Земля как недвижимое имущество. Земля как территория

1. Понятие земельного права и его место в системе права России

Конституция РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Земля является особым объектом экономического оборота и правовых отношений в силу своих природных качеств, свойств, функций и роли в жизни общества. В процессе исторического развития претерпевали изменения системы, виды и формы землепользования, соответственно изменялось и правовое регулирование земельных правоотношений.

Землепользование – самая ранняя историческая форма обладания землёй для производственных целей без обособления права на неё кого-либо из пользователей. Землевладение как форма частной собственности стало складываться в результате развития производительных сил, изменения экономических отношений и с расслоением общества на тех, кто монопольно владел землёй, и тех, у кого её не было.

Земля является важнейшим, компонентом окружающей среды, от состояния которой прямо зависит и состояние других природных объектов. Эта особенность земли как природного объекта заключается её невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами: уничтоженные леса могут быть восполнены; сокращение запасов пресной воды приведёт к техническому решению проблемы опреснения вод мирового океана; ресурсы недр исчерпаемы, но есть альтернативные источники энергии и т.д.

Значение земли как природного объекта проявляется и в том, что все иные природные объекты с ней теснейшим образом связаны (леса произрастают на землях лесного фонда; водные объекты протекают по землям водного фонда). И если любые объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) по большому счёту могут быть демонтированы и восстановлены на новом месте, то земельные ресурсы непереносимы и невозобновимы.

Земельное право - самостоятельная отрасль российского права, имеющая свой предмет и метод правового регулирования.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Отсюда следует, что предметом земельного права являются две большие группы общественных отношений: по использованию земель и по охране земель.

Как и другие отрасли, Земельное право имеет свой особый (специфический) метод правового регулирования земельных отношений .

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный.

Императивный метод регулирования земельных отношений применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землёй (ведение государственного земельного кадастра, мониторинга, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на равноправия сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землёй, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Взаимодействие данных методов прямо вытекает из главного принципа земельного законодательства, суть которого заключается в том, что регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется, исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе. Именно это триединство понимания земли предопределяет сложную нормативную регламентацию отношений по её использованию и охране императивными и диспозитивными методами. Такая специфика не может быть отражена только нормами гражданского или административного права, нацеленными на решение несколько иных задач. Для этого действует внутренне сбалансированная система земельных законодательных актов Российской Федерации и её субъектов. При этом земельное законодательство выделенное в отдельную отрасль Конституцией России как предмет совместного ведения (ст. 72), находится в динамической взаимосвязи с иными отраслями законодательства.

Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции России норм, регулирующих земельные отношения. Наряду с уже упоминавшимися ст. ст. 9и 72, большое практическое значение представляет ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются их собственникам свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Кроме конституционного, существует весьма тесная связь и взаимовлияние земельного, гражданского, градостроительного, административного и муниципального законодательства, а также земельного, экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (водного, лесного, горного).

Основное сходство земельного и иных природоресурсовых отраслей права (водного, горного, лесного), за которыми признаётся самостоятельное значение, состоит в том, что они регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обуславливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим правом, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта.

Особое взаимодействие существует между гражданским и земельным правом. Регулируя имущественные отношения, включая и недвижимость, гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидность природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности государственной регистрации и т.д.

Рассматривая проблему взаимодействия земельного и гражданского права не следует, однако, преувеличивать специфичность и самостоятельность земельных отношений. Например Б.В. Ерофеев предлагал называть сделки с земельными участками «земельно-правовыми» .

Проблема взаимодействия земельного и градостроительного права наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового Градостроительного кодекса РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во много определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономическая и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельных фондов. Нормы административного права применимы к отношениям по государственному управлению земельными ресурсами, привлечению виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом в ходе государственного управления земельным фондом государственные органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида государственного управления (ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель и т.д.).


См. подробнее об этом: Чубуков Г.В. Земельное право России: Учебник. – М., 2002. С. 11-13; Сырых Е.В. Земельное право: Учебник. – М., 2004. С. 6-9.


Земельное право РФ российского права. Разграничение действия норм гражданского, земельного и других отраслей права в части, касающейся регулирования земельных отношений, осуществляется в связи с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и, следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в том числе земельных и имущественных
1. Разграничение норм земельного и гражданского законодательства:
1)по предмету правового регулирования: предмет гражданского права - имущественные и личные неимущественные отношения, предмет земельного права - земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Разграничение осуществляется, когда решается вопрос о возможности или невозможности применения к однородным с гражданскими земельными отношениями норм Гражданского кодекса РФ
2)по методу правового регулирования: отношения по использованию земли в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, земля выступает и как объект властных полномочий. Разграничение осуществляется, когда земельные отношения регулируются в административном порядке и к ним невозможно применение норм Гражданского кодекса РФ
3) земля является, с одной стороны, объектом окружающей природной среды, а с другой – объектом недвижимости, с которым закон допускает совершать различные сделки. Земля - объект товарного оборота, поэтому возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется. Но при эгом необходимо учитывать особенности земельных отношений и требования земельного и иного специального законодательства
4) правила купли-продажи земли также допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Однако земельное законодательство устанавливает и ряд запретов, например на продажу и передачу в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение, на приобретение иностранными физическими и юридическими лицами участков земель сельскохозяйственного назначения
2. Разграничение земельного и административного законодательства. Нормы административного права применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения (например, самовольное занятие земли)
Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с ней природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов

  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .


  • Для этого периода было характерно сословное землевладение До аграрной реформы 1861 г. Крестьяне не о. Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .


  • Для этого периода было характерно сословное землевладение До аграрной реформы 1861 г. Крестьяне не о. Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    После 1917 г. ситуация резко изменилась права на Землю приобрели совершенно иное содержание.


  • Для этого периода было характерно сословное землевладение До аграрной реформы 1861 г. Крестьяне не о. Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    Одним из видов вещных прав на землю является право постоянного бессрочного пользования ЗК РФ предост... подробнее ».


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права . Разграничение действия норм.


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    права и обязанности собственников земли и землепользователей.


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    землепользования, а также провозглашающих права и обязанности собственников земли и землепользователей.


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    землепользования, а также провозглашающих права и обязанности собственников земли и землепользователей.

Найдено похожих страниц:10


ЗП занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного вида общественных отношений, т. е. земельных отношений. Оно имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений. ЗП взаимодействует со всеми отраслями права, составляющими в целом систему российского права.

Соотношение ЗП с КП. Прежде всего, следует отметить особую связь ЗП с КП, которому принадлежит ведущая роль в системе нашего права. Важнейшее значение для ЗП имеет ст. 9 К РФ: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Велико значение ст. 35 К РФ, предусматривающей принцип охраны права частной собственности, и ст. 36, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Статья 72 (п. «к») К РФ отнесла земельное законодательство к предмету совместного ведения РФ и S РФ, что имеет важное значение для развития всей структуры законодательства о земле.

ЗП тесно связано с АП. Часто АП акты служат основанием возникновения, изменения или прекращения земельных отношений. Например, АП акты, касающиеся установления городской или поселковой черты, являются предпосылкой для отнесения соответствующих земель к категории земель населенных пунктов и изменения в связи с этим их правового режима. Вынесение решения о предоставлении земельного участка органом местной администрации - основание для приобретения права собственности на земельный участок, возникновения права пожизненного наследуемого владения или пользования участком земли.

ЗП и ГП. Гражданское законодательство закрепляет принципы недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности находящегося в собственности имущества, свободы распоряжения собственностью. Часть 1 ст. 1 ГК предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

ГП основано на обеспечении свободы имущественных прав субъектов, а ЗП - на обеспечении рационального использования и охраны земель как основы жизни и деятельности людей.

Соотношение ЗП с экологическим правом и природоресурсным законодательством. ЗП теснейшим образом связано с природоресурсным и экологическим правом. Эта взаимосвязь определяется единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды.

Связь норм ЗП с нормами природоресурсного права, включающего в себя горное, водное, лесное, заключается в том, что использование природных ресурсов невозможно без использования земли. Земля - пространственный базис для эксплуатации всех природных ресурсов. Рациональное использование природных ресурсов должно осуществляться с учетом их взаимосвязи, влияния друг на друга. Однако законодательство о природных ресурсах развивается по пути дифференцированного правового регулирования использования и охраны различных ресурсов природы. Поэтому ЗП регулирует земельные отношения, а иные отрасли соответственно: горные, водные, лесные и другие отношения. Вместе с тем общие закономерности развития природной среды и взаимосвязь природных ресурсов ведет к тому, что природоресурсное право учитывает не только различия, но и теснейшую взаимосвязь всей окружающей среды.

В законодательстве о природных ресурсах предусматриваются специальные нормы, учитывающие взаимосвязь природных ресурсов, решаются вопросы предотвращения неблагоприятных экологических последствий влияния использования одних природных ресурсов на другие.

Право в целом характеризуется системностью.

В реальных жизненных условиях для принятия решения бывает недостаточно норм одной отрасли права. Требуется субсидиарное применение норм, т.е. совместное применение норм из разных отраслей права.

