Самоанализ: «Я не умею проигрывать. Как научить проигрывать без истерик и обиды

Самому главному, что я знаю о жизни, меня научила моя бабушка, когда мне было лет шесть.
Бабушка играла со мной в шахматы.
Я проигрывал и злился страшно.

А она повторяла снова и снова:
Умей проигрывать!

В шахматы я играть так и не научился. А всю ценность бабушкиного совета понял только много лет спустя и до сих пор ругаю себя, что не сумел сделать этого раньше.

Если есть в жизни панацея — то это . То есть умение конструктивно принимать неблагоприятный исход, когда вопреки твоим стараниям и надеждам, происходит не то, чего ты хотел и добивался.

В жизни нет искусства важнее.
Хотя бы просто количественно. Не знаю как у вас, а в моей жизни ошибок и проигрышей несопоставимо больше чем выигрышей. И уже поэтому мое отношение к проигрышам намного сильнее определяет качество моей жизни, чем побед.

Я много лет упорно пытался побеждать и выигрывать.

Везде, всегда и вопреки всему. И если где-то выиграть не удавалось, я пробовал снова и снова, в уверенности, что в следующий раз — обязательно получится.
И только с огромным опозданием понял, что такое упорство — вовсе не улучшают мою жизнь.

Не победы, а именно ошибки и проигрыши делают нас теми, кто мы есть, потому что заставляют понять и принять наши ограничения и таким образом проявляют нашу .

Поражения и проигрыши указывают нам путь к себе, настоящему, вне ожиданий друзей и любимых, вне , навязанных школой или родителями или обществом.

Непреодолимые препятствия перестают быть таковыми, если не пытаться их преодолеть, а использовать в качестве дорожных указателей к пониманию того, в чем заключаются твои настоящие способности и таланты.

Проигрывать вообще интереснее и полезнее, чем побеждать. Потому что победы по большей части просто побочный продукт того опыта, который получаешь благодаря проигрышам и ошибкам.

Успехи в жизни только подтверждают то, что мы уже знаем и умеем.

Проигрыши, ошибки и поражения — содержат в себе гигантский потенциал — новых знаний, новых умений и, что самое главное, новых пониманий себя.

Выигрывать просто. Особого умения для этого не нужно — открыл шампанское, налил и выпил.
Намного сложнее научиться проигрывать — так, чтобы использовать проигрыши и ошибки, как ступени к главному выигрышу — пониманию и приятию себя, такого, какой ты есть.

Кстати, как показала жизнь, никогда не были моим талантом.
Хорошо, что хоть это я понял вовремя.

Дети очень любят коллективные игры, однако далеко не все маленькие исследователи способы адекватно реагировать на проигрыш. Многие родители не знают, как правильно вести себя с ребенком, который, оказавшись побежденным, начинает плакать, кричать, и обижаться на других участников игры, обвиняя их в том, что победа была нечестной. «Я родитель» расскажет о нескольких эффективных способах научить ребенка достойно реагировать на проигрыши в играх и не расстраиваться из-за поражения.

В чем причина?

Для того чтобы научить свое чадо принимать правила игры и не бояться проигрывать, стоит разобраться, почему дети вообще так чувствительно относятся к поражению, если игра – это всего лишь развлечение?

Дело в том, что дети в возрасте до 9-10 лет находятся в состоянии « ». Они привыкли к тому, что в глазах окружающих являются центром вселенной и не понимают, что в жизни существуют определенные границы. Особенно ярко этот синдром проявляется у единственного в семье ребенка или же у любимчика, пользующегося привилегиями у родителей. Часто такие дети воспринимают себя слишком позитивно, имеют завышенную самооценку и в любых ситуациях привыкли добиваться своего. Проигрыш они считают покушением на собственный нарциссизм и настоящей трагедией, особенно если родители всегда требуют от них побед.

Победить в играх любой ценой – зачастую девиз ребенка и в , когда соперничество между братьями и сестрами имеет место во всех жизненных сферах.

Как научить ребенка адекватно воспринимать проигрыш?

Не ругайте и не осмеивайте ребенка за его проигрыш, а наоборот дайте ему понять, что и гордитесь им, несмотря ни на что. Не сравнивайте его с теми, кто оказался сильнее, а отметьте его старания, похвалите за борьбу в игре, за то, что он не сдался, а дошел почти до самого конца. Объясните ребенку, что в игре намного важнее участие, а не победа и что все соревновавшиеся, а не только победитель – молодцы, и никогда не используйте такие слова, как «выбывший», «вылетивший», «проигравший» и тд. Будет здорово, если вы придумаете утешительные призы для проигравшего, только постарайтесь, чтобы они были не хуже, чем призы для победителя, иначе ребенок все равно почувствует, что оказался хуже, чем кто-то другой.

