной) конкуренции, когда цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения, а отдельные продавцы не могут влиять на цену товара, поэтому ответ неверный. Пятое суждение - верное, т.к. при монопсонии единственный покупатель диктует цену и объем продаж. Ответ:2,3,5.


Выполняя задание 12 в ЕГЭ по обществознанию, нужно внимательно прочитать условия социологического опроса. В данном случае выясняли, какое количество отечественных и импортных продуктов на полках магазинов их населенных пунктов. В диаграмме представлены данные за 2005 и 2015 годы. Прежде чем читать представленные суждения, следует внимательно самому изучить диаграмму. В 2005 году доля отечественных и импортных продуктов, по мнению респондентов, была одинакова, и так считает 40% опрошенных. Далее идет позиция - отечественных продуктов 30%. В 2015 году половина респондентов выбрали позицию - отечественная продукция. Тенденция на увеличение доли отечественной продукции наблюдалась и в 2005 году. В обоих случаях наименьший выбор ответа - затрудняюсь ответить. Теперь смотрим на суждения, представленные в вариантах ответов. Первый ответ соответствует выявленной нами тенденции: доля тех, кто отметил, что в магазинах больше отечественных товаров увеличилась за 10 лет. Ответ верный. Второй ответ - нет. Доля ответивших увеличение импортных товаров уменьшилась, а не увеличилась к 2015 году. Третий ответ верный, поскольку доля тех, кто отметил равное количество отечественных импортных товаров, действительно, сократилась. Четвертый ответ - неверный, доля тех, кто затруднился ответить меньше в 2005 году, чем доля тех, кто ответил о доминировании импортных товаров. И пятый ответ верный, поскольку мы сразу, при анализе материалов, выявили эту тенденцию - в 2015 году половина респондентов ответили, что доля отечественных товаров выше, чем импортных.




Выполняя задание 16 необходимо вспомнить основы конституционного строя РФ и особенно характеристики принципа политического плюрализма (запрет на установление официальной идеологии, политическое многообразие, свобода политических мнений и действий, оппозиция как основа многопартийности). Первое положение не имеет отношения к политическому плюрализму, поскольку раскрывает принцип федерализма в РФ - равенство субъектов РФ. Второе, третье и четвертое положения раскрывают суть принципа политического плюрализма. Пятое положение так же раскрывает принцип федерализма РФ - государственная целостность. Ответ: 2, 3, 4.



Анализируя материалы 17 задания, выделяем основные понятия и нормы, относящиеся к уголовному праву. В статье 2 Уголовного Кодекса РФ определены задачи уголовного права. Это охрана наиболее значимых общественных отношений (права и свободы человека, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, обеспечение мира и безопасности человека от преступных посягательств). Значит, первое суждение об охранительной функции уголовного права будет верным. Второе суждение тоже верное, ведь штраф и пожизненное лишение свободы являются наказаниями, предусмотренными УК РФ. Третье суждение верно, в нем отражены основные характеристики уголовного права как отрасли российского права. Четвертое суждение неверное, так как принципы равенства сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли относятся к частному праву - Гражданскому праву РФ. Пятое суждение является неверным -деловой оборот как источник права относится к Гражданскому праву.





18 задание имеет отношение к Трудовому праву. Здесь рассматривается одна из сторон трудовых отношений - работодатель, его права и обязанности. Работодатель, заключая коллективный договор с представителями работников обязан предоставить полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, достижения соглашения и контроля за их выполнением. Ответ А - обязанности. У работодателя есть право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей. Ответ Б - права. Обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, а также возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей (право работника на безопасность труда) - это обязанности работодателя. Ответы В, Г - обязанности. Ответ Д - является правом работодателя - вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.

19 задание требует четкого знания оснований получения гражданства РФ на общих основаниях. Получение гражданства на общих основания означает: непрерывное проживание на территории РФ на протяжении 5 лет, отказ от гражданства другого государства (данная позиция указана в задании - Хосе-Луис обратился в полномочный орган государства Z с заявлением об отказе от гражданства), наличие законного источника средств к существованию, соблюдение Конституции РФ и законодательства, владение русским языком. Таким образом, ответы 2, 3, 5 являются верными.





