Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Задача на вычисление массовой доли вещества, находящегося в растворе

Даже в одном грамме вещества может содержаться до тысячи различных соединений. Каждое соединение отвечает за определенное свойство вещества, а бывает так, что это не определенное вещество, а смесь. В любом случае на производстве часто возникает ситуация утилизации химических отходов и задача использования вторичного сырья. Именно химические реакции, позволяющие найти и выделить определенное вещество являются главенствующими. Но для этого надо сначала узнать как найти массовую долю.

Понятие массовой доли вещества отражает его содержание и концентрацию в сложной химической структуре, будь то смесь или сплав. Зная общую массу сплава или смеси, можно найти массы составляющих их веществ, при условии, что известны их массовые доли. Как найти массовую долю, формула обычно выражается в виде дроби: массовая доля вещества масса вещества/масса всей смеси.

Давайте проведем небольшой эксперимент! Для этого нам понадобятся периодическая таблица химических элементов им. Менделеева, весы и калькулятор.

Как найти массовую долю вещества

Необходимо определить массовую долю вещества, вещество находится в виде смеси. Первоначально кладем на весы само вещество. Получили массу вещества. Зная определенную массу вещества в смеси мы с легкостью получим его массовую долю. К примеру есть 170г. воды. В них находится 30 грамм вишневого сока. Общая масса=170+30=230 грамм. Поделим массу вишневого сока к общей массе смеси: 30/200=0.15 или 15% .

Как найти массовую долю раствора

Решение данной проблемы может понадобиться при определении концентрации пищевых растворов(уксус) или лекарственных препаратов. Дана масса раствора KOH, он же гидроксид калия, массой в 400 грамм. KOH (масса самого вещества) составляет 80 грамм. Необходимо найти массовую долю желчи в полученном растворе. Формула нахождения решения: KOH (масса раствора гидроксида калия) 300 г, масса растворенного вещества (KOH) 40 г. Найдите KOH (массовую долю щелочи) в полученном растворе, t- массовая доля. m- масса, t (вещества) = 100%* m (вещества) / m (раствора (вещества). Таким образом KOH (массовая доля раствора гидроксида калия): t (KOH) = 80 г /400 г х 100% = 20 %.

Как найти массовую долю углерода в углеводороде

Для этого используем таблицу Менделеева. Ищем вещества в таблице. В таблице приведена атомная масса элементов. 6 углеродов с атомной массой 12 и 12 водородов с атомной массой равной 1. m (C6H12) = 6 х 12 + 12 х 1= 84 г/моль, ω (С) = 6 m1(С) / m (C6H12) = 6 х 12 / 84 = 85%

Определение массовой доли на производствах производится в специальных химических лабораториях. Для начала берется небольшой образец, на который испытывают различные химические реакции. Или внедряют лакмусовые бумажки, которые могут показать наличие того или иного компонента. После выяснения первоначальной структуры вещества можно начинать выделение компонентов. Это достигается за счет простых химических реакций, когда одно вещество контактирует с другим и получается новое, возможен осадок. Существуют и более продвинутые способы, такие как электролиз, нагревание, охлаждение, выпаривание. Для подобных реакций нужно большое промышленное оборудование. Производство, конечно, тяжело назвать экологически чистым, тем не менее современные технологии обработки отходов позволяют минимизировать нагрузку на природу.

На уроках химии достаточно часто приходится решать задачи, в которых используются математические методы и приемы, вызывающие затруднения у учащихся, и учителю химии приходится брать на себя функции учителя математики и, в тоже время, задачи с химическим содержанием, с использованием специальных терминов сложно объяснить без специальной подготовки учителю математики. Так родилась идея подготовить и провести серию факультативных занятий совместно учителем химии и математики по решению задач на смеси с учащимися 9 классов.

