В.26. Взгляды к.Платонова на психологию личности, подструктуры личности и критерии их выделения

Человек - это существо с очень сложной психической организацией. Он рождается и развивается по законам биологии и генетики, параллельно этому происходит формирование его личности и самосознания под воздействием социума. Кроме того, человек является субъектом деятельности практически во всех сферах жизни - социальной, духовной, экономической и политической.

Понятие личности и ее структура

Невозможно в рамках одной науки объять все многообразие граней человеческой сущности, из-за этого и существует множество теорий о том, что же представляет собой личность. Данный термин используется в современной психологии наряду с такими, как "индивид" и "индивидуальность", различие между ними в том, что два последних определения более конкретны и освещают лишь ту или иную сторону личности. В широком смысле личность - это совокупность качеств индивида, приобретенных им в процессе развития и проявляющихся в отношениях с другими индивидами или в различных сферах сознательной деятельности. Как видно из определения, понятие личности характеризует человека в основном в социальном плане. Структура личности в психологии представлена множеством различных классификаций, ниже будут представлены наиболее распространенные из них.

Теория личности в психологии по Фрейду

В 20-х годах ХХ века великий немецкий психолог разработал свою концепцию

анатомии человеческой души. Структура личности в психологии Фрейда состоит из трех компонентов: "Ид"- Оно (бессознательное), "Эго"- Я (сознательное) и "Супер-Эго"- Сверх-Я (совесть, идеальные установки). Ид - занимает центральное место в структуре личности на протяжении всей жизни индивида, главный его принцип - получение удовольствия от немедленного удовлетворения своих иррациональных желаний. Эго - это своего рода регулятор, пытающийся удовлетворить потребности Ид, в то же самое время не нарушая законов и традиций общества. Супер-Эго выполняет роль пропагандиста высоких нравственных идеалов, формируется в процессе воспитания.

Структура личности в психологии по Рубинштейну

Советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн предложил свою концепцию сторения личности человека. Он выделял также три составляющих:

2. Знания, умения и навыки (ЗУН), приобретенные в результате познавательной

деятельности.

3. Индивидуальные особенности, выраженные в чертах характера, темпераменте, способностях.

Структура личности в психологии по Платонову

К.К. Платонов рассматривал личность как совокупность биосоциальных свойств, среди которых он выделял четыре подструктуры:

1. Социально-направленные качества (моральные качества, социальные связи).

2. Опыт (привычки и ЗУН).

3. Индивидуальные биологически обусловленные черты (характер, темперамент, задатки, потребности).

4. Формы отражения психических процессов (мышление, воля, чувства, ощущения, память).

Как видно, классификация Платонова во многом совпадает с классификацией Рубинштейна, однако она более развернута. Данная модель существенно повлияла на развитие советской психологии.

Структура личности по К.К. Платонову рассматривает личность как динамическую систему. Она построена также по принципу иерархичности и включает четыре основные рядоположенные подструктуры личности. Данная структура позволяет охватить в себя и охарактеризовать все известные свойства личности и их уже достаточно хорошо изученные обобщения. 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она может быть названа социально обусловленной подструктурой, но может более коротко быть названа и направленностью личности. Направленность, взятая в качестве целого, в свою очередь, включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей.

В эту подструктуру включаются различные проявления отношений исходя из пятого приведенного критерия выделения подструктур - общепринятости психологических понятий. Однако отношение более правильно рассматривать не как свойство личности, а как атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющими различные проявления его активности. Но более всего активность направленности проявляется через убеждения. Изучение этой подструктуры требует социально-психологического уровня.

Упомянутый термин «убеждение» требует уточнения. В одном значении это синоним уверенности в истинности конкретного факта или положения. В этом значении убеждения являются компонентом мировоззрения, притом наиболее существенным. Но во втором значении, акцентируемом психологами, убеждение - наивысший уровень направленности, в структуру которого входит не только мировоззрение, могущее быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него. В этом значении убеждение - высший итог идеологического воспитания личности.

Схема иерархии основных рядоположенных подструктур

Краткое название Подструктуры подструктур Соотношение Основные связи с Уровень анализа Виды формиро­вания
биологического отражением сознанием потребностью активностью
Направлен­ность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Биологического почти нет Отношение к отражаемому на основе опыта В основном от сознания будущего Через отражение социальной нужды Через убеждения Социально-психологический Воспитание
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Динамика форм отражения Необходимость осознания прошлого Через привычки Через волевые навыки Психолого-педагогический Обучение
Особенности психических процессов Вопя, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального Формы психического отражения Достаточно осознания настоящего личностную нужду Через волю и эмоции Индивидуально-психологический Упражнение
Биопсихи­ческие свойства Темперамент, половые, возрастные свойства Социального почти нет Механизмы психического отражения Только стиль осознания Через биологическую нужду Через сипу и подвижность нервных процессов Психофизио­логический Нейропсихо-попмеский Тренировка

2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом. Активность опыта проявляется через волевые навыки, а его изучение требует психолого-педагогического уровня.

Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все психологи рассматривают как свойства личности. Действительно, только начинающий формироваться навык, как и всякое однократное действие (как и однократное, кратковременное проявление интереса в предыдущей подструктуре или психической функции в следующей), еще не свойство личности, а только кратковременный психический процесс или состояние. Но их типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык (не только умственный или волевой, но и моторный и сенсорный) и тем более умение и привычка - уже бесспорно свойство личности, В этом ведь и заключается диалектика перехода количества в качество в ряду: кратковременный процесс - состояние - свойство личности.

3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Порядок этот не случаен. Психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, и без нее не могли бы ни существовать, ни развиваться другие формы отражения. Поэтому с нее и начинается этот иерархический ряд психических процессов как форм отражения. Но каждая форма отражения, закрепляясь своим видом памяти, становится свойством личности. Если механическая память открывает этот ряд, то смысловая память как бы замыкает его. Поэтому память лучше рассматривать как следовую форму отражения, пронизывающую весь иерархический ряд его форм снизу доверху.

Эмоции и ощущения как формы отражения свойственны и животным. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения. Изучается она в основном на индивидуальном психологическом уровне.

4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента, или, как теперь говорят вслед за Б. М. Тепловым, типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые «органические» изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например убежденность и заинтересованность - к 1-й; начитанность и умелость - ко 2-й; решительность и сообразительность - к 3-й; истощаемость и возбудимость - к 4-й. Другие, и их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей р аз личных собственных подструктур. Примером может являться морально воспитанная воля как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность как взаимосвязь 3-й, 4-й и обычно 2-й подструктур. Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи. Например, хотя убежденность в основном относится к 1 -и подструктуре, в ее структуру входят в качестве элементов воля и соответствующие знания и умственные навыки.

К.К. Платонов, детально анализируя широко распространенные понимания личности как души, как суммы психических функций, как опыта человека и т.д., приходит к выводу, что наиболее приемлемым для рассмотрения природы и особенностей человека является понимание личности как «отражающей системы». «Только поняв личность, - пишет К.К.Платонов, - как отражающую систему процесса психического отражения человека, можно правильно понять, применив личностный подход… все другие психические явления, как, например, впечатлительность, апперцепция, ассоциации, интерференция умственных или сенсорных навыков, интересы и т.д.» Говоря о личности как отражающей системе, Платонов использует известное положение С.Л. Рубинштейна, согласно которому: «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». (1 с.34-37) Рассматривая психические явления как форму Психического отражения, Платонов отдает предпочтение следующему определению личности: «Личность - это человек как носитель сознания». (1 стр. 62) Особое внимание в своих трудах, посвященных раскрытию понятия «личность», К.К. Платонов уделяет вопросам, связанным с тем, как проявляет себя личность в поведении, в действиях, поступках, деятельности. Он подчеркивает, что деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой и эти оба вида деятельности являются важнейшим фактором формирования личности. Платонов обосновывает этот вывод методологическим утверждением о единстве личности, сознания и деятельности. Именно поэтому он утверждает, что без углубления понимания деятельности, без раскрытия ее оснований невозможно понять понятие «личность». Изучая и делая свои умозаключения, строящиеся на базе теоретический идей о единстве сознания, личности и деятельности, К.К. Платонов делает заключение о личности как о структурном образовании. Как уже было сказано, что элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности. Часто их называют чертами личности. И поскольку таких черт личности очень много, то психологи пытаются их уложить в несколько подструктур. У каждого психолога эти подструктуры немного разные. Согласно концепции К. Платонова, низший уровень личности - это биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Все это Платонов относит к первой, самой низкой подструктуре. Вторая его подструктура содержит в себе индивидуальные особенности психических процессов человека. Под индивидуальными особенностями человека К. Платонов подразумевает различные качества свойственные человеку при его развитии и формировании как личности. А именно: индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Так выглядит вторая подструктура психологической структуры личности по

