Органы государственной власти. Государство и власть в российской федерации Презентация структура государственной власти рф

ВОПРОСЫ:

1.
2.
3.
4.
Понятие органа государственной власти
Признаки органа государственной власти
Классификация органов государственной власти
Принципы организации и деятельности органов
государственной власти
5. Система органов государственной власти
современной России
6. Отличие органа государственной власти от
органа местного самоуправления

Основные акты:

1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 06.10.1999г. (ред. от 13.07.2015) N 184ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации»
(далее по тексту – ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ)
3. Федеральный закон от 06.10.2003г. (ред. от 29.06.2015г.) N
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту –
ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ)
4. Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.1997 N 55-О
«О прекращении производства по делу о проверке
конституционности Указа Президента Российской Федерации
от 2 октября 1996 г. N 1412 «Об утверждении Положения об
Администрации Президента Российской Федерации»
тема: органы государственной власти

Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум и свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы мест

Народ осуществляет свою власть
непосредственно (референдум и свободные
выборы), а также через органы
государственной власти и органы
местного самоуправления

В Конституции РФ используются следующие понятия:

1. Государственные учреждения (п.1 ст.41; п.2
ст.68)
2. Государственные органы (ст.33; п.п. «в» п.3
ст.125)
3. Органы государственной власти (п.2 ст.3; п.2, 3
ст.11; п.1 ст.77)
4. Органы законодательной, исполнительной и
судебной власти (ст.10; ст.78)
данные термины не тождественны и имеют ряд различий
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культ

Учреждением признается унитарная
некоммерческая организация, созданная
собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных или иных
функций некоммерческого характера
(правовой статус госучреждений регламентируется
гражданским законодательством – §7 п.2 ст.123.22
Гражданского кодекса РФ часть 1)
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Государственный орган – это обособленная часть механизма государства, предназначенная для выполнения от имени государства его функций, о

Государственный орган – это
обособленная часть механизма
государства, предназначенная для
выполнения от имени государства его
функций, определенным образом
организованная, действующая в рамках
установленной правом концепции
государственно-властных полномочий
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Орган государственной власти – это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необ

Орган государственной власти – это часть
государственного аппарата, наделенная
властными полномочиями, определенной
компетенцией и необходимыми
средствами для осуществления задач,
стоящих перед государством на
конкретном участке государственного
руководства обществом
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти – это частный случай термина орган государственной власти, в котором особо подч

Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти
– это частный случай термина орган
государственной власти, в котором
особо подчеркивается принцип
разделения властей, лежащий в
основе построения
государственного аппарата
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Различие терминов государственный орган и орган государственной власти лежит в плоскости властных полномочий. Государственные органы не

Различие терминов
государственный орган и орган
государственной власти лежит в
плоскости властных полномочий.
Государственные органы не
обладают правом принятия
правовых актов внешнего действия
(например, Президент РФ – это орган
государственной власти, а Администрация
Президента РФ – это государственный орган)
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Наиболее общим термином является термин «орган государства» Орган государства = государственные органы + органы государственной власти ф

Наиболее общим термином является термин
«орган государства»
Орган государства = государственные
органы + органы государственной
власти
формула:
каждый орган государственной власти является
органом государства, но не каждый орган
государства является органом государственной
власти
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Признак органа государственной власти – это внутреннее свойство, характерное для данного конституционно-правового института

Вся совокупность признаков органов
государственной власти делится на:
1. Основные или обязательные
2. Дополнительные или факультативные

Основные признаки органа государственной власти:

1. Особый порядок образования или
формирования
2. Государственно-властные
полномочия
3. Особый порядок деятельности
тема: органы государственной власти Вопрос №2

Выделяют следующие способы образования или формирования органов государственной власти:

1. Непосредственное избрание народом
(Государственная Дума, Президент РФ, Главы субъектов РФ)
2. Назначение на должность (Правительство РФ,
Коллегия Администрации Кемеровской области)
3. Назначение на должность путем голосования
(судьи Конституционного Суда РФ)
4. Формирование на основе сочетания принципов
выборности и назначения (Совет Федерации)
тема: органы государственной власти Вопрос №2