ТЕМА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОНЯТИЯ “МАССОВАЯ ДОЛЯ РАСТВОРЁННОГО ВЕЩЕСТВА. РАЗБАВЛЕНИЕ И КОНЦЕНТРИРОВАНИЕ РАСТВОРОВ” (ИНТЕГРАЦИЯ ХИМИИ И АЛГЕБРЫ)

ЦЕЛИ:

  • Существенно расширить круг алгебраических задач с химическим содержанием;
  • Показать возможность решения химической задачи алгебраическим способом;
  • Научить делать осознанный выбор способа и метода решения задач на уроке химии;
  • Показать наличие межпредметных связей в области химии и математики.
  • ОБОРУДОВАНИЕ: КОМПЬЮТЕР, МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРИСТАВКА, ЭКРАН, ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

    ХОД УРОКА.

    Учитель химии: Количественный состав раствора выражается его концентрацией, которая имеет разные формы выражения. Чаще всего используют массовую концентрацию или массовую долю растворённого вещества. Вспомним математическую формулу для выражения массовой доли растворённого вещества.

    1. Массовая доля растворённого вещества обозначается – W р.в.
    2. Массовая доля растворённого вещества – это отношение массы растворённого вещества к массе раствора: W (р.в.) = m (р.в.)/m (р-ра) x 100%.
    3. Масса раствора складывается из массы растворённого вещества и массы растворителя: m (р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)
    4. Формула для массовой доли растворённого вещества будет выглядеть следующим образом: W (р.в.) = m (р.в.)/ m (р.в.) + m (р-ля) x 100%
    5. Преобразуем данную формулу и выразим массу растворённого вещества и массу раствора: m (р.в.) = w (р.в.) x m (р-ра)/100%, m (р-ра) =m (р.в.)/w (р.в.) x 100%

    Учитель химии : Предлагаю решить задачу, используя предложенные формулы.

    Задача. Сколько грамм йода и спирта нужно взять для приготовления 500 грамм 5%-ной йодной настойки?

    ДАНО : РЕШЕНИЕ:
    M (р-ра)=500 г. W (р.в.)=m(р.в.)/m(р-ра)
    W (р.в.)=5%=0,05 W (р.в.)=m(I2)/m(наст.)
    НАЙТИ : m (I2)=W(р.в.)x m(наст.)
    m(I2)=? m(I2)=0,05 x 500 г.=25 г.
    m(спирта)=? m(р-ра)=m(I2)+m(спирта)
    m(спирта)=m(р-ра)-m(I2)
    m(спирта)=500 г.-25г.=475 г.

    ОТВЕТ: m (I2)=25 г., m (спирта)=475 г.

    Учитель химии: Очень часто в работе химических лабораторий приходится готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества смешиванием двух растворов или разбавлением крепкого раствора водой. Перед приготовлением раствора нужно провести определённые арифметические расчёты.

    Задача. Смешаны 100 грамм раствора с массовой долей некоторого вещества 20% и 50 грамм раствора с массовой долей этого вещества 32%. Вычислите массовую долю растворённого вещества во вновь полученном растворе.

    Учитель химии: Решим эту задачу, используя правило смешения.

    Запишем условие задачи в таблицу:

    Решим задачу, используя правило смешения:

    • m 1 w 1 +m 2 w 2 =m 3 w 3
    • m 1 w 1 +m 2 w 2 =(m 1 +m 2) w 3
    • m 1 w 1 +m 2 w 2 =m 1 w 3 +m 2 w 3
    • m 1 w 1 -m 1 w 3 =m 2 w 2 -m 2 w 2
    • m 1 (w 1 -w 3)=m 2 (w 3 -w 2)
    • m 1 /m 2 =(w 3 -w 2)/(w 1 -w 3)

    Отношение массы первого раствора к массе второго равно отношению разности массовых долей смеси и второго раствора к разности массовых долей первого раствора и смеси:

    1 /m 2 =(w 3 -w 2 )/(w 1 -w 3 )
  • 100:50=(w 3 -0,32):(0,2-w 3)
  • 100(0,2-w 3)=50(w 3 -0,32)
  • 20-100w 3 =50w 3 -16
  • 20+16=50w 3 +100w 3
  • 36=150w 3
  • W 3 =0,24
  • ОТВЕТ: массовая доля растворённого вещества во вновь полученном растворе составляет 24%.

