Особенности искусства книжной миниатюры востока. Презентация на тему: Книжная миниатюра Востока

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Искусство книжной миниатюры Востока Миниатюра название, присвоенное исполненным красками картинкам, заставкам, фигурным прописным буквам, орнаментированным рамкам страниц и вообще иллюстрациям старинных рукописей. Название это происходит от "миниума" - красной краски (киновари или сурика), которой старинные каллиграфы расцвечивали инициалы и отмечали рубрики в своих манускриптах. Украшение рукописей рисунками было известно еще в глубокой древности, у китайцев, индийцев, персов и др. восточных народов. Очень часто употребляли его также египтяне, от которых дошло до нас немало папирусных свитков с иероглифическим текстом и рассеянными среди него раскрашенными фигурами и орнаментами. Однако миниатюра получила впервые значение особой художественной отрасли только у греков. Они передали ее вместе с другими плодами своей цивилизации Риму, где со времени Августа особенно распространился обычай снабжать роскошные, назначенные для знатных и богатых людей списки беллетристических и ученых сочинений полихромными рисунками, служащими пояснением текста. Книжная миниатюра Востока- одно из замечательных явлений в изобразительном искусстве народов мира. Наивысшего расцвета оно достигла в XIV-XVI столетиях в таких странах, как Иран, Ирак, Афганистан, Азербайджан, Турция и Индия.

2 слайд

Описание слайда:

ИРАНСКАЯ МИНИАТЮРА Персидская живопись, известная на Западе как миниатюра, заслуженно знаменита во всем мире. Портреты, изображения фигур святых лиц или событий не запрещались, но воспринимались неодобрительно исламскими религиозными традициями. Перспектива, объем, освещенность - эти термины долгое время были неизвестны иранским художникам. Каллиграфия, цветочные мотивы и геометрические композиции были основой всех иллюстраций; полихромия применялась только в керамике. Живописцы занимались иллюстрацией текстов Корана, научных трудов, эпических поэм, легенд, воспевающих достижения и подвиги правителей и героев. так развивалось и совершенствовалось искусство миниатюры. Фрагмент миниатюры сефевидского периода

3 слайд

Описание слайда:

Плитка с росписью, первая четверть 17в При Ахеменидах произведения декоративно-прикладного искусства - серебряные и золотые сосуды с чеканкой и гравировкой, ювелирные изделия, печати, монеты - украшались растительными мотивами, изображениями животных, сценами охоты, единоборства царя со зверем, геральдическими мотивами.

4 слайд

Описание слайда:

Неизвестный художник начала 17в. Дервиш Согласно дошедшим до нас легендам, первым художником Ирана и создателем искусства живописи был пророк Мани, основатель гностической религии манихейства, живший около 210-276 гг. н.э. Поклонники Мани верили, что его картины создаются при помощи чудес. Позже творчество иранских живописцев повлияло на стиль иллюстраций византийских манускриптов, манера которых стала избавляться от условности и излишней жесткости христианского стиля. Иранская миниатюра полна утонченной нежности. Существовало предание, что умельцы иногда пользовались одним-единственным волосом в качестве кисточки. Еще в XI веке иранцы были бесспорными мастерами живописи и остаются таковыми до сих пор

5 слайд

Описание слайда:

Мухаммад Ширази иллюстрация к "Шахнаме", 16в. При монгольских правителях в Иране широко распространялся художественный стиль Китая, при дворцах правителей работали многочисленные китайские мастера. Бумага также пришла из оттуда в 753 г. н.э., поэтому неудивительно, что в традиционной персидской миниатюре, особенно в начальном периоде ее развития, прослеживается сильное влияние китайского искусства. В основном, миниатюра выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка.

6 слайд

Описание слайда:

Неизвестный художник "Парламент птиц", иллюстрация к поэме Аттара Литература Ирана породила большое количество выдающихся произведений, способных вдохновить художников-миниатюристов. Такое огромное число выдающихся литературных произведений дало толчок к появлению множества школ миниатюры, обладающих своим уникальным стилем. Благодаря им искусство миниатюры достигло своего расцвета именно в Иране и Средней Азии. Самые влиятельные школы находились в Ширазе, Тебризе, Исфагане и Герате.

7 слайд

Описание слайда:

Ширазская миниатюра 14 в. В 13-14 вв. в Ширазе, столице Фарса, наблюдалось бурное развитие культуры. Это был период Саади, Кермани и Хафиза. Поэзия процветала, миниатюра тоже. Одной из самых важных работ миниатюристов этого периода был создание иллюстраций к «Шахнаме», и в Ширазе этим занималась большая группа художников. Ширазскую миниатюру 14 в. отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке.

8 слайд

Описание слайда:

Тебризская школа В конце 13в., когда Рашидаддин собрал в Тебризе каллиграфов и художников для переписки и украшения манускриптов, появляется Тебризская школа миниатюры. Ранняя Тебризская миниатюра значительно отличалась от Ширазской, т.к. сочетала восточные элементы с армяно-византийским стилем живописи. Это последнее влияние можно объяснить географическим положением Тебриза, находящимся на границе областей, населенных армянами. В 30-40-х гг. 14 в. были созданы уникальные по выразительности изображенных сцен (особенно драматических) миниатюры к «Шахнаме». В 15 в. стили Тебризской и Ширазской школы сблизились, что связано с переселениями художников после завоевания Багдада и Тебриза Тимуром. Многие миниатюристы отправлялись в Самарканд, столицу завоевателя, либо ко двору его внука, Султана Искандера, правителя Шираза. На новых местах художники вынуждены были, с одной стороны, приспосабливаться к уже существующим там вкусам и требованиям, с другой – старались придерживаться той живописной манеры, к которой привыкли у себя на родине.

