Н а некрасов я не люблю иронии твоей. «Я не люблю иронии твоей», анализ стихотворения Некрасова

Кроме социально направленной поэзии, в душе Н. А. Некрасова всегда было место чувствам личного порядка. Он любил и был любим. Это отразилось в группе стихотворений, которые принято называть «панаевским циклом». Примером станет стихотворение «Я не люблю иронии твоей…». Анализ будет дан ниже, а пока кратко познакомимся с его лирической героиней.

Авдотья Панаева

Прелестная умная женщина, которую родители торопливо выдали замуж, потому что девушка всей душой стремилась к эмансипации. Она подражала стремилась надеть мужскую одежду и - о, ужас! - подрисовала себе усы! Замуж выдали за журналиста Ивана Панаева, который не отличался верностью и не стеснял свободы супруги.

У них в салоне собиралось блестящее литературное общество, и все до единого были влюблены в красавицу и умницу Авдотью Яковлевну. Но она ответила, далеко не сразу, только на безумные, сумасшедшие чувства Николая Алексеевича, который, не умея плавать, топился на ее глазах в Фонтанке. Так началось большое чувство, которое длилось около двадцати лет. Но на свете кончается все. И когда чувства стали остывать, то Николай Алексеевич написал: «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения будет проведен по плану.

История создания

Предположительно оно было написано уже через пять лет после начала близких отношений в 1850 году, а опубликовано в «Современнике» в 1855 году. Что могло послужить охлаждению столь бурных чувств? Ведь сама А. Я. Панаева писала о них стихотворения. Попытаемся поразмышлять над строками Николая Алексеевича «Я не люблю иронии твоей…», анализ которых входит в нашу задачу.

Жанр стихотворения

Это интимная лирика большого гражданского поэта.

Произведение рассказывает о зародившихся чувствах в прошедшем времени, об их состоянии и неизбежной развязке и предполагаемом разрыве в настоящем времени. Видимо, их отношения стали привычными и однообразными и не давали такую обильную пищу для вдохновения, как гражданская поэзия. Потому в отношениях стала появляться со стороны Авдотьи Яковлевны ирония, которая только усугубляла холодность со стороны Некрасова. Так появилось стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», анализ которого мы начинаем. Но поэту надо отдать должное, он прямо и деликатно говорил своей избраннице, что именно в ее поведении ему не нравилось, ничего не скрывая.

Темой стало возникновение любви, ее постепенное умирание и полное охлаждение.

Главная мысль - любовь надо трепетно беречь, поскольку это чувство редкое и дается не каждому.

Композиция

Н.А. Некрасов разделил на три строфы «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения мы, естественно, начнем с первой.

Лирический герой обращается прямо и просто к близкой женщине и просит прекратить в разговорах с ним иронизировать. Видимо, острая на язычок Авдотья Яковлевна не могла сдержаться, когда ей что-то было не по душе, когда она в чем-то усматривала неуважительное или невнимательное к себе отношение. По мнению лирического героя, ирония должна принадлежать только тем, кто пережил свои влечения или никогда не встречался с ними. А в них обоих, так горячо любивших, еще остались язычки пламени любви, и они греют душу. Им рано предаваться иронии: надо бережно хранить то, что они имеют на сегодняшний день.

Во второй строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей…» Некрасов (анализ мы сейчас проводим) показывает поведение своей любимой женщины. Она еще стремится продлить их свидания «застенчиво и нежно».

Она, очень женственная, по-прежнему ему предана сердцем и не может жить без этих встреч. А он? Он полон страсти. Лирический герой все еще горяч и пылок, в нем мятежно кипят «ревнивые мечты». Поэтому он просит не иронизировать и не ускорять развязку. Все равно она неизбежно к ним придет, но пусть дольше сохранятся красивые отношения.

Третья строфа совсем печальна. Поэт не скрывает ни от себя, ни от любимой, что их расставанье уже придет скоро. Их страсти кипят все сильней. Они полны последней жаждой любви, но «в сердце тайный холод и тоска». Лирический герой с горечью констатирует этот факт. Но от него никуда не спрячешься. Потому и не стоит иронией уничтожать былую прекрасную и томительную, нежную страсть.

Ирония, которая изначально содержит в себе насмешку, оскорбляет лирического героя, поэтому он и говорит: «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения показывает скрытый контекст высказываний Авдотьи Яковлевны и прямые искренние слова лирического героя. Он призывает свою даму сердца не демонстрировать по поводу и без повода свою негативную позицию, а выражать ему сочувствие и понимание.

Анализ стиха «Я не люблю иронии твоей…»

Стихотворение написано пятистопным ямбом, но пропусков ударений (пиррихиев) очень много. Ими передается читателю волнение поэта. Например, с пиррихия начинается первая строка в первой строфе, им же она и заканчивается, при этом подчеркивается восклицательным знаком.

