Население южной америки. Человек на южноамериканском пространстве

Южная Америка населена неравномерно. Густо населены только окраинные части материка, главным образом побе­режье Атлантического океана и некоторые районы Анд. В то же время внутренние районы, например лесистая Амазонская низменность, до последнего времени были почти совершенно лишены населения.

Вопрос о происхождении коренного населения Южной Аме­рики - индейцев - долгое время вызывал разногласия.

Наиболее распространена точка зрения о заселении Южной Америки монголоидами из Азии через Северную Америку примерно за 15-17 тыс. лет до нашей эры. Но, основываясь на некоторой антропологической общности, индейских народов Южной Америки с народами Океании (широкий нос, волнистые волосы) и на том, что у них есть одинаковые орудия труда, некоторые ученые высказывали мысль о заселении Южной Америки со стороны островов Тихого океана. Однако эту точку зрения разделяют немногие. Наличие океанийских черт у жи­телей Южной Америки большинство ученых склонно объяс­нять тем, что через северо-восток Азии и Северную Америку с монголоидами могли проникнуть и представители океаний­ской расы.

Современная численность индейцев в Южной Америке зна­чительно больше, чем в Северной, хотя за время колонизации материка европейцами она сильно сократилась. В некоторых странах индейцы до сих пор составляют значительный процент населения. В Перу, Эквадоре и Боливии их около половины от общей численности, а в отдельных областях они даже зна­чительно преобладают. Большая часть населения Парагвая индейского происхождения, много индейцев проживает в Ко­лумбии. В Аргентине, Уругвае, Чили индейцы были почти совершенно истреблены еще в первый период колонизации, и сейчас их там очень немного. Неуклонно сокращается также индейское население Бразилии.

В антропологическом отношении все индейцы Южной Америки отличаются единством и близки северо-американским индейцам. Наиболее разработана классификация индейских народов по языковым признакам. Разнообразие языков индейцев Южной Америки очень велико и многие из них настолько своеобразны, что не могут быть объединены в семьи или группы. Кроме того, многие языковые семьи и от­дельные языки, ранее широко распространенные по материку, сейчас почти или полностью исчезли, так как народы, гово­рившие на них, вымерли „в результате европейской колони­зации. Языки многих индейских племен и народов, живущих изолированно, до сих пор остаются почти неизученными.

К началу европейской колонизации территорию, лежащую к востоку от Анд, населяли народы, находящиеся на уровне первобытнообщинного строя и добывавшие средства к сущест­вованию охотой, рыболовством и собирательством. Но, по дан­ным последних исследований, на некоторых равнинах севера и северо-востока материка существовало многочисленное насе­ление, занимающееся земледелием на дренируемых землях.

Недавно в глубине плато Мату-Гросу, которое считалось необитаемым в первые периоды заселения материка, были об­наружены стоянки древнего человека десятитысячелетней дав­ности с богатой и разнообразной наскальной живописью. Эта находка, пока еще необследованная, должна дать новый ма­териал для восстановления истории заселения Южной Америки человеком.

В Андах и на Тихоокеанском побережье сложились сильные индейские государства с относительно высоким уровнем раз­вития земледелия и скотоводства, ремеслами, прикладными искусствами и зачатками научных знаний.

Земледельческие народы Южной Америки дали миру такие культурные растения, как картофель, маниок, арахис, тыкву и др.

В процессе европейской колонизации и ожесточенной борь­бы с колонизаторами некоторые индейские народы совершен­но исчезли с лица Земли, другие были оттеснены со своих исконных территорий на необжитые и неудобные земли. Не­которые индейские народы продолжают жить в районах своего прежнего местообитания. Но во всех случаях индейцы состав­ляют наиболее бедную, бесправную и эксплуатируемую часть населения южноамериканских государств. До сих пор сущест­вуют племена, живущие изолированно, сохранившие тот уро­вень развития и уклад жизни, на котором их застало втор­жение европейцев, и почти не общающиеся с остальным населением.

Ниже перечислены только некоторые, наиболее многочис­ленные и наиболее хорошо изученные группы индейских на­родов, составляющие сейчас или составлявшие в прошлом значительную часть населения материка.

Во внутренних районах Бразилии до сих пор существуют остатки племен языковой семьи же. К моменту прихода европейцев на материк они населяли восточную и южную части Бразилии, но были оттеснены колонизаторами во внутренние лесные и болотистые районы страны. Это один из народов Южной Америки, до сих пор сохранивший первобытнообщин­ный строй и ведущий бродячий образ жизни.

На очень низкой ступени развития находились к приходу европейцев жители крайнего юга Южной Америки - огне­земельцы. Они не умели изготовлять одежды и защищали себя от холода звериными шкурами, оружие делали из кости и камня, средства к существованию добывали охотой на гуа­нако и морским рыболовством, причем в море выходили на берестяных лодках. Огнеземельцы подверглись жесточайшему физическому истреблению в XIX в., и сейчас их осталось очень мало.

На более высоком уровне развития находились племена, на­селяющие центральные и северные части материка в бассейне Ориноко и Амазонки (народы языковых семей тупи-гуарани, аравакской, карибской). Они и сейчас занимаются земледелием, возделывая маниок, кукурузу, хлопчатник. Охотятся они, при­меняя луки и стрелометательные трубки и используя момен­тально действующий растительный яд кураре.

Племена, жившие на территории Аргентинской Пампы и Патагонии, к приходу европейцев были пешими охотниками. Испанцы завезли на материк лошадей, которые вскоре одичали и размножились. Индейцы научились приручать лошадей и использовать их для охоты на гуанако. В период бурного роста капитализма в Аргентине испанцы истребляли местное насе­ление и оттесняли его на крайний юг Патагонии, на земли, непригодные для зернового хозяйства. В настоящее время в Пампе коренное население почти совершенно отсутствует. Со­хранились лишь небольшие группы индейцев, работающих батраками в крупных земледельческих хозяйствах.

Наиболее высокого общественно-экономического и культур­ного развития к приходу европейцев достигли племена, насе­лявшие высокие плоскогорья Анд в пределах Перу, Боливии и Эквадора, где находится один из древнейших центров оро­шаемого земледелия.

В первой половине XV в. одно из наиболее сильных племен, принадлежащее к языковой семье кечуа, объединило разроз­ненные мелкие народы Анд и возглавило образовавшееся сильное государство. Вожди в этом государстве назывались «инка». Отсюда пошло название всего народа. Инки подчи­нили себе народы Анд вплоть до современной территории Чили, распространили свое влияние также на более южные районы, где возникла самостоятельная, но близкая инкам культура оседлых земледельцев арауканов (мапуче).

Орошаемое земледелие было главным занятием инков, при­чем они возделывали до 40 видов полезных растений, распо­лагая поля террасами по склонам гор и подводя к ним воду горных потоков. Инки приручали диких лам, используя их для перевозки тяжестей, и разводили домашние виды лам, от ко­торых получали молоко, мясо, шерсть. Славились инки также умением строить горные дороги и мосты из лиан. Они знали многие ремесла: гончарное, ткачество, обработку золота и ме­ди и др. Из золота они изготовляли украшения и предметы религиозного культа. В государстве инков была частная и кол­лективная собственность на землю, во главе государства стоял верховный вождь с неограниченной властью. С покоренных племен инки взимали подати.

Культура инков была варварски уничтожена испанскими завоевателями, но некоторые ее памятники сохранились до сих пор: дороги, остатки построек, оросительные сооружения.

Некоторые народы, входившие в состав государства инков, до сих пор населяют пустынные высокие плоскогорья Анд. Они примитивным способом обрабатывают землю, возделывая картофель, киноа и некоторые другие растения. Часть их ра­ботает на рудниках или на других предприятиях, получая значительно меньшую, чем белые, заработную плату.