    Учитель математики: Эту задачу можно решить, используя алгебраические преобразования:

    1.Найдём массу растворённого вещества в каждом из растворов:

    20% от 100 г 32% от 50 г

    0,2х100=20(г) 0,32х50=16(г)

    2.Найдём массу растворённого вещества в смеси:

    3.Найдём массу раствора:

    4.Пусть концентрация полученного раствора составляет х%, тогда масса растворённого вещества в смеси:

    0,01Хх150=1,5Х

    5.Составим уравнение и решим его:

    ОТВЕТ: концентрация полученного раствора составляет 24%.

    Учитель химии: В курсе химии встречаются задачи, решение которых можно осуществить только методом систем уравнений

    Задача: Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным раствором этой же кислоты и получили 600 грамм 15%-ного раствора. Сколько грамм каждого раствора было взято?

    • W 1 =30%=0,3
    • W 2 =10%=0,1
    • W 3 =15%=0,15
    • m 3 (р-ра)=600 г.
    • m1(р-ра)=?
    • m2(р-ра)=?

    Учитель математики: Введём обозначения:

  • пусть m 1 (р-ра)-X г., а m 2 (р-ра)-Y г., тогда:
  • m 3 (р-ра)=m 1 (р-ра)+m 1 (р-ра)=X+Y.
  • Рассчитаем массы растворённых в-в:

    • m 1 =0,3X,
    • m 2 =0,1Y,
    • m 3 =600 г. x 0,15=90 г.

    Составим систему уравнений:

    Решим подчёркнутое уравнение :

    180-0,3Y+0,1Y=90

    • если Y=450 г., то X=600 г.-450 г.=150 г.
    • масса 1 р-ра=150 г.
    • масса 2 р-ра=450г.

    Учитель химии. Решим эту же задачу методом смешения. Какой ответ у вас получился? (Ответы сходятся).

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

    • В каких массовых надо смешать 20%-ный и 5%-ный растворы одного вещества, чтобы получить 10%-ный раствор?

    АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ:

    • 1.Ввести буквенные обозначения для масс растворов.
    • 2.Вычислить массы растворённых веществ в первом, втором растворе и смеси.
    • 3.Составить систему уравнений и решить её.
    • 4.Записать ответ.

    1. Что показывает массовая доля вещества в растворе?
    Массовая доля – отношение массы растворенного вещества к массе раствора.

    2. Как можно приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества? Приведите пример.

    3. Чем отличаются понятия «насыщенный раствор» и «концентрированный раствор»?

    4. В 513 г дистиллированной воды растворили 27 г соли. Вычислите массовую долю (в процентах) растворенного вещества в полученном растворе.

    5. При выпаривании 25 г раствора получили 0,25 г соли. Определите массовую долю растворенного вещества и выразите ее в процентах.

    6. Дано 500 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 0,2. Вычислите массу вещества, которое получится при выпаривании этого раствора.

    7. К 200 г раствора, массовая доля вещества в котором 0,3 , добавили 100 г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.

    8. Рассчитайте массу 5,5 л раствора серной кислоты, если плотность такого раствора при 20°С равна 1,06 г/мл.

    9. Рассчитайте плотность раствора соляной кислоты, если 560 г такого раствора занимают объем 500 мл.

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

    1. Укажите верное утверждение.
    1) Раствор, в котором содержится много растворенного вещества, называют концентрированным.
    2) Раствор, в котором содержится много растворенного вещества, называют разбавленным.
    1)

    2. В 325 г воды растворили 25 г соли. Массовая доля соли в полученном растворе равна
    1) 0,71% 2) 7,1% 3) 14,2% 4) 1,42%
    2)

    3. Установите соответствие между физической величиной и формулой для ее расчета.
    1) массовая доля элемента в соединении
    2) массовая доля вещества в растворе
    3) плотность

    1) –Б, 2) –В, 3) –А

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    МБОУ «Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа» РАСТВОРЫ. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе Урок для 8-го класса Учитель: Хуурак А.Х.

    Если ты, придя с мороза, Наливаешь крепкий чай, Хорошенько сахарозу В чашке ложкой размешай.

    Задача Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан две чайные ложки сахара, а второй – два кусочка сахара - рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще?