К.К. Платонову. Индивидуальный социальный опыт Платонов отнес к третьему уровню структуры. По его структуре в индивидуальный социальный опыт входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. По его мнению, и думаю, что многие с этим согласятся, эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения и носит социальный характер. А вот к высшему уровню Платонов отнес направленность личности, включающую влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Данная подструктура более всего социально обусловлена. Она формируется под влиянием воспитания в обществе, полнее всего она отражает общество, в которое человек включен. (7, 46-47)

Платонов считал, что непохожесть людей очень значительна. Такой вывод он сделал, исходя из своего взгляда на психологическую структуру личности. Еще он считал, что на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избежать совпадений, противоречий, даже конфликтов с людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Если систематизировать понятие психологической структуры личности К.К. Платонова, то получится следующее:

Название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы.

Социальный уровень, биологического почти нет

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительнее социальный, а не биологический)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания). Особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологический компонент больше, чем социальный)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания, нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п. Половые возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Завершая обзор представлений К.К. Платонова о личности, еще раз повторим, что взаимодействие структур личности, сознания и деятельности - это главный стержень теоретических построений Платонова, который разработал концепцию психологической структуры личности. (2, с.360-361)

Структура личности по Платонову.

Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Он выделил следующие подструктуры: направленность, опыт (знание, умение, навыки), индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятие, память), объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

I. Знания, умения, навыки - являются основополагающими звеньями, определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда I, но и он сам формируется в труде. В трудовой деятельности - взаимосвязь II и III.

П. Восприятие - осознание чувственно данного предмета и явления. Ощущение - отражение отдельного чувственного качества. Память – психический процесс. Это запись, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта. Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности.

III. Темперамент - индивидуально своеобразное свойство психики, определяющее динамику психической деятельности человека, которое везде проявляется в одинаковой мере. Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успех в различных видах деятельности. Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки - это убеждения людей.

Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Дело в том, что в структуре психических явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства.
В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные,
волевые и эмоциональные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.

3.3. Индивидуально-психологические особенности личности: способности, характер, темперамент.

Биологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальный индивид, является темперамент.

Под темпераментом (от лат. iemperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) понимают совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую (от греч. dynamikos - сильный, подвижный) и эмоциональную стороны поведения и деятельности человека.

Из всех теорий, с глубокой древности пытавшихся объяснить сущность темперамента, пожалуй, наиболее распространенной является система И. Павлова, связавшая индивидуальные особенности темперамента с выделенными им основными свойствами нервной системы:

- силой - способностью нервной системы выдерживать сильные раздражители, обусловливающей выносливость и работоспособность нервных клеток;

- уравновешенностью, характеризующейся соотношением процесссов возбуждения и торможения;

- подвижностью, которая определяется быстротой смены процессов возбуждения и торможения.

Своеобразное сочетание этих свойств образует четыре типа нервной системы, каждый из которых соотносится с одним из четырех типов тем­перамента:

1. Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) характеризуется активностью, энергичностью действий, резкими, порывистыми движениями, их быстрым темпом. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпим, подвержен эмоциональным срывам, бывает агрессивным.

2. Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) отличается активностью, общительностью. Быстро приспосабливается к новым условиям. Продуктивен при наличии интереса. Чувства у сангвиника легко возникают и легко сменяются, мимика подвижная,
выразительная.

3. Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к обстановке. Отличается низким уровнем психической активности. Чувства возникают медленно, но отличаются устойчивостью, преобладает ровное, спокойное настроение.

4. Меланхолик (слабый тип ВИД) характеризуется низким уровнем активности. Быстро утомляется, легкоранимый. Отличается склонностью глубоко переживать даже незначительные события при слабом внешнем выражении чувств. Сильные воздействия часто вызывают продолжительную тормозную реакцию.

В дальнейшем представления о темпераменте углубляются и расширяются. Так, были выделены и другие свойства нервной системы - лабильность (от лат. labilis - скользящий, неустойчивый), характеризующая скорость возникновения и прекращения нервных процессов, и динамичность (от греч. dynamis - сила), проявляющаяся в скорости и легкости выработки условных рефлексов.

Сопоставление свойств нервной системы и особенностей поведения позволило выявить такие свойства темперамента, как реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители - и активность, показывающая, насколько активен человек в преодолении препятствий, в своих действиях и поступках.

При этом по соотношению активности и реактивности можно судить, от чего больше зависит деятельность человека - от случайных обстоятельств или от намеченных целей.

