Положение о закупках по 223 фз. Разработка положения о закупках

. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа) Положение о закупке — это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, выступающей заказчиком приобретаемых товаров, работ или услуг. Это основа закупочной деятельности.

Кто осуществляет закупки по 223-ФЗ и обязан разработать положение о закупке

  • Естественные монополии. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. Это крупные предприятия с разветвленной структурой и большими оборотами. В России это прежде всего, железные дороги, тепло- и электросети, такие как, ОАО «Роснефть», ОАО «Ростелеком», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД».
  • Госкорпорации и компании. Предприятия, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это коммунальные услуги, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение. ГУПы и МУПы (некоторые из них выведены из-под действия 223-ФЗ в 2016 году и регулируются 44-ФЗ).
  • Автономные учреждения. Некоммерческие структуры в сфере культуры, соцзащиты, здравоохранения, СМИ, физкультуры и спорта и т.п. Они создаются органами власти федерального, регионального или местного уровней.
  • Компании с долей государственного участия более 50%.
  • Бюджетные учреждения, когда они что-то покупают за счет внебюджетных средств. К таким средствам могут относиться гранты, субсидии и т.п.

В этом перечне есть исключения. Например, действие закона о закупках 223-ФЗ не применяется к субъектам естественных монополий с регулируемыми видами деятельности в тех случаях, когда доля их совокупной выручки либо в сфере естественных монополий, либо от регулируемых видов деятельности не превышает 10%, если брать общую сумму за прошлый календарный год. Есть еще несколько исключений, они оговорены в ст. 1 223-ФЗ.

Для чего нужно положение о закупке

Если положение о закупке у заказчика имеется, то заказчик вправе осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном положением о закупке.

Если положение о закупке у заказчика отсутствует, то в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ, заказчики не разместили утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ в части определения поставщикадо дня размещения утвержденного положения о закупке (ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ. Применяя 223-ФЗ организация получает много преимуществ:

  1. Возможность выбирать любой удобный организации способ проведения закупки.
  2. Устанавливать лояльные или наоборот более строгие требования к участникам закупки.
  3. Оперативно вносить изменения в план закупок.
  4. Самостоятельно устанавливать сроки проведения закупок.
  5. Определять основания, необходимые для закупок у единственного поставщика.
  6. Снизить количество обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.

Устанавливая в положении о закупке индивидуальные требования и проводя точную настройку закупочной деятельности, организация сможет вывести свои закупки на более эффективный уровень работы и получить максимальное удовлетворение своих потребностей по разумной цене.

Положение о закупке и изменения, вносимые в положение, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

Что входит в структуру положения о закупке

Структура положения о закупке включает следующие параметры:

  • Термины и определения.
  • Область использования.
  • Последовательность подготовки процедур закупки.
  • Способы закупки.
  • Требования и условия к участникам закупки.
  • Содержание извещения и документации о закупке.
  • Условия применения и порядок проведения процедур закупки.
  • Порядок заключения и исполнения договора.

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Положение о закупке — это рабочий инструмент, путеводитель для всех сотрудников. В нем должны содержаться ответы на любые вопросы, касающиеся проведения закупок. Чем детальнее получится положение, тем более функциональным оно станет в последующей работе.

В положении нужно предусмотреть подробные требования к составу документации о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Среди них требование об указании в ней сведений, необходимых для установления приоритета товаров российского происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, над иностранными ТРУ (п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925). Предоставить такой приоритет можно, только если эти сведения будут включены в документацию о закупке. Ее состав определяется именно положением о закупке.

Подробнее о структуре положения о закупке смотрите комментарий Оксаны Шипуновой, автора вебинара :

Можно ли менять положение о закупке

В структуру положения о закупке организация вправе самостоятельно вносить изменения и коррективы. Для этого необходимо на общероссийском сайте zakupki.gov.ru. добавить новое издание положения о закупке совместно с указанием всех изменений и дополнений. То есть публикуем 2 документа: новую редакцию положения и документ с перечнем изменений. Корректировать положение можно по необходимости, периодичность изменений не определена.

Кто должен утвердить положение о закупке

Положение о закупке, как главный распорядительный документ, должно быть утверждено руководящим органом. Для каждого типа заказчика, перечисленного в ст. 1 закона № 223 ФЗ, этим же законом установлены правила, кто именно утверждает положение.

  • Для МУПов и ГУПов — это руководитель.
  • Для госкорпорации (госкомпании) — это высший орган управления этой корпорации (компании).
  • Для автономного учреждения — это наблюдательный совет.
  • Для ООО — общее собрание участников.
  • Для хозяйственного общества — совет директоров или наблюдательный совет.
  • Для бюджетных учреждений — учредитель.