Каждая строфа состоит из пяти строчек, но рифмы в каждой строфе разные. Поэт использует кольцевую (первая строфа), перекрестную (вторая строфа), смешанную (третья). Внутреннее смятение лирического героя проявляется этим способом в полной мере.

Стихотворение построено на контрастах. В нем противопоставляется холодное и горячее, кипение и оледенение. Метафорически любовь сравнивается с бурлящим потоком реки, «но холодней бушующие волны…».

После этих заключительных строчек стоит многозначительное многоточие. Река бурлит, но все равно замерзнет, и холод скует их обоих, «горячо любивших». Прежним кипящим нежностью и страстью отношениям метафорически противопоставлен «тайный холод и тоска».

Эпитеты имеют негативную окраску: неизбежная развязка, ревнивые тревоги, последняя жажда. Другие, напротив, окрашены положительно: чувства «мятежно» кипят, возлюбленная ждет свидания «застенчиво и нежно».

Эпилог

Некрасов и Панаева расстались. Потом умер ее муж, затем она жила одна, а после этого счастливо вышла замуж и родила ребенка. Однако поэт любил Панаеву и, несмотря на свою женитьбу, посвящал ей свои стихи («Три элегии») и упомянул в завещании.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» относится к так называемому панаевскому циклу, стихотворения которого навеяны отношениями с В.Я Панаевой и образуют единый лирический дневник, отразивший все оттенки чувств лирического героя.

Стихотворение относится к любовной лирике и отражает момент внутренней жизни человека, его переживания, поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и коней, сложенного взаимодействия характеров, сюжетной мотивировки, поэтому стихотворение начинается без какой-либо «увертюры»:

Я не люблю иронии твоей,

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим -

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной.

Вторая строфа очень эмоциональна. Этому способствует анафора. Повторение в начале двух строк слова «пока» получает значительную эмоциональную нагрузку и усиливает параллелизм строения каждого предложения и его выразительность.

В последней строфе - кульминационной - лирический герой оценивает взаимоотношения с любимой женщиной как угасающие «кипение» продиктованное лишь «последней жаждой», а в сердце на самом деле «тайный холод и тоска»…»

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» правдиво и точно передает сложный процесс душевной жизни, отсюда - напряженный драматизм лирической исповеди.

Мы, читатели, больше знаем Некрасова как певца народных страданий, как поэта, посвятившего «лиру» «народу своему». В анализируемом стихотворении он предстает в совершенно другом ракурсе, очень неожиданном, а это еще раз подтверждает, что поэзия Некрасова крепко связано с классической традицией, и по выражению литературоведа В.В. Жданова она «унаследовала пушкинскую ясность выражения мысли, а порой и пушкинскую стилистику».

У Некрасова есть стихи на разные темы, в том числе и послания любимой Авдотье Панаевой. Одно из таких стихотворений - ”Я не люблю иронии твоей “, Некрасов создал его в 1850 году. В нем показаны отношения между Николаем Алексеевичем и Авдотьей, которая
на тот момент была замужем за Иваном Панаевым.

Жанр и структура стихотворения

Жанр стиха “Я не люблю иронии твоей”- послание. Некрасов обращается к Авдотье с просьбами, разъяснениями. Структура данного произведения состоит из трёх частей. В первой строфе автор обращается к своей возлюбленной с просьбой не рушить то, что все еще было между ними. Во второй части стиха он показывает их чувства на данный момент, анализируя их. В третьей же строфе автор указывает на перспективы их взаимоотношений.

Идея и контекст, произведения

Все рано или поздно исчезает, кончается. Любовь в том числе, сперва, она вспыхивает, бурлит в нас, пока не угасает. Это и есть главная идея стихотворения, то, что хотел показать автор. Некрасов и Авдотья любили друг друга: “Так горячо любившим “, “кипят во мне мятежно ревнивые тревоги и мечты”, но рано или поздно их чувства бы остыли: ”Но в сердце тайный холод и тоска”. Некрасов показал, что они на пороге остывания “Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны”.

Рифмовка и размер стиха

У произведения “Я не люблю иронии твоей” необычная рифмовка: она меняется через каждую строфу. В первой строфе она является кольцевой, во второй перекрестной, в третьей такая ситуация: смежная рифмовка меняется с перекрестной.

Читая это стихотворение, можно заметить, что последняя строка первой строфы укорочена, чтобы показать настрой автора во время написание своего произведения - взволнованно сбивчивое. Размер данного творения Некрасова - пятистопный ямб.

Впечатление от стихотворения

Данный стих весьма эмоционален, наполнен чувством безысходности, и в то же время надежды. Его читаешь на одном дыхании, при этом оно как будто сбивается.