Самый многочисленный современный индейский народ - кечуа - населяет горные районы Перу, Боливии, Эквадора, Чили и Аргентины. На берегах озера Титикака живут айма­ра - один из наиболее высокогорных народов мира.

Основу коренного населения Чили составляла группа силь­ных земледельческих племен, объединяемых под общим назва­нием арауканов. Они долго не покорялись испанцам, и только в XVIII в. часть их под натиском колонизаторов переселилась в Пампу. Сейчас арауканы (мапуче) живут и в южной по­ловине Чили и лишь небольшая часть их - в Аргентинской Пампе.

На севере Анд, на территории современной Колумбии, к приходу испанских завоевателей сложилось культурное госу­дарство народов чибча-муиска. Сейчас небольшие племена - потомки чибча, сохранившие пережитки родо-племенного строя, живут в Колумбии и на Панамском перешейке.

Первые поселенцы из Европы, приезжавшие в Америку без семей, вступали в браки с индианками. В результате обра­зовалось смешанное, метисное население. Процесс метисации продолжался и позднее.

В настоящее время «чистые» представители европеоидной расы почти совершенно отсутствуют на материке. Исключение составляют только позднейшие иммигранты. Большая часть так называемых «белых» содержит в той или иной степени при­месь индейской (или негритянской) крови. Это смешанное на­селение (метисы, чоло) составляют основную массу жителей почти всех южноамериканских стран.

Значительную часть населения, особенно в приатлантических областях (в Бразилии, Гвиане, Суринаме, Гайане), сос­тавляют негры - потомки рабов, ввезенных в Южную Америку в первые периоды колонизации, когда нужна была многочис­ленная и дешевая. рабочая сила для работы на плантациях. Негры частично смешались с белым и индейским населением. В результате создались смешанные типы: в первом случае - мулаты, во втором - самбо.

Спасаясь от эксплуатации, негры-рабы бежали и скрывались от своих хозяев в тропических лесах. Потомки их, частично смешавшиеся с индейцами, местами до сих пор ведут прими­тивный лесной образ жизни.

До провозглашения независимости южноамериканских рес­публик, т. е. до первой половины XIX столетия, иммиграция в Южную Америку из других стран была запрещена. Но впос­ледствии правительства вновь образовавшихся республик, заин­тересованные в развитии своих стран и освоении пустующих земель, открыли доступ иммигрантам. В результате в Южную

Америку из разных стран Европы и Азии переселилось зна­чительное число людей. ОсобеннЧ) много иммигрантов прибы­вало из Италии. Германии, балканских стран, частично из России, Китая и Японии. Эти иммигранты, переселившиеся в более поздний период, обычно держатся обособленно, со­храняя свой язык, обычаи, культуру и религию. В некоторых республиках (Бразилия, Аргентина, Уругвай) они образуют значительные группы населения.

Особенности истории Южной Америки и, как следствие это­го, большая неравномерность в распределении современного населения и относительно малая его средняя плотность обус­ловили для Южной Америки большую сохранность естествен­ных условий по сравнению с другими материками. Большие пространства Амазонской низменности, центральная часть Гвианского нагорья (массив Рорайма), юго-западная часть Анд и Тихоокеанского побережья долго оставались неосвоенными. Отдельные бродячие племена амазонских лесов, почти не сопри­касавшиеся с остальным населением, не столько влияли на природу, сколько сами зависели от нее. Однако таких рай­онов становится все меньше. Добыча полезных ископаемых, прокладка путей сообщения, освоение новых земель проникают в Южной Америке все дальше в глубь материка.

Добыча нефти в самой гуще тропических лесов Амазонии или железных и других руд в пределах Гвианского и Бра­зильского нагорий потребовала строительства путей сообщения в недавно еще глухих и недоступных районах. Это, в свою очередь, повлекло за собой увеличение населения, истребление лесов, расширение пахотных земель. Наступление на природу, протекающее интенсивно в условиях сложившихся капиталис­тических отношений, с применением новейшей техники, часто приводит к нарушению экологического равновесия и даже ги­бели легко уязвимых природных комплексов.

Намного раньше освоению и значительному преобразованию подверглись равнина Ла-Платы, прибрежные части Бразиль­ского нагорья, крайний евер материка. Районы наиболее дав­него освоения, еще до начала европейской колонизации, на­ходятся в глубине Анд Боливии, Перу и других стран. В местах развития древних индейских цивилизаций многовеко­вая человеческая деятельность наложила свою печать на пус­тынные плоскогорья и склоны гор на высоте 3-4,5 тыс. м над уровнем моря.

Америка была населена множеством племен и народов. Большая часть населения добывала средства к жизни охотой и рыбной ловлей. Но на юге Северной Америки, на возвышенностях Центральной и Южной Америки развивалось земледелие. Готовя почву к посеву, земледельцы каменными топорами рубили лес, а деревья сжигали. Землю обрабатывали деревянными мотыгами. Здесь выращивали неизвестные европейцам растения: кукурузу, картофель, подсолнечник, помидоры, какао, табак.

Жители большей части материка не умели приручать животных. Лошади в Америке не водились. Лишь на севере были приручены собаки, а на юге – ламы. Из птиц разводили индеек и уток.

Индейцы не знали железа, плуга и колеса, огнестрельного оружия, которыми пользовались народы других континентов. Орудия труда и оружие они делали из дерева, камня …
и бронзы.

У большинства индейцев существовали родоплеменные порядки. Выше других народов по развитию хозяйства и культуры стояли майя, ацтеки, инки.

17. Народы Северной Америки

Заселение Америки происходило из Азии через Берингов пролив. Было несколько волн миграции, последняя волна была отмечена около 10 тыс. лет назад. Последними переселенцами были эскимосы и алеуты. В антропологическом отношении все население Америки относится к монголоидной расе. В лингвистическом плане большое разнообразие. Среди современного населения распространены испанский, английский и французский языки. Коренное население образует группу самостоятельных языков.

К началу XVI в. население Северной Америки состояло из большого числа племён и народностей. По типам хозяйства и историко-этнографической общности они делились на следующие группы:

— приморские охотники и рыболовы арктической зоны - эскимосы и алеуты;

— рыболовы и охотники северо-западного побережья;

— охотники северной полосы нынешней Канады;

— земледельцы восточной и юго-восточной части Северной Америки;

— племена прерий;

— племена Калифорнии;

— народы с развитым поливным земледелием юго-запада и юга Северной Америки.

Эскимосы и алеуты:

Эти народы являются арктическим вариантом североазиатской расы, их языки относятся к эскимосо-алеутской языковой семье. Основными занятиями являются морской зверобойный промысел, рыбная ловля, охота на оленей-карибу, собирательство. Традиционная одежда и утварь изготавливается из шкур оленей и морских зверей. Была развита гравировка, резьба по рогу, кости. К средствам передвижения относятся ступательные лыжи, лодки, волокуши, сани для собачьих упряжек, коньки. Они хорошо ориентировались на местности, составляли карты. Были развиты музыка, пение, умели подражать голосам животных. В обществе выделялись шаманы, их главной функцией было лечение.

Лесные охотники: Они проживают во внутренних районах Аляски ив лесной полосе Северной Америки. Разговаривают на алгонкинском и топасском языках. Основные занятия: охота на оленей, пушных животных и птиц. У бассейнов крупных рек распространено рыболовство. Одежда: классическая индейская из кожи и шкур, на голове носили орлиные или ястребиные перья. Жилище представляло собой конический чум, покрытый шкурами животных или берестой. Средства передвижения: каноэ, берестяные лодки, волокуши, ступательные лыжи. Духовная культура: тотемизм, промысловые культы.

Племена Калифорнии: к ним относятся народы алгонкины, вакаши, хка-сиу, юто-ацтеки. Они вели полукочевой образ жизни. Основные занятия: собирательство (орехи, клубни, травы, желуди, черви, стрекозы), охота (копытные животные, птицы), рыболовство. Основными орудиями труда являются лук и стрелы. Жилище: в поселениях делали землянки. На постоянных поселениях строились общественные дома для собраний, обрядов. Одежда: летом — практически отсутствовала, зимой — изготовлялась из шкур с удаленным ворсом (из замши). Пища: мясо, блюда на основе муки (муку делали из желудей), настойка из листьев табака. Социальное устройство: в обществе выделялись общины, которую возглавлял старейшина, группу объединений общин возглавлял вождь. Существовали обряды инициации, связанные с посвящением юноши в тайные общества, реже девушек. Верования: тотемизм.

Племена прерий: Они жили между рекой Миссисипи и Скалистыми горами. Здесь обитали следующие племена: Дакоты, оджибве, кяманчи, айова, миссури, майданы… Основные занятия: охота на бизонов, лошадь. Орудия труда: лук, стрелы, копья, дротики, позже огнестрельное оружие. Были развиты ремесла: гончарство, обработка кожи, окраска шкур и замши. Традиционная одежда была из шкур бизонов. Утварь была из дерева. Жилище представляло собой наземно-каркасную постройку (типии), которую накрывали шкурами бизонов. Пища: мясо, кукуруза, табак. Средства передвижения: долбленые лодки из бересты. Социальное устройство: в обществе выделялись общины, носившие семейную форму. Общины объединялись в племена, которыми управляли вожди. А племена объединялись в военные союзы. Существовал совет «акацита», который следил за порядком. Отмечается разложение материнского строя. Особым подвигом считалось убить врага и снять с него скальп. Верования: тотемизм. Каждое племя знало историю своего происхождения, которая отображалась на тотемном столбе. Проводились обряды инициации, особенно жестокими они были для юноши. Существовала пиктографическая письменность.

Земледельцы Северной Америки: Они жили в восточной и юго-восточной частях Америки. Народы: алгонкины, ирокезы, могаузы, пуэбло… Основными занятиями были собирательство (ирис, орехи, желуди), охота, рыболовство, выращивали кукурузу, картофель, плодовые деревья. Домашние животные: собака, лама, индюк. Одежда была из шкур. Они носили рубахи, штаны, мокасины, имелась богатая вышивка. Были распространены украшения: перья, бахрома, оружие. Жилище имело прямоугольную форму с округлой крышей. Оно было рассчитано на большую семью. Социальная организация: как правило, в одном доме жили представители одной общины овачира, руководителем был – старейшина. Общины объединялись в племена, которыми руководили вожди. Существовал матриархат. Верования: тотемизм, магические культы.

18.Народы Южной Америки

Ко времени вторжения в Америку европейцев уровень развития её народов был неодинаковым в различных частях континента. Племена большей части Северной и Южной Америки находились на разных ступенях первобытнообщинного строя, а у народов Мексики, Центральной Америки и западной части Южной Америки в это время уже развивались классовые отношения; они создали высокие цивилизации. Именно эти народы, прежде всего, подверглись завоеванию; испанские завоеватели в XVI в. разрушили их государства и культуру и поработили их.

Народы тропических лесов и саванн:

Коренное население: араваки, карибы, тупи-гуарани жес.

Основные занятия: подсечно-огневое земледелие и рыболовство, у некоторых племен садоводство. Охота и собирательство играют второстепенную роль. Основные сельхозкультуры: кукуруза, маниока, тыква, батат, бобы, хлопчатник, табак. В рыболовстве используются различные ловушки, сети, ставятся изгороди, отравляют водоемы. Охотились на обезьян, птицу, реже на оленей и тапиров. Орудия охоты: лук, стрелы, дротики, копья с металлическим наконечником, отравленные стрелки, духовое ружье. Собирали фрукты, орехи, моллюсков, черепашьи яйца. Были развиты ремесла: обработка дерева, камня, изготовление орудий труда, гончарство, плетение. Основная пища: рыба, реже мясо. Средства передвижения: долбленые лодки, большие плоты с навесом, вмещавшие до 50 человек. Одежда: до прихода европейцев почти отсутствовала: пояс, набедренные повязки из луба. Были распространены украшения, раскраска тела и татуировка. Жилище представляло собой один большой дом, где жили до 100 человек. У каждой семьи был свой очаг. Дома были прямоугольными или округлыми в плане с двускатной крышей из пальмовых листьев, также существовала коническая крыша. Наиболее отсталые племена жили в шалашах, ставили ветровые заслоны. Социальная организация: общественной единицей была община. Земля и крупные орудия труда принадлежали общине, личные предметы после смерти человека либо уничтожались, либо погребались с умершим. Были развиты рациональные знания: ботаника, зоология, география, астрономия, они составляли карты и чертежи. Верования: анимизм, промысловые культы. Они верили в переселение душ, существовали жертвоприношения. Также устраивались различные празднества, играли на различных инструментах, устраивали соревнования.

Народы Льянос Ориноко:

На этой территории проживали отсталые кочевые племена. Они говорят на обособленных языках. Основными занятиями были охота, собирательство, рыболовство. В основном собирали растительную пищу. Некоторые племена не имели жилищ, иногда делали примитивные ветровые заслоны, шалаши. В дождевой сезон индейцы сооружают полусферические хижины, покрытые пальмовыми листьями. Одежды было минимум, иногда носили набедренные повязки. Социальная организация: живут первобытным строем. Во главе группы стоял вождь. Его звание переходит по материнской линии. Существовала экзогамия – запрет браков внутри родственной группы. Верования: вера в культ природы, существовали дух луны (создатель мира и людей), дух подземного мира (злая сила). Выделялись шаманы, чаще ими были женщины.

Народы Чакон:

Это территория Боливии, Аргентины, Парагвая. Народы: араваки, маскои, тупи, матако.

Основными занятиями были собирательство (растительная пища, личинки, побеги и плоды, мед диких пчел) и охота на страусов, тапиров, ягуаров. Орудия охоты: дубинки, копья, лук, стрелы. Было развито рыболовство, для этого использовались сети, ловушки. Незначительно развито мотыжное земледелие, выращивали тыкву, бобовые, кукурузу, табак, хлопья. Одежда: плащевидные накидки из шкур и хлопка, набедренные повязки из меха. Носили украшения, ожерелья из перьев, раковин, браслеты. Была распространена окраска тела, татуировка. Жилище: плетеные хижины полусферической формы. Они располагались по кругу или параллельными рядами. Социальная организация: существовало социальное расслоение. Выделялись группы воинов, зависимы и рабы. Во главе стоял вождь, он мог иметь нескольких жен. Существует парный брак. Юноши и девушки при вступлении в половую зрелость проходили обряд инициации. Религия: вера в культ природы, промысловые культы. В обществе выделялись шаманы. Их главной функцией было лечение. Проводились обряды, ритуалы лечения и похорон. Они сопровождались танцами.

Народы Пампы и Патагонии :

Коренное население: патагонцы. Они занимались охотой и собирательством. Орудия охоты: лук, стрелы. Домашним животным была лама. Развивалось ремесло: ткачество, плетение, изготавливали оружия, седла, серебряные украшения, ножи. Жилище: каркасное, накрытое шкурой ламы. Одежда была из шкур. Мужчины носили штаны и рубаху, плащ, женщины – кожаный передник, плащ. Пища: мясо, различные плоды. Социальная организация: общественная единица – община из групп по 30-40 семей. Во главе общины стоял вождь. Практиковался парный брак. Девушки проходили обряд инициации. Верования: вера в духов природы, промысловые культы. В обществе выделялись шаманы. Их главной функцией было лечение.

