Структура управления го и чс на предприятии. Структура, задачи и службы го, состав сил и средств

Гражданская оборона

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства , составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека, но на отдельных примерах (потоп в Крымске), можно наблюдать то, как плохо выполняется нормативно-правовая база. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

  • защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров , взрывов , выбросов сильнодействующих ядовитых веществ , эпидемий и т. д.);
  • координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой ;
  • повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях ;
  • проведение ;
  • поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов , вертолётов и других летательных аппаратов;
  • специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
  • эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
  • организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
  • обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

  • своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения , опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
  • укрытие населения в защитных сооружениях;
  • использование средств индивидуальной защиты ;
  • эвакуация , рассредоточение , а также [переброс] населения в безопасные районы;
  • защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов , сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
  • обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
  • защита населения на всей территории страны;
  • дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
  • заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
  • необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

  • Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;
  • Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

  • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
  • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
  • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы - глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

История в СССР и РФ

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года , когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны . МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

Войска гражданской обороны

Нарукавный знак по роду войск (службе): Войска Гражданской обороны.

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности - сводные отряды и команды механизации работ. Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем - МЧС) России.

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998) свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости - с Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо - спасательные воинские формирования).

Начальники МПВО НКВД (МВД) СССР

  • 1940-1949 - В. В. Осокин - генерал-лейтенант ,
  • 1949-1959 - И. С. Шередега - генерал-лейтенант.

Начальники ГО СССР

  • 1961-1972 - В. И. Чуйков - Маршал Советского Союза ,
  • 1972-1986 - А. Т. Алтунин - генерал-полковник (до 1977), генерал армии ,
  • 1986-1991 - В. Л. Говоров - генерал армии,
  • 1991-1991 - Б. Е. Пьянков - генерал-полковник.

Начальники (Руководители) ГО России

Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации

См. также

  • Аварийно-спасательные службы

Примечания

Ссылки

  • Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Гражданской обороне России – 75 лет . VOLGOGRAD.RU (5 октября 2007). - об истории, развитии и значении ГО. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 18 марта 2008.
  • Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций . Сергей Кульпинов (15 января 2003). - Методическая помощь и интересные материалы в области ведения гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 31 января 2010.
  • Гражданская оборона в плакатах СССР . 1985 г. и 1988 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гражданская оборона" в других словарях:

    Гражданская оборона Годы 1984 1986, 1987 1990, 1993 2008 Страны … Википедия

    Годы 1984 1986, 1987 1990, 1993 2008 Страны … Википедия

    Система общегосударственных мероприятий, проводимых для защиты населения от оружия массового поражения и др. средств нападения противника. В 50 60 х гг. 20 в. создана в большинстве крупных государств, имеются специальные органы управления… … Большой Энциклопедический словарь

    гражданская оборона - ГО Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [Федеральный закон… … Справочник технического переводчика

    - (ГО) 1) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основными задачами в области ГО… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий … Юридический словарь

    Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при… … Официальная терминология

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Задачи в области гражданской обороны

(с изменениями от 9 октября 2002г., 19 июня, 22 августа 2004г., 19 июня 2007г. №103-ФЗ)

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

История Гражданской обороны Российской Федерации


image

Защита гражданского населения в ходе вооруженного противоборства была одной из самых важных задач на протяжении всей истории человечества. Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на планете прогремели около 15 тысяч войн, в которых погибло более трех с половиной миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов.

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

1. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

2. укрытие населения в защитных сооружениях;

3. использование средств индивидуальной защиты;

4. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;

5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;

6. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;

7. защита населения на всей территории страны;

8. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;

2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.

Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:

Наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных гра-ниц Российской Федерации;

Сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;

Наличием и совершенствованием оружия массового поражения, появлением оружия нового поколения;

Возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;

Возрастанием роли в вооруженных конфликтах высокоточного оружия и разработкой оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах;

Существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население:

Усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций при-родного и техногенного характера, в том числе в связи с наличи-ем больших запасов химического оружия и подлежащих утили-зации ядерных энергетических установок.

В настоящее время гражданская оборона представляет собой сис-тему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, ма-териальных и культурных ценностей на территории Российской Феде-рации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.


Основы Гражданской обороны страны

8.1. Основные задачи и структура гражданской обороны

Гражданская оборона (ГО) представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Решение задач гражданской обороны является важной обязанностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

8.1.1. Основные задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области ГО являются:

1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ);

5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

6) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

7) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

8) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

10) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

13) разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

14) обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

8.1.2. Структура гражданской обороны

Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.

Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ. Он является начальником гражданской обороны Российской Федерации, а Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – первым заместителем начальника ГО РФ.

Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург – на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны.

Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики (ОЭ) действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

В Российской Федерации непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Принятые Министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также для должностных лиц и граждан.

В субъектах Российской Федерации, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют министерства, комитеты, управления и отделы, а на объектах экономики – штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах – отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.

Для координации деятельности территориальных органов ГО в пределах нескольких субъектов Российской Федерации используются региональные центры.

Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.