9 слайд

Описание слайда:

Султан Мухаммад "Мирадж" (Вознесение Пророка Мухаммада) Султан Мухаммад (конец 1470-х-1555), миниатюрист, глава тебризской школы миниатюры. Ученик Ага Мирека. Работал в шахской библиотеке и занимался художественным воспитанием шаха Тахмаспа I. Произведения Султана Мухаммада – иллюстрации к «Дивану» Хафиза, конец «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами, отдельные миниатюры – отличаются динамичностью и изысканной гармонией композиции, тончайшей декоративностью колорита, чертами реалистичной выразительности в трактовке пейзажа, поз и жестов людей и животных. Исполнял также многочисленные портретные миниатюры, эскизы ковров с изображением сцен охоты, занимался ювелирным делом и производством полуфаянса.

10 слайд

Описание слайда:

Неизвестный художник школы Султана Мухаммада Игра в човган, 1524г. В 16 веке поэзия стала чрезвычайно популярна по всей территории Ирана и Средней Азии, что обогатило искусство миниатюры новыми темами. Это было начало бурного развития во всех живописных школах Ирана. Тебризская миниатюра того времени служит примером доведенного до совершенства мастерства в изображении на ограниченном пространстве сложной сцены или пейзажа, например, здания дворца с частью двора перед ним, внутренним садом, фрагментом интерьера. Художники тщательно выписывают архитектурные сооружения, природу. Фигуры людей уже не статичны, а полны движения и более естественны. Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов.

11 слайд

Описание слайда:

Гератская школа. Мирак Наккаш В первой половине 15 века появилась художественная школа в Герате, столице государства Тимуридов, туда переселяются лучшие художники Тебриза и Шираза. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Уже в раннем Герате миниатюра отличается мастерством, уверенностью в изображении фигур людей, сложностью композиции.

12 слайд

Описание слайда:

Творчество Камаледдина Бехзада Беседа ученых в медресе, илл. к "Бустану" Саади Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие. Одним из самых известных живописцев Гератской школы является Камаледдин Бехзад, творчество которого находилось под влиянием поэзии Джами и Навои. В работах Бехзада появляется исключительное внимание к повседневной жизни человека. Картины Бехзада привели искусство миниатюры к его подлинному расцвету.

13 слайд

Описание слайда:

Строительство мечети Камаледдин Бехзад (1450-1535) – персидский миниатюрист, глава Гератской и Тебризской школ миниатюры в конце эпохи Тимуридов и начале правления Сефевидов. Бехзад является самым известным из мастеров персидской миниатюры, его называют «Восточным Рафаэлем», но прославился он, как создатель особого изобразительного стиля: геометричного, использующего для передачи смысла суфийскую мистику и символику цвета.

14 слайд

Описание слайда:

Царь Дарий и пастухи, иллюстрация к "Бустану" Саади Бехзад рано остался сиротой и был взят на воспитание известным живописцем Мираком Наккашем, возглавлявшим в Герате дворцовую мастерскую по изготовлению художественных рукописных книг (по др. источникам, учителем Б. был Сеид Ахмед Тебризи). Бехзад пользовался покровительством тимуридского визиря Мир Али Шир Навэя. Ему благоволили Хуссейн Бейкар Тимурид и другие эмиры Герата. После падения династии Тимуридов в 1510, он был призван шахом Исмаилом I Сефеви в Тебриз где, как глава шахских художественных мастерских (с 1522 г.) и придворный художник, оказал влияние на развитие живописи сефевидского периода.

15 слайд

Описание слайда:

Соблазнение Юсуфа Он внес новые мотивы в персидскую живопись. Его миниатюры отличает сложность, но не запутанность, красочность, но реалистичность. Оставаясь в рамках условностей средневековой миниатюры (локальность цвета, плоскостность), Камаледдин Бехзад в изображении человека и природы исходил из живых наблюдений, воплощая их с такой силой и убедительностью, какой до него восточная миниатюра не знала, фигуры людей в его работах лишены статичности, он сумел передать естественные и реалистические жесты и позы. Его работы, высоко ценившиеся уже современниками, отличаются тонким выразительным рисунком, богатством цветовой гаммы, живостью поз и жестов изображенных людей; часто композиция разворачивается на двух смежных листах с большим числом персонажей и обилием точно найденных деталей.

16 слайд

Описание слайда:

Исфаганская школа Другими выдающими миниатюристами Герата стали учитель Бехзада и глава Гератской школы Мирак Наккаш, Касим Али, Хаджа Мохаммад Наккаш и Шах Мозаффар. Исфаганская школа миниатюры сформировалась на рубеже 16-17 вв. при дворе шаха Аббаса I. Для Исфаханской школы характерны возникновение станковой миниатюры (на отдельных листах), преимущественное развитие виртуозного рисунка кистью, с легкой подцветкой (Реза Аббаси). В ней, наряду с книжной иллюстрацией широко распространяются портретные и жанровые миниатюры на отдельных листах, собираемых в альбомы. Основное значение получил виртуозный рисунок, исполненный свободными мазками кисти, с лёгкой подцветкой, придающий фигурам объёмность и живость движения. Вместе с тем в миниатюре Исфаганской школы сохранились и традиционные черты: тончайшая разработка деталей, широкое использование золота в изображении фона и в орнаменте одежд. Прекрасным примером стиля Исфаганской школы служит миниатюра середины 17в. "Коленопреклоненный юноша". Становление стиля Исфаганской школы связано с творчеством её крупнейшего представителя Резы Аббаси.

17 слайд

Описание слайда:

Творчество Резы Аббаси Коленопреклоненный юноша, середина 17в. Реза Аббаси (1587-1629) – уникальный художник, ведущий художник Исфаганской школы живописи, мастер виртуозного искусства, сын придворного живописца Кали Ашгара и ученик известного Мусина. Получив художественное образование в мастерской отца, Аббаси еще в молодости был принят ко двору шаха Аббаса I. Исполнял жанровые сценки и портреты (в т. ч. пастухов, крестьян), редко - иллюстрации. Его миниатюры изображают как знатных придворных и изнеженных женоподобных юношей, "стройных, как кипарис", так и крестьян и пастухов, в импрессионистской манере, свойственной придворной живописи Сефевидов.

18 слайд

Описание слайда:

Портрет португальца Будучи приверженцем традиционного стиля живописи, Реза Аббаси вводил новые сюжеты в персидское творчество. Реза Аббаси устанавливает тон для искусства большей части семнадцатого века, поскольку еще долгое время молодые живописцы, чтобы развить собственный стиль, продолжают копировать его работы.. В миниатюрах художников середины и 2-й половины 17 в. фигуры становятся крупнее, пейзаж получает более реалистическую трактовку.



























1 из 26

Презентация на тему: Книжная миниатюра Востока

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Основными видами миниатюры являются: книжная, портретная и лаковая. Книжная миниатюра - выполненные от руки рисунки, цветные иллюстрации, а также другие элементы оформления (инициалы, заставки, концовки и т. д.) в рукописных книгах. Основными видами миниатюры являются: книжная, портретная и лаковая. Книжная миниатюра - выполненные от руки рисунки, цветные иллюстрации, а также другие элементы оформления (инициалы, заставки, концовки и т. д.) в рукописных книгах. Для расцвечивания книги старые мастера обычно пользовались гуашью, акварелью и клеевыми красками. Книжная миниатюра существовала уже в Древнем Египте, а также в античной культуре. В Европе и на Востоке (Индия, Персия) она достигла своего расцвета в средние века; однако появление в Европе в середине XV в. книгопечатания постепенно свело ее на нет.

№ слайда 4

Описание слайда:

Особое место в искусстве мусульманского мира заняла книжная миниатюра. Поскольку в запретах Корана она не упоминалась, на страницах каллиграфических рукописей мы видим изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, лирические и батальные сцены. Особое место в искусстве мусульманского мира заняла книжная миниатюра. Поскольку в запретах Корана она не упоминалась, на страницах каллиграфических рукописей мы видим изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, лирические и батальные сцены.

№ слайда 5

Описание слайда:

Миниатюры XV века, в целом, отличаются от произведений XIV века по технике и манере исполнения. Живописная манера письма, свободный мазок уступают место графической манере. Строго очерченный контур, тонкий, изящный рисунок составляют основу изобразительного языка художника. Цвет приобретает более декоративный характер. Чередование ярких, локальных тонов, их контрастное звучание обогащают колорит, усиливают эмоциональное воздействие миниатюры. Миниатюры XV века, в целом, отличаются от произведений XIV века по технике и манере исполнения. Живописная манера письма, свободный мазок уступают место графической манере. Строго очерченный контур, тонкий, изящный рисунок составляют основу изобразительного языка художника. Цвет приобретает более декоративный характер. Чередование ярких, локальных тонов, их контрастное звучание обогащают колорит, усиливают эмоциональное воздействие миниатюры.

№ слайда 6

Описание слайда:

Станковые миниатюры, которые до XVI века попадаются изредка, начиная с середины этого столетия выделяются в особый жанр. В отличие от книжных иллюстраций, в этих самостоятельных миниатюрах изображались главным образом простые явления жизни - охотничьи и боевые сцены, увеселительные и музыкальные собрания, придворные развлечения, портреты шаха и его вельмож, а в редких случаях - поэтические сюжеты из классической литературы Станковые миниатюры, которые до XVI века попадаются изредка, начиная с середины этого столетия выделяются в особый жанр. В отличие от книжных иллюстраций, в этих самостоятельных миниатюрах изображались главным образом простые явления жизни - охотничьи и боевые сцены, увеселительные и музыкальные собрания, придворные развлечения, портреты шаха и его вельмож, а в редких случаях - поэтические сюжеты из классической литературы

№ слайда 7

Описание слайда:

В мусульманской Индии миниатюра обретает чувственную объемность, появляется светотень. Характерный для Индии интерес к человеку породил новый жанр в миниатюре - портретный, с острыми психологическими характеристиками. В мусульманской Индии миниатюра обретает чувственную объемность, появляется светотень. Характерный для Индии интерес к человеку породил новый жанр в миниатюре - портретный, с острыми психологическими характеристиками.

№ слайда 8

Описание слайда:

В первой половине 15 века появилась художественная школа в Герате, столице государства Тимуридов, туда переселяются лучшие художники Тебриза и Шираза. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (кетабханэ), конец - с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Уже в раннем Герате миниатюра отличается мастерством, уверенностью в изображении фигур людей, сложностью композиции. В первой половине 15 века появилась художественная школа в Герате, столице государства Тимуридов, туда переселяются лучшие художники Тебриза и Шираза. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (кетабханэ), конец - с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Уже в раннем Герате миниатюра отличается мастерством, уверенностью в изображении фигур людей, сложностью композиции.

№ слайда 9

Описание слайда:

Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие. Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

В основном, миниатюра выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка. В основном, миниатюра выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Одним из самых известных живописцев Гератской школы является Камаледдин Бехзад, творчество которого находилось под влиянием поэзии Джами и Навои. . Камаледдин Бехзад (1450-1535) – персидский миниатюрист, глава Гератской и Тебризской школ миниатюры. Одним из самых известных живописцев Гератской школы является Камаледдин Бехзад, творчество которого находилось под влиянием поэзии Джами и Навои. . Камаледдин Бехзад (1450-1535) – персидский миниатюрист, глава Гератской и Тебризской школ миниатюры. В работах Бехзада появляется исключительное внимание к повседневной жизни человека. Картины Бехзада привели искусство миниатюры к его подлинному расцвету. Бехзад является самым известным из мастеров персидской миниатюры, его называют «Восточным Рафаэлем», но прославился он, как создатель особого изобразительного стиля: геометричного, использующего для передачи смысла суфийскую мистику и символику цвета. Бехзад рано остался сиротой и был взят на воспитание известным живописцем Мираком Наккашем, возглавлявшим в Герате дворцовую мастерскую по изготовлению художественных рукописных книг (по др. источникам, учителем Б. был Сеид Ахмед Тебризи). Бехзад пользовался покровительством тимуридского визиря Мир Али Шир Навэя. Ему благоволили Хуссейн Бейкар Тимурид и другие эмиры Герата. После падения династии Тимуридов в 1510, он был призван шахом Исмаилом I Сефеви в Тебриз где, как глава шахских художественных мастерских (с 1522 г.) и придворный художник, оказал влияние на развитие живописи сефевидского периода.