Народы Центрального Чили:

Коренные народы: арауканы, чанго. Основные занятия: скотоводство, рыболовство, подсечно-огневое земледелие. Землю обрабатывали плугом. Охота была слабо развита. Орудия охоты: лук, стрелы. Ремесла: плетение, гончарство, обработка дерева, кожи. Одежда: плащ, повязки из кожи. Жилище было округлой формы с конической крышей. Социальное устройство: в обществе выделялись вожди, воины, рабы. Религия: тотемизм, шаманизм, анимизм.

Народы о. Огненная земля:

Коренное население: она, алакалуфыы. ямоны. Основными занятиями были собирательство (плоды, коренья), охота на птиц, ламу, морских животных. Основные орудия: гарпуны, лук, стрелы. Традиционная одежда была из шкур, утварь изготовлялась из кости, камня. Жилище представляло собой наземные, каркасные хижины. Социальная организация: общественная единица – община из 2-3 семей. Общины объединялись в роды. Браки были экзогамными. Верования: анимизм, шаманизм. Существовали сложные обряды инициации.

19. Народы Передней Азии

S=6,2 млн. км2.

Плотность населения 13 чел/км2.

Государства: Афганистан, Иран, Турция, Ирак, Ливан, Иордания, Саудовская Аравия, Йемен, ОАЭ, Оман, Израиль.

Национальный состав Передней Азии делится на две группы: однонациональные (арабские страны…) и многонациональные (Иран, Афганистан). Проживающие народы: арабы, турки, персы, афганцы.

Передняя Азия является очагом развития плужного земледелия, развивается морская торговля. Земледелие основано на искусном орошении. Основные с/х-культуры: пшеница, ячмень, просо, рис, бобовые, масленичные, хлопок. Также эти народы занимаются садоводством, выращивают орехи, гранат, персики, груши, яблоки, виноград, финики и миндаль. Развито скотоводство, в том числе горное (овцы, крупный рогатый скот, лошади, верблюды).

Материальная культура. Жилище: выделяются дома-крепости, представляющие башни-крепости с небольшими окнами и с высокорасположенным входом. Дома окружены клиновидной стеной, есть сторожевая башня. В более крупных поселениях встречаются кварталы восточного типа: глухие стены, внутренние дворики. Одежда: мужчины носят широкие штаны, белые рубахи, халаты из войлока, из головных уборов – шелковое покрывало, обмотанное вокруг головы. Женщины носят длинные рубахи, широкие штаны, широкая юбка, головной убор – небольшая шапочка, поверх легкий платок. У женщин практикуется закрывание лица, мужчины носят бороды, много украшений.

Социальное устройство: у большинства населения – соседские общины, иногда кварталы с общими порядками. У сельских жителей развит обычай левират, т.е. если мужчина умирает, то жена должна выйти за его брата. Также сохраняется многоженство и обычай кровной мести. Из религий исповедуется ислам, родиной ислама считается Саудовская Аравия. В Ливане большая часть населения исповедует христианство, В Израиле – иудаизм.

20. Народы Южной Азии

Хиндустанцы : Численность 244 млн. человек. Говорят на диалектах языка хинди индоарийской группы индоевропейской семьи. Основное занятие: пашенное земледелие. Главные культуры: пшеница, просяные, ячмень, бобовые, рис, масличные, сахарный тростник и хлопчатник. Распространено ручное ткачество - изготовление хлопчатобумажных тканей, производство чеканной и гравированной посуды, гончарство. Деревенское жилище: глинобитная хижина, крытая соломой или листьями, городские дома - из камня. Одежда общеиндийского типа: мужчины носят узкие белые брюки, рубашку и род длинного кафтана на застёжке спереди. На голове - тюрбан или белая шапочка. Женщины одеваются в кофты. Сохраняется деление на касты, особенно в сельской местности. Религия: индуизм.

Маратхи : Численность 66,5 млн. человек. Говорят на языке маратхи индоарийской группы индоевропейской семьи. Основные занятия: земледелие (просо, кукуруза, пшеница, бобовые, рис, сахарный тростник, лён, хлопок, табак), огородничество и садоводство. На побережье культивируют кокосовую пальму, бананы; там же развито молочное животноводство. Ремёсла: ткацкое, резьба по дереву, камню, слоновой кости и рогу, производство изделий из меди с чеканным и накладным орнаментом. Сохраняются касты, которые делятся на экзогамные группы, имеющие свои тотемы Деревни маратхов — крупные, обычно состоят из кварталов, населённых членами нескольких каст или одной касты. Традиционные сельские дома: кирпичные, глинобитные и каменные, с черепичной крышей, часто двухэтажные; Традиционные городские жилища: кирпичные дома с низкой двускатной крышей из полуцилиндрической черепицы. Традиционная мужская одежда: рубаха с прямыми рукавами, куртка, узкие штаны, разнообразные тюрбаны; женская - широкая юбка и кофта.

Мьянма : Численность 33,5 млн. человек. Говорят на языке бирманской центральной группы сино-тибетской семьи. Основное занятие - поливное пашенное земледелие (рис). Большую роль играет овощеводство. Разводят тягловый скот, свиней и кур. На морском побережье развита рыбная ловля, в лесах - заготовка древесины железного дерева и др. Из традиционных ремёсел развиты гончарство, ткачество и др. Традиционная деревня состоит из нескольких групп усадеб. Жилище - свайное, из бамбука. Кухонный очаг на веранде или в специальном помещении, часто недалеко от дома. Спят на матрацах из хлопка. Мужская одежда состоит из куртки с прямыми застёжками и прямой несшитой юбки, завязываемой спереди узлом. На голове носят повязку с узлом на боку или шёлковую на каркасе шапочку, у женщин куртка застёгивается на правом боку и заправляется в юбку. В старину носили накидку-плащ. Обувь - сандалии. Была распространена татуировка. Традиционная пища: рис, супы и овощи, мясные блюда с пряностями из имбирных растений. Социальное устройство: сильна производственная роль общин. В других местах общинная деятельность была ограничена лишь заботой о буддийском храме и школе при нём. Семья малая. Брак патрилокальный. Существовал обычай ранней помолвки (у высших слоёв). У крестьян большую роль играл свободный выбор брачного партнёра. Из традиционных обрядов характерен ритуал наречения имени. В традиционном быту большое значение придаётся гороскопам. У мьянма сильны традиции культа. Развит фольклор, народный театр (марионеток, теневой, актёра), танцы и музыка.

21. Народы Юго-Восточной Азии

S=4 млн. км2.

Население 350 млн. человек.

Государства: Индонезия, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Вьетнам, Кампучия, Лаос, Бирма.

Наиболее распространенными являются китайско-тибетские языки, выделяются китайская и тибето-бирманская группы, а также тайская, австроазиатская, австронезийская языковые семьи. Основная часть населения относится к монголоидной расе, южно-монголоидному антропологическому типу, но также существуют некоторые виды австралоидной группы. Здесь выделяются островные и материковые части, где хозяйство сильно различается. На островах занимаются охотой, собирательством, мотыжным земледелием, на материке – плантационное плужное земледелие, тяговое животное – буйвол. Выращивают рис. В настоящее время разводят буйволов, свиней, кур. Пища: мясо, рис, бобовые, фрукты. Население практически не употребляет молочные продукты, т.к. не развито молочное хозяйство. Одежда: широкие штаны, юбки, рубахи, халаты. Жилище представляет собой свайные дома, длина которых до 200 м. Такой дом может вмещать до 50 семей. Они представляют отдельную общину, которой руководит выборный глава. Верования и религия: в мировоззрении выделяются вера в духов, магия, существует жертвоприношение. У некоторых племен был отмечен ритуальный ганнибализм.