Выполняя 20 задание, сначала нужно попробовать прочитать текст и самим подставить слова, так достигается понимание смыслового содержания текста, при повторном прочтении уже обратиться к списку имеющихся слов. Пробуем прочесть, вставляя слова, близкие по смыслу, далее выбираем из имеющихся в задании.

«Социальный контроль - механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определенных правил, нарушение (А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы (в данном случае, соблюдение правил, нарушение которых наносит ущерб показывает последствия несоблюдения правил). В этом качестве выступают мораль и право, обычаи (Б) , административные решения и др. (здесь идет перечисление видов социальных норм). Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных санкций (В) к нарушителям принятых социальных норм (логично, что за нарушение социальных норм наступает санкция - элемент социального контроля). Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за соблюдение (Г) социальных норм (здесь указаны признаки социального контроля - связь с санкциями - наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение).

Социальный контроль выступает как элемент любой системы управления (Д) социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа (здесь отражена регулятивная функция социального контроля).

Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его социальная структура усложняется. Возникают социальные институты (Е) , занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы)».





Приступая к выполнению заданий по тексту 21-24, изначально следует очень внимательно прочитать текст и выделить главные смысловые фрагменты текста. Поработайте текст с карандашом для максимального усвоения содержания.

Исходя из статьи 27 п.2 признание брака недействительным производится судом. Согласно п.4 статьи 27 признается брак недействительным с момента его заключения. Фиктивным называется брак, если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Название статьи: «Случаи, когда недействительный брак, признается действительным».

Когда в задании написано проиллюстрировать примером, значит необходимо привести конкретный пример, жизненную ситуацию.

Гражданка Н. и гражданин Д., вступив в фиктивный брак, через год родили сына К. и совместно занимаются его воспитанием, ведут совместный быт, имеют общий семейный бюджет. Посещают курсы молодых родителей (в данном примере мы можем наблюдать, как фиктивные условия заключения брака переросли в семейные).

Добросовестным супругом закон считает того из супругов, чьи права были нарушены заключением недействительного (фиктивного) брака. Если нас просят смоделировать ситуацию, это значит, что мы должны привести конкретные примеры, иллюстрирующие имущественные права добросовестного супруга. Право на получение содержания. Гражданке К., признанной судом добросовестным супругом после решения суда о расторжении недействительного (фиктивного) брака было назначено судом содержание в размере 30 тыс. рублей ежемесячно от лица, вступившего с ней в фиктивный брак. Признание условий брачного договора. После признания судом брака между гражданином С. и гражданкой К. недействительным, гражданину С., признанному судом добросовестным супругом, было сохранено право на долевую собственность, установленную по условиям брачного договора.

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно понимать, что является предметом семейного права: отношения, связанные со вступлением в брак и прекращением брака; личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи и здесь мы найдем поле для нашего предположения. Потому что здесь важными являются вопросы воспитания детей, приобретение и разделение имущества, оказание помощи нетрудноспособным членам семьи; отношения, возникающие в связи с устройством в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Равенство прав супругов в реализации своих интересов. Конституция РФ гарантирует мужчинам и женщинам равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Поэтому, при заключении брака, государство гарантирует супругам равные возможности в реализации семейно-брачных отношений. Например, условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие вступлению в брак.
2. Защита интересов нетрудноспособных и несовершеннолетних членов семьи. По Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Поэтому, в случае расторжения брака, в котором у супругов имеются несовершеннолетние дети, брак будет расторгаться в судебном порядке, под контролем государственной власти.
3. Приоритет воспитания детей . Государство ставит в качестве приоритета обязанность родителей заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. В случае несоблюдения родителями установленного порядка, родители могут быть лишены родительских прав, здесь вступает в силу государственное принуждение.



Данное задание можно успешно выполнить только при знании основных понятий курса. Социальный институт - это исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, реализующая общественно полезные функции. Основными социальными институтами в экономической сфере являются собственность, банки, фирма. Социальные институты - семья, детский сад, школа выполняют важнейшую функцию социальных институтов - обеспечивают социализацию индивидов.

1. Приводит к монополизации производства , так как защита от конкуренции стимулирует сговоры и слияния компаний. В данной ситуации государство может силой своего принуждения запретить договоры о слиянии фирм, принять антимонопольное законодательство или применить экономические санкции к монополистам.
2. Не гарантирует решения социально-экономических проблем: безработица, инфляция, Государство проводит мероприятия по регулированию количества денег в обращении, устанавливает величину процентной ставки, объемы инвестиций, валютный курс. Все эти меры направлены на борьбу с инфляцией. Для борьбы с безработицей государство устанавливает минимальную зарплату, продолжительность рабочего дня и времени отдыха, замораживает цены, чтобы снизить уровень социальной напряженности в обществе.
3. Распределяет экономические блага по результатам конкуренции , что приводит к социальному неравенству. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, что создаст здоровую конкурентную среду и множество рабочих мест, перераспределение доходов для устранения чрезмерного социального неравенства, выравнивание уровня социально экономического развития регионов.


Внимательно читайте каждый эпизод и сразу находите фрагмент, относящийся к форме государства. Глава государства избирается всенародным голосованием - речь идет о республике. Придерживаться общеобязательной идеологии - признак тоталитаризма. Постоянный контроль государства над всеми сферами жизни общества - признак тоталитаризма. Внесудебное преследование оппозиционных движений - признак тоталитаризма. Государство включает территории, не обладающие политической самостоятельностью - признак унитарного государства. К составляющим формы государства относятся: форма правления, политический режим и государственно-территориальное устройство.

1. Форма правления - республика (Глава государства избирается всенародным голосованием);
2. Политический режим - тоталитарный;

Государственно-территориальное устройство - унитарное государство (Государство включает территории, не обладающие политической самостоятельностью).

Для написания плана по любой из обществоведческих тем, необходимо четко представлять структуру изучения темы. Поскольку, план направлен на воссоздание структуры темы. От качества усвоения материала темы, понимания ее структуры, зависит и написание плана. В данном случае тема плана понятна и прозрачна. Речь идет о важнейшем обществоведческом явлении - социализации. Такую тему важно раскрыть через саму характеристику социализации, далее показать этапы социализации, агентов социализации, функции социализации, коснуться вопросов ресоциализации и десоциализации и завершить план проблемным вопросом, касательно темы плана.

1. Социализация как процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей общества, необходимых для успешной жизни в обществе.
2. Этапы социализации:
А) начальный (социализация ребенка);
Б) средний (школа, вуз);
В) завершающий (социализация взрослого, приобретающего новые социальные роли - муж, отец, дед)
3. Агенты социализации:
А) первичная социализация (семья, школа, компания друзей);
Б) вторичная социализация (вуз, армия, церковь, СМИ и др.)
4. Функции социализации:
А) освоение системы знаний о мире, человеке, обществе;
Б) получение опыта взаимодействия в обществе;
В) усвоение моральных норм и ценностей;
Г) освоение умений, навыков, компетенций
5. Процессы десоциализации и ресоциализации.
6. Проблема влияние окружающей среды на процессы социализации личности человека.



При написании эссе, в первую очередь, необходимо четко представлять сферу общества, к которой выбранная тема относится. Следует внимательно прочитать предложенные темы, проанализировать свой багаж знаний, понять по какой из тем у вас имеются более четкие представления о понятийном аппарате темы, по какой из тем вы сможете привести наиболее относящиеся к теме примеры.

В данном случае, мы выбираем тему из раздела экономика. Внимательно читаем цитату. Понимаем, что сразу поднимается проблема ограниченности ресурсов, при безграничных (бесконечных) потребностях человека. По сути, звучит основной вопрос экономики - как удовлетворить безграничные потребности человека при ограниченности экономических ресурсов. В цитате затронута еще одна проблема - невозможности удовлетворения всех потребностей человека, значит, необходимости делать выбор в пользу наиболее необходимых благ. Так, мы выходим на проблемы грамотного потребителя.