№ слайда 14

Описание слайда:

Он внес новые мотивы в персидскую живопись. Его миниатюры отличает сложность, но не запутанность, красочность, но реалистичность. Оставаясь в рамках условностей средневековой миниатюры (локальность цвета, плоскостность). Он внес новые мотивы в персидскую живопись. Его миниатюры отличает сложность, но не запутанность, красочность, но реалистичность. Оставаясь в рамках условностей средневековой миниатюры (локальность цвета, плоскостность). Камаледдин Бехзад в изображении человека и природы исходил из живых наблюдений, воплощая их с такой силой и убедительностью, какой до него восточная миниатюра не знала, фигуры людей в его работах лишены статичности, он сумел передать естественные и реалистические жесты и позы. Его работы, высоко ценившиеся уже современниками, отличаются тонким выразительным рисунком, богатством цветовой гаммы, живостью поз и жестов изображенных людей; часто композиция разворачивается на двух смежных листах с большим числом персонажей и обилием точно найденных деталей.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Самые известные работы Бехзада – «Соблазнение Юсуфа» - иллюстрация к «Бустану» Саади (1488), миниатюры к произведениям Низами (1494-95), особенно иллюстрации к поэмам «Лейла и Меджнун» и «Семь красавиц», портреты Султан Хусейна и Шейбани-хана Самые известные работы Бехзада – «Соблазнение Юсуфа» - иллюстрация к «Бустану» Саади (1488), миниатюры к произведениям Низами (1494-95), особенно иллюстрации к поэмам «Лейла и Меджнун» и «Семь красавиц», портреты Султан Хусейна и Шейбани-хана

№ слайда 17

Описание слайда:

Камаледдин Бехзад Камаледдин Бехзад Беседа ученых в медресе, илл. к "Бустану" Саади

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

В 13-14 вв. в Ширазе, столице Фарса, наблюдалось бурное развитие культуры. Это был период Саади, Кермани и Хафиза. Поэзия процветала, миниатюра тоже. Одной из самых важных работ миниатюристов этого периода был создание иллюстраций к «Шахнаме», и в Ширазе этим занималась большая группа художников. Ширазскую иминиатюру 14 в. отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке. В 13-14 вв. в Ширазе, столице Фарса, наблюдалось бурное развитие культуры. Это был период Саади, Кермани и Хафиза. Поэзия процветала, миниатюра тоже. Одной из самых важных работ миниатюристов этого периода был создание иллюстраций к «Шахнаме», и в Ширазе этим занималась большая группа художников. Ширазскую иминиатюру 14 в. отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке.

№ слайда 20

Описание слайда:

В 16 веке поэзия стала чрезвычайно популярна по всей территории Ирана и Средней Азии, что обогатило искусство миниатюры новыми темами. Это было начало бурного развития во всех живописных школах Ирана. Тебризская миниатюра того времени служит примером доведенного до совершенства мастерства в изображении на ограниченном пространстве сложной сцены или пейзажа, например, здания дворца с частью двора перед ним, внутренним садом, фрагментом интерьера. Художники тщательно выписывают архитектурные сооружения, природу. Фигуры людей уже не статичны, а полны движения и более естественны. Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов. В 16 веке поэзия стала чрезвычайно популярна по всей территории Ирана и Средней Азии, что обогатило искусство миниатюры новыми темами. Это было начало бурного развития во всех живописных школах Ирана. Тебризская миниатюра того времени служит примером доведенного до совершенства мастерства в изображении на ограниченном пространстве сложной сцены или пейзажа, например, здания дворца с частью двора перед ним, внутренним садом, фрагментом интерьера. Художники тщательно выписывают архитектурные сооружения, природу. Фигуры людей уже не статичны, а полны движения и более естественны. Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов.

№ слайда 21

Описание слайда:

Литература Ирана породила большое количество выдающихся произведений, способных вдохновить художников-миниатюристов. В конце 10 в. Фирдоуси создал бессмертную эпическую поэму «Шахнаме» (Книга Царей) - историю страны от сотворения мира до завоевания ее арабами (7в.). В поэме насчитывается около 50 тыс. бейтов (двустиший). Литература Ирана породила большое количество выдающихся произведений, способных вдохновить художников-миниатюристов. В конце 10 в. Фирдоуси создал бессмертную эпическую поэму «Шахнаме» (Книга Царей) - историю страны от сотворения мира до завоевания ее арабами (7в.). В поэме насчитывается около 50 тыс. бейтов (двустиший).

№ слайда 22

Описание слайда:

Миниатюрист, глава тебризской школы миниатюры. Ученик Ага Мирека. Работал в шахской библиотеке и занимался художественным воспитанием шаха Тахмаспа I. Произведения Султана Мухаммада – иллюстрации к «Дивану» Хафиза, конец «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами, отдельные миниатюры – отличаются динамичностью и изысканной гармонией композиции, тончайшей декоративностью колорита, чертами реалистичной выразительности в трактовке пейзажа, поз и жестов людей и животных. Исполнял также многочисленные портретные миниатюры, эскизы ковров с изображением сцен охоты, занимался ювелирным делом. Миниатюрист, глава тебризской школы миниатюры. Ученик Ага Мирека. Работал в шахской библиотеке и занимался художественным воспитанием шаха Тахмаспа I. Произведения Султана Мухаммада – иллюстрации к «Дивану» Хафиза, конец «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами, отдельные миниатюры – отличаются динамичностью и изысканной гармонией композиции, тончайшей декоративностью колорита, чертами реалистичной выразительности в трактовке пейзажа, поз и жестов людей и животных. Исполнял также многочисленные портретные миниатюры, эскизы ковров с изображением сцен охоты, занимался ювелирным делом.