«Изучение Южной Америки» - М. Гальинас. Атлантический океан. Христофор Колумб. Экватор. Протяженность Южной Америки. Южная Америка. Америка. Тихий океан. Африка. Особенности природы континента.

«Открытие Южной Америки» - Домашнее задание. Америго Веспуччи 1507 год. Открытие Южной Америки. Фернан Магеллан. 1519 год. Цели урока: Н. И. Вавилов. Составить и оформить кроссворд на тему: «Географическое положение и история исследования материка». Длинная горная цепь Земли – Анды. Самая большая низменность – Амазонская. Географическое положение и история исследования материка Южная Америка.

«Народы Южной Америки» - Ко времени вторжения европейцев индейцы пампы были пешими бродячими охотниками. Арауканы (мапуче). Индейцы пампы. Область Анд - один из значительных центров древнего поливного земледелия. Основным объектом охоты и источником пропитания были гуанако. Коренные жители Южной Америки. В религиозных представлениях индейцев пампы значительное место занимали анимистические верования.

«География 7 класс Южная Америка» - Ход урока: ЮЖНАЯ АМЕРИКА 7 класс. Работа с таблицей. Общие черты и различие в ГП. Заполнить таблицу. Тема урока. Исследователи и путешественники. Южная Америка. Таблица. ГП Ю. Америки.

«Исследование Южной Америки» - По истечении срока контракта обосновался в Сантьяго-де-Чили. ЕЛЬСКИЙ Константин Михайлович (17.2.1837-26.11.1896). 1 группа: Христофор Колумб (1451 – 1506). Южная америка. 3 группа: Франсиско Писарро (ок. 1475 – 1541) Франсиско Орельяна (ок. 1511 – 1546). Площадь Южной Америки с островами - 18,28 млн. км. кв.

Всего в теме 13 презентаций

Америка была населена множеством племен и народов. Большая часть населения добывала средства к жизни охотой и рыбной ловлей. Но на юге Северной Америки, на возвышенностях Центральной и Южной Америки развивалось земледелие. Готовя почву к посеву, земледельцы каменными топорами рубили лес, а деревья сжигали. Землю обрабатывали деревянными мотыгами. Здесь выращивали неизвестные европейцам растения: кукурузу, картофель, подсолнечник, помидоры, какао, табак.

Жители большей части материка не умели приручать животных. Лошади в Америке не водились. Лишь на севере были приручены собаки, а на юге – ламы. Из птиц разводили индеек и уток.

Индейцы не знали железа, плуга и колеса, огнестрельного оружия, которыми пользовались народы других континентов. Орудия труда и оружие они делали из дерева, камня и бронзы.

У большинства индейцев существовали родоплеменные порядки. Выше других народов по развитию хозяйства и культуры стояли майя, ацтеки, инки.

17. Народы Северной Америки

Заселение Америки происходило из Азии через Берингов пролив. Было несколько волн миграции, последняя волна была отмечена около 10 тыс. лет назад. Последними переселенцами были эскимосы и алеуты. В антропологическом отношении все население Америки относится к монголоидной расе. В лингвистическом плане большое разнообразие. Среди современного населения распространены испанский, английский и французский языки. Коренное население образует группу самостоятельных языков.

К началу XVI в. население Северной Америки состояло из большого числа племён и народностей. По типам хозяйства и историко-этнографической общности они делились на следующие группы:

Приморские охотники и рыболовы арктической зоны - эскимосы и алеуты;

Рыболовы и охотники северо-западного побережья;

Охотники северной полосы нынешней Канады;

Земледельцы восточной и юго-восточной части Северной Америки;

Племена прерий;

Племена Калифорнии;

Народы с развитым поливным земледелием юго-запада и юга Северной Америки.

Эскимосы и алеуты:

Эти народы являются арктическим вариантом североазиатской расы, их языки относятся к эскимосо-алеутской языковой семье. Основными занятиями являются морской зверобойный промысел, рыбная ловля, охота на оленей-карибу, собирательство. Традиционная одежда и утварь изготавливается из шкур оленей и морских зверей. Была развита гравировка, резьба по рогу, кости. К средствам передвижения относятся ступательные лыжи, лодки, волокуши, сани для собачьих упряжек, коньки. Они хорошо ориентировались на местности, составляли карты. Были развиты музыка, пение, умели подражать голосам животных. В обществе выделялись шаманы, их главной функцией было лечение.


- Лесные охотники: Они проживают во внутренних районах Аляски ив лесной полосе Северной Америки. Разговаривают на алгонкинском и топасском языках. Основные занятия: охота на оленей, пушных животных и птиц. У бассейнов крупных рек распространено рыболовство. Одежда: классическая индейская из кожи и шкур, на голове носили орлиные или ястребиные перья. Жилище представляло собой конический чум, покрытый шкурами животных или берестой. Средства передвижения: каноэ, берестяные лодки, волокуши, ступательные лыжи. Духовная культура: тотемизм, промысловые культы.

- Племена Калифорнии: к ним относятся народы алгонкины, вакаши, хка-сиу, юто-ацтеки. Они вели полукочевой образ жизни. Основные занятия: собирательство (орехи, клубни, травы, желуди, черви, стрекозы), охота (копытные животные, птицы), рыболовство. Основными орудиями труда являются лук и стрелы. Жилище: в поселениях делали землянки. На постоянных поселениях строились общественные дома для собраний, обрядов. Одежда: летом - практически отсутствовала, зимой - изготовлялась из шкур с удаленным ворсом (из замши). Пища: мясо, блюда на основе муки (муку делали из желудей), настойка из листьев табака. Социальное устройство: в обществе выделялись общины, которую возглавлял старейшина, группу объединений общин возглавлял вождь. Существовали обряды инициации, связанные с посвящением юноши в тайные общества, реже девушек. Верования: тотемизм.

- Племена прерий: Они жили между рекой Миссисипи и Скалистыми горами. Здесь обитали следующие племена: Дакоты, оджибве, кяманчи, айова, миссури, майданы… Основные занятия: охота на бизонов, лошадь. Орудия труда: лук, стрелы, копья, дротики, позже огнестрельное оружие. Были развиты ремесла: гончарство, обработка кожи, окраска шкур и замши. Традиционная одежда была из шкур бизонов. Утварь была из дерева. Жилище представляло собой наземно-каркасную постройку (типии), которую накрывали шкурами бизонов. Пища: мясо, кукуруза, табак. Средства передвижения: долбленые лодки из бересты. Социальное устройство: в обществе выделялись общины, носившие семейную форму. Общины объединялись в племена, которыми управляли вожди. А племена объединялись в военные союзы. Существовал совет «акацита», который следил за порядком. Отмечается разложение материнского строя. Особым подвигом считалось убить врага и снять с него скальп. Верования: тотемизм. Каждое племя знало историю своего происхождения, которая отображалась на тотемном столбе. Проводились обряды инициации, особенно жестокими они были для юноши. Существовала пиктографическая письменность.

- Земледельцы Северной Америки: Они жили в восточной и юго-восточной частях Америки. Народы: алгонкины, ирокезы, могаузы, пуэбло… Основными занятиями были собирательство (ирис, орехи, желуди), охота, рыболовство, выращивали кукурузу, картофель, плодовые деревья. Домашние животные: собака, лама, индюк. Одежда была из шкур. Они носили рубахи, штаны, мокасины, имелась богатая вышивка. Были распространены украшения: перья, бахрома, оружие. Жилище имело прямоугольную форму с округлой крышей. Оно было рассчитано на большую семью. Социальная организация: как правило, в одном доме жили представители одной общины овачира, руководителем был – старейшина. Общины объединялись в племена, которыми руководили вожди. Существовал матриархат. Верования: тотемизм, магические культы.