Государственно-властные полномочия = компетенция + предметы ведения компетенция – это закрепленные в правовых нормах, права и обязанности

органа
государственной власти, позволяющие выступать
от имени государства и издавать обязательные
веления
предмет ведения – это сфера деятельности органа
государственной власти, в которой он
осуществляет определенные управленческие
функции применительно к объектам управления
тема: органы государственной власти Вопрос №2

1. В Конституции РФ исчерпывающим образом определены полномочия Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, Конституционного С

1. В Конституции РФ исчерпывающим образом
определены полномочия Президента РФ,
Государственной Думы, Совета Федерации,
Конституционного Суда РФ
2. Полномочия других органов государственной
власти в Конституции РФ определяются самым
широким образом, а в деталях регламентируются
специальными законами (исключения: Прокуратура
РФ, Центральная избирательная комиссия,
Следственный Комитет РФ)
3. Властные полномочия органов государственной
власти субъектов РФ закреплены в ФЗ от 06.10.1999г.
№184-ФЗ и детализируются в актах субъекта РФ
тема: органы государственной власти Вопрос №2

Особый порядок деятельности:

1. Отступить от установленного порядка орган
государственной власти не вправе
2. Степень правовой регламентации процедуры
деятельности органа государственной различна:
Она более высока для законодательных и судебных
органов государственной власти, органов
государственной власти с особым статусом
Порядок деятельности Президента РФ и органов
исполнительной власти регламентируется наименее
четко. Эти органы государственной власти
осуществляют свою деятельность, не выходя за рамки
общих принципов
тема: органы государственной власти Вопрос №2

Дополнительные признаки органа государственной власти:

1. Внутренняя структура органа государственной власти –
2. Наделение органа государственной власти частью
единого фонда государственной собственности
3. Каждый орган государственной власти осуществляет
задачи и функции государства
4. Возможность принятия в процессе деятельности
органа государственной власти присущих ему
юридических актов
5. Каждый орган государственной власти является
составной частью единой системы органов
государственной власти России
тема: органы государственной власти Вопрос №2

1. В зависимости от территориальной сферы
деятельности, обусловленной формой
государственного устройства:
Федеральные органы государственной власти (Президент
РФ, Правительство РФ, Парламент РФ)
Органы государственной власти субъектов РФ (Коллегия
Администрации Кемеровской области, Совет народных

2. По способу волеизъявления и принятия
решений:
Коллегиальные (Правительство РФ, ЦИК)
Единоначальные (Президент РФ, Министерства)

Классификации органов государственной власти:

3. По людскому составу:
Единоличные (Президент РФ, Уполномоченный по
правам человека РФ)
Коллективные (Правительство РФ, ЦИК, Парламент РФ)
4. По способу формирования:
Выборные (Государственная Дума, Совет народных
депутатов Кемеровской области)
Назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ)
Назначаемые в распорядительном порядке
(Министерства)
Смешанные (ЦИК, Совет Федерации)
тема: органы государственной власти Вопрос №3

Классификации органов государственной власти:

5. По объему компетенции органов государственной
власти:
Органы общей компетенции (Президент РФ, Государственная
Дума)
Органы специальной компетенции (Министерства, Счетная
палата РФ)
6. По характеру выполняемых задач и исполняемых
функций
:
Законодательные (Парламент РФ)
Исполнительные (Правительство РФ)
Судебные (Конституционный Суд РФ)
Контрольные (Счетная Палата)
Глава государства (Президент РФ)
Избирательные (ЦИК)
Надзорные (Прокуратура РФ)
тема: органы государственной власти Вопрос №3

Принципы организации и деятельности органов государственной власти - это основополагающие начала в соответствии с которыми формируются и

функционируют органы государственной власти
1. Народовластие (п.п.1,3 ст.3 Конституции РФ) –
2. Суверенность государственной власти (п.4 ст.3
Конституции РФ)
3. Единство государственной власти (п.3 ст.5
Конституции РФ)
4. Разграничение предметов ведения и полномочий
между органами госвласти РФ и субъектов РФ
(п.п.1,3 ст.3, ст. ст. 71,72,73 Конституции РФ)
5. Приоритет прав и свобод человека и гражданина
(ст.2, ст.18 Конституции РФ)
6. Законность (п.п.2,3 ст.15, ст.76 Конституции РФ)

Принципы организации и деятельности органов государственной власти:

7. Участие граждан в формировании и деятельности
органов госвласти (п.2 ст.3, ст.32 Конституции РФ)
8. Гласность (п.2 ст.24 Конституции РФ)
9. Разделение властей (ст.ст.10, 11 Конституции РФ)
10.Деидеологизация (п.2 ст. 13 Конституции РФ)
11.Светскость (ст. 14 Конституции РФ)
тема: органы государственной власти Вопрос №4

Органы государственной власти не существуют разрознено, они представляют собой целостную систему, состоящую из множества элементов Систе

Органы государственной власти не существуют
разрознено, они представляют собой целостную
систему, состоящую из множества элементов
Система органов государственной
власти – это обусловленная
функциями государства и
национальными традициями
совокупность органов
государственной власти и их
подразделение на отдельные виды

Система органов госвласти современной России обусловлена двумя базовыми принципами:

1. Принцип разделения властей, который
позволяет делить органы госвласти погоризонтали (законодательные,
исполнительные, судебные, глава
государства, органы госвласти с особым
статусом)
2. Принцип федерализма, который позволяет
делить органы госвласти по-вертикали
(федеральные органы госвласти и органы
госвласти субъектов РФ)
тема: органы государственной власти Вопрос №5

Система федеральных органов государственной власти России:

1. Глава государства – Президент РФ
2. Законодательная власть – Федеральное Собрание –
3.
4.
Парламент РФ (Совет Федерации + Государственная Дума)
Исполнительная власть – Правительство РФ,
Министерства, Федеральные службы, Федеральные
агентства
Судебная власть – Конституционный Суд РФ,
федеральные суды общей юрисдикции и федеральные
арбитражные суды во главе с Верховным Судом РФ
5. Органы государственной власти с особым
статусом – Уполномоченный по правам человека в РФ,
ЦИК, Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ,
Центральный Банк России, Счетная палата РФ
тема: органы государственной власти Вопрос №5

Система органов государственной власти субъектов РФ:

1. Законодательная власть – законодательный
2.
3.
(представительный) орган субъекта РФ
Исполнительная власть – высший исполнительный
орган государственной власти субъекта РФ во главе с
высшим должностным лицом субъекта РФ;
исполнительные органы государственной власти
субъектов РФ
Судебная власть – Конституционные (уставные)
суды субъектов РФ, мировые судьи
4. Органы государственной власти с особым
статусом – Уполномоченный по правам в субъекте РФ,
Избирательная комиссия субъекта РФ, контрольносчетные органы субъектов РФ
тема: органы государственной власти Вопрос №5

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

тема: органы государственной власти Вопрос №6

Различия между органами государственной власти и органами местного самоуправления являются нормативными, т.е. они могут быть обнаружены т

Различия между органами
государственной власти и органами
местного самоуправления являются
нормативными, т.е. они могут быть
обнаружены только при анализе
действующих правовых норм

1. Правовой статус ОМС регламентируется
специальным актом ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ.
Правовой статус органов государственной власти
регламентируется Конституцией РФ (Президент РФ),
ФКЗ (Правительство РФ), ФЗ (Счетная палата РФ),
Указами Президента РФ (Министерства)
2. ОМС – это избираемые непосредственно
населением и (или) образуемые представительным
органом муниципального образования органы,
наделенные собственными полномочиями по
решению вопросов местного значения (п.1 ст.2 ФЗ
от 06.10.2003г. №131-ФЗ). Определение органа
государственной власти связано с государственным
аппаратом и не содержится в правовых нормах
тема: органы государственной власти Вопрос №6

Отличие органа государственной власти от органа местного самоуправления (ОМС):

3. ОМС обладают специфической компетенцией,
содержание которой определено кругом вопросов
местного значения («местные дела»). Вопросы местного
значения определены в главе 3 ФЗ от 06.10.2003г. №131ФЗ. Перечень государственных вопросов вытекает из
ст.ст. 71,72 и 73 Конституции РФ
4. Структура ОМС определяется населением
самостоятельно (п.1 ст.131 Конституции РФ). ОМС
формируются населением соответствующей
территориальной единицы и осуществляют свои
полномочия только в рамках этой территории.
Структура, состав участников и способы
формирования органов государственной власти более
сложный
тема: органы государственной власти Вопрос №6

Отличие органа государственной власти от органа местного самоуправления (ОМС):

5. ОМС напрямую не подчиняются федеральным
органам государственной власти. Однако они
руководствуются и соблюдают законы и иные
нормативно-правовые акты органов
государственной власти (п.1 ст.15 Конституции РФ).
6. ОМС могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей
необходимых для их реализации материальных и
финансовых средств (п.2 ст. 132 Конституции РФ).
Реализация переданных полномочий
подконтрольна государству.
тема: органы государственной власти Вопрос №6

Отличие органа государственной власти от органа местного самоуправления (ОМС):

7. В соответствии со ст.4 п.10 ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан РФ» от 12.06.2002г. №67-ФЗ - на основании
международных договоров Российской Федерации и в
порядке, установленном законом, иностранные
граждане, постоянно проживающие на территории
соответствующего муниципального образования, имеют
право избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления, участвовать в иных избирательных
действиях на указанных выборах, а также участвовать в
местном референдуме на тех же условиях, что и
граждане Российской Федерации. Избирательными
правами на выборах в органы государственной власти
иностранные граждане не обладают избирательными
правами ни при каких условиях.
тема: органы государственной власти Вопрос №6

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Конституция РФ Конституция РФ ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П"По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края« (о неприкосновенности депутатов ЗАКС. Не требуется согласие ЗАКС на привлечение к ответственности). Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 37-О"Об отказе в принятии ходатайства Законодательного Собрания Санкт-Петербурга об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года по делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации« (о согласии ЗАКС на лишение неприкосновенности до принятия Постановления от 12.04.2002. Указано, что прокурор субъекта должен вносить запрос в ЗАКС, тот может отказать, но это решение можно обжаловать в суде). Постановление КС РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея» (подтверждено право роспуска ЗАКС, отрешать ВДЛ, временно отстранять его от должности) Постановление КС от 18 января 1996 года N 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края (о выборах ВДЛ непосредственно населением субъекта РФ) Постановление КС РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» (о представлении кандидатур на пост ВДЛ в ЗАКС)

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. (ст. 13) Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. (ст. 13) Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П"По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края"

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда: Описание слайда:

Законом субъекта, регулирующим отзыв ВДЛ должны предусматриваться основания и процедура Законом субъекта, регулирующим отзыв ВДЛ должны предусматриваться основания и процедура Основания отзыва: (1) нарушение законодательства РФ и (или) субъекта, факт совершения которого установлен судом; (2) неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение своих обязанностей, установленное судом. Обратиться в суд с заявлением об установлении этих фактов вправе политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, а также группа граждан в количестве не менее 100 человек, проживающих на территории субъекта и обладающих активным избирательным правом на выборах ВДЛ. Процедура отзыва должна обеспечивать возможность проведения агитации за и против его отзыва, проводится по инициативе граждан, проживающих на территории субъекта обладающих активным избирательным правом на выборах ВДЛ, в порядке, установленном для проведения референдума субъекта РФ. Инициатива проведения голосования может быть выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в должность В поддержку инициативы собираются подписи избирателей, количество которых определяется законом субъекта и должно составлять не менее ¼ от числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта. Не более чем через 15 дней комиссия должна принять решение по документам, а ЗАКС не более чем через 15 дней должно назначить голосование или отказать. Голосование проводится не позднее 60 дней со дня принятия ЗАКСом решения о назначении голосования по отзыву. Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования по отзыву

Слайд 26

Описание слайда:

ИОГВ) субъекта РФ – главы субъекта РФ

Губернаторы, президенты, главы администраций – наименования разные Путаница: м.б. глава субъекта и при нем руководитель высшего ИОГВ Наделяется полномочиями (лукавый эвфемизм) ЗАКС по представлению Президента РФ не более чем на 5 лет Если ЗАКС против, кандидатура вносится повторно Если и второй раз против назначается ВРИО главы субъекта не более чем на 6 месяцев Президент проводит консультации, после которых он вновь вносит кандидатуру либо вновь (?!) назначает ВРИО главы В соответствии со статьей о досрочном прекращении полномочий ЗАКС иное: Президент вправе распустить ЗАКС через месяц после консультаций Если не распустил, вносит третий раз. И если опять принято решение об отклонении или не принято никакого решения, Президент опять же вправе распустить ЗАКС. Регулирование с юридической т. зрения – ужасное. (Будет засчитано как реферат полная схема назначения главы с указанием на противоречия в ней) Глава субъекта РФ не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности РФ и должности государственной службы, а также выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

Слайд 2

План урока

  1. Законодательные органы государственной власти
  • Слайд 3

    Понятие государственных органов в РФ

    Органы государственной власти предназначены для управления государством на разных уровнях.
    Органы государственной власти (Государственный орган) – это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру и, определенные законом, полномочия властного характера.

    Слайд 4

    Признаки государственных органов

  • Слайд 5

    Классификация государственных органов

    1. По порядку их создания и характеру выполняемых задач

    Слайд 6

    1. В зависимости от территориальной сферы деятельности.

    Слайд 7

    3. По порядку осуществления компетенции.

    Слайд 8

    Исполнительные органы государственной власти

    Президент РФ

    Слайд 9

    Президент РФ – высшая государственная должность.Президент России является главой государства, гарантом Конституции России, гарантом прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным главнокомандующим вооруженными силами в РФ.

    Штандарт Президента

    Президент РФ- Медведев Дмитрий Анатольевич

    Слайд 10


    Президент Российской Федерации избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и
    прямого избирательного права при тайном голосовании
    Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать -должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

    Слайд 11

    Порядок избрания и вступления в должность
    Изначально (в 1991 году) президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Б. Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, со следующих выборов президент будет избираться на шестилетний срок.

    Слайд 12

    Полномочия Президента РФ
    Назначает, с одобрения Государственной Думы, председателя правительства РФ;
    Принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
    Представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя ЦБ; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
    По предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

    Слайд 13

    Полномочия Президента РФ
    Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;
    Распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных конституцией;
    Назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
    Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

    Слайд 14

    Исполнительные органы государственной власти.

    Полномочия Президента РФ
    9. Вносит законопроекты в Государственную думу;
    10. Подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.;

    Слайд 15

    Исполнительные органы государственной власти

    ИМПИЧМЕНТ
    (англ. impeachment - обвинение, от лат. impedivi - «воспрепятствовал, пресёк»)
    Отрешение Президента от должности производит Совет Федерации 2/3 голосов по представлению Государственной думы.
    В России процедура импичмента инициировалась трижды, один раз - согласно действующей Конституции. Во всех случаях объектом становился первый президент - Борис Ельцин.
    Согласно ст. 92 Конституции Российской Федерации, если президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ - исполняющий обязанности Президента Российской Федерации.

    Слайд 16

    Правительство Российской Федерации -
    высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в РФ.
    Состав правительства:
    Председатель Правительства Российской Федерации.
    Заместители Председателя Правительства Российской Федерации.
    Федеральные министры.

    Слайд 17

    Виды правительств.
    Коалиционное
    (входят представители двух и более партий)
    Однопартийное
    (входят представители только одной партии)

    Слайд 18

    Задачи Правительства РФ
    Основная задача правительства - проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным
    органом государства (Парламентом).
    Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон.
    -Разрабатывать федеральный бюджет
    Управлять федеральной собственностью
    Осуществлять меры по обеспечению обороны страны

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

    Подзаголовок


    • центральные,
    • региональные
    • местные.

    В Российской Федерации к основным центральным органам власти относятся:

    Глава государства - Президент Российской Федерации

    • гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
    • он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
    • определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
    • представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене.

    Президент РФ

    Президент РФ - высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховный главнокомандующий.

    Кандидат на должность президента РФ: гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

    Полномочия: назначает с одобрения Гос. Думы председателя Правительства РФ; предоставляет кандидатуру на должность председателя ЦБ, судей, ген. прокурора, назначает выборы в Гос. Думу и роспуск её, подписывает и обнародует ФЗ, представляет Россию на международной арене.


    Федеральный законодательный орган - Федеральное собрание РФ

    Основная деятельность органов законодательной власти – принятие законов и формирование других государственных органов (назначение должностных лиц).


    Парламент

    К представительным (законодательным) органам государственной власти относятся: парламент –

    Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации.

    Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.


    Федеральное Собрание

    Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации – состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

    Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

    В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации:

    по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

    Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе.


    Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, согласно которой избранными считаются депутаты, получившие наибольшее число голосов по округу.

    Другая половина депутатов избирается в федеральном избирательном округе, охватывающем всю территорию Российской Федерации, по системе пропорционального представительства,

    согласно которой каждое избирательное объединение получает число депутатских мандатов пропорционально числу голосов, поданных за федеральный список кандидатов этого объединения.


    К ведению Совета Федерации относятся:

    • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
    • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
    • в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
    • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
    • д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
    • е) отрешение от должности Президента Российской Федерации;
    • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
    • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора Российской Федерации;
    • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

    К ведению Государственной Думы относятся:

    а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

    б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

    в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации;

    г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

    д) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    е) объявление амнистии;

    ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.


    Правительство РФ

    Правительство РФ - это высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением. Основная задача правительства - проводить в жизнь законы, принятые Федеральным собранием РФ (парламентом).

    Правительство состоит из министров и возглавляется премьер-министром.

    Как высший орган исполнительной властью правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан.

    Структура правительства - это министерства, департаменты, ведомства, федеральные службы и т. д.


    Правительство - Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства

    • Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
    • К органам исполнительной власти также относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    • В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает Председателя (с согласия Государственной Думы) и членов Правительства,
    • принимает решение о его отставке, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.
    • Правительство Российской Федерации исполняет и проводит в жизнь федеральные законы.

    а) разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

    представляет в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета;

    б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

    в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;


    Правительство Российской Федерации:

    г) осуществляет управление федеральной собственностью;

    д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

    е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.


    Судебные органы - Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

    К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Федерации.


    1. Осуществление правосудия только судом. Осуществление правосудия только судом означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, которые могут рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

    2. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

    правовые гарантии независимости судей:

    преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

    освобождение судей от обязанностей отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

    особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.


    3. Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом

    4. Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей – одна из наиболее существенных гарантий независимости судебной власти.

    5. Разбирательство дел во всех судах открытое. Конституция Российской Федерации устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Также не допускается заочное разбирательство уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.


    • 6. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
    • 7. Право граждан участвовать в осуществлении правосудия.
    • 8. В соответствии с Конституцией Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и
    • В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

    Прокуратура

    • Прокуратура Российской Федерации осуществляет:
    • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами
    • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,
    • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • надзор за исполнением законов судебными приставами;