Пишем эссе:

В данном высказывании авторы поднимают важнейшую экономическую проблему - ограниченности ресурсов, необходимых для производства материальных благ. Как известно, свободных благ, неограниченных и доступных для всех в них нуждающихся, в природе существует очень мало. Экономические блага - средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и находящиеся в распоряжении общества в ограниченном размере, не могут удовлетворить бесконечные человеческие желания в полном объеме. Здесь мы подходим к основному вопросу экономической теории: как удовлетворить бесконечные и возрастающие потребности населения при ограниченности материальных ресурсов? Проблема ограниченности ресурсов приводит общество к необходимости делать выбор. Выбор делают производители материальных благ, используя необходимые ресурсы, известные нам как факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация). Каждый из этих производственных ресурсов обладает своими ограничениями. Так, труд, как фактор производства, связанный с деятельностью людей по производству товаров и услуг путем использования их физических и интеллектуальных возможностей, навыков, может быть ограничен численностью трудоспособного населения, территориальным размещением или профессиональными компетенциями. Общеизвестно, что земля, как фактор производства, включающий все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства материальных благ, ограничен природным рельефом, количеством пригодной земли, необходимой для занятий сельским хозяйством или же наличием и разработанностью полезных ископаемых и их исчерпаемостью. Физический капитал будет ограничен уровнем научено-технического развития общества, а денежный капитал - объемом денежной массы, находящейся в обращении государства и уровнем инфляции. Предпринимательскими способностями обладают только 13% населения планеты, в этом проявляется редкость их таланта. Информация как фактор производства будет как минимум ограничена уровнем науки и образования в конкретной экономической системе. Помимо основных факторов производства, в экономической жизни большую роль играют такие факторы, как общая культура производства и потребления, наука, состояние нравственности, уровень правосознания. Производитель, опираясь на исходные доступные экономические блага, учитывая издержки производства - затраты производителя на приобретение и использование факторов производства и размер экономической прибыли (разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками), которая позволит оценить возможность существования предприятия, произведет тот товар, который будет максимально для него выгоден в условиях рыночной конкуренции.

Примером может служить Model N, пятая по счету модель компании Генри Форда, которая стала настоящим бестселлером производства и потребления. Она была дешевой и надежной, крепкой и неприхотливой. За 1906 год Форду удалось продать 2194 экземпляра - огромный успех по меркам начала ХХ века. В Америке в то время 485 американских компаний предлагали потребителям свою продукцию. Технология производства была простой, но в среднем цена автомобиля составляла в 1900-х $1000 - фантастические деньги для того времени. Генри Форд понимал уже тогда, что выиграть у конкурентов можно только при условии снижения цен. И ему это удалось, Форд создал не только дешевый, но и надежный автомобиль, который пользовался большим спросом у покупателей. Примером, может служить и компания «Мерседес», которая в период мирового экономического кризиса 2008-2010 годов отказалась от массового производства пятидверных дорогостоящих моделей и перешла к производству трехдверных моделей, что позволило, прежде всего, сохранить рабочие места на предприятии, не закрывать заводы, находящиеся на территориях других государств. И сохранить потребительский рынок.

Обратимся еще раз к другой части цитаты, в которой утверждается, что всего того, что хочется, иметь невозможно, поэтому приходится выбирать. Проблема экономического выбора важна не только для производителя, но и для потребителя. Готовность приобретать блага имеет две стороны: желание и возможность. Возможность связана с таким экономическим понятием, как спрос- готовность покупателя приобретать товары и услуги по определенной цене в определенный момент времени и в определенных количествах. Другими словами, спрос выражает отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. На величину спроса большое влияние оказывают и неценовые факторы. Примером может служить косметический рынок, который традиционно является одной из наиболее динамичных и прибыльных отраслей экономики.

Известно, что годовой объем косметического рынка до кризиса лета 1998 года эксперты оценивали в 3 млрд. долларов США. После кризиса эта сумма упала почти в два раза. Однако, кризис дал возможность отечественным производителям захватить лидерство. В результате произошло практически полное импортозамещение товаров средней ценовой категории. Здесь сыграл свою роль неценовой фактор. После кризиса, отечественные производители смогли преодолеть потребительский стереотип «хорошей может быть только импортная косметика», предложив покупателям высококачественный продукт. Сегодня российская косметическая промышленность имеет отличные предпосылки для роста: в стране имеется развитая химическая промышленность, значительное количество специалистов и научных лабораторий. Помимо этого, национальные традиции заставляют женщин тратить значительные суммы на поддержание красоты. Климатические условия России требуют особого ухода за кожей, что создает дополнительные возможности для производителя, но и потребители всегда имеют возможность определится со своим выбором.