18.Народы Южной Америки

Ко времени вторжения в Америку европейцев уровень развития её народов был неодинаковым в различных частях континента. Племена большей части Северной и Южной Америки находились на разных ступенях первобытнообщинного строя, а у народов Мексики, Центральной Америки и западной части Южной Америки в это время уже развивались классовые отношения; они создали высокие цивилизации. Именно эти народы, прежде всего, подверглись завоеванию; испанские завоеватели в XVI в. разрушили их государства и культуру и поработили их.

Народы тропических лесов и саванн:

Коренное население: араваки, карибы, тупи-гуарани жес.

Основные занятия: подсечно-огневое земледелие и рыболовство, у некоторых племен садоводство. Охота и собирательство играют второстепенную роль. Основные сельхозкультуры: кукуруза, маниока, тыква, батат, бобы, хлопчатник, табак. В рыболовстве используются различные ловушки, сети, ставятся изгороди, отравляют водоемы. Охотились на обезьян, птицу, реже на оленей и тапиров. Орудия охоты: лук, стрелы, дротики, копья с металлическим наконечником, отравленные стрелки, духовое ружье. Собирали фрукты, орехи, моллюсков, черепашьи яйца. Были развиты ремесла: обработка дерева, камня, изготовление орудий труда, гончарство, плетение. Основная пища: рыба, реже мясо. Средства передвижения: долбленые лодки, большие плоты с навесом, вмещавшие до 50 человек. Одежда: до прихода европейцев почти отсутствовала: пояс, набедренные повязки из луба. Были распространены украшения, раскраска тела и татуировка. Жилище представляло собой один большой дом, где жили до 100 человек. У каждой семьи был свой очаг. Дома были прямоугольными или округлыми в плане с двускатной крышей из пальмовых листьев, также существовала коническая крыша. Наиболее отсталые племена жили в шалашах, ставили ветровые заслоны. Социальная организация: общественной единицей была община. Земля и крупные орудия труда принадлежали общине, личные предметы после смерти человека либо уничтожались, либо погребались с умершим. Были развиты рациональные знания: ботаника, зоология, география, астрономия, они составляли карты и чертежи. Верования: анимизм, промысловые культы. Они верили в переселение душ, существовали жертвоприношения. Также устраивались различные празднества, играли на различных инструментах, устраивали соревнования.

Народы Льянос Ориноко:

На этой территории проживали отсталые кочевые племена. Они говорят на обособленных языках. Основными занятиями были охота, собирательство, рыболовство. В основном собирали растительную пищу. Некоторые племена не имели жилищ, иногда делали примитивные ветровые заслоны, шалаши. В дождевой сезон индейцы сооружают полусферические хижины, покрытые пальмовыми листьями. Одежды было минимум, иногда носили набедренные повязки. Социальная организация: живут первобытным строем. Во главе группы стоял вождь. Его звание переходит по материнской линии. Существовала экзогамия – запрет браков внутри родственной группы. Верования: вера в культ природы, существовали дух луны (создатель мира и людей), дух подземного мира (злая сила). Выделялись шаманы, чаще ими были женщины.

Народы Чакон:

Это территория Боливии, Аргентины, Парагвая. Народы: араваки, маскои, тупи, матако.

Основными занятиями были собирательство (растительная пища, личинки, побеги и плоды, мед диких пчел) и охота на страусов, тапиров, ягуаров. Орудия охоты: дубинки, копья, лук, стрелы. Было развито рыболовство, для этого использовались сети, ловушки. Незначительно развито мотыжное земледелие, выращивали тыкву, бобовые, кукурузу, табак, хлопья. Одежда: плащевидные накидки из шкур и хлопка, набедренные повязки из меха. Носили украшения, ожерелья из перьев, раковин, браслеты. Была распространена окраска тела, татуировка. Жилище: плетеные хижины полусферической формы. Они располагались по кругу или параллельными рядами. Социальная организация: существовало социальное расслоение. Выделялись группы воинов, зависимы и рабы. Во главе стоял вождь, он мог иметь нескольких жен. Существует парный брак. Юноши и девушки при вступлении в половую зрелость проходили обряд инициации. Религия: вера в культ природы, промысловые культы. В обществе выделялись шаманы. Их главной функцией было лечение. Проводились обряды, ритуалы лечения и похорон. Они сопровождались танцами.

Народы Пампы и Патагонии :

Коренное население: патагонцы. Они занимались охотой и собирательством. Орудия охоты: лук, стрелы. Домашним животным была лама. Развивалось ремесло: ткачество, плетение, изготавливали оружия, седла, серебряные украшения, ножи. Жилище: каркасное, накрытое шкурой ламы. Одежда была из шкур. Мужчины носили штаны и рубаху, плащ, женщины – кожаный передник, плащ. Пища: мясо, различные плоды. Социальная организация: общественная единица – община из групп по 30-40 семей. Во главе общины стоял вождь. Практиковался парный брак. Девушки проходили обряд инициации. Верования: вера в духов природы, промысловые культы. В обществе выделялись шаманы. Их главной функцией было лечение.

Народы Центрального Чили:

Коренные народы: арауканы, чанго. Основные занятия: скотоводство, рыболовство, подсечно-огневое земледелие. Землю обрабатывали плугом. Охота была слабо развита. Орудия охоты: лук, стрелы. Ремесла: плетение, гончарство, обработка дерева, кожи. Одежда: плащ, повязки из кожи. Жилище было округлой формы с конической крышей. Социальное устройство: в обществе выделялись вожди, воины, рабы. Религия: тотемизм, шаманизм, анимизм.

Народы о. Огненная земля:

Коренное население: она, алакалуфыы. ямоны. Основными занятиями были собирательство (плоды, коренья), охота на птиц, ламу, морских животных. Основные орудия: гарпуны, лук, стрелы. Традиционная одежда была из шкур, утварь изготовлялась из кости, камня. Жилище представляло собой наземные, каркасные хижины. Социальная организация: общественная единица – община из 2-3 семей. Общины объединялись в роды. Браки были экзогамными. Верования: анимизм, шаманизм. Существовали сложные обряды инициации.

19. Народы Передней Азии

S=6,2 млн. км2.

Плотность населения 13 чел/км2.

Государства: Афганистан, Иран, Турция, Ирак, Ливан, Иордания, Саудовская Аравия, Йемен, ОАЭ, Оман, Израиль.

Национальный состав Передней Азии делится на две группы: однонациональные (арабские страны…) и многонациональные (Иран, Афганистан). Проживающие народы: арабы, турки, персы, афганцы.

Передняя Азия является очагом развития плужного земледелия, развивается морская торговля. Земледелие основано на искусном орошении. Основные с/х-культуры: пшеница, ячмень, просо, рис, бобовые, масленичные, хлопок. Также эти народы занимаются садоводством, выращивают орехи, гранат, персики, груши, яблоки, виноград, финики и миндаль. Развито скотоводство, в том числе горное (овцы, крупный рогатый скот, лошади, верблюды).

Материальная культура. Жилище: выделяются дома-крепости, представляющие башни-крепости с небольшими окнами и с высокорасположенным входом. Дома окружены клиновидной стеной, есть сторожевая башня. В более крупных поселениях встречаются кварталы восточного типа: глухие стены, внутренние дворики. Одежда: мужчины носят широкие штаны, белые рубахи, халаты из войлока, из головных уборов – шелковое покрывало, обмотанное вокруг головы. Женщины носят длинные рубахи, широкие штаны, широкая юбка, головной убор – небольшая шапочка, поверх легкий платок. У женщин практикуется закрывание лица, мужчины носят бороды, много украшений.

Социальное устройство: у большинства населения – соседские общины, иногда кварталы с общими порядками. У сельских жителей развит обычай левират, т.е. если мужчина умирает, то жена должна выйти за его брата. Также сохраняется многоженство и обычай кровной мести. Из религий исповедуется ислам, родиной ислама считается Саудовская Аравия. В Ливане большая часть населения исповедует христианство, В Израиле – иудаизм.

20. Народы Южной Азии

- Хиндустанцы : Численность 244 млн. человек. Говорят на диалектах языка хинди индоарийской группы индоевропейской семьи. Основное занятие: пашенное земледелие. Главные культуры: пшеница, просяные, ячмень, бобовые, рис, масличные, сахарный тростник и хлопчатник. Распространено ручное ткачество - изготовление хлопчатобумажных тканей, производство чеканной и гравированной посуды, гончарство. Деревенское жилище: глинобитная хижина, крытая соломой или листьями, городские дома - из камня. Одежда общеиндийского типа: мужчины носят узкие белые брюки, рубашку и род длинного кафтана на застёжке спереди. На голове - тюрбан или белая шапочка. Женщины одеваются в кофты. Сохраняется деление на касты, особенно в сельской местности. Религия: индуизм.

- Маратхи : Численность 66,5 млн. человек. Говорят на языке маратхи индоарийской группы индоевропейской семьи. Основные занятия: земледелие (просо, кукуруза, пшеница, бобовые, рис, сахарный тростник, лён, хлопок, табак), огородничество и садоводство. На побережье культивируют кокосовую пальму, бананы; там же развито молочное животноводство. Ремёсла: ткацкое, резьба по дереву, камню, слоновой кости и рогу, производство изделий из меди с чеканным и накладным орнаментом. Сохраняются касты, которые делятся на экзогамные группы, имеющие свои тотемы Деревни маратхов - крупные, обычно состоят из кварталов, населённых членами нескольких каст или одной касты. Традиционные сельские дома: кирпичные, глинобитные и каменные, с черепичной крышей, часто двухэтажные; Традиционные городские жилища: кирпичные дома с низкой двускатной крышей из полуцилиндрической черепицы. Традиционная мужская одежда: рубаха с прямыми рукавами, куртка, узкие штаны, разнообразные тюрбаны; женская - широкая юбка и кофта.

- Мьянма : Численность 33,5 млн. человек. Говорят на языке бирманской центральной группы сино-тибетской семьи. Основное занятие - поливное пашенное земледелие (рис). Большую роль играет овощеводство. Разводят тягловый скот, свиней и кур. На морском побережье развита рыбная ловля, в лесах - заготовка древесины железного дерева и др. Из традиционных ремёсел развиты гончарство, ткачество и др. Традиционная деревня состоит из нескольких групп усадеб. Жилище - свайное, из бамбука. Кухонный очаг на веранде или в специальном помещении, часто недалеко от дома. Спят на матрацах из хлопка. Мужская одежда состоит из куртки с прямыми застёжками и прямой несшитой юбки, завязываемой спереди узлом. На голове носят повязку с узлом на боку или шёлковую на каркасе шапочку, у женщин куртка застёгивается на правом боку и заправляется в юбку. В старину носили накидку-плащ. Обувь - сандалии. Была распространена татуировка. Традиционная пища: рис, супы и овощи, мясные блюда с пряностями из имбирных растений. Социальное устройство: сильна производственная роль общин. В других местах общинная деятельность была ограничена лишь заботой о буддийском храме и школе при нём. Семья малая. Брак патрилокальный. Существовал обычай ранней помолвки (у высших слоёв). У крестьян большую роль играл свободный выбор брачного партнёра. Из традиционных обрядов характерен ритуал наречения имени. В традиционном быту большое значение придаётся гороскопам. У мьянма сильны традиции культа. Развит фольклор, народный театр (марионеток, теневой, актёра), танцы и музыка.

21. Народы Юго-Восточной Азии

S=4 млн. км2.

Население 350 млн. человек.

Государства: Индонезия, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Вьетнам, Кампучия, Лаос, Бирма.

Наиболее распространенными являются китайско-тибетские языки, выделяются китайская и тибето-бирманская группы, а также тайская, австроазиатская, австронезийская языковые семьи. Основная часть населения относится к монголоидной расе, южно-монголоидному антропологическому типу, но также существуют некоторые виды австралоидной группы. Здесь выделяются островные и материковые части, где хозяйство сильно различается. На островах занимаются охотой, собирательством, мотыжным земледелием, на материке – плантационное плужное земледелие, тяговое животное – буйвол. Выращивают рис. В настоящее время разводят буйволов, свиней, кур. Пища: мясо, рис, бобовые, фрукты. Население практически не употребляет молочные продукты, т.к. не развито молочное хозяйство. Одежда: широкие штаны, юбки, рубахи, халаты. Жилище представляет собой свайные дома, длина которых до 200 м. Такой дом может вмещать до 50 семей. Они представляют отдельную общину, которой руководит выборный глава. Верования и религия: в мировоззрении выделяются вера в духов, магия, существует жертвоприношение. У некоторых племен был отмечен ритуальный ганнибализм.

На сегодняшний момент Южная Америка - континент с населением более трехсот миллионов человек, численность которого постоянно увеличивается. Вследствие непростых обстоятельств истории «покорения» Америки здесь наблюдается сложный и многонациональный этнический состав, в котором расовые признаки значительно перемешаны.

Племена древних индейцев попали на Южноамериканский континент более 20 тысяч лет назад из Северной Америки, постепенно расселяясь по всему материку. Потом в 16 веке началась эпоха европейского колонизаторства, сначала сюда приплыли португальцы и испанцы, чуть позже переселенцы из других европейских стран - немцы, англичане, французы и т.д. Коренное население страны - южноамериканские племена индейцев жестоко истреблялись, уничтожалась их древняя культура, разрушались древние города, храмы и святилища. В последующие годы, после того как большая часть индейского народа была бездумно уничтожена, в качестве рабов было завезено большое количество негров с Африканского континента. Результат такого стремительного и довольно кровавого заселения Южной Америки - пестрый этнический состав материка.

Коренные жители в доколумбовскую эпоху

В то время, когда европейцы «окрыли» для себя Новый Свет, коренное население обоих материков находилось на разных этапах развития, и если на севере Америки племена собирали грибы и ягоды, и жили первобытнообщинным строем, то на территории Центральной и Южной Америки, индейские племена уже создавали государства и целые цивилизации, строили классовые отношения и творили уникальные памятники культуры, науки и зодчества, ставшие впоследствии настоящими феноменами и загадками для всех ученых умов мира

Племена, жившие на востоке от Анд, охотились и собирали дары природы, находились на довольно низком уровне развития, практиковали основы первобытнообщинного строя.

(Древнее исчезающее племя )

Высокоразвитые индейские племена, которые жили в горных районах Анд и на побережье Тихого океана (современная территория Колумбии, Перу, Чили), они создали здесь первые государства с развитым земледелием и разведением домашнего скота, здесь развивались ремесла, различные прикладные искусства и научные знания. Это древние цивилизации инков, майя, культуры Чавин, Мочика и др.

Жители крайней южной части Южноамериканского континента, жившие на архипелаге островов Огненная земля (современная провинция Аргентины и часть Чили) - огнеземельцы, это племена она, алакалуфы, яганы, ко времени европейской экспансии находились на низком уровне развития, ходили в шкурах животных, имели каменное и костяное оружие, охотились на гуанако (предок домашней ламы) и ловили рыбу в океане на утлых суденышках из бересты.

(Мужчины племени долины реки Амазонка )

На ступеньку выше в развитии стояли индейские племена, жившие в долине рек Ориноко и Амазонка в центре и на севере континента (племена языковых групп араваков, карибов, тупи-гуарани), которые занимались охотой, оружие - лука и трубки с отравленными стрелами (знаменитый яд кураре), выращивали кукурузу, маниоку, табак, хлопок, форма социальной организации - родовая община.

