Научное познание и его особенности кратко. Особенности научного познания

Научное познание - это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.

Эпистемология - это учение о научном познании.

Особенности научного познания:

Во-первых, основная его задача - обнаружение и объяснение объективных законов действительности - природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции.

Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания - это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.

В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.

В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.

В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.

В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.

Уровни научного познания:

Эмпирический уровень познания - это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов - данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.

Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.

Формы научного познания:

научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория, парадигма, единая научная картина мира.

Научный факт - это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.

Научная проблема - это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.

Научная гипотеза - это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.

Кроме того, основное содержание гипотезы не должно находиться в противоречии с установленными в данной системе знаний законами. Предположения, составляющие содержание гипотезы, должны быть достаточными для того, чтобы с их помощью можно было объяснить все те факты, относительно которых выдвинута гипотеза. Предположения гипотезы не должны быть логически противоречивы.

Выдвижение новых гипотез в науке связано с необходимостью нового видения проблемы и возникновением проблемных ситуаций.

Доказательство - это подтверждение гипотезы.

Виды доказательства:

Практика, выступающая прямым подтверждением

Косвенное теоретическое доказательство, включающее подтверждение аргументами с указанием на факты и законы (индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений (дедуктивный путь), сравнение, аналогию, моделирование и т. п.

Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теории.

Научная теория - это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. В теории в форме принципов и законов выражается знание о существенных связях обуславливающих возникновение и существование тех или иных объектов. Основными познавательными функциями теории являются: синтезирующая, объяснительная, методологическая, предсказательная и практическая.

Все теории развиваются в рамках определенных парадигм.

Парадигма - это особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований. Парадигму

можно сравнить с оптическим прибором, через который мы смотрим на то или иное явление.

Множество теорий постоянно синтезируются в единую научную картину мира, то есть целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства бытия.

Методы научного познания:

Метод (от греч. Metodos - путь к чему-либо) - это способ деятельности в любой ее форме.

В метод входят приемы, обеспечивающие достижение цели, регулирующие деятельность человека и общие принципы, из которых вытекают эти приемы. Методы познавательной деятельности формируют направленность познания на том или ином этапе, порядок проведения познавательных процедур. По своему содержанию методы объективны, т. к. определяются, в конечном счете, характером объекта, законами его функционирования.

Научный метод - это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.

Классификация методов научного познания может осуществляться по различным основаниям:

Первое основание. По характеру и роли в познании выделяют методы - приемы, которые состоят из конкретных правил, приемов и алгоритмов действий (наблюдение, эксперимент и т. п.) и методы- подходы, которые указывают направление и общий способ исследования (системный анализ, функциональный анализ, диахронный метод и т. д.).

Второе основание. По функциональному назначению выделяют:

а) общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т. д.);

б) методы эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, опрос, измерение);

в) методы теоретического уровня (моделирование, мысленный эксперимент, аналогия, математические методы, философские методы, индукция и дедукция).

Третье основание - это степень общности. Здесь методы подразделяются на:

а) философские методы (диалектический, формально - логический, интуитивный, феноменологический, герменевтический);

б) общенаучные методы, то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т. д.) решает свою, характерную лишь для него задачу;

в) специальные методы.

Некоторые методы научного познания:

Наблюдение - это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений для сбора фактов.

Эксперимент - это искусственное воссоздание познаваемого объекта в контролируемых и управляемых условиях.

Формализация - это отображение получаемого знания в однозначном формализованном языке.

Аксиоматический метод - это способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некие аксиомы, из которых логически выводятся все остальные положения.

Гипотетико-дедуктивный метод - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся объяснения научных фактов.

Индуктивные методы установления причинной связи явлений:

метод сходства: если два случая и более изучаемого явления имеют лишь одно предшествующее общее обстоятельство, то это обстоятельство, в котором они сходны между собой, и есть, вероятно, причина искомого явления;

метод различия: если случай, в котором интересующее нас явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем сходны, за исключением одного обстоятельства, то это единственное обстоятельство, в чем они различны между собой, и есть, вероятно, причина искомого явления;

метод сопутствующих изменений: если возникновение или изменение предшествующего явления всякий раз вызывает возникновение или изменение другого, сопутствующего ему явления, то первое из них есть, вероятно, причина второго;

метод остатков: если установлено, что причиной части сложного явления не служат известные предшествующие обстоятельства, кроме одного из них, то можно предположить, что это единственное обстоятельство и есть причина интересующей нас части исследуемого явления.

Общечеловеческие приемы мышления:

- Сравнение - установление сходства и различия предметов действительности (например, сравниваем характеристики двух двигателей);

- Анализ - мысленное расчленение предмета, как целого

(расчленяем каждый двигатель на составные элементы характеристики);

- Синтез - мысленное объединение в единое целое выделенных в результате анализа элементов (мысленно соединяем лучшие характеристики и элементы обоих двигателей в одном - виртуальном);

- Абстрагирование - выделение одних признаков предмета и отвлечение от других (например, изучаем только дизайн двигателя и временно не учитываем его содержание и функционирование);

- Индукция - движение мысли от частного к общему, от отдельных данных к более общим положениям, а в итоге - к сущности (учитываем все случаи сбоев двигателя данного типа и, исходя из этого, приходим к выводам о перспективах его дальнейшей эксплуатации);

- Дедукция - движение мысли от общего к частному (исходя из общих закономерностей работы двигателя делаем прогнозы о дальнейшем функционировании конкретного двигателя);

- Моделирование - построение мысленного предмета (модели) сходного с реальным, исследование которого позволит получить необходимую для познания реального предмета информацию (создание модели более совершенного двигателя);

- Аналогия - вывод о сходстве предметов в одних свойствах, на основании сходства в других признаках (вывод о поломке двигателя по характерному стуку);

- Обобщение - объединение отдельных предметов в некотором понятии (например, создание понятия «двигатель»).

Наука:

- это форма духовно-практической деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и их систематизацию.

Научные комплексы:

а) Естествознание - это система дисциплин, объектом которых является природа, то есть часть бытия, существующая по законам, не созданным активностью людей.

б) Обществознание - это система наук об обществе, то есть части бытия, постоянно воссоздающейся в деятельности людей. Обществознание включает в себя социальные науки (социологию, экономическую теорию, демографию, историю и т. д.) и гуманитарные науки, изучающие ценности общества (этика, эстетика, религиоведение, философия, юридические науки и т. п.)

в) Технические науки - это науки, которые изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических систем.

г) Антропологические науки - это совокупность наук о человеке во всей его целостности: физическая антропология, философская антропология, медицина, педагогика, психология и т. д.

Кроме того, науки делятся на фундаментальные, теоретические и прикладные, имеющие непосредственную связь с производственной практикой.

Критерии научности: универсальность, систематизированность, относительная непротиворечивость, относительная простота (хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов), объяснительный потенциал, наличие предсказательной силы, полнота для данного уровня познания.

Научная истина характеризуется объективностью, доказательностью, системностью (упорядоченностью на основе определенных принципов), проверяемостью.

