Разоблачение «культа личности» и.в. сталина

Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина - кампания по пересмотру тенденции к возвеличиванию фигуры И. В. Сталина средствами массовой официальной пропаганды, а также в произведениях культуры и искусства. Толчок этой кампании дал доклад «О культе личности и его последствиях», сделанный Н. С. Хрущёвым на XX съезде КПСС в 1956 году.

В преддверии XX съезда

Начиная с декабря 1929 года, когда в СССР с помпой был отпразднован 50-летний юбилей И. В. Сталина, возвеличивание советского лидера было неотъемлемой частью советской культуры. Образ Сталина был центральным в литературе, живописи, скульптуре, кинематографе. Его фигура воспевалась в фольклоре многочисленных народов СССР. Именем Вождя назывались города, улицы, различные учреждения и предприятия. После Великой Отечественной войны личность Сталина начали возвеличивать в странах, где установились просоветские коммунистические режимы.

Первые шаги к ликвидации последствий репрессивной политики были сделаны уже в скором времени после смерти Сталина, в 1953 году. 10 марта 1953 года Г. М. Маленков, на тот момент - фактический руководитель СССР, - сказал, что «политику культа личности» следует прекратить. Уже в апреле 1953 года упоминания Сталина и ссылки на его сочинения исчезли из центральной печати. Согласно решению Президиума ЦК КПСС, разосланному на места накануне 1 мая 1953 года, на первомайской демонстрации предписывалось не использовать портреты члены ЦК КПСС, в том числе и Сталина.

5 ноября 1955 года члены Президиума ЦК КПСС обсуждали вопрос «о 21 декабря», то есть, о предстоящем дне рождения Сталина. Н. С. Хрущёв предложил отметить эту дату только в печати, а торжественного собрания не проводить. Его поддержали М. Г. Первухин и Д. Т. Шепилов, тогда как Л. М. Каганович и К. Е. Ворошилов возразили. Н. А. Булганин и А. И. Микоян согласились, что собрание проводить не нужно. Г. М. Маленков и В. М. Молотов при обсуждении не присутствовали. В итоге было решено опубликовать посвящённые Сталину статьи в печати и осветить его биографию в радиопередачах, а также приурочить к 21 декабря присуждение Сталинских премий.

30 декабря 1955 года Хрущёв докладывал Президиуму ЦК по вопросам о реабилитации жертв репрессий. Он предложил разобраться, как стало возможным, что большинство членов и кандидатов ЦК ВКП(б), избранных XVII съездом партии, оказались репрессированы. 31 декабря была сформирована работала комиссия во главе с секретарём ЦК КПСС П. Н. Поспеловым, которой и предстояло это выяснить. В состав комиссии, помимо Поспелова, вошли П. Т. Комаров, А. Б. Аристов, Н. М. Шверник. 9 февраля члены комиссии изложили свои выводы на заседании Президиума. Из них следовало, что в 1937-1938 годах жертвами репрессий стали свыше 1,5 миллионов советских и партийных руководителей, из них 600 тысяч были расстреляны. По свидетельству Микояна, Поспелов, зачитывавший доклад, один раз «даже разрыдался» - настолько ужасающими были приведённые в тексте факты. Заключение комиссии вызвало бурную дискуссию. Возникали разные предложения. Так, Молотов согласился, что на XX съезде КПСС надо выступить с критикой Сталина, но сказал, что надо отметить и положительные стороны его правления. Со схожей позицией выступили Ворошилов и Каганович. В конечном счёте доклад о культе личности Сталина было поручено сделать на закрытом заседании съезда. Выступить с ним должен был Хрущёв.

Доклад на XX съезде КПСС

14 февраля 1956 года в Кремле в присутствии представителей 55 зарубежных коммунистических и рабочих партий (кроме опальной югославской) открылся XX съезд КПСС. На нём собрались 1436 делегатов. Съезд был созван за восемь месяцев до условленного срока в связи с необходимостью подвести итоги изменений, которые произошли в стране после смерти Сталина, а также прояснить статус самого Сталина. Присутствовавшие на том съезде отмечали, что в зале на своём привычном месте стояла только статуя Ленина - ни портрета, ни фотографии Сталина рядом не было. Тем не менее, обратившись к съезду, Хрущёв призвал собравшихся почтить память Сталина и одновременно ещё двух «виднейших деятелей коммунистического движения», умерших в перерыве между XIX и XX съездами, - лидеров чехословацкой и японской компартий К. Готвальда и К. Токуда. Заседания съезда проходили десять дней, 25 февраля он завершил свою работу. В тот день, на закрытом заседании съезда, в отсутствие иностранных делегатов, первый секретарь Президиума ЦК КПСС Н. С. Хрущёв и выступил с «секретным докладом». Очевидцы вспоминали, что в зале царила полная тишина. По окончании речи Хрущёва Н. А. Булганин предложил обойтись без прений и вопросов по докладу, после чего делегаты съезда приняли постановления об одобрении положений доклада и о его рассылке партийным организациям без опубликования в печати.

В докладе «культ личности Сталина» осуждался с опорой на взгляды классиков марксизма, выступавших против «культа индивидуума». Цитировалось политическое завещание Ленина - знаменитое «Письмо к съезду», чьё существование партия до сих пор не признавала, - и высказывания Н. К. Крупской о личности Сталина. Критиковалось игнорирование Сталиным правил коллективного руководства, массовые репрессии и депортации, преувеличение роли Сталина в победе СССР в Великой Отечественной войне и другие проявления возвеличивания Вождя (названия городов, изменение текста гимна, замена Ленинской премии на Сталинскую и так далее). Если верить дошедшему до нас тексту выступления Хрущёва, тот обвинял Сталина в «мании величия», а восхваления в адрес Вождя называл «тошнотворно-льстивыми». Сын Хрущёва Сергей вспоминал, что после выступления, вернувшись домой, отец выглядел очень усталым, но в то же время очень довольным: он «просто сиял».

Реакция на доклад Хрущёва

После съезда доклад «О культе личности и его последствиях» услышали 7 миллионов коммунистов и 18 миллионов комсомольцев. В Тбилиси его содержание вызвало массовые протесты. 5-7 марта в городе прошли студенческие шествия с возложением венков к памятнику Сталину, а 8 марта толпа осадила здание ЦК компартии Грузии и потребовала вывесить в Тбилиси портреты Сталина. На следующий день в центре грузинской столицы состоялся 80-тысячный митинг, где звучали призывы реабилитировать Берию и сместить Хрущёва и даже высказывания в пользу выхода Грузии из состава СССР. В результате митинг был разогнан, несколько десятков человек были арестованы КГБ, многих приговорили к тюремным срокам.

Областные и республиканские партийные активы задавались вопросом, что делать с наглядной агитацией, посвящённой Сталину. Многие партийные руководители на местах приходили в недоумение, не зная, как донести до населения новый официальный взгляд на правление Сталина. Слухи о содержании доклада доходили и до простых граждан: о выступлении Хрущёва на XX съезде узнавали от знакомых партийных работников, благодаря зарубежным радиостанциям. Фактически о секретности доклада речи не шло, просто его текст не публиковали официально. Реакция была неоднозначной: те, у кого родные и близкие были репрессированы, ликовали и радовались. Многие испытали чувство разочарования в Сталине. Часть населения, напротив, отказывалась верить в обвинения в адрес покойного Вождя. Те, кто соглашался с докладом Хрущёва, проникались к нему личной симпатией и противопоставляли жестокому Сталину. Кто-то, напротив, задавался вопросом, где был сам Хрущёв и другие члены Президиума, когда Сталин совершал все названные преступления. Уже в апреле 1956 года из КГБ стали поступать сообщения о случаях самовольного сноса памятников и бюстов Сталина. На некоторых собраниях звучали призывы изъять тело Сталина из Мавзолея.

30 июня 1956 года Президиум ЦК КПСС издал постановление «О преодолении культа личности и его последствий», где были обозначены рамки допустимой критики культа личности Сталина. Постановление представляло собой сокращённый вариант доклада Хрущёва. Его направили руководителям коммунистических партий за рубежом. В СССР полная версия доклада была официально опубликована лишь в 1989 году. Впрочем, большинство лидеров иностранных коммунистических и рабочих партий услышали доклад ещё в ночь с 25 на 26 февраля из уст советских дипломатов. Многие из них были шокированы услышанным. Лидеры албанской и китайской компартий Э. Ходжа и Чжоу Эньлай ещё в день, когда доклад был зачитан, в знак протеста досрочно покинули XX съезд, не дождавшись церемонии закрытия. На отношения СССР с Албанией десталинизация повлияла решительным образом: диалог между странами быстро сошёл на «нет», и Албания на десятилетия вышла из орбиты советского влияния.

Меры по «десталинизации»

В январе 1957 года было объявлено о реабилитации фигурантов дела маршала Тухачевского и других видных военачальников. Дела Зиновьева, Каменева и Бухарина, впрочем, пересмотрены не были - комиссия во главе с Молотовым решила, что те «вели антисоветскую деятельность».

Пик борьбы с «культом личности» пришёлся на 1961 год. Тогда на XXII съезде КПСС были приняты решения по поводу изъятия тела Сталина из Мавзолея (его было решено захоронить на Красной площади) и по поводу переименования Сталинграда в Волгоград. Переименованию подлежали и другие города, названные в честь бывшего лидера СССР: Сталинабад стал Душанбе, Сталино - Донецком, Сталинири - Цхинвалом, Сталинск - Новокузнецком. Имя Сталина исчезло из названий городов в странах Восточной Европы: Сталинварош (Венгрия) был переименован обратно в Дунауйварош, Орашул-Сталин (Румыния) - в Брашов и так далее. Многие памятники Сталину, в том числе и за рубежом, например, в Праге, были демонтированы. Кинофильмы подверглись цензуре: сцены со Сталиным вырезали или укорачивали.

Последствия и оценки

С приходом к власти Л. И. Брежнева в октябре 1964 года тема разоблачения «культа личности» Сталина стала замалчиваться, поскольку, по мнению властей, могла подорвать устои социалистического строя. Эти настроения сохранялись в среде интеллигенции, особенно среди диссидентов. В феврале 1966 года 25 видных деятелей науки, литературы и искусства СССР обратились к генсеку ЦК КПСС Брежневу с письмом, в котором говорилось о недопустимости «частичной или косвенной реабилитации Сталина» и о необходимости предать гласности «поистине страшные факты» его преступлений. Руководство страны дистанцировалось от темы «культа личности» Сталина вплоть до начала «перестройки».

Американский биограф Хрущёва У. Таубман отмечает, что тот многое умолчал на XX съезде, а многое изложил в специфических формулировках. Так, Хрущёв заявил о своей симпатии не ко всем жертвам Сталина, а лишь к незаслуженно репрессированным коммунистам. Ленина, в период правления которого в стране тоже имели место террор и репрессии, Хрущёв противопоставлял Сталину и даже обвинял последнего в предательстве Ленина. Несмотря на это, Таубман называет речь Хрущёва на съезде «самым опрометчивым и самым мужественным поступком в его жизни». То же самое в сороковую годовщину доклада говорил М. С. Горбачёв, на тот момент уже бывший президент СССР. Он выразил восхищение «политическим мужеством» и решимостью Хрущёва.

В современной России, в виду крайней полярности в оценках личности и деятельности самого И. В. Сталина, кампания по развенчанию «культа личности» Сталина и конкретно доклад Хрущёва на XX съезде оцениваются неоднозначно. Большинство специалистов соглашаются с тем, что обвинения Хрущёва в адрес Сталина были в целом справедливыми, однако критикуют его за перекладывание на одного Сталина всей вины в репрессиях, депортациях и прочих негативных сторонах периода его правления. Также существует мнение, что одной из основных целей «секретного доклада» было устрашение оппонентов в партийном руководстве, прежде близких к Сталину, таких как Ворошилов, Каганович, Молотов, Маленков.

Исторические источники

Доклад Н. С. Хрущёва о культе личности Сталина на XX съезде КПСС: Документы. М., 2002.

Критика «культа личности»

Основная роль в начавшейся работе по преодолению культа Сталина принадлежала Н.С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. В облике этого политического деятеля отразилась как в капле воды противоречивая эпоха, воспитавшая его и выдвинувшая в ряды государственных лидеров. С одной стороны, это был умелый, энергичный руководитель, вложивший немало сил в осуществление планов развития и преобразования страны; он охотно общался с народом, о чем свидетельствовали, в частности, многочисленные посещения им заводов и шахт, колхозов и строек. С другой стороны, Н.С. Хрущев являлся типичным представителем бывшего сталинского окружения, сыгравшим определенную роль в борьбе с «противниками» генеральной линии партии, а также в преследовании партийных и советских кадров в Москве и на Украине, где он занимал руководящие посты .

По словам Хрущева, руководители партии оказались после ареста Берии 10 июля 1953 перед лицом такого количества откровений о деятельности аппарата политической полиции и фальсифицированных заговоров, что все они, в том числе и Хрущев, пришли к выводу о необходимости получить более полную информацию. Именно Хрущеву было поручено прочитать доклад и лично встретить непредсказуемую реакцию участников съезда. Тем не менее, Хрущев сыграл решающую роль, явился катализатором разоблачения – выборочного и контролированного – преступлений Сталина.

XX съезд КПСС открылся 14 февраля 1956 г. в Кремле, он собрал 1436 делегатов, по большей части опытных аппаратчиков, а также членов 55 "братских партий". Созванный за восемь месяцев до уставного срока в связи с насущной необходимостью подвести итоги произошедших после смерти Сталина изменений и дискуссии о выборе курса, съезд завершился знаменитым «секретным докладом» Хрущева.

В последний день работы XX съезда, на закрытом заседании - 25 февраля 1956 г. с докладом "О культе личности и его последствиях" выступил первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. Это явилось абсолютной неожиданностью для большинства присутствовавших на съезде делегатов. В докладе были обнародованы и осуждены факты массовых репрессий, санкционированных Сталиным, прозвучала правда о гибели многих видных деятелей партии и государства. В результате либерального отношения Хрущева к секретности текста доклада, в течение несколько недель его содержание стало известно практически во всей стране .

Из доклада участники съезда узнали о "завещании" Ленина, существование которого до тех пор отрицалось партией. Доклад анализировал извращение Сталиным принципа демократического централизма, рассказывал о чистках и "незаконных методах следствия", при помощи которых у тысяч коммунистов были вырваны совершенно невероятные признания. Развенчав миф о Сталине как "наследнике" и "гениальном продолжателе" дела Ленина, доклад атаковал и миф о Сталине-"военачальнике", разрушив канонический образ генералиссимуса и создав облик нерешительного и некомпетентного человека, ответственного за сокрушительные поражения 1941-1942 гг. Доклад также показал ответственность Сталина за депортацию кавказских народов, огульно обвиненных в сотрудничестве с немцами, за конфликт с Тито, фабрикацию фальшивых заговоров в 1949 г. ("ленинградское дело"), 1951 г. ("мингрельское дело") и 1953 г. ("дело врачей-убийц"). Доклад Хрущева рисовал новый образ Сталина – образ тирана, день за днем создававшего свой культ, образ некомпетентного, не желавшего никого слушать диктатора, "оторванного от народа" и ответственного за катастрофическое экономическое положение страны в 1953 г.

Доклад был насыщен деталями, которые шокировали аудиторию, но в то же время ему, безусловно, не хватало четкости, а содержащаяся в нем информация часто была приблизительной и неполной.

Доклад принес Хрущеву хоть и небольшую, но все же победу в борьбе за власть. При распределении ролей в марте 1953 г. Хрущева явно "отодвинули на второй план" и он вынужденно занял выжидательную позицию. Однако после активизации Берии, в котором Хрущев увидел угрозу своему положению, он (Хрущёв), начал действовать. Результатом этих усилий стало устранение Берии, после чего решение вопроса о единоличном лидере оставалось лишь делом времени. Следующим шагом было устранение Маленкова, Молотова и еже с ними. Одним из этапов по их устранению, как раз, и был "секретный доклад", произнесенный на съезде.

Большинство партработников, сделавших карьеру при Сталине, правильно понимали, что процесс десталинизации будет трудно удержать в рамках разоблачений, сделанных на съезде. Харизматический ореол вокруг Сталина стал медленно разрушаться, а имя и образ В. И. Ленина приобретали все более идеальные, божественные черты. Это, конечно, был удар по основам системы. Началось наступление консерваторов. 30 июня 1956 г. ЦК КПСС принял постановление "О преодолении культа личности и его последствий" В нем накал критики против Сталина был снижен. Утверждалось, что допущенные им ошибки "само собой разумеется, не увели его в сторону от правильного пути развития к коммунизму". В постановлении подтверждалась правильность и незыблемость линии компартии, ее право на безраздельное руководство страной. В целом оценка роли И.В. Сталина была высокой, но было указано и на отдельные негативные явления.

Слово правды о Сталине, произнесенное с трибуны съезда, стало для современников потрясением – независимо от того, были ли для них приведенные факты и оценки откровением или давно ожидаемым восстановлением справедливости. В обществе и на страницах печати творилось нечто невообразимое. Одна дискуссия питала другую, волна общественной активности становилась шире и глубже. Не обошлось и без крайних выступлений. К такому размаху событий политическое руководство оказалось не готовым.

Однако Хрущев был не первым, кто решил списать ошибки прошлых лет на Сталина, выведя компартию "из-под удара". Первоначально вопрос о культе личности сводился лишь к перестройке пропаганды, позже – в июле 1953г, на пленуме ЦК – он плавно перешел в осуждение Берии, мол, это он повинен во всех грехах. "Вина" Сталина, переключенная на "происки" Берии, получила внесистемную оценку, т.е. оценку, не связанную с законами функционирования государственной власти. Сталина отделили от сталинизма, систему – от носителя. Вся последующая политика, направленная против культа Сталина, строилась уже на основе этого разделения понятий. Это была борьба с именем, борьба с идолом, но не с причинами, его породившими.

Таким образом, доклад Хрущева, не смотря на всю сомнительность такого политического хода и непродуманность, приведшую к трагическим событиям, стал точкой отсчета процесса управляемой десталинизации.

Смерть И.В. Сталина и последовавшие за ней осуждение некоторых аспектов его внешней и внутренней политики, критика «культа личности и его последствий» оказали огромное влияние и на политическую систему и на общественную жизнь страны. Новые руководители, не посягая на основополагающие принципы социалистической Системы, существовавшей в СССР, предприняли попытку модернизировать её, реформировать, отказавшись от тех её частей и элементов, которые посчитали или их уже малоэффективными или просто лишними.

Хрущёвская оттепель - период в истории СССР после смерти И. В. Сталина (конец 1950-х - начало 1960-х гг.), характеризовавшийся ослаблением тоталитарной власти, относительной свободой слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности.

Выражение «хрущёвская оттепель» связано с названием повести Ильи Эренбурга «Оттепель».

Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году. К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела («Ленинградское дело», «Дело врачей»), прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления.

С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. На XX съезде КПСС в 1956 году Никита Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром11. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были испорчены при Сталине. В целом, новый курс был поддержан в верхах партии и соответствовал её интересам, так как ранее даже самым видным партийным деятелям, попавшим в опалу, приходилось бояться за свою жизнь. Другим мотивом были огромные административные и военные издержки, которых требовал тоталитарный контроль сталинского типа над странами социалистического лагеря.

Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы: о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе. В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране. Лидером последнего направления в литературе являлся поэт, главный редактор журнала Новый мир А.Т. Твардовский. Выдвинулось новое поколение поэтов - А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. Наметились изменения в отношениях между властью и интеллигенцией. Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг.

В конце 50-х годов получил распространение самиздат (бесцензурная литература), сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени. Организатором самиздата стало молодое поколение московской интеллигенции - писатели, поэты, философы, не подчинявшееся официальному курсу. Их рупором стали машинописные журналы (подпольные после запрета). Первый самиздатовский журнал Синтаксис был основан поэтом А. Гинзбургом. В нем впервые были опубликованы запрещенные произведения А. Твардовского, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, В. Шаламова и других отечественных поэтов и прозаиков (А. Гинзбург был арестован и сослан в лагеря в 1960 г.). В самиздатах публиковались произведения советских писателей и эмигрантов, поэтические сборники начала века. К этому времени относится появление первого поколения диссидентов: Ю.Г. Галанскова, В.К. Буковского, Э. Кузнецова и др.

Однако следует заметить, что, развитие культуры в период хрущевской оттепели носило противоречивый характер. С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью. С другой - в условиях существования тоталитарного государства деятели советской культуры находились в жестких рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению. Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что породило в дальнейшем духовный кризис в обществе.

В качестве центральной проблемы в период хрущевских реформ была выдвинута задача ускорения темпов научно-технического прогресса и существенного повышения его народнохозяйственного и социального эффекта. Вступление СССР в эпоху научно-технической революции стало важным фактором развития культуры. Сеть научных учреждений в стране в этот период заметно превысила довоенный уровень. Только в системе Академии наук СССР в 1956 г. насчитывалось 120 институтов и крупных лабораторий, 12 филиалов на местах. Новые научные центры были созданы на Сахалине, Камчатке, Крыму, Поволжье и т.д. В целях развития производительных сил Сибири было организовано Сибирское отделение АН СССР, возникли новые республиканские академии наук. Международный центр ядерных исследований был создан в подмосковном г. Дубна12.

В рассматриваемый период активно велись исследования в области физики (Б.Н. Константинов, П.Л. Капица, А.А. Логунов, Л.Д. Ландау и др.), атомной физики (И.В. Курчатов, А.П. Александров, Я.Б. Зельдович, А.Д. Сахаров и др.). В 1957 г. вступил в строй крупнейший в мире синхрофазотрон (мощный ускоритель частиц, разгонявший протоны до энергии 10 млрд. электроно-вольт (в дальнейшем до 70 млрд. э-в), что привело к развитию нового направления - физики высоких и сверхвысоких энергий13. Крупным достижением советской техники явилось создание сверхскоростных боевых и пассажирских самолетов (авиаконструкторы А. Туполев, С. Ильюшин, А. Яковлев, Н. Антонов). Выдающихся достижений удалось добиться советским ученым (С.П. Королев, М.В. Келдыш, М.К. Янгель и др.) в освоении космического пространства; были созданы баллистическая ракета и пилотируемые автоматические станции для исследований Луны, Венеры, околоземного и межпланетного пространства.

Тем не менее, период оттепели продлился недолго. Уже с подавлением Венгерского восстания 1956 года проявились чёткие границы политики открытости. Хрущёвская травля Бориса Пастернака, которому в 1958 была присуждена Нобелевская премия по литературе, очертила границы в сфере искусства и культуры. Произошли массовые антикоммунистические выступления в Польше и ГДР. В 1958 г. были подавлены массовые волнения в Грозном. В 1960-е годы николаевские докеры во время перебоев со снабжением хлебом отказались отгружать зерно на Кубу. Летом 1962 года с прямой санкции Хрущёва было подавлено выступление рабочих в Новочеркасске. Окончательным завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 196414. Десталинизация была остановлена, а в связи с празднованием 20-й годовщины победы в Великой Отечественной войне начался процесс возвеличивания роли Сталина как организатора и вдохновителя победы советского народа в войне.

Массовые политические репрессии, однако, не были возобновлены, а лишённый власти Хрущёв ушёл на пенсию и даже оставался членом партии (как и остальные представители высшего партийного руководства, лишившиеся своих постов при Хрущёве). По словам самого Хрущёва, одна из его главных заслуг состоит в том, что он смог уйти на пенсию15 (при этом забывая, что при нём имевший большое влияние Берия был расстрелян, а Маленков, фактически возглавлявший государство, - смещён).

Некоторые моменты либерализации коснулись ряда сфер жизни советского общества и государственного строительства. На места из центра передавалась часть законодательных функций, союзные республики расширили свои права в экономической и правовой сферах. В 1957 году были восстановлены автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненные в период сталинских репрессий. Предпринимались попытки активизировать роль Советов в государстве, дать им больше самостоятельности. Реорганизация коснулась руководящих органов профсоюзов, комсомола, предпринимались меры по оживлению работы в их первичных организациях.

Однако все эти изменения носили косметический характер, а не характер глобальных преобразований. Вся система советского общества по-прежнему функционировала под руководством и контролем партийных комитетов с их, десятилетиями складывавшимися, догмами и стереотипами. КПСС, проводя политику «управляемой десталинизации», поспешила четко обозначить допустимые границы критики прошлого и настоящего. Поэтому противоречивость чувствовалась во многих реформаторских процессах: с одной стороны, реабилитация жертв сталинизма, с другой - отказ от реабилитации лидеров сталинской оппозиции, возврат в родные места одних пострадавших народов и отказ в этом другим, определенное ослабление диктата в области искусства и культуры - издание произведений М. Цветаевой, повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», и в то же время гонения на Б.Л. Пастернака, разгром выставки художников-авангардистов. В ответ на призывы общественности отменить одиозные постановления ЦК по идеологическим вопросам (1946-1948 годов) было категорически заявлено, что они сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма и в своем основном содержании сохраняют актуальное значение.

Критика культа личности Сталина. До 1956 г. в стране уже был накоплен определенный опыт позитивных изменений.

Было ликвидировано «дело врачей», реабилитирован жертв «ленинградского дела», Еврейского антифашистского комитета, освобожден арестованных после войны военачальников. Из тюрем и лагерей вышли десятки тысяч человек, но кульминационным пунктом этой политики стали решения ХХ съезда КПСС.

Дискуссии о культе личности И.В. Сталина начались в октябре 1955 г. на заседании Президиума ЦК КПСС. К этому времени произошел крутой поворот в отношении М.С. Хрущева И.В. Сталина. В 1953 г. после смерти «вождя» именно М.С. Хрущеву принадлежала идея переноса тела И.В. Сталина к Мавзолею и увековечения его имени. Но в середине 1950-х годов М.С. Хрущев все более откровенно осуждал преступления И.В. Сталина. Он так же хорошо, как Л.П. Берия и Г.М. Маленков, понимал, что игнорировать вопросы разоблачение культа личности И.В. Сталина нельзя. Как он отмечал в своих воспоминаниях, если он не поставит этот вопрос, то его поставят другие. Однако М.С. Хрущев умалчивал тот факт, что в его открытого выступления против сталинских злодеяний по его распоряжению было уничтожено большое количество документов, особенно о его причастности к политическим репрессиям.

М.С. Хрущеву было что скрывать, ведь в начале 1950-х годов он имел большой послужной список партийного функционера.

Работая в Московской партийной организации в 1930-е годы, М.С. Хрущев прошел путь от секретаря Бауманского райкома ВКП (б) в 1931 г. до первого секретаря Московского городского комитета и второго секретаря Московского областного комитета в 1934 г. В 1935 г. он стал первым секретарем Московского городского и областного комитета ВКП (б). М.С. Хрущеву удалось избежать расправы во время «большого террора» 1936-1939 гг и стать в 1938 г. первым секретарем ЦК компартии Украины. Он стал активным организатором массовых репрессий в Украине и сотрудничал в этих делах с Л.П. Берией и Г.М. Маленков. М.З. Кобулов, который был с 1938 г. заместителем министра госбезопасности Украины, свидетельствовал в 1954 г., первый секретарь ЦК КП Украины не пытался сделать даже то, что мог, для ограничения массовых репрессий в республике. Однако именно Н.С.Хрущев - активному участнику сталинских репрессий и заказчику убийств видных украинских националистов суждено стать предприимчивым обличителем культа личности И.В.Сталина. Когда М.С. Хрущев понял, что его участие в преступлениях сталинской эпохи не станет достоянием гласности, он стал смело обвинять других.

Доклад «О культе личности и его последствиях», прозвучавшее на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 г. готовилась очень долго и тщательно. К концу 1955 г. было накоплено множество фактов о незаконных репрессиях, выявленных органами госбезопасности. С целью более глубокого изучения фактов массовых репрессий 31 декабря 1955 Президиум ЦК создал специальную комиссию во главе с секретарем ЦК КПСС П.Н. Поспеловым. Уже через месяц комиссия предоставила отчет, в котором раскрылась картина массового террора власти относительно населения страны. В отчете были сделаны сенсационные выводы о том, что все позорные нарушения законности, пытки, приводившие к массовым оклеветан невинных людей, были санкционированы И.В. Сталиным от имени ЦК ВКП (б). 9 февраля 1956 Президиум ЦК большинством голосов принял решение заслушать доклад комиссии на закрытом заседании ХХ съезда КПСС. Возражали против этого только близкие «соратники» И.В. Сталина - В.М.

Молотов, К.Е. Ворошилов и Л. Каганович. 13 февраля 1956 было принято уже единогласное решение о том, что докладывать по этому вопросу на ХХ съезде будет Первый секретарь ЦК КПСС М.С. Хрущев. Первоначальный вариант доклада был написан П.М. Поспеловым. Затем была проведена коллективная подготовка окончательного текста доклада секретарями ЦК. Уже в период работы ХХ съезда текст доклада был разослан членам и кандидатам в члены Президиума ЦК, они сделали последние замечания, и к 25 февраля было подготовлено окончательную редакцию.

Доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» был заслушан на специальном закрытом заседании делегатов ХХ съезда утром 25 февраля 1956 г. В ней была осуждена практика возвеличивание роли отдельной личности, а также массовые репрессии и беззакония, которые базировались на злоупотреблении единоличной властью. Доклад была насыщена многочисленными фактами, которые к тому времени были известны лишь единицам. В вину И.В. Сталину было поставлено поражение Красной Армии в 1941 - 1942 гг, приведшей к оккупации обширнейшей территории, плачевное состояние сельского хозяйства, грубые ошибки во внешней политике. Истинных масштабов репрессий еще никто не знал. М.С. Хрущев приводил лишь отдельные факты уничтожения накануне войны около двух третей состава ЦК и почти половины делегатов ХVII съезде ВКП (б).

Согласно решению ХХ съезда был подготовлен и 30 июня 1956 опубликовано постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий», которая в отличие от закрытой докладе Н.С. Хрущева на ХХ съезде, была менее острой и насыщенной фактами. В целом критика культа личности конца 1950-х - начале 1960-х гг была ограниченной и непоследовательной.

Наряду с разоблачением сталинских злодеяний М.С. Хрущев считал возможным ставить И.В. Сталину в заслугу борьбу за «ленинизм» в 1920-е гг, осуществления коллективизации сельского хозяйства и, наконец, построение социализма в СССР. М.С. Хрущев и другие политические руководители СССР того времени не подвергали глубокому анализу, а тем более критике то общество, которое было создано в стране под руководством И.В. Сталина. Оценка роли И.В. Сталина строилась по схеме: «с одной стороны» и «с другой стороны». В итоге злоупотребления личной властью, положено на одну чашу весов, уравновешивалось заслугами в построении социализма.

Будучи инициатором разоблачения сталинского культа, М.С. Хрущев, несмотря на все меры безопасности, столкнулся с проблемой личной ответственности за преступления недавнего прошлого, к которым были причастны как он сам, так и его ближайшее окружение. Поэтому он, хотя и требовал от каждого партийного руководителя четких высказываний в адрес И.В. Сталина, как это было на ХХII съезде КПСС в 1961 г., но одновременно следил, чтобы критика культа личности не вышла за определенные, четко очерченные им пределы.

    Вторая половина 30-х годов - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. В тридцатые-сороковые годы культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма.

    В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма.

    Принятые XX съездом КПСС, касались внутриполитической области. Заявлялось о вос­становлении законности, ленинских норм внутрипартийной жизни, расширялись права союзных республик. Началось разо­блачение культа личности Сталина, выявление его истоков. Эта попытка была сделана в докладе съезду Н.С. Хрущева (с сентября 1953 года - Первого секретаря, а с марта 1958 года - в том числе и председателя Совета министров СССР) «О культе личности и его последствиях», представленном делегатам на закрытом заседа­нии, а также в принятом 30 сентября 1956 года специальном постановлении ЦК КПСС. При всей ограниченности оценок дея­тельности Сталина доклад произвел такое воздействие на умы членов партии, а затем, несмотря на его закрытый, секретный характер, и широких слоев советского народа, что возвращение к репрессивному режиму сталинского типа уже было невозможно. Эта информация буквально перевернула все общественное созна­ние и раскрыла, хотя пока и частично, правду о преступлениях Сталина.

    В докладе и специальном постановлении ЦК говорилось о «де­формации» социализма из-за личных качеств характера Сталина и особенностей послереволюционной ситуации. Сама деятельность Сталина оказалась разделенной на два этапа.

    Первый - период борьбы с оппозицией, время индустриализации, коллективиза­ции. Великой Отечественной войны - характеризовался как по­ложительный.

    Второй, получивший как раз и название «периода культа личности», хронологически четко не был определен: либо его начало отодвигалось во вторую половину 30-х годов, либо речь шла о последних годах жизни «вождя». В любом случае разобла­чение сталинщины осуществлялось в рамках существовавшей прежней социалистической системы, а поэтому не только не затра­гивало сути тоталитарно-бюрократической системы, но и в опреде­ленной мере скрывало ее социальную природу, сводя все пороки системы только к культу личности, к особенностям характера Ста­лина. Сам же культ личности воспринимался как своего рода ис­торическая случайность, отклонение от магистрального истори­ческого развития социалистического общества.

    По сути говоря, получалось, что если бы не было Сталина - не существовало бы в истории нашей страны и культа личности со всеми его отрицательными последствиями. Такой преимущест­венно поверхностный анализ этого явления в жизни нашей стра­ны в значительной степени затруднял понимание глубинных его корней, рассмотрение его в комплексе связей политических, эко­номических, психологических и нравственных. Поэтому выдви­галась единственная задача - «восстановление ленинских норм» в действиях партии и государства. Подобное ограниченное объяс­нение не позволяло проследить органическую связь «культа лич­ности» с тоталитарно-бюрократической природой общественной системы, созданной самой партией.

    В любом случае, осуждение культа личности Сталина стало первым шагом грядущих изменений во всех областях жизни со­ветского народа: возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни.

    С нравственной точки зрения его можно оценить как факт политического мужества и самого Н.С.Хрущева, и тех коммунистов, которые его поддержали.

Доклад прозвучал в заключении ХХ съезда КПСС созванного на 8 месяцев раньше срока и собравший 1436 делегатов, целью его было подведение итогов произошедших после смерти Сталина изменений, и дискуссии о выборе дальнейшего курса.

К абсолютной неожиданности для большинства присутствовавших на съезде делегатов в последний день работы XX съезда,- 25 февраля 1956 г., на закрытом заседании с докладом "О культе личности и его последствиях" выступил первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. В докладе были описаны и осуждены факты массовых репрессий против народа, санкционированных Сталиным, прозвучала правда о гибели многих видных деятелей государства, партии, высшего офицерского и командного звена армии. В следствии намеренно-либерального отношения Хрущева к секретности текста доклада, в течение небольшого времени его содержание было известно практически всей стране.

Доклад разоблачал Сталина как антинародного правителя-тирана: рассказывал о чистках и "незаконных методах следствия", при помощи которых у тысяч коммунистов были вырваны совершенно невероятные признания, фабрикацию многих лже-заговоров: в 1949 г. ("ленинградское дело"), 1951 г. ("мингрельское дело") и 1953 г. ("дело врачей-убийц"). Из доклада участники съезда так же узнали о "завещании" Ленина, существование которого до тех пор отрицалось партией. После развенчания мифа о Сталине как "наследнике" и "продолжателе" дела Ленина, Хрущев в докладе атаковал и миф о Сталине как о "Великом военачальнике", изобличив его как нерешительного и некомпетентного человека, ответственного за сокрушительные поражения 1941-1942 гг., разрушил образ Сталина как генералиссимуса. В докладе Хрущева, вырисовывался новый образ Сталина - образ антинародного, некомпетентного правителя, не желавшего никого слушать тирана, создавшем свой культ на страхе, ненависти, и постоянных доносах, ответственного за катастрофическое экономическое положение страны в 1953 г. Стоит отметить, что большая часть последующей политики, направленной против культа Сталина, была борьбой с именем, борьба с идолом, но не с причинами, его породившими.

У доклада была и второстепенная задача, после устранения Берии возникла необходимость в устранении Маленкова, Молотова и других опасных для власти Хрущева людей, одним из этапов по их устранению как раз, и был "секретный доклад", произнесенный на съезде.

Правда о Сталине, произнесенная с трибуны съезда, стала для современников потрясением - для одних, - это было неожиданным откровением и поворотом, для других,- давно ожидаемым восстановлением справедливости. В обществе и на страницах печати одна дискуссия питала другую, волна общественной активности становилась шире и глубже. Не обошлось и без крайних выступлений. К такому размаху событий политическое руководство оказалось не готовым.

В обществе, конечно же начались множественные волнения, выливавшиеся в нарушение общественного порядка как в самом СССР так и в "социалистическом лагере", иногда удавалось договориться, но все чаще усмирять подобные выступления приходилось с помощью армии, бронетехники, специальных подразделений МВД и КГБ. Эти волнения показали непродуманность всей антисталинской компании. До выступления Хрущева, Сталина боготворили, на него молились, а теперь - он стал диктатором и тираном. Свергнув Сталина с его пьедестала, Хрущев частично разрушил систему страха, но в умах советского обывателя, еще теплилась вера в то, что сверху все видней. Теперь люди начинали считать, что вправе не только ждать от руководства перемен к лучшему, но и требовать их, а иногда даже требовать с силой.

По сути все это перерастало в кризис нового курса советского руководства. А после антисоветского выступления в Венгрии в нем постепенно сложилась антихрущевская оппозиция, открытое выступление которой пришлось на июнь 1957г. С поражением "оппозиционеров" (Молотова, Маленкова, Кагановича и др.) , настал конец периоду "коллективного руководства", Хрущев же в качестве Первого секретаря стал единоличным лидером, заняв пост Председателя Совета Министров СССР. Важнейшая деталь: враги Хрущева не были подвергнуты репрессиям как это было бы при Сталине: Маленков стал директором электростанции Сибири, а Молотов был направлен послом в Монголию.