Если положение о закупке утверждено не тем, кто уполномочен на это действие, то нарушителя ждет штраф. Рассмотрим на примере Постановления ФАС России от 18.09.2015 по делу № П-735/14/АК629-15:

П. 6 ч. 3 ст. 2 Закона о закупках 223-ФЗ установлено, что положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Как следует из материалов дела положение о закупке утверждено генеральным директором. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, учредителем ФГБУ является Министерство. Следовательно, положение о закупке должно утверждаться Министерством, и Заказчик должен осуществлять закупки в соответствии с № 44-ФЗ. Таким образом, действия заказчика нарушают ч.1 ст.15 Закона о контрактной системе.

Ответственность

За несоблюдение порядка осуществления закупки, частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность — наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).

Положение о закупках 223-ФЗ является документом, которым регламентируется закупочная деятельность заказчика и должно содержать требования к проведению закупки по 223. Положение о закупках содержит в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупках для автономных организаций имеет свою специфику. Положение о закупках по 223-ФЗ для бюджетных организаций особенно востребовано.

Разработанное нашими юристами образец Положения о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках товаров) внутренне согласовано и имеет сбалансированную подборку способов закупок. Типовое Положение о закупках по 223-ФЗ с учетом последних изменений мы бесплатно предоставим нашим клиентам.

223-ФЗ - Положение о закупках. Образец положения о закупках:

Услуги:
Положение о закупке - 12 000 руб. Срок: 15 минут.
Разработка оригинального положения о закупке - 50 000 руб. Срок: 15 - 20 дней.
Разработка комплекта локальных актов, регламентирующих закупки - 48 000 руб. Срок: 15 - 20 дней.
Правовое исследование действующего Положения о закупке - 24 000 руб. Срок: 10 - 15 дней.

Преимущества:

  • Вы получаете внутренне согласованный и сбалансированный документ.
  • Вы получаете бесплатно новую редакцию в случае изменения законодательства.
  • Вы застрахованы от нарушений законодательства.
  • Вы значительно экономите время.

Для крупных организаций рекомендуем разработать оригинальное Положение о закупке, учитывающее организационную и функциональную специфику заказчика. Рекомендуем услугу по разработке комплекта типовых документаций для способов закупки, предусмотренных Положением о закупке. Полный комплект локальных актов, регламентирующих закупочную деятельность, обеспечит прозрачность и эффективность торгов. Большой популярностью пользуется также услуга - правовое исследование действующего у заказчика Положения о закупке. Обращаем на нее внимание тех заказчиков, которым Положение о закупке утверждает вышестоящая организация, и они сами не имею возможности менять текст.

Большой популярностью пользуется также услуга - правовое исследование действующего Положения о закупке. Обращаем на нее внимание тех заказчиков, которым Положение о закупке утверждает вышестоящая организация, и они сами не имею возможности менять текст. Правовое исследование данного Положения о закупке позволит понять все его слабые стороны и учитывать при применении.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О мерах по реализации Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в Московской области


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Московской области от 19 февраля 2015 года N 62/5 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 19.02.2015);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 16.05.2016);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 10.01.2017) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 10.05.2018).

____________________________________________________________________


В целях обеспечения гласности и прозрачности закупок, осуществляемых в соответствии с , Правительство Московской области
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 17 мая 2016 года постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2016 года N 361/13 .

постановляет:

1. Установить, что Комитет по конкурентной политике Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным на осуществление методологической поддержки при проведении государственными унитарными предприятиями Московской области, государственными бюджетными учреждениями Московской области, субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность на территории Московской области, государственными автономными учреждениями Московской области, юридическими лицами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Московской области, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает 50 процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает 50 процентов (далее - Заказчики), закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" , а также уполномоченным на утверждение типового положения о закупке товаров, работ, услуг и определение государственных бюджетных учреждений Московской области, государственных автономных учреждений Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области, для которых применение такого типового положения о закупке товаров, работ, услуг является обязательным при утверждении ими положения о закупке товаров, работ, услуг или внесении в него изменений
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 мая 2016 года постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2016 года N 361/13 ; в редакции, введенной в действие с 11 мая 2018 года постановлением Правительства Московской области от 24 апреля 2018 года N 275/16 .

2. Пункт утратил силу с 11 мая 2018 года - ..

3. Рекомендовать Заказчикам:

абзац утратил силу с 11 мая 2018 года - постановление Правительства Московской области от 24 апреля 2018 года N 275/16 ;

осуществлять планирование и закупки посредством Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области;

при принятии решения о проведении закупки с начальной (максимальной) ценой от 5 млн. рублей предусмотреть возможность включения в состав комиссии по осуществлению закупок (за исключением хозяйственных обществ) представителя центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, государственного органа Московской области, в ведомственном подчинении которого находится Заказчик (по согласованию).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 мая 2016 года постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2016 года N 361/13 .