Анализ стихотворения Я не люблю иронии твоей Некрасова

У Некрасова была одна женщина в жизни, которую он любил больше всех других своих избранниц. Его муза. Его дама сердца. Это была Авдотья Панаева, жена писателя Ивана Панаева.

В их доме часто собирались литераторы. Проводились дискуссии, обсуждались свежие новости литературы и не только. Некрасов влюбился в эту женщину, да и не он один. У неё была выдающаяся внешность, Панаеву считали одной из первых красавиц Петербурга. И только Некрасову она ответила взаимностью, впрочем, не расставаясь со своим мужем. Получилась любовь втроём.

Но роман между Некрасовым и Панаевой со временем угас. У неё должен был родиться ребёнок от великого поэта, но младенец умер, и тогда словно какая-то ниточка оборвалась между возлюбленными. Некрасов стал это понимать. К нему стали приходить тревожные мысли, что их любви скоро придёт конец. И в 1850 году он написал стихотворение «Я не люблю иронии твоей».

В первой строфе поэт просит оставить эту иронию тем, кто своё отжил, и кто своё ещё не прожил. Им двоим она ни к чему. Они ведь так горячо и страстно любили друг друга! Сколько нежных слов было произнесено, сколько чудесных любовных стихотворений было написано! Неужели всему этому наступит конец? Нет, ещё рано!

Во второй строфе Некрасов оценивает то, что сейчас происходит. Его дама сердца всё ещё хочет продлить свидание, говоря об этом застенчиво и нежно. Поэт всё ещё переживает ревнивые чувства и настроения – он не хочет бросать свою женщину. Пока любовь ещё есть. И Некрасов просит Панаеву: не торопи печальную развязку!

В третьей строфе автор уже предчувствует неизбежное. Их с Панаевой чувства, будто стали сильнее, чем раньше, но в сердце уже тоска и холод. Это дурной знак. Так осенью река вроде бы и бурлит сильнее, но её волны стали холоднее, и будут ещё холоднее, а потом зима и лёд. Вот так и у них двоих.

Разрыв, однако, произошёл в начале 60-х годов, то есть более чем спустя 10 лет после «Я не люблю иронии твоей». Муж Панаевой умер, и она решила быть одна. Некрасову пришлось её оставить, и он помнил её до конца жизни. Это был хороший роман.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Я не люблю иронии твоей

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Мы теперь уходим понемногу

    Стихотворение « Мы теперь уходим понемногу », было написано Сергеем Есениным в конце его жизни и творчества о чем и говорит сам поэт в этом печальным стихотворении, которое не прочтешь без чувства печали и страдания к судьбе молодого

  • Анализ стихотворения Есенина Сукин сын

    В далеком 1924 году, молодой парнишка был увлечен одной красавицей. Анна Сардановская тогда была слишком юна для своего незнакомца, Есенину было всего лишь шестнадцать лет. Его увлечение стало большим прорывом в литературе.

  • Анализ стихотворения Лермонтова На севере диком

    Произведения Михаила Лермонтова отражают многие переживания и злободневные проблемы, он писал о природе, и любви. Но одна из главных тем поэта была посвящена одиночеству, это прослеживается во многих его произведениях,

  • Анализ стихотворения Брюсова Ассаргадон

    Известный поэт Брюсов считается одним из главных стихотворцев в начале 20-го века. Он является одним из главных родоначальников русского символизма.

  • Анализ стихотворения Тютчева Над этой темною толпой

    Свобода – золото. То есть Тютчев свободу оценивает очень дорого. И медными деньгами, и серебряными свободы не купить. А заплатить за свободу необходимо золотом, то есть самую дорогую цену. Ведь свобода это не дешёвое приобретение.

Сочинение

Лирика Н. Некрасова во многом автобиографична. В цикле стихов, обращенных к жене Авдотье Яковлевне Панаевой («Я не люблю иронии твоей…», «Поражена потерей невозвратной.», «Да, наша жизнь текла мятежно.» и др.), поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания:

Я мучился: я плакал и страдал,

В догадках ум испуганный блуждал,

Я жалок был в отчаянье суровом…

Лирический герой не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, пытаясь анализировать свои самые сокровенные чувства:

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, —

Нам рано предаваться ей!

В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой женщины:

Ревнивые тревоги и мечты —

Эта моральная высота чувства, напряженный драматизм переживаний явились новой страницей в русской лирике. Ирония, тонкая, скрытая насмешка — понятия, чуждые настоящей любви. И Некрасов, будучи «человекам высокого благородства души», ценящий моральные принципы настоящих отношений, не допускает иронии в чувствах, пробудившихся между мужчиной и женщиной. Он придает ей статус признака предзаключительной стадии.

Познав победы и разочарования, в возрасте тридцати девяти лет, на одно из первых мест в отношениях Некрасов ставит взаимопонимание и искренность. Эти мысли вкладывает поэт в слова своего лирического героя. Последний разговаривает со с возлюбленной, понимая, что чувства, границы которых нарушила ирония, сложно возродить.

И пытается ли он сделать это? Герой хочет донести до своей избранницы, что люди, имеющие самое дорогое на свете — жизнь — не должны растрачивать ее на пустые слова, несущие за собой лишь разочарование:

Я не люблю иронии твоей,

Оставь ее отжившим и нежившим,

А нам с тобой, так искренно любившим,

Нам рано предаваться ей!

Он олицетворяет свои чувства со стихией огня, пылающей горячим, всепоглощающим пламенем, но продолжает «горячо любившим», именно «любившим», а не «любящим». Это значит, между героями стихотворения уже нет любви, от нее остался лишь «остаток чувства», а все остальное заполнила страсть, которой так же суждено будет уйти:

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты…

Мечты о преодолении отношений, ревнивые тревоги потерять их — вот и все, что заполняет сердце героя, но этого слушком мало для любви.

Каждый видит под этим понятием разные вещи, и, думаю, было бы наивным опираться только на свою точку зрения. Библия гласит, что любовь подразумевает самопожертвование. Но в данной ситуации об этом речи нет, каждый сам за себя. Лирический герой думает лишь о том, чтобы не лишиться источника удовольствия, и потому развязка становится неизбежной:

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далеко…

Лирический герой прекрасно понимает, что развязка отношений неизбежна, и нельзя ничего изменить. Он не пытается возобновить отношения, ведь его разуму известно, что, сейчас или позже, исход один:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливая река,

Но холодней бушующие волны…

Пустые слова, плоды иронии, порожденные отсутствием истинных чувств… Они вызывают тоску, обиду, один из самых сильных грехов — уныние. Они, как лакмусовая бумажка, выявляют истинную картину чувств, как мудрая гадалка, говорят о том, что будет дальше.

Пятнадцать строк поведали нам историю двух людей, потерявших любовь, путающих высокое чувство со страстью и ясно видящих приближение разлуки.

«Я не люблю иронии твоей…» Николай Некрасов

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…

Анализ стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей…»

В 1842 году Николай Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, супругой писателя, в доме у которого часто собирались литераторы. Эта женщина, обладающая не только публицистическим даром, но и незаурядной внешностью, в прямом смысле слова пленила начинающего поэта. Впрочем, жертвой чар Панаевой стали многие завсегдатаи литературного салона, но лишь Некрасову она ответила взаимностью.

Этот роман длился без малого 20 лет, принеся много страданий не только влюбленным, но и супругу Панаевой. Он вынужден был стать не только участником любовного треугольника, но и жил под одной крышей с супругой и ее избранником. Однако после смерти ребенка, который родился у Панаевой от Некрасова в 1849 году, отношения между любовниками стали охладевать.

В 1850 году, понимая, что разрыв неизбежен, Некрасов создает стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», посвященное взаимоотношениям с избранницей. Он отмечает, что когда-то испытывал очень нежные чувства к этой женщине, которая не менее сильно была влюблена в поэта. Однако время способно не только сгладить ненависть, но и уничтожить любовь. Именно это, по мнению Некрасова, и произошло после смерти малыша, словно бы разорвалась некая невидимая нить, связывающая двух людей. Поэт осознает, что любовь еще до конца не угасла, отмечая: «Пока еще застенчиво и нежно свидание продлить желаешь ты». Но все признаки предстоящей разлуки уже проявили себя, и автор понимает, что никто не в силах повернуть время вспять. Он просит у своей избранницы лишь одного: «Не торопи развязки неизбежной!».

О том, что она скоро настанет, сомневаться не приходится, хотя Некрасов отмечает, что оба они все еще «последней жаждой полны». Но ирония возлюбленной, которая так не нравится поэту, лучше всяких слов указывает на то, что этот роман очень скоро завершится расставанием, ведь «в сердце тайный холод и тоска» поселились после смерти сына.

Правда, Николай Некрасов всеми силами пытался спасти этот противоречивый союз, поэтому он распался лишь в начале 60-х годов. Причем, произошло это вопреки ожиданиям поэта, который рассчитывал, что смерть супруга Панаевой заставит ее пересмотреть свои взгляды на взаимоотношения с поэтом. Тем не менее, эта женщина не стала связывать свою дальнейшую жизнь с Некрасовым, решив остаться свободной и больше не вступать в брак, на который поэт так рассчитывал. В итоге пара рассталась, что и предсказал автор, в глубине души надеявшийся на то, что Панаева все же выйдет за него замуж.