    Вопросы Что Вы понимаете под словосочетанием «Сладкий чай» с точки зрения химии? Почему Вы не можете сразу ответить на вопрос задачи? Каких знаний или умений Вам не хватает?

    Тема: Растворы. Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

    Цель: Формирование знаний о растворах, массовой доли растворенного вещества

    План урока: Вспомнить, что мы уже знаем по этой теме? Узнать, как найти содержание растворенного вещества в растворе? Узнать количественные данные для решения задачи? Решить предложенную задачу. Применить полученные знания при решении других задач.

    О чём идёт речь в задаче, поставленной в начале урока? Что же такое чай с сахаром с точки зрения химии? Из чего состоит любой раствор? Что в нём является растворителем, а что растворенным веществом?

    Растворы – это однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия

    Вода что добавили + растительное масло + речной песок + поваренная соль (NaCl) + оксид калия (K 2 O) Растворение нет нет да да Химическая реакция нет нет нет да K 2 O + Н 2 О 2КОН Что образовалось неоднородная система (эмульсия) неоднородная система (суспензия) однородная система (раствор) однородная система (раствор)

    Взвеси, в которых мелкие капельки какой-либо жидкости равномерно распределены между молекулами воды, называют эмульсиями. Взвеси, в которых мелкие частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами воды, называют суспензиями.

    Растворимость веществ в воде Вещества хорошо растворимые (в 100г H 2 O больше 1г вещества) нерастворимые (в 100г H 2 O меньше 0,01г вещества) малорастворимые (в 100г H 2 O меньше 1г вещества) РАСТВОРИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ СОЛЕЙ В 100 г ВОДЫ ПРИ 20 °С Хорошо растворимые Сульфат меди Нитрат калия Иодид натрия CuS0 4 KN0 3 Nal 22,2 31,6 179,10 Практически нерастворимые Бромид серебра Хлорид серебра Иодид серебра AgBr AgCl Agl 0,0037 0,00009 0,000003 Малорастворимые Сульфат серебра Сульфат кальция Иодид свинца Ag 2 S0 4 CaS0 4 Pbl 2 0,79 0,20 0,07 Карбонат кальция CaCO 3 Гидроксид кальция Ca (OH) 2 Хлорид кальция CaCl 2

    Способность вещества образовывать с другими веществами (растворителями) однородные системы – растворы Зависит: От природы растворяемого вещества От температуры

    Растворы насыщенные ненасыщенные это растворы, в которых данное вещество при данной температуре больше растворяться не может это растворы, в которых данное вещество при данной температуре еще может растворяться Коэффициент растворимости – это масса вещества (г), способная раствориться в одном литре растворителя (л) Например, растворимость NANO 3 равна 80,5 г/л при 10 0 С. Это означает, что при данной температуре в одном литре воды может раствориться 80,5 г. нитрата натрия.

    Узнайте как найти содержание растворенного вещества в растворе, количественные данные для решения задачи. «В каком стакане чай слаще?»

    продолжите предложения Раствор состоит из… Растворителем может быть… Для того, чтобы приготовить раствор заданной концентрации необходимо знать…

    РАСТВОРЫ Разбавленные Концентрированные Если в определенном объеме раствора содержится мало растворенного вещества Если в определенном объеме раствора содержится много растворенного вещества

    Как выражают содержание вещества в растворе? Содержание вещества в растворе часто выражают в массовых долях.

    Что такое массовая доля растворенного вещества? Отношение массы растворенного вещества к массе раствора называют массовой долей растворенного вещества (w - омега): w р.в.- массовая доля растворенного вещества (%); m в-ва – масса вещества или соли (г); m р-ра – масса раствора (г)

    Физминутка

    Решение задач В 513 грамм дистиллированной воды растворили 20 грамм соли. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе? Дано: Решение: m(H 2 O) =513 г 1. Вычисляем, массу раствора: m (соли)=20 г w- ? 2. Вычисляем массовую долю по формуле:

    Я узнал… Я знаю… Я могу… Вызвало затруднение… Мне это пригодится…

    СПАСИБО за урок!