3_1. Центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, государственным органам Московской области, в ведомственном подчинении которых находятся Заказчики, обеспечить:

1) согласование разработанных Заказчиками проектов планов закупки товаров, работ и услуг в течение 7 рабочих дней со дня получения такого проекта, проектов изменений, предполагаемых к внесению в планы закупки товаров, работ и услуг, в течение 5 рабочих дней со дня получения такого проекта;

2) согласование закупок, предусмотренных подпунктом 3 настоящего пункта в течение 3 рабочих дней со дня получения от Заказчика документов о закупке;

3) согласование Заказчиками с Комитетом по конкурентной политике Московской области в срок, не превышающий 10 рабочих дней после согласования с центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, государственным органом Московской области, в ведомственном подчинении которых находятся Заказчики:

3.1) закупок, предметом которых являются:

автотранспортные средства, автотранспортные услуги и специализированная техника;

мебель;

услуги по организации праздничных, культурно-массовых и иных досуговых мероприятий;

услуги специализированной организации;

3.2) осуществления закупок посредством закрытого конкурса, закрытого аукциона, иных закрытых способов закупки;

3.3) дополнительной закупки поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг более чем на десять процентов;

4) согласование Заказчиками с Главным управлением региональной безопасности Московской области закупок:

услуг по охране объектов, находящихся в государственной собственности Московской области;

работ по установке технических средств охраны и видеонаблюдения на объектах, находящихся в государственной собственности Московской области;

5) принятие и размещение в единой информационной системе в срок не позднее 31 декабря текущего календарного года Заказчиками в случаях, установленных законодательством:

перечней товаров, работ, услуг в структурированном виде, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, утвержденным федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

перечней товаров, работ, услуг (в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции), закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) принятие Заказчиками в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в срок не позднее 31 декабря текущего календарного года положений о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, утвержденным федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

7) осуществление Заказчиками по утвержденному перечню закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) контроль за размещением Заказчиками информации о закупках в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и положениями о закупке.
(Пункт 3_1 дополнительно включен с 17 мая 2016 года постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2016 года N 361/13 ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2017 года постановлением Правительства Московской области от 10 января 2017 года N 3/1 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

4. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на Интернет-портале Правительства Московской области.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Московской области И.Н.Габдрахманова.

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьёв

Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Московской области от 19 августа 2014 года N 666/31

____________________________________________________________________
Утратило силу с 11 мая 2018 года -
постановление Правительства Московской области
от 24 апреля 2018 года N 275/16 .
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Положение о закупке - основной документ любого заказчика, который обязан руководствоваться законом 223-ФЗ. От того, насколько тщательно оно будет продумано, зависит очень многое. Ведь в отличие от закона 44-ФЗ, четко регламентирующего все процедуры, 223-ФЗ устанавливает лишь определенные рамки . Все, что внутри, заказчик должен определить для себя сам и закрепить в Положении о закупке. Сегодня расскажем об общих принципах составления этого документа и новшествах, которые вступили в силу в 2018 году.

Основная информация

Утвердить и вовремя опубликовать Положение о закупке в интересах самого заказчика. Ведь если этого не сделать, право осуществлять закупки по закону 223-ФЗ будет утрачено . В этом случае ему до конца года придется руководствоваться более строгим законом 44-ФЗ.

Положение утверждается органом, который осуществляет руководство заказчиком, а именно:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. Учредителем бюджетного учреждения;
  2. Высшим органом управления госкорпорации или госкомпании;
  3. Руководителем ГУП или МУП;
  4. Наблюдательным советом автономного учреждения;
  5. Общим собранием участников ООО;
  6. Советом директоров либо Наблюдательным советом акционерного общества.

В течение 15 дней после утверждения Положение о закупке размещается в ЕИС. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения размещают Положение до наступления года, в котором собираются применять закон 223-ФЗ. Отметим, что переутверждать Положение ежегодно не требуется.

Если не разместить Положение о закупке вовремя, для должностного лица последует ответственность на основании статьи 7.32.3 КоАП.

Что должно содержаться в Положении

Составляя Положение о закупке, нужно руководствоваться следующим принципом: о но должно стать максимально полезным инструментом для специалистов заказчика . В идеале, в этом документе они должны найти ответ на любой свой вопрос. Чем тщательнее подойти к его составлению, тем эффективнее будут проводиться закупки.

  1. Понятия, термины и сокращения, которые используются в документе.
  2. Область применения документа. То есть правоотношения, которые он регулирует, а также те, которые под него не попадают.
  3. Описание порядка планирования закупок.
  4. Последовательность подготовки закупочной процедуры, требования к документам.
  5. Порядок, в котором будет заключаться и исполняться договор.
  6. Порядок формирования отчетности.
  7. Требования к описанию предмета закупки.
  8. Расчет и обоснование цены договора.
  9. Требования, которые будут предъявляться к поставщикам.
  10. Перечень способов осуществления закупки с описанием условий и порядка применения каждой процедуры, а также принципы их выбора.
  11. Порядок, в соответствии с которым будут оцениваться заявки.
  12. Положение о конфликте интересов.
  13. Механизм защиты заказчика от недобросовестных поставщиков.

Не беда, если сразу не удастся составить идеальное Положение, ведь в него в любое время можно внести коррективы . Главное - вовремя опубликовать изменения. Это нужно сделать в течение 15 дней после их утверждения. При этом публикуется новая редакция Положения и перечень изменений, которые были в него внесены.

Изменения в 2018 году

С начала текущего года , связанных с Положением о закупке. Учредители, собственники заказчиков по 223-ФЗ, а также иные уполномоченные органы должны разработать Типовые положения о закупках . Кроме того, им необходимо утвердить списки подведомственных учреждений и организаций, которые должны при разработке собственного Положения руководствоваться типовым документом.

В Типовом положении должны присутствовать разделы, регулирующие:

  • порядок подготовки и проведения закупки;
  • способы, которыми будут определяться исполнители;
  • особенности участия ;
  • сроки заключения договоров.

Еще одно изменение внесено в отношении дочерних организаций государственных компаний - они могут присоединиться к Положению головной организации . Такая практика существовала и раньше, но теперь это закреплено в законе.

Как разместить Положение в ЕИС

Положение размещается в личном кабинете заказчика в ЕИС. Порядок действий таков:

  1. Войти в раздел «Реестр положении о закупках » и нажать кнопку «Создать положение о закупке »:
  2. В следующем окне нужно выбрать «Размещение собственного положения »:
  3. Заполнить форму, ведя основные сведения:
  4. Загрузить файл с Положением в разделе «Документы ».
  5. Если заказчик обязан применять Типовое положение - заполнить дополнительные вкладки.
  6. Отметить способы определения поставщика, которые будут применяться:
  7. Завершить правку и разместить Положение.

Заказчики, которые присоединяются к положению о закупке головной организации, предпринимают другой порядок действий.

Как обновить положение о закупках по изменениям в 223-ФЗ

Чтобы работать по новым правилам, измените положение о закупке. Правки затрагивают способы закупки, разделы о договорах и отчетности. Разобраться, что и как изменить в положении, поможет практика заказчиков и примеры из действующих положений.

Что поменять в положении о закупке

Переписывать все положение о закупке необязательно. Достаточно изменить часть сведений и добавить новые. Какие блоки положения поправить - смотрите в таблице.

Сведения в положении С 1 июля 2018 года До 1 июля 2018 года
Конкурентные закупки Четыре способа конкурентной закупки - конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок. Другие способы - на усмотрение заказчика Два обязательных способа закупки - аукцион и конкурс. Понятия «конкурентная закупка» нет
Порядок конкурентной закупки Рамочный порядок конкурентных закупок, в том числе закрытых и электронных Нет
Порядок закупки у МСП Обязанность закупать продукцию у МСП, публиковать ежегодный отчет. Правила закупки у МСП согласно постановлению № 1352
Подробный порядок закупок у МСП. Закупки проводят только на электронных площадках Порядок закупки у МСП определяет заказчик
Извещения и документация При изменениях извещения и документации срок приема заявок продлевают минимум на половину первоначального срока.
Перечень сведений в извещении и документации шире
При изменениях извещения и документации срок приема заявок продлевают минимум на 15 дней
Требования к участникам Требования к участникам в положении и документации Требования к участникам в документации
Обеспечение заявки Минимальное значение НМЦД, при которой заказчик требует обеспечить заявку. Ограничен размер обеспечения. Заказчик применяет постановление № 1352 Заказчик определяет порядок обеспечения заявки с учетом постановления № 1352
Комиссия по закупкам Заказчик обязан создать комиссию при конкурентной закупке. Закупку проводит комиссия Заказчик вправе создать закупочную комиссию
Протоколы Два вида протоколов конкурентной процедуры - протокол закупки и итоговый протокол.
Исчерпывающий перечень сведений в протоколах
Заказчик самостоятельно решает, какие сведения включить в протокол
Заключение договора Минимальный и максимальный сроки - не ранее 10 и не позднее 20 календарных дней с даты, когда опубликовали итоговый протокол Минимальный срок - не ранее 10 календарных дней с даты, когда подвели итоги закупки (ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ)
Ежемесячная отчетность Отчитываться о закупках у МСП не нужно. В ЕИС публикуют отчеты обо всех договорах, сделках с едпоставщиком и договорах с едпоставщиком по результатам закупок, которые не состоялись В ЕИС публикуют отчеты обо всех договорах, договорах с едпоставщиком, договорах с гостайной и договорах с МСП

Читайте подробнее о каждом блоке изменений далее.

Конкурентные и неконкурентные закупки

В положении о закупке предусмотрите конкурентные и неконкурентные способы закупки, а также порядок процедур.
Конкурентные закупки проводят торгами - конкурсом, аукционом, запросом котировок и запросом предложений. Конкурс и аукцион делят на открытый, закрытый, электронный, а запрос предложений и запрос котировок - на закрытый и электронный. Торги включите в положение обязательно.
Кроме торгов, заказчик вправе предусмотреть в положении другие конкурентные процедуры. Например, акционерное общество «Роскартография» проводит конкурентные переговоры - закупка, при которой победителя определяют в ходе переговоров (п. 2.2.16 положения АО «Роскартография» от 28.04.2018 № 03/2018).

Внимание: напишите в положении о закупке, какие процедуры проводите не в электронной форме. Если не укажете информацию, все закупки обязаны проводить на электронных площадках (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Неконкурентные закупки - это договоры с едпоставщиком и другие процедуры, которые не отвечают требованиям к конкурентным закупкам. Напишите полный перечень случаев, когда закупаете продукцию у едпоставщика. При необходимости предусмотрите случаи, когда публикуете в ЕИС извещение о закупке у едпоставщика. Подробнее о неконкурентных закупках читайте в рекомендации.

Пример: как включить в положение закупки у едпоставщика

В типовом положении для московских заказчиков перечислены случаи закупки у едпоставщика. Заказчик вправе заключить сделку с едпоставщиком, когда закупает:

Кроме того, заказчик вправе заключить договор на банковскую гарантию.

Случаи перечислены в пункте 45.1 типового положения из приказа департамента городского имущества, главконтроля, тендерного комитета Москвы от 14.04.2015 № 72/38/70-01-43/15.
Предусмотрите в положении другие неконкурентные процедуры, если необходимо.

Пример: какие неконкурентные способы закупки включить в положение Корпорация МСП установила два неконкурентных способа - закупка у едпоставщика и мелкая закупка. Стоимость мелкой закупки не превышает 100 тыс. руб. с НДС. При годовой выручке более 5 млрд руб. максимальный размер мелкой закупки - до 500 000 руб. В течение квартала корпорация вправе провести мелкие закупки на сумму в 2,5 млн руб. или в 5 млн руб. при выручке выше 5 млрд руб. (п. 16.1 положения АО «Корпорация МСП» от 06.11.2015 № 2).

Требования к способам закупки перечислены в частях 2-3.1 статьи 3, части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Порядок конкурентных закупок

Опишите в положении порядок, в котором проводите конкурентные закупки. Напишите, в какие сроки опубликуете извещение и документацию, примите, рассмотрите и оцените заявки, составите протоколы, заключите договор. Укажите порядок, в котором разъясните и при необходимости измените извещение и документацию, а также отмените закупку (ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).
Пример: порядок конкурентной закупки в положении
В типовом положении для московских заказчиков описан порядок конкурса, аукциона, запроса котировок и запроса предложений. Например, разделы аукциона в положении такие:

Раздел Содержание раздела
Извещение об аукционе Сроки публикации в ЕИС
Сведения в извещении
Порядок изменения извещения
Порядок отмены закупки
Документация Сведения в документации
Порядок публикации в ЕИС - вместе с извещением
Информация о том, что проект договора - обязательная часть документации
Правило, что сведения в документации должны отвечать извещению
Порядок предоставления документации Срок, в который заказчик предоставит документацию участникам
Плата за документацию
Запрет на переговоры заказчика с закупочной комиссией
Разъяснение, изменение документации Право участников направить запросы для разъяснений документации
Сроки для запроса и для разъяснений
Право заказчика изменить документацию согласно запросу или по собственной инициативе
Подача заявок Требования к заявке
Срок подачи заявок
Право участника отменить или изменить заявку
Случай, когда никто не подал заявку или заявился один участник (закупка не состоялась)
Рассмотрение заявок Срок рассмотрения заявок
Право заказчика направить участникам запросы для уточнения сведений в заявках
Содержание протокола рассмотрения заявок

Случай, когда комиссия отклонила все заявки или допустила к аукциону одного участника (закупка не состоялась)
Порядок аукциона Обязанность заказчика обеспечить доступ к торгам всем участникам, которые отвечают требованиям документации
Размер «шага аукциона» - суммы, на которую участники снижают НМЦД
Порядок аукциона - действия участников и аукциониста (ведущего торгов)
Победитель аукциона
Содержание итогового протокола
Порядок публикации протокола в ЕИС
Случи, когда участники не снизили цену, на торги пришел только один участник или никто не пришел (аукцион не состоялся)
Порядок возврата обеспечения заявок
Заключение договора Минимальный и максимальный сроки, в которые стороны заключают договор
Действия сторон по заключению договора
Условие, что договор стороны заключат на условиях извещения, документации и предложения победителя закупки
Порядок действий, когда победитель уклонился от заключения договора
Аукцион не состоялся Право заказчика подписать договор с едпоставщиком, объявить повторную закупку или отказаться от закупки

Требования к аукциону перечислены в разделах 27.1-35 типового положения из приказа № 72/38/70-01-43/15.
Для конкурса и запроса предложений напишите критерии оценки и сопоставления заявок. Возьмите критерии из Закона № 44-ФЗ или разработайте свои. Перечислите в положении все критерии, которые применяете в закупках. Критерии для конкретной закупки будете уточнять в документации (п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Пример: критерии оценки заявок при конкурсе
Нижегородские бюджетные учреждения при закупках по Закону № 223-ФЗ применяют стоимостные и нестоимостные критерии оценки конкурсных заявок.

Стоимостные критерии:

  • цена;
  • расходы на эксплуатацию товара;
  • расходы на техобслуживание товара.

Нестоимостные критерии:

  • качественные и функциональные характеристики товара, качество работ, услуг;
  • сроки или периоды поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • срок гарантии качества товара, работ, услуг;
  • объем гарантий качества товара, работ, услуг;
  • деловая репутация участника;
  • опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • производственные мощности, технологическое оборудование, трудовые, финансовые ресурсы и другие показатели, которые необходимы для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • квалификация участника;
  • другие критерии по конкурсной документации.

Для конкурса заказчики выбирают не менее двух критериев. Значимость всех критериев - 100 процентов. Порядок оценки по критериям описывают в документации. Такие правила описаны в статье 22 типового положения, которое Министерство социальной политики Нижегородской области утвердило приказом от 17.12.2015 № 744/1.
Подробнее о том, как провести конкурентную закупку, читайте в рекомендации.

Опишите в положении порядок закупок в электронной форме. Выделите отдельный раздел об электронных закупках либо опишите порядок каждого способа электронной закупки. Например, в типовом положении для московских заказчиков отдельный раздел об электронной закупке.

Порядок закупок в электронной форме описан в статье 3.3 Закона № 223-ФЗ. Подробнее читайте в рекомендации.

Напишите случаи, когда применяете закрытые закупки. Опишите правила таких процедур. К примеру, в типовом положении для московских заказчиков раздел о закрытых закупках выглядит так:


Требования к закрытым закупкам перечислены в статье 3.5 Закона № 223-ФЗ.

Порядок закупок у МСП

Раздел о закупках только среди МСП в положение включите, если обязаны закупать продукцию у малого и среднего бизнеса. Перечень заказчиков, которые должны покупать продукцию у МСП, Правительство утвердило постановлением от 11.12.2014 № 1352.

Закон № 223-ФЗ регламентирует порядок закупок среди представителей малого и среднего бизнеса. Продукцию у МСП закупайте на электронных площадках и только на торгах, то есть электронными конкурсами, аукционами, запросами предложений и запросами котировок. Об этом сказано в частях 1 и 2 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.

При закупке только среди МСП учитывайте сроки для публикации извещения. Для закупок у любых участников и для торгов среди МСП сроки разные.

Способ закупки Минимальный срок при общих закупках Минимальный срок при закупках у МСП
Конкурс 15 календарных дней Семь календарных дней при НМЦД до 30 млн руб., 15 календарных дней при НМЦД выше 30 млн руб.
Аукцион
Запрос предложений Семь рабочих дней Пять рабочих дней, НМЦД не должна превышать 15 млн руб.
Запрос котировок Пять рабочих дней Четыре рабочих дня, НМЦД не должна превышать 7 млн руб.

Установите требования к заявкам заказчиков. Учтите правила обеспечения заявок. Перечислите этапы конкурентных закупок среди МСП. Заказчик вправе разбить конкурс на пять этапов, а в аукцион и запрос предложений включить квалификационный отбор. Закрепите такое право в положении, а в документацию конкретной закупки этапы включайте на свое усмотрение. Однако если включили, то соблюдайте последовательность. При этом этапы не должны повторяться.

Пример: о закупках у малого и среднего бизнеса «Роскартография» выделила в положении раздел о закупке среди МСП. Правила закупки заказчик взял из статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Заказчик описал, какими способами проводить закупки среди МСП, указал сроки для публикации извещения.



В аукцион и запрос предложений заказчик вправе включить этап квалификационного отбора. В конкурсе среди МСП выделили пять этапов.



Заказчик описал правила, по которым оператор электронной площадки обязан проводить аукцион среди МСП.



Отдельно заказчик прописал требования к обеспечению заявок, которое предоставляют участники закупок среди МСП.


В положении заказчик описал состав заявок в зависимости от способа конкурентной закупки.


Договор стороны заключают на электронной площадке. Порядок заказчик описал отдельным пунктом положения.



Требования к закупкам среди МСП заказчик прописал в разделе 18 положения о закупке.

Требования к извещению и документации

Изменились требования к извещению и документации. В положении с 1 июля 2018 года дополнительно пишите, что в извещение включают:

  • краткое описание предмета закупки согласно части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ;
  • порядок и сроки подачи заявок, порядок, в котором подведете итоги конкурентной закупки (или этапов закупки);
  • адрес электронной площадки при конкурентной закупке в электронной форме.

Требования к извещению перечислены в части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Составить извещение поможет рекомендация.
Когда описываете в положении о закупке требования к документации, дополнительно включите:

  • формулу цены или цену единицы продукции, а также максимальную цену договора (если нельзя рассчитать НМЦД);
  • порядок, в котором подведете итоги закупки;
  • требования к участникам закупки, к субподрядчикам и перечень документов, которыми подтвердят, что отвечают требованиям. Напишите требования и документы при закупке работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, закупке товаров, работ, услуг, которые связаны с использованием атомной энергии.
  • описание предмета закупки согласно части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Сведения, которые необходимо включить в документацию, перечислены в части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Подробнее о документации читайте в рекомендации.

Порядок, в котором меняете извещение и документацию

В положении о закупке напишите, что вправе изменить извещение или документацию конкурентной закупки. Когда внесете правки, продлите срок подачи заявок. Между датами, когда опубликовали изменения и когда завершите принимать заявки, оставьте не менее половины срока подачи заявок согласно положению. Об этом сказано в части 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.



Например, заказчик разместил извещение об электронном аукционе 1 августа. Заявки принимает 20 календарных дней, то есть до 22 августа. 17 августа опубликовали в ЕИС правки извещения. Продлить прием заявок необходимо минимум на 11 дней, так как принимать заявки согласно положению необходимо 20 календарных дней. Заказчик продлил срок приема заявок на 11 дней - до 29 августа.

Требования к участникам

Заказчик обязан написать требования к участникам закупки в положении. В документацию о конкурентной закупке включайте только требования к претендентам из положения. Об этом сказано в части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Пример: требования к участникам в положении о закупке
В типовом положении для московских заказчиков прописаны обязательные и дополнительные требования к участникам закупки.
Обязательные требования:

  1. Участник отвечает требованиям законодательства к лицам, которые поставляют товар, выполняют работы или оказывают услуги по договору. Например, у претендента должна быть лицензия или он должен состоять в СРО.
  2. Участник - юрлицо не ликвидируется, арбитражный суд не признал участника банкротом.
  3. Деятельность участника на день подачи заявок не приостановили.
  4. Сведений об участнике нет в реестре недобросовестных поставщиков.
  5. Участник обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если по договору заказчик приобретает права на такие результаты. Исключение - договоры, по которым исполнитель создает произведения литературы или искусства, а также договоры на финансирование проката и показа национального фильма.

Дополнительные требования:

  1. Квалификация участника, в том числе опыт работы по аналогичным договорам.
  2. Наличие у претендента материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Дополнительные требования заказчик устанавливает на свое усмотрение в зависимости от предмета закупки. Допустим, при закупке овощей квалификация участника не важна. Когда необходимо закупить строительные работы, имеет значение и квалификация, и ресурсы претендента. Требования к участникам перечислены в пунктах 14.1 и 14.2 типового положения.

Обеспечение заявки при конкурентной закупке

Требовать обеспечить заявку при конкурентной закупке - право заказчика. Если предусмотрите такое требование, то опишите в положении максимальный размер обеспечения, а также порядок, срок и случаи возврата обеспечения. Опишите способы, которыми участник обеспечит заявку:

  • денежный залог;
  • банковская гарантия;
  • другой способ по Гражданскому кодексу.

Кроме банковской гарантии и залога, обеспечить обязательства возможно неустойкой, удержанием вещи, поручительством, задатком, обеспечительным платежом или другим способом (п. 1 ст. 329 ГК).
При закупке среди МСП участники обеспечивают заявку только денежным залогом или банковской гарантией. Напишите это в положении о закупке.

Внимание: требуйте обеспечить заявки только при НМЦД выше 5 млн руб. включительно. Установите обеспечение не более 5 процентов НМЦД. Размер обеспечения при закупках у МСП не должен превышать 2 процентов НМЦД. Об этом сказано в части 27 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ и в пункте 23 положения из постановления Правительства от 11.12.2014 № 1352.
В положении напишите, в какие сроки вернете обеспечение. Перечислите случаи, когда обеспечение не вернете или потребуете выплату по гарантии.

Пример: требования к обеспечению заявки «Роскартография» в положении предусмотрела условия обеспечения заявки при закупке у МСП:


Для закупок на общих основаниях требования такие:


Заказчик не вернет обеспечение в двух случаях:



Правила обеспечения заявок описаны в части 25 статьи 3.2 и части 12 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ. Подробнее читайте в рекомендации.

Порядок работы комиссии по закупкам

Напишите в положении, что победителей конкурентной закупки выбирает закупочная комиссия. Опишите порядок, в котором создадите комиссию. Возьмите за основу порядок из Закона № 44-ФЗ или разработайте собственные правила. Требование создать комиссию установлено в части 8 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Напишите, правила, по которым работает комиссия:

  • сколько участников необходимо для кворума;
  • какие решения принимает комиссия;
  • как комиссия оформляет решения.
Пример: раздел о закупочной комиссии в положении о закупке
В типовом положении правительство Самарской области перечислило, как заказчики создают комиссии.
Заказчик создает комиссию до начала закупки. В решении о создании комиссии определяет порядок работы комиссии и персональный состав, права и обязанности членов комиссии, назначает председателя. Возглавляет комиссию руководитель организации заказчика или заместитель. Вместо них руководить вправе представитель ГРБС.

Заказчик вправе создать единую комиссию или отдельные комиссии для каждого способа конкурентной закупки. Количество членов комиссии - не менее пяти человек. В состав комиссии не обязательно включать только штатных сотрудников. Комиссию заказчик формирует преимущественно из лиц, которые прошли профессиональную подготовку или повысили квалификацию в сфере закупок, а также со специальными знаниями по предмету закупки. Кроме того, в состав комиссии включают представителя ГРБС.

В состав комиссии нельзя включать лиц, которые лично заинтересованы в результатах закупки. Например, в комиссии не могут работать супруги или родственники участников закупки.

Комиссия принимает решение большинством голосов. Заседание правомочно, только если есть кворум - не менее 50 процентов от общего состава. Комиссия принимает решения:

  • допускает участника к закупке или отказывает;
  • выбирает победителя закупки;
  • признает закупку несостоявшейся.
Протокол по итогам заседания подписывают все члены комиссии.

Такие правила перечислены в пунктах 2.1.1-2.1.8 типового положения из постановления правительства Самарской области от 16.02.2017 № 99.

Требования к протоколам

Учтите в положении два вида протоколов конкурентной закупки. Первый - протокол, который комиссия составляет в ходе закупки или по этапу закупки. Второй - итоговый протокол. Напишите, какие сведения включите в протокол для каждой закупки отдельно, либо выделите блок с полной информацией о протоколах.

Например, напишите так:



Требования к протоколам перечислены в частях 13 и 14 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ. Какие сведения включить в протоколы, читайте в рекомендации.

Заключение договоров

Напишите в положении сроки, в которые заключите договор по результатам конкурентной закупки. Стороны вправе подписать договор не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты, когда заказчик разместит в ЕИС итоговый протокол закупки.

Перечислите исключения из сроков:

  1. Необходимо получить одобрение органа управления заказчика.
  2. Участник, региональная власть или корпорация МСП обжалуют закупку.

В этих случаях сделку заключите в течение пяти календарных дней с даты, когда получите одобрение или ФАС вынесет решение. Об этом сказано в части 15 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.
Опишите порядок, в котором заключите договор: когда передадите проект победителю, в какой срок он обязан подписать документ и вернуть заказчику. Например, в положении для нижегородских заказчиков указано:



Перечислите случаи, когда вправе заключать договоры с несколькими участниками конкурентной закупки. Опишите порядок заключения таких договоров. Если не внесете эти сведения в положение, то заключать сделку с несколькими участниками по результатам одной конкурентной закупки не вправе. Вывод следует из части 28 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Например, самарские заказчики вправе заключить с несколькими заказчиками договоры на закупку двух и более поисковых научно-исследовательских работ. Условие необходимо предусмотреть в документации. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4.1.3.5 типового положения из постановления правительства Самарской области от 16.02.2017 № 99.

Ежемесячная отчетность

Измените в положении сведения об отчетах, которые размещаете в ЕИС. Напишите, что до 10 числа каждого месяца публикуете в ЕИС сведения о количестве и стоимости договоров по результатам всех закупок, закупок у едпоставщика, а также договоров с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закупки. Такое правило установлено в части 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.



Размещать ежемесячный отчет о закупках у МСП после 1 июля 2018 года не нужно. Если включали обязанность отчитываться в положение, то удалите этот пункт. Если оставите, то согласно положению о закупке обязаны отчитываться. В этом случае, если не разместите отчет, сотрудник заплатит штраф от 30 000 до 50 000 руб., организация - от 100 000 до 300 000 руб. Об этом сказано в части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и в части 5 статьи 7.32.3 КоАП.

Внимание: пункт о ежемесячной отчетности по закупкам у МСП удаляйте только после 1 июля. До 1 июля отчет обязателен.
Новые правила действуют с 1 июля 2018 года. Однако предусмотрен переходный период. Измените, утвердите и опубликуйте в ЕИС положение о закупке до 1 января 2019 года. Применяйте правила, как только опубликуете измененное положение. Если не разместите положение до 1 января 2019 года, будете работать по Закону № 44-ФЗ до тех пор, пока не опубликуете исправленное положение в ЕИС. Об этом сказано в части 5.1 статьи 8 Закона № 223-ФЗ и в части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ.


Юридические услуги опытных юристов и адвокатов

:

: