Образование государства на руси и складывание древнерусской народности. Восточнославянские племена и образование древнерусской народности

§ 31. В IX-X вв. у восточных славян возникли города-цент­ры - Киев и Новгород. Борьба между этими крупнейшими в по­литическом, экономическом и культурном отношениях центрами привела в конце концов к образован и"ю единого Древ­нерусского государства во главе с Киевом и к воз­никновению древнерусской народности.

Языковая общность этой народности была унаследована от языковой общно­сти восточнославянских племен (или племенных союзов). Нали­чие такой языковой общности в прошлые эпохи было одним из

факторов, содействовавших объединению бывших племен восточ­ных славян в единую древнерусскую народность.

Образование древнерусской народности выразилось, между прочим, в том, что возросла устойчивость языковой единицы - диалекта определенной территории. В эпоху племенных образо­ваний такой устойчивости языковой единицы быть не могло, ибо племена постоянно передвигались, занимая обширные территории.

Закрепление отдельных групп населения на тех или иных

территориях отразилось в постепенном отмирании старых пле­менных названий и в появлении названий жителей определен­ных областей. Так, словене стали называться новгородца­ми, поляне- киянами (от Киева), вятичи- рязанца­ми и т. д.

Такое закрепление населения на определенной территории привело к образованию новых территориальных единиц - земель и княжеств,- объединенных под властью Киева. При этом гра­ницы новых образований не всегда совпадали со старыми пле­менными границами. Так, с одной стороны, если территория Новгородской земли в общем совпадала с прежней территорией словен, то с другой - на бывшей территории одного племени кривичей формируются Смоленское и Полоцкое княжества с близкими диалектами и Псковское - с отличным от них. На тер­ритории же одного Ростово-Суздальского княжества оказались потомки словен, кривичей и отчасти вятичей.

Все это не могло не вести к перераспределению диалектных особенностей, к образованию но­вых диалектных групп, а следовательно, к утрате преж­него диалектного членения языка и к созданию нового такого членения. Однако объединение всех княжеств под властью Киева, создание Киевского государства привело к тому, что нарушив­шаяся несколько в период существования отдельных племенных групп общность языковых переживаний восточных славян стала вновь возможной после IX в. (это, например, отразилось в оди­наковой судьбе редуцированных в XII в. во всех восточносла­вянских диалектах), хотя, конечно, диалектные различия могли не только сохраняться, но и развиваться дальше.

В.Х-XI вв. в языке древнерусской народности постепенно накоплялись диалектные различия. На восточнославянском юге развилось изменение [г] в [у], в отличие от севера, северо-за­пада и северо-востока. На восточнославянском севере и северо-за­паде появилось цоканье, как видно, в результате влияния со сто­роны финских языков. На узкой западной территории, возмож­но, сохранялись древние сочетания [*tl], [*dl]. Все эти особен­ности затрагивали отдельные элементы фонетической системы диалектов, но глубоко не касались грамматического строя, в результате чего единство общенародного языка сохранялось.

§ 32. В укреплении единства древнерусского языка сыграла роль выработка так называемого киевского койне.

Киев возник на земле полян, и население его изначально было Полянским. О племенном диалекте полян, которые зани­мали в IX-X вв. очень небольшую территорию, а к XI в., ве­роятно, исчезли совсем, сведений не имеется. Однако сама ис­тория Киевской земли, как об этом свидетельствует археология, характеризовалась тем, что на эту территорию, еще до образо­вания Киевского государства, шло население с севера. По лето­
писным преданиям, Киевское государство и началось с захвата Киева северными князьями. Поэтому, как видно, население Киева с давних времен было этнически смешанным: в его составе были представители как северных, так и южных племен.

Это смешение усиливалось и увеличивалось за счет пополнения на­селения Киева пришельцами из разных древнерусских областей. Можно думать поэтому, что разговорный язык Киева первона­чально отличался большой пестротой. Однако постепенно возни­кает своеобразный сплав диалектных черт - койне, в котором одни черты были по происхождению южными, а другие - север­ными. Например, в этом койне были такие типично южнорус­ские слова, как волъ, брехати, лѣпый („красивый"), и такие севернорусские, как лошадь, вѣкша, истъба (>изба). В древне­киевском койне происходила нивелировка особенно резких диа­лектных черт, в результате чего оно смогло стать языком, удов­летворяющим потребности Киева в его связях со всей Русью, что, без сомнения, укрепляло единство русского народа.

Конечно, местные диалекты не могли в этот период подверг­нуться нивелировке, ибо тогда не было еще тех исторических условий, которые возникают в эпоху образования националь­ного языка и которые приводят к растворению диалектов в еди­ном национальном языке. Именно поэтому диалектные особен­ности продолжали развиваться, и это наиболее ярко обнаружи­валось на территориях, значительно отдаленных от Киева. Однако, несмотря на это, киевское койне сыграло определенную роль в укреплении языкового единства древнерусской народности.

§ 33. Вопрос о развитии древнерусского языка в Киевскую эпоху связан, кроме того, с вопросом о происхождении письмен­ности и о начале развития русского литературного языка.

Вопрос о возникновении письменности на Руси в настоящее время до конца не решен.

Ранее предполагалось, что письменность на Руси возникла вместе с принятием христианства, т. е. в конце 988 г. До этого времени восточные славяне якобы не знали письма, не умели писать. После крещения на Руси появились рукописные книги, сначала на старославянском языке, писанные той азбукой, ко­торую придумал Константин (Кирилл) Философ, и занесенные сюда из Византии и Болгарии. Затем стали создаваться и свои - древнерусские - книги, написанные по старославянским образ­цам, а позже русские люди начали пользоваться перенятой у южных славян азбукой и в деловой переписке.

Однако такая точка зрения противоречит многим научным и историческим фактам, которые были известны и раньше, но, по существу, не принимались во внимание.

Есть основания полагать, что восточные славяне и до креще­ния Руси знали письмо. Известно, что в „Житии Константина Философа" имеется указание на то, что Константин (Кирилл),
попав в 860 г. в Корсунь (Херсонес), „обрел евангелие, писан­ное русскими буквами". По поводу того, что это были за пись­мена, мнения ученых расходятся, и вопрос окончательно не решен. Однако это обстоятельство не отрицает существования письмен­ности на Руси уже в IX в. О том же говорят и указания летописи о договорах русских с греками, относящихся к нача­лу X в. (907 г.). Без всякого сомнения, эти договоры должны были быть как-то написаны, т. е. на Руси в то время должна была уже быть письменность. Наконец, такие факты, как Гнез- довская надпись X в., берестяные новгородские грамоты XI- XII вв., различные надписи XI в., представляют древнерусское бытовое письмо, появление которого не может быть поставлено в связь со старославянским языком.

Таким образом, все эти факты могут свидетельствовать о том, что письменность у восточных славян зародилась задолго до крещения Руси и древнерусское письмо было буквенным.

С возникновением, развитием и укреплением Киевского госу­дарства развивается и совершенствуется письменность, нужная для государственной переписки, для развивающейся торговли и культуры.

В этот период начинается и история русского ли­тературного языка, проблемы которой составляют пред­мет особого изучения.

Можно сказать, что культурная жизнь времен Киевской Руси проходила под знаком язычества. Это означает, что язычество сохранялось как таковое, продолжая развиваться в прежних формах. Письменные памятники говорят о силе язычества в это время, и о том же свидетельствуют данные археологии. Но язычество лежало и в основе той синкретической культуры, которая начинает формироваться уже в период Киевской Руси и потом господствует в народном сознании и в последующие эпохи. Речь должна идти о достаточно сложном процессе смешения и взаимовлияния традиционного восточнославянского язычества, официального православия и апокрифических, т.е. запретных в официальной религии памятников. Распространение и влияние последних в литературе связывают с «третьей» культурой - ахристианской, не христианской, но далеко не всегда антихристианской (Н.И. Толстой). Возникало нечто подобное западной «народной культуре», с тем отличием, что в Киевской Руси она охватывала практически все население, так как понятие «элита» здесь приложить, практически, не к кому.

В основе народной культуры лежала мифология, о которой мы знаем очень мало. Больше нам известно о древнем эпосе - былинах (правильное название - «старины») - народных эпических песнях, рассказывающих о защитниках Родины - богатырях.

С детства нам знакомы образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, новгородского Садко и др. Ряд историков и филологов прошлого и настоящего считают, что в былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Гораздо более правильной представляется точка зрения на былины, как на явления фольклора, отражающие самые общие процессы социальной и политической жизни, а на былинных героев как на совмещающих в себе разные хронологические пласты (В.Я. Пропп). Восприятие Киевской Руси в качестве «дофеодального периода» позволило И.Я. Фроянову и Ю. И. Юдину отнести былины именно к этой эпохе и с помощью этнологии расшифровать ряд былинных сюжетов. Однако в науке сохраняется и настороженное отношение к былинам как к памятникам, записанным лишь в Новое время (И.Н. Данилевский).

Народ породил и еще одно удивительное явление культуры: волшебную сказку. Трудами В.Я. Проппа установлено, что «сказка вырастает из социальной жизни и ее институтов». Восприятие Киевской Руси в качестве «дофеодального периода» может скорректировать также и восприятие сказок, более четко определить границы «доклассового общества», к которому восходит сказка. В сказках отражаются два основных цикла: инициации и представления о смерти.

Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам. На ранней стадии развития этих доклассовых государственных образований интеграционные тенденции были настолько сильны, что активно стимулировали рост письменности как одного из орудий межобщинных отношений.

Решающее значение народных нужд в развитии древнерусской письменности подтверждается историей древнерусского литературного языка. Присущие древнерусскому обществу об- щинность и демократизм были мощными инструментами влияния народной стихии на литературный язык. Древнерусский литературный язык весь пронизан разговорной речью: он звучит в юридических текстах, летописях, древнейшей из которых была «Повесть временных лет», в «Молении» Даниила Заточника и многих других письменных памятниках. Звучит он и в жемчужине древнерусской письменности - «Слове о полку Игоре- ве», посвященном походу в 1187 г. новгород-северского князя Игоря на половцев. Нельзя, впрочем, не отметить, что некоторые историки считают этот памятник подделкой XVIII в.

Сложной символикой, сочетавшей в себе христианские и языческие черты, была пронизана и «поэзия в камне» - архитектура. К сожалению, мы мало знаем о дохристианском зодчестве восточных славян - ведь оно было деревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопки и те описания, которые сохранились о храмах славян Центральной Европы. Не так много сохранилось и каменных храмов. Вспомним Софийский собор - замечательный памятник зодчества и изобразительного искусства. Храмы, посвященные святой Софии, были построены в Новгороде и Полоцке.

Русские мастера, заимствовав многое из Византии, творчески развивали византийские традиции. Каждая строительная артель пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в каждой земле возникала своя собственная культовая архитектура. Основным строительным материалом был тонкий кирпич - плинфа, а секреты состава раствора передавались из поколения в поколение.

Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были монументальная строгость и простота форм. В начале XII в. здесь работала артель мастера Петра, создавшая соборы в Антониевском и в Юрьевском монастырях. Этому мастеру также приписывается создание церкви Николы на Ярославовом дворище. Замечательным памятником была церковь Спаса на Нередице, разрушенная в годы войны.

Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли, где основным строительным материалом была не плинфа, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а неподалеку шедевр - церковь Покрова на Нерли. Для владимиро-суздальской архитектуры характерно использование выступающих пилястр, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие и нарядные одновременно. В конце XII - начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.

В Древней Руси получила распространение и живопись - прежде всего, фресковая роспись по сырой штукатурке. Фрески сохранились в Софийском соборе в Киеве. Многие из них посвящены бытовым сюжетам: изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т.д. Во внутренних помещениях собора сохранились и великолепные мозаики - изображения, составленные из мельчайших кусочков смальты. Одно из наиболее известных - изображение Дмитрия Со- лунского.

Получила распространение в Древней Руси и икона - изображение святых, почитаемых Церковью, на специально обработанных досках. Древнейший сохранившийся памятник иконописи - Владимирская икона Божьей Матери. Она была перенесена Андреем Боголюбским из Киева во Владимир, откуда и идет ее название. Искусствоведы отмечают в этой иконе лирику, мягкость, глубину выраженных в ней чувств. Впрочем, древнейшие наши иконы - скорее не древнерусское, а византийское искусство.

Это народное поэтическое начало получает во владимиро-суздальском искусстве свое дальнейшее развитие. Оно видно в древнейшем из дошедших памятников станковой живописи этой земли - в оглавном «Деисусе», выполненном, вероятно, в конце XII столетия. На иконе Христос представлен между двумя ангелами, слегка склонившими к нему головы. К этой же земле относится и великолепная икона «Оранта».

Русские златокузнецы, используя сложнейшую технику: скань, зернь, перегородчатую эмаль, изготовляли разнообразные украшения - серьги, кольца, ожерелья, подвески-колты ит.д.

О древнерусской музыке мы имеем слабое представление. Народная музыка может предстать перед нами лишь в артефактах археологических изысканий. Что же касается церковной музыки, то «практическое устроение певческого дела на Руси, разделение поющих на два клироса» связывают с именем Феодосия Печерского. По мысли Н.Д. Успенского, древнерусская музыка была эмоциональна, тепла и лирична.

Явление, которое было главным для древнерусской культуры и мировоззрения, в котором, как в фокусе, собираются все лучи культурной жизни той поры - город. Культура Киевской Руси была поистине городской, как и сама страна называлась - страной городов. Достаточно сказать, что в «Повести временных лет» слово «град» употреблено 196 раз, а в полногласном варианте - 53 раза. В то же время слово «село» употреблено 14 раз.

Город, городская стена имели сакральное значение, что, видимо, брало свое начало от ограды, которая окружала славянские языческие капища. После введения христианства такого рода представления перешли и на христианскую святыню. Не случайно исследователи отметили полное совпадение в плане по форме основного объема Новгородской Софии с Перуно- вым капищем. При этом особое значение приобретали ворота - разрывы в той границе, которые окружали город. Вот почему на воротах часто возводили надвратные церкви.

Сакральную роль играл и детинец - главное городское укрепление и главная городская святыня. Храм был центром культурной регуляции, «размещенным в средоточии социального пространства данной общины». Это был религиозный центр города и всей городовой волости - города-государства.

С городами были связаны все памятники письменности. Даже былины, несмотря на то, что действие в них часто происходит в «чистом поле»,-жанр сугубо урбанистический. Еще В.М. Миллер писал: «Слагались песни там, где был спрос на них, там, где пульс жизни бился сильнее - в богатых городах, где жизнь шла привольнее и веселее».

Культура Киевской Руси, общественное сознание - темы неисчерпаемые. Они изучаются и будут изучаться в науке. Важно отметить, что культура Киевской Руси была вполне адекватна той системе экономических, социальных и политических отношений, которая существовала в ту эпоху. В этой связи нельзя обойти и вопрос о «древнерусской народности». В советской историографии Киевская Русь считалась «колыбелью трех братских народов», а древнерусская народность, соответственно, формой этой «колыбели». Вряд ли стоит иронизировать над этими «младенческими» определениями, как это делается в современной украинской исторической литературе. Это были поиски ответа на важный вопрос.

Сейчас «древнерусская народность» служит предметом споров. Была ли она? Для эпохи вождества, о которой выше шла речь, того порога этничности, который отразился в исторических источниках, было вполне достаточно. Восточные славяне унаследовали эту этничность из глубокой древности, они не утратили представления и об общеславянском единстве. Еще меньше оснований говорить о «древнерусской народности» для периода расцвета городов-государств. Понятия «кияне», «по- лочане», «черниговцы», «смольняне» и т.д. содержат в себе информацию о принадлежности к той или иной волости-земле, а не к этносу.

Ситуация вполне напоминала древнегреческую историю. «Греки никогда не смогли перешагнуть рамки города-государства, разве только в мечтах... Они чувствовали себя, прежде всего, афинянами, фиванцами или спартанцами», - пишет знаток греческой цивилизации А. Боннар. Но все-таки «не было ни одного греческого полиса, который бы не ощущал очень остро своей принадлежности к эллинской общности». Также и древнерусский человек, будучи жителем города-государства, древнерусской политии, ощущал свою принадлежность к Русской земле, под которой нельзя подразумевать некое государство. Не малую роль у греков и у восточных славян сыграла колонизация, которая как раз и сталкивала с другими этносами. Со временем определенную роль начинает играть и православие.

Вопрос о народности подводит к другому, ставшему очень актуальным вопросу: чья ты, Киевская Русь? Украинская, русская или белорусская? Не хочется подробно останавливаться на этом вопросе, поскольку он оброс всякого рода мистификациями и фальсификациями. Скажем просто: она -общая. Киевская Русь - это «античность» Восточной Европы. Мы располагаем своей «античностью», так же как свою античность имеет и Западная Европа. Надо осознать, что в этом смысле Киевская Русь принадлежит всем нынешним новым государствам: России, Украине и Белоруссии. Она наша гордость и радость: там еще не сформировалось в полной мере государство, не было сложившейся народности, не было устоявшейся религии и Церкви, но там была высокая культура, свобода и много славного и хорошего.

V. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ

"Славянские племена, занявшие обширные территории Восточной Европы, переживают процесс консолидации и в 8-9 вв. образуют древнерусскую (или восточнославянскую) народность. Общие черты в современных русском, белорусском и украинском языках показывают, что все они выделились из одного общерусского языка. На древнерусском (восточнославянском) языке написаны такие памятники, как "Повесть временных лет", древнейший свод законов - "Русская Правда", поэтическое произведение "Слово о полку Игореве", многочисленные грамоты и др.

Начало сложение общерусского языка определяется лингвистами - как 8-9 вв.

Сознание единства Русской Земли сохранялось как в эпоху Киевской Руси, так и в период феодальной раздробленности. Понятие "Русская Земля" охватывало все восточнославянские области от Ладоги на севере до Черного моря на юге и от Буга на Западе до Волго-Окского междуречья включительно на востоке.

Вместе с тем имелось еще узкое понятие Русь, соответствующее среднему Поднепровью (Киевская, Черниговская и Северская земли), сохранившееся от эпохи 6-7 вв., когда в Среднем Поднепровье существовал племенной союз под главенством одного из славянских племен - русов. Население Русского племенного союза в 9-10 вв. послужило ядром для образования древнерусской народности, в которую вошли славянские племена Восточной Европы и часть ославяненных финских племен.

Каковы же предпосылки образования восточнославянской народности?

Широкое расселение славян на территории Восточной Европы приходится, в основном, на 6- 8 вв. Это был еще праславянский период, и расселявшиеся славяне были едины в языковом отношении. Миграция происходила не из одного региона, а из разных диалектных областей праславянского ареала. Следовательно, всякие предположения о "русской прародине" или о зачатках восточнославянской народности внутри праславянского мира ничем не оправданы. Древнерусская народность сформировалась на обширных пространствах и имела в своей основе славянское население, объединенное не на этнодиалектной, а на территориальной почве.

Ведущая роль в сложении этой народности, по-видимому, принадлежит древнерусскому государству. Ведь недаром начало формирования древнерусской народности по времени совпадает с процессом складывания русского государства. Совпадает и территория древнерусского государства с ареалом восточнославянской народности.

Русской землей или Русью, стали называть территорию древнерусского раннефеодального государства. Термином Русь пользуется ПВЛ и зарубежные страны Европы и Азии. О Руси упоминают византийские и западноевропейские источники.

Сложение древнерусской государственности и народности сопровождалось бурным развитием культуры и экономики. Строительство древнерусских городов, подъем ремесленного производства, развитие торговых связей благоприятствовали консолидации славянства Восточной Европы в единую народность.

В формировании древнерусского языка и народности существенная роль принадлежала распространению христианства и письменности. Очень скоро понятия "русский" и "христианин" начали отождествляться. Церковь играла многостороннюю роль в истории Руси.

В результате складывается единая материальная и духовная культура, что проявляется почти во всем- от женских украшений до архитектуры. (22, с.271-273)

"Когда в результате Калкской битвы и нашествия орд Батыя были потеряны не только единство Русской земли, но и независимость разрозненных русских княжеств, сознание единства всей Русской земли стало еще острее ощущаться в литературе. Бессознательным выражением русского единства стал единый на всей территории Русской земли русский язык, а сознательным - вся русская литература. "Слово о погибели Русской земли", "Житие Александра Невского", цикл рязанских повестей и особенно русские летописи напоминали о былом историческом единстве Русской земли и тем самым как бы призывали вновь обрести это единство и независимость." (9 а, стр.140)

Из книги Киевской Руси не было, или Что скрывают историки автора

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Разрыв народности Но я теперь же укажу общее значение этого северо-восточного направления колонизации. Все её следствия, которые я изложу, сводятся к одному скрытому коренному факту изучаемого периода: этот факт состоит в том, что русская народность, завязавшаяся в

Из книги Киевской Руси не было, или Что скрывают историки автора Кунгуров Алексей Анатольевич

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

5. Происхождение Ермака и происхождение Кортеса В предыдущей главе мы уже сообщили, что, по мнению романовских историков, сведения о прошлом Ермака чрезвычайно скудны. По преданию, дед Ермака был посадским человеком города Суздаля. Знаменитый внук его родился где-то в

Из книги «Ілюстрована Історія України» автора Грушевский Михаил Сергеевич

119. Ідеї народности Початки свідомійоіого демократизму. В XVIII в почало в західній Европі наростати так зване романтичне народництво: на місце того або переробляти в письменстві старі теми грецькі та римські або потрапляти під їх взірцї, письменники звертають ся до

Из книги Архив Андрея Ваджры автора Ваджра Андрей

Две русские народности «Где отпор против этого потопа, срывающего все преграды и катящегося, сбивая все на своем пути, несущегося неостановимо и затопляющего всё окрест? Где?! Быть может, в отдельности этого русского (малорусского) народа. Поляком он не будет, но

Из книги Киевской Руси не было. О чём молчат историки автора Кунгуров Алексей Анатольевич

«Отрекаюсь от русской народности…» Когда на свете появились украинцы? Не «предки украинцев», о чем с таким упоением рассуждают нынешние укро-историки, а именно украинцы? Вопрос довольно сложный. Потому как на первом этапе своего развития украинство было политическим

Из книги Древний Восток автора

Складывание народности и государства Люди заселяли Малую Азию с незапамятных времен, и к тому времени, как на Галисе появились с востока пришельцы-индоевропейцы, здесь уже обосновалось около десятка государств, созданных аборигенами хаттами (хатти) - народом,

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Племена и народности Соседствовавшие с Китаем племена проникали на его территорию и даже селились там, образуя небольшие уделы. Признание и узаконение института гегемонии княжеств диктовалось стремлением противостоять проникновению этих племен. Княжества-гегемоны

автора Гудавичюс Эдвардас

д. Образование литовской народности Ко времени создания государства литовский этнос прошел уже значительный путь развития от небольшого племени до целостного племенного комплекса. В отличие от большинства государств Центральной Европы, объединивших не один этнос,

Из книги История Литвы с древнейших времен до 1569 года автора Гудавичюс Эдвардас

а. Складывание русинской народности Великие князья Литовские принимали католичество и встраивали свое государство в политическую систему Европы, когда среди их подданных большую часть составляли православные и нелитовцы. В XV в. окончательно прервались

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович

Из книги У истоков древнерусской народности автора Третьяков Петр Николаевич

По следам несложившейся народности 1К исходу II в. н. э. в Северо-Западном Причерноморье сложилась новая историческая обстановка, сопровождаемая значительными передвижениями племен. Она сказалась на жизни и культуре населения обширных пространств, включавших в свои

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

автора

Принцип народности в Сасанидской империи Парфянская империя представляла собой относительно свободную ассоциацию региональных правительств и полунезависимых городов. При этом центральная власть была слишком слаба, чтобы прекратить постоянные распри. Возможно, в этот

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Ибн-Ханбаль и принцип народности у хадиситов Текстуалистская религиозность не достигла бы такого успеха без собственных героев: в частности, без великого передатчика хадисов и правоведа Ахмада ибн Ханбаля (780–855 гг.). Ибн-Хан-баль с молодости посвятил себя исламской

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 августа 2014; проверки требуют 5 правок.

Картина Виктора Васнецова «После побоищаИгоря Святославича с половцами»

Древнерусская народность или древнерусский этнос - единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X-XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа - белорусы, русские и украинцы - возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

    1 Признаки единой народности

    2 История концепции

    3 Сторонники и противники

    4 См. также

    5 Примечания

    6 Литература

Признаки единой народности[править | править вики-текст]

К признакам единства, которые позволяют говорить о единой народности, относят общность литературного и разговорного языка (при сохранении местных диалектов), общность территории, определённую экономическую общность, единство духовной и материальной культуры, общую религию, одинаковые традиции, обычаи и право,военное устройство, общую борьбу против внешних врагов, а также наличие сознания единства Руси .

Современные генетики (О. Балановский) фиксируют единство генофонда трех восточнославянских народов, что является косвенным признаком их былого единства в рамках Древнерусского государства.

История концепции[править | править вики-текст]

«Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» (1674)

В Новое время, идея о единстве восточных славян в древнерусскую эпоху восходит к позднелетописным источникам и историческим сочинениям XVII века . О ней говорится в Густынской летописи , а в Киевском синопсисе, авторство которого приписывают архимандриту Киево-Печерской лавры Иннокентию Гизелю, подробно изложена концепция про древнее единство «русских народов». Она предопределила взгляды большинства историков XVIII и XIX веков на всех восточных славян как на представителей триединого русского народа . В российской историографии XIX века время от времени возникали споры относительно «первородства» и преимущества на наследие Древнерусского государства, которые отдельные представители малороссов (Маркович, Максимович) или великороссов (Погодин) приписывали именно своей ветви. Эти противоречия пытался сгладить Александр Пресняков, в 1907 году утверждавший что у украинцев, русских и белорусов равные права на наследие Древней Руси . Параллельно с российскими историками и Русской православной церковью, идея древнерусского единства поддерживалась и филологами, показавшими существование единого древнерусского языка, который распался впоследствии на несколько родственных языков. Наиболее влиятельные труды по этому вопросу принадлежат Александру Востокову, Измаилу Срезневскому, Алексею Соболевскому, Алексею Шахматову .

В противовес данной концепции Михаил Грушевский ввёл в обиход тезис об отдельности этногенезов украинцев и русских. Этот взгляд стал доминирующим в историографии украинской диаспоры и получил некоторое распространение в современной украинской науке.

В своём современном виде, концепция возникла в советской историографии 1930-х годов. Белорусы, русские и украинцы были определены как три разных народа, однако Киевская Русь и дальше рассматривалась как «общая колыбель» восточнославянских народов, которые образовались в XIV-XV веках. Борис Греков выдвинул предположение об этническом единстве восточных славян в предшествующую разделению эпоху. Теоретическое и фактическое наполнение оно обрело в 1940-е годы благодаря трудам украинца М.Петровского, россиян А.Удальцова и Владимира Мавродина. Именно Мавродину принадлежит авторство термина «древнерусская народность». Впервые он был употреблён в 1945 году в монографии «Образование Древнерусского государства». .

Проблематика древнерусской народности пережила масштабную дискуссию в начале 1950-х гг. . Она была обоснована Сергеем Токаревым, в её разработке также приняли участие археологи Пётр Третьяков и Борис Рыбаков . Существенная роль в оформлении и дальнейшем развитии концепции признаётся за советским историком и историографом, специалистом по эпохе феодализма Львом Черепниным . Тщательному анализу она была подвергнута также Петром Толочко, подтвердившим существование единой древнерусской народности .

В 2011 году происхождение трёх восточнославянских народов от единой древнерусской народности было признано в совместном коммюнике историками из трёх государств на «круглом столе» в Киеве, посвящённом 1150-летию Древнерусского государства .

С X-XIII веками связан новый период этнической истории восточных славян.

Его интерпретация положила начало расхождениям между исследователями в понимании процес­са формирования белорусской этнической общности. Эти расхождения обусловлены не только сложностями познава­тельного характера, но и, как уже отмечалось, социальной и мировоззренческой позициями самих ученых. Предметом», разногласий является проблема древнерусской народности. Ее решением предопределяется и суть предлагаемых концепций возникновения белорусской, равно как русской и украинской, общности .

Суть указанной проблемы состоит в ответе на вопрос: су­ществовала ли в действительности такая историческая общность людей, как древнерусская народность или она есть лишь плод воображения исследователей? В зависимости от содержания ответа даются и интерпретации процесса формирования белорусской, русской и украинской этнических общностей. Если она существовала, то формирование указанных трех общностей произошло в результате процесса дифференциации древнерусской народности; если она есть плод воображения ученых, то формирование белорусской, русской и украинской общностей выводится из процесса непосредственной консолидации различных групп летописных племен.

Отметим сразу, что концепция белорусской государствености, которая положена в основу официальных изданий по истории Беларуси, исходит из факта существования в прошлом древнерусской народности . Далее будут приведены соответствующие доводы, но предварительно рассмотрим значение понятия «народность».

Особых расхождений между отечественными исследователями относительно того, что такое народность и какими признаками она обладает, не наблюдается. Практически все они сходятся на том, что это - территориальная общности людей, которая по уровню социокультурного развития занимает промежуточное положение между союзом племен и нацией и которая характерна для раннеклассовых обществ. В числе признаков народности обычно указываются государственное и территориальное единство, наличие общего названия (или самоназвания), общность языка, культуры, религии, законодательства .



Термин «древнерусская народность», вошел в оборот в середине XX в. и применяется для обозначения этнического единства восточных славян времен Киевской Руси. Одновременно он используется для того, чтобы отличить жителей древней Руси, которые называли себя рускими или руськими, от современных русских. До того с тем же значением применялись термины «руская народность», «руский народ», «руские славяне», «восточные славяне», «славянская народность» . В настоя­щее время в литературе наиболее употребительным является термин «древнерусская народность», хотя и другие также используются в зависимости от контекста изложения примени­тельно к населению древней Руси. Вернемся к тому периоду этнической истории восточных славян, исходный рубеж которого относится к концу IX - началу X вв. и заканчивается серединой XIII в. Это была эпоха Киевской Руси - время возникновения и существования крупнейшего средневекового государства Восточной Европы. Что касается этногенетических процессов, происходивших на его территории, то известный украинский историк и археолог П.П. Толочко сказал о них так: «Если заняться арифметическим сложением высказанных за время более чем 200-летних исследований мыслей, подавляющее большинство составят то, что так или иначе утверждали этническое единство восточ­ных славян киеворуских времен» . Историки же, утверж­давшие, что уже в эпоху Киевской Руси фактически определи­лись три восточнославянских народа - русские, украинцы и белорусы, - составляют незначительное меньшинство. Правда, в постсоветский период, когда эти народы обрели свою государственную суверенность, часть историков вновь стали реанимировать данную мысль. Это те исследователи, которые восприняли новые реальности как своеобразный социальный заказ на идейное обоснование нынешней политической и эт­нокультурной ситуации историческими традициями .

Практически весь огромный фактический материал, отно­сящийся к киеворуской эпохе истории этнического развития восточных славян, неопровержимо свидетельствует о существовании особой этнотерриториальной общности - древнерус­ской народности. Ее возникновение явилось результатом про­цесса сглаживания племенных различий восточных славян, который был обусловлен потребностями их политического, экономического и культурного развития.

Согласно современным представлениям об этногенезе, фор­мирование народности и государства есть взаимообусловлен­ные исторические процессы. В данном случае сначала в Сред­нем Поднепровье на рубеже УШ-ГХ вв. складывается государ­ственное образование Русь с центром в Киеве, которое затем бе­рет на себя функцию защиты всех восточнославянских земель от внешних завоевателей. Так в последней четверти IX в. воз­никло государство восточных славян Русь, книжное название которого - Древнерусское государство, или Киевская Русь. Правили этим огромным по средневековым меркам государ­ственным образованием русские князья династии Рюрикови­чей. Одновременно происходил процесс консолидации восточ­ных славян в единую этнокультурную общность. В этом госу­дарстве существовали единые язык, культура и законодатель ство, а с 988 г. в нем начало утверждаться христианство в греко-византийской его разновидности - православие. Постепенно население Древнерусского государства отказывалось от пле­менных самоназваний и стало сознавать свою принадлежность к Руси. Например, последние упоминания в летописи полян датируется 944 г., северян - 1024, древлян - 1136, дреговичей -1149, кривичей - 1162, радимичей - 1169 г. [ 13]. В то же время в летописях XII-XIII вв. «русью», «русичами», «русинами», «руськими» называлось население практически всех крупных городов этого государства, в том числе Полоцка, Витебска, Турова, Пинска, Менска, Берестья, Городни и др.

Надо заметить, что уже в «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, литературном памятнике 1049. г., употреблено понятие «народ русский» . Следовательно, известный русский историк В.О. Ключевский допускает, по крайней мере, неточность, утверждая, что «нигде, ни в одном памятнике не встретим выражения русский народ», и тем более он неправ в своем суждении, что в половине XI в. «еще не су­ществовало самого этого народа» . На данные положения В.О. Ключевского непременно ссылаются те отечественные исследователи, которые ставят под сомнение или вовсе отрицают существование древнерусской народности и самого древнерусского государства. Это при том, что сам В.О. Ключевский, существование русской народности не отрицал, но считал, что «к половине XI в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и трудным процессом вырабатывается русская народность» .

Самым убедительным доказательством существования уже в XI в. древнерусской народности и ее государственности явля­ется самосознание восточных славян в указанное время, которое получило свое закрепление в их самоназвании - народ (язык) русский, а также в названии принадлежащей им территории или, если употребить современный термин, страны их проживания - Русская земля, или просто Русь.

Название «Русь»

Словом «Русь» первоначально называлось восточнославянское кня­жество с центром в Киеве и составляющее его население; впоследствии на­звание «Русь» стало прилагаться ко всем восточным славянам и их госу­дарственности. Свою принадлежность к Руси сознавали и предки со­временных белорусов. Относительно происхождения этого названия суще­ствует несколько версий. Согласно одной, летописной, название Русь вос­ходит к наименованию появившихся на славянских землях скандинавских (норманнских) викингов-варягов из племени русь. По другой версии, также основанной на летописном сообщении (ее автором является историк Б.А. Рыбаков) - это было название соседнего с полянами племени, которое помещалось на реке Рось, притоке Днепра, и имя этой реки связано с назва­нием племени. В последующем эти два племени - рось и поляне - слились в одно, за которым закрепилось название Русь. Факт такого их слияния, считает Рыбаков, отражен в летописной фразе: «Поляне, яже ныне зовомая Русь». Согласно третьему предположению, которое разделяет ряд исследо­вателей, термин «русь» имеет глубокие корни в извечном славянском мире и такое название могли иметь славяне в первоначальном ареале их форми­рования, которые затем разнесли его по всему пространству своего рассе­ления. Поэтому не поляне со временем стали называться русью, а часть ру-си стала называться полянами после расселения восточных славян, подоб­но тому, как другие получили дополняющие имена древлян, дреговичей, ра­димичей, северян, вятичей, кривичей и т.д. Вопрос о происхождении назва­ния «Русь» остается открытым и поныне.

Источники: Беларуская энцыклапедыя:у 18т. Мiнск, 2001. Т. 13. С.422-473; Рыбаков, Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков. М., 2003. С. 46; Загарульскi, Э.М. Заходняя Русь: IX-XIII стст. /Э.М. Загарульскi. Мiнск, 1998. С. 52-58.

Таким образом, в IX-XI вв. в результате консолидации раз­личных восточнославянских общностей - полян, древлян, севе­рян, волынян, хорватов, дреговичей, радимичей, вятичей, кри­вичей, словен и других - сформировалась новая, восточносла­вянская этническая общность - древнерусская народность. Ее единство оказалось столь прочным, что в эпоху феодальной раздробленности Руси сама народность не только не распалась, по и еще более консолидировалась . Согласно Б.А. Рыбако­ву, вплоть до XIV в. - времени Куликовской битвы - восточные славяне продолжали считать себя одним целым. О прочности древнерусской народности свидетельствует и тот факт, что по­сле разрыва под ударами монголов связей между русскими зем­лями возникло не 15 территориальных общностей, как это бы­ло в период раздробленности Киевской Руси [ 18], а три восточ­нославянских народа - белорусы, русские и украинцы.