Учетная политика оптовой торговой организации. Учетная политика

Организации, предприятия и прочие экономические субъекты различаются по форме собственности, структуре активов, численности сотрудников и другим характеристикам. В такой ситуации невозможно применить ко всем участникам экономической деятельности строгие единые нормативы организации бухучета. Поэтому возникла необходимость дифференцировать методы ведения бухгалтерской деятельности для различных видов предприятий. Отсюда и появилось понятие об учетной политике экономического субъекта.

Скачать образец учетной политики на 2017 год для организации на ОСНО можно бесплатно внизу статьи.

Учетной политикой называется совокупность способов экономическим субъектом. Иными словами, федеральные стандарты допускают различные виды форм бухгалтерских документов и организации ведения учета, из которых каждый субъект выбирает наиболее подходящие для своей деятельности способы. Эти способы включают различные варианты группировки и оценки деятельности предприятия, погашения стоимости его активов, обеспечения оборота документов, проведения , использования счетов, реестров бухучета и другие.

Утверждается учетная политика приказом руководителя, который можно составить по такому образцу:

Кем формируется учетная политика организации

Учетная политика предприятия регламентируется Федеральным Законом №402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. (статья 8) в редакции от 18 июля 2017 года и Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). В соответствии с этими нормативными актами, учетная политика должна быть разработана главным бухгалтером (либо другим лицом, уполномоченным вести бухгалтерский учет) и утверждена ее руководителем.

Проверьте, актуальна ли ваша учетная политика на 2017 год: с 1 января многое изменилось. Скачать образец для ОСНО бесплатно можно в этом материале — в ней нет устаревших формулировок.

Семь самых опасных формулировок в шаблонных и устаревших вы найдете в статье. Напротив каждой — безопасная альтернатива.

Одно из заданий конкурса «ТОП-1000 лучших бухгалтеров России» требовало рассказать о том, как компании составляют свои учетные политики или про формулировки, которыми бухгалтеры гордятся. Мы получили 296 текстов политик и изучили каждую. К сожалению, нашлось немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками, из-за которых возможен спор с налоговой. Подробности - ниже.

Бухгалтерская учетная политика на 2017 год для ОСНО: что исправить

Обратите особое внимание на то, что в учетной политике по бухучету говорится об основных средствах, упрощенном учете и исправлении ошибок.

О сроке использования основных средств

До 2017 года большинство компаний определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Но с 2017 года эту норму отменили (постановление Правительства РФ от 7 июля 2016 г. № 640). Связана поправка с тем, что в бухучете компания должна руководствоваться ПБУ 6/01. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства — это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду.

В связи с поправкой измените формулировку в учетной политике. Напишите, что вы определяете срок использования так, как сказано в ПБУ. Тогда у аудиторов не будет замечаний к учетной политике.

Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, компания может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию. Но если планируете использовать объект существенно меньше или больше срока по классификации, то правильнее установить в бухучете плановый срок.

Совет
Как установить срок использования основного средства

Компания по-прежнему может ориентироваться на налоговую классификацию, когда определяет срок полезного использования основного средства в бухучете. Ведь основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Но советую не писать это в учетной политике. У компании должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В одних организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в других — один бухгалтер. Это и опишите в учетной политике. Кроме того, классификация не учитывает конкретные условия использования основных средств — агрессивную среду, установку компании на быстрое обновление основных средств и др. Если вы прогнозируете, что по факту будете применять объект существенно меньше или больше, чем в классификации, установите реальный срок использования.

АЛЬМИН РАБИНОВИЧ, главный методолог группы компаний Energy Consulting

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Срок полезного использования объектов основных средств определяется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
(Основание: п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1)

Срок полезного использования объектов основных средств определяется исходя из:
— ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.
На основании указанных критериев срок полезного использования устанавливается приказом генерального директора организации.
(Основание: п. 20 ПБУ 6/01)

Об упрощенном учете

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Предельная величина процентов, признаваемых расходом для целей налогообложения прибыли, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

(Основание: п. 1, п. 1.1 ст. 269 НК РФ)

Проценты по займам, кредитам и другим долговым обязательствам учитываются в расходах исходя из фактической ставки, за исключением контролируемых сделок. Проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок, учитываются по правилам, установленным в абз. 3 п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ.

(Основание: п. 1 ст. 269 НК РФ)

О программах

В шаблонных налоговых политиках обычно не сказано, как списывать программы, или приводится обобщенная формулировка. Но в Налоговом кодексе нет четких правил по . Поэтому безопаснее установить их в учетной политике.

Учитывать расходы на программу сразу рискованно. Чиновники считают, что списывать стоимость программ нужно равномерно в течение срока действия лицензионного договора (письмо Минфина России от 18 марта 2014 г. № 03-03-06/1/11743).

Если в договоре нет срока, компания может самостоятельно установить срок учета расходов. Самый безопасный вариант — списывать расходы в течение пяти лет. Этот срок действует по умолчанию для лицензионных договоров и на него обычно ориентируются налоговики (п. 4 ст. 1235 ГК РФ). Налоговиков могут поддержать и судьи (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2016 г. № Ф06-11039/2016).

Если компания готова спорить с налоговиками, закрепите в учетной политике, что стоимость программы вы списываете сразу. В этом случае на проверке ссылайтесь на те решения судов, которые в пользу компаний (постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2015 г. № Ф05-3419/2015).

Шаблонная формулировка

Конкретная формулировка

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств

и (или) иной формы их оплаты.

(Основание — п. 1 ст. 272 НК РФ)

Расходы на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ учитываются в целях налогообложения равномерно в течение срока, установленного в лицензионном договоре.

Если в лицензионном договоре срок использования программы для ЭВМ не установлен, указанные расходы распределяются равномерно в течение планируемого срока использования программы в деятельности организации, установленного в приказе генерального директора организации

О прямых расходах

В шаблонных учетных политиках обычно нет детального списка прямых расходов. Значит, если налоговики заинтересуются этими расходами, компании придется давать пояснения. В итоге может получиться так, что компания считала конкретные расходы косвенными, а налоговики отнесли их к прямым.

Чтобы не было путаницы, лучше привести в налоговой учетной политике подробный перечень тех прямых расходов, которые есть в компании. Например, если торговая компания иногда доставляет товары непосредственно с завода изготовителя до склада покупателя, транспортные расходы безопаснее учитывать как прямые. Либо компания может считать эти расходы косвенными. Но тогда есть риск спора с налоговиками (постановления ФАС Московского округа от 24 июля 2013 г. по делу № А40-110865/12-20-572, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2013 г. по делу № А57-21129/2012).

Шаблонная формулировка

Конкретная формулировка

К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде,

и суммы расходов на доставку товаров до склада

организации, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все иные расходы относятся к косвенным.

(Основание: ст. 320 НК РФ)

К прямым расходам относятся:

— стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем отчетном (налоговом) периоде;

— расходы на доставку покупных товаров до склада организации, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров;

— расходы на доставку товаров покупателям, если товары доставляются им напрямую со склада поставщика организации.

Остальные расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, являются косвенными. В частности, к косвенным расходам относятся:

— расходы по доставке товаров покупателям со склада организации;

— расходы на перевозку товаров между складами организации;

— расходы на сортировку и комплектацию товаров. (Основание: ст. 320 НК РФ)

О резерве по сомнительным долгам

Уточните, что в шаблоне налоговой учетной политики сказано о резерве по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. Но изменился лимит резерва за отчетный период . Теперь лимит равен 10 процентам от выручки за этот период или 10 процентам от выручки за прошлый год — в зависимости от того, какой из этих показателей больше (п. 4 ст. 266 НК РФ). Актуализируйте условие о лимите, чтобы налоговики не думали, что компания решила ограничить резерв старым нормативом.

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

Организация формирует резерв по сомнительным долгам.

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

При исчислении резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день каждого отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по списанию безнадежных долгов, переносится на следующий отчетный (налоговый) период. Учет начисления и использования резерва ведется в регистре налогового учета (приложение № 5).

(Основание: п. 4, 5 ст. 266 НК РФ)

Учетная политика на 2017 год для целей налогового учета (образец)

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

ПРИКАЗ № 58
об утверждении учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения

Налог на прибыль организаций

Порядок ведения налогового учета

1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.

2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

3. Учет доходов и расходов вести методом начисления. Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

Учет амортизируемого имущества

4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ. Если основное средство не указано в классификации, срок полезного использования определять по технической документации или рекомендациям производителей.

Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, пункты 1 и 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

5. Срок полезного использования основных средств, бывших в эксплуатации, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником.

Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

9. К основной норме амортизации основных средств могут применяться повышающие коэффициенты:

  • в размере 2 - к основным средствам, используемым для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;
  • в размере 2 - к основным средствам, произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта;
  • в размере 3 - к основным средствам, являющимся предметом договора лизинга (за исключением основных средств, относящихся к первой-третьей амортизационным группам).

Конкретный перечень объектов основных средств, по которым применяется специальный коэффициент, определяется отдельным приказом.

Основание: подпункты 1, 6 пункта 1 и подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

Учет сырья и материалов

11. Оценку при списании сырья и материалов, используемых в производстве, производить по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

12. Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

13. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

14. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

15. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально. Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

16. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию создается в размере, определяемом как произведение выручки от реализации за отчетный период и доли фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации товаров за предыдущие три года.

Основание: пункт 3 статьи 267 Налогового кодекса РФ.

17. Резерв предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки не создается. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 267.2 Налогового кодекса РФ.

18. Все виды затрат на НИОКР включаются в состав прочих расходов без применения повышающего коэффициента.

Основание: статья 262 Налогового кодекса РФ.

19. К прямым расходам на производство продукции относятся:

  • все материальные расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве продукции, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
  • расходы на оплату труда персонала цехов и подразделений основного производства;
  • суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе производства продукции;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в производстве продукции.

Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

20. В случае, если прямые расходы, поименованные в пункте 20 настоящей Учетной политики, к изготовлению конкретного вида продукции отнести невозможно, то они подлежат распределению пропорционально прямым затратам, непосредственно относящимся к производству каждого вида продукции.
Основание: абзац 5 пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

21. Прямые расходы распределяются между незавершенным производством и готовой продукцией пропорционально доле основного сырья, приходящегося на незавершенное производство, в общем количестве сырья, отпущенного в производство в течение месяца с учетом остатков на начало месяца (в натуральном выражении).

Основание: пункт 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

22. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета авансовых платежей

23. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

24. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

25. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.

Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

26. Учет освобожденных от НДС операций ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «Затраты на реализацию освобожденных от обложения НДС операций» к счету 20 «Основное производство». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты к распределению» к счету 25 «Общепроизводственные расходы» и на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Совокупные расходы на реализацию освобожденных от обложения НДС операций в целях расчета 5процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат.

Основание: подпункт 25 пункта 2 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

27. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

28. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:

  • 19-1 «Операции, облагаемые НДС», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.
  • 19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС.
  • 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения. Суммы налога, отраженные на субсчете 19-3, в течение квартала принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ.

Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170, пункт 4 статьи 149, статья 172 Налогового кодекса РФ.

29. Корректировка суммы вычетов, примененных с субсчета 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», осуществляется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей выручке организации за квартал. Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала). Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению на субсчете 19-3, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ.

Основание: подпункт 2 пункта 3, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

30. Суммы налога по товарам (работам, услугам), частично используемым в осуществлении экспортных операций, облагаемых по ставке 0%, учитываются на субсчете 19-1 «Операции, облагаемые НДС» или 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения» в зависимости от использования активов в освобожденной от НДС деятельности.

Суммы НДС, отраженные на субсчетах 19-1 и 19-3 и относящиеся к экспортным операциям, списываются ежемесячно в разрезе счетов-фактур на субсчет 19-4 «НДС по затратам на экспорт» пропорционально доле экспортной выручки в общей выручке от реализации по всем облагаемым видам деятельности. Суммы, учтенные на субсчете 19-4 «НДС по затратам на экспорт», относящиеся к операциям, по которым подтверждено право на применение нулевой ставки, списываются по итогам квартала в дебет счета 68 и регистрируются в книге покупок.

Основание: пункт 1 статьи 153 и пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Главный бухгалтер А.С. Глебова

Учетная политика на 2017 год: скачать образец для ОСНО бесплатно

Чтобы любой из 50 образцов учетной политики на 2017 год скачать бесплатно для ОСНО и других налоговых режимов, подписчикам электронной версии журнала «Главбух» и всем, кто оформит демо-доступ, достаточно пройти по ссылке (ниже).

Чтобы утвердить учетную политику в целях налогообложения на 2018 год организации или ИП нужно издать приказ об учетной политике. Приведем образец приказа об утверждении учетной политики в целях налогообложения, который вы можете скачать и скорректировать его для себя.

Приказ про учетную политику

Налоговый кодекс РФ разрешает налогоплательщику выбирать систему налогообложения (например, ООО, УСН или ЕНВД). Однако для определения налоговой базы по выбранному режиму налогообложения предусмотрены различные варианты из применения. Какой из допустимых вариантов применять на практике – решает руководство, бухгалтер организации или ИП. При этом окончательное решение следует писать в учетной политике для целей налогообложения и утвердить приказом об учетной политике.

Типовых образцов учетной политики не существует, поэтому приказ от утверждении учетной политики вы можете составить в произвольной форме. Причем положения учетной политики можно включить или в текст приказа или и оформить в виде приложения к нему (приказу).

Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008. При этом каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.

Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.

Приказ об учетной политике: бланк

Рассмотрим вариант, когда организация или ИП не хочет описывать элементы учетом политики непосредственно в приказе. Тогда саму учетную политику можно прописать в приложении, а сам приказ подготовить как отдельный (самостоятельный) документ. Приведем образец бланки приказа об учетной политике в целях налогообложения на 2018 год.

Образец приказа об утверждении учетной политики: ОСН

Предположим, что организация применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Тогда в приказе об учетной политики организации нужно описать методы действий, применительно к налогам, с которыми работает организация в ходе своей деятельности (например, налог на прибыль или НДС). При общей системе налогообложения образец приказа об утверждении учетной политике в целях налогообложения на 2018 год может выглядеть как в нашем примере. .

Образец приказа об утверждении учетной политики: УСН

Если организация или индивидуальный предпринимает применяет упрощенную систему налогообложения, то учетную политику на 2018 года ей также необходимо утвердить приказом. Соответственно, если организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы», то в учетом политике нужно описать элементы, связанные именно с «доходами». Приведем образец приказа об утверждении учетной политике в целях налогооблодения ООО с объектом «доходы». В данном приказе учетная политика на 2018 года оформлена в качестве приложения к приказу. .

Если же организация применяет систему налогообложения УСН с объектом «доходы минус расходы», то приказом нужно утвердить учетную политику на 2018 год, применительно к этому режиму налогообложения. В качестве примера вы можете взять приказ, об утверждении политики с объектом «доходы».

Образец приказа об утверждении учетной политики: ЕНВД

Если применяете ЕНВД, то в качестве приложения к приказу у вас будет учетная политика в целях налогообложения, касающаяся этого налогового режима. Сам приказ об утверждении учетной политики на 2018 год будет классический, а сама политика, разумеется, будет касаться специального налогового режима при уплате единого налога на вмененный доход в 2018 году. .

Осенью многие бухгалтеры начинают задумываться об учетной политике на будущий год. Кому-то достаточно внести в нее несколько уточнений, а кто-то будет писать учетную политику компании с нуля. Ниже мы расскажем о приоритетных составляющих, которые надо зафиксировать в этом документе. Используя рекомендации, можно сформировать правильную учетную политику без лишних пунктов.

Основные положения

Учетную политику своим приказом утверждает руководитель при создании компании не позднее 90 дней после ее регистрации (ст. НК РФ, ПБУ 1/2008). Гипотетически учетная политика может применяться на протяжении нескольких лет без изменений. Но если для целей бухучета это еще вполне возможно, то для налогового учета маловероятно. Связано это с тем, что практически каждый год в Налоговый кодекс вносятся изменения, которые вынуждают налогоплательщика перестраивать порядок учета.

Подходить к написанию учетной политики нужно очень тщательно, ведь неточное толкование какого-то пункта может сыграть против компании. В этот важный документ включаются способы ведения учета — как бухгалтерского, так и налогового.

Нет смысла подробно описывать методы учета, по которым законодательно установлен единственный вариант. Например, не нужно описывать суть кассового метода, который безоговорочно применяется при УСН. Нецелесообразно заносить в учетную политику и постулаты Налогового кодекса.

В учетной политике нужно обязательно затронуть те области учета, по которым есть выбор. В частности, следует закрепить в документе варианты оценки материалов, способы амортизации основных средств, порядок формирования резервов и т. п.

Важно! В учетной политике должны быть заявлены лишь те методы и способы учета, которые организация собирается практически применять в отчетном году. Не нужно вносить в документ все существующие способы учета, если их применение пока под вопросом. При необходимости в учетную политику можно беспрепятственно внести любые обоснованные изменения.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Бухгалтерской политикой главный бухгалтер и его подчиненные руководствуются постоянно и непрерывно.

В этом документе нужно закрепить (п. 4 ПБУ 1/2008):

  • план счетов, в который войдут лишь счета, применяемые бухгалтерией в работе;
  • формы первичных документов, бухгалтерских регистров;
  • порядок инвентаризации имущества и задолженности;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • регламент документооборота;
  • порядок контроля за происходящими операциями.

Помимо перечисленных пунктов, организация вправе прописать в «учётке» и другие важные аспекты, например критерии существенности.

Если компания относится к малым предприятиям, в ее учетной политике с 2017 года могут появиться новые пункты. В частности, такие фирмы теперь могут начислять бухгалтерскую амортизацию только раз в год, а не ежемесячно (п. 19 ПБУ 6/01). Приняв решение воспользоваться этим правом, нужно будет добавить изменения в учетную политику..

3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Попробовать

Учетная политика для целей налогового учета

В этом документе отражается всё, что так или иначе оказывает влияние на налоги.

Налог на прибыль

Прежде всего, в учетной политике нужно выделить многочисленные нюансы по налогу на прибыль.

Бухгалтеру нужно проверить, отмечены ли в учетной политике новые лимиты для основных средств. Напомним, что с 2016 года основным средством считается имущество дороже 100 000 рублей. Чтобы свести к минимуму разницу между бухгалтерским и налоговым учетом, имущество стоимостью менее указанного лимита можно списывать равными долями в течение периода использования (пп. 3 п. 1 ст. НК РФ) — об этом также нужно упомянуть в учетной политике.

Налог на прибыль можно уменьшить за счет амортизации, применив повышающие коэффициенты или амортизационную премию (п. 9 ст. , ст. 259.3 НК РФ). Для каких объектов будут применяться указанные способы также следует зафиксировать в учетной политике.

Обязательно нужно прописать перечень прямых и косвенных расходов организации, которые зависят от многих факторов (ст. НК РФ).

Метод оценки материалов также закрепляется в учетной политике (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Компании могут создавать разного рода резервы, чтобы расходы распределялись в течение года равномерно. В налоговом учете резервы — это право, а не обязанность фирмы. Если руководитель принял решение о формировании резервов, нужно внести соответствующие пункты в учетную политику.

Виды резервов, наиболее часто встречающиеся на предприятии:

  • резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
  • резерв на оплату отпусков (ст. , 324.1 НК РФ);
  • резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств (ст. , НК РФ);
  • резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ).

НДС

В учетной политике не следует игнорировать и правила, касающиеся НДС.

Основные аспекты, которые лучше прописать:

  • порядок применения вычетов;
  • принцип присвоения номеров счетам-фактурам (в том числе в обособленных подразделениях);
  • методику раздельного учета НДС;
  • порядок выставления счетов-фактур на аванс;
  • порядок работы с физлицами и т. п.

НДФЛ

Ставки этого налога установлены НК РФ. В учетной политике можно закрепить форму налогового регистра по НДФЛ.

На практике учетная политика может получиться довольно краткой (1-2 листа), а может включать и порядка 10-20 листов. Объем документа не регламентирован и зависит от отраслевых особенностей, численности и других факторов. Составляя учетную политику, главное помнить — каждый пункт может наладить учет и даже сократить расходы, а любая неточность или упущение может стоить компании денег (штрафов).