На севере Анд (современная Колумбии) в долине реки Богота народом чибча было организовано индейское государство народов чибча-муиска с довольно развитой культурой, в пределах современного Перу, Боливии и Эквадора существовала культура индейского племени кечуа.

Культура и быт древних индейцев

(Племя Ирокезы )

Наиболее известной и подробно изученной является культура древней Империи Инков или Таунтинсуйю («четыре соединенные стороны света»), которая образовалась во втором веке нашей эры путем захватнических войн, когда одно из горных племен завевало обширные соседние земли, где жили такие племена как аймара, кеуар, уальякан и т.д и объединило их все в одно мощное инкское государство. В 14-15 веке, на которые пришлась эра захватнической европейской колонизации, Империя Инков занимала огромные территории сегодняшних Эквадора, Перу, Боливии, некоторых частей Аргентины, Колумбии и Чили. Специально построенная столица государства - Куско, язык - кечуа, первый правитель (Верховный Инка) - Манко Капаку.

(Воины Ирокезов )

Подобно Римской империи главной силой этой державы была армия, её обеспечением занимался весь народ, регулярно оплачивая в казну налоги на её содержание. Покоренным народам разрешалась верить в свои божества, но обязательным было поклонение верховному богу Солнца инков - Инти. Население жило в каменных домах, построенных из таких горных пород как известняк, базальт, диорит и т.д. Дома обычных жителей были незамысловатыми и скромными, зато дома знати, жрецов и правителей украшалась золотыми и серебряными пластинами. Архитектура древних инков отличается суровостью и аскетичностью, дворцы и храмы подавляют своей мощью и величием, для их возведения использовались огромные монолитные глыбы, плотно подогнанные по размеру и не скрепленные никаким раствором. Ансамбль храмов Кориканча («Золотой храм») в столице инков Куско - вершина зодчества инков. В нем находились золотой алтарь и золотой диск бога Солнца Инти, он был разрушен и разграблен испанцами. Сейчас на его развалинах находится собор Санта-Доминго.

(Мачу-Пикчу - древний город Инков на вершине горы, возвышаясь над долиной реки Урубамбы )

Древние инки были искусными ремесленниками, они добывали руды горных металлов и умели обрабатывать золото, бронзу, делали удивительные по красоте ювелирные украшения, которые позже были переплавлены на золотые слитки и увезены в Испанию конкистадорами-завоевателями. Письменности как таковой у инков не было, считается, что они передавали и хранили информацию с помощью специального узелкового письма «кипу».

Все население империи делилось на социальные классы и профессии, основой социальной пирамиды инков лежало понятие айлью, состоящее из семейных кланов, живших на одной земле и сообща её обрабатывающих, занимавшихся общим разведением скота и деливших урожай на всех. Главой государства был Единственный Инка - верховный правители и главный жрец бога Солнца.

В начале 16 века, когда испанский конкистадор Франсиско Писарро пришел на земли Империи, в связи с острой междоусобной борьбой за власть она уже находилась на грани развала, была быстро завоевании и разграблена, древняя цивилизация инков прекратила свое существование. Сегодня от неё остались только развалины древнего города Мачу-Пикчу в горах Перу.

Также древнейшим цивилизациями на территории современной Мексики, Белиза, Гватемалы, Гондураса, и Сальвадора, государств Латинской Америки, считаются культуры майя и ацтеков.

(Древние Майя )

Майя - ярчайший пример индейской докуломбовской цивилизации, которая и сегодня для всех остается загадкой и научным феноменом. Начала свое существование в начале нашей эры, и к приходу конкистадоров находилась уже в глубоком упадке. Это уникальный народ, существуя в условиях каменного века и не умея добывать и обрабатывать металл, не имея средств передвижения и животных для перевозки грузов, разработали удивительно точный солнечный календарь, имели сложную иероглифическую письменность, предсказывали затмения Луны и Солнца, вычисляли движение планет. Именно майя создали неповторимые шедевры строительного искусства, которые известны и сейчас по всему миру (пирамиды Майя в древних городах Теотиуаукане, Чолула и Чечен-Ица). Цивилизация майя погибла в 11 веке, еще до прихода конкистадоров, которые застали уже остатки былого могущества, почему это произошло до сих пор неизвестно.

(Храм надписей древней цивилизации Майя - визуализация )

Цивилизация ацтеков существовала на территории современной Мексики в период с 14 по 16 век нашей эры. Столицей древнего государства ацтеков был Теночтитлан на озере Тескоко, который представлял собой огромный город, расположенный на нескольких островах посредине озер, соединявшихся между собой дамбами. Везде были проложены отличные каменные дороги, его улицы пересекались каналами, каменные дворцы и храмы находились в зелени садов. Ацтеки были великолепными резчиками по дереву, скульпторами, ремесленниками и ювелирами. К сожалению, наследие этой древней цивилизации практически до наших дней не сохранилось, только единичные шедевры, чудом избежавшие уничтожения от рук испанских конкистадоров, попали в Европу и стали достоянием общественности.

Традиции и обычаи

Обычаи и традиции играли огромную роль в жизни практически каждой индейской народности, которая проживала на территории Южноамериканского континента в древности.

(Жизнь древних племен Майя )

Например, майя считали, что рождение ребенка - знак особого расположения богов, особенно богини Луны, имя ребенку выбирали жрецы, рассчитывали его гороскоп и предсказывали будущее. Косоглазие у майя было признаком красоты, чтобы ребенок стал косоглазым, ему ко лбу прикреплялась бусинка, свешивающаяся на глаза, на которую ребенок должен почаще смотреть. Также с помощью дощечки примотанной впереди удлинялся лоб и голова становилась более плоской, этого требовали каноны красоты майя, а также обязывало высокое положение в обществе.

Большой популярностью пользовалась игра в мяч, она была религиозного характера, проводилась с большими церемониями и тщательной подготовкой.

Одним из страшных и кровавых обрядов этого народа был обряд жертвоприношения, когда человеческую жертву приносили в угоду какому-нибудь богу, вырывая сердце и сбрасывая тело с высокой пирамиды.

(Воин древнего племени Инки )

В религии инков присутствовал целый пантеон богов: творец мира и всего живого Кон Тиски Виракоча, после него шли бог Солнца Инти, Ильяпа - бог погоды, богиня Луны - Мама Килья и другие. Инки проводили великое множество религиозно-обрядовых церемоний, подчинявшихся земледельческому календарю или датам, приуроченным к жизни правящей царской семьи. Праздники и торжества проводились на центральной площади города Куско, которая называлась Уякапата («Священная терраса»), там же находились дворец правителя, после его смерти он превращался в святилище, где находилась забальзамированная мумия покойника. Новый Верховный Инка жил в другом, построенном лично для него, дворце.

Современная жизнь народов Южноамериканского континента

(Город Пуно в Перу )

Современная численность населения Южной Америки - 387,5 миллиона человек. Характеризуется преобладанием смешанных этнических групп: метисов (результат смешанных барков европейцев и индейцев), мулатов (брак европейцев с негроидной расой), самбо (брак индейцев с негроидной расой).

В Колумбии, Парагвае, Эквадоре и Венесуэле преобладают метисы, потомки смешанных браков коренных жителей (индейцев) и испанских поселенцев. В Перу и Боливии в большинстве индейцы. В государствах центральной части Южной Америки в Бразилии, Колумбии и Венесуэле большинство граждан африканского происхождения, меньшинство - потомки жителей европейского континента. А вот их большая часть особенно выходцев из Испании и Италии обитает в Аргентине, Уругвае. В Чили много выходцев с таких европейских стран как Германия, Англия, Франция, Австрия, Греция, Скандинавия и т.д. Официальный язык большинства стран материка говорит на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Перу индейский язык кечуа официальный наравне с испанским.