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Тема урока: «Растворы. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе» (1 час)

    Класс: 8а

    Учитель: Хуурак Аяна Хемчикеевна

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Цель урока:

    Задачи:

    1.На систему знаний: сформировать знания о растворах и массовой доле растворённого вещества.

    2. На систему специальных умений:

    а) объяснять понятия «раствор», «растворённое вещество», «растворитель»;

    б) уметь вычислять массу раствора, массовую долю растворённого вещества в растворе, массу растворённого вещества.

    3. На систему общеспециальных умений:

    а) работать с текстом учебника;

    б) составлять алгоритм решения задачи;

    в) уметь производить необходимые расчёты для нахождения массовой доли растворённого вещества.

    4. На систему общеучебных умений и навыков:

    а) уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы

    Планируемые результаты учебного занятия:

    Предметные: умение давать определение понятию «раствор», знание формулы для расчета массовой доли вещества в растворе, умение вычислять массовую долю вещества в растворе, массу раствора, массу растворенного вещества.

    Метапредметные:

    регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;

    коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение устной и письменной речью;

    познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

    Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.

    Используемая технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве.

    Информационно-технологические ресурсы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман - 3-е изд.- М: «Просвещение», 2015.- 207 с., Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

    Этапы урока:

    1. Изучение нового материала и решение проблемы.
    2. Физкультминутка.
    3. Первичное закрепление.
    4. Домашнее задание.
    5. Рефлексия.

    Ход урока:

    1. Мотивационо-информационный. Постановка проблемы.

    Присутствие и готовность учащихся к уроку.

    - Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.

    Здравствуйте, садитесь. Хочу начать урок следующими словами: Если ты, придя с мороза,
    Наливаешь крепкий чай,
    Хорошенько сахарозу
    в чашке ложкой размешай.

    Сейчас я предлагаю вам решить следующую задачу:

    Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан 2 чайные ложки сахара, а второй – 2 кусочка сахара-рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще? (Чтение задачи сопровождается показом слайдов, слайд 3).

    Будете работать в парах.

    Дети: работают в парах.

    - Я вижу удивление в ваших глазах, вы не знаете, как это сделать? Прежде всего, посмотрите на чай с сахаром с точки зрения химии.

    Обсудите в парах и запишите ответы на вопросы:

    – Что вы понимаете под словосочетанием «сладкий чай» с точки зрения химии?

    – Почему вы не можете сразу ответить на вопрос задачи?

    – Каких знаний или умений вам не хватает?

    Исходя из ваших ответов, сформулируйте тему урока.

    (Дети работают в парах, отвечают на вопросы, затем идёт коллективное обсуждение ответов отдельных пар, учитель комментирует ответы, подводит к теме урока)

    Итак, тема нашего урока «Растворы. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе».

    Запишите сегодняшнее число и тему урока .

    Что вам нужно знать на уроке?

    Какая цель нашего урока?

    Цель: формирование знаний о растворах, массовой доле растворенного вещества.

    1. Планирование решения проблемы и достижения цели урока.

    Теперь давайте составим последовательность наших действий для достижения цели урока (формулируется в совместной беседе с учащимися, затем высвечивается на слайде 4):

    План урока:

    1. Вспомнить, что мы уже знаем по этой теме.

    2. Узнать, как найти содержание растворённого вещества в растворе.

    3. Узнать количественные данные для решения задачи.

    4. Решить предложенную задачу.

    5. Применить полученные знания при решении других задач.

    1. Актуализация знаний учащихся.

    Сейчас обсуждаем этапов работы, решаем проблемных ситуаций. Работаем с учебником. Откройте учебники страница 110 параграф 33.

    1. Вспомним, что мы уже знаем по этой теме.

    Ответим на вопросы:

    О чём идёт речь в задаче, поставленной в начале урока? (о чае с сахаром)

    Так что же такое чай с сахаром с точки зрения химии? (раствор)

    Из чего состоит любой раствор? (из растворённого вещества и растворителя)

    Что в нём является растворителем, а что растворённым веществом? (растворитель – вода, растворенное вещество – сахар)

    Давайте запишем в тетрадях.

    Слайд 1Растворы – это однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.

    Слайд 2. Какие бывают растворы?