Модели развития науки:

теория размножения (пролиферации) П. Фейерабенда, утверждающая хаотичность возникновения концепций, парадигма Т. Куна, конвенциализм А. Пуанкаре, психофизика Э. Маха, личностное знание М. Полани, эволюционная эпистемология С. Тулмина, научно- исследовательская программа И. Лакатоса, тематический анализ науки Дж. Холтона.

К. Поппер, рассматривая знание в двух аспектах: статике и динамике, разработал концепцию роста научного знания. По его мнению, рост научного знания - это повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замена лучшими и более совершенными. От этого подхода радикально отличается позиция Т. Куна. Его модель включает в себя два основных этапа: этап «нормальной науки» (господство той или иной парадигмы) и этап «научной революции» (распад старой парадигмы и утверждение новой).

Глобальная научная революция - это смена общей научной картины мира, сопровождаемая изменениями идеалов, норм и философских оснований науки.

В рамках классического естествознания выделяются две революции. Первая связана со становлением классического естествознания XVII в. Вторая революция относится к концу XVIII - началу XIX в. и знаменует переход к дисциплинарно организованной науке. Третья глобальная научная революция охватывает период с конца XIX до середины ХХ в. и связана со становлением неклассического естествознания. В конце XX - начале XXI в. в основаниях науки происходят новые радикальные изменения, которые можно охарактеризовать как четвертую глобальную революцию. В ходе нее рождается новая постнеклассическая наука.

Три революции (из четырех) привели к утверждению новых типов научной рациональности:

1. Классический тип научной рациональности (XVIII–XIX вв.). В это время утвердились следующие представления на науку: появилась ценность объективного универсального истинного знания, наука рассматривалась как надежное и абсолютно рациональное предприятие, с помощью которого можно решить все проблемы человечества, высшим достижением считалось естественно-научное знание, объект и субъект научных исследований представлялись в жестком гносеологическом противостоянии, объяснение интерпретировалось как поиск механических причин и субстанций. В классической науке считалось, что подлинными законами могут быть только законы динамического типа.

2. Неклассический тип научной рациональности (ХХ в.). Его черты: сосуществование альтернативных концепций, усложнение научных представлений о мире, допущение вероятностных, дискретных, парадоксальных явлений, опора на неустранимое присутствие субъекта в изучаемых процессах, допущение отсутствия однозначной связи теории и реальности; наука начинает определять развитие техники.

3. Постнеклассический тип научной рациональности (конец ХХ - начало XXI в.). Для него характерны понимание крайней сложности исследуемых процессов, появление ценностного ракурса исследования проблем, высокая степень использования междисциплинарных подходов.

Наука и общество:

Наука тесно взаимосвязана с развитием общества. Это проявляется в первую очередь в том, что она, в конечном счете, детерминирована, обусловлена общественной практикой и ее потребностями. Однако с каждым десятилетием возрастает и обратное влияние науки на общество. Все более крепнет связь и взаимодействие науки, техники и производства - наука превращается в непосредственную производительную силу общества. В чем это проявляется?

Во-первых, наука сейчас обгоняет развитие техники, становится ведущей силой прогресса материального производства.

Во-вторых, наука пронизывает все сферы общественной жизни.

В-третьих, наука все в большей степени ориентируется не только на технику, но и на самого человека, развитие его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок его целостного развития.

В-четвертых, развитие науки приводит к появлению паранаучного знания. Это собирательное название идейно-гипотетических концепций и учений, характеризующихся антисциентистской направленностью. Термин «паранаука» относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. Концепции, наиболее часто относимые к паранауке: устаревшие научные концепции, такие как алхимия, астрология и пр., сыгравшие определённую историческую роль в развитии современной науки; народная медицина и другие «традиционные», но в определённой степени оппозиционые современной науке учения; спортивные, семейные, кулинарные, трудовые и т. п. «науки», представляющие собой образцы систематизации практического опыта и прикладных знаний, но не соответствующие определению науки как таковой.

Подходы к оценке роли науки в современном мире. Первый подход - сциентизм утверждает, что с помощью естественно-технического научного знания можно решить все общественные проблемы

Второй подход - антисциентизм, исходя из негативных последствий НТР, отвергает науку и технику, считая их силами враждебными подлинной сущности человека. Общественно- историческая практика свидетельствует, что одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать ее.

Функции современной науки:

1. Познавательная;

2. Культурно-мировоззренческая (обеспечение общества научным мировоззрением);

3. Функция непосредственной производительной силы;

4. Функция социальной силы (научные знания и методы широко используются при решении всех проблем общества).

Закономерности развития науки: преемственность, сложное сочетание процессов дифференциации и интеграции научных дисциплин, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации, теоретизация и диалектизация современного научного познания, чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» (научные революции) законов и принципов.

Формирование современной НКМ, во многом, связано с открытиями в квантовой физике.

Наука и техника

Техника в широком смысле слова - это артефакт, то есть все искусственно созданное. Артефакты бывают: материальные и идеальные.

Техника в узком смысле слова - это совокупность вещественно- энергетических и информационных устройств и средств, созданных обществом для осуществления своей деятельности.

Основой философского анализа техники стало древнегреческое понятие «техне», которое обозначало мастерство, искусство, умение нечто создать из естественного природного материала.

М. Xайдеггер считал, что техника - это способ бытия человека, способ его саморегуляции. Ю. Xабермас полагал, что техника объединяет все «вещное», противостоящее миру идей. О. Тоффлер обосновал волнообразный характер развития техники и его влияние на общество.

Способом проявления техники является технология. Если то чем человек воздействует - это техника, то как воздействует - это технология.

Техносфера - это особая часть оболочки Земли, представляющая собой синтез искусственного и естественного, созданная обществом для удовлетворения своих потребностей.

Классификация техники:

По видам деятельности выделяют: материально-производственную, транспорта и связи, научных исследований, процесса обучения, медицинскую, спортивную, бытовую, военную.

По типу используемого природного процесса бывает техника механическая, электронная, ядерная, лазерная и прочая.

По уровню структурной сложности возникли следующие исторические формы техники: орудия (ручного труда, умственного труда и жизнедеятельности человека), машины и автоматы. Последовательность этих форм техники, в целом, соответствует историческим этапам развития самой техники.

Тенденции развития техники на современном этапе:

Постоянно растут размеры многих технических средств. Так, ковш экскаватора в 1930 году имел объем 4 кубических метра, а сейчас 170 кубических метров. Транспортные самолеты поднимают уже 500 и более пассажиров и так далее.

Обозначилась тенденция противоположного свойства, к уменьшению размеров техники. Например, уже реальностью стало создание микроминиатюрных персональных компьютеров, магнитофонов без кассет и т. д.

Все в большей степени технические новшества осуществляются путем приложения научных знаний. Ярким примером тому служит космическая техника, ставшая воплощением научных разработок более двух десятков естественных и технических наук. Открытия в научном творчестве, дают толчок техническому творчеству с характерными для него изобретениями. Срастание науки и техники в единую систему, радикально изменившую жизнь человека, общества, биосферы называют научно-технической революцией (НТР).

Идет интенсивнее сращивание технических средств в сложные системы и комплексы: заводы, электростанции, системы комуникаций, корабли, и т. д. Распространенность и масштаб этих комплексов позволяет говорить о существовании на нашей планете техносферы.