Дети всегда берут , поэтому продемонстрируйте собственным поведением, что проигрыши можно воспринимать без злости и обиды. Если вы проиграли, скажите: «Значит, мне повезет в другой раз» или «В следующей партии я придумаю новую стратегию и обязательно выиграю». Внесите веселую нотку в поражение словами «Ну и что, что я проиграла, зато я – самая добрая мама на свете, правда?».

Если вы один на один и оказываетесь победителем, маленького проигравшего словами «Мне было очень тяжело играть с тобой», «Эта победа далась мне нелегко», «С каждым разом мне все труднее тебя победить!». Ну а потом можно предложить ему поиграть в другую игру – в ту, где он точно окажется победителем. Это, к примеру, могут быть «Крестики-нолики» или «Камень-ножницы-бумага», так как в этих играх поражения быстро сменяются победами и наоборот, и ребенок начинает воспринимать проигрыш как временную и незначительную неудачу.

Следуя этим простым советам, вы постепенно научите ребенка спокойно принимать свои поражения и воспринимать их как ступень к дальнейшему совершенствованию своих навыков.

Виктория Котлярова

Добрый день!

Когда ребенок терпит неудачу, он склонен плакать, обижаться или злиться, поэтому у родителей возникает вполне закономерный вопрос: как научить ребенка проигрывать?

Умение проигрывать действительно важно, ведь оно означает, что ребенок обладает важными качествами, такими как упорство и целеустремленность. Эти навыки чрезвычайно полезны во взрослой жизни и развивать их нужно с самого детства.

Если ребенок не умеет проигрывать, то он, вероятнее всего, не сможет и выигрывать. Это вполне логично, ведь он будет избегать любых соревнований, поскольку они приводят к трудностям и негативным эмоциям. Ребенок, способный проигрывать и извлекать из этой неудачи опыт, напротив будет стремиться к конкурентной обстановке, чтобы достичь своей цели.

Ребенок, который не любит соревноваться, лишает себя большого жизненного опыта и это обязательно скажется на его дальнейшей жизни. Например, если несколько сотрудников сражаются за должность начальника отдела, они понимают, что место достанется только одному из них. Но ваш ребенок не окажется даже в списке претендентов, поскольку предпочтет в принципе избежать возможности повышения в должности.

Томас Эдисон провел около 700 неудачных опытов прежде, чем ему удалось изобрести нить накаливания в лампе. Когда его спросили, по какой причине он не прекратил своих попыток из-за череды неудач, изобретатель сказал, что у него не было ни одной неудачи. У него было 700 удачных попыток, в ходе которых он доказал, что это не работает.

Правильное отношение к проигрышу является залогом успеха в жизни.

Как научить ребенка проигрывать?

Прежде всего, необходимо определить темперамент ребенка. Например, флегматик отнесется к неудаче гораздо спокойнее, чем холерик или меланхолик. Ни в коем случае нельзя сравнивать реакцию своего ребенка и других детей, ведь все они разные и по-разному воспринимают те или иные ситуации.

Также следует понимать, что умение контролировать эмоции напрямую связано с возрастом ребенка. Даже взрослые люди расстраиваются, когда терпят неудачи, но они способны контролировать свои эмоции, а дети – нет. От ребенка, которому от 0 до 5 лет, нет смысла ожидать контроля над эмоциями.

Если проигрыш привел к тому, что ребенок огорчился, обиделся, психует или плачет, то это абсолютно нормальная, закономерная реакция. Ни в коем случае не стоит отчитывать его за это или призывать успокоиться. Более того, выплескивать свои эмоции абсолютно нормально, поскольку иначе они накопятся и превратятся в психосоматические заболевания, имеющие тяжелые последствия.

Никогда не закрывайте ребенку рот. Пусть он получит свой опыт разочарования и обиды, а после поймет, что после этой негативной вспышки все вновь становится так же хорошо, как и раньше.

Нельзя перекладывать ответственность с ребенка на внешние факторы

Наверное, каждый хоть раз становился свидетелем следующей ситуации. Ребенок бежал, ударился об стол и, конечно же, расстроился, принялся плакать. Заботливый родитель, вместо того, чтобы объяснить, почему это случилось, начинает ругать стол. Разумеется, предмет мебели от этого не пострадает, а вот ребенок может, ведь именно такими ситуациями формируется безответственное отношение к неудачам и проигрышам.

В такой ситуации правильнее было бы велеть малышу вести себя аккуратнее, чтобы не пострадать еще раз. Он должен понести ответственность за собственный проступок. Именно родители должны помогать своим детям анализировать ситуацию и выносить здравые выводы.

Разумеется, каждый родитель хочет защитить своего ребенка и позаботиться о нем. Но ваша задача не защищать его от любых напастей, а научить справляться со стрессовыми ситуациями, неприятностями и проблемами. Невозможно защитить свое чадо от всех бед, но если получится сформировать навык справляться с трудными ситуациями самостоятельно, в первую очередь эмоционально, то в будущем ребенок сумеет жить без вашего непосредственного участия.

Такое решение наказать стол и сказать ему что он плохой влияет также на то, что ребенок учится винить окружение в своих неудачах, а не анализировать свое поведение. Вы сталкивались с человеком, у которого все виноваты в его низкой зарплате: от жены с детьми до правительства?

Не мешайте детям учиться на ошибках

Для того, чтобы научиться плавать, необходимо плавать. Для того, чтобы научиться проигрывать, нужно проигрывать и осознавать это. Это нелегкий, но необходимый опыт, который вы обязаны позволить ребенку получить.

Самое главное, чтобы ваши дети чувствовали родительскую любовь, несмотря на удачи или поражения.

Хвалите правильно

Случается так, что мама и папа, пытаясь привить ребенку стремление к успеху, активно поощряют его за победы, бывает даже наказывают за проигрыши. Таким образом, формируется отношение к себе, следовательно, ребенок делает выводы, что родители любят его только тогда, когда он успешен. Но невозможно быть успешным всегда и во всем.

Поэтому важно хвалить не за победу, а за стремление, за обретенные навыки, опыт на пути к победе или к проигрышу.

Есть книга для взрослых людей, которые с детства приучались к тому, что победа это хорошо, а проигрыш – это ужасно. Книга называется «Гибкое сознание». В ней автор снимает блок страха перед трудными задачами, которых отличник не берет, потому что боится получить «2». Наше отношение к неудачам, к препятствиям на пути, к поражению определяет наш успех. Человек, который боится и не берет сложный проект или не идет на новую работу, или на лекции не поднимет руку и не спросит, если что-то не понял, потому что боится показаться глупыми. Такой человек упускает возможность выйти на новый уровень, просто из-за страха неудачи. Может поэтому миллионеры рассказывают что они в школе были двоечниками…

Подробней в видео.

Любите своего ребенка вне зависимости от его успешности, и тогда ему будет не так страшно проигрывать.

Буду рада вашим комментариям и вашим мыслям!

Они очень стараются выиграть и воспринимают поражение как трагедию. Их переживания непонятны окружающим: ведь это всего лишь игра! Почему же для некоторых из нас так важно всегда быть победителем? И можно ли научиться играть легко, с удовольствием?

Лицо каменеет, игральная доска летит в сторону, дверь хлопает… Партия оборвалась. «Они переживают свое поражение в игре как глубокую рану, нанесенную их самолюбию, – объясняет юнгианский аналитик Мария Ломова. – Проиграть для такого человека – значит внезапно почувствовать себя совершенно обесцененным. А это очень больно». Большинство из нас проигрывают с легким сердцем и смеются, когда вновь не повезло. Но тот, кто не умеет проигрывать, не прощает себе поражения. Чужая победа становится для него поводом упрекнуть себя в несостоятельности. «И он вновь начинает играть для того, чтобы еще раз попытаться ощутить свое превосходство, – говорит психотерапевт Сергей Медведев. – Для таких людей жизнь – это постоянное состязание. Игра – только частный случай».

Стремление к совершенству

Поражение в игре невозможно скрыть. У него всегда есть хотя бы один свидетель. Для того, кто страдает из-за проигрыша, поражение означает также, что его несостоятельность увидят окружающие. «Он боится, что его несовершенство станет причиной того, что окружающие не захотят с ним общаться, что он окажется недостаточно хорош для них, – продолжает Сергей Медведев. Так нередко чувствуют себя те, кого в детстве родители наказывали за малейшие неудачи. Старясь победить во что бы то ни стало, они теперь пытаются все же реализовать свою потребность стать лучшими, совершенными, всеми признанными. «Игра (в случае победы) помогает им самоутверждаться, – подчеркивает Мария Ломова. – Внешний успех доказывает собственную значимость, а проигрыш означает, что она вновь утрачена».

Я не умею проигрывать

3367

Понятно, что проигрывать никто не любит. Однако, почему-то одни дети умеют сдерживать свои эмоции и более спокойно относятся к своему проигрышу, а другие воспринимают его как катастрофу, начинают плакать, обижаться, скандалить, кричать… В результате у всех игроков настроение портиться и нет никакого желания начинать играть вновь.

Главная причина неумения проигрывать - высокая зависимость самовосприятия ребенка от внешних обстоятельств и неумение принимать свои неудачи. Конечно со временем, когда более-менее сформируется, и ребенок поймет, что проигрыш - это опыт, благодаря которому можно сделать определенные выводы, он уже не будет так плакать и убиваться из-за маленького поражения.

А пока детское самомнение у большинства детей зависит от проигрыша или выигрыша. Когда дети выигрывают, их самооценка повышается, и они начинают считать себя королями. А когда проигрывают - ничтожествами. На самом деле, ребенок должен знать, что он всегда хорош, независимо от мнения других, а иначе он будет думать, что если его хвалят - то он "хороший", ругают - значит, "плохой". Ребенок должен чувствовать искреннее и , расположение и одобрение родителей. Только в этом случае он не будет воспринимать проигрыш как нечто непоправимое.

Чаще всего наблюдается неумение проигрывать у темпераментных мальчиков, таких, например, как , так как они более азартны, любят лидировать и не стесняются в проявлении своих чувств. Таким детям в какой-либо области.

Более явственно неумение проигрывать проявляется у , сделанных "кумиром" семьи. Такие дети получают все самое лучшее и не привыкли к отказам и проигрышам. Родители с упоением подчеркивают, какой их ребенок необычный, талантливый, все умеет, нацеливают его только на победы, а тут такой промах… И ребенок считает, что он как бы подводит своих родителей, проиграв в банальной игре в "ходилки".

Так же можно наблюдать неадекватные последствия проигрыша у детей из многодетных семей или семей, где детям уделяется недостаточно внимания, и они чувствуют себя "обесцененными". В таком случае ребенок старается побеждать всеми способами, думая, что так родители будут его больше ценить и любить, обратят на него внимание и похвалят.

Советы родителям детей, чьи дети не умеют проигрывать:

Нужно проявлять больше внимания к ребенку и показывать ему свою любовь (через поцелуи и обнимания).

Почаще, но искренне и обоснованно за любые успехи, в том числе и в присутствии других детей.

Советуйтесь с ребенком и предоставляйте ему возможность отстаивать свое мнение.

Постараться не делать ребенку замечания, лучше советуйте, как ему поступить.

Очень важно избегать сравнений ребенка с другими. Можно сравнивать только с самим собой (видишь, вчера у тебя не получилось, ты потренировался и сегодня смог!!!).

Старайтесь не предлагать состязаний, в которых ребенок, скорее всего, окажется в проигрыше. А если такая вероятность имеется, то перед началом игры проговорите, почему здесь можно проиграть и что следует в таком случае делать…

Можно придумать для проигравшего какой-то ритуал: например, тот, кто в этом кону проиграет, должен съесть "подсластительную" конфетку.

Играйте в , где победу легко одержать, но она так же быстро переходит к другому игроку и так же быстро возвращается обратно.

Не акцентируйте внимание на проигрыше и выигрыше. Ориентируйте ребенка на сам процесс деятельности ("Как интересно было играть!").

Чтобы не занижать самооценку ребенка, не предъявляйте к нему завышенных требований.

Показывайте образец поведения в случае проигрыша: если вы проиграли, поздравьте победителя, скажите, что вы немного расстроены, в этом кону вы постараетесь быть более внимательными и надеетесь все же выиграть…

Если ребенок проиграл, поддержите его, вместе обсудите, что можно было бы сделать, чтобы в следующий раз одержать победу.

Не стремитесь к тому, чтобы ребенок всегда выигрывал. Для ощущения искренней радости победы необходимы и проигрыши! Рассказывайте о своем опыте поражений и побед, так ребенок будет понимать, что все люди когда-то выигрывают, а когда - то проигрывают и это нормально! Невозможно всегда побеждать!

Материал к занятию.