Не налагается вето президента рф на. Президент македонии наложил вето на законопроект о переименовании страны

Цель работы: рассмотреть порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ (разработка законопроектов, использование права вето, подписания) регулируется Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденным указом Президента РФ и Одно из исключительных полномочий Президента России - право утверждать законы или отклонять их, право вето.

Введение 3

1. Вето Президента РФ 3

1.1 Сущность и реализация права вето Президента РФ 3

1.2 Право вето и право возвращения закона «без рассмотрения» 3

2. Вето Президента в различных странах мира 3

Заключение 3

Библиографический список 3

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

роль вето президента российской федерации в законодательном процессе

Курсовая работа

Дата сдачи курсовой работы:

Дата защиты:

Оценка:

г.Ростов-на-Дону

2010г.

План

Введение 3

1. Вето Президента РФ 3

1.1 Сущность и реализация права вето Президента РФ 3

1.2 Право вето и право возвращения закона «без рассмотрения» 3

2. Вето Президента в различных странах мира 3

Заключение 3

Библиографический список 3

Введение

Полномочия Президента РФ, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция РФ проводит четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. А при условии ряда других полномочий – и участником правотворческого процесса в целом.

Осуществление единой государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и исполнительная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния, которые получили название «сдержки и противовесы». Существование такой системы позволяет предупредить бесконтрольность власти, злоупотребление ею. В рамках этой системы во многом и строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием РФ.

Актуальность темы очевидно, так как президент наделён обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны и закреплены. Его взаимодействие с законодательной властью очень специфическое и дает особенные возможности участия Президента в правотворческом процессе.

В Конституции нет нормы, предусматривающей возможность закрепления полномочий главы государства в текущих законах, иных нормативных правовых актах. Вместе с тем, практика идёт по этому пути. Например, право Президента РФ утверждать положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных главе государства, было закреплено его Указом от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации». Вероятно, по мере укрепления правовой (законодательной) основы государственного механизма России необходимо отказаться от принципа «саморегулирования» Президентом своих полномочий. Но акты Президента РФ все больше принимаются по наиболее актуальным и не урегулированным вопросам.

Цель работы: рассмотреть порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ (разработка законопроектов, использование права вето, подписания) регулируется Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденным указом Президента РФ и Одно из исключительных полномочий Президента России - право утверждать законы или отклонять их, право вето .

  1. Вето Президента РФ
    1. Сущность и реализация права вето Президента РФ
Право вето является весьма важной формой участия Президента в законодательном процессе. Значимость этого права возрастает в силу того, что оно принадлежит президенту - главе государства и является во многих демократических государствах одним из традиционно закрепленных за ним полномочий. Президентское вето в теоретическом плане рассматривается также как один из элементов системы сдержек и противовесов, необходимых для реализации принципа разделения властей.

Вето Президента Российской Федерации - закрепленное в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения. Право вето, или так называемое право негативного контроля, - одна из важнейших прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы. Конституция РФ (ст. 107) 1 наделяет Президента РФ правом отлагательного, или так называемого суспензивного, вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, но не вступивших в силу федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. При этом, по действующей Конституции, Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона, которой завершается законодательный процесс. Из Конституции РФ (ст. 107) вытекает отлагательный характер вето Президента, поскольку Федеральное Собрание при повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона может принять этот закон в его прежней редакции и таким образом "проигнорировать" аргументы главы государства (не согласиться с ними). В период 1993-1999 гг. из принятых Федеральным Собранием законов почти на 30% из них было наложено вето Президента.

Право Президента РФ наложить вето действует в течение предусмотренного Конституцией РФ срока - 14 дней с момента поступления федерального закона. Если в течение этого времени Президент не определит своей позиции по данному закону, то последний должен быть (по смыслу ст. 107 Конституции РФ) передан для официального опубликования. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. указал, что «решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий». 2

В большинстве демократических государств президент с полномочиями главы государства, право вето существует и применяется как эффективное средство воздействия на деятельность парламента. Таким правом президента наделяют конституции президентских, полупрезидентских (смешанных), а также некоторых парламентских республик. Право вето используется главой государства на стадии подписания закона или промульгации. Термин промульгация означает подписание (санкционирование) закона в установленные конституцией сроки и опубликование закона в официальном издании. Именно на этой стадии президент выражает свое согласие с законом, принятым парламентом, путем его подписания. Вместе с тем глава государства, получая закон для промульгации, может отказаться подписать его, но возвратить с мотивированными возражениями на вторичное рассмотрение парламента. Таким образом, президент использует свое право вето, которое в этом случае будет отлагательным (в отличие от абсолютного вето, не подлежащего преодолению парламентом, и практически не применяемого в современном законодательном процессе). Надо отметить, что термин “санкционирование” сохранился в сравнительно немногих конституциях, и в большинстве из них говорится о подписании или о промульгации.

Отлагательное или относительное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на закон, принятый парламентом, который может быть парламентом преодолен.

Отлагательное вето Президента РФ Федеральное Собрание может преодолеть только квалифицированным большинством, то есть голосами не менее двух третей депутатов обеих палат, и только в этом случае Конституция РФ обязывает Президента РФ в течение семи дней подписать и обнародовать федеральный закон.

Принадлежащее Президенту РФ право отлагательного вето не является абсолютным, ибо оно применимо только по отношению к федеральным законам и не применимо к федеральным конституционным законам .

Конституция РФ 1993 г. не указывает перечня оснований для отклонения. Однако Президент, возвращая закон, обосновывает в своем письме причины такого решения, называет мотивы отклонения закона. В случае отклонения федерального закона Президент предлагает свои замечания или предложения, которые могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей. Правда, это вето трудно назвать выборочным, поскольку Конституция говорит о праве Президента отклонить закон, не уточняя это право в отношении его отдельных положении и статей. Вместе с тем, как показывает практика реализации этого президентского полномочия, Президент может не согласиться как с законом в целом, так и с каким-либо его отдельным положением.

Рассмотрим заключительную стадию законодательного процесса, которая предусмотрена большинством действующих конституций современных государств. Как правило, в зарубежных странах она называется промульгацией закона. Содержание данной стадии состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется и вступает в действие. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению после опубликования и вступления в силу.

Как правило, на практике вето распространяется на законопроект (закон, принятый парламентом) в целом и не может распространяться на отдельные его положения. Это часто создает неудобства, так как президенту приходится либо одобрять законопроект целиком с неугодными ему статьями, либо опротестовывать весь законопроект по причине присутствия в нем статей, с которыми президент не согласен.

В Российской Федерации подписание и обнародование принятого федерального закона является конституционным полномочием Президента РФ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации после одобрения Советом Федерации федерального закона, последний в течение пяти дней направляется Советом федерации Президенту. Также Президенту направляются и те принятые Государственной Думой федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в четырнадцатидневный срок. Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации, если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. В этом случае Президент использует свое право отлагательного вето. В Конституции Российской Федерации термин “вето” не употребляется. Вместе с тем по существу это право вето предусмотрено ч. 3 ст. 107. При повторном рассмотрении Федеральное Собрание может согласиться с доводами Президента, изменить закон или вообще отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно может преодолеть вето Президента, но для этого нужно квалифицированное большинство голосов, т. е. не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

В связи подписанием закона Президентом РФ и его правом вето возникает вопрос, который может быть предметом отдельного рассмотрения: об участии главы российского государства - Президента РФ в законодательном процессе. В этом плане, с одной стороны, речь идет о целом блоке норм, регулирующих отношения между парламентом и Президентом и являющихся важнейшей частью парламентского права. С другой стороны, следует выделять фигуру Президента как непосредственного участника законодательного парламентского процесса, а также учитывать роль актов Президента - нормативных указов. Президент Российской Федерации, которому направлен федеральный закон, в течение четырнадцати дней подписывает его и обнародует. На этом рассматриваемая стадия законодательного процесса завершается, если Президент РФ подписал закон.

Порядок повторного рассмотрения законов Государственной Думой достаточно подробно урегулирован в Регламенте Государственной Думы. «Закон, возвращенный Президентом РФ для повторного рассмотрения, направляется Советом Государственной Думы на заключение ответственного по данному закону комитета, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента РФ» 3 .

По итогам рассмотрения комитет или комиссия могут рекомендовать Государственной Думе:

  • принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ;
  • согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Думой;
  • принять федеральный закон с учетом предложений Президента;
  • создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту РФ и при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей;
  • одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции (ст. 134 Регламента Государственной Думы).

Процедуре преодоления президентского вето свойственны поиски компромисса, которые нередко возникают в реальной законодательной практике. Можно привести несколько примеров поиска согласия между Федеральным Собранием (одной или обеими палатами) и Президентом Российской Федерации. Так, по Закону о выборах депутатов Государственной Думы основной спорный вопрос, по которому был найден компромисс трехсторонней согласительной комиссией, касался соотношения между числом депутатов, избирающихся по одномандатным округам, и числом депутатов, избирающихся по партийным спискам.

С 2000 года, после появления устойчивого пропрезидентского большинства, частота применения главой государства конституционного права вето неуклонно уменьшалась: в третьем созыве (1999–2003) он заветировал 31 закон, в четвертом (2003–2007) - 7, в пятом (2007–2011) - 3, а в шестом (2011–2016) - лишь 1. Для сравнения: во втором созыве (1995–1999) президент Ельцин применял право вето 187 раз… Так что нынешнее событие, нормальное с формально-юридической точки зрения, можно считать исключительным.

Закон о создании федеральной межведомственной системы учета «Контингент обучающихся» и аналогичных систем в субъектах Федерации был внесен в Госдуму правительством в апреле 2016 года. Разработан он был Министерством образования и науки еще при Дмитрии Ливанове - во исполнение плана мероприятий правительства и одного из поручений президента, как говорилось в пояснительной записке. Первое чтение документ прошел в июне 2016 года, не вызвав на Охотном Ряду шумных дискуссий.

Приняла закон в декабре уже новая Дума и при новом министре образования и науки (Ольга Васильева). Ко второму чтению текст практически полностью переписали. Порядок создания баз данных, перечень вносимых в них сведений, перечень органов, имеющих право доступа к сведениям в этих базах, и порядок обработки этих сведений, как и многие другие важные вопросы, должно было позднее определить своими подзаконными актами правительство. Заработать единая база должна была в 2022 году.

В Совете Федерации публично против закона выступала лишь сенатор Елена Мизулина. Она назвала его «антиконституционным и антисемейным», «грубо нарушающим конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». «По Конституции права гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, а не подзаконными актами», - напоминала она.

Отклонив принятый парламентом закон, Владимир Путин направил письма спикерам обеих палат парламента. В них он предлагает доработать документ с учетом замечаний. А именно: перечень конкретных сведений, содержащихся в системе «Контингент обучающихся», должен быть установлен федеральным законом, а не постановлением правительства, и в законе же должны быть «определены лица, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственность». Г-жа Мизулина теперь рада, что мнение главы государства совпало с ее мнением…

В размещенном на официальном сайте Госдумы комментарии главы Комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова («ЕР») тоже «приветствуется» предложение президента. Г-н Никонов напомнил, что законопроект имел целью собрать на единой платформе те данные об учащихся, которые сейчас содержатся на сайтах разных образовательных организаций, и защитить их. По словам депутата, в Госдуме будут проведены широкие парламентские слушания по закону, а его доработка потребует «очень кропотливой работы»… «Не будем спешить - время есть», - заявил г-н Никонов.

Первый замглавы Комитета по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ) в разговоре с «МК» обратил внимание на следующие обстоятельства: «Президентское вето отражает мнение Главного правового управления Администрации Президента. С тремя другими управлениями Администрации Президента закон был согласован. Первоначально перечень сведений, который должен быть внесен в эту базу, предполагалось прописать именно в законе. Но возникли разногласия, что именно следует прописать, и поэтому пошли по традиционному пути - отсылке к Закону «О персональных данных» и нормативным актам правительства». Г-н Смолин - за проведение парламентских слушаний, но его волнуют содержательные вопросы: «Часть экспертов полагает, что создание такой базы приведет к еще большей бюрократизации системы образования, а часть экспертов полагает, что идея правильная, но боятся, что при ее реализации, отданной на откуп правительству, получится больше вреда, чем пользы».

Президент бывшей Югославской Республики Македония Георге Иванов во вторник, 26 июня, отказался подписывать законопроект о переименовании страны в Республику Северная Македония, сообщает Ekathimerini .

Отмечается, что вето Иванова может быть преодолено парламентом, который ратифицировал соглашение о переименовании.

Между тем, премьер-министр страны Зоран Заев пригрозил президенту импичментом, если он не поддержит соглашение. Однако для этого Заеву нужна будет помощь оппозиции, которая неоднократно высказывалась против переименования страны.

После распада Югославии Македония получила независимость под названием Респубика Македония. По настоянию Греции в ООН страна была принята как бывшая югославская республика Македония.

Афины считают, что с настоящим названием Македония сохраняет за собой право претендовать на греческую провинцию, имеющую такое же название. В связи с этим Греция блокирует вступление Македонии в Евросоюз и НАТО.

Новое название Македонии отсылает к Илинденскому восстанию против Османской империи 1903 года, которое началось 2 августа в Ильин день. Сейчас это главный праздник в Македонии.

Когда в массах начали говорить о повышении пенсионного возраста, то стало ясно, что граждане Российской Федерации очень недовольны. Граждане страны резко негативно отнеслись к пенсионной реформе. Однако на всех телеканалах России чиновники говорили о неизбежности и необходимости повышения пенсионного возраста. Недавно в сети интернет появилась информация о том, что Владимир Путин наложил вето на пенсионную реформу. Некоторые источники сообщают, что введение новой пенсионной реформы отложено до 2020 года.

Многие граждане России, услышав о невнятных разъяснениях по поводу необходимости работать после 60 лет, так как это улучшает общее состояние человека и увеличивает продолжительность жизни, не поверили в это, понимая, что существует и реальная причина – соотношение работающих граждан и пенсионеров. Согласно официальным данным, если пенсионную реформу не провести вовремя, то уже в 2034 году это соотношение будет составлять 1:1. Такие показатели, конечно же, будут катастрофическими для всей пенсионной системы РФ.

Чиновники это называют главным поводом для повышения уровня пенсионного возраста. Люди же преклонного возраста не могут понять, как новая пенсионная реформа положительно скажется на них. Ходят слухи, что средний уровень пенсии можно будет поднять до 20 тыс. руб. по всей стране, но официального подтверждения такому нет.

Правда ли, что после реформы пенсии повысят до 34 тыс. рублей?

Замминистра труда и соцзащиты населения сообщил, что пенсионная реформа скажется только положительно на пенсионерах. Средняя пенсия в России может составлять 40% от уровня средней зарплаты, а именно, больше 30 тыс. руб. Более того, чиновник утверждает, что такие цифры и расчеты были согласованы и проверены на высоком уровне. К примеру, если человек, работая, имел доход в 85 тыс. руб. в месяц, то сможет рассчитывать на пенсию в размере 34 тыс. руб.

Господин Пудов подчеркнул, что пенсию будут начислять исходя из доходов, которые человек получал на протяжении всей своей трудовой деятельности. В настоящее время, средняя зарплата по РФ составляет порядка 40 тыс. руб. Если отталкиваться от этой цифры, то 40% — это пенсию в размере 16 тыс. руб.

Путин наложил вето на пенсионную реформу в России

Дмитрий Медведев предложил чиновникам внести некоторые изменения в проект пенсионной реформы. Прослышав об этом, во многих городах России начались протесты. Граждане страны массово начали собирать подписи для отмены увеличения пенсионного возраста. Многие напрямую писали письма Владимиру Путину. Президент надеялся, что парламентарии все же придут к единому мнению и не вмешивался в этот вопрос. К сожалению, таких изменений не произошло, и главе государства пришлось вмешаться.

Владимир Путин заявил, что введение пенсионной реформы необходимо и будет проведено. В настоящее же время ни президент, ни высокие чиновники не могут точно спрогнозировать все это. Единственное, что известно, так это то, что такие меры необходимы, но точных сроков пока нет. Исходя из вышесказанного, правительственный комитет принял решение отложить внедрение пенсионной реформы до 2020 года.

Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.

Законодательный процесс представляет собой деятельность законодательного органа (парламента), связанную с принятием за­конопроекта к рассмотрению, его обсуждением, принятием и об­народованием закона.

Законодательный процесс представляет собой определенную пос­ледовательность действий, состоящую из ряда этапов, именуемых ста­диями законодательного процесса. В конституционно-правовой лите­ратуре выделяют следующие стадии:

1. Внесение законопроекта (стадия реализации права законодатель­ной инициативы) в Государственную Думу.

2. Предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах и ко­миссиях Государственной Думы.

3. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.

4. Принятие закона Государственной Думой.

5. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации.

7. Вступление закона в силу.

Кроме того, выделяется еще особая стадия - преодоление разно­гласий между палатами Федерального Собрания, а также между парла­ментом и Президентом.

Начинается законодательный процесс с внесения законопроекта на рассмотрение парламента, т. е. с реализации права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы - это закрепленное конституцией правомочие (возможность) по внесению проекта за­кона на рассмотрение законодательного органа, корреспондирующее с обязанностью этого органа рассмотреть этот проект и принять по нему решение.

Решение по проекту может носить и отрицательный характер, т. е. законопроект может быть отклонен, но он обязательно должен быть рассмотрен - в этом смысл данного права.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ правом законодатель­ной инициативы в Российской Федерации обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен­ной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Последние три субъекта об­ладают специфическим правом законодательной инициативы - они могут вносить законопроекты только по вопросам, отнесенным к их ведению.

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу, при этом законопроекты, связанные с расходами федерального бюджета (о вве­дении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске го­сударственных займов и т. п.), вносятся только при наличии заключе­ния Правительства РФ.

После внесения в парламент законопроект включается в план зако­нодательных работ, передается в одну из постоянных парламентских комитетов или специально созданную для работы над данным проек­том комиссию. Сначала работа над проектом ведется в этих комитетах и комиссиях с приглашением специалистов. Законопроект готовится к обсуждению на пленарном заседании Государственной Думы. В этом состоит вторая стадия законодательного процесса. Третья стадия состоит в рассмотрении законопроекта на пленарном заседании палаты. Законопроект рассматривается в три чтения. В первом чтении обсуждается его концепция, соответствие Конституции РФ, его актуальность и социальная значимость. Во втором чтении обсуждаются и принимаются (отклоняются) поправки к законопроекту. В третьем чтении проект становится законом, если он будет одобрен большинством депутатов от общего их числа, т. е. наберет хотя бы 226 голосов. Третье чтение, таким образом, совпадает со стадией принятия закона.



Принятый закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Совет Федерации должен рассмотреть данный закон в течение че­ тырнадцати дней. Если в этом периоде закон не был рассмотрен Советом Федерации, то он считается одобренным этой палатой и передается Президенту для подписания. В то же время согласно ст. 106 обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулиро­вания; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Совет Федерации может вернуть закон в Государственную Думу со своими замечаниями. Возникшие разногласия между палатами могут быть преодолены либо созданием согласительной комиссий из пред­ставителей обеих палат, которая вырабатывает приемлемый для обеих палат вариант текста, либо Государственная Дума может вновь принять закон в первоначальной редакции большинством в две трети голосов. Тогда закон считается принятым и направляется на подпись Президен­ту РФ - это уже следующая стадия законодательного процесса.

Президент в течение четырнадцати дней может подписать и обна­родовать закон или вернуть его в Государственную Думу со своими за­мечаниями. В последнем случае считается, что Президент отклонил за­кон, т. е. наложил вето.

Вето Президента носит отлагательный характер - оно может быть преодолено путем повторного голосования по закону в его первоначаль­ной редакции большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае Прези­дент РФ в течение семи дней должен подписать и обнародовать закон. Но для преодоления разногласий может быть образована согласитель­ная комиссия из представителей обеих палат и Президента РФ.

Подписанный Президентом РФ федеральный закон публикуется и вступает в силу в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных консти­туционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", что уже было рассмотрено ранее.

Президент обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).

он обладает правом вето на законопроекты, принятые федеральным Собранием. Это вето, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или отклонен или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отличается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. подтвердил такое право Президента, исходя из его роли как гаранта Конституции РФ.

При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федеральной: Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции и нарушения этими законами прав i свобод человека и гражданина.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельны1 положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленной порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение резу.11 таты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принят1 закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции. По данному основанию Президент возвращал в палаты ряд актов.

На федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента Российской Федерации не распространяется.