Силы гражданской обороны Российской Федерации состоят из войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны.

К войскам ГО РФ относятся отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.

Гражданские организации ГО создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

8.2. Организация гражданской обороны на промышленном объекте

Гражданская оборона на промышленном объекте (в дальнейшем – на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи от него, от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Защита обеспечивается проведением комплекса мероприятий, позволяющих предотвратить или уменьшить последствия опасных природных явлений, аварий, катастроф, максимально ослабить результаты воздействия оружия массового поражения, создать благоприятные условия для работы объекта, проживания и деятельности населения.

Основными задачами ГО на объекте являются:

1) защита персонала объекта и населения от ЧС;

2) повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС;

3) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Задачи гражданской обороны объекта решаются путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, технологических, экономических и экологических мероприятий.

Организационные мероприятия предусматривают разработку и планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава отдела по делам ГОЧС, служб и формирований ГО по защите персонала объекта, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению производства, а также по выпуску продукции на сохранившемся оборудовании.

Инженерно-технические мероприятия ГО – это комплекс мероприятий, осуществляемых инженерно-техническими методами и средствами и направленных на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях, на успешное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения.

Технологические мероприятия предусматривают повышение устойчивости работы объекта путем таких изменений технологических процессов, которые способствовали бы обеспечению бесперебойного выпуска продукции, а также исключали бы возникновение вторичных факторов поражения.

Экономические мероприятия предусматривают такой подход к выполнению всего комплекса работ, который обеспечил бы их эффективность при минимальных капитальных затратах.

Экологические мероприятия представляют собой продолжение комплекса работ данного направления, которые должны вестись каждым объектом с целью максимально возможного уменьшения вредного воздействия продуктов технологического цикла на окружающую среду и рабочие места работающего персонала.

Объем и порядок разработки и проведения рассматриваемых мероприятий регламентируются «Нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО)» и другими нормативными документами по организации и ведению гражданской обороны на промышленном объекте. Введение Норм возложено на систему гражданской обороны объекта и в частности на начальника отдела ГОЧС.

Организация защиты персонала объекта и населения от ЧС возложена на систему гражданской обороны объекта.

Начальником гражданской обороны объекта является его руководитель. Он подчиняется ведомству (министерству, отрасли), а в оперативном отношении – начальнику гражданской обороны города (района, префектуры), на территории которого расположен объект.

На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель начальника гражданской обороны , который в мирное время является основным организатором всех подготовительных мероприятий по гражданской обороне.

Кроме штатного заместителя, приказом начальника гражданской обороны назначаются заместители по рассредоточению и эвакуации персонала объекта и членов их семей, инженерно-технической части; материально-техническому снабжению и др. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих обязанностей.

Заместителем начальника гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации персонала назначается обычно заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения работающего персонала и их семей, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей, а также доставку рабочих смен к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.

Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он непосредственно руководит службами (аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий), а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.

На всех объектах, как правило, создаются отделы по делам ГОЧС (в дальнейшем – отделы ГО) , которые комплектуются из должностных лиц. Численность штатных работников отдела определяется ведомством, в ведении которого находится объект. Отдел ГО является органом управления начальника ГО объекта.

В состав отдела ГО крупного объекта входят начальник отдела и его заместители (помощники) по оперативно-разведывательной части, боевой подготовке, жилому сектору. В него могут входить различные специалисты и представители общественных организаций. На небольших объектах отделы ГО комплектуются из штатных работников и должностных лиц, освобожденных от их основных обязанностей.

Должность начальника отдела ГО объекта обычно предусмотрена в штатном расписании предприятия. Являясь первым заместителем начальника ГО объекта, начальник отдела имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО.

Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются следующие службы : оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и химической защиты, материально-технического снабжения, транспорта и др.

Служба оповещения и связи создается на базе узла связи во главе с его начальником. Ее задачами являются оповещение о возникновении чрезвычайной ситуации – передача сигнала ГО и сообщений о ЧС, поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и др.

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны во главе с ее начальником. На нее возлагается обеспечение надежной охраны объекта, поддержание общественного порядка при возникновении ЧС и во время проведения АСиДНР, наблюдение за режимом светомаскировки.

Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства и жилищно-коммунального отдела. Эта служба занимается разработкой плана размещения персонала объекта в защитных сооружениях, организацией строительства, обеспечением готовности убежищ и контролем за правильностью их эксплуатации, участвует в спасательных работах.

Служба радиационной и химической защиты (РХЗ) создается на базе химических и центральных заводских лабораторий. Она осуществляет мероприятия по защите персонала объекта, источников водоснабжения, пищеблоков, складов продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ, организует и подготавливает формирования и учреждения радиационной и химической защиты, осуществляет контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты и специальной техники, организует посты радиационного и химического наблюдения (РХН) и осуществляет дозиметрический контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения.

Противопожарная служба организуется на базе подразделений ведомственной пожарной службы. Она разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе РХЗ в дезактивации и дегазации участков заражения.

Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного и технического отделов. Она разрабатывает и проводит предупредительные мероприятия, повышающие устойчивость основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, неотложные работы по локализации и ликвидации аварий, разборку завалов и спасение людей.

Медицинская служба организуется на базе медицинских пунктов медсанчастей и поликлиник. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, обеспечивает медобслуживание семей, работающих в местах их рассредоточения.

Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей отделов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих и служащих и доставкой их к месту работы: организует подвоз сил и средств к очагу поражения для перевозок рабочих, служащих, эвакуации пораженных, а также для других целей гражданской обороны.

Служба материально-технического снабжения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Задачами этой службы являются разработка плана материально-технического снабжения, своевременное обеспечение формирований всеми видами оснащения, организация ремонта техники и различного имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости персонала на объекте и в местах рассредоточения.

Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Начальник службы – главный энергетик объекта. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей различного рода системами и средствами защиты и неотложные аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке и первоочередным восстановительным работам.

В зависимости от специфики объекта и наличия базы могут создаваться и другие службы, например защиты продовольствия и воды, животных и т.д.

Количество служб на объекте определяется его начальником ГО.

На небольших объектах службы ГО не создаются, их задачи и функции выполняют отделы данного объекта (отдельные лица), которые руководят созданными формированиями ГО (командами, звеньями, постами).

8.3. Гражданские организации ГО

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июня 1999 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны» на всех потенциально опасных, а также имеющих важное оборонное значение и представляющих высокую опасность возникновения ЧС объектах, создаются гражданские организации (далее – формирования) ГО. Они создаются, как и в целом в гражданской обороне, по территориально-производственному принципу.

Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в сфере их ведения, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют организации (ОЭ), которые создают формирования ГО. Аналогичным образом органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют организации (ОЭ), находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования ГО.

Организации (ОЭ), создающие формирования ГО, разрабатывают штаты и табели оснащения этих формирований техникой и имуществом, а также укомплектовывают их личным составом, техникой и имуществом. Руководители объектов экономики осуществляют подготовку и поддержание формирований в состоянии постоянной готовности к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Единой организационно-штатной структуры формирований ГО нет. Однако МЧС России совместно с федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации разрабатывает примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения формирований ГО техникой и имуществом.

На основании этих рекомендаций руководители организаций (ОЭ) с учетом особенностей потенциально опасных объектов создают формирования ГО. Такими формированиями могут быть аварийно-спасательные, медицинские, противопожарные, аварийно-технические, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, механизации и др.

Личный состав формирований ГО комплектуется в мирное время за счет персонала организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

В формирования ГО могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II и III групп, беременных женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование и имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Формирования ГО обычно создаются в виде отрядов (200– 400 человек), команд (50–150 человек), групп (15–40 человек) и звеньев (3–10 человек).

При определении потребности формирований ГО за основу берется численность объекта на военное время. На небольших объектах экономики (до 500 человек) создаются только спасательные формирования обычной готовности. На объектах с численностью персонала от 500 до 3 тыс. человек создаются сводные группы; от 3 до 5 тыс. – одна сводная команда; от 5 до 8 тыс. – две сводные команды; от 8 до 15 тыс. человек – один сводный отряд.

Основное назначение формирований ГО – ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (заражения) и зонах катастрофического затопления, а также выполнение других мероприятий ГО.

Классификация формирований ГО:

1) по назначению – формирования общего назначения и служб ГО (специального назначения);

2) по подчиненности – формирования территориальные и объектовые;

3) по срокам (степени) готовности – формирования повышенной и обычной готовности.

К формированиям служб ГО относятся посты радиационного и химического наблюдения, звенья связи, санитарные дружины и санитарные посты, противопожарные команды (отделения, звенья), аварийно-технические группы (звенья), отряды (команды, группы) радиационной и химической защиты, группы (звенья) по обслуживанию убежищ и укрытий, команды (группы, звенья) охраны общественного порядка, подразделений питания и др.

Формирования служб ГО создаются из специалистов соответствующего профиля и предназначаются для проведения в очагах поражения специальных работ и для усиления формирований общего назначения.

На объектах химической промышленности, особенно производящих или использующих ОХВ, служба радиационной и химической защиты является одной из важнейших служб системы гражданской обороны.

В состав данной службы входят следующие формирования:

1) группы (звенья) радиационной и химической разведки и посты радиационного и химического наблюдения;

2) сводные отряды (команды, группы) радиационной и химической защиты;

3) команды (группы) обеззараживания, создаваемые на базе предприятий коммунального хозяйства, цехов благоустройства предприятия, дорожно-эксплуатационных участков, треста (управления) озеленения и т.д.

Задача этих команд (групп) – защита персонала объекта и личного состава формирований от воздействия ОХВ, РВ, ОВ и БС методом обеззараживания (дегазации, дезактивации, дезинфекции) технологического оборудования, техники, транспорта, средств индивидуальной защиты, одежды, обуви и иного, а также санитарной обработки персонала организаций и личного состава формирований.

Территориальные и объектовые формирования ГО подразделяются на формирования общего назначения и специальные (службы ГО). Формирования общего назначения – сводные аварийно-спасательные отряды, аварийно-спасательные команды (группы) и разведгруппы ГО общей разведки; специальные формирования – формирования служб ГО.

Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы) предназначены для розыска и выноса пораженных, находящихся под завалами в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях, оказания первой медицинской помощи и доставки к местам погрузки, расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных и поврежденных защитных сооружений, локализации аварий на коммунальных и энергетических сетях и других работ.

Все специальные и большая часть территориальных формирований являются формированиями повышенной готовности с возможностью их развертывания за 6 ч с момента получения соответствующего сигнала о приведении их в полную готовность. Степень готовности территориальных формирований устанавливается соответствующим начальником ГО.

Объектовые формирования комплектуются, как правило, по производственному принципу – по цехам, участкам, рабочим сменам и бригадам. В каждой рабочей смене создаются все типы формирований, предусмотренные для объекта в целом.

Для своевременной ликвидации последствий аварий (катастроф), стихийных бедствий, лесных пожаров часть объектовых формирований, как и специализированных (территориальных), содержится в повышенной готовности.

Формирования повышенной готовности укомплектовываются личным составом, техникой, транспортом, приборами РХР и комплектами СИЗ в первую очередь и с таким расчетом, чтобы их отрыв от работы не привел к нарушению производственного процесса.

Отделы ГО объектов совместно с командирами формирований разрабатывают планы приведения формирований в готовность (как приложение к плану ГО объекта).

Следует отметить, что на объектах химической промышленности вместо сводных отрядов (команд, групп) общего назначения создаются сводные отряды (команды, группы) радиационной и химической защиты, команды пожаротушения и санитарные дружины, а также другие формирования.

Примерная организация формирований ГО

Спасательная команда (СК) – объектовое формирование общего назначения обычной готовности. Она предназначена для проведения спасательных работ на объекте.

В своем составе СК имеет три спасательные группы по 25 человек в каждой и одну сандружину – 24 человека (6 звеньев по 4 человека). Всего в СК – 105 человек, 1 автомобиль, 1 мотоцикл. Имеются приборы РХР и ручной инструмент для резки металла. За 10 ч работы команда может извлечь из-под завалов и защитных сооружений до 1 тыс. человек и оказать пострадавшим первую помощь.

В зависимости от характера выполняемых задач команда усиливается формированиями служб.

Аварийно-техническая команда (АТК) – объектовое формирование обычной или повышенной готовности. Она предназначена для ликвидации и локализации аварий и временного восстановления поврежденных участков коммунально-энергетических сетей (КЭС).

В своем составе АТК имеет три группы по 13 человек (электротехническую, водопроводно-канализационных и газовых сетей). Всего в АТК 45 человек. В команду включены специалисты (электромонтеры, сантехники, газопроводчики) и средства механизации (бульдозер, экскаватор, автокран, компрессор и электростанция).

Обычно при проведении АСиДНР АТК и СК, работая вместе, усиливают друг друга, что ускоряет и облегчает проведение всего комплекса работ в очаге поражения.

Сводная команда (СВК) – основное формирование общего назначения повышенной готовности промышленного объекта.

Она предназначена для выполнения всего комплекса АСиДНР в очаге поражения на объекте и может привлекаться для ликвидации последствий стихийного бедствия и производственных аварий как на объекте, так и на других объектах района (города).

В своем составе СВК имеет: звено связи и разведки – 6 человек; две спасательные группы (СГ) по 25 человек в каждой; группу механизации (ГМ) – 26 человек (4 звена специалистов) и сандружину (СД) – 24 человека (6 звеньев по 4 человека). Всего 108 человек.

Команда имеет бульдозер, автокран, компрессор, 2 электростанции, 2 сварочных аппарата, радиостанцию, приборы РХР, 6 грузовых автомобилей, из них 1 – в звене связи, 1 – в СД, 4 – в ГМ.

Ориентировочные возможности СВК за 10 ч работы:

1) устройство проезда по завалу шириной 3–3,5 м – до 1 км;

2) откопка и вскрытие заваленных убежищ – 3–4 шт.;

3) извлечение пострадавших – до 500 человек и оказание им помощи;

4) отключение 5–10 участков разрушенных КЭС;

5) установка в 10 колодцах пробок (заглушек);

6) возведение защитных сооружений – до 10 шт.

При выполнении трудоемких работ СВК может быть усилена инженерной техникой сводной команды механизации работ.


Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

1. защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

2. координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

3. создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

4. повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

5. поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

6. специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

7. накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

8. обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

9. эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

10. организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

11. обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

1. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

2. укрытие населения в защитных сооружениях;

3. использование средств индивидуальной защиты;

4. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;

5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;

6. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;

7. защита населения на всей территории страны;

8. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;

2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы - глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

История Гражданской обороны Российской Федерации


Защита гражданского населения в ходе вооруженного противоборства была одной из самых важных задач на протяжении всей истории человечества. Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на планете прогремели около 15 тысяч войн, в которых погибло более трех с половиной миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов.

Гражданская оборона занимает особое положение в этике вооруженного противоборства, преследуя цель - защиту мирного населения и оказание ему помощи в ходе военных действий, а также защиту от ЧС мирного времени. Кроме этого, гражданская оборона выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства.

Трагическая статистика прошедшего века и начала нынешнего свидетельствует о том, что количество и масштабы чрезвычайных ситуаций, возникших в мире в результате ведения военных действий, или вследствие этих действий, а также террористических актов, техногенных аварий и катастроф неумолимо возрастают. Это заставляет принимать необходимые меры по максимально возможному снижению потерь как человеческих жизней, так и материальных и культурных ценностей

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Изначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. 4 октября Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.

Местная противовоздушная оборона – система мероприятий, осуществлявшихся местными органами власти, направленных на защиту населения и народного хозяйства от воздушного нападения.

МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждения населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населения, населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.

Эта система с честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО были ликвидированы около 100 тысяч пожаров и загораний, предотвращены более 30 тысяч серьезных промышленных аварий, обезврежены более 400 тысяч авиационных бомб и около 2,5 миллионов снарядов и мин, спасены от гибели многие миллионы граждан.

Силы МПВО, бесспорно, внесли существенный вклад в снижение ущерба от налетов гитлеровской авиации. Однако мало кто знает, какой значительный объем работ выполнили части и формирования МПВО при восстановлении предприятий промышленности и сельского хозяйства. Так, за годы войны ими было проложено около 200 км водопроводных и канализационных магистралей, сооружено 205 мостов, разобрано свыше 400 тыс. м3 завалов.

Бойцы МПВО подняли из руин многие кварталы Ленинграда, Киева, Харькова, Мурманска, Одессы, Днепропетровска, Минска.

Очень немногим людям, едущим сегодня в поездах Московского метро, известно, что участок пути между станциями «Семеновская» и «Измайловский парк» в основном сооружен силами МПВО. А те, кто бывает в Государственном академическом Большом театре или в театре им. Евгения Вахтангова, вряд ли имеют представление о том, что они, после попаданий немецких авиабомб, полностью восстановлены бойцами МПВО. Ими же построена трамвайная линия между Москвой и Тушино (в то время пригородом Москвы), протяженностью 4,5 км.

В 50-е годы в арсенале государств появилось новое оружие – ядерное, появились новые средства доставки ядерного оружия – ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО). Гражданская оборона стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления. Именно тогда и появился на свет лозунг «Это должен знать и уметь каждый!», актуальность которого сохраняется и в наши дни.

В нашей стране защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений; созданием запасов средств индивидуальной защиты; проведением эвакуации из крупных городов; обучением способам защиты от оружия массового поражения; оповещением об опасности нападения противника.

Для защиты объектов экономики планировались и проводились мероприятия, направленные на повышение устойчивости их работы в военное время: защита производственных фондов; создание запасов материально-технических средств; подготовка автономных источников электроэнергии, газа, водоснабжения; накопление материалов и средств для восстановительных работ.

В настоящее время цели и задачи гражданской обороны определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для сохранения национальной безопасности и обороноспособности страны.

Совершенствование системы ГО в нашей стране неразрывно связано с проведением реформы Вооруженных Сил, в соответствии с изменившимися геополитическими, военно-стратегическими и социально-экономическими условиями.

Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения при ведении военных действий. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.

В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Гражданская оборона, ее силы и средства принимали самое активное участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении, вели спасательные работы при печально известной аварии на газопроводе в Башкортостане, взрыве в Арзамасе и во многих других местах.

После этих событий стало ясно, что в стране необходима служба, которая не только в военное, но и в мирное время могла бы заниматься вопросами предупреждения и ликвидации последствий катастроф и аварий.

В середине 1989 года была создана Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 27 декабря 1990 года, в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателей на правах государственного комитета. Позже он был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на основе которого и было создано МЧС России. Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). 1993 г. можно назвать годом ее становления. И, наконец, 1994 г. стал, по сути дела, первым годом ее полноценного функционирования. Кроме того, в январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Работа нового органа государственного управления проходила в сложных условиях. Так, только в 1994 г. на территории Российской Федерации произошло примерно 1500 крупных чрезвычайных ситуаций, из них почти 400 природного и более 1100 техногенного характера.

Невозможно переоценить вклад всех органов МЧС РФ в дело спасения жизни, сохранения здоровья как российских граждан, так и граждан других государств.

И это при том, что еще не все ответственные работники на местах, не все руководители предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений понимают всю важность задач, решаемых МЧС, и меру своей ответственности по защите как отдельных регионов, так и любого самого маленького коллектива, каждого человека.

История в СССР и РФ в датах

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство - на начальника ГО - заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 - МЧС)

Войска гражданской обороны

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности - сводные отряды и команды механизации работ. Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем - МЧС) России.

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

1. ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

2. проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;

3. проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории; проведение пиротехнических работ;

4. участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;

5. участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998) свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости - с Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо - спасательные воинские формирования).

Начальники МПВО НКВД (МВД) СССР

1940-1949 - В. В. Осокин - генерал-лейтенант,

1949-1959 - И. С. Шередега - генерал-лейтенант.

Начальники ГО СССР

1961-1972 - В. И. Чуйков - Маршал Советского Союза,

1972-1986 - А. Т. Алтунин - генерал-полковник (до 1977), генерал армии,

1986-1991 - В. Л. Говоров - генерал армии,

1991-1991 - Б. Е. Пьянков - генерал-полковник.

Начальники (Руководители) ГО России

Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации

Примечания

1. Материал об истории Гражданской обороны и ее современном состоянии

3. Термины МЧС

Одной из основных потребностей человека является состояние безопасности и стабильности. А в современном мире наличествует множество факторов, событий и угроз, мешающих людям чувствовать себя защищенно и стабильно.

Именно поэтому во всем цивилизованном обществе существуют определенные законы и правила, в соответствии с которыми живет все население. В сфере безопасности наиболее ярким таким понятием и системой мероприятий, закрепленных на законодательном уровне, является определение гражданской обороны.

Исходя из этого, всем гражданам государства необходимо понимать, каковы же цели и задачи гражданской обороны, в чем ее суть.

Понятие и суть гражданской обороны

Гражданская оборона государства (ГО) - это специально разработанная система действий и мероприятий, выражающихся в защите населения, культурных и материальных ценностей страны от возникающих в результате военных манипуляций или чрезвычайных происшествий опасностей. А также в подготовке и обучении людей в данной области.

Одной из функций государства является обеспечение безопасности населения. Для ее выполнения страны предпринимают различные действия по ведению и организации ГО.

Основные задачи гражданской обороны заключаются в своевременной помощи, защите от нападения врага, катастроф техногенного или природного характера и других опасностей крупных масштабов.

Руководство современной гражданской обороной на общем уровне осуществляется правительством и президентом страны. В Российской Федерации, помимо вышеуказанных органов власти, гражданской обороной занимаются также в регионах страны и в ее муниципальных образованиях. В каждом из которых устанавливаются свои руководители.

Цели и задачи

Можно выделить следующие задачи гражданской обороны:

  • обучение жителей населённых пунктов правильному поведению во время проведения военных действий или возникновения стихийных бедствий;
  • оповещение людей о наличии опасности или о ее возможном появлении;
  • вывоз населения, культурных или материальных ценностей в безопасные места;
  • предоставление жителям средств, необходимых для индивидуальной защиты, медикаментов и медицинского обслуживания;
  • обнаружение и проведение всех необходимых мер по ликвидации заражения радиацией, химическим или биологическим оружием территорий;
  • наведение порядка на территориях, где проводились военные действия или произошло стихийное бедствие, в том числе восстановление работ коммунальных служб, привлечение их к данному процессу;
  • проведение процедур обеззараживания, санитарной обработки зданий, техники, строений;
  • борьба с возгораниями, возникшими в результате военных или стихийных катастроф;
  • проведение мероприятий по всем видам маскировки;
  • обеспечение постоянной боевой готовности всех имеющихся сил и средств государства;
  • захоронение трупов людей, ставших жертвами войны или

Также можно выделить следующие задачи в области гражданской обороны, которые должны быть выполнены со стороны государства:

  • проведение комплекса мер, позволяющих укрепить устойчивость которые способствуют улучшению функционирования ГО во время чрезвычайных ситуаций;
  • специальное обучение, подготовка и переквалификация в случае необходимости сил гражданской обороны и управленцев ГО;
  • строительство фонда защитных сооружений для безопасности населения (например, бомбоубежищ);
  • контроль и координация деятельности организаций, занимающихся прогнозированием, предупреждением и ликвидацией последствий экологических и техногенных катастроф;
  • создание и поддержание в полной готовности всех систем оповещения населения, систем выявления и наблюдения за химической, радиационной и биологической обстановкой;
  • поиск потерпевших бедствие космических кораблей, самолетов, подводных лодок и судов;
  • обучение жителей самостоятельному изготовлению средств индивидуальной защиты, приемам по спасению от массового поражения оружием (ядерным), ведению ими спасательно-аварийных работ.

Таким образом, назначение и задачи гражданской обороны достаточно хорошо прописаны законодательством, но на практике зачастую происходят сбои в системе. В результате чего страна несет большие потери населения, не говоря уже об огромных материальных ценностях.

Законы, регулирующие гражданскую оборону РФ

Решение задач по гражданской обороне, само ее понятие и суть в Российской Федерации регулируется ФЗ № 28 "О гражданской обороне". ФЗ был принят еще в 1998 году, а последние изменения в него были внесены в декабре 2013-го, уже при ныне действующем руководстве страны.

Данный закон устанавливает понятие гражданской обороны, основные задачи и особенности. А также в нем определены компетенция органов государственной власти и права, ответственность, в сфере ГО.

Помимо основного ФЗ об обороне, законодатель прописывает некоторые нюансы ГО в других нормативно-правовых актах и постановлениях Правительства. При этом все ФЗ, касающиеся ГО, не противоречат Конституции РФ и Гражданскому Кодексу.

Система

После того как было рассмотрено в общем виде, что такое гражданская оборона, понятие и задачи ее в целом, следует перейти к углубленному рассмотрению ГО в РФ. Начиная с ее системы.

В систему ГО входят:

  • органы управления и обеспечения гражданской обороны;
  • денежные и материальные (продовольствие, медикаменты, средства защиты) фонды и резервы;
  • комплексы управления, оповещения и связи, необходимые в случае возникновения опасности;
  • иные средства и силы, нужные для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны.

Гражданская оборона образует собственную структуру не только исходя из территориальных принципов, но и из производственных. Ее основным звеном является экономический объект. Например, завод, университет и т. д.

Так, территориальная особенность формирования гражданской обороны заключается в ее организации на разных местностях, в разных субъектах, краях, областях, городах и станицах РФ, согласно административному делению страны.

Производственный же принцип состоит в организации обороны в отдельных ведомствах, министерствах, предприятиях и объектах разных значений.

Из полученной информации становится понятным, что представляет собой гражданская оборона. Структура и задачи ее тесно связаны между собой. Так как каждое звено ГО выполняет ряд функций, которые входят в его компетенцию, то вместе данные части системы образуют мощный, эффективно работающий механизм.

Гражданская оборона может выполнить сложные задачи глобального характера только при тесном взаимодействии различных ветвей власти на всех ее уровнях, а также начальства и подчиненных различных организаций и предприятий. Поэтому очень важным является рассмотрение как всех звеньев гражданской обороны отдельно каждого, так и их взаимосвязь в процессе выполнения намеченных целей.

Силы ГО

В главе пятой ФЗ "О гражданской обороне" закреплены силы гражданской обороны. К ним относятся воинские формирования федерального значения, противопожарная и аварийно-спасательная службы и нештатные формирования, которые осуществляют основные задачи гражданской обороны.

Порядок действий вооруженных сил закреплен законодательством РФ, а их вовлечение в процесс военных действий, предупреждения или устранения последствий чрезвычайных ситуаций определяется Президентом РФ. Нештатные же формирования привлекаются в процесс согласно плану гражданской обороны, по указу должностного лица, являющегося руководителем гражданской обороны на той территории, где это необходимо.

Также в ФЗ указаны основы деятельности специальных формирований и органа исполнительной власти, который уполномочен решать задачи гражданской обороны РФ. А именно:

  • На вооружении государственных организаций в рассматриваемой области находятся специальная техника и оружие (стрелковое и холодное).
  • Военным спасательных формирований выдаются специальные удостоверения, определенного образца, которые подтверждают их статус. А также военные имеют международные знаки, обозначающие их принадлежность к силам гражданской обороны.
  • Социальная помощь, финансирование и сама деятельность сил ГО осуществляется по законам РФ. При этом денежные средства выделяются на разных уровнях (федеральном, региональном и местном) в зависимости от того, какие формирования финансируются.

В военное время вооруженные силы РФ начинают осуществлять свою деятельность с момента объявления военного положения президентом страны, а в мирное время при возникновении эпидемий, аварий техногенного вида, катастроф или бедствий стихийного характера.

Руководство

Руководство ГО в РФ в соответствии с законом осуществляется Правительством страны. Государственную политику в этой же области проводит федеральный орган исполнительной власти на основании полномочий, которыми его наделил президент. На уровне субъектов государства и муниципальных образований правление гражданской обороной осуществляют главы исполнительной власти субъектов и муниципалитетов соответственно. Начальники полностью ручаются и отвечают за организацию и проведение мероприятий по охране и защите населения.

Для того чтобы своевременно, на соответствующей территории и в полной мере были выполнены задачи в области гражданской обороны, в РФ законодательно закреплены следующие органы правления гражданской обороной:

1. Орган исполнительной власти в области ГО федерального значения.

Данный орган власти осуществляет соответствующее регулирование всех нижестоящих по уровню органов и организаций. Обладает специальными разрешительными, надзорными и контрольными функциями, для того чтобы были обеспечены цели и задачи гражданской обороны.

2. Территориальные исполнительные органы власти ГО.

Это региональные центры по ликвидации следствий стихийных бедствий, помощи в момент в целом уполномоченные решать любые задачи гражданской обороны на территории отдельного субъекта или муниципального образования. Такие органы комплектуются военнослужащими воинских формирований федерального органа власти, а также руководящими лицами состава противопожарной службы федерального уровня и гражданским персоналом.

Руководство территориальных органов назначается и снимается с должности начальством федерального исполнительного органа. Освободить их от занимаемой должности вправе также Президент РФ.

3. Структурные подразделения органов власти федерального значения исполнительного характера.

4. (работники).

Полномочия Президента и Правительства РФ в сфере ГО

Помимо того что ФЗ-28 поясняет назначение и задачи гражданской обороны, определяет ее понятие и особенности, он также отдельной главой прописывает компетенцию органов государственной власти в данной области.

Так, во второй главе ст. 5 указано, что Президент РФ уполномочен:

  • определять основы единой политики в сфере гражданской обороны;
  • утверждать и вводить в действие План ГО, как на всей территории РФ, так и в отдельных ее субъектах;
  • утверждать численность, состав, структуру спасательных воинских формирований, положение об их организации и изменениях.

В соответствии со ст. 6 Правительство РФ для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны, имеет право и обязано:

  • обеспечивать проведение единой политики в области обороны;
  • руководить общим ведением и гражданской обороны;
  • издавать различные нормативно-правовые акты в области обороны и организовывать разработку ФЗ;
  • определять порядок отнесения местности к группам гражданской обороны;
  • устанавливать порядок эвакуации людей, материальных и культурных ценностей из зоны опасности;
  • устанавливать регламент обучения граждан в области обороны;
  • определять порядок создания укрытий и убежищ, а также накопления, использования и хранения различных защитных средств, продовольствия, медикаментов.

Полномочия исполнительных органов власти в сфере ГО

В соответствии со ст. 7 органы исполнительной власти в сфере ГО могут и должны:

  • принимать нормативно-правовые акты в данной сфере, доводить до сведения информацию, содержащуюся в них, компетентным организациям, контролировать их соблюдение и выполнение;
  • разрабатывать план гражданской обороны, при этом согласовав его с федеральным органом власти;
  • проводить мероприятия и процедуры по гражданской обороне, создавать необходимые силы и средства защиты;
  • проводить комплекс мероприятий предназначенных для сохранения объектов, крайне важных для функционирования экономики и сохранения жизни людей;
  • создавать и следить за постоянной готовностью комплекса технических устройств управления гражданской обороны, а также за системами оповещения населения;
  • создавать и следить за сохранностью запасов провизии, медикаментов и иных необходимых средств.

Гражданские организации ГО

Для того чтобы защитить население от опасностей, помимо государственных органов, также существуют формирования ГО на уровне предприятий. В такие гражданские организации ГО могут вступать все совершеннолетние граждане, не достигшие пенсионного возраста, кроме беременных, инвалидов, матерей маленьких детей (до 8 лет) и некоторых других категорий граждан.

ФЗ-28 также выделяет задачи гражданских организаций гражданской обороны и их полномочия. А именно:

  • планирование и организация мероприятий по обороне;
  • осуществление обучения собственных работников в области обороны;
  • создание и хранение собственных запасов ценных во время бедствия средств, медикаментов, провизии.

Организации 1-го и 2-го и некоторые 3-го класса опасности (производство радиационной или ядерной опасности, гидротехнические сооружения) обязаны создать и держать в постоянной готовности аварийно-спасательные нештатные формирования. А 1-й и 2-й классы опасности еще и локальные системы оповещения об опасности.

Другие особенности гражданской обороны РФ

Также можно добавить, что все задачи гражданской обороны РФ, в зависимости от общей внутренней и внешней обстановки, выполняются в нескольких режимах:

  1. Повседневная деятельность - выполнение целей и задач в мирное время, при отсутствии катастроф природного и техногенного характера.
  2. Повышенная готовность - действия при явной угрозе развязывания войны, при ухудшении обстановки химического, радиационного, сейсмического или производственного характера.
  3. Режим чрезвычайной ситуации - объявление войны, военного положения, фактическое свершение аварии, катастрофы.

Несколько слов касаемо того, как в общем развивалась и менялась гражданская оборона. Задачи ГО всегда выполнялись и преобразовывались в зависимости от того, какой вид опасности угрожал стране в тот или иной период.

Например, в 30-е годы 20-го столетия была создана система противовоздушной обороны местного значения. Именно в связи с появлением и усилением бомбардировки в это время со стороны агрессора (немецких оккупантов). С помощью данной системы были обезврежены множество авиабомб, потушено огромное количество пожаров и предотвращено аварий промышленного характера.

В середине 20-го века появилась угроза ядерного оружия, поэтому в данное время страна наращивала ядерный потенциал для собственной защиты. Регулярно проводилось обучение населения средствам и действиям, необходимым для защиты от ядерного взрыва.

Сегодня государство в большей степени подвержено террористическим нападениям банд-формирований. А также серьезным стихийным бедствиям (пожарам, наводнениям). Соответственно, все силы государства и народа положены на борьбу с ними. Для этих целей в РФ с января 1994 года существует МЧС.

Заключение

Выше были рассмотрены термин "гражданская оборона", определение и задачи ее в современном мире. Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что в РФ сегодня существует вполне эффективная законодательная база в области ГО. Тем не менее, из года в год случаются различные ситуации, из которых становится понятно, что проблем в данной сфере все-таки очень много. Из-за неслаженности, халатности и попустительства руководящих лиц и членов органов исполнительной власти страна терпит большие убытки и теряет множество жизней своих граждан.

В связи с этим стоит выделить основные направления в развитии гражданской обороны:

  1. Государственное определение приоритетов в финансировании и выполнении мероприятий ГО.
  2. Упор компетентных органов на систематическое обучение основам безопасности как внештатных формирований и органов гражданской обороны, так и простого населения страны.
  3. Ужесточение наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей должностными лицами в области гражданской обороны.