Оформление "прирезок" к земельным участкам: новые возможности. Присоединение земельного участка из муниципальной собственности, личный опыт

Перераспределение земельных участков - это новый упрощенный порядок, который позволяет прирезать к имеющимся в собственности участкам смежные, что очень удобно для садоводов и огородников, земля которых располагается на границе с муниципальными участками.

Новый закон

По новому федеральному закону от июня 2014 года граждане и организации имеют право на перераспределение земельных участков. Попросту - это возможность прирезать к своей земле еще участок. Его можно использовать не только как приусадебный, но и для постройки дачного дома.

В Земельный кодекс были внесены дополнительные поправки и новая глава, в которой идет речь о перераспределении земель. Главным условием должна быть подходящая категория нужного земельного участка. Если это территории специального назначения или особо охраняемые зоны, то рассчитывать на положительное решение нельзя. Проверить категорию можно на публичной кадастровой карте.

Для этого необходимо пройти упрощенную регистрацию на сайте Росреестра. Если вы с этим справились, то без труда найдете бесплатный сервис, который позволит узнать краткую информацию:

  • собственника земли;
  • кадастровую стоимость;
  • категорию земель.

Запрос на кадастровой карте можно сделать при помощи введения координат участка либо его кадастрового номера. В последнем случае не понадобится даже адрес, поскольку кадастровый номер имеет уникальное значение.

Что такое «прирезки»

С начала 2017 года в Земельный кодекс были внесены еще несколько поправок, которые касаются перераспределения земель. Большинство из тех, кто обращается с подобным заявлением, желают «прирезать» к своему участку часть муниципальной земли. Эти переходящие в частную собственность территории и называют «прирезками».

Эта узаконенная процедура позволяет увеличить площадь своего участка. Фактически были узаконены самовольные захваты смежных участков некоторыми дачниками. Но есть и другие причины, по которым может возникнуть такая необходимость.

Если участок имеет неровную форму, то у собственника может возникнуть желание изменить ее при помощи процедуры перераспределения. Перед тем, как решиться на этот шаг, проверим:

  1. Проведено ли межевание, стоит ли на кадастровом учете ваш участок. Если нет, то эту процедуру придется выполнить.
  2. Потенциально образуемый участок не должен выходить за границу поселения.
  3. Будущий участок не должен оказаться за «красной линией».

Кроме этого, нужно проверить имеющиеся ограничения по площади прирезаемых территорий. Перераспределение земельных участков связано с утратой бывших и появлением новых участков на одной и той же территории. Участки должны иметь общую границу.

Для того, чтобы выполнить эту процедуру, нужно, чтобы были соблюдены следующие условия:

  • земельные участки должны быть смежными, то есть соприкасающиеся хотя бы одной стороной;
  • эти участки не должны находиться под санкциями или арестом;
  • о перераспределении должна быть предварительная устная договоренность между владельцами;
  • необходимо подготовить документы;
  • заявление на процедуру перераспределения нужно подать в местное отделение Росреестра;
  • необходимо пригласить кадастрового инженера для проведения необходимых работ.

Заключение договора

Для того, чтобы заключить письменный договор о перераспределении земли, необходимо обратиться в орган, в собственности которого находится земельный участок. Срок рассмотрения заявления - не больше месяца.

В это время местная администрация выполнит ряд мероприятий:

  • представители администрации при положительном решении утверждают план расположения участка;
  • решение об утверждении плана направляется заявителю.

В случае отказа, его причины указываются в письменном виде. При согласии заявитель обязан поставить полученный участок на кадастровый учет и выполнить на нем все необходимые межевые работы за свой счет.

Стоимость прирезаемого участка зависит от его кадастровой стоимости. Он составит:

  • 15% в том случае, когда площадь не превышает нормативы;
  • полную кадастровую стоимость, когда площадь превысит норматив более, чем на 10%.

Получив кадастровый паспорт, владелец и администрация должны подписать соглашение, предметом которого станет перераспределение участков.

На видео о перераспределении земельных участков

Благодаря Земельной реформе оформление дополнительных участков при помощи процедуры перераспределения стало вполне реальным. Большим плюсом является низкая цена таких «прирезков».

В 2014 году в земельном законодательстве нашего государства произошли значительные изменения. Они позволяют владельцам участков земли, полученных под различные цели, увеличить их путем присоединения дополнительной территории. При этом данная не предусматривает уплату различных штрафов, и дополнительных средств. Сколько соток можно присоединить к своему земельному участку, читайте в данной статье.

Перераспределение получило название прирезка

В 2014 году был принят новый Федеральный нормативный акт, который внес некоторые изменения в Земельный кодекс. Согласно ему физические лица, что являются собственниками земли, получили право увеличить их в размерах, перераспределив земельные участки.

На практике перераспределение получило название прирезка. То есть под прирезкой подразумевается возможность физического лица, у которого в собственности есть участок, увеличить его размеры путем присоединения к нему дополнительной земли, которая располагается рядом (граничит с ним).

Прирезка требует определенной процедуры и сбора необходимых документов, о которых будет рассказано ниже. Окончанием ее является подписание с органом муниципалитета специального соглашения (о котором будет рассказано ниже).

Нужно запомнить, что прирезка — это не дачная амнистия. В первом случае человек может увеличить свой надел за счет свободной земли, которая граничит с его участком. Во втором случае гражданину дается , минуя штрафы, узаконить территорию, которая была захвачена без каких-либо документов (так называемый самозахват земли).

Земли, которые не могут быть присоединены

Несмотря на такую возможность, не вся территория попадает под прирезку. Вызвано это различными факторами, которые прописаны в специальном законодательстве.
Действующее законодательство дает ограничения на участки, которые не могут быть прирезаны:

  • территория, которая относится к красным линиям, находится на берегу рек, водоемов, морей;
  • земельные участки, целевое назначение которых не совпадает с участком гражданина (например, он получил землю для индивидуального строительства, а территория, находящаяся рядом, относится к сельскохозяйственным угодьям);
  • если территория относится к заповедникам либо землям, в недрах которых имеются полезные ископаемые;
  • прирезаемый участок не должен выходить за пределы населенного пункта;
  • участок не должен принадлежать другому собственнику, который в установленном порядке оформил на него собственности или пользования (аренды).

Нужно запомнить, что целевое назначение земли можно всегда поменять. Для этого существует специальная процедура, установленная Земельным кодексом. Но это дополнительные расходы при оформлении прирезки.

Порядок оформления прирезки

Несмотря на такую законодательную возможность, перераспределение земельного участка (прирезка) проходит по определенной процедуре, невыполнение которой может повлечь за собой наложении штрафа.

Для оформления прирезки необходимо пользоваться следующим алгоритмом:

  1. Для начала необходимо узнать принадлежность земли, которая находится по соседству. Закон запрещает делать прирезку той территории, которая на правах собственности принадлежит юридическим лицам, государственным предприятиям. То есть она должна принадлежать муниципалитету. Это можно сделать путем подачи письменного запроса в геокадастр или изучения онлайн карты земельных участков. Кроме этого бывают ситуации, когда территория принадлежит другому собственнику (физическому лицу) или находится в его пользовании.
  2. Далее необходимо получить выписку из специального единого государственного реестра на этот участок (в ней должно быть указано, что земля является собственностью муниципалитета). Если такой информации в реестре нет, гражданин должен обратиться в геокадастровую службу, и органы муниципалитета, чтобы получить разрешение на проведение межевания и изготовления кадастровой документации (паспорта участка).
  3. Следующий шаг — подготовка правоустанавливающих документов на свою (земельный участок). Это может быть купля-продажа, вступление в наследство, дарение. Нужно запомнить, что сделать прирезку имеют право те граждане, у которых участок находится в собственности, а не в пользовании.
  4. После этого гражданин обязан найти проект по межеванию территории, на которой располагается его земля и смежный участок. Бывают ситуации, при которых такая документация не выполнена. Расстраиваться не нужно, выход есть. Нужно получить специальный документ, а именно схему по расположению будущего участка земли на кадастровом плане данной территории. Эта схема или план обязательно имеются в геокадастре, если территория видна на онлайн кадастровой карте населенного пункта.
  5. После сбора всех этих документов гражданин обязан написать специальное заявление, к которому приложить все вышеперечисленные документы в муниципальный орган, который занимается оформлением земли.
  6. Приложить квитанцию об оплате государственных услуг за оформление документов.
  7. После этого происходит оформление кадастровой документации и межевание для определения границ прирезки.
  8. Окончанием оформления прирезки является подписание с уполномоченным органом муниципалитета специального договора, который и дает право гражданину провести земли в свою собственность. На основании его и будет проходить регистрация земли в государственном реестре.

Нужно запомнить, что Федеральные нормативные законодательные акты дают право каждому региону и муниципалитету устанавливать свои цены на услуги по оформлению прирезки.

Стоимость решения вопроса прирезки земли

Данная процедура не является полностью бесплатной

Как было указано выше, данная процедура не является полностью бесплатной. Поэтому поговорим о стоимости прирезки. Если участок относится к землям Федеральной собственности, то лицо, делающее прирезку должно оплатить 15% его кадастровой стоимости.

Но это правило распространяется в том случае, если присоединяемая территория по своей площади не превышает размер в 10% от участка земли, к которой она присоединяется. При превышении размера в 10%, гражданин должен будет заплатить полную кадастровую стоимость земли.

Ее сумму можно узнать из кадастровой документации, а имена паспорта на участок. Следующая ситуация касается случаев, когда участки находятся в государственной собственности, либо не разграничены (нет их кадастровой стоимости). Такие ситуации встречаются часто.

В такой ситуации закон говорит о том, что нормативную земли определяют органы муниципалитета. То есть фактически в каждом регионе устанавливается своя цена.
Последнее, на что нужно обратить внимание, — момент, что закон не предусматривает возможности оплаты частями или в рассрочку. Из этого следует, что оформление данной процедуры начнется только тогда, когда будет оплачена полная стоимость участка.

Последствия прирезки

Полное оформление прирезки также обязывает гражданина провести обязательное оформление участка, после которого он получает его в свою собственность. Для начала физическое лицо обязано за свои средства провести специальное межевание, на основании которого появятся границы участка. После этих действий гражданин самостоятельно ставит землю на кадастровый учет, получая техническую документацию на него.

После этого к предоставленным документам (о которых указано выше) он прикладывает кадастровую документацию и подписывает с органом муниципалитета специальный договор «о перераспределении земельного участка». Только после его заключения и подписания можно начинать оформления земли в свою собственность.

Нужно запомнить, что прирезку не могут оформлять те граждане, у которых участок не оформлен в их частную собственность.

Начиная с 2014 года граждане, у которых в собственности имеется земельный участок, получили право расширить его за счет присоединения дополнительных квадратных метров соседней земли. Эта процедура платная, предусматривает составление межевания и кадастровой документации.

Но не все участки можно присоединить с помощью подрезки. Законом установлены некоторые ограничения на землю, то есть она не может быть передана в частную собственность.

Про закон о садоводах:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

28 Апр 2018 82

Марина, добрый день.

А почему кадастровый инженер не стал согласовывать границы, почему Вы сами? Ему было бы проще это сделать.

Федеральный
закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О государственном
кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.05.2016)

7. Согласование местоположения границ по выбору
кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания
заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с
заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством
проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ
земельных участков на местности осуществляется на территории населенного
пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные
участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту
расположения соответствующих земельных участков, если иное место не
определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными
лицами.

Если сосед отказывается подписывать Акт, то при его надлежащем уведомлении границы считаются согласованными.
Статья 40. Акт согласования местоположения границ

3.Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его
представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством
заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо
не представили свои возражения о местоположении границ в письменной
форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных
участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования
местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану
прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного
настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
4.Если местоположение соответствующих границ земельных участков не
согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо
или его представитель представили в письменной форме возражения
относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт
согласования местоположения границ вносятся записи о содержании
указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения
прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
5.Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения
границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в
установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Но Вы безусловно можете решить этот вопрос в судебном порядке.

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.05.2016)

ЗК РФ, Статья 59. Признание права на земельный участок

1. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
2. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или
сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Как оформить прирезку к земельному участку - об этом пойдет речь в нашей статье.
С 1 марта 2015 г. Земельный кодекс РФ дополнен еще одной главой V.4, которая называется "ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, МЕЖДУ СОБОЙ И ТАКИХ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" . В частности, для оформления прирезки представляют интерес статьи 39.27...39.29. Т.е. прирезку можно оформить в рамках переспределения земель.

Что имеется в виду? Допустим, есть участок, принадлежащий Вам на праве собственности. Рядом есть (небольшой) кусок пустующей государственной или муниципальной земли, которой никто не пользуется. И Вы возымели желание - оформить право собственности на этот кусок, т.е., проще говоря, сделать так, чтобы он стал Вашим. Как быть?

Раньше можно было или писать заявление в местную администрацию с просьбой - предоставить этот (дополнительный) земельный участок в собственность. Или же выкупить этот участок (естественно, это тоже - с разрешения администрации). В некоторых случаях, если дополнительный участок незначительный по площади, можно было подать заявление в Кадастровую палату (Росреестр) об уточнении границ (в сторону увеличения площади) земельного участка - с учетом прирезки. Существуют определенные нормативы. Поэтому если Вы захотите уточнить границы на 20...30% (а то и более) площади своего участка, то, конечно, ничего не получится.

Но вот с 1 марта 2015 г. стал действовать Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который и дополнил Земельный кодекс указанной главой V.4. Которая позволяет оформить прирезку, как результат . Т.е. у землевладельцев, появилась, вроде бы, дополнительная возможность.

Посмотрим, что имеем теоретически, т.е. исходя из норма Федерального закона №171-ФЗ. П.1 ст. 39.28 дает закрытый перечень оснований для перераспределения:

  • 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
  • 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Для того, чтобы оформить прирезку, необходимо составить соглашение между собственником земли и администрацией. Естественно, бесплатно такие вещи уже НЕ ДЕЛАЮТСЯ (п.5 ст. 39.28), придется платить, т.е. фактически - выкупать дополнительный участок. Стоимость (проценты от кадастровой стоимости: от нескольких процентов до 100%) выкупа должна фигурировать в соответствующем региональном законодательном акте.

В п.9 ст. 39.29 закона №171-ФЗ приведен перечень оснований для отказа в заключении соглашения между заявителем (например, гражданином, решившим узаконить прирезку к своему участку). Перечень, как видно из содержания данной нормы, является закрытым. Т.е. надо полагать, что если ни одно из оснований не имеет места в действительности, то администрация не вправе отказать (гражданину или юридическому лицу) в перераспределении, т.е. в узаконении прирезки.

Весь список основания для отказа мы перечислять не будем, их можно прочесть, например, открыв систему Консультант . Но хочется обратить внимание на те, что бросаются в глаза. Итак, подпункты:

3. на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием

Проще говоря, если муниципалитет (администрация) укажет, что на спорном земельном участке она намеревается построить здание (например, склад для хранения неизвестно чего, сделать ненужную в данном месте детскую площадку или, еще проще - капитальный забор), то это будет законным основанием для отказа. Причем, если раньше для такой постройки требовался проект (что мешало администрациям строить то, что не нужно, а также мешало им отказывать людям в узаконении земель), то теперь вовсе необязателен (в силу п. 3 ст. 39.28 закона №171-ФЗ). Ибо теперь достаточно утвержденной (т.е. подписанной полномочным должностным лицом) схемы.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, конечно, гражданам не следует "замахиваться" на чужое, т.е. на муниципальные или государственные земли. С другой же стороны - бывают всякие ситуации...

4. Проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Опять же, если администрация имеет хотя бы утвержденную схему (проект, как уже говорилось, необязателен), то при попадании спорного участка в состав земель, которые будут перераспределяться, он, конечно же, не будет предоставлен.

5. Образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Тоже весьма хороший повод для отказа. Правда, здесь ключевым моментом идет резервирование, в отличие от предыдущего пункта. Т.е. еще раз: резервирование - это одно. А перераспределение (новация законодательства) - это другое.

8. В результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

Дело в том, что в каждом регионе (или муниципалитете) могут быть свои нормы, устанавливающие максимальный размер земельных участков. Понятно, что если в результате присоединения прирезки площадь будет превышать норму, то она будет невозможна. Конечно, отказ администрации в таком случае будет полностью правомерен и объясним.

9. Образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Иными словами, если спорный участок, на который претендует гражданин (или юридическое лицо) в качестве прирезки, может являться самостоятельным земельным участком с соблюдением норм 11.9 Земельного кодекса, то администрация выдаст отказ в ее узаконении. Кстати, эти нормы устанавливают требования к образуемым и измененным земельным участкам. Если в целом, в них идет речь о:

  • предельных (минимальных и максимальных) размерах земельных участков, которые должны соблюдаться
  • том, что границы не должны пересекать границы населенных пунктов или муниципальных образований
  • недопустимости образования земельных участков, если это приводит к невозможности объектов недвижимости, расположенных на них
  • недопустимости вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице

Таким образом, если спорный (на предмет прирезки) земельный участок может использоваться самостоятельно, без нарушений установленных требований, то закон №171-ФЗ не дает оснований для его узаконения гражданами или юридическими лицами. Правда, это не касается пп. 1, 4 п. 1 ст. 39.28; но там идет речь о перераспределении в пользу администрации. Т.е. нормы ст. 11.9 Земельного кодекса ее не касаются.

Вместе с тем, на практике бывают случаи, когда нормы ст. 11.9 не выполняются. Например, если речь идет о тупиковом участке, которым (на данный момент...) не имеет возможности пользоваться неограниченный круг лиц.

Как показано на рисунке. Здесь, конечно же, речь идет о сравнительно небольшом участке, который может быть оформлен в качестве прирезки одному из собственников или всем - в долях по договоренности. Если же участок будет достаточно большой, администрация может, несмотря на то, что к нему, вроде бы, нет доступа для посторонних лиц, установить... сервитут, т.е. ограничение на одного или нескольких собственников участков, обязав их обеспечить бепрепятственный проход (или даже проезд) к пустоте. Проход будет осуществляться по ИХ участкам, естественно (в самом деле, не по воздуху же). Судебная практика полна случаями, когда на земельный участок добросовестного собственника (землевладельца) накладывался сервитут и он обязан был открыть соответствующий проход. Например, если взять приведенный рисунок, это могут быть собственники №1 и №3. Или №1 и №2 (именно им может не повезти). Причем суды в большинстве случаев заявляют, что, мол, такое дело (сервитут) не нарушает законных прав собственников на пользование своими участками. К тому же, продать, завещать, обменять или подарить свой участок собственник также может совершенно свободно, сервитут этому не помеха, т.е. и здесь его права "не ущемляются". Несмотря на, разумеется, все протесты со стороны собственников. Несмотря на обжалования, доходящие аж до Верховного Суда РФ в лице его председателя.

Поэтому юридически грамотные собственники земли заблаговременно пытаются защищаться. Как? Очень просто: используя законом разрешенные средства. Например, поставить близко к границе (но так, чтобы сосед не возмущался; здесь, нередко, люди договариваются, ибо вышеупомянутая участь грозит им обоим) жилой дом, большой сарай, оранжерею или еще что. Впрочем, нам известны и иные способы - в судебной практике они тоже фигурируют.

К примеру, случай не очень хороший в плане этики, но все же стоит рассказать о нем. Было небольшое озеро и к нему выходили зады огородов землевладельцев, участки которых расположились вокруг этого озера. Тогдашнее водное законодательство (90-х годов прошлого столетия) позволяло так располагать частные участки. Разумеется, до озера у каждого из них была оставлена нейтральная полоса, т.е. границы не выходили напрямую к воде, отстоя от нее метров на 10. Жилые дома, а также прочая недвижимость собственников были расположены, естественно, на противоположных концах их участков. Со временем они там много чего настроили - и так, что проходы были минимальные. Потом администрация спохватилась. В самом деле - ведь муниципальное озеро, а доступа к нему для всех желающих (остальных жителей поселка) НЕТ. Сервитут наложить не получилось, ибо для этого пришлось бы сносить постройки одного или нескольких собственников. Ну, а строить мост администрация, видимо, посчитала слишком накладным. Правда, неясно, чем закончилась эта ситуация с учетом вступления в силу закона №171-ФЗ: ведь теперь администрация может изготовить схему, утвердить ее (даже не тратя время на создание проекта и не особенно обосновывая, для чего она так поступает) и "попросить" одного из собственников продать ей свой земельный участок - в порядке перераспределения земель.

Итак, как видите, прирезку можно оформить далеко не во всех случаях. Как правило, это возможно лишь тогда, когда спорный (прирезаемый) участок не представляет интереса для администрации, если он находится в тупике (например, как на рисунке выше) или же если прирезка делается в целях спрямления границы Вашего участка.

Законом установлено, что для оформления прирезки необходима, в частности, схема. Однако, кто ее должен составлять? Если это сделает сам гражданин, не будучи специалистом в землеустройстве и не имея необходимого оборудования и приспособлений, то, скорее всего, схема будет выполнена неточно (за исключением уж совсем очевидных случаев). Поэтому, скорее всего, придется обратиться к кадастровым инженерам, которые и сделают соответствующий межевой план. Для администрации такой план будет более весомым аргументом по сравнению со схемой, выполненной неспециалистом, к тому же, имеющим заинтересованность. Тогда как кадастровый инженер - лицо нейтральное, поэтому доверия к его плану будет больше. Кстати, он же может, при составлении межевого плана, учесть большинство деталей, СНиПов и иных требований и нормативов к расположению новой границы земельного участка. Возможно, он сможет дать некоторые полезные советы (но не все, ка показывает практика).

Вместе с тем, обращение к кадастровому инженеру далеко не всегда является застрахует от неприятностей. Например, под землей может проходить газопровод или водопровод. В судебной практике были случаи, когда человек покупал участок. Администрация была, разумеется, в курсе. Но когда он (через несколько лет) начинал там строительство, то вдруг получал претензию на предмет того, чтобы немедленно и за свой счет снести свои постройки. Так как, "оказывается", под землей в том месте проходит газопровод высокого давления. Соответственно, зона около него является охранной и не подлежит застройке (т.е. нельзя ставить никакую недвижимость... даже туалет; даже забор!). И кто виноват в такой ситуации?

Землевладелец, естественно, ничего не знал об этом и действовал как добропорядочный приобретатель. Однако, суды указывали, что вне зависимости от порядочности приобретателя, он не имел права возводить постройки непосредственно над трубой газопровода. Тот факт, что при покупке участка он не знал о его наличии, не дает ему прав нарушать его охранную зону. Ну, а с администрацией, как всегда, все еще проще. Она может заявить, что, мол, не знала о том, что участок приобретается для капитального строительства (а может тот, кто его купил, будет там цветы сажать или сделает зону отдыха). И что она не несет ответственности за сделки между владельцами участков. Или что-нибудь подобное. Что же касается продавца участка - он, понятное дело, не обязан вникать в такие тонкости. Это вот при продаже автомобиля, жилого здания - продавец обязан предупредить покупателя об имеющихся недостатках, неисправностях. Тогда как наличие газопровода, согласно законодательству, недостатком не является (ну, не предусмотрено такого недостатка ни в законе, ни в подзаконных нормативно-правовых актах). Нет в законе таких норм, из которых следовало бы, что наличие сетей коммуникаций, газопроводов, электрических сетей и т.п. является недостатком земельного участка (за исключением, разве что, электрических сетей высокого напряжения выше 35 кВ - но там ни один нормальный человек сам не будет покупать участок). Поэтому продавец, в общем-то, необязан сообщать покупателю о скрытых сетях коммуникации, проходящих по его участку или под землей. Вместе с тем, покупатель может, конечно, оргументировать свои претензии к продавцу (и только к нему), что, мол, наличие сервитута, обусловленного прохождением газопровода или чего аналогичного, является существенным фактором, снижающим стоимость земельного участка. Поэтому в подобных случаях можно вести речь о выплате компенсации покупателю со стороны продавца. Однако, суды подходят к подобным делам по-разному, да и мало таких дел на практике.

В любом случае, согласна ли администрация дать "добро" на перераспределение и включение спорного земельного участка в состав Вашего - уже имеющегося, или нет - в срок до 30 дней должна направить Вам ответ. Он будет положительным или отрицательным - в зависимости от мнения администрации. Если ответ положительный, то нужно получить постановление об утверждении схемы расположения земельного участка в составе кадастрового плана территории Вашего муниципального образования. Это постановление, вместе со схемой расположения земельного участка следует предоставить в кадастровую палату с целью постановки (вновь сформированного, т.е. вместе с прирезкой) участка на кадастровый учет и оформления права собственности на него. По времени, процесс оформления прирезки может занять не менее, чем 4...5 месяцев. Это, разумеется, если без обращения в суд.

С уважением к Вам.