№ слайда 23

Описание слайда:

№ слайда 24

Описание слайда:

Реза Аббаси (1587-1629) – уникальный художник, ведущий художник Исфаганской школы живописи, мастер виртуозного искусства, сын придворного живописца Кали Ашгара и ученик известного Мусина. Получив художественное образование в мастерской отца, Аббаси еще в молодости был принят ко двору шаха Аббаса I. Исполнял жанровые сценки и портреты (в т. ч. пастухов, крестьян), редко - иллюстрации. Его миниатюры изображают как знатных придворных и изнеженных женоподобных юношей, "стройных, как кипарис", так и крестьян и пастухов, в импрессионистской манере, свойственной придворной живописи Сефевидов. Реза Аббаси (1587-1629) – уникальный художник, ведущий художник Исфаганской школы живописи, мастер виртуозного искусства, сын придворного живописца Кали Ашгара и ученик известного Мусина. Получив художественное образование в мастерской отца, Аббаси еще в молодости был принят ко двору шаха Аббаса I. Исполнял жанровые сценки и портреты (в т. ч. пастухов, крестьян), редко - иллюстрации. Его миниатюры изображают как знатных придворных и изнеженных женоподобных юношей, "стройных, как кипарис", так и крестьян и пастухов, в импрессионистской манере, свойственной придворной живописи Сефевидов.

№ слайда 25

Описание слайда:

Произведений живописи и скульптуры народов мусульманского Востока до нас почти не дошло, так что об изобразительных искусствах Востока мы получаем представление, главным образом, благодаря книжной иллюстрации — миниатюре. И лишь в немногом помогают воссоздать картину состояния живописи изображения на керамике, восточных тканях, отчасти коврах.
Но мир восточной живописи, раскрывающийся в миниатюрах рукописей, полон редкого и тонкого очарования и незабываемой красоты. Давая незаменимый материал для понимания стиля и характерных особенностей искусства арабов и персов, миниатюра служит богатым источником познания культуры и быта мусульманских народов в разных странах и в различные эпохи. Интересная для историка культуры и искусствоведа, миниатюра увлекает и художника, в законах творчества ее почерпающего порой импульсы к своим творческим исканиям; жадное и многостороннее собирательство восточной миниатюры и изучение ее с особенной силой проявилось за последнюю четверть века. Но ценить живопись Востока научились европейцы уже давно. Шарден, живший в 17 веке, посвящает в своих «Voyages en Perse» персидской живописи особую главу. Мы знаем теперь, что Рембрандт владел альбомом индийских миниатюр, изучал их, даже копировал в своих рисунках, творчески перерабатывал влияния их в иных своих произведениях.
А между тем самое существование у мусульманских народов изобразительного искусства — живописи — может показаться фактом удивительным, так как обычно считают, что Ислам запрещает вообще всякое изображение живых существ.
Но это верно далеко не для всех эпох и не для всех исповедующих мусульманство народов. Литературная традиция сообщает нам о пользовании живописными изображениями в первые века Ислама[*] .
Если верить Мурадже, то при калифе Абд-эль Мелике в великолепной мечети в Иерусалиме двери были украшены изображениями Магомета; стены храма были покрыты живописью, изображавшей магометовы ад и рай; но эти изображения были сделаны, вероятно, византийскими мастерами[*] .
Некоторые сведения приводит еще арабский историк Макризи[*] , которым были написаны биографии мусульманских художников. Но это его сочинение к сожалению до нас не дошло. Достаточно, однако, обратиться к инвентарю сокровищницы Эль-Мостанер-Биллах, чтобы уяснить себе вкус, который имели к изображению живого фатимидские властители Египта. Один из визирей Язури специально был занят привлечением ко двору художников и заказами им. Из них особенно славны были Ибн-эль-Азиз из Басры и Казир из Ирака, которым он поручил покрыть живописью стены дворца. Ибн-эль-Азиз, между прочим, изобразил танцовщицу, задрапированную в красные покрывала на желтом фоне с эффектами рельефа. Макризи в другом месте распространяется о таланте придавать рельефность фигурам, говоря о живописи, изображающей Иосифа, брошенного братьями в колодезь, нагое тело которого матовой белизны выделялось на черном фоне и казалось выходящим из подземной тюрьмы. Но время ничего не сохранило кроме имен о тех славных мастерах, о которых сообщает Макризи: произведения их до нас не дошли.
Запрещения изображать живое находятся главным образом в устных изречениях Магомета, записанных позднее, а не в Коране; чем и объясняется, что мусульмане далеко не все этому запрещению повинуются: так шииты Персии не подчиняются ему и создают цветущую школу живописи (в шиитство у персов непроизвольно вошло многое из прежней религии персов — из сасанидского зороастрийства и из манихейства).
В самом деле в Коране только в одном месте прямо запрещается работа художников — и то лишь скульпторов[*] . Вот этот стих: «О верующие! вино, азартные игры, статуи (ансаб) суть наваждения сатаны; воздерживайтесь от этого и вы будете счастливы!»
Прямых запрещений следует искать в комментариях к Корану[*] . «Несчастье, читаем мы там, тому, кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картин и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать душу своим созданиям, будет сожжен в вечном пламени». Или в другом месте: «Бог послал меня уничтожить людей троякого рода: гордецов, многобожников и живописцев. Берегитесь, изображать Господа, или человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы».
Всего в мусульманском предании (хадисах) есть четыре вида запрещения изображений. Там, между прочим, выносится проклятие поклоняющимся изображениям пророков и святых (это, впрочем, скорее запрещение идолопоклонства); запрещается также иметь ткани и подушки с изображениями.
Несмотря на отсутствие, таким образом, в Коране прямых запрещений, Навави в 13 веке, основываясь на этих четырех хадисах, запрещает иметь у себя какое-либо изображение, имеющее тень[*] .
Как бы то ни было, изображения в мусульманском искусстве встречались — и не только в эпоху, предшествующую 13-му веку, но и позднее. Относительно рано — именно с 11-го века — запрещение начали проводить в мавританской Испании и на севере Африки; с 14-го века в Египте и передней Азии и у турков-османов. ІІерсы и мусульмане Индии считались с запрещением изображений только при украшении мечетей и других сооружений культа.
От древнейшего периода мусульманской живописи до нас дошли лишь самые незначительные остатки. И, быть может, древнейшим памятником, который мог бы дать представление о первоначальной поре искусства, являются стенные росписи Кусейр-Амры IX века, открытые в моавитской пустыне Музилем[*] . Но стенописи Кусейр-Амры с их аллегориями, с их сценами из повседневной жизни и полными наблюдательности изображениями животных представляют собой, по выражению В. Шульца[*] , проявление восточного эллинизма — создание греческих или сирийских художников на службе у Омейядской династии.
Миниатюра получила свое начало также не в Сирии, а в Месопотамском Ираке, где был центр мусульманской культуры в эпоху халифов. Трудный и сложный вопрос о происхождении мусульманской миниатюры представляется в свете современного изучения в таком виде[*] . Теперь можно сказать с достаточной уверенностью, что в 8 веке при Омеядах в Дамаске манускриптов с миниатюрами еще не было. Каллиграфия и украшение коранов получили свое начало не в Сирии, а в Басре и Куфе, т. е. в Месопотамском Ираке. При дворе аббасидов в Багдаде следует искать и происхождение искусства исламской миниатюры. В столице халифов было тогда более сотни книжных лавок и там создавалось большое количество манускриптов.
В истории возникновения мусульманской книжной миниатюры может быть отмечен ряд повлиявших на нее элементов. Это, во-первых, влияние несториан, сиро-египетских христиан, сообщивших знакомство с христианским антиком. Далее, должна быть отмечена роль манихеев, проникших в 8 веке в Месопотамию и пользовавшихся большим благоволением Бармекидов и халифа Мамуна (813 — 833).
Мани, основатель секты, происходил из Персии, действовал в Индии и Тибете и был умерщвлен в 275 г. по P. X. сасанидским царем Бахрамом I. Традиция прославила его, как замечательного художника. Художником его считали и персидские поэты: Фирдауси и Хафиз. Сообщают, что в 11 веке в княжеских библиотеках находились рукописи, иллюстрированные его рукой[*] . В монастырях, основанных его последователями, живописные изображения: стенопись и книжная миниатюра получили большое распространение. О красоте и роскоши манихейских книг согласно сообщают и арабский ученый 9 века Аль-Джабизи и христианские писатели: блаженный Августин и Ефрем Едесский. Две миниатюры на полуистлевшем листке, найденные экспедицией Лекока в Китайском Туркестане[*] , дают представление о манихейской живописи. Эти фрагменты, хотя и возникли в отдаленном государстве уйгуров, могут, по мнению Кюнеля, дать нам понятие о стиле, который влиял в 9 веке на багдадскую школу. Кюмон полагает, что миниатюры, найденные экспедицией Лекока, отражают в себе черты сасанидского искусства. Является весьма вероятным, пишет он, что искусство миниатюры было перенесено манихеями в эпоху Сасанидов в Туркестан, где получило дальнейшее развитие. Миниатюры, найденные Лекоком, отличаются удивительной живостью красок. На одной изображены в тени цветущих деревьев два ряда жрецов в священнослужительских костюмах — в белом платье и белых тиарах; они представлены сидящими и пишущими. На обороте изображены музыканты в разноцветных костюмах, играющие, сидя на коврах.
Может быть, следует в дополнение к предыдущим привлечь и весьма интересную миниатюру (фрагмент), воспроизведенную в составленном С. Ф. Ольденбургом отчете о русской туркестанской экспедиции 1909 — 10 г.г.[*] . Здесь этот фрагмент обозначен, как происходящий из Турфана, и описан так: «Этот отрывок образа или иллюстрации на бумаге чрезвычайно любопытен и яркостью красок и примитивностью рисунка: изображен монах, держащий уйгурскую книгу. Тело телесного цвета, волосы черные, нижнее платье желтое, верхнее красное с зеленой каймою и розовою подкладкою, сзади накинут еще зеленый шарф. Монах находится в каком-то помещении, задрапированном темно-красными занавесями. По всей вероятности, мы имеем здесь дело с куском иллюстрированной уйгурской рукописи». Отметим еще воспроизведенный в том же Отчете на рис. 73 отпечаток на бумаге манихейского священного изображения из Караходжи.
В число источников, образовавших миниатюру аббасидского периода, привходили, может быть, и зороастровские традиции. Во всяком случае, в эпоху Сасанидов в Персии наряду с изваянным играло роль и живописное изображение и еще в 10 столетии Масуди упоминает о манускрипте более ранней эпохи с портретами иранских царей.
К сожалению, все произведения этой первоначальной эпохи иллюстрирования книг в Ираке до нас не дошли, так что мы только по литературным известиям знаем о ведущей начало оттуда школе миниатюры в Каире, процветавшей там в течение всей эпохи Фатимидов. После падения Фатимидов в 1171 году получили преобладание в Египте сунниты, и многие художники перекочевали назад в Багдад, который теперь вновь получил руководящую роль в книжном украшении. На переводы греческих естественно-научных трактатов был особенный спрос. От них, а также и от столь любимых тогда макам Харири и сборников басен, по счастью, дошли до нас характерные образцы. Мы наталкиваемся тут даже на два имени художников: Абдаллы ибн-эль Фадль, иллюстрировавшего в 1222 году «Фармакологию» Диоскорида, и Яхию ибн-Махмуда из г. Вазита, исполнившего в 1237 году миниатюры для одного из списков макам Харири (ныне в Парижской Национальной библиотеке). Весь наличный дошедший до нас материал восточной миниатюры изучен до сих пор еще далеко не в совершенстве. Несомненно, новые находки как на Востоке, так и в тиши западноевропейских коллекций дадут много нового для уяснения тех или иных спорных вопросов классификации или стилистического определения. При современном состоянии знания восточная миниатюра может быть разбита па следующие главнейшие отделы: арабская миниатюра (месопотамская или багдадская школа 13 века), персидская миниатюра (с 13 по 17 век), турецкая миниатюра (15 — 17 века) и индийская миниатюра эпохи великих Моголов. Но прежде чем перейти к детальному изучению, рассмотрим, какие рукописи иллюстрировались и каковы были приемы работы миниатюристов, то есть, остановимся на вопросах, во-первых, о круге сюжетов, а во-вторых, о технике живописи.

Книжная миниатюра Востока

Слово «миниатюра» происходит от латинского minium (красная краска, применявшаяся в оформлении рукописных книг).

Своими корнями искусство миниатюры уходит в глубокую древность. Всюду, где существуют книги, существует и искусство книжной иллюстрации .



Особенности миниатюры

  • Основными видами миниатюры являются: книжная, портретная и лаковая. Книжная миниатюра - выполненные от руки рисунки, цветные иллюстрации, а также другие элементы оформления (инициалы, заставки, концовки и т. д.) в рукописных книгах.
  • Для расцвечивания книги старые мастера обычно пользовались гуашью, акварелью и клеевыми красками.
  • Книжная миниатюра существовала уже в Древнем Египте, а также в античной культуре. В Европе и на Востоке (Индия, Персия) она достигла своего расцвета в средние века;
  • однако появление в Европе в середине XV в. книгопечатания постепенно свело ее на нет.

  • Особое место в искусстве мусульманского мира заняла книжная миниатюра. Поскольку в запретах Корана она не упоминалась, на страницах каллиграфических рукописей мы видим изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, лирические и батальные сцены .

  • Миниатюры XV века, в целом, отличаются от произведений XIV века по технике и манере исполнения. Живописная манера письма, свободный мазок уступают место графической манере. Строго очерченный контур, тонкий, изящный рисунок составляют основу изобразительного языка художника. Цвет приобретает более декоративный характер. Чередование ярких, локальных тонов, их контрастное звучание обогащают колорит, усиливают эмоциональное воздействие миниатюры.


  • В мусульманской Индии миниатюра обретает чувственную объемность, появляется светотень. Характерный для Индии интерес к человеку породил новый жанр в миниатюре - портретный, с острыми психологическими характеристиками.

Миниатюра Востока

  • В первой половине 15 века появилась художественная школа в Герате, столице государства Тимуридов, туда переселяются лучшие художники Тебриза и Шираза. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (кетабханэ), конец - с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Уже в раннем Герате миниатюра отличается мастерством, уверенностью в изображении фигур людей, сложностью композиции.

Особенности миниатюр

  • Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие.


  • В основном, миниатюра выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка.

Камаледдин Бехзад (1450-1535)

  • Одним из самых известных живописцев Гератской школы является Камаледдин Бехзад, творчество которого находилось под влиянием поэзии Джами и Навои. . Камаледдин Бехзад (1450-1535) – персидский миниатюрист, глава Гератской и Тебризской школ миниатюры.
  • В работах Бехзада появляется исключительное внимание к повседневной жизни человека. Картины Бехзада привели искусство миниатюры к его подлинному расцвету.

Бехзад является самым известным из мастеров персидской миниатюры, его называют «Восточным Рафаэлем», но прославился он, как создатель особого изобразительного стиля: геометричного, использующего для передачи смысла суфийскую мистику и символику цвета.

Бехзад рано остался сиротой и был взят на воспитание известным живописцем Мираком Наккашем, возглавлявшим в Герате дворцовую мастерскую по изготовлению художественных рукописных книг (по др. источникам, учителем Б. был Сеид Ахмед Тебризи). Бехзад пользовался покровительством тимуридского визиря Мир Али Шир Навэя. Ему благоволили Хуссейн Бейкар Тимурид и другие эмиры Герата. После падения династии Тимуридов в 1510, он был призван шахом Исмаилом I Сефеви в Тебриз где, как глава шахских художественных мастерских (с 1522 г.) и придворный художник, оказал влияние на развитие живописи сефевидского периода.


  • Он внес новые мотивы в персидскую живопись. Его миниатюры отличает сложность, но не запутанность, красочность, но реалистичность. Оставаясь в рамках условностей средневековой миниатюры (локальность цвета, плоскостность).
  • Камаледдин Бехзад в изображении человека и природы исходил из живых наблюдений, воплощая их с такой силой и убедительностью, какой до него восточная миниатюра не знала, фигуры людей в его работах лишены статичности, он сумел передать естественные и реалистические жесты и позы.
  • Его работы, высоко ценившиеся уже современниками, отличаются тонким выразительным рисунком, богатством цветовой гаммы, живостью поз и жестов изображенных людей; часто композиция разворачивается на двух смежных листах с большим числом персонажей и обилием точно найденных деталей.

Творчество Камаледдина Бехзада

  • Бехзад.

Портрет Шейбани Хана. ок 1507 г.


Камаледдин Бехзад Соблазнение Юсуфа

  • Самые известные работы Бехзада – «Соблазнение Юсуфа» - иллюстрация к «Бустану» Саади (1488), миниатюры к произведениям Низами (1494-95), особенно иллюстрации к поэмам «Лейла и Меджнун» и «Семь красавиц», портреты Султан Хусейна и Шейбани-хана

Творчество Камаледдина Бехзада

  • Камаледдин Бехзад

Беседа ученых в медресе, илл. к "Бустану" Саади


Камаледдин Бехзад Царь Дарий и пастухи, илл. к "Бустану" Саади Камаледдин Бехзад Строительство мечети



Ага Мирек, Тебризская школа Два сефевидских принца

  • В 16 веке поэзия стала чрезвычайно популярна по всей территории Ирана и Средней Азии, что обогатило искусство миниатюры новыми темами. Это было начало бурного развития во всех живописных школах Ирана. Тебризская миниатюра того времени служит примером доведенного до совершенства мастерства в изображении на ограниченном пространстве сложной сцены или пейзажа, например, здания дворца с частью двора перед ним, внутренним садом, фрагментом интерьера. Художники тщательно выписывают архитектурные сооружения, природу. Фигуры людей уже не статичны, а полны движения и более естественны. Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов.

Мохаммад Ширази иллюстрация к "Шахнаме", 16 век

  • Литература Ирана породила большое количество выдающихся произведений, способных вдохновить художников-миниатюристов. В конце 10 в. Фирдоуси создал бессмертную эпическую поэму «Шахнаме» (Книга Царей) - историю страны от сотворения мира до завоевания ее арабами (7в.). В поэме насчитывается около 50 тыс. бейтов (двустиший).

Султан Мухаммад (конец 1470-х-1555)

  • Миниатюрист, глава тебризской школы миниатюры. Ученик Ага Мирека. Работал в шахской библиотеке и занимался художественным воспитанием шаха Тахмаспа I. Произведения Султана Мухаммада – иллюстрации к «Дивану» Хафиза, конец «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами, отдельные миниатюры – отличаются динамичностью и изысканной гармонией композиции, тончайшей декоративностью колорита, чертами реалистичной выразительности в трактовке пейзажа, поз и жестов людей и животных. Исполнял также многочисленные портретные миниатюры, эскизы ковров с изображением сцен охоты, занимался ювелирным делом.

"Мирадж" (Вознесение Пророка Мухаммада)


Реза Аббаси (1587-1629)

  • Реза Аббаси (1587-1629) – уникальный художник, ведущий художник Исфаганской школы живописи, мастер виртуозного искусства, сын придворного живописца Кали Ашгара и ученик известного Мусина. Получив художественное образование в мастерской отца, Аббаси еще в молодости был принят ко двору шаха Аббаса I. Исполнял жанровые сценки и портреты (в т. ч. пастухов, крестьян), редко - иллюстрации. Его миниатюры изображают как знатных придворных и изнеженных женоподобных юношей, "стройных, как кипарис", так и крестьян и пастухов, в импрессионистской манере, свойственной придворной живописи Сефевидов.

Реза Аббаси Портрет старика Реза Аббаси Женщина в покрывале


Реза Аббаси Сидящий юноша Грузинский пастух

§15. 3 Искусство книжной миниатюры Востока

Книжная миниатюра Востока – одно из замечательных явлений в изобразительном искусстве народов мира. Наивысшего расцвета она достигла в XIV – XVI столетиях в таких странах, как Иран, Ирак, Афганистан, Азербайджан, Турция и Индия.

В мусульманском обществе к книге всегда было особое отношение, ее воспринимали и ценили как святыню и драгоценность. Книги переписывали от руки писцы-каллиграфы, в их оформлении принимали участие художники-миниатюристы. В них восхищало все: богатство переплета, тонкость лощеной бумаги, изящество почерка, яркая нарядность и красочность миниатюры. Стоила такая книга очень дорого, так что позволить ее приобрести могли очень состоятельные люди, приближенные к царскому двору. Художники пользовались большим уважением и почетом. Очень часто они одновременно выполняли роль придворных историков и сопровождали султана во время военных походов.

Искусство создания книжной миниатюры – сложный и творческий процесс, требующий от художника особых навыков и мастерства.

Сначала мастер должен был тщательно разгладить бумагу, вылощить ее и только после этого нанести рисунок. Затем он расписывал красками, разведенными на яичном желтке.

Прелесть миниатюры заключалась в тончайшем рисунке, многокрасочности и яркой насыщенности цвета, в выразительности движений фигур, в изысканной простоте и чёткости прорисовки пейзажа и архитектурных сооружений.

Искусство книжной миниатюры условно и декоративно. В ней отсутствует светотень, она не знает перспективы. Изображение человека передается плоскостно, более чётко прорисовываются силуэты крупных фигур. Художники не стремились к передаче душевного состояния действующих лиц, взаимодействие между ними осуществляется с помощью жестов, строго закрепленных каноном. Люди, подобно цветам, любовно разбросаны по пестрому ковру страницы книги.

Как и в искусстве поэзии, в миниатюре применялся прием повторения излюбленных сюжетов, традиционных для средневекового творчества.

Мир восточной миниатюры – это органическое слияние реальности, вымысла и символики. Ее образы праздничны, полны радости и очарования жизни. В миниатюрах воспета красота прекрасных, благоухающих цветов на лужайке, ароматы садов с экзотическими фруктами, золотое или ярко-синее небо с бегущими по нему белыми облачками. Среди желтых, розовых и пурпурных гор с растущими на них стройными кипарисами и пальмами, извиваются серебристые реки. Эту райскую страну населяют птицы в красочном оперении. Особенно красива весна – время, когда вновь пробуждается к жизни природа.

Излюбленными сюжетами восточной книжной миниатюры являются исторические легенды и народные сказания, сцены пышных царских приемов, пиров, охоты, сражений, портреты правителей на троне или на коне.

Крупнейшим центром искусства миниатюры был афганский город Герат, где находилась уникальная библиотека-мастерская со множеством манускриптов(рукописных книг). Самым известным художником был К. Бехзад(1450-е – 1530-е), создавший утонченный декоративный язык миниатюрной живописи. Мягкий и звучный колорит его произведений, виртуозное мастерство композиций, красота и музыкальность линий, глубокое проникновение в духовный мир отличают творческую манеру художника. Современники говорили, что его талантливая кисть не знает себе равных на Востоке.

Особую славу ему принесли миниатюрные портреты правителей. На одном из них представлен основатель узбекского государства Шейбани-хан (ок. 1507), подчинивший своей власти и Герат. В этом портрете особенно проявился талант Бехзада – блистательного рисовальщика, колориста и тонкого психолога. Весь лист миниатюры занимает крупная фигура хана, уверенно сидящего, скрестив ноги, на красном ковре на черной диванной подушке. Он запечатлен в неподвижной и величественной позе, исполненной силы и могущества. Его лицо спокойно, губы плотно сжаты, он внимательно и пристально смотрит куда-то вдаль. Перед ним на полу разложены чернильница, книга, перо и прочие атрибуты правителя, покровительствующего наукам и искусству. Возвеличиванию властелина служат и две каллиграфические надписи– единственные украшения портрета.

И тем не менее в портрете угадывается жестокий и властолюбивый хан, разграбивший и покоривший родной город художника. Декоративно-цветовая гамма и особая композиция позволяют избежать прямой и откровенной характеристики персонажа, вряд ли вызывающего почтение и уважение автора этой миниатюры.

Задание для самостоятельной работы: 1. Расскажите о характерных особенностях книжной миниатюры Востока. Что особенно привлекает вас в произведениях художников-миниатюристов? 2. Опишите подробнее одно из известных вам произведений.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область