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник» . В корпорацию также вошли издательство «Астрель», компания по оснащению образовательных организаций оборудованием «ДРОФА-новая школа» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.

Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.

Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)
  • применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:

  1. человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
  2. экономика (задания 7–10)
  3. социальные отношения (задания 11, 12)
  4. политика (задания 13–15)
  5. право (задания 16–19)

Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.

В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 20 35 Краткий ответ
2 часть 9 27 Развернутый ответ
Итого 19 62

Время

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут .
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:

  • для каждого из заданий 1–3, 10: 1–4 минуты
  • для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
  • для задания 29: 45 минут

Тематические тестовые задания по обществознанию ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ.
Авторы пособия - ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ и методических материалов для подготовки к экзамену.
Книга содержит множество тематических заданий для отработки каждого элемента содержания ЕГЭ по обществознанию, а также диагностический и контрольный варианты экзаменационной работы.
Уникальная методика подготовки, созданная разработчиками ЕГЭ, поможет учащимся научиться правильно оформлять работу, выявлять критерии оценивания, акцентировать внимание на формулировках ряда заданий и избегать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене.
Использовать предлагаемые тестовые задания можно как в классе, так и дома.
Книга рассчитана на один учебный год, однако при необходимости позволит в кратчайшие сроки выявить пробелы в знаниях ученика и отработать задания, в которых допускается больше всего ошибок, непосредственно за несколько дней до экзамена.

Примеры.
Что из перечисленного характеризует образование в индустриальном обществе? Запишите цифры, под которыми эти положения указаны.
1) религиозный характер
2) появление первых университетов
3) переход ко всеобщему начальному обучению
4) постепенное устранение сословных привилегий
5) широкое использование компьютерных технологий

Выберите верные суждения о факторах производства и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Во второй половине XX в. наука становится важнейшим фактором производства.
2) В современном мире к наиболее важным новым факторам производства относят природные ресурсы.
3) С начала возникновения рыночных отношений существенную роль в развитии производства стал играть фактор организации управления.
4) В настоящее время капитал как фактор производства отходит на второй план, уступая место такому фактору, как профессионализм работников.
5) Основными факторами экстенсивного типа экономического роста являются увеличение числа занятых работников, рабочего времени и др.

Содержание
Диагностический вариант экзаменационной работы
Раздел I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
1. Общество в единстве сфер: взаимосвязь и развитие
2. Глобальные проблемы современности
3. Деятельность человека
4. Человек как результат эволюции
5. Духовная культура
Раздел II. ЭКОНОМИКА
1. Понятие «экономика». Типы экономических систем
2. Рыночное регулирование экономики
3. Деньги и банки
4. Виды рынков. Рынок труда. Фондовый рынок
5. Экономика и государство
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
1. Социальные группы и социальная структура общества
2. Социальные институты, статусы и роли
3. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социализация
4. Семья и семейные отношения. Молодежь как социальная группа
Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
1. Формы государства, государственный аппарат
2. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее признаки и функции
3. Избирательные системы, политические партии и движения, политическая идеология, политические режимы
4. Правовое государство и гражданское общество
Раздел V. ПРАВО
1. Право в системе социальных норм
2. Правовые отношения, основные понятия и нормы отраслей права
3. Правонарушения и юридическая ответственность
4. Основы конституционного строя РФ. Разделение властей. Правоохранительные органы и система судебной защиты прав человека
5. Международные документы по правам человека и международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Контрольный вариант экзаменационной работы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2017, Обществознание, Тематические тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2019, Обществознание, Тренажёр, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л., 2019
  • ЕГЭ 2019, Обществознание, Банк заданий, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.
  • ЕГЭ 2019, Обществознание, Тематический тренажёр, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.
  • ЕГЭ 2018, Обществознание, 30 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С.