Были также выделены такие психические свойства:

- сензитивность, которая определяется величиной наименьшего раздражителя, необходимого для возникновения психической реакции;

- пластичность и ригидность - гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, напротив, инертность, нечувствительность к изменению условий;

- экстравертированность и интровертированность - направлен-
ность личности на окружающий мир или на себя, на собственные
переживания и мысли и др.

Стало ясно, что свойств нервной системы, а значит, и их комбинаций значительно больше, но тем не менее рассмотренные типы темперамен-та могут служить обобщенной характеристикой индивидуальных особен-ностей человека.

При этом следует учесть, что в чистом виде типы темперамента не встречаются и можно говорить только о преобладании тех или иных его черт. Кроме того, нельзя сказать, что какой-либо тип темперамента лучше или хуже; каждый из них имеет достоинства и недостатки.



Достоинствами холерика являются инициативность, энергичность, возможность мобилизовать значительные усилия в короткий промежуток времени. В то же время преобладание реактивности над активностью может привести к тому, что ему не хватит выдержки, терпения, особенно в достижении отдаленных целей. При неблагоприятных условиях, отсутствии серьезных целей, невозможности творческой деятельности подвижность сангвиника, быстрота реакции могут проявиться в поверхностности и непостоянстве. Достоинство флегматика в том, что он может долго и упорно работать, но для того, чтобы включиться в эту работу,ему требуется значительное время. Высокая чувствительность меланхолика, обеспечивающая глубину и тонкость чувств, оборачивается быстрой утомляемостью и зачастую повышенным уровнем тревожности, который может негативно повлиять на успешность деятельности.

Особенно ярко недостатки темперамента проявляются в экстремальных условиях, поэтому их следует учитывать в профессиях, которые предъявляют особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

В нормальных условиях особенности темперамента, проявляясь в темпе и ритме деятельности, обусловливают своеобразие способов и путей, тактики действий, т. е. индивидуальный стиль деятельности.

Выработав у себя индивидуальный стиль деятельности, в наибольшей степени отвечающий индивидуальным особенностям, человек может добиться высоких результатов.

Таким, образом, исходные свойства темперамента не предопределяют, во что они разовьются - в достоинства или недостатки. Это зависит от воспитания и самовоспитания личности, в процессе которых результаты развития позитивных свойств каждого типа темперамента и компенсации недостатков закрепляются в характере человека. Темперамент лишь затрудняет или облегчает формирование тех или иных черт характера, являясь его природной основой.

Характер (от греч. character - печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности, к которым прежде всего относятся:

Отношение к другим людям (экстраверсия или интроверсия, прав-
дивость или лживость, тактичность или грубость и т. п.);

Отношение к делу (добросовестность или недобросовестность,
трудолюбие или леность и т. п.);

Отношение к себе (самокритичность или самоуверенность, скром-
ность или самовлюбленность и т. п.);

Отношение к собственности (аккуратность или неряшливость,
бережливость или расточительство и т. п.).

Таким образом, характер, определенным образом мотивируя поведение человека, тесно связан с направленностью личности. В то же время это не тождественные понятия: вежливыми и аккуратными, например, могут быть люди, резко различающиеся своими убеждениями, моральными принципами.

Характер формируется в процессе социализации человека в условиях включения его в различные социальные общности. От степени благопри-ятности сложившихся в них межличностных отношений во многом зависит формирование тех или иных черт характера - устойчивых форм поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. В нетипичных ситуациях человек может проявить и несвойственные ему образцы поведения: вежливый - грубость, скромный - развязность и т. п.

Известно много теорий, пытающихся связать проявление характера с особенностями внешнего облика человека, его телосложения, почерка и т. д., но наиболее полное представление о человеке можно получить по его поступкам (сознательным, преднамеренным действиям, в которых он утверждает свое отношение к другим людям, самому себе, к миру в целом).

Именно в поступках как актах поведения проявляется характер, происходит его формирование. Добрым и честным можно стать, только совершая добрые и честные поступки. С давних пор известна поговорка: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".

Таким образом, становление характера, происходящее в результате обучения и воспитания человека, обусловлено объективными обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства могут изменяться под влиянием поступков человека. В результате он способен подняться над своим характером, изменить его, стать творцом самого себя.

Важной характеристикой личности являются ее способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения.

Способности тесно связаны со знаниями, умениями и навыками человека, обеспечивая их быстрое приобретение, закрепление и эффективное применение на практике.

Природной основой формирования способностей являются задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, органов чувств и движения.

Задатки являются необходимым, но не достаточным условием развития способностей. Если, например, человек умственно неполноценен, то, несмотря на самые благоприятные условия, он, к сожалению, вряд ли достигнет высот мысли. Однако наличие задатков еще не означает, что они разовьются в способности.

В настоящее время установлено, что генотип определяет только потенциальные возможности человека, а среда и воспитание - насколько эти возможности будут реализованы. Следует также учесть, что и сами задатки многозначны, поэтому в зависимости от деятельности, в которую будет включен человек, могут развиться несколько различающиеся способности. Так, при хорошем слухе и чувстве ритма один человек станет композитором, другой - дирижером, третий - исполнителем, а четвертый - музыкальным критиком.

Определенная часть психологов придерживается мнения, что способности обусловлены задатками, а воспитание и обучение как бы "проявляют" их. В то же время экспериментальные данные позволяют допустить возможность развития способностей в любом возрасте. Например, в работах Б. Теплова было показано, что отсутствие такой важной составляющей музыкальных способностей, как абсолютный слух, можно компенсировать комплексом других качеств (например, памятью на музыкальные интервалы, тембровым слухом и др.), которые возьмут на себя функцию абсолютного слуха.

Свойство компенсации одних способностей с помощью развития других открывает практически неисчерпаемые возможности для совершенствования каждого человека.

Выделяют следующие виды способностей:

природные, формирующиеся на базе врожденных задатков при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

специфические, формирующиеся и обеспечивающие развитие в
социальной среде, среди которых выделяют общие и специальные способности.

Общие способности определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. О наличии общих способностей судят прежде всего по уровню развития умственных качеств - гибкости, критичности, самостоятельности, широты мышления и т. п.

Совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи, обычно называют интеллектом.

К общим способностям относят также индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность личности к одному из трех типов: художественному, мыслительному и промежуточному (по терминологии И. Павлова).

Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип; относительное преобладание второй сигнальной системы - мыслительный тип; примерно равное их соотношение - средний тип людей. Для художественного типа свойственны яркость образов, живость впечатлений, эмоции, для мыслительного типа - преобладание абстракции, логических построений. Следует отметить, что представители художественного типа могут иметь интеллект не менее развитый, чем представители других типов. Речь в данном случае идет о его своеобразии, относительном преобладании образных компонентов психики над словесно-логическими.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют общей одаренностью. Исследования показывают, что одаренных людей отличают прежде всего собранность, внимательность, постоянная: готовность к деятельности, настойчивость в достижении цели, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Специфические различия в одаренности обнаруживаются прежде всего в направленности интересов к той или иной сфере человеческой деятельности, проявляясь в специальных способностях, помогающих достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности (математической, технической, художественной, спортивной и т. д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими в математических способностях являются умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого хода мыслей к обратному, в художественных - свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, а также особенности творческого воображения и мышления, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, и т. п.

Кроме общих и специальных выделяют способности:

Теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, обусловливающие успех в конкретно-практических действиях;

Репродуктивные, обеспечивающие способность усваивать знания, умения, навыки, и творческие, связанные с успешностью создания новых оригинальных идей, произведений материальной и духовной культуры;

К общению, взаимодействию с людьми, обеспечивающие возможность вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе, и предметно-деятельностные, связанные со взаимодействием людей с техникой, природой, знаковой информацией и т. д.

По уровню и степени развития способностей выделяют талант (сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально осуществлять какую-либо сложную трудовую деятельность) и гениальность (высший уровень развития способностей, обеспечивающий достижение личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры).

О способностях человека судят прежде всего по успешности его деятельности, которая, в свою очередь, зависит от развития способов действий - навыков и умений в данной области (см. подразд, 5.1).

Поэтому люди, изначально более одаренные, могут достичь меньших результатов, чем менее одаренные, но хорошо обученные, со сформированной мотивацией овладения данной деятельностью, волей, характером, умением трудиться.

Элементами ее являются психологические свойства и особенности, обычно называемые чертами личности . Их очень много. Но все это необозримое число психологи пытаются уложить в некоторое количество подструктур. Согласно концепции К. К. Платонова, низший уровень личности - биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Дальнейший уровень - индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки.

Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, носит социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Данная подструктура наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, полнее всего отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Непохожесть людей значительна: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избежать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность , способности , темперамент , характер , самосознание . Но А. Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания не входят в ее состав как подструктуры, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности.

Таблица 6.2.

Иерархическая структура личности (по К, К. Платонову)
Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы. Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительнее социальный, а не биологический)
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологический компонент больше, чем социальный)
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания, нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т. п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Направленность же и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, как и направленность - непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности.