Понятие сущность и содержание законности. Законность: понятие, сущность, принципы, гарантии

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2009.

Основные требования законности

Каковы основные требования (или как их ещё называют, идеи) законности?

1. Воплощение идеи господства права в жизни общества, определенных объективных требований, предъявляемых всем государства.

В режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Это ни в коей мере не означает ведения тотальной правовой регламентации всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим произвольного толкования и применения, не иметь пробелов.

Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях сами законы выступают выражением произвола. А законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами. Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 2008. № 3.

2. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Теория государства и права. Бошно С.В. М.: Эксмо, 2007.Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2009.- Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет Конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

3. Равенство всех перед законом.

Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом).

Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Инфра-М. 2009.

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.

В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства. Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 2008. № 3.

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего, потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отображаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться житейской целесообразностью. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая.

Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010. И закон предоставляет такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Инфра-М. 2009.

6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.

Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией.

Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляется конституционным судом.

7. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. профессор В.К. Бабаева. Н. Новгород, 2009. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

Несмотря на длительное использование в юридической науке понятия «законность », за ним не закрепилось однозначного понимания. Целостный анализ понятия «законность» требует его отделения от категории «реализация права ». Если реализация права представляет собой деятельность по претворению в жизнь требований норм права , то законность выражает степень соответствия этой деятельности закону .

Понятие «законность» является комплексной категорией, раскрытие которой возможно в рамках системного подхода. В контексте системного анализа законность характеризует все проявления права в обществе , результатом которых является урегулированность общественных отношений в целом на основе социальной справедливости и верховенства прав человека . Урегулированность общественных отношений означает состояние их соответствия праву, иначе говоря, их правомерность. В ней выражается позитивное отношение общества к праву, которое проявляется: во всеобщем уважении к закону и обязательном его исполнении всеми субъектами права ; в реальных гарантиях прав и свобод человека и гражданина , их защиты от любого произвола. В этом случае законность можно определить как режим общественно-политической жизни, основанный на правовом характере ее организации и выражающийся в требовании точного, строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми органами государства , должностными лицами и гражданами. Сущность законности состоит в добросовестном и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов, которое и обеспечивает состояние правомерности общественных отношений.

Во-первых, оно может возникать только на основе общеобязательности права, которое состоит в соответствии поведения субъектов права предписаниям правовых норм. Правомерное поведение всех участников правоотношений должно опираться на идеи законности, осознание преимущества, выгодности, полезности законосообразного поведения, при котором не будут ущемляться права и законные интересы граждан.

Во-вторых, средства и методы реализации идеи законности должны носить правовой характер. Установление режима законности как состояния: правомерности общественных отношений, т.е. их полного соответствия праву, связано с деятельностью государства , которое само должно рассматривать законность как принцип деятельности государственных органов и должностных лиц. В этом смысле беззаконие и произвол, принятие волюнтаристских решений должны быть исключены из деятельности должностных лиц.

Вышеперечисленные элементы содержания законности выступают в качестве необходимого условия нормального функционирования общества и государства. Законность как режим общественной жизни, состоящий в требовании точного и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов, воплощена в гражданском обществе . Именно здесь идея законности опирается на всеобщность права, реальную гарантированность прав и свобод личности .

Принципы, требования и функции законности

2. Принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства . Особенно данное правило актуально для федеративных государств, в том числе и для России, где существуют несоответствия и противоречия законодательств субъектов федеральному праву , и прежде всего Конституции РФ .

3. Принцип всеобщности законности, предполагающий, что требования закона распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения. Правовые предписания должны выполнять как отдельные граждане , их объединения, так и органы государства , должностные лица. Соблюдение данного принципа чрезвычайно важно как одно из условий борьбы с произволом, коррупцией.

4. Принцип гарантированности основных прав и свобод человека , состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав индивида и их гарантиях со стороны государства. Реализация данного принципа позволяет определить пределы вмешательства государства в частную жизнь, найти разумное сочетание индивидуальных и общественных интересов.

5. Принцип целесообразности, раскрывающий, как соотносятся цели и средства их реализации в деятельности государства. Невозможно обеспечивать осуществление даже самых благородных целей путем ущемления и отчуждения прав человека .

6. Принцип неотвратимости наказе ним, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении лица должны понести справедливое наказание .

Принципы законности выражаются в системе требований, которые предъявляются ко всем субъектам права. В зависимости от субъектов правоотношений требования могут быть двух видов: 1) требования, обращенные к органам государственной власти и должностным лицам, и 2) требования, адресованные гражданам и организациям. Следовательно, требования законности — это правовые предписания, обращенные к органам власти и гражданам, исполнение которых делает издаваемые акты и действия законными. Они вытекают из принципов законности и определяют направления их реализации. Так, например, принцип верховенства закона порождает ряд требований: 1) все законы и иные нормативные акты должны соответствовать Конституции как основному закону государства; 2) все подзаконные акты не должны противоречить законам и должны приниматься в строго установленном законом порядке и форме; 3) правоприменительные акты, как и правоприменительная деятельность органов государства, должны соответствовать законам и изданным в соответствии с ними подзаконным актам.

В то же время принцип всеобщности законности предписывает: 1) равенство всех перед законом, т.е. наличие равных прав и обязанностей у каждого, независимо от социального положения, занимаемой должности, расы, пола; 2) равную защищенность всех и каждого; 3) одинаковые гарантии от злоупотреблений со стороны должностных лиц и органов государственной власти .

Роль и значение законности выражаются в тех функциях, которые она выполняет в обществе :

  1. законность как метод государственного руководства обществом и принцип деятельности всех субъектов права обеспечивает эффективность механизма правового регулирования ;
  2. законность формирует условия для создания законодательства, отвечающего объективной природе общественных отношений, целям социального прогресса, идеям свободы, гуманизма и справедливости;
  3. законность как режим общественной жизни позволяет создать условия неукоснительной реализации прав и свобод путем установления материальных, организационных и юридических мер, гарантирующих их защиту.

Кроме того, законность требует надлежащего и эффективного применения норм права , не терпящего волокиты, бюрократизма, ущемления прав и свобод индивидов.

Гарантии законности

Правопорядок органично связан с законностью , поскольку является результатом осуществления законности и действия права , т.е. реализации требований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в отдельности. В свою очередь, законность выступает условием установления правопорядка.

Правопорядок отражает степень фактической упорядоченности общественных отношений. Эта упорядоченность возникает на основе реализации норм права , является итогом правового регулирования взаимодействий между людьми. При этом правопорядок является одновременно и целью правового регулирования, и его результатом, который обеспечивается государством . Таким образом, правопорядок — это состояние фактической упорядоченно-- сти и организованности общественной жизни, основанных на праве и законности.

Однако в юридической науке понятие «правопорядок» иногда интерпретируется достаточно узко, лишь как следствие реализации законности. Несмотря на свой основополагающий характер, принцип законности не исчерпывает всей системы правовых средств, которыми обеспечивается правомерное поведение участников правоотношений . Правовой порядок общества в противоположность анархии, хаосу является сложной социально-правовой категорией. В нем тесно переплетены элементы правового и неправового характера, государственного и общесоциального содержания, интересы социальных групп, индивидов и общества в целом.

Правопорядок следует рассматривать как комплексное образование, имеющее системный характер. Как системное образование правопорядок состоит из множества взаимодействующих элементов, связанных между собой отношениями взаимозависимости и взаимовлияния. К ним относятся:

  1. субъекты (участники) правопорядка с их различной функциональной нагрузкой, иерархической соподчиненностью и разнообразными свойствами, качествами;
  2. совокупность актов реализации права с их разнообразными качественными характеристиками;
  3. все отношения и связи между участниками, их свойствами, корреляционные связи прав, свобод и обязанностей, ответственности;
  4. урегулированное, упорядоченное взаимодействие названных элементов, образующих единый слаженный организм.

Правопорядок как система является составной частью системы более высокого уровня — общественного порядка. Общественный порядок представляет собой состояние упорядоченности и организованности всей системы общественных отношений, основанных на реализации норм морали , обычаев , традиций, стереотипов. Реализация требований этих социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, осознанием целесообразности и необходимости их выполнения. Однако степень упорядоченности всей системы общественных отношений наряду с другими факторами (экономическими, психологическими, социальными и культурными) во многом определяется состоянием правопорядка. В иных случаях одна лишь возможность применения государственного принуждения является лучшим средством против действий хулигана, террориста.

В качестве составного элемента общественный порядок включает в себя государственную дисциплину — установленный государством порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия , организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них функции. Состояние упорядоченности общественных отношений возможно лишь тогда, когда в повседневной жизни, на работе люди сообразуют свои действия с требованиями дисциплины, т.е. с порядком поведения людей, сложившимся в обществе на основе норм права, традиций и морали, требований той или иной организации.

В связи с этим правовой порядок общества следует отличать от общественного порядка в целом. Подобное отличие возможно провести при помощи признаков, свойственных правопорядку:

  1. правопорядок есть состояние упорядоченности общественных отношений, предусмотренное нормами права;
  2. правопорядок — это результат реализации юридических норм, проведение в жизнь принципа законности;
  3. содержанием правопорядка является такая упорядоченность социальных отношений, которая выражается только в правомерном поведении их участников, совершаемом в пределах правовых отношений;
  4. пределы правового порядка обусловлены содержанием конкретного вида правовых отношений;
  5. правопорядок обеспечивается государством.

Правопорядок — комплексное образование, имеющее сложную структуру, которая включает следующие элементы.

Первый компонент - нормативно-юридическая основа правопорядка, которую составляют право и законность. Нормативно-правовые акты определяют состав участников правоотношений, методы регулирования поведения людей, процедуры их взаимодействия, требования, предъявляемые к участникам правоотношений. Акты, упорядочивающие отношения субъектов права , различны по своей характеристике. Они могут быть общего и отраслевого характера, оформленными и неоформленными, рассчитанными на постоянное длительное действие и кратковременными, разовыми. Среди них выделяют законы и нормативные акты отраслевого, процессуального характера, распорядки, регламенты, правовые обычаи и традиции, протоколы и т.п.

Второй компонент — правовая структура общества, представляет собой совокупность участников правоотношений, наделенных субъективными правами и юридическими обязанностями, закрепленными в официальных актах государства. Правовая структура состоит из субъектов права, среди которых выделяют:

  1. государство, его органы, организации, учреждения;
  2. негосударственные образования и объединения;
  3. граждан (участников правоотношений).

Все субъекты права наделены компетенцией, полномочиями, правовым статусом, функциями, которые закреплены в конституции , органических законах, уставах, договорах .

К реальному и потенциальному (например, организации, которая в ближайшее время будет зарегистрирована в качестве юридического лица) участнику правопорядка должны быть предъявлены определенные требования:

  1. ими могут быть признанные субъекты права;
  2. акт признания должен иметь официальное оформление в конституционных законах;
  3. каждый участник должен иметь четко определенное правовое состояние и программу поведения, что определяется его правовым статусом.

Правовая структура современного российского общества включает в себя следующие элементы:

  1. Россию как целое и субъекты Федерации, все законодательные, исполнительные и судебные органы Федерации и ее субъектов;
  2. Президента и ему подчиненные структуры, Правительство , органы власти , государственные организации, учреждения и предприятия;
  3. негосударственные организации, учреждения и предприятия (ассоциации, компании, товарищества, банки и пр.);
  4. общественные организации и движения, иные постоянные объединения людей;
  5. граждан России, иностранцев и лиц без гражданства .

Третий компонент - правомерное поведение, совершаемое субъектами права в пределах правоотношений, как фактический результат действия права и реализации идей и принципов законности. Правомерное поведение представляет собой юридическое содержание правопорядка.

В зависимости от характера регулируемых отношений, их масштаба и сложности правопорядок может подразделяться на различные виды:

  • по масштабности — правопорядок страны, Федерации, субъектов Федерации, других структур — региона, города, организации и др.;
  • по объему и значимости — общий, отраслевой, специальный;
  • по характеру отношений — конституционный, судебный, административный, финансовый и т.д.;
  • по сложности — сложный, упрощенный, элементарный;
  • по степени оформленности — оформленный и неоформленный (воплощение в жизнь правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов и др.).

Принципы правопорядка

Однако совершенно очевидно, что без государства обеспечить правопорядок невозможно. Поэтому среди принципов, т.е. основополагающих идей и начал, на которых основывается правопорядок, следует выделить:

  • принцип конституционности, означающий, что правопорядок подчинен конституции , обеспечивает ее реализацию и все требования конституции находят в нем конкретное выражение. В этой связи обычно говорят о конституционном государственном порядке. Конституционные установки определяют основные параметры содержания и формы взаимоотношений государства, общества и граждан , в основе которых лежит верховенство прав и свобод личности . Высшее проявление данного требования происходит тогда, когда фактическая конституция общества и основной закон страны (юридическая конституция) сливаются в установленном порядке жизни;
  • принцип государственной гарантированности стабильности и упорядоченности общественных отношений, состоящий в том, что существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;
  • принцип устойчивости, означающий стабильность общественных отношений, форм социальных связей, в рамках которых осуществляется правомерное поведение индивидов, групп. Попытки нарушить эту устойчивость пресекаются государством и его органами;
  • принцип организованности, предполагающий, что правопорядок возникает лишь при организующей роли государства. Даже несмотря на высокий уровень культуры конкретного общества, правопорядок не возникает стихийно, поскольку различия в интересах и материальном положении людей порождают различные представления о разумной организации жизни общества. Все эти представления государство согласовывает путем принятия правовых норм ;
  • принцип формальной определенности, показывающий, что правопорядок связан с правом и возникает на основе четких правовых предписаний, формально закрепленных в законах и иных нормативно-правовых актах государства. Эти предписания обязательны для всех граждан, должностных лиц, государственных органов ;
  • принцип системности, подразумевающий, что реальные правоотношения , сложившиеся в обществе, не являются единичными и разрозненными действиями субъектов права , а представляют собой систему отношений. Эта система характеризуется иерархичностью, непротиворечивостью, взаимозависимостью составляющих ее элементов. Целостность правовым отношениям придают правовые принципы, зафиксированные в конституции, сложившиеся экономические отношения, уровень правовой культуры и, конечно же, единство государственной власти на территории государства, являющейся гарантом этой целостности.

Правопорядок и демократия

Это оказывается возможным лишь в условиях демократического государства, которое и является наиболее адекватной формой реализации правопорядка. Это обусловлено тем, что главный принцип формирования и функционирования демократической системы власти состоит в недопущении узурпации власти через ее концентрацию в одних руках. Поэтому основное отличие демократических режимов от недемократических заключается в том, что при демократической организации властных структур и отношений осуществляется децентрализация власти, ее разделение на различные ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет присущие ей функции, которые институционально рассредоточены, что, однако, не означает состояния безвластия или «многовластия».

Не менее значимыми являются демократические принципы осуществления власти: прямые и представительные формы участия граждан в политической жизни, взаимная обусловленность свободы и ответственности, обеспечение интересов большинства и прав меньшинства на свою позицию, верховенство закона , гласность, плюрализм, право отзыва избранных представителей и т.д.

Большое значение в демократических системах власти имеют демократические процедуры. Среди наиболее важных процедур, характеризующих демократические режимы, необходимо отметить:

  1. выборы (честные, соревновательные, свободные, регулярные);
  2. голосование (прямое, равное, тайное);
  3. референдумы , в проведении которых особенно важными являются корректная постановка вопросов и механизм реализации результатов;
  4. оппонирование и состязательность при решении политических вопросов;
  5. делегирование полномочий; 6) изучение и учет общественного мнения;
  6. общенародное обсуждение важнейших общественных вопросов.

Правопорядок в условиях демократического государства характеризуется рядом отличительных признаков:

  1. высокой степенью гарантированности прав и свобод человека ;
  2. широким спектром правовых средств, который может использовать каждый человек для защиты своих достоинства, неприкосновенности и безопасности;
  3. развитой независимой судебной системой .

В демократическом государстве власть связана правом, которое исключает произвол государства и обеспечивает права и свободы личности . Однако это не отрицает возможности использования принуждения при защите прав и свобод, в борьбе с преступностью . В демократическом обществе правоохранительные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях. При этом они всегда должны действовать только законными средствами и на основании закона. Следовательно, демократическое государство подчинено закону, но одновременно требует законопослушания от всех граждан.

Таким образом, правопорядок и демократия взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, правопорядок является условием развития демократии, средством гарантированности прав и законных интересов. С другой стороны, лишь демократическое государство выступает той юридической формой, в рамках которой возможно реальное воплощение идеи верховенства прав человека, принципов справедливости и гуманизма, их гарантированности и защиты со стороны государства, взаимной ответственности государства и личности перед законом. При этом фактическое состояние упорядоченности общественных отношений достигается благодаря высокой правовой культуре гражданского общества , зрелости его интересов.

Поскольку главным в любой теоретической конструкции яв­ляется определение сущности исследуемою явления, постольку, для наиболее полного раскрытия анатомии законности представ­ляется целесообразным и необходимым обратиться к вопросу о ее сущности.

В отечественной юридической литературе на вопрос о сущ­ности законности уже обращалось внимание. Так М.С. Строго- вич полагал, что сущность законности составляет соблюдение и исполнение именно законов.

Отсюда, по его мнению, вытекает необходимость соблюде­ния и исполнения подзаконных актов, соответствующих зако­нам, изданных на основе закона, в соответствии и во исполнение закона. "

При характеристике сущности законности в качестве её ис­ходной предпосылки в данном случае служит требование стро­гого и неуклонного соблюдения, и исполнения действующего законодательства всеми субъектами права.

Сущность законности - это верховенство закона в системе правового регулирования общественных отношений. Признание верховенства закона, а следовательно, и права в целом органиче­ски связано с обеспечением приоритета законов в правовой сис­теме. Закон выступает не только базовым первичным регулято­ром, но и важнейшим фактором нормообразования и примене­ния правовых норм. Поэтому столь оправдано устойчивое пони­мание закона, как своего рода ядра законности, поскольку его принятие и дейсгвие служит «юридическим магнитом» для всех иных правовых актов Верховенство закона означает, что любой правовой акт, любое действие (бездействие) органа публичной вла­сти или его должностного лица должны соответствовать закону.

Понимание верховенства закона как сущности законности требует выхода за рамки констатации этого факта и развития су­ти дела.

Вернувшись к умозаключению М.С. Строговича о том, что сущность законности заключается в соблюдении и исполнении именно законов, следует отметить, что речь у М.С. Строговича, в данном случае, идет о верховенстве закона в собственном (уз­ком) смысле. Отсюда вытекает, что для реализации законности необходимо во всех юридически значимых ситуациях следовать предписаниям не всех нормативно-правовых актов, а только за­конов, то есть, нормативно-правовых актов, принятых высшими органами государственной власти.

Однако представляется, что подобный вывод противоречит логике теории права.

В теории права принято положение о том, что все подзакон­ные нормативные правовые акты (указы президентов, постанов­ления правительств, приказы и инструкции министерств и ве­домств и др.) издаются на основании или во исполнение законов и должны соответствовать им.

С учётом этого любой закон представляет собой норматив­ный правовой акт, устанавливающий основные положения для регулирования определённых отношений в той или иной сфере жизнедеятельности общества и государства. Изданные на его основе подзаконные нормативные правовые акты выступают в качестве своеобразного «продолжения закона». Цепочку «закон - подзаконные нормативные правовые акты» можно образно представить в качестве правового дерева, в котором закон явля­ется его штамбом (стволом), а подзаконные нормативные право­вые акты - ветвями.

Такое понимание соотношения законов и подзаконных нор­мативно - правовых актов означает, что соблюдая и исполняя положения подзаконных нормативных правовых актов, субъек­ты правового поведения, тем самым, соблюдают и исполняют воплощенные в них положения законов. Именно этим обеспечи­вается верховенство законов в широком смысле в процессе нор­мативного регулирования различных общественных отношений.

Но в системе права любого государства, в том числе России, действует множество законов, и весьма нередко одни из них противоречат другим. Возникает вопрос, какой из противореча­щих законов должен обладать верховенством по отношению к другим? Ответ может быть только один. Это - конституция. Не случайно, в реальной действительности, её называют основным законом государства. Конституции, как основному закону, должны соответствовать все остальные законы и иные норма­тивные и не только нормативные правовые акты.

Следовательно, задаваясь вопросом о том, что составляет сущность законности, с учётом сказанного выше, логично, во­преки всем имеющимся в научной литературе, сделать следую­щий вывод: сущность законности составляет верховенство конституции, выражающееся в соответствии ей иных зако­нов и подзаконных правовых актов, а также всей системы общественных отношений, складывающихся в обществе.

Этот вывод согласуется с положениями, закреплёнными в п.1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, который гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридиче­скую силу,...Законы и иные правовые акты, принимаемые в Рос­сийской Федерации, не должны противоречить Констигуции Российской Федерации».

Приведённые положения в идеале должны обеспечивать одинаковые правовые условия для решения одинаковых юриди­чески значимых ситуаций. Однако ныне реально в России этого нет. Неодинаковость правовых условий определяется рядом факторов: с одной стороны тем, что нередко принимаются зако­ны и подзаконные нормативные правовые акты, содержащие по­ложения, противоречащие конституции, с другой стороны, тем, что чиновники разного ранга зачастую нарушают действующее законодательство, а борьба с их злоупотреблениями является либо недостаточно эффективной, либо мнимой.

Сам по себе факт понимания сущности законности и даже сте­пень его правильности ещё не дают автоматически ответов на все связанные с ней вопросы. Но понимание её сущности позволяет правильно определить её принципы, через них выявить её содержа­ние, а с учётом содержания законности определить её признаки.

Законность представляет собой основополагающую категорию в юридической науке и практике. Законность является критерием оценки правомерности и демократичности деятельности государственных органов и должностных лиц и соответственно критерием оценки демократичности всей правовой системы государства.

Понятие законности представляет собой многоаспектное и многоплановое явление и интерпретируется (объясняется) с разных точек зрения.

Законность рассматривается:

– как непосредственно соблюдение и исполнение законов всеми субъектами права;

– как принцип или требование, состоящий в соблюдении нормативно-правовых актов всеми теми, к кому они обращены;

– как режим общественной и государственной жизни, основанный на соблюдении нормативно-правовых актов;

– как идея права, выраженная в законах государства;

– как метод государственного руководства обществом, основанный на строгом соблюдении нормативно-правовых актов органами и должностными лицами государства.

Однако какая бы точка зрения на понятие законности не рассматривалась неизменным остается сущность данного явления, то есть то глубинное и основное, что лежит в основе данного правового явления, что определяет его внутренне содержание, выраженное в единстве всех его многообразных свойств и отношений.

Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении действующих в государстве законов.

Идеальным результатом воплощенной в жизнь законности должно быть абсолютно полное законопослушное поведение всех субъектов права. В Конституции Российской Федерации записано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Важно понимать, что законность – это желаемое идеальное состояние правовой системы государства, одна из характеристик существования правового государства, в реальной же жизни необходимо говорить о соответствии существующей политико-правовой системы государства идеальному состоянию законности.



В настоящее время понятие законности все чаще связывают не просто со строгим соблюдением законов, но именно правовых законов, то есть законов соответствующих общеправовым принципам, таким как гуманизм, социальная справедливость, равноправие граждан, демократизм.

Правовые законы принимаются в соответствии с демократическими процедурами и международным стандартам в области прав человека. Если законы демократичны по своему содержанию, то правовые нормы, содержащиеся в законах, обеспечивают действие демократических институтов в государстве, прежде всего, прав и свобод граждан. Если же в государстве происходит нарушение правовых законов, то необходимо говорить о нарушении законности.

Основным аспектом законности является ее связь с демократией. Законность основа существования демократии в государстве. Всякое нарушение законов влечет за собой нарушение прав и свобод граждан. В то же время реально существующая демократическая система государства способствует принятию только правовых законов, которые учитывают интересы населения государства, и гарантирует их исполнение компетентными государственными органами в рамках законных полномочий. Демократия обеспечивает заинтересованность граждан в строгом исполнении действующего в государстве законодательства и подконтрольность всего государственного аппарата.

Соблюдение законности – важнейшее проявление демократии, так как власть народа реализуется в установлении и надлежащем исполнении законов и соответствующих им подзаконных юридических актах, принятых в законодательно определенных формах и порядке.

При антидемократическом режиме воля должностных лиц, стоящих у власти, является определяющей в вопросе необходимости принятия и соблюдения тех или иных законов. В этом случае может не соблюдаться процессуальный порядок принятия законов, а подзаконные нормативные акты, которые должны приниматься в развитии и обеспечении законов, на самом деле противоречат им и порой даже подменяют собой законы. Такая противозаконность не возможна при демократическом режиме.

В проблеме законности важным является рассмотрение вопроса нормативной базы ее функционирования.

Как правило, понятие законности связывается с исполнением всех нормативных актов, действующих в государстве. Сюда относятся законы государства, указы президента, постановления правительства, ведомственные нормативные акты, законы субъектов федерации, постановления и распоряжения администрации субъектов федерации.

Такой широких круг нормативных предписаний, обязательных для исполнения субъектами законности, может быть оправдан только в случае полного соответствия и непротиворечивости всех перечисленных нормативных актов Конституции и федеральным законам, в противном случае говорить о соблюдении законности было бы неправильно.

В правовом, демократическом государстве сфера действия законности распространяется и на подзаконное правотворчество, так как в таком обществе действует развитая система демократических процедур, которая не позволяет принимать и применять нормативно-правовые акты, противоречащие Конституции и федеральным законом.

В обществе, в котором идет становление демократии, а государство находится в начале пути движения к правовому, подзаконные нормативно-правовые акты зачастую находятся в явном противоречии с действующим законодательством. В этом случае говоря о законности точнее и правильнее говорить только о соблюдении правовых законов, а не вообще всех нормативно-правовых актов.

Открытой остается в вопросе законности проблема определения круга субъектов законности. В соответствии с так называемым «широким» пониманием законности, субъектами законности выступают: государство, государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, политические партии, общественные организации и граждане. Т.е. по сути, субъектами законности выступают все субъекты права. Таким образом, законность приравнивается к законопослушному поведению, а еще точнее, к правомерному поведению.

«Узкий» подход к пониманию законности связывается только с субъектами, наделенными властными полномочиями, т.е. это государственные, органы, органы местного самоуправления и их должностные лица.

Вообще понятию законности (легитимности) противостоит понятие нелегитимности (произвола), которое не может быть связано с гражданами, а связывается только с субъектами, обладающими властными полномочиями.

Несравним и вред, причиняемый государству и обществу в связи с нарушением законов гражданами, с одной стороны, и должностными лицами, облеченными властными полномочиями и действующими от лица и по поручению государства либо местного самоуправления – с другой стороны. Такой вред в первую очередь связан с обманом доверия к власти и способствует дискредитации идеи власти.

Подход к понятию законности, при котором субъектами законности признаются должностные лица, обличенные властными полномочиями, представляется более предпочтительным и с точки зрения дифференциации (разграничения) понятий законности, правопорядка и правомерного поведения. Нарушение законов гражданами не представляет собой нарушение законности, а является нарушением правопорядка и выступает следствием противоправного поведения. Вместе с тем нарушение гражданами законов, при таком подходе, само собой не освобождает их от юридической ответственности за правонарушение.

Таким образом, в «узком» смысле, законность - это точное и неуклонное соблюдение правовых, демократических законов государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В «широком» смысле законность - есть строгое и неуклонное соблюдение правовых, демократических законов, и соответствующих им подзаконных нормативных актов, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, иными юридическими и физическими лицами.

Принципы законности

Законность базируется на определенных качественных характеристиках, исходных положениях называемых принципами законности.

Принципы законности – это основные исходные положения, выражающие сущность и содержание законности и представляющие собой совокупность требований, выполнение которых способствует эффективности законности.

Выделяют следующие принципы законности: единство законности, всеобщность законности, неразрывную связь законности и культурности, гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина, возложение юридической ответственности за нарушение законности и недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Остановимся подробнее на перечисленных принципах.

Единство законности означает единообразное понимание, толкование, исполнение и применение законов государства на всей территории государства, недопущение попыток создания какой то особой законности в отдельно взятом регионе страны, законности, которая будет отличаться от общегосударственной и противопоставляться ей. Федеральные законы одинаково действуют во всех субъектах федерации, недопустимо различие в действии закона в разных субъектах государства.

Принцип единства законности предполагает существование в стране единой непротиворечивой правовой системы, все элементы (нормативно-правовые акты) которой иерархичны и логически взаимосвязаны между собой.

К сожалению, в нашей стране этот принцип достаточно часто нарушался, особенно в период становления современного российского государства, когда отдельные субъекты федерации принимали нормативно-правовые акты, противоречащие не только федеральным законам, но даже Конституции Российской Федерации. Соответственно урегулирование отношений, являющихся прерогативой федерального законодательства, осуществлялось в регионах в разрез с правовыми предписаниями государства.

Всеобщность законности предполагает соблюдение Конституции, законов и соответствующих им подзаконных нормативно-правовых актов всеми субъектами. Субъектами законности, исходя из «широкого» понимания законности: государство, здесь выступают государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, должностные лица частных предприятий и организаций, юридические лица, граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории государства.

В соответствии с этим принципом не допускается никакого изъятия из вышеперечисленного перечня субъектов. Особенно важное значение этот принцип приобретает по отношению к государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам, наделенным государственно-властными полномочиями, так как они не только являются субъектами законности, но и осуществляют контроль и надзор за ее соблюдением. Соответственно к ним, в первую очередь, обращено требование соблюдать законы государства.

Неразрывная связь законности и культурности означает, что уровень законности в государстве напрямую зависит от общего уровня культуры населения вообще и правовой культуры в частности.

В первую очередь, речь идет о правовой культуре должностных лиц, которые участвуют в правотворческом и правоприменительном процессе. Законодатели, деятельность которых дает старт всему процессу правового регулирования в обществе, должны обладать высоким уровнем правовой культуры, так как именно от них зависит качество принимаемых в стране законов.

В ходе правоприменительной деятельности должностные лица, обличенные властью применять правовые предписания по конкретному юридическому делу, опираются в своей работе, прежде всего, на определенный правовой багаж знаний и умений в совокупности своей образующих одну из основных составляющих правовой культуры.

Важное значение в этой связи приобретает и правовая культура всего населения. Наличие необходимой суммы правовых знаний у граждан государства в значительной степени способствует соблюдению и исполнению законов. Содержание законов, принятых в государстве, должно быть доведено до сведения его граждан, что также является одним из факторов повышения правовой культуры населения.

Высокий уровень правовой культуры предполагает: уважение к праву и законам; знание общих принципов права; привычку соблюдать установленный законами правопорядок; умение отстаивать свои права через процессуальные формы, предусмотренные законами государства и т.д.

Известно, что чем выше уровень культуры, тем ниже уровень коррупции и преступности в обществе. В свою очередь, состояние законности в обществе способствует повышению общего и правового уровня культуры граждан.

Гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина является, по сути, основополагающим принципом законности и предполагает защиту и обеспечение всеми доступными государству средствами прав и свобод своих граждан, а в конечном итоге воплощение идеи приоритета гуманитарных ценностей и интересов отдельно взятой личности. Данный принцип означает, что государство должно обеспечить своим гражданам весь комплекс прав и свобод, которые зафиксированы в международных правовых актах, признанных практически всеми государствами, в том числе и Российской Федерацией.

В основе этого принципа лежит исходное положение современного демократического государства – человек, его права и свободы являются высшей ценностью, целью государства и государство должно делать все возможное для реализации и защиты этих прав и свобод. То есть предполагается практическое использование гражданином предусмотренных правовыми нормами социальных возможностей, в результате чего человек получает разнообразные материальные, духовные и иные блага для удовлетворения индивидуальных потребностей. Для этого необходимо, прежде всего, наличие реально функционирующего в государстве механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем права и свободы, которые гарантированы государством, неотделимы от обязанностей перед обществом и государством, возлагаемых на граждан в законодательном порядке.

Принцип возложение юридической ответственности за нарушение законности (или принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение) означает, что любое противоправное деяние должно быть раскрыто, а лицо, его совершившее должно претерпеть отрицательные последствия физического, материального или морального порядка. Принципиальным моментом здесь выступает то, что правовым основанием возложения юридической ответственности является только действующая норма права, содержащаяся в законе.

Наказание должно быть справедливым и не должно иметь своей целью унижение человеческого достоинства правонарушителя. Основными целями возложения юридической ответственности, как принципа законности, являются в данном случае, восстановление нарушенного права и возмещение причиненного материального или морального ущерба.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности как принцип законности основывается на том, что закон, принятый в соответствии с демократическими процедурами и соответствующий международным правовым стандартам, уже сам по себе целесообразен.

Целесообразность законности, означает здесь предоставление субъекту возможности действовать в рамках правовой нормы, содержащейся в законе, осуществлять выбор более целесообразного образа действия при применении закона. Но нельзя действовать под предлогом выгоды и пользы в обход закона, в противоречии с законом, даже если это может привести к сиюминутному выигрышу в борьбе с правонарушением, так как данное деяние само по себе уже является нарушением законности.

Любое отступление от законности, какими бы высшими интересами или благими намерениями оно не объяснялось, приводит к дестабилизации в обществе, нарушению правопорядка и росту правового нигилизма среди граждан.

Предполагается, что в развитом демократическом правовом государстве принимаются только целесообразные законы и при вступлении в конфликт, содержащихся в них норм права, с изменившимися жизненными обстоятельствами, вызванными изменением общественных отношений, необходимо их исполнение вплоть до отмены или изменения этих законов в строго установленном законодательном порядке.

Юридических норм (законов и подзаконных актов).

Таким образом, нет соблюдения и исполнения требований - нет законности.

Если законность есть строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение законов и иных нормативно-правовых ак­тов, то о законности можно вести речь лишь применительно к соблю­дению и исполнению правил поведения, входящих в состав юридиче­ского права. Соблюдение и исполнение норм естественного права, норм института прав человека вообще не имеют отношения к форми­рованию института законности в пределах конкретного государство-образующего общества.

Включает в себя систему

    • действующего права,
    • субъектов законности,
    • , защиту, реализацию и обеспечение законности.
Принципы законности:
    1. Принцип единства.
    2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.
    3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.
    4. Принцип верховенства закона.
    5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности.
    6. Принцип взаимосвязи законности и культурности.
    7. Презумпция невиновности.

Подробнее о принципах законности

Принцип единства

Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности

В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д.

Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности

Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры "воздаяния за деяния" (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой. "Мир еще никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить одним наказанием" (К. Маркс).

Принцип верховенства закона

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение - непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.

Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности

Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав , борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

В ст. 18 подчеркивается: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и , местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

Принцип взаимосвязи законности и культурности

Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной , формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

Презумпция невиновности

Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда. Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве.

Гарантии законности

Гарантии законности - объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка.

Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей.

Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.

Виды гарантий законности:

1) общие:

    • экономические,
    • политические,
    • идеологические,
    • общественные,
    • организационные;

2) специальные, или юридические:

    • прокурорский надзор ,
    • правосудие,
    • контрольная деятельность органов власти и управления,
    • юридическая ответственность ,
    • институт жалоб и заявлений граждан и др.