Какие объекты подлежат государственной регистрации, и что регистрировать не нужно? Механизм управления недвижимостью - объекты государственной регистрации - зачет без хлопот.

Все объекты, подлежащие государственной регистрации и учету, можно, исходя из ГК РФ (ст. 131, 216, 265, 268, 294, 296) и ст. 4 Закона о госрегистрации, объединить в пять групп: право собственности, вещные права, ограничения прав, сделки с недвижимым имуществом и сами физические объекты, подлежащие специальной регистрации или учету (схема 22.4).

Государственной регистрации подлежат права всех форм собственности, в том числе государственной, муниципальной, частной, общей и др.

В отличие от права собственности вещные права лиц, не являющихся собственниками, предоставляют меньший объем правомочий их обладателям. Согласно ст. 216 ГК РФ вещные права - это право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК РФ), право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ) и другие нрава (см. схему 22.4). По своей правовой природе они являются абсолютными, т.е. субъекты таких прав могут их осуществлять самостоятельно, без содействия третьих лиц. Даже в случае перехода права собственности на недвижимость к другому лицу вещные права лиц, не являющихся собственниками, не прекращаются (п. 3 ст. 216 ГК РФ), и они могут продолжать в отношении имущества свои правомочия (действия), предусмотренные соответствующими статьями ГК РФ (ст. 216, 265, 268, 294, 296). Поэтому любое вещное право, регламентируемое ГК РФ, должно быть зарегистрировано.

Третью группу объектов регистрации составляют ограничения (обременения) прав на недвижимость: сервитуты (ст. 274, 277 ГК РФ), ипотека (ст. 334 ГК РФ), доверительное управление (ст. 1017 ГК РФ) и аренда (ст. 651, 658 ГК РФ), которые имеют неодинаковую правовую природу. Так, сервитут - это ограниченное вещное право, ипотека - способ обеспечения обязательств, а аренда и доверительное управление - договорные обязательства. Следует обратить внимание на кажущееся несоответствие положений Г К РФ, где говорится о регистрации договоров аренды, и Закона о госрегистрации (ст. 26), где имеется в виду регистрация прав аренды недвижимого имущества. Поскольку само право аренды воплощается в договоре аренды, то и регистрироваться должен именно до говор как носитель права аренды.

Права же и обязанности арендодателя и арендатора, возникающие из договора аренды, являются обязательственными, и, по ГК РФ, они не должны регистрироваться.

Схема 22.4.

Государственная регистрация передачи недвижимости в доверительное управление осуществляется в том же порядке, что и переход права собственности. Согласно ст. 30 Закона о госрегистрации любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только па основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров или решения суда.

Четвертая группа объектов регистрации - действия (сделки), влекущие возникновение, изменение, прекращение или передачу прав на недвижимое имущество. Право собственности и другие вещные права возникают не только из договоров купли-продажи, мены, дарения, но и при возведении объекта, его реконструкции, продаже с открытых торгов при исполнительном производстве. Согласно ГК РФ и ст. 25 Закона о госрегистрации вновь создаваемые объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости на дачном или садоводческом земельном участке либо создания гаража или иного объекта недвижимости, для строительства которого не требуется разрешения на строительство и содержащим описание объекта, является декларация (ст. 253 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ.)

Приложение 1.

Приложение № 2. Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости

  • 1. Настоящие Требования устанавливают правила оформления декларации об объекте недвижимости (далее Декларация).
  • 2. Декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем (далее - лицо, заполнившее Декларацию) в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства (далее - объект недвижимости).
  • 3. В соответствии счастью 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"1 Декларация является неотъемлемой частью технического плана.
  • 4. Декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости или технического паспорта на объект недвижимости.
  • 5. В состав Декларации включаются следующие реквизиты: "Адрес (местоположение) объекта недвижимости", "Вид и назначение объекта недвижимости", "Кадастровый помер", "Техническое описание объекта недвижимости", "Правообладатель объекта недвижимости", "Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости", "Правоустанавливающие документы на объект недвижимости".
  • 6. Декларация может оформляться на бумажном либо на электронном носителе в виде электронного документа.

Декларация, оформленная в виде электронного документа, заверяется электронной цифровой подписью лица, заполнившего Декларацию. В указанном случае оформления Декларации на бумажном носителе не требуется.

Декларация на бумажном носителе оформляется в количестве не менее двух экземпляров.

7. Декларация на бумажном носителе должна быть прошита и скреплена подписью лица, заполнившего Декларацию.

Подпись лица, заполнившего Декларацию, проставляется на обороте последнего листа Декларации.

8. Оформление Декларации на бумажном носителе может производиться с применением технических средств, а также ручным (от руки) или комбинированным способом. Внесение текстовых сведений ручным способом производится разборчиво тушью, чернилами или пастой синего цвета.

Оформление Декларации карандашом, а также опечатки, подчистки, приписки, зачеркивания и иные исправления не допускаются.

Все записи, за исключением установленных законодательством случаев, производятся па русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.

Декларация оформляется на листах формата А4.

9. Нумерация листов Декларации является сквозной в пределах документа.

Если сведения, относящиеся к какому-либо реквизиту, не уметаются на одном листе, допускается размещать их на нескольких листах либо на обороте соответствующего листа. В указанном случае на каждом листе либо на каждой странице воспроизводятся следующие сведения: слова "Декларация об объекте недвижимости" и название соответствующего реквизита Декларации.

  • 10. Незаполненные строки реквизитов Декларации не исключаются, в таких строках проставляется знак "-" (прочерк).
  • 11. В реквизите "Адрес (местоположение) объекта недвижимости" указывается официально присвоенный (почтовый) адрес. Наименования города, населенного пункта, некоммерческого объединения граждан, улицы, номера дома, корпуса, строения, квартиры указываются в случае их наличия.

При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса объекта недвижимости в строку "Иное" реквизита "Адрес (местоположение) объекта недвижимости" вносится описание местоположения объекта недвижимости с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, улицы (проспекта, шоссе, переулка, бульвара и т.д.).

Дополнительно указываются вид муниципального образования (муниципальный район, городской округ, поселение и т.д.) и тип (вид) городского (город, поселок) либо сельского (село, деревня и т.д.) поселения.

12. В реквизите "Вид и назначение объекта недвижимости" в выбранных ячейках проставляется знак "V".

При этом указываются следующие сведения:

для здания - один из видов назначения здания (нежилое здание, жилой дом, многоквартирный дом);

для помещения - один из видов назначения помещения (жилое или нежилое), для жилых помещений дополнительно указывается вид помещения (комната или квартира);

для сооружения в строке "Назначение сооружения" - дополнительно его назначение (например, "линейное", "гидротехническое" и т.п.).

13. В случае, если Декларация заполняется и отношении здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, в реквизите "Кадастровый номер" указывается кадастровый номер земельного участка (участков), в границах которого расположен объект недвижимости.

В случае, если Декларация заполняется в отношении помещения, указывается кадастровый номер здания (сооружения), в пределах которого расположено помещение.

В случае, если Декларация заполняется в отношении комнаты, указывается кадастровый номер квартиры, в пределах которой расположена комната.

14. В реквизите "Техническое описание объекта недвижимости" в выбранных ячейках проставляется знак "V" и указывается площадь объекта недвижимости с точностью до одной десятой квадратного метра.

В случае, если назначение объекта недвижимости (здание, помещение) указано как жилое, в общую площадь не включаются площади лоджий, балконов, веранд, террас.

В ячейке "Этаж" указывается номер этажа, на котором расположено помещение.

Сведения о материале наружных стен указываются в случае, если объектом недвижимости является здание.

15. В реквизите "Правообладатель объекта недвижимости" указываются следующие сведения:

в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии), наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии); адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания, адрес электронной почты;

в отношении юридического лица (в том числе органа государственной власти или органа местного самоуправления, выступающего от имени правообладателя - публичного образования), иностранного юридического лица - полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянного действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), адрес электронной почты;

в отношении иностранного юридического лица - полное наименование, страна регистрации (инкорпорации), регистрационный номер, дата регистрации, адрес (места нахождения) в стране регистрации (инкорпорации), адрес электронной почты;

в отношении Российской Федерации и соответствующей ячейке проставляется знак "V";

в отношении субъекта Российской Федерации, муниципального образования, иностранного государства в соответствующей ячейке проставляется знак "V", а в соответствующей строке указывается полное наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования (согласно уставу муниципального образования) или иностранного государства.

16. В случае, если Декларация оформляется представителем правообладателя объекта недвижимости или лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени соответствующего юридического лица, в реквизите "Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости" указываются следующие сведения о лице, заполнившем Декларацию:

фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии), наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность;

идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания;

реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя правообладателя объекта недвижимости.

17. В реквизите "Правоустанавливающие документы на объект недвижимости" указываются наименования, номера, даты документов, устанавливающих право на объект недвижимости.

При совершении сделок с объектом незавершенного строительства право на него регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания недвижимого имущества, или проектно-сметной документации и описания объекта незавершенного строительства.

Особое место занимают сделки, совершенные до вступления в действие Закона о госрегистрации. В соответствии с п. 2 ст. 6 данного Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления его в силу, признаются действительными без их государственной регистрации, которая может проводиться по желанию их обладателей. Если же регистрируются сделки с объектами недвижимости после введения в действие Закона о госрегистрации, то требуется регистрация па этот объект нрав, возникших раньше, т.е. до введения рассматриваемого нормативного акта.

Кроме государственной регистрации могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК РФ), а также кадастровый и технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости, т.е. описание и индивидуализация земельного участка, здания и др. объектов. Поэтому не следует отождествлять правовой и технический учет имущества, который ведут различные государственные органы (БТИ, земельная служба и др.). Субъектами государственной регистрации являются держатели прав на недвижимое имущество (см. схему 22.3).

Вопрос об объекте регистрации прав на недвижимость, т.е. вопрос о том, что именно подлежит регистрации, является одним из наиболее важных и сложных для понимания правовых основ системы регистрации прав на недвижимость. Объекты регистрации прав на недвижимое имущество устанавливаются п. 1 ст. 131 ГК РФ. Согласно Закону государственной регистрации подлежат: права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также права возникновения, ограничения, перехода и прекращения на недвижимое имущество, в том числе земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, обособленные поверхностные водные объекты, многолетние насаждения и другие объекты. Государственной регистрации подлежат права всех форм собственности, в том числе государственной, частной, общей (долевой или совместной).

Все объекты по правам, подлежащие государственной регистрации и учету, исходя из ГК РФ (ст. 131, 216, 265, 268, 294, 296) и ст. 4 Закона, можно объединить в пять групп: право собственности; вещные права; ограничения прав; сделки с недвижимым имуществом; физические объекты, подлежащие специальной регистрации или учету.

В соответствии с российским законодательством право собственности предполагает право владения, распоряжения и использования объектов недвижимости в целях и пределах, не нарушающих права собственников, а также соблюдение ограничений (сервитутов).

Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данный объект недвижимости, содержать его в своем хозяйстве.

Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования объекта недвижимости путем извлечения из него полезных свойств, его потребления.

Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы объекта недвижимости путем изменения, его принадлежности, состояния или назначения.

Вещные права - это права хозяйственного ведения, оперативного управления имуществом, пожизненного и постоянного пользования наследуемого владения земельным участком и др. По своей правовой природе они являются абсолютными, т.е. субъекты таких прав могут осуществлять свои правомочия самостоятельно без содействия третьих лиц. Даже в случае перехода права собственности на объект недвижимости к другому лицу вещные права лиц, не являющихся собственниками, не прекращаются, и они могут продолжить свои правомочия (действия) в отношении имущества.

Ограничения (обременения) прав на недвижимость: сервитуты, ипотека; доверительное управление и аренда. Однако четкого определения ограничения прав на недвижимость и обременения имущества в Российском законодательстве не имеется. Но, исходя из текста ГК РФ, можно однозначно определить, что термин "ограничение" в том смысле, который придает ему ст. 131 и Закон о регистрации, всегда используется применительно к гражданским правам, в то время как термин "обременение" относится к имуществу. Таким образом, можно дать следующие определения данным понятиям.


Ограничение права на недвижимость - установленное на основании закона, либо уполномоченными органами, либо на основании сделки уменьшение правомочий собственника по сравнению с объемом правомочий, установленным законом непосредственно.

Обременение имущества - установленные на основании законов и иных нормативных актов или актами уполномоченных органов, либо договором и сохраняющиеся при смене правообладателя ограничения вещных прав на имущество и специальные обязанности обладателей этих прав.

Действия (сделки) - осознанные действия граждан и юридических лиц, влекущие возникновение, изменение, прекращение или передачу прав на недвижимое имущество. Право собственности и другие вещные права возникают не только из договоров купли-продажи, дарения, но и при возведении объекта, его реконструкции, продажи с открытых торгов при исполнительном производстве. Согласно ГК РФ и Закону вновь создаваемые объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.

При совершении сделок с объектом незавершенного строительства право на него регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимости или проектно-сметной документации и описания объекта незавершенного строительства.

Субъектами регистрации являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой.

Для создания рынка недвижимости необходимо юридически оформить недвижимость, т.е. кроме государственной регистрации прав, должна осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества, а также кадастровый и технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости.

В соответствии с утвержденными формами каждому объекту недвижимости должен быть присвоен кадастровый номер -- уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РФ номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета. Он основан на исключительности пространственно-географического расположения каждого объекта недвижимости, подлежащего регистрации.

Таким образом, кадастровый и технический учет (инвентаризация) -- это указание признаков конкретного объекта недвижимости, на основании которых объект может быть выделен из массы однородных вещей с последующим цифровым выражением ряда его характеристик по установленной схеме. Кадастровый номер сохраняется до тех пор, пока объект недвижимости, которому был присвоен данный кадастровый номер, существует как единый объект зарегистрированного права. В случае разделения, слияния, выделения объекта недвижимости, вновь образованным объектам (объекту) недвижимости присваиваются новые кадастровые номера.

Сбор и накопление информации осуществляется посредством заведения на каждый подлежащий государственному учету объект специального кадастрового дела установленного образца. Кадастровое дело состоит из регистров титулов, топогеодезического, экономического, сервитутов и имущества.

Сбор необходимой информации об объектах недвижимости, формирование кадастровых дел, организацию и проведение необходимых для государственного учета работ осуществляет Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости (ГУИОН) и подведомственные ему учреждения. При этом документы, оформляющие сделки, а также документы, содержащие сведения о других юридических фактах, влекущих возникновение, изменение или прекращение вещных прав, не являются объектом регистрации, а выступают как единственное средство получения регистрирующим органом информации об этих сделках и юридических фактах.

В июле 2015 года Президентом РФ был подписан новый закон о регистрации недвижимости - ФЗ № 218 от 13.07.2015г. Данный нормативный акт вносит существенные изменения в порядок и сроки регистрации прав на недвижимость, а также в правила постановки на кадастровый учет, уточняет основания для отказа в регистрации и возврата документов без рассмотрения, устанавливает ответственность за действия (бездействия) должностных лиц и органов при проведении кадастрового учета и регистрации, определяет условия выплаты компенсации при лишении недвижимости и т. д. Но главной особенностью данного правового акта и важнейшим изменением в сфере регистрации недвижимости является создание Единого реестра недвижимости, включающего сведения ГКН и ЕГРП.

Новый закон о государственной регистрации недвижимости вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных норм. Так, например, положения о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН и при компенсации ущерба, причиненного лицу или его имуществу действиями регистрационных органов, вступают в силу с первого января 2020 года. Рассмотрим более подробно наиболее существенные изменения, вносимые ФЗ № 218.

Новый Единый государственный реестр недвижимости

В настоящее время регистрация и постановка на учет недвижимости осуществляется Росреестром и повдевомственным ему органом: кадастровой палатой. ФГБУ "Кадастровая палата" (далее КП) осуществляет непосредственно функции по постановке на кадастровый учет и хранению информации об обьектах недвижимости, Росреестр осуществляет регистрацию прав, ограничений на них и обременений на обьекты недвижимой собственности и ведет Единой гос. реестр прав (ЕГРП).

С 2017 года функции по постановке на учет и регистрации прав на недвижимость будет осуществлять только Росреестр. А сведения из Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и ЕГРП будут содержаться в едином реестре - ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

Данные изменения позволят упростить действующий порядок действий по постановке на учет и регистрации недвижимости, сведя к минимуму бумажную волокиту и длительные сроки ожидания. Необходимость обращения в два органа и подготовка соответственно двух комплектов документов для КП и Росреестра с 2017 отпадает, ведь указанные действия с недвижимым имущестом будет производить только Росреестр, и осуществляться они будут единовременно (за исключение указанных в ФЗ № 218 случаев), по одному пакету документов.

Кроме того введение единого реестра недвижимости позволит облегчить порядок получения сведений и актуализировать их. Ведь на настоящй момент информация, содержащаяся в КП и Росреестре, часто не согласована, что вызывает трудности при совершении определенных операций и разногласия с налоговыми органами при начислении налогов.

Также стоит отметить, что новый реестр недвижимости ЕГРН будет вестись в электронном виде, за исключением реестровых дел. В настоящее же время кадастр недвижимости и реестр прав ведутся преимущественно на бумаге.

Упразднят свидетельства о собственности

В ФЗ № 218 нет больше упоминания свидетельства о регистрации права собственности. Следовательно, с 2017 г. рег. орган больше их не будет выдавать. Доказательством же того, что объект недвижимости находится в собственности, будет служить выписка из реестра ЕГРН. Данная выписка также будет служить свидетельством того, что объект находится на кадастровом учете. На самих же документах - договоре купли-продаже (или иных сделок) и т. д. - будут ставиться соответствующие официальные отметки. В настоящий момент свидетельство о собственности - это один из основных документов, доказывающих право обладания объектом недвижимости.

Сроки и место постановки на учет и госрегистрации

Новым законом о регистрации недвижимости заметно уменьшаются сроки совершения действий по операциям с недвижимостью. В настоящий момент срок гос. регистрации и кадастрового учета составляет по 10 рабочих дней на каждую операцию и плюс два дня, если документы предоставляются через многофункциональный центр (МФЦ). После вступления в силу ФЗ № 218 сроки регистрации прав на недвижимость и постановки на кадастровый учет значительно сократятся и будут составлять:

  • 5 рабочих дней для постановки на учет;
  • 7 раб. дн. для гос. регистрации прав собственности;
  • 10 раб. дн. для одновременной регистрации и учета.

При подаче документов через МФЦ сроки увеличатся на 2 рабочих дня.

В отношении срока регистрации недвижимости по ипотеке необходимо отметить следующее:

  • 5 раб. дн. новым законом отводится на регистрацию ипотеки жилых помещений;
  • 7 раб. дн. на ипотеку земельных участков, зданий, сооружений и нежилых помещений. Указанный срок снизится до 5 дн. в случае регистрации на основании нотариально заверенного договора ипотеки или договора влекущего ее возникновение.

В настоящий момент срок регистрации ипотеки жилых помещений составляет 5 дн., а нежилых, зданий, сооружений и земли - 15 дн.

Стоит отметить еще одно новшество в ФЗ № 218, касающееся места регистрации и учета недвижимости. С 2017 года зарегистрировать и поставить на учет недвижимость можно будет в любом подразделении Росреестра или МФЦ, перечень которых, будет размещен на сайте Росреестра.

Напомним, что на данный момент документы о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется по месту нахождения данного объекта в пределах кадастрового округа, а регистрация прав на него - по месту нахождения в пределах регистрационного округа.

Постановка на учет и госрегистрация по новому

ФЗ № 218 предусмотрена одновременная постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности, если сведения об объекте отсутствуют в ЕГРН. На данный момент эти действия ведутся раздельно. Однако ситуации, когда данные действия будут осуществляться отдельно, тоже новым законом предусмотрены.

1. Единовременная регистрация объекта недвижимости и кадастровый учет будут осуществляться Росреестром согласно ФЗ № 218 при:

  • Создании объекта недвижимости (за исключением случая, когда кадстр. учет можно осуществить без рег. права);
  • Образовании объекта недвижимости (за исключение случая изъятия земельного участка и (или) расположенного на нем объекта);
  • Прекращении существования объекта, права на который зарегистрированы в реестре недвижимости;
  • Образовании или прекращении существования части объекта, на которую распространяются ограничения прав и обременения, подлежащие регистрации.

2. Единовременная регистрация и кадастровый учет объекта недвижимости не будут осуществляться Росреестром согласно ФЗ № 218, если сведения уже об объекте имеются в ЕГРН и, следовательно, регистрируется только переход права собственности или подтверждение ранее возникших прав. Также одновременность не предусмотрена при:

  • Создании объекта недвижимости, основанием чего является разрешение на ввод объекта кап. строительства в эксплуатацию, данное органами гос. власти, местного самоуправления и т. д.
  • Прекращении существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
  • Изменении основных характеристик объектов.

Госрегистрация и постановка на кадастровый учет без личного участия

Новый закон о регистрации прав на недвижимость предусматривает внесение сведений в ЕГРН без личного участия правообладателя в рамках межведомственного взаимодействия госорганов, органов местного самоуправления, судов и нотариусов. Информация, поступившая от этих органов вносится в реестр, о чем, в последствие сообщается собственнику.

Внесение записи о возражении бывшего правообладателя

Законом № 218-ФЗ сохранена возможность лица запрещать совершение каких-либо регистрационных действий по принадлежащему ему имуществу посторонними лицами без его непосредственного присутствия. Эта норма позволяет пресечь возможные незаконные действия, связанные с регистрацией сделок с недвижимостью. Законом № 218-ФЗ данная норма дополнена сроками, в течение которых лицо может обратиться с подобным заявлением. По новому закону он равен 5 рабочим дням.

Не изменен законом и порядок внесения сведений в Росреестр недвижимости прежнего правообладателя о возражении в отношении утраченного права на имущество. Наличие данной записи в реестре, по мнению экспертов, поставит под сомнением честность и непредвзятость будущего покупателя и может послужить при наличии определенных обстоятельств основанием для изъятия у данного собственника спорного имущества.

Основания для отказа в гос. регистрации и постановке на учет

Единственным основанием для отказа в приеме документов на регистрацию прав на недвижимость и постановки ее на кадастровый учет закон называет невозможность установления личности, обратившейся за совершением указанных действий. В настоящее время оснований об отказе в приеме документ законодательством не установлено.

Новые правила регистрации недвижимости, установленные ФЗ № 218, уточняют также перечень причин, по которым документы могут быть возвращены заявителю без рассмотрения. К ним относятся следующие:

  • Отсутствие в заявлении о постановке на учет и (или) регистрации прав подписи заявителя;
  • Присутствие в представляемых на гос. регистрацию и учет документах подчисток, помарок, исправлений и иных дефектов;
  • Несоответствие представленного пакета документов и (или) заявления установленной форме.

Основания для приостановления госрегистрации и постановки на учет

Регистрация права собственности на недвижимость и постановка на кадастровый учет, согласно новому закону может быть приостановлена по 51 причине. К ним, в частности, законодатель отнес сомнения регорганов в подлинности представленных документах, полномочиях заявителя, основаниях для госрегистрации и достоверности сведений, содержащихся в документах.

Приостановление госрегистрации и постановки на государственный учет недвижимости осуществляется на срок:

  • До 1-го месяца при непредставлении Росреестру сведений, запрошенных в порядке межведомственного запроса;
  • До 3-х месяцев по решению регоргана (за исключением случаев, в отношении которых установлен иной срок приостановки);
  • 6 месяцев по заявлению лица (указанная приостановка возможно только один раз);
  • До момента окончания регдействий с указанной недвижимостью, документы на регистрацию которых были ранее представлены в Росреестр;
  • До вынесения решения суда, если имеется спор в отношении недвижимости, являющейся предметов ипотеки, а также в случае обращения взыскание на данное имущество;
  • По иным основаниям, указанным в ст. 26 НК РФ.

Если по истечении указанных сроков обстоятельства, явившиеся основанием приостановки, не будут устранены, в регистрации и постановке на учет заявителю будет отказано.

Ответственность за совершение действий по госрегистрации и учету

Новые правила регистрации недвижимости предусматривают ответственность органа Регистрации, его должностных лиц (государственного регистратора прав) и иных за действия (бездействие) при осуществлении учета и госрегистрации.

Так должностное лицо Россреестра будет нести ответственность:

  • За несоответствие сведений, внесенных в ЕГРН, сведениям, представленным на государственный кадастровый учет (ГКУ) и госрегистрацию прав;
  • За необоснованное приостановление, уклонение или отказ в постановке на учет или госрегистрации.

Ответственность Росреестра в числе прочего устанавливается за:

  • Утрату или искажение сведений ЕГРН;
  • Полноту, предоставляемых сведений;
  • Отказ в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости и госрегистрации прав на них;
  • Внесение сведений с ошибками;
  • Отказ в предоставлении сведений и т. п.

Убытки, причиненные Росреестром вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей, подлежат возмещению в полном объеме. Причем орган регистрации имеет право регрессного требования к органам и лицам, виновным в нарушении прав налогоплательщика.

Компенсация за утрату права на единственное жилье

ФЗ № 218 уточняется ныне действующая норма о компенсации лицу, утратившему право на единственное жилье. Так лицу, утратившему право на единственную жилую недвижимость, и не имеющего возможность ее изъятия у добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, у которого было изъято единственная недвижимость, пригодная для проживания вправе получить из госказны компенсацию в размере не превышающем 1 млн рублей.

Однако необходимо отметить, что получить указанные средства лицо сможет только в том случае, если докажет невозможность истребования недвижимости вследствие смерти должника, отсутствия его правопреемников или исключением из реестра сведений о юридическом лице. Указанная норма вступает в силу с 01 января 2020 года.

По мнению экспертов, столь невысокая компенсация должна мотивировать граждан осуществлять регистрацию договоров недвижимости с привлечением нотариуса. Ведь сделка, заверенная нотариусом, дает право на компенсацию ущерба, причиненного непрофессиональными действиями последнего. Стоит отметить, что указанная компенсация на настоящий момент составляет от 1,5 до 2 млн руб.

Регистрация нового объекта недвижимости, если это самострой

ФЗ № 258 от 13.07.2015г. внес в Гражданский кодекс ряд поправок, регламентирующих порядок признания постройки самовольной. До вступления в силу изменений порядок признания «самостроя» был довольно прост: если в суде доказано, что постройка не нарушает права третьих лиц и не несет угрозы жизни и здоровью, то оформить право собственности на нее не составит труда. Новый закон ужесточил основания для регистрации права собственности на самострой, указав, что для регистрации прав на самовольную постройку владелец должен иметь право на данное строительство на своем земельном участке, а также на момент обращения в судебный орган его постройка должна соответствовать определенным параметрам и правилам, установленным законом.

См. также:

В Росреестре по РТ пояснили, в каких случаях недвижимое имущество не подлежит регистрации.

Хорошо известно, что права на недвижимость возникают с момента их регистрации, а недвижимым имуществом является имущество, которое прочно связано с землей и его перемещение без несоразмерного нанесения ущерба его назначению невозможно.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства.

Приобретя или создав объекты недвижимости, граждане и юридические лица спешат побыстрее оформить права на данные объекты, обращаясь с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган. И бывают очень удивлены в том случае, если регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации с формулировкой, что право на данный объект в соответствии с законом регистрации не подлежит. Ведь в законах и подзаконных актах конкретно и прямо не указаны случаи, когда права на объекты недвижимого имущества не регистрируются.

Логично, что, получив такой отказ, заявители обращаются в суды за защитой, как полагают, своего нарушенного права, не учитывая того, что не на все объекты права подлежат регистрации.

На какие же объекты права не подлежат государственной регистрации? Рассмотрим эти случаи.

Это, в первую очередь, права на так называемые объекты временного назначения. Например, на торговые павильоны или минимаркеты на остановочных площадках, земля под которыми отводится на строго определенный срок, и которые состоят из легких конструкций - сборно-разборных сэндвич-панелей или из пластика.

Легкие конструкции объекта, изготовленные из сэндвич-панелей, свидетельствуют о возможности его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.

Оформление технического паспорта на вещь при отсутствии у такой вещи признаков, характерных для недвижимости, само по себе не может являться единственным доказательством того, что объект следует рассматривать как недвижимое имущество по смыслу действующего законодательства.

Во-вторых, не подлежат государственной регистрации права на объекты вспомогательного назначения. Данные объекты выполняют лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. Они не имеют самостоятельного хозяйственного назначения и не являются отдельным объектом гражданского оборота. Например, железобетонный забор, огораживающий административное здание. В качестве другого примера можно также привести блочный пункт на газопроводе высокого и среднего давления к малярно-сушильному отделению, который предназначен для автоматического поддержания заданного выходного давления на газопроводе, автоматического отключения от подачи газа, а также для очистки газа от механических примесей.

В данных случаях государственной регистрации подлежит право на административное здание и соответственно на газопровод, и не подлежит государственной регистрации право на забор, окружающий здание, и на блочный пункт, подсоединенный к газопроводу. Эта правовая позиция подтверждается судебной практикой, в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в соответствии с которым в связи с отсутствием у объекта вспомогательного назначения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

Объекты вспомогательного назначения не могут самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению при осуществлении коммерческой деятельности отдельно от главной вещи.

При этом не важно, являются ли объекты вспомогательного назначения объектами капитального строительства или нет, потому что понятие «объект капитального строительства», используемое в нормах градостроительного законодательства, не тождественно понятию «объект недвижимости», т. к. имеет иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.

Также наличие технического паспорта и постановки на кадастровый учет объекта не может безусловно свидетельствовать о том, что объект имеет самостоятельное хозяйственное назначение и не выполняет обслуживающую функцию по отношению к другому объекту.

Однако на некоторые объекты вспомогательного назначения права все же регистрируются. К такому исключению относятся те объекты, права на которые регистрируются по «дачной амнистии», если объект находится на дачном или садовом земельном участке (например, баня, хозяйственная постройка, погреб, теплица).

Таким образом, регистрации не подлежат права на объекты вспомогательного назначения (кроме регистрации прав по «дачной амнистии»), а также права на так называемые временные объекты. И те и другие фактически и не являются объектами недвижимости в полном смысле этого слова.

Что касается результатов рассмотрения в судах дел об оспаривании отказов в государственной регистрации прав на временные объекты или на объекты вспомогательного назначения, то судами принимаются решения об отказе в удовлетворении жалоб заявителей на действия регистрирующего органа. При этом суды обосновывают свои решения тем, что данным отказом права собственника объекта никак не нарушаются, поскольку в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению. Факт того, что права на объект заявителя не подлежат государственной регистрации, не препятствует ему осуществлять свои права собственника.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствие с ГК РФ. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости и сделок с ними производится в целях подтверждения государством оснований возникновения, перехода, обременения или прекращения прав на объекты недвижимости. Государственная регистрация должна производиться по единой системе записей по каждому объекту недвижимости в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним, который хранится бессрочно. Это исключает возможность афер с недвижимостью

Государственной регистрации подлежат права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также права возникновения, ограничения, перехода и прекращения на недвижимое имущество, в том числе земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, обособленные поверхностные водные объекты, многолетние насаждения и другие объекты

Основной задачей государственной регистрации объектов недвижимости является охрана прав их собственников, а также гарантия достоверной информации об объектах недвижимости

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке (ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»)

Все объекты по правам, подлежащие государственной регистрации и учету, исходя из ГК РФ (ст. 131, 216, 265, 268, 294, 296), можно объединить в пять групп: право собственности; вещные права; ограничения прав; сделки с недвижимым имуществом; физические объекты, подлежащие специальной регистрации или учету

В отличие от права собственности вещные права лиц, не являющихся собственниками, предоставляют меньший объем правомочий их обладателям. Вещные права - это права хозяйственного ведения, оперативного управления имуществом, пожизненного и постоянного пользования, наследуемого владения земельным участком и др. Даже в случае перехода права собственности на объект недвижимости к другому лицу вещные права лиц, не являющихся собственниками, не прекращаются, и они могут продолжить свои правомочия (действия) в отношении имущества

Третью группу объектов регистрации составляют ограничения (обременения) прав на недвижимость: сервитуты, ипотека; доверительное управление и аренда, которые имеют неодинаковую правовую природу. Так, сервитут - это ограниченное вещное право, ипотека - способ обеспечения обязательств, а аренда и доверительное управление - договорные обязательства

Четвертая группа объектов регистрации - действия (сделки), влекущие возникновение, изменение, прекращение или передачу прав на недвижимое имущество. Право собственности и другие вещные права возникают не только из договоров купли-продажи, мен, дарения, но и при возведении объекта, его реконструкции, продажи с открытых торгов при исполнительном производстве. Вновь создаваемые объекты недвижимости подлежат государственной регистрации

Права на недвижимость, возникшие до момента вступления в силу Закона о госрегистрации, признаются действительными без государственной регистрации. Но если сделки с объектами недвижимости регистрируются после введения в действие Закона, то требуется регистрация на этот объект ранее возникших прав

Кроме государственной регистрации, может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества, а также кадастровый и технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости. Поэтому не следует отождествлять правовой и технический учет объектов недвижимости, который ведут различные государственные органы (БТИ и др.)

Для создания рынка недвижимости необходимо юридически оформить недвижимость, т.е. в соответствии с утвержденными формами каждому объекту недвижимости должен быть присвоен кадастровый номер - сжатое, цифровое выражение набора характеристик объекта, исключающее его смешение (отождествление) с другим объектом. Федеральный закон определяет кадастровый номер как «уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета»

По большей части кадастровый номер основан на исключительности пространственно-географического расположения каждого объекта недвижимости, подлежащего регистрации. Закон предусматривает, что кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором они находятся, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер помещения состоит, в свою очередь, из кадастрового номера здания или сооружения и инвентарного номера помещения

Кадастровый номер сохраняется до тех пор, пока объект недвижимости, которому был присвоен данный кадастровый номер, существует как единый объект зарегистрированного права. В случае разделения, слияния, выделения объекта недвижимости, вновь образованным объектам (объекту) недвижимости присваиваются новые кадастровые номера

Государственная регистрация прав объектов недвижимости осуществляется по месту их нахождения в пределах регистрационного округа, в котором действует учреждение юстиции. Регистрация должна носить открытый публичный характер. Любое лицо может получить выписку из ЕГРП, содержащую информацию о зарегистрированных правах на любые объекты недвижимости, ограничения (обременения) прав, а также описание объекта недвижимости. Для этого необходимо подать письменное заявление и предъявить надлежащие документы (для юридического лица - свидетельство или иной документ о государственной регистрации данного юридического лица и доверенность о полномочиях представителя, который от имени соответствующего юридического лица обращается за информацией; для физического лица - паспорт). Открытость сведений о соответствующих правах на объект недвижимости ограничена. Сведения о содержании правоустанавливающих документов (за исключением сведений об обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, предоставляются только правообладателям (не только обладателям «запрашиваемого» права или обременения, но и всем обладателям каких-либо вещных прав или обременений по данному объекту недвижимости), их представителям и наследникам, а также государственным органам, органам местного самоуправления

Государство гарантирует права на объекты недвижимости, которые становятся товаром только после государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат, кроме прав на недвижимое имущество, и все сделки с объектами недвижимости

Несоблюдение государственной регистрации сделки с объектами недвижимости влечет ничтожность сделки. Однако, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации заключенной сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации