Процессуальное право. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство — Гипермаркет знаний

Тест «Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство».

Вариант 1.

1.К административным наказаниям не относится

А)Конфискация предмета нарушения Б)Конфискация имущества В)Предупреждение Г)Штраф

2.К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не относится (-ятся)

А)Арест транспортных средств Б)Домашний арест В)Доставление Г)Все перечисленные

3.Верны ли следующие суждения о Конституционном суде РФ и конституционных (уставных) судах регионов?

А. Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды регионов образуют единую вертикальную систему.

Б. Предназначение Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов регионов в обеспечении верховенства основного закона .

4.Верны ли следующие суждения о субъектах административной ответственности?

А. Субъектом административной ответственности являются только должностные лица (руководители организаций и т. п.)

Б. Субъектом административной ответственности могут быть граждане не моложе 18 лет.

1) верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

5.Судья Конституционного суда РФ П. составил заключение о юридических основаниях для рассмотрения обращения гражданина С. в Конституционном суде, которое обсуждалось на пленарном заседании. Это стадия конституционного производства

А) Обращение в суд

Б) Предварительное рассмотрение обращения секретариатом

В) Предварительное рассмотрение обращения судьями

Г) Судебное разбирательство

6.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «конституционное производство». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Гласность, уставной суд, мировой судья, контроль, состязательность.

7.Гражданин М. не уплатил в установленный законом срок штраф за парковку автомобиля в неположенном месте. Ему была прислана повестка в суд и предписано явиться для рассмотрения его дела в суде. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовой оценке данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)административный проступок

2)ответчик

3)административное судопроизводство

4)гражданское судопроизводство

5)нарушитель

Тестовая работа по теме «Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство».

Вариант 2.

1.К органам, полномочным рассматривать дела об административных правонарушениях, относится (-ятся)

А)Налоговая инспекция Б)Органы рыбоохраны

В) Комиссия по делам несовершеннолетних Г)Все перечисленные

2.Укажите принцип, не относящийся к конституционному судопроизводству

А) Рассмотрение дела по своей инициативе Б)Неприкосновенность судей

В)Равноправие перед законом и судом Г)Гласность судебного разбирательства

3.Верны ли следующие суждения о протоколе об административном правонарушении?

А. Протокол составляется при любом административном правонарушении.

Б. Протокол при малозначительном административном правонарушении не составляется.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

4.Гражданин Л. за совершённое им противоправное деяние должен заплатить штраф. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что гражданин Л. несёт административную ответственность?

А) Устанавливается только законом

Б) Влечёт за собой судимость

В) Применяется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти

Г) Налагается органами и должностными лицами на подчинённых им правонарушителей

5.Гражданин Р. обратился в Конституционный суд РФ, который принял его заявление к рассмотрению. По какому вопросу обратился гражданин Р.?

А) Толкования Конституции РФ

Б) Проверки конституционности закона, нарушающего права и свободы

В) Разграничения полномочий между органами власти РФ и регионов

Г) Соответствия Конституции РФ законов и иных нормативных актов

6.Запишите слово, пропущенное в схеме

7. Найдите в приведённом списке административные наказания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)обязательные работы

2)лишение специального права

3)выдворение за пределы России

4)исправительные работы

5)возмездное изъятие орудия правонарушения

6) лишение почётного звания

§27-28

1-й вариант

    С какого возраста наступает административная ответственность?

    Составление какого документа означает одновременно и возбуждение дела об административном правонарушении?

    Перечислите виды административных наказаний.

    1. угон автомобиля

      распитие пива в общественном месте

      проезд без билета в автобусе

      кража сотового телефона

      самовольное занятие земельного участка

      причинение тяжкого вреда здоровью

      провоз через границу партии контрабандных сигарет

    Что такое конституционность акта?

    стр. 319 задание 4.

    Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?

    Почему с провозглашением права индивидов обращаться непосредственно в Европейский Суд была упразднена Комиссия по правам человека?

    Что такое международное преступление?

Задания к уроку обществознания 11 класс. Тема: Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.

§27-28

2-й вариант

Письменно ответьте на вопросы:

    В каком законодательном акте систематизированы правила административной юрисдикции?

    Какие меры обеспечения по делам об административных правонарушениях вы знаете?

    Каких двух видов бывает постановление по итогам рассмотрения административного правонарушения?

    Выберите из перечисленных правонарушений административные:

    1. вождение автомобилем в нетрезвом состоянии

      переход дороги в неположенном месте

    2. систематическое уклонение от уплаты алиментов

      захват заложников

      хулиганство

      незаконное пересечение границы

    В каком случае граждане имеют право обратиться в Конституционный суд РФ?

    стр. 319 задание 1.

    Перечислите международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека. В чем состоит их главный принцип?

    Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

    В чем специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?

административный право процессуальный конституционный

Административная юрисдикция

Юрисдикция (от лат. iurisdictio - судить - полномочия юридически оценивать факты, назначать наказания) - это сфера права, на которую распространяются полномочия данного государственного органа. Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. . -- М.: Просвещение, 2006. -- С.310-317.

Административная юрисдикция :

1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда);

2) деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разбирательству административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).

Важнейшими понятиями административного права являются административное правонарушение и административная ответственность.

Административное правонарушение (проступок) - это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа, 2007. - С.180.

Признаки административного правонарушения:

1) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;

2) противоправность - административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;

3) административная наказуемость - совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;

4) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).

Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица, совершившие описанные в законе составы административных правонарушений. Физические лица должны быть вменяемыми и достигшими к моменту совершения проступка 16 лет.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Там же. - С.181.

Особенности административной ответственности:

1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;

2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;

3) выражается в применении административных взысканий;

4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти;

5) особый порядок привлечения к административной ответственности, который отличается простотой и оперативностью;

6) меньшая суровость административных взысканий, чем уголовных наказаний.

Законодательные нормы о рассмотрении административных правонаруше-ний и назначении административных наказаний собраны в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), который содержит нормы и материального и процессуального права.

Органы, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях также обозначены в КоАПе.

Прежде всего, это суды , рассматривающие наиболее важные дела и являющиеся последними инстанциями при обжаловании постановлений других органов о наложении административных наказаний.

Затем - районные комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии.

Большинство дел по нарушению общественного порядка рассматривают органы МВД , в частности начальники (заместители) отделов милиции, ГИБДД и др.

Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может назначить административное наказание в пределах своей компетенции. Так, например, только судья может назначить наказание в виде административного ареста, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы РФ и дисквалификации.

Однако один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).

Административные наказания, которые могут применяться к нарушителям, также перечислены в КоАПе. Самое мягкое - предупреждение (выносится в письменной форме). Самое распространенное - административный штраф. При этом в Кодексе установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил: для граждан - до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностных лиц - до 50, юридических лиц - до 1000. А иногда (при валютных, таможенных и некоторых других правонарушениях) для должностных лиц - до 200, юридических лиц - до 5000 МРОТ. Или например, за самовольное занятие земельного участка размеры штрафа для граждан - от 5 до 10 МРОТ, должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ.

В КоАПе также указано: возмездное изъятие , или конфискация предмета нарушения (например, партия контрабандных сигарет). Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета с последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся.

А также, лишение специального права (например, водительских прав). Возможен административный арест (например, до 15 суток за мелкое хулиганство). Выдворение за пределы России (незаконных мигрантов) и др.

Кроме предупреждения и штрафов, все другие наказания назначаются только судом.

Мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях отведена отдельная глава в КоАПе. Дело в том, что в ряде случаев наказания не могли бы быть исполнены, да и сам процесс не смог бы начаться без специальных обеспечительных мер. Меры обеспечения производства применяются в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

Так, в числе этих мер названо доставление, например, пьяного скандалиста в отделение. Административное задержание , т.е. кратковременное ограничение свободы. Оно допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест , и др.). По просьбе задержанного в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей либо законных представителей обязательно.

Предусмотрен также личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов. Эти действия производятся при участии понятых. Причем личный досмотр осуществляется лицами того же пола.

Применяется и медицинское освидетельствование, например на состояние опьянения. Предусмотрен также арест товаров, транспортных средств и др. О применении каждой указанной меры обязательно составляется протокол.

Приведенный перечень указывает на принудительный характер мер, предназначением которых является создание условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Здесь следует отметить, что основанием для применения указанных мер может быть только наличие факта правонарушения.

При применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях КоАП предусматривает также гарантии законности. Они выражаются, прежде всего, в том, что перечень указанных мер является исчерпывающим, иные меры применяться не могут. Кроме того, принимать решение об избрании мер принудительного воздействия имеют право только уполномоченные на это органы и должностные лица в пределах своей компетенции. Применение любой меры пресечения в обязательном порядке сопровождается процессуальным оформлением: составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах.

Участники производства по делам об административных правонарушениях и их права определяются КоАПом аналогично УПК. Помимо органа, рассматривающего дело, это прежде всего нарушитель , без которого вообще не может быть дела. (Надо понимать, что термин «нарушитель» применяется условно, ибо лицо еще только обвиняется в нарушении.) Ему предоставляются права, аналогичные правам обвиняемого по УПК, - знакомиться с делом, приглашать адвоката, заявлять ходатайства. Он должен быть 312 обязательно оповещен о месте и времени разбирательства и т.д. Другой важнейший участник - потерпевший , которому действиями нарушителя причинен вред. К участию в производстве привлекаются и такие известные вам по УПК категории, как свидетели, эксперты, понятые, переводчики. Может участвовать и прокурор, но это случается лишь в особо сложных или значимых делах. Права и обязанности этих лиц также аналогичны их «тезкам» по УПК, но, естественно, применительно к КоАПу. Так, свидетель за дачу ложных показаний несет административную ответственность, но не уголовную, как свидетель в уголовном процессе. А это, как вы понимаете, совсем иное.

Предмет доказывания , доказательства и оценка доказательств по КоАПу также аналогичны УПК. По некоторым сложным делам до разбирательства проводится административное расследование .

Производство по делу об административном правонарушении проходит несколько стадий: возбуждение дела, подготовка к разбирательству, разбирательство, вынесение и оглашение решения, исполнение решения . Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. . -- М.: Просвещение, 2006. - С.310.

1) Возбуждение дела. Поводом к возбуждению дела может быть непосредственное обнаружение проступка, например, инспектор ГИБДД остановил пьяного водителя. Поводом является и получение заявления или сообщения. При обнаружении нарушения должен быть составлен протокол, что и является возбуждением дела. Учитывая значимость протокола для дела, закон подробно регламентирует его содержание (дата и место, сведения о составляющем протокол, нарушителе, свидетелях, время и место события нарушения, статья КоАПа, устанавливающая ответственность, объяснения нарушителя или его законных представителей, если он несовершеннолетний, и др.). Нарушителю и другим участникам производства разъясняются их права и обязанности по КоАПу, о чем делается запись в протоколе. Протокол подписывается составившим его и лицом, в отношении которого возбуждено дело. Протокол служит основным документом при последующем разбирательстве дела. Протокол не составляется при малозначительных нарушениях (например, безбилетный проезд).

2) Подготовка к разбирательству (рассмотрению дела). При подготовке к рассмотрению дела должностное лицо обязано проверить законность и достаточность материалов. Назначается время и место рассмотрения, запрашиваются дополнительные материалы, вызываются свидетели и т.д. Но прежде всего проверяется законность протокола , и если он незаконен, составлен с существенными изъянами, то возвращается составителю. Рассмотрение происходит, как правило, в том районе, где совершено правонарушение, а иногда, по просьбе нарушителя, по месту его жительства.

3) Разбирательство (рассмотрение) дела. Порядок рассмотрения дел намного проще, чем по УПК, но также направлен на вынесение законного, обоснованного и справедливого постановления . На заседании объявляется, какое дело рассматривается, кто и на основании какого закона привлекается, проверяется явка, разъясняются права участникам, оглашается административный протокол, заслушиваются предполагаемый нарушитель, потерпевший, свидетели, исследуются доказательства и пр. Обязательно ведется протокол заседания.

4) Вынесение и оглашение решения (постановления). После окончания рассмотрения объявляется постановление. Оно бывает двух видов: о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу.

Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка. Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в суд . Рассмотрение жалобы проводится аналогично рассмотрению в первой инстанции. Решение (постановление) по жалобе также можно обжаловать вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий суд.

5) Исполнение решения. Постановление, вступившее в законную силу, обязательно для всех граждан и должностных лиц и подлежит принудительному исполнению. Например, если штраф не уплачивается в течение 30 дней добровольно, его взыскивают принудительно, путем вычетов из зарплаты либо за счет имущества нарушителя. Конфискованные вещи (например, партия незаконно ввезенных из-за рубежа сигарет) передаются в доход государства и т.д.

Вариант 1.

  1. К административным наказаниям не относится
  1. Конфискация предмета нарушения
  2. Конфискация имущества
  3. Предупреждение
  4. Штраф
  1. К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не относится (-ятся)
  1. Арест транспортных средств
  2. Домашний арест
  3. Доставление
  4. Все перечисленные
  1. Верны ли следующие суждения о Конституционном суде РФ и конституционных (уставных) судах регионов?

А. Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды регионов образуют единую вертикальную систему.

Б. Предназначение Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов регионов в обеспечении верховенства основного закона.

  1. Верны ли следующие суждения о субъектах административной ответственности?

А. Субъектом административной ответственности являются только должностные лица (руководители организаций и т. п.)

Б. Субъектом административной ответственности могут быть граждане не моложе 18 лет.

1. верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

  1. Судья Конституционного суда РФ П. составил заключение о юридических основаниях для рассмотрения обращения гражданина С. в Конституционном суде, которое обсуждалось на пленарном заседании. Это стадия конституционного производства
  1. Обращение в суд
  2. Предварительное рассмотрение обращения секретариатом
  3. Предварительное рассмотрение обращения судьями
  4. Судебное разбирательство

Тестовая работа по теме «Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство».

Вариант 2.

  1. К органам, полномочным рассматривать дела об административных правонарушениях, относится (-ятся)
  1. Налоговая инспекция
  2. Органы рыбоохраны
  3. Комиссия по делам несовершеннолетних
  4. Все перечисленные
  1. Укажите принцип, не относящийся к конституционному судопроизводству
  1. Рассмотрение дела по своей инициативе
  2. Неприкосновенность судей
  3. Равноправие перед законом и судом
  4. Гласность судебного разбирательства
  1. Верны ли следующие суждения о протоколе об административном правонарушении?

А. Протокол составляется при любом административном правонарушении.

Б. Протокол при малозначительном административном правонарушении не составляется.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

  1. Гражданин Л. за совершённое им противоправное деяние должен заплатить штраф. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что гражданин Л. несёт административную ответственность?
  1. Устанавливается только законом
  2. Влечёт за собой судимость
  3. Применяется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти
  4. Налагается органами и должностными лицами на подчинённых им правонарушителей