Важной и постоянно растущей областью применения современной техники и технологии становится информационная область.

Информатизация - это процесс производства, хранения и распространение информации в обществе.

Исторические формы информатизации: разговорная речь; письменность; книгопечатание; электрическо - электронные репродуктивные устройства (радио, телефон, телевидение и т. д.); ЭВМ (компьютеры).

Массовое пользование компьютером знаменовало собой особого этапа информатизации. В отличии от физических ресурсов, информация как ресурс обладает уникальным свойством - при употреблении она не сокращается, а, напротив, расширяется. Неистощимость информационных ресурсов резко ускоряет технологический цикл «знание - производство - знание», обуславливает лавинообразный рост числа людей, вовлеченных в процесс получения, формализации и обработки знаний (в США 77 % занятых вовлеченны в сферу информационной деятельности и услуг), оказывает воздействие на распрастранненость систем массовой информации и манипулирование общественным мнением. Исходя из этих обстоятельств многие ученые и философы (Д. Белл, Т. Стоуньер, Й. Масуда) провазгласили наступление информационного общества.

Признаки информационного общества:

Свободный доступ для любого человека в любом месте, в любое в время к любой информации;

Производство информации в этом обществе должно осуществлятся в объемах необходимых для обеспечения жизнедеятельности личности и общества во всех его частях и направлениях;

Особое место в производстве информации должна занимать наука;

Ускоренная автоматизация и работизация;

Приоритетное развитие сферы информационной деятельности и услуг.

Бесспорно, определенные приемущества и благо несет в себе информационное общество. Однако нельзя не отметить и его проблемы: компьютерное воровство, возможность иноформационной компьютерной войны, возможность установления информационной диктатуры и террора провайдерных организаций и т. д.

Отношение человека к технике:

С одной стороны до наших дней дошли факты и идеи недоверия и враждебности к технике. В Древнем Китае некоторые мудрецы-даосы отрицали технику, мотивируя свои действия тем, что, используя технику попадаешь от нее в зависимость, утрачиваешь свободу действий и сам становишься механизмом. В 30-е годы ХХ века О. Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек стал рабом машин и будет ими загнан на смерть.

В тоже время кажущаяся незаменимость техники во всех сферах человеческого бытия иногда порождает безудержную апологию техники, своеобразную идеологию техницизма. В чем это проявляется? Во-первых. В преувеличении роли и значения техники в жизни человека и, во-вторых, в переносе на человечество и личность характеристик присущих машинам. Сторонники технократии видят перспективы прогресса в сосредоточении политической власти в руках технической интеллигенции.

Последствия влияния техники на человека:

Благотворная составляющая включает в себя следующее:

широкое распространение техники способствовало удлинению средней продолжительности жизни человека почти в два раза;

техника освободила человека от стеснительных обстоятельств и увеличила его свободное время;

новая информационная техника качественно расширила масштабы и формы интеллектуальной деятельности человека;

техника принесла прогресс в процесс образования; техника подняла эффективность человеческой деятельности в различных сферах жизни общества.

Негативные воздействия техники на человека и общество таковы: техника некоторыми своими видами несет опасность для жизни и здоровья людей, возросла угроз экологической катастрофы, увеличилось число профессиональных болезней;

человек, становясь частицей какой-то технической системы, лишается своей творческой сущности; возрастающее количество информации вызывает тенденцию убывания доли знания, которым в состоянии обладать один человек;

техника может быть использована как эффективное средство подавления, тотального контроля и манипулирования личностью;

огромно воздействие техники на психику человека и через виртуальную реальность, и через замену цепочки «символ-образ» другой «образ-образ», что приводит к остановке развития образного и абстрактного мышления, а также появлению неврозов и психических заболеваний.

Инженер (с фр. и лат. означает «творец», «создатель», «изобретатель» в широком значении) - это человек, который мысленно создает технический объект и управляет процессом его изготовления и эксплуатации. Инженерная деятельность - это деятельность по мысленному созданию технического объекта и управлению процессом его изготовления и эксплуатации. Инженерная деятельность выделилась из технической деятельности в XVIII веке в период промышленной революции.

Научное познание, будучи системой понятий и теорий, позволяет объяснить и предсказывать разнообразные явления, события. Объяснение и предвидение являются важнейшей функцией научного знания, за счет которых человек оптимизирует своё взаимодействие с природой, управление общественными процессами, сам процесс познания. Научное познание ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности в соответствующие продукты. Различные виды познания по-разному выполняют эту роль. Достоверность научных знаний подтверждает экспериментальный контроль по получаемым знаниям и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой, организованными в систему.

Основная особенность научного познания – ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности.

Наука также изучает и субъектную структуру деятельности, но как особый объект. Таким образом, наука может изучать все в человеческом мире, но в особом ракурсе, и с особой точки зрения. Этот особый ракурс предметности выражает одновременно и безграничность и ограниченность науки, поскольку человек как самодеятельное, сознательное существо обладает свободой воли, и он не только объект, он еще и субъект деятельности. И в этом его субъектном бытии не все состояния могут быть исчерпаны научным знанием, даже если предположить, что такое всеобъемлющее научное знание о человеке, его жизнедеятельности может быть получено.

Особенности научного познания можно сформулировать таким образом:

1. Научное познание систематизировано и является совокупностью организованных и упорядоченных знаний на основе строгих логических и теоретических принципов, при этом одни знания логически выводимы из других знаний.

2. Научное познание стремится к постижению истины;

3. Объективность научного знания, которая означает исключение субъективистских тенденций и произвола;

4. Доказательность научных знаний, которая гарантирует его объективность и общезначимость через его тщательную эмпирическую проверку;

5. Обобщенность и абстрактность научного знания, выражающаяся в форме теорий, действующих законов и процессов природы;

6. Применение особых материальных средств познания: приборов, аппаратов, инструментов (научного оборудования);

7. Построение и использование идеальных моделей для формирования научных теорий. Идеальная модель объекта теории строится с применением идеализации.

Научное познание является динамической системой включающей в себя деление наук на два больших класса - естественные науки о природе и гуманитарные, об обществе. Выделяются также фундаментальные и прикладные науки. В структуре научного познания особое место занимают: уровни познания (эмпирический и теоретический); формы познания (научный факт, теория, проблема, гипотеза); методы познания (эксперимент, наблюдения, анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование, системный подход).

ДОКЛАД

На тему: «Идеалы научного знания, научные традиции, открытия, революции. (Характерные черты современного этапа научно-технического прогресса. Методология науки.) »

Выполнила:

Студентка группы 366-М2

Ж.М. Курмашева

«__» __________2016 г.

Проверил:

доктор ф.-м. наук, профессор

М.М.Михайлов

«__» __________2016 г.

Введение

В докладе рассмотрены основные научные революции, научные традии, методология науки. Из сказанного ниже очевидно, что наука обычно представляется как сфера почти непрерывного творчества, постоянного стремления к новому. Однако в современной методологии науки четко осознано, что научная деятельность может быть традиционной.

Также наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Наука – творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Научное познание есть не что иное, как деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их эффективного использования.

Научные революции – это этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями. Основания науки включают несколько компонентов: цели и методы исследования; научная картина мира; философские идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.

Методология науки – это научная дисциплина, которая изучает методы научно-познавательной деятельности. Методология в широком смысле представляет собой рационально-рефлексивную мыслительную деятельность, направленную изучение способов преобразования человеком действительности – методов.

Особенности научного знания

Научное знание – знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования, ее особый язык и т. д.). Важнейшие виды и единицы научного знания: теории, дисциплины, области исследования (в том числе проблемные и междисциплинарные), области наук (физические, математические, исторические и т. д.), типы наук (логико-математические, естественно-научные, технико-технологические (инженерные), социальные, гуманитарные). Их носители организованы в соответствующие профессиональные сообщества и институты, фиксирующие и распространяющие научное знание в виде печатной продукции и компьютерных баз данных.

Знание характеризует обладание человеком определенной информации и частичную осознанность этой информации. Знание в форме заблуждения – это информация о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представляет как существующее. Неправомерно отождествлять истинное и научное знания. Наука, ориентируясь на получение объективного истинного знания, включает в себя множество ложных идей. Также неистинным (недоказанным) является гипотетическое научное знание, теоремы, парадоксы. За счет гипотетического, парадоксального знания, требующего дополнительной проверки и уточнения, развивается наука. Истина может существовать не только в виде научного знания, но и во вненаучной форме (наука лишь один из способов постижения мира.)

Элементы научного знания (структурные компоненты)

1. факты (должны быть установлены);

2. закон (совокупность схожих фактов) – есть всеобщая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь между сторонами явления, применительно к которому этот закон устанавливается;

3. научная проблема – всегда связана с какими-либо противоречиями, которые обнаруживаются в действии практически любого закона;

4. гипотеза – предположительное знание, направленное на объяснение проблемы;

5. методы (анализ, синтез, индукция, дедукция);

6. теория – высшая форма организации научного знания, которой при помощи системы законов более-менее полно объясняется та или иная сторона объективного мира;

7. научная картина мира – это обобщенное представление, образованное совокупностью наиболее общих знаний всех существующих на конкретный момент наук;

8. философские основания науки;

9. нормы (образцы, эталоны) научного исследования;

10. уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое знание.
Уровни научного знания :

1) эмпирический уровень

2) теоретический уровень

3) метатеоретический уровень

а) подуровень общенаучное знание

б) подуровень философских оснований науки.

Эмпирический и теоретический уровни имеют дело с разными средами одной и той же действительности. Э. исследование изучает явления и их взаимодействие. На уровне Э. познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде. Задача теоретического уровня состоит в познании сущности явлений, их закона. Э. исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами реальности.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фиксирующая факты деятельность – характерные признаки эмпирического познания.

Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Истинность знания - соответствие его познаваемому предмету. Всякое знание должно быть знанием предметным. Однако истинность свойственна не только науч­ному знанию. Она может быть свойственна и донаучным, практически-обыденным знаниям, мнениям, догадкам и т.п. В гносеологии различаются понятия «истина» и «знание».

Научное знание - не просто сооб­щается об истинности того или иного содержания, но приво­дятся основания, по которым это содержание истинно (на­пример, результаты эксперимента, доказательство теоремы, логический вывод и т. д.). Поэтому в качестве признака, ха­рактеризующего истинность научного знания, указывают на требование его достаточной обоснованности. В отличие от не­достаточной обоснованности истинности других модифика­ций знаний.

Поэтому принцип достаточного основания яв­ляется фундаментом всякой науки: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность ко­торых доказана. Его формулировка принадлежит Г. Лейб­ницу: «Все существующее имеет достаточное основание для своего существования».

Структура научного знания.

Структура научного знания.

1) Субъект научного знания (индивид, группа, коллектив, научное сообщество, все человечество в целом).

2) Объект и предмет научного знания.

3) Методы познания, которые объясняются спецификой самой науки и предмета познания.

4) Средства познания (микроскопы и т.д.).

5) Специфический язык.

Общая модель развития научного знания. Всякая наука проходит некоторые этапы в своем развитии:

1) Достоверно установленные факты, взятые из эмпирических наблюдений.

2) Первоначальное обобщение совокупности фактов и создание гипотез.

3) Формирование научной теории, включающей ряд или систему закономерностей, описывающих или объясняющих определенные явления реальности.

4) Создание научной картины мира, т.е. обобщенного образа всей реальности, в котором сведены воедино основные теории на данный исторический период.

Различают общенаучную картину мира, которая включает в себя природу, общество, человеческое сознание и естественнонаучную картину мира.

Говоря об уровнях, выделяемых познавательной деятельности человека мы отметили чувственное и рациональное познание. Эти уровни в равной мере характерны для всех видов познавательной деятельности человека (и обыденной, и художественно-образной), а не только научной. В научном познании выделяются два основных уровня – эмпирический и теоретический. Между ними существует принципиальные отличия, связанные с тем, что эмпирическое и теоретическое познание они не изначальные свойства человека; они достижение культуры результат философского анализа способов научного познания. В этом смысле эмпирический уровень – не просто чувственное созерцание. Он направлен на фиксацию определённого характера реальности, определенных ее сторон и соотношение между ними. Тем самым он включает в себя развитый категориальный аппарат и рациональное познание, который фиксируют на основе наблюдения эмпирический факт. Равно теоретическое познание не обходится без наглядных образов, которые называются идеальными объектами, с которыми исследователь проводит мысленные эксперименты, моделируя свойства и поведение идеальных объектов в различных отношениях. Примеры таких идеальных объектов: абсолютно твёрдое тело, материальная точка, идеальный маятник.

Итак, наиболее широко научное познание можно структурировать на эмпирический и теоретический уровни. Результатом эмпирического исследования является эмпирический факт. Результатом теоретического исследования – теория – целостное описание определённой части действительности в системе закономерностей и отношений. Теория наиболее совершенный и развитый результат научного познания. Поэтому выделяются и более частные результаты теоретического исследования, например, модель или научный закон.


Похожая информация.


Наука в наши дни становится все более значимым фактором общественного развития. Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и особый социальный институт. Анализ науки можно осуществлять в разных аспектах: историческом, социологическом, культурологическом и т.д. Но главным, раскрывающим статус науки в обществе, является гносеологический аспект, исследующий ее особенности как особого вида познавательной деятельности. Наука – это специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов.

В современном мире существует много разнообразных наук, которые можно подразделить на четыре больших блока: естественные, общественные, гуманитарные и технические. Предметы этих четырех блоков наук достаточно явно выделяются: природа, общество, духовный мир человека, техника. Помимо предметного критерия, науки можно классифицировать и по их отношению к практике, выделяя при этом фундаментальные и прикладные науки. По тому, где и кем развивается наука, можно говорить об академической, вузовской и отраслевой науке. Есть и другие критерии, которые позволяют дифференцировать сложное многокачественное поле науки.

Специфические признаки научного познания . Возрастающая роль науки в общественной жизни породила новые черты во взаимодействии ее с другими формами познавательной деятельности (обыденным познанием, искусством, философией, религией и т.д.). В связи с этим остро ставится проблема особенностей научного познания, его отличий от донаучного, ненаучного познания. Рассмотрим специфические признаки научного познания.

1.Объективность. Научное познание ориентировано на раскрытие объектов, взятых «самих по себе», такими, какие они есть, без всяких привнесений в них чего - либо субъективного. В этом принципиальное отличие научного познания от художественного, мировоззренческого. В науке особенности жизнедеятельности ученого, его оценочные суждения не входят в состав порождаемого им знания (законы Ньютона не позволяют судить о том, что любил и что ненавидел он). Тогда как отражение предметов объективного мира в искусстве, философии одновременно выражает и ценностное отношение художника, мыслителя к нему. Отпечаток личности художника как бы «вплавлен» в содержание художественного образа. В портретах кисти Рембрандта запечатлена личность самого Рембрандта, его мироощущение, личностное отношение к изображаемым явлениям. Из этого, конечно, не следует, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научном творчестве и не влияют на его результаты. Научное познание обусловлено не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера.

2.Рациональность . Научное знание в отличие от обыденного носит характер рационально обоснованного и доказательного. Достоверность научных знаний не просто провозглашается, а обосновывается, доказывается, опираясь на ряд процедур. Например, процедура верификации, предложенная неопозитивистами, имеет прямое отношение к критерию доказательности знания. Научная рациональность означает соотнесенность познания с образцами, стандартами, логическими и методологическими нормами. Норма – это совокупность критериев, применяемых к оценке научного знания. Нормативную сторону познания характеризуют такие понятия как «стиль мышления», «парадигма» и др. Рационально организованная научная деятельность, руководствуясь критериями доказательности, обоснованности, должна приводить к получению достоверного, истинного знания. В зависимости от исторических этапов науки, многообразия видов знания в современной литературе выделяется несколько типов рациональности.

3.Эссенциалистская направленность . Она означает нацеленность научного познания на воспроизведение сущности изучаемых явлений, отображение повторяющихся, внутренних, существенных связей и закономерностей действительности. Это не исключает в рамках отдельных наук важности описания наблюдаемых явлений на эмпирическом уровне исследования. От явлений – к сущности, а от сущности I-го порядка - к сущности II-го, III-го порядка и т.д. – такова общая логика развития научного познания. Повседневное, художественное познание не ставит своей задачей открытие законов.

4.Системность . Научное знание особым образом организовано, одни его фрагменты связаны с другими по определенным принципам, имеются процедуры выводимости одних знаний из других, и это позволяет говорить о системности научного знания. Проявлением системности выступает такая форма организации научного знания как теория.

5.Проверяемость. Научное знание отличается от псевдонаучного тем, что может быть проверено на практике, испытано логическим путем. Научные истины интерсубъективны в том смысле, что могут быть воспроизведены через практику и подвергнуться проверке любым человеком, а не только их автором.

6.Специальный язык. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения. Наука стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения и вырабатывает специальный язык, куда входят специфические научные термины.

7.Специальные методы. Объекты, на которые направлено обыденное познание, формируются в повседневной практике и приемы, посредством которых каждый такой объект выделяется в качестве предмета познания, как правило, субъектом не осознаются в качестве специфического метода познания. В научном же исследовании, например, в современной атомной физике, уже само обнаружение объекта, выделение свойств его, которые подлежат изучению, требует разработки специальных методов, специальных приборов, проведения специальных расчетов. Поэтому в науке наряду со знанием об объекте формируется знание о методах научной деятельности. Это ведет к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.

8.Система ценностных ориентаций и целевых установок. Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта, целенаправленного формирования ученых-специалистов. Это приводит к появлению особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров. Включение человека в научную деятельность предполагает наряду с овладением накопленным наукой объемом знаний, средствами и методами исследования еще и усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок, специфических для науки. Главная из них – установка на поиск истины , которая должна восприниматься ученым как высшая ценность науки. И не менее важную роль в научном исследовании играет установка на постоянный рост знания, получение нового знания. Эта установка выражается в системе нормативных требований, например, в запрете на плагиат, допустимости критического пересмотра оснований науки и т.д.

Структура научного познания. В структуре научного познания выделяют уровни научного познания и основания научного знания.

1. Уровни научного познания. Применительно к познавательному процессу в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание, художественно-образное освоение мира и т.д., чаще всего говорят о чувственной и рациональной ступенях познания. Научное познание (а не всякое) характеризуется эмпирическим и теоретическим уровнями исследования.

Категории «чувственное» и «эмпирическое», «рациональное» и «теоретическое» отождествлять нельзя. Эмпирическое познание никогда не может быть сведено к чистой чувственности. На уровне наблюдений, установлении научных фактов обязательно присутствует деятельность мышления, данные органов чувств подвергаются рациональной обработке, оформляются в языке. Теоретическое познание, соответственно, не представляет собой чистой рациональности. При построении теории используются наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания. Таким образом, с переплетением чувственного и рационального мы сталкиваемся как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного исследования.

Различение эмпирического и теоретического уровней осуществляется по следующим критериям.

1).По характеру предмета исследования. Эмпирическое исследование изучает явления и зависимости между ними. Теоретическое исследование раскрывает сущность объекта, постигает его внутренние связи и закономерности.

2).По типу применяемых средств исследования . Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. К средствам эмпирического исследования относят приборы, приборные установки, посредством которых исследователь осуществляет наблюдение и экспериментальную деятельность. В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное взаимодействие с объектами, на этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Ученый-теоретик имеет дело с идеализированными объектами, их также называют абстрактными объектами или теоретическими конструктами. Их примерами могут служить абсолютно твердое тело, материальная точка и др. Таких тел в природе нет, они выступают как результат нашего мыслительного конструирования, когда мы абстрагируемся от несущественных (в том или ином отношении) связей и признаков предмета и строим идеальный объект, который выступает носителем только сущностных связей.

3).По методам исследовательской деятельности. Основными методами эмпирического исследования являются реальное наблюдение и реальный эксперимент. Важную роль играют также методы эмпирического описания, сравнения, измерения. На теоретическом уровне исследования применяются особые методы: идеализация, мысленный эксперимент, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.

4).По форме организации полученного знания. На эмпирическом уровне информация об объекте представлена в форме данных наблюдения (протоколов наблюдения) и эмпирических фактов, которые устанавливаются через рациональную обработку данных наблюдения. На теоретическом уровне формой организации знания являются законы, идеальные теоретические модели, теории.

Реальный процесс научного познания представляет собой многообразные взаимодействия различных уровней, типов знания: теория принимает участие в формировании фактов, в свою очередь, факты требуют построения новых теорий, которые сначала строятся как гипотезы, а затем обосновываются и превращаются в теории. Существуют многообразные и сложные процедуры взаимодействия уровней научного знания.

2. Основания научного знания. Структура научного познания не исчерпывается уровнями, она включает также и то, что принять называть основаниями научного знания. Эти основания регулируют научное познание, определяют стратегию научного поиска, обеспечивают включение результатов научного творчества в культуру соответствующей исторической эпохи. Можно выделить три составляющих блока оснований науки: 1) идеалы и нормы исследования, 2) научную картину мира и 3) философские основания.

В первый блок входят идеалы и нормы доказательности и обоснования, объяснения и описания, построения и организации знания. Ряд этих нормативных структур являются общими для всякого научного познания, какие-то характерны для конкретной исторической эпохи (находят свое воплощение в стиле мышления эпохи), а какие-то – специфичны для конкретной науки. В системе идеалов и норм выражен определенный образ познавательной деятельности, представление об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины. Эта система обусловлена как спецификой объекта, так и социокультурными факторами. Нормативная сторона науки была отражена Т.Куном в понятии парадигмы, И.Лакатосом – в понятии научно-исследовательской программы.

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественнонаучной картиной мира. В истории развития науки выделяют механическую картину мира, электромагнитную и квантово-релятивистскую. Современная научная картина мира строится на базе синергетики – научной дисциплины, позволяющей рассматривать мир с позиции способностей материальных систем к самоорганизации.

Третий блок оснований науки образуют философские идеи и принципы , которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру. Помимо функции обоснования философские идеи и принципы выполняют эвристическую функцию, активно участвуют в построении новых теорий.

Методы научного познания. В своей познавательной деятельности, в том числе и в научной, люди используют самые разнообразные методы. Методологический анализ процесса научного познания позволяет выделить два типа приемов и методов исследования. Во-первых, приемы и методы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как научное, так и обыденное знание. Их можно назвать общелогическими методами. Во-вторых, существуют особые приемы, характерные только для научного познания – научные методы исследования. Научные методы исследования можно подразделить на две основные группы: методы эмпирического исследования и методы теоретического исследования.

К общелогическим методам познания относятся: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.

Анализ – это мысленное расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез – это мысленное соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Аналитико-синтетическая деятельность лежит в фундаменте человеческого мышления.

Абстрагирование – это особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.

Обобщение – это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению.

Индукция – процесс выведения общего положения из ряда частных утверждений, из единичных фактов. Индуктивные умозаключения проблематичны (их результаты носят вероятностный характер), индукция как бы «наводит» человеческую мысль на открытие общих закономерностей.

Дедукция – процесс рассуждения, противоположный индукции, идущий от общего к частному или менее общему. Дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии, что такое знание содержалось в посылках.

Аналогия – это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают и об их сходстве в других признаках. Аналогия с тем, что уже известно, позволяет понять то, что неизвестно. Аналогия с тем, что является относительно простым, помогает понять то, что является более сложным.

Аналогия, понимаемая как перенос информации об одних объектах на другие, составляет основу моделирования.

Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, знаковым. С возникновением ЭВМ в науке получило широкое распространение компьютерное моделирование на основании специально создаваемых для этих целей программ.

К общенаучным методам эмпирического исследования относятся: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент.

Наблюдение – это целенаправленное изучение предметов и явлений действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях объекта. К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения – установки, приборы, измерительные инструменты. Наблюдение является не пассивной, а активной (целенаправленной, избирательной, теоретически обусловленной) деятельностью.

Описание – метод познания, связанный с закреплением и передачей результатов наблюдения с помощью определенных знаковых средств (естественного и искусственного языка). С помощью описания чувственная информация переводится на язык знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки. Описание подразделяется на качественное и количественное (с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур).

Измерение – это процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Введение метода измерения в естествознание открывает путь к его математизации, превращению естественных наук в точные науки.

Сравнение и сравнительно-исторический метод связаны с установлением сходства и различия предметов. Все познается в сравнении. Сравнение тогда играет важную роль в науке, когда сравниваются действительно однородные или близкие по своей сущности вещи. На основе сравнительно-исторического метода выросли целые отрасли знания: сравнительная анатомия, сравнительная психология, сравнительное языкознание и т.д. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить генетическое родство тех или иных животных, языков, народов и т.д.

Эксперимент - это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент имеет перед наблюдением ряд преимуществ: в ходе эксперимента изучаемое явление может не только наблюдаться, но и воспроизводиться по желанию исследователя; в условиях эксперимента возможно обнаружение таких свойств явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях; эксперимент позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств путем варьирования условий и изучать явление в «чистом виде»; в условиях эксперимента резко возрастает роль и расширяется арсенал используемых приборов, инструментов, установок.

Особенностью эксперимента является то, что он принадлежит как к познавательной, так и к практической деятельности человека. Если целью эксперимента является приращение знания, то в этом случает он относится к познавательной деятельности (это так называемый поисковый эксперимент). Если эксперимент ставится с целью подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся знания (его еще называют проверочным или контрольным экспериментом), то тогда он представляет собой форму практики. Особым видом эксперимента является мысленный эксперимент, который относится, скорее, к теоретическим, чем к эмпирическим методам исследования.

К научным методам теоретического исследования относятся: идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования.

Идеализация – мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Результатами идеализации являются такие абстрактные объекты (их еще называют идеальными или идеализированными объектами, теоретическими конструктами), как «точка», «прямая» в геометрии, «абсолютно черное тело» или «идеальный газ» в физике и т.п.

Формализация – обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Формализация связана с использованием знаков, символов, языка математики, логики, кибернетики. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних. Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики представляет формальное исследование основных характеристик структуры различных, порой весьма далеких по своей природе явлений. Всякая формализация неизбежно ведет к огрублению реального объекта, односторонности его изучения. Имея огромное значение в современном научном познании, формализация не может считаться универсальным методом познания, она должна дополняться содержательным анализом.

Аксиоматический метод – это метод построения теоретического знания, связанный с принятием исходных положений, не требующих доказательств (аксиом или постулатов), и с выведением на их основе по правилам логики следствий. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия. Аксиоматический метод развивался по мере развития науки. «Начала» Евклида были первой стадией его применения, которая получила название содержательной аксиоматики. Впоследствии был совершен переход от содержательной к формальной и затем к формализованной, с использованием математической логики, аксиоматике.

Гипотетико-дедуктивный метод – специфический метод построения и развития теоретического знания в естественных науках, связанный с выдвижением гипотез, из которых дедуктивно выводятся следствия, подлежащие опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется. В процессе выдвижения гипотезы используются логические методы (индукция, аналогия и др.), но особо следует отметить роль интуиции. Обоснование, подтверждение гипотезы требует дискурсивного мышления, логических средств, но это не исключает и на этом этапе интуитивных озарений.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному предполагает движение мысли от абстрактных, бедных содержанием понятий, определений к богатому, системному знанию об объекте. Исходным пунктом познания является конкретный, непосредственно и чувственно воспринимаемый объект (конкретное, чувственно воспринимаемое целое). Мысль вычленяет отдельные свойства и связи этого целого и формирует абстракции, которые односторонне, неполно отражают этот объект. От отдельных абстракций мысль идет к их системе, к восстановлению конкретности, но уже не как непосредственно данной органам чувств, а как знания существенных свойств и связей объекта, закономерных тенденций его развития, свойственных ему внутренних противоречий. Конкретное знание – это знание системное, дающее целостный образ исследуемого объекта в единстве его многообразных сторон (единство многообразного). Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и естественных науках.

Исторический и логический методы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных исторически развивающихся объектах. В основе исторического метода лежит изучение реальной истории объекта в ее конкретном многообразии, зигзагах и случайностях, особенных и единичных проявлениях. Логический метод отражает действительность в ее закономерном развитии, раскрывает объективную логику развития объекта на основе изучения высших стадий его развития. Логическое в целом совпадает с историческим: оно есть историческое, очищенное от случайностей и взятое в его существенных закономерностях.

Все описанные методы познания в реальном научном исследовании всегда работают во взаимодействии. В процессе развития науки развивается и система ее методов, формируются новые приемы и способы исследовательской деятельности.

Научное творчество. На основе познавательных способностей человека развертывается его творческая деятельность. Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Новизна и социальная значимость результатов чаще всего рассматриваются в качестве критериев творчества. Существуют разные виды творчества: производственное, политическое, научное, техническое, художественное и др. Научное творчество связано с деятельностью ученых по производству принципиально нового знания, с поиском истины и ее доказательством, с выдвижением новых гипотез и построением на их основе теорий. Сущность научного творчества проявляется в научном открытии – установлении новых, ранее не известных фактов, свойств и закономерностей реального мира.

В разработке проблем научного творчества значительное место отводится анализу структуры творческого процесса , выделению основных этапов (стадий) научного творчества. Самой распространенной является трактовка, включающая 5 этапов: 1) постановка проблемы, формулировка целей и задач исследования; 2) сбор информации, сознательный с привлечение логических методов поиск путей решения проблемы; 3) этап созревания (вынашивания) идеи, который называют также «инкубационным периодом» и который связан с бессознательной работой ума; 4) рождение новой идеи в форме догадки, нахождение принципа решения проблемы через интуитивное озарение или «инсайт»; 5) оформление найденного решения, обоснование найденной догадки до уровня гипотезы и перерастание гипотезы в теорию посредством логического доказательства и проверки гипотезы. Как видим, в творческом процессе переплетаются логические, дискурсивные моменты и интуитивные. И все же вопрос о природе интуиции, ее роли в научном открытии может быть поставлен особо в силу его дискуссионности, важности.

Интуиция как специфический познавательный процесс выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, абстрактное мышление. Распространенность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в повседневных условиях, в условиях нестандартных ситуаций. Человеческая культура знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области путем «озарения». Интересны свидетельства Ф.А.Кекуле, Г.Гельмгольца, А.Эйнштейна и других ученых о посещавших их интуитивных озарениях. На основе описаний и экспериментального изучения интуиции были выделены 3 основных признака интуиции как познавательного процесса: 1) внезапность (неожиданность) решения задачи; 2) неосознанность путей и средств ее решения; 3) непосредственность постижения истины. Исходя из этих признаков интуиции можно дать такое ее определение: интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Психологический анализ интуиции ведется на основе изучения соотношения сознательного и бессознательного, подсознательного механизмов ее осуществления. Гносеологическая природа интуиции раскрывается через сложные переходы чувственных образов в понятия и понятий в чувственные образы, через синтез понятийной всеобщности и чувственной данности. В этих переходах ряд современных авторов усматривает разгадку таинственной природы интуитивного знания.

Есть работы психологов, физиологов, в которых исследуются факторы, благоприятствующие интуиции и, наоборот, тормозящие ее проявление. К первым можно отнести: основательную профессиональную подготовку человека, глубокое знание проблемы, сильную мотивацию на решение проблемы, поисковую доминанту, наличие «подсказки», наталкивающей на верную идею и др. К неблагоприятным условиям можно отнести: умственное и физическое переутомление, работу «из-под палки», домашние и денежные заботы и др. Знакомство с условиями проявления интуиции позволяет сформулировать некоторые рекомендации по ее активизации: временно отключаться от проблемы для активизации подсознательных механизмов мышления, параллельно работать над несколькими проблемами, не откладывать в сторону нерешенную проблему без чувства хотя бы небольшого успеха и т.д.

В истории философии большое внимание проблеме интуиции уделяли Платон, Аристотель, Р.Декарт, А.Бергсон и др.

Рассмотрение научного творчества показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его интуиции, нравственных качеств. Процесс научного познания и дискурсивен, и интуитивен, в нем сливается необходимость со случайностью. Как показывает опыт развития науки, научным творчеством в известных пределах можно управлять. Приемы активизации творческих способностей рассматриваются в «синектике» У.Гордона, «брейнсторминге» А.Осборна, «алгоритме изобретений» Г.С.Альтшуллера. Управление творчеством предполагает влияние не только на индивидуальные способности исследователя, но и на социально-экономические, политические, общекультурные обстоятельства с целью создания благоприятных условий для проявления творчества.

Лекция 2 НАУЧНЫЙ МЕТОД И ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Особенности и методы научного познания. Научный метод - основа науки. Принципы познания в естествознании: принцип причинности, принцип наблю­даемости, принципы отбора, принципы симметрии, принципы оптимальности, принцип соответствия, редукционизм, парадоксы как движущая сила науки, красота науки.

Знание - сила. Ф. Бэкон

2.1. Особенности и методы научного познания

Мы познаем мир с помощью органов чувств - естественных физических приборов человеческого организма. Основную инфор­мацию об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения (глаза). Но наши органы чувств могут обманывать нас. Не все существующие в мире звуки мы воспринимаем, достаточно субъективны наши вкусовые и тепловые ощущения, чувство боли.

Постепенно человек научился создавать приборы и системы для получения информации об окружающем мире, а знания стали бо­лее достоверными и глубокими. Научное знание в отличие от обы­денного (житейского опыта, здравого смысла) характеризуется ря­дом специфических черт.

Во-первых, это не опыт отдельного человека и его мироощуще­ние. Наука - это суммарный опыт всего человечества на всем историческом пути его развития.

Во-вторых, научное знание в отличие от обыденного имеет не простые формы (непосредственного отражения, ощущения и вос­приятия), а сложные - специально выработанные формы выра­ жения научной истины в виде научных понятий, принципов, методов и теорий. Главная особенность научных знаний заклю­чается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретиче­ском характере. Научное знание начинается тогда, когда за сово­купностью фактов осознается закономерность - общая, необхо­ димая связь между ними, что позволяет объяснить, почему дан­ное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Научное познание отличает стремление к объективно­ сти, т.е. к изучению мира таким, каким он есть вне и независимо от человека.

В-третьих, по своей природе научное знание не стихийно, а строго организованно, упорядоченно, субординированно.

В-четвертых, оно представляет собой систему, принципиально проверяемую, основанную на фактах, истинную.

В-пятых, это не только система готового знания, но и система приобретения нового знания, т.е. система научных методов - системность знаний.

Термин "метод" означает способ построения системы познания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов и правил, которые позволяют достичь результатов наи­более рациональным путем. Владение методом означает для чело­века знание того, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения какой-либо задачи, и умение приме­нять эти знания на практике.

Среди множества используемых в науке методов, перечислим некоторые как наиболее важные:

    анализ - расчленение целостного предмета на составные ча­ сти (стороны, признаки, свойства и отношения) для их все­ стороннего объяснения;

    синтез - соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;

    абстрагирование - это мысленное отвлечение от каких-то менее существенных в данных условиях свойств, сторон, при­ знаков, отношений изучаемого объекта с одновременным вы­ делением и формированием одной или нескольких наиболее существенных сторон, свойств или признаков и отношений этого объекта;

    идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате такого изменения могут быть исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны или признаки объекта. Хорошо известным примером идеали­ зации является понятие материальной точки в механике - это объект, размерами которого пренебрегают. Реально в природе таких объектов не существует, но подобная абстракция поз­воляет заменить в исследовании самые различные реальные объекты: от атомов и молекул до планет и звезд;

    обобщение - прием мышления, в результате которого уста­ навливаются общие свойства и признаки объектов;

    индукция - метод исследования и способ рассуждения, в ко­ тором общий вывод строится на основе частных посылок;

    дедукция - способ рассуждения, посредством которого из об­ щих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;

    аналогия - прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сход­ стве в других признаках;

    моделирование - изучение объекта (оригинала) путем созда­ ния и исследования его копии (модели), замещающей ори­ гинал с определенных сторон, интересующих исследователя. При моделировании широко используются абстрагирование, аналогии и обобщения. Среди многих методов моделирова­ ния отметим математическое моделирование, производимое средствами математики и логики. Мысленный эксперимент является одним из видов моделирования, широко используе­ мых в науке.

Различают два уровня научного познания: эмпирический (опытный) и теоретический. Эмпирический уровень познания характеризуется непосредственным исследованием реально суще­ствующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне происходит процесс накопления информации об исследуемом объ­екте путем наблюдения, выполнения разнообразных измерений и проведения экспериментов, а также производится первичная си­стематизация получаемых данных и, возможно, формулирование некоторых простых эмпирических закономерностей.

Теоретический уровень научного исследования осуществляет­ся на рациональной (логической) ступени познания. Здесь строят­ся научные теории, которые являются основной формой научно­го знания. Это более высокая ступень в научном познании. Здесь широко используется метод научного абстрагирования и идеали­зации - переход к обобщенным представлениям и понятиям. В процессе абстрагирования происходит отход от чувственно вос­принимаемых конкретных объектов к воспроизводимым в мышле­нии абстрактным представлениям о них. То, что получают в результате, называют абстракцией, которая, очевидно, отличается от конкретного. Таким образом, как говорят философы, на теоре­тическом уровне осмысление представляет собой восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному.

На этой основе также строятся научные понятия, которые в науке играют очень важную роль. Понятия - это отражение предметов и явлений со стороны их существенных свойств и отношений. Всякое познание человеком природы начинается с ощущений, которые связывают его с миром явлений и рождают образы. Явления и образы описываются с помощью языка (слов). Одни и те же слова у разных людей рождают различные образы. Существуют слова или группы слов, которые не связаны непосред­ственно с образами, хотя и появились благодаря им. Это и есть понятия. Понятия обобщают коллективный опыт, но они лишены деталей, присущих конкретным образам, и поэтому пригодны для общения разных людей между собой. Но понятия не вполне одно­значны, хотя бы потому, что у разных людей они вызывают раз­личные образы. Даже в повседневной жизни это часто приводит к недоразумениям. В науке такое недопустимо, потому что ее ре­зультаты претендуют на объективный смысл, который не должен зависеть от непостоянства человеческих мнений. В науке почти каждому понятию ставят в соответствие формулу - набор симво­лов и чисел, и задают правила действий над ними, чем достигается однозначность науки, позволяющая понимать друг друга ученым разных стран и поколений.

Понятия позволяют обобщать и выделять предметы по их об­щим признакам. Процесс образования понятий связан с огруб­ лением действительности, так как рассмотрение ведется толь­ко со стороны тех свойств и отношений, которые интересуют в данной теории, отвлекаясь от всех прочих. Поэтому их нельзя рассматривать как нечто неизменное, заданное. Время от вре­мени они должны пересматриваться, углубляться адекватно по­знанию внешнего мира. Научные понятия, составляющие логи­ческую основу законов природы, не статичны, не абсолютны. Отсюда следует, что законы природы нельзя абсолютизировать, а значит, наши представления о физической реальности никогда не могут быть окончательными.

Таким образом, объектами научного (теоретического) по­ знания выступают не сами предметы и явления реального ми pa , а их своеобразные аналоги (модели) - некие идеализирован­ные объекты. Поэтому полученная картина природы не обяза­тельно буквально совпадает с реально существующим миром.

Многие ученые ее считают всего лишь рабочей моделью.

Например, наше представление о строении атома есть только модель - невидимый атом описывается с помощью макроскопи­ческих понятий. Мы не знаем, что в действительности представ­ляет собой атом, но можем сказать, что он ведет себя "так-то и так-то", если на него подействовать "вот так". Даже современные методы исследования не позволяют увидеть атом. Получаемые с их помощью изображения интерпретируются также в рамках тех же моделей. Известный физик Р. Фейнман писал: "Раз поведе­ние атомов так не похоже на наш обыденный опыт, то к нему очень трудно привыкнуть. И новичку в науке, и опытному физи­ку - всем оно кажется туманным и своеобразным. Даже большие ученые не понимают его настолько, как им бы хотелось, потому что весь непосредственный опыт человека, вся его интуиция -все прилагается к крупным телам. Мы знаем, что будет с боль­шим предметом; но именно так мельчайшие тельца не поступают. Поэтому, изучая их, приходится прибегать к различного рода аб­стракциям, напрягать воображение и не пытаться связывать их с нашим непосредственным опытом" (Фейнман, 1987).

Основная задача научного знания - обнаружение объектив­ ных законов действительности - природных, социальных (об­щественных), законов самого мышления и т.д. Отсюда ориентация исследования направлена, главным образом, на общие, существен­ные свойства предмета или явления, их необходимые характери­стики и их выражение в системе абстракций. Если этого нет, то нет и науки, так как само понятие научности предполагает откры­тие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

Непосредственная цель и высшая ценность научного позна­ния - это объективная истина, которая достигается преимуще­ственно рациональными средствами и методами. Поэтому на­ учные знания имеют рациональный характер. Истина есть правильное, адекватное отражение предметов и явлений действи­тельности познающим субъектом, воспроизведение их такими, ка­кими они существуют вне и независимо от сознания. Она объек­тивна по содержанию, но субъективна по форме - как результат человеческого мышления. Поэтому говорят об относительной ис тине как отражающей предмет не полностью, а в объективно обу­словленных пределах. Абсолютная истина полностью исчерпыва­ет предмет познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складыва­ ется из суммы относительных.

Характерная черта научного познания - объективность. Науч­ное познание ориентировано на то, чтобы в конечном счете быть воплощенным в практике. Смысл научного изыскания можно вы­разить простой формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать" - не только в настоящем, но и в будущем. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную разви­вающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или ис­кусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). В процессе познания применяются и такие специфические материальные средства, как приборы и инструменты и другое на­учное оборудование, зачастую очень сложное и дорогостоящее. Кроме того, для науки характерно использование и таких средств, как современная логика, диалектика, системный анализ и другие общенаучные приемы.

Научному познанию присущи строгая доказательность, обос­ нованность результатов и достоверность выводов. Но вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений и т.п. Поэтому важное значение имеют методологическая подготовка, философ­ская культура и многое другое.