    Слайд 3. Растворимость веществ.

    1. Изучение нового материала и решение проблемы. Обсуждаем 2 и 3 этапы работы. Работаем с учебником, откройте с.114 параграф 34.

    Узнайте, как найти содержание растворённого вещества в растворе, количественные данные для решения задачи (стр. 127-130 учебника, 6 слайд презентации) и решите задачу. (работа с учебником в парах: вывод формулы, решение задачи).

    Итак, смогли ли вы ответить на вопрос: «В каком стакане чай слаще?»

    Кто хочет проверить это опытным путём? (Один пробует чай на вкус в обоих стаканах).

    Сейчас продолжите предложения (слайд 9):

    1. Раствор состоит из…

    2. Растворителем может быть….

    3. Для того, чтобы приготовить раствор заданной концентрации, необходимо знать….

    Запишите в тетрадях.

    Сейчас ответьте на следующий вопрос? Как выражают содержание вещества в растворе? (массовых долях)

    Запишите формулу для вычисления массовой доли растворённого вещества на доске.

    А почему в одном стакане чай слаще? (зависит от массы растворенного вещества).

    1. Физкультминутка. (слайд).
    1. Первичное закрепление.

    Давайте решим задачи. Чтобы решить данную задачу, нам нужно записать условия задачи.

    Домашнее задание.

    Рефлексия.


    Доли растворенного вещества
    ω = m1 / m,
    где m1 – масса растворенного вещества, а m – масса всего раствора.

    Если массовой доли растворенного вещества нужно , умножьте полученное число на 100%:
    ω = m1 / m х 100%

    В задачах, где нужно вычислить массовые доли каждого из элементов, входящих в химического вещества, используйте таблицу Д.И. Менделеева. Например, узнайте массовые доли каждого из элементов, входящих в состав углеводорода, которого C6H12

    m (C6H12) = 6 х 12 + 12 х 1= 84 г/моль
    ω (С) = 6 m1(С) / m (C6H12) х 100% = 6 х 12 г / 84 г/моль х 100% = 85%
    ω (Н) = 12 m1(Н) / m (C6H12) х 100% = 12 х 1 г / 84 г/моль х 100% = 15%

    Полезный совет

    Задачи на нахождение массовой доли вещества после упаривания, разбавления, концентрирования, смешивания растворов решайте с помощью формул, полученных из определения массовой доли. Например, задачу на упаривание можно решить с помощью такой формулы
    ω 2= m1 / (m – Dm) = (ω 1 m) / (m – Dm), где ω 2 – массовая доля вещества в упаренном растворе, Dm - разница между массами до нагревания и после.

    Источники:

    • как определить массовую долю вещества

    Бывают ситуации, когда необходимо вычислить массу жидкости , содержащейся в какой-либо емкости. Это может быть и во время учебного занятия в лаборатории, и в ходе решения бытовой проблемы, например, при ремонте или покраске.

    Инструкция

    Самый простой метод – прибегнуть к взвешиванию. Сначала взвесьте емкость вместе с , потом перелейте жидкость в другую емкость, подходящую по размерам, и взвесьте пустую тару. А затем остается лишь вычесть из большего значения меньшее, и вы получите . Разумеется, к этому способу можно прибегать, только имея дело с невязкими жидкостями, которые после перелива практически не остаются на стенках и днище первой емкости. То есть, -то количество и тогда останется, но оно будет настолько мало, что им можно пренебречь, на точности вычислений это почти не отразится.

    А если жидкость вязкая, например, ? Как тогда ее массу ? В этом случае вам надо знать ее плотность (ρ) и занимаемый объем (V). А дальше уже все элементарно. Масса (М) вычисляется по М = ρV. Разумеется, перед вычислением надо перевести сомножители в единую систему единиц.

    Плотность жидкости можно найти в физическом или химическом справочнике. Но лучше воспользоваться измерительным прибором – плотномером (денситометром). А объем можно вычислить, зная форму и габаритные размеры емкости (если она имеет правильную геометрическую форму). Например, если тот же глицерин находится в цилиндрической бочке с диаметром основания d и высотой h, то объем