Земельное право взаимодействует с такими отраслями права, как

· экономическое право (например, по охране земли, т.к. земля занимает ведущее место в природном комплексе)

· гражданское право (по институту права собственности, гражданско-правовой ответственности за совершение земельных правонарушений)

· аграрное право (по институту права землепользования)

· административное право (по управлению земельными ресурсами и по линии административно-правовой ответственности за совершение земельных правонарушений)

· уголовное право (по составам экологических преступлений)

· другие отрасли.

Такое взаимодействие необходимо.

7. Общая характеристика современной земельно-аграрной реформы: цели, основные направления, правовое обеспечение

Земельная реформа - это коренное изменение того земельного строя, который существовал в СССР до 1990 года. Основой прежнего земельного строя была исключительная собственность гос-ва на землю.

Земельная реформа началась с подготовки правовой базы, правового фундамента. На этом этапе были приняты такие законы, как

· Закон «О социальном развитии села»

· закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. (в настоящее время утратил силу)

· Конституция РФ 1993 г.

· Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР"

· Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"

· Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю». 1997 г.

· Постановление правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»

В настоящее время действуют:

Тема: ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ


1. Понятие и общая характеристика права собственности на землю

2. Формы собственности на землю

3. Субъекты права собственности на землю (основания возникновения и прекращения права собственности на землю)

5. Сделки по поводу земли. Земельный рынок.

Литература:

· «Общая теория советского земельного права», 1983. Глава 10

· Крассов О.И. «Право частной собственности на землю: купля-продажа, аренда, приватизация, судебная защита», 1995

· Крассов О.И. «Право частной собственности на землю», 2000

Законодательство:

· Конституция РФ (ст.9, 35, 36 и др.)

· ЗКРФ(ст.15-19)

· Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. «О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области» (глава 5)

Общественные отношения как предмет правового регулирования весьма динамичны и подвижны, между ними нет застывших граней, а поэтому в практике правового регулирования зачастую возникают проблемы в разграничении предметов правового регулирования, вынесений вопроса, о том, к какой отрасли права можно отнести тот или иной случай.

В силу этого и встает проблема отграничения земельного права от других отраслей права и определения места его в общей системе права России.

Рассмотрим основные критерии, позволяющие отграничить земельное право от смежных правовых отраслей Гурвич В. Определение места земельного права в системе права России // Адвокатская практика. - 2006. №1 12 с..

1. От государственного права земельное отличается тем, что предметом регулирования последнего являются экономические земельные отношения, а не отношения по государственному устройству, обусловленные политическими мотивами, что составляет задачу правового регулирования государственного права.

Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строительства объектов, выращивания лесополос, отведения земли под пашню и т.п. Нормы же государственного права решают вопросы при организации и определении границ территории как обязательного признака государства; эти границы определяют пределы государственной власти.

  • 2. От административного права, для которого характерно наличие власти и подчинения, земельное отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения субординации, но они касаются лишь регулирования узкого круга земельных общественных отношений, за пределами которых субординация, соподчиненность прекращается. Этим кругом являются те отношения, которые влияют на судьбу земли. Например, недопустимо без разрешения компетентных органов приступать к использованию земельных участков до установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды. Соответствующий государственный орган тем самым имеет решающее слово в деле предоставления земельного участка. Однако за пределами этого управленческого действия полномочия указанного органа кончаются, и он не вправе обязать землепользователя совершать действия, не предусмотренные законом.
  • 3. Отграничение гражданского права от земельного сегодня существует приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений по сравнению с гражданским законодательством, который был закреплен в Земельном Кодексе 2001г., хотя Гражданский Кодекс содержит нормы регулирующие те или иные имущественные отношения возникающие из земельных правоотношений, например, установление сервитута Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ) (в ред. от 27.12.09). // Российская газета. - 08.12.1994 №238-239.
  • 4. Отличие финансового права от земельного заключается в том, что если предметом первого являются отношения по обороту финансовых средств, то в предмет второго финансовые отношения входят частично и лишь в той части, которая касается обеспечения условий надлежащего использования земельных участков. Например, финансирование проектно-изыскательских работ по размещению объектов на земельных участках допускается только после вынесения органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения данных объектов Краснов Н.И. О соотношении земельного и гражданского права при переходе к рыночным отношениям // Государство и право. 2004. № 7. С. 53--60..
  • 5. От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер. Так, требование улучшения экологической обстановки на территории в результате хозяйственной деятельности является обязательным элементом землеустроительных действий и деятельности по реализации прав собственника на землю, землевладельца, землепользователя и арендатора земли Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.03.09). // Российская газета. - 12.01.02 №6.
  • 6. От трудового права земельное отличается тем, что предметом первого является внутренний трудовой распорядок предприятий-землепользователей, а предметом второго --земельный распорядок. Поскольку земельный распорядок на предприятии реализуется через трудовой распорядок, то нормы земельного и трудового права, безусловно, тесно взаимосвязаны.