И тем же органом. Коллизии норм права и проблемы их разрешения

КОЛЛИЗИЯ ЗАКОНОВ (лат. collisio - столкновение)

расхождение двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. К.з. связана в первую очередь с отсутствием надлежащего учета предыдущего законодательства при введении новых нормативных актов.

Если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же пра-вотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее. Закон имеет преимущество перед постановлением. При расхождении конституционного и обыкновенного законов приоритет принадлежит конституционному. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК.

Столкновение старого и нового закона возможно и тогда, когда применяется обратная сила закона.

При расхождении между общим и специальным актом одной и той же юридической силы преимущество отдается последнему, если он не отменен изданным позднее общим актом. Когда в пределах какого-то общего правила установлено особое регулирование для специального круга отношений, входящих в сферу действия общего правила (например. в рамках общего порядка купли-продажи определены особые правила купли-продажи домостроений), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет при решении соответствующих дел. Если исключение из общего правила устанавливается в акте нижестоящей юридической силы, то должна действовать общая норма (см. Юридическая сила закона). Если расходящиеся по содержанию нормы находятся в актах, принятых разными правотворческими органами, то применяется та, которая принята вышестоящим органом. Конституция РФ устанавливает, что Конституция и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ\" (ч. 2 ст. 4). В случае противоречия между ФЗ и иным актом, изданным в РФ, действует ФЗ. Правило приоритета акта вышестоящей юридической силы устанавливается также в ряде иных законодательных актов. Так. ГК РФ определяет, что в случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства ГК или иному закону применяется ГК или соответствующий закон (ч. 5 ст.ЗГКРФ).

Возможны также коллизии между нормами международного и внутригосударственного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила. чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора. К.з. возможна также между правовыми актами разных государств. В частности, она возникает применительно к иностранцам, чье правовое положение может определяться как законами страны, гражданами которой они являются, так и законами места их пребывания. Возникает К.з. также, если гражданин определенного государства совершает правонарушение на территории другого.

К.з. разных государств разрешается на основе коллизионных норм, определяющих, законы какого государства должны быть применены в случае конкуренции двух или нескольких норм,

действующих в разных государствах. Имеется несколько принципов разрешения К.з. Применяются законы: того государства. гражданином которого является участник правоотношения либо где он постоянно проживает: местонахождения вещи: места совершения сделки, заключения брака, совершения правонарушения и т.д. В области гражданского права обычно действует правило, в соответствии с которым права и обязанности сторон по внешнеторговой сделке определяются по законам места ее совершения, если иное не установлено соглашением сторон. В соответствии с ч. 1 ст. 12 УК граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат ответственности по УК. если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Коллизионные нормы известны как международному, так и внутригосударственному праву, в первую очередь в тех государствах, в которых установлено федеративное государственное устройство и где возможны коллизии между нормами, принятыми в разных субъектах федерации. Подпунктом "п" ст. 71 Конституции РФ к ведению РФ отнесено федеральное коллизионное право.

Пиголкин А.С.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "КОЛЛИЗИЯ ЗАКОНОВ" в других словарях:

    Расхождение содержания (столкновение) двух или бо лее формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. КОЛЛИЗИЯ ЗАКОНОВ разрешается путем выбора того нормативногоакта, который должен быть применен к рассматриваемому… … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    КОЛЛИЗИЯ ЗАКОНОВ - расхождение по сути двух или более действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. Если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же правотворческим органом, применяется более поздний акт. При расхождении между… … Большой экономический словарь

    Противоречие друг другу двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу К.з. разрешается путем выбора того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Если имеется… …

    коллизия законов - противоречие друг другу (столкновение) двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. К.з. разрешается путем выбора (по определенным правилам) того нормативного акта, который должен быть применен к… … Большой юридический словарь

    - (от лат. collisio столкновение) в общем смысле столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов. В праве коллизия законов означает противоречие друг другу формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же… … Политология. Словарь.

    И; ж. [лат. collisio] Столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов. Жизненная к. Трагическая к. // Изображение жизненных конфликтов и борьбы в художественном произведении. Драматические коллизии. Основная к. романа. * * * коллизия … Энциклопедический словарь

    Столкновение (противоречие) между коллизионными нормами различных государств. которое заключается в несовпадении используемых ими формул прикрепления. К.к. сопровождает коллизионный метод регулирования, весьма часто встречается в практике… … Энциклопедия юриста

    - (см. КОЛЛИЗИЯ ЗАКОНОВ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    - (лат. collisio, от colligere столкнуться). Столкновение различных сил, чувств, взглядов, непосредственно предшествующее борьбе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОЛЛИЗИЯ [лат. collisio] острое… … Словарь иностранных слов русского языка

В конце июля президент подписал Указ № 332, который вносил значительное количество изменений и дополнений в систему контроля и надзора за деятельностью предприятий.

Согласно официальному пресс-релизу, он направлен на исполнение Директивы № 4, а также решения IV Всебелорусского народного собрания о сокращении количества проверок и ориентацию контрольной деятельности на предупреждение правонарушений.

Кроме непосредственно изменений и дополнений, указ содержит поручения Высшему хозяйственному суду и Совету министров, перечень контрольных органов с указанием сферы их деятельности, положение о проведении мониторинга, а также критерии отнесения предприятия к той или иной группе риска.

Что изменилось?

Основная часть изменений коснулась частоты проверок. После вступления указа в силу проводить плановые проверки организации, отнесенной к первой группе риска, можно будет максимум раз в год. А если не будет выявлено нарушений законодательства, то визит сотрудников контролирующего органа нельзя будет назначать чаще, чем раз в два календарных года, включая год проведения самой проверки. Организации, которые относятся к низкой группе риска, можно будет проверять раз в 5 календарных лет.

Теперь назначение плановой проверки учитывает проверки одним и тем же органом, включая вышестоящие и подчиненные подразделения. Соответственно, если чиновники из городского отдела конкретного надзорного органа уже приходили на предприятие низкой группы риска, их коллеги из областного отдела смогут провести проверку только через 5 лет (включая год проведения самой проверки).

Также в указе прописано, что проверки не должны нарушать производственно-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Ранее контролирующие органы могли на двое суток приостановить розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) для снятия остатков товара и проверки использования кассового оборудования. Теперь у них таких полномочий нет.

Кроме проверочной нагрузки, новый указ изменил и некоторые вопросы контроля. Так, после его вступления в силу (то есть с октября) даже предприятие, которое было создано менее двух лет назад, сможет попасть под проверку, если у соответствующих органов будет информация о его сделках с лжепредпринимательскими структурами. А если саму организацию заподозрят в лжепредпринимательской деятельности, это будет являться основанием для внеплановой проверки.

И плюсы, и минусы.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктор Маргелов поддерживает новый указ, называя его "большим компромиссом" между бизнесом и государством. По его словам, вследствие принятия Указа № 510 проверяющие чиновники не могли попасть на объект проверки. В результате многие недобросовестные участники рынка могли избежать наказания.

"Бывают разные случаи. Однажды моя знакомая чиновница видела палатку, в которой без всякого холодильного оборудования продавались пирожки с ливером в тридцатиградусную жару. Чиновница подошла к продавцу и сказала, чтобы пирожки убрали, иначе уже через полчаса при такой температуре они станут опасными для здоровья покупателей. Когда она через некоторое время снова шла этим маршрутом, ей еще раз пришлось делать замечание по тому же поводу. Однако даже после третьего замечания ничего не изменилось. А владелец палатки угрожал ей, что пожалуется на незаконную проверку. Новый указ устраняет такие крайности", - сказал В. Маргелов.

Сопредседатель РКП подтвердил, что новый указ действительно увеличит проверочную нагрузку по сравнению с Указом № 510. Однако количество плановых проверок и штрафов снизится, считает он.

Эксперт Международной финансовой корпорации, заслуженный юрист Республики Беларусь Валерий Фадеев также оценивает новый указ в целом положительно. Дело в том, что МФК принимала участие в его разработке, а финальный вариант учитывает большинство предложений ее экспертов.

В частности, В. Фадеев благоприятно оценивает льготу для добросовестных организаций. Если во время проверки выяснится, что субъект хозяйствования не нарушал законодательство и в полной мере выполнял свои обязательства перед бюджетом (в том числе и перед целевыми бюджетными фондами), то следующую плановую проверку можно будет проводить не ранее чем через 5 календарных лет.

Также эксперт одобрил введение новых критериев отнесения предприятий к группам риска и изменения в системе контролирующих органов.

Особое внимание юрист уделил чек-листам (спискам вопросов, которые ограничивают рамки проверки). После вступления в силу нового указа чек-листы будут использоваться не только при подготовке проверок, но и при их проведении. Таким образом, проверяющие не смогут выйти за рамки своих полномочий.

Однако, по мнению В. Фадеева, указ все еще нуждается в доработке. В частности, автоматически причисленными к первой группе риска становятся организации, выполняющие госзаказ. В чем заключается особый риск в таком случае, непонятно.

Кроме того, эксперт неодобрительно отозвался о введении новой формы контроля (надзора) - мониторинга. Проведение такого рода проверки имеет право назначить только руководитель проверяющего органа или его заместитель. При мониторинге контролирующая организация наблюдает за субъектом хозяйствования и оценивает условия его деятельности, чтобы выявить предпосылки для нарушения и предотвратить само нарушение. При этом должностные лица, которые проводят проверку, не смогут использовать свои полномочия.

По мнению В. Фадеева, введение мониторинга увеличит проверочную нагрузку и создаст почву для злоупотреблений. Если во время проверки будет выявлено нарушение, штрафовать организацию нельзя, вместо этого ей вынесут предписание об устранении нарушения. Однако если проблему не решат в срок, будет назначена внеплановая проверка, которая и сможет повлечь штрафные санкции.

"Сложно сейчас предсказать, как подействуют изменения. Право - это одно, а правоприменительная практика - совсем другое", - добавил В. Фадеев.

Указ № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" был подписан президентом 26 июля 2012 года. До вступления его в силу с 1 октября контрольная деятельность в Беларуси будет регулироваться Указом № 510 от 16 октября 2009 года.

Наказание за совершение административного правонарушения налагается в пределах и в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность заданное правонарушение, т. е. не допускается применение наказания ниже низшего предела.

Административные наказания должны налагаться полномочным органом (должностным лицом) с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, последствий, распространенности деяния и состояния борьбы с ним) и обстоятельств, смягчающих (отягчающих) ответственность. Кроме того, если субъектом правонарушения выступает физическое лицо, учитывается также личность виновного, его имущественного положение, для юридических лиц - имущественное и финансовое положение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, ст. 4 2 КоАП РФ относит:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение,

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения,

3) добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда,

4) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) совершение правонарушения несовершеннолетним,

6) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Законодатель не исчерпывает всех обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими административную ответственность. Орган (должностное лицо), решающий дело, вправе признать смягчающими и другие обстоятельства. Ими могут являться возраст, состояние здоровья и др.

В ст. 4.3 КоАП РФ указан исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. К данным обстоятельствам относятся:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию и не истек один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения (в зависимости от характера административного правонарушения данное обстоятельство может быть и не признано отягчающим).

Следует иметь в виду, что данные отягчающие обстоятельства не могут учитываться как таковые в случае, если они являются квалифицирующими признаками административных правонарушений в соответствии с нормами КоАП РФ.

При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если при этом дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах только одной санкции.

Административные наказания могут быть назначены:

1) не позднее 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - 2 месяцев со дня его обнаружения;

2) не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня обнаружения - за ряд административных правонарушений, указанных в ч.1 ст. 4.5 КоАП (за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, за совершение таможенных, налоговых и других правонарушений);

3) не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня обнаружения - при применении дисквалификации;

4) в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Данные сроки могут быть приостановлены до передачи материалов дела уполномоченному органу (должностному лицу) при удовлетворении ходатайства гражданина о рассмотрении дела по месту жительства.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрено правило, согласно которому лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Указанный срок (один год) учитывается при квалификации правонарушения как повторного, что служит обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Законодатель предоставил право органу (должностному лицу), решающему дело, при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить правонарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Устное замечание не является мерой административной ответственности и не влечет юридических последствий для правонарушителя.

Если в результате административного правонарушения нанесен имущественный вред, то судья, рассматривая дело, вправе, при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В случае если дело рассматривается иным уполномоченным органом (должностным лицом), спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом по правилам гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются также в судебном порядке.

Предыдущая

Для того чтобы разрешить ту или иную кадровую проблему, мы обращаемся к нормативным правовым актам, которые, по нашему мнению, помогут найти нужный ответ. А зачастую вместо готового рецепта получаем набор взаимоисключающих правил: документы различных уровней и отраслей, каждый на свой лад, регулируют спорный вопрос. В данном случае мы сталкиваемся с так называемой юридической коллизией. Каковы причины возникновения юридических коллизий? Какой из норм следует руководствоваться, если они вступили в противоречие между собой? На эти и другие вопросы мы ответим в рамках данной статьи.

«Когда в друзьях согласья нет...»

В теории права юридическая определяется как расхождение или противоречие между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти.

К сведению

Свернуть Показать

Норма права - обязательное, формально сконструированное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.

Причин для возникновения юридических коллизий множество. Это и противоречия между нормами права в связи с их действием во времени (например, когда принятие нового правового акта одним и тем же органом одновременно не сопровождалось отменой устаревшего документа), и ошибки в правотворчестве, и определенная неразбериха в системе действующего российского законодательства. Существуют различные виды коллизий. Например, между положениями международных договоров и национальным законодательством; нормами федеральных законов и законов субъекта федерации; нормами, которые содержатся в актах, имеющих различную юридическую силу (например, в постановлениях Правительства РФ и ведомственных документах); нормами различных отраслей права (допустим, гражданского и административного).

Работниками кадровых служб особенно болезненно (в силу того, что эти ветви законодательства находятся в зоне их профессиональных интересов) воспринимаются конфликты норм гражданского и трудового права, административного и трудового.

Все же не будет большим преувеличением, если мы скажем, что главная проблема каждого кадровика состоит в том, как разобраться с противоречиями внутри самого Трудового кодекса РФ. А этих противоречий на сегодняшний момент не так уж мало.

Задача с двумя неизвестными

Возьмем хотя бы ст. 136 Трудового кодекса РФ. Она диктует условия, по которым работодатель обязан выплачивать работникам заработную плату не реже чем каждые полмесяца. При этом норма уточняет, что конкретный день выплат должен быть определен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Однако далее в той же статье говорится, что «при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне это дня». Таким образом, получается юридическая коллизия. Ведь если одну часть зарплаты выплатить накануне выходного или нерабочего праздничного дня, то следующую выплату работники получат позднее чем через полмесяца.

Пример 1

Свернуть Показать

В организации, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, заработная плата работникам выплачивается 5-го и 20-го числа каждого месяца. В декабре 2010 года 5-е число пришлось на выходной день (воскресенье). Следовательно, по закону работодатель должен выплатить зарплату в пятницу 3 декабря (в последний рабочий день недели). Таким образом, следующие выплаты (20 декабря) будут сделаны через 16 календарных дней, то есть позднее чем через полмесяца.

Или обратимся к ст. 61 Трудового кодекса РФ. В части четвертой нормы говорится, что если работник своевременно не приступил к работе (в день, определенный трудовым договором, или на следующий день после вступления трудового договора в силу), то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. При этом нам предлагают аннулированный договор считать незаключенным (то есть его как бы и не было вовсе). В то же время в части первой этой же нормы сказано, что по общему правилу трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем. Получается нонсенс: мы должны считать незаключенным договор, который прежде надлежащим образом уже вступил в законную силу.

К сведению

Свернуть Показать

ТК РФ и КоАП РФ «не договорились» о наказании

При внимательном прочтении текста законов можно обнаружить несостыковки норм ТК РФ и КоАП РФ. Возьмем хотя бы нормы, где речь идет о наказании за нарушение или невыполнение сторонами коллективного договора, соглашения. Из смысла нормы Трудового кодекса РФ (ст. 55) получается, что в качестве единственной меры наказания может быть применен штраф, тогда как КоАП РФ наряду со штрафом упоминает еще и о такой санкции, как предупреждение (ст. 5.31).

Короткий срок для иностранца?

Обратимся к такой деликатной теме, как трудовой договор с иностранным работником. До сих пор кадровые специалисты так и не могут прийти к единому мнению, должен ли такой договор иметь срочный характер или его следует заключать на неопределенный срок. Хотя в Федеральном законе от 25.07.2002 г. 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) прямо не говорится о том, что отношения с иностранцем нужно строить на основании срочного трудового договора. В то же время утверждается, что срок такого договора тесно связан с наличием у иностранного работника разрешения на работу. А как мы знаем, такое разрешение выдается на строго ограниченное время . Кроме того, «пассаж» о срочном договоре прослеживается в уведомлениях, которые работодатель должен направить в государственный орган службы занятости населения и ФМС о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности и заключении с ним трудового договора . В этих документах требуется указывать временной отрезок, на который заключен трудовой договор. Следовательно, подразумевается, что с иностранцем должен быть заключен трудовой договор на определенный срок.

К сведению

Свернуть Показать

Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Теперь посмотрим, что об этом говорит Трудовой кодекс РФ. Согласно части второй статьи 58 закона срочный трудовой договор должен быть заключен в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения . То есть в случаях, указанных в части первой ст. 59 ТК РФ (например, на период выполнения временных (до двух месяцев) работ).

Срочный трудовой договор может также заключаться по соглашению сторон (уже без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения) в случаях, предусмотренных частью второй ст. 59 Трудового кодекса РФ (например, с лицами, поступающими на работу по совместительству). При этом нигде не упоминаются иностранные граждане. Сторонники заключения срочного трудового договора с мигрантами в обоснование своей позиции говорят о том, что на самом деле в ст. 59 Трудового кодекса содержится уточнение, согласно которому срочный трудовой договор должен (может) быть заключен и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или федеральными законами. Да, это так, но только в том случае, если об этом будет четко и однозначно сказано в норме другого федерального закона.

Ищем выход

Помочь сделать выбор между нормами, вступившими между собой в конфликт, призваны специальные коллизионные нормы. Они регулируют выбор между положениями, содержащимися в актах различного уровня, а также по предметному, территориальному или временному признаку. В качестве примера такой специальной коллизионной нормы можно привести ст. 5 Трудового кодекса РФ.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Статья 5 Трудового кодекса РФ «Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права» <извлечение>

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом важно, что все правовые нормы, призванные решить юридическую коллизию, базируются на общеправовых принципах построения системы права и применения норм права. В частности, на таких, как приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой, приоритет специальной нормы, приоритет нормы, принятой позднее . Именно о них в дальнейшем и пойдет речь. Дело в том, что в затруднительной ситуации выбора с помощью данных принципов можно найти единственно верный ответ.

Правила против Инструкции: какому документу верить?

Суть принципа - приоритет нормы, обладающей более значимой юридической силой , - заключается в следующем. Если в нормативных правовых актах существуют разночтения по поводу регулирования одних и тех же вопросов, предпочтение следует отдать документу, имеющему больший юридический вес . Поясним на примере двух нормативных правовых актов, которые не понаслышке знакомы работникам кадровых служб, - постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 и постановления Минтруда РФ от 10.10.2003 г. № 69. Первым актом были утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек... (далее - Правила), вторым - Инструкция по заполнению трудовых книжек (далее - Инструкция). Как часто бывает, не обошлось без определенных накладок. Так, в пункте 3.2 Инструкции (где речь идет о внесении в трудовую книжку сведений о переименовании организации) ничего не говорится о том, что такая запись должна иметь порядковый номер (обычно на практике кадровики его и не ставят), а в пункте 11 Правил сказано, что все записи в пределах своего раздела должны быть пронумерованы. Если руководствоваться принципом приоритета нормы, имеющей высшую юридическую силу, мы должны сделать выбор в пользу нумерации записи о переименовании организации, так как эти требования содержатся в постановлении Правительства РФ (а противоречащие нормы - в постановлении Министерства).

Главенство специальной нормы

При возникновении юридической коллизии мы также должны отдать предпочтение специальной норме. Так, в ст. 136 Трудового кодекса, о которой мы говорили ранее, мы отдадим предпочтение специальной (уточняющей) норме, согласно которой «при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне это дня». Несмотря на то, что срок между выплатами может быть больше, чем полмесяца, то есть больше, чем того требует общая норма.

Кстати, Трудовой кодекс РФ в ряде статей во избежание коллизий предупреждает о том, что при конкуренции норм предпочтение нужно отдать именно специальной норме. Например, Кодекс предоставляет определенные гарантии и компенсации работникам, трудовая деятельность которых осуществляется в районах Крайнего Севера (приравненных к ним областях) (гл. 50), а также лицам, совмещающим работу с обучением (гл. 26). В то же время в ст. 287 Кодекса сказано, что совместителям такие гарантии и компенсации предоставляются только по основному месту работы, тогда как все иные «преференции», связанные с трудовой деятельностью, предоставляются этой категории работников в полном объеме.

Выбираем новый документ

Этот принцип (приоритет нормы, принятой позднее) можно отследить, сопоставляя два равных по своей силе закона, - Трудовой кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ. О том, что они действительно равны, можно судить по положениям статьи 3 ГК РФ, где закреплен приоритет норм ГК РФ перед другими правовыми актами, содержащими нормы гражданского права (точно так же в ст. 5 ТК РФ говорится о приоритете Трудового кодекса РФ перед другими правовыми актами, содержащими нормы трудового права). Таким образом, если в нормах этих законов будут обнаружены взаимоисключающие установки, следует руководствоваться положениями Трудового кодекса РФ как принятого позднее (за исключением части 4 ТК РФ).

А как показывает опыт, порой гражданское и трудовое законодательство демонстрируют различное понимание сути проблемы.

К сведению

Свернуть Показать

Два подхода к одному вопросу

Согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 20) работодателем может быть не только юридическое, но и физическое лицо (например, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты). В частности, если гражданин зарегистрировал себя должным образом, он может получить статус индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. А нормы гражданского законодательства (ст. 27 ГК РФ) допускают, что индивидуальным предпринимателем может быть признан и несовершеннолетний (в том случае, если он достиг возраста 16 лет, имеет соответствующее решение органа опеки и попечительства, согласие родителей и т.д.). Важно, что с момента регистрации статуса индивидуального предпринимателя такой подросток может быть объявлен полностью дееспособным. В этом случае родители, усыновители и попечители не будут нести никакой ответственности за причинение несовершеннолетним работодателем имущественного вреда.

Как видим, имеет место серьезное противоречие между нормами трудового и гражданского законодательства. Трудовое законодательство, учитывая психофизиологические особенности молодого организма, стоит на страже интересов несовершеннолетних работников. Устанавливает специальные нормы, предоставляющие лицам в возрасте до 18 лет определенные гарантии относительно условий выполнения трудовой функции, рабочего времени, времени отдыха и т.д. (для работодателей, даже если они несовершеннолетние, таких льгот Трудовой кодекс РФ не предусматривает). Гражданское же законодательство в рассматриваемом примере «награждает» их полной дееспособностью. Безо всяких скидок на здоровье и возраст предлагает относиться к несовершеннолетним работодателям так же, как и к совершеннолетним, к которым работники могут предъявить весь спектр претензий, связанных с нарушением их трудовых прав.

Теперь несколько слов о том, в каком порядке применяются вышеуказанные правовые принципы. В первую очередь применяется принцип приоритета нормы, обладающей более высокой юридической силой (например, предпочтение отдается Федеральному закону перед Указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ). Во вторую очередь - принцип приоритета специальной нормы перед общей. То есть если по иерархии документы равны (например, оба - постановления Правительства РФ), то применяется тот нормативный правовой акт, который содержит специальную (уточняющую) норму. И, наконец, в последнюю очередь применяется принцип приоритета нормы, принятой позднее .

Кодекс - всему голова

Вновь обратимся к вопросу, который мы обсуждали ранее: о том, какой трудовой договор должен быть заключен с иностранным гражданином - срочный или на неопределенное время. Спорный предмет регулируется нормами федеральных законов, но один из них - Кодекс (Трудовой кодекс РФ), а другой - обычный закон (Федеральный закон № 115-ФЗ). Как сделать выбор между ними? Давайте разберемся.

Существует мнение, что при сравнении двух федеральных законов в любом случае приоритет имеет кодифицированный закон, так как он является своего рода основой, ядром при построении системы права. И все другие нормативные правовые акты, регулирующие точно такие же или сходные правоотношения, должны подстроиться под него. На самом деле не все так просто. На эту тему существует два противоположных решения Конституционного Суда. В первом отрицается возможность какого-либо главенства одного федерального закона (пусть даже и кодифицированного) над другим, во втором «пальма первенства» отдается кодифицированному закону .

Учитывая неоднозначность позиции Конституционного Суда, следует подходить к вопросу о приоритете кодекса перед обычным федеральным законом очень осторожно и отдавать предпочтение кодифицированному закону только при условии, если:

  • приоритет норм кодекса прямо закреплен в самом кодексе относительно всех федеральных законов, в том числе и принятых ранее;
  • приоритет норм кодекса может использоваться только при невозможности применения принципа приоритета специальной нормы перед общей;
  • федеральный закон сам не должен быть кодексом (иным кодифицированным актом);
  • норма иного федерального закона должна регулировать отношения, входящие в предмет регулирования кодифицированного акта.

Таким образом, в вопросе о заключении трудового договора с иностранным гражданином (уже по первому признаку) предпочтение следует отдать Трудовому кодексу РФ. Так как в его статье 5 четко сказано, что «в случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс».

К сведению

Свернуть Показать

Учитывая тот факт, что в статьях 58 и 59 Трудового кодекса РФ (а именно в этих нормах приведены условия заключения срочного трудового договора) ничего не говорится об иностранных гражданах, следует сделать вывод, что с этой категорией работников следует заключать трудовой договор на неопределенный срок. А когда закончится срок действия разрешения на работу (если не будет выдано новое), этот договор нужно будет расторгнуть по пункту 9 части первой 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ. То есть на основании истечения срока действия специального права. Следует отметить, что если иностранный гражданин захочет оспорить действия работодателя в части срока трудового договора, то суд встанет на сторону мигранта. Дело в том, что суды (в силу части 5 статьи 58 Трудового кодекса) признают срочный договор, заключенный без достаточных к тому оснований, трудовым договором, заключенным на неопределенный срок.

Итак, мы рассказали о юридических коллизиях, которые встречаются в практике кадровой работы, и дали некоторые рецепты по их разрешению.

В заключение хочется сказать вот о чем. Чтобы разобраться в рабочей ситуации, сотруднику кадровой службы приходится порой потратить немало времени, просмотреть специальную литературу, проконсультироваться у корпоративного юриста. Но иногда такие трудозатраты излишни, потому что ответ лежит буквально на поверхности. Например, в «настольной книге» любого кадровика - Трудовом кодексе РФ.

Сноски

Свернуть Показать


  • Энциклопедия судебной практики. Централизованные закупки (Ст. 26 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
  • 1. Распространение действия порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением, предусматривающего осуществление только централизованных закупок путем взаимодействия с уполномоченным учреждением, на всех заказчиков противоречит федеральному закону
  • 2. Установление в порядке взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением требования о направлении заказчиком в составе заявки "иных документов, относящихся к закупке" является неопределенной нормой и противоречит федеральному закону
  • 3. Отсутствие у уполномоченного органа полномочий по определению условий контракта не освобождает его от обязанностей рассмотрения заявки на предмет соответствия требованиям Закона N 44-ФЗ и ее возврата в случае выявления недостатков, если таковые возложены на него муниципальным правовым актом
  • 4. Установление в порядке взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением права уполномоченного учреждения по собственной инициативе вносить изменения в извещение и (или) документацию о закупке, направлять мотивированный отказ заказчику об отказе внести изменения в указанные документы, а также по собственной инициативе отменять осуществление определения поставщиков и направлять мотивированный отказ заказчику об отказе отменить осуществление определения поставщиков не противоречат федеральному закону
  • 5. Антимонопольный орган вправе выдавать обязательные для исполнения предписания как заказчику, так и уполномоченному органу, если, согласно Порядку взаимодействия таких лиц, они действуют совместно
  • 6. Предписание, выданное антимонопольным органом, не может быть адресовано уполномоченному органу вместо заказчика
  • 7. К учреждению, в силу правовых актов органа местного самоуправления выполняющему функции заказчика, положения части 1 статьи 26 Закона N 44-ФЗ не применяются
  • 8. Положения части 1 статьи 26 Закона N 44-ФЗ применяются в отношении централизованных закупок только при имеющемся выборе поставщиков
  • 9. Совмещение одним и тем же органом местного самоуправления функций контроля в сфере закупок с функциями уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) неправомерно
  • 10. Выявление и устранение уполномоченным органом несоответствия заявки и аукционной документации (в части условия о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта) по согласованию с заказчиком не обязательно свидетельствует о нарушении п. 10 ст. 26 Закона N 44-ФЗ
  • 11. Глава администрации муниципального образования может быть наделён уставом этого муниципального образования полномочием на заключение и подписание от имени муниципального образования соглашения о передаче полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд
  • 12. Утверждение формы соглашения о передаче Правительству субъекта РФ полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд постановлением Правительства субъекта РФ правомерна
  • 13. Если учреждение уполномочено выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно действует в этом случае в интересах и от имени публичного образования

Энциклопедия судебной практики
Централизованные закупки
(Ст. 26 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")


1. Распространение действия порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением, предусматривающего осуществление только централизованных закупок путем взаимодействия с уполномоченным учреждением, на всех заказчиков противоречит федеральному закону


Как обоснованно указали суды, заказчик и уполномоченный орган при осуществлении закупки действуют совместно и должны соблюдать требования Закона о контрактной системе.

Отсутствие у уполномоченного органа в силу положений части 1 статьи 26


Доводы жалобы об отсутствии у уполномоченного органа правовых оснований для внесения изменений в аукционную документацию, в связи с отсутствием соответствующего решения заказчика, не влияют на законность и обоснованных принятых по делу решений.

В соответствии с Положением о порядке взаимодействия муниципального органа уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и муниципальных заказчиков, иных заказчиков Балаковского муниципального района, утвержденным вышеуказанным постановлением от 16 июля 2014 года N 3346, уполномоченный орган, в том числе на основании представленного заказчиком пакета документов: формирует извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и утверждает конкурсную документацию, документацию об электронном аукционе, проект контракта, заключаемого по результатам проведения запроса котировок, документацию о проведении запроса предложений в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе; принимает решение о внесении изменений либо об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в сроки, установленные Федеральным законом о контрактной системе по собственной инициативе и (или) по заявке заказчика, подавшего такую заявку, обеспечивает размещение извещения в единой информационной системе в сроки, установленные Федеральным законом о контрактной системе; размещает в единой информационной системе документацию о закупке и изменения, вносимые в такую документацию, разъяснения положений документации о закупках (пункты 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4).


5. Антимонопольный орган вправе выдавать обязательные для исполнения предписания как заказчику, так и уполномоченному органу, если, согласно Порядку взаимодействия таких лиц, они действуют совместно


Заявитель данной жалобы ссылается на положения части 1 статьи 26 Закона о контрактной системе и обращает внимание на то, что уполномоченному органу, которым является администрация, запрещено влиять на определение условий контракта, поэтому оспариваемое предписание антимонопольного органа считает выданным ненадлежащему лицу.

Распоряжением администрации города от 14.03.2014 N 53р утвержден Порядок взаимодействия заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд с управлением централизованных закупок департамента правового обеспечения администрации города [органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)] при осуществлении закупок товаров, работ, услуг (далее - Порядок взаимодействия).

Как обоснованно указали суды [исходя из пп. 6, 8-12, 14 Порядка взаимодействия], заказчик и уполномоченный орган при осуществлении закупки действуют совместно и должны соблюдать требования Отсутствие у уполномоченного органа в силу положений части 1 статьи 26 Закона о контрактной системе полномочий по определению условий контракта не освобождает его от возложенной на него Порядком взаимодействия обязанности по рассмотрению заявки на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и ее возврату заказчику для устранения недостатков в случае выявления последних.

Учитывая изложенное, выводы антимонопольного органа о нарушении норм Закона о контрактной системе как заказчиком в лице департамента, так и организатором торгов в лице администрации, суды признали обоснованными, соответствуют характеру деятельности администрации и не опровергаются Порядком взаимодействия.


6. Предписание, выданное антимонопольным органом, не может быть адресовано уполномоченному органу вместо заказчика


В соответствии с преамбулой вынесенное антимонопольным органом решение и предписание адресованы заказчику - администрации города.

Вместе с тем в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе, размещенных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru , указан заказчик - администрация Краснооктябрьского района города.

Администрация города по указанному выше электронному аукциону выступала не в качестве заказчика, а в качестве уполномоченного органа, что также соответствует пункту 1 решения Волгоградской городской Думы от 10.11.2010 N 38/1163 "О создании муниципального органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков и иных заказчиков, и утверждении порядка взаимодействия муниципального органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков и иных заказчиков, и муниципальных заказчиков и иных заказчиков при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд в Волгограде". При этом частью 1 статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ прямо предусмотрен запрет на возложение на уполномоченный орган полномочий по определению условий контракта.

Предписание об аннулировании электронного аукциона выдано администрации города как ненадлежащему лицу, поскольку решение об аннулировании указанной процедуры в соответствии с установленным в городе порядком взаимодействия заказчика и уполномоченного органа принимается заказчиком.

Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителем решение не соответствует обстоятельствам дела, предписание адресовано ненадлежащему лицу.


7. К учреждению, в силу правовых актов органа местного самоуправления выполняющему функции заказчика, положения части 1 статьи 26 Закона N 44-ФЗ не применяются


Суд указал на невозможность заключения муниципального контракта в силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому учреждениям, уполномоченным на определение поставщиков для муниципальных заказчиков, запрещено определять условия контрактов и подписывать их.

Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что соответствующий запрет установлен в части 1 статьи 26 Закона N 44-ФЗ, является неправильным, так как таковой распространяется на организации, которые наделены полномочиями по определению поставщиков для заказчиков, в то время как в силу правовых актов органа местного самоуправления поселка истец сам выполняет функции заказчика.


Из материалов дела следует, что 19.12.2013 городской Думой принято решение N 1024 "Об уполномоченном на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных казенных учреждений и муниципальных бюджетных учреждений органе местного самоуправления городского округа".

Согласно п. 1 указанного решения мэрия города является уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных казённых учреждений и муниципальных бюджетных учреждений органом местного самоуправления городского круга при осуществлении закупок товаров, работ, услуг конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как установлено материалами дела, 19.12.2013 городская Дума решением N 1042 определила мэрию города уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

При рассмотрении спора суды установили, что антимонопольным органом был сделан вывод о неправомерном включении госкомитетом в состав документации положений, противоречащих заявке заказчика в части возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку в информации о закупке на размещение спорной конкурентной процедуры право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством не установлено. Тогда как в Информационной карте аукционной документации, а также в проекте государственного контракта предусмотрена возможность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Суды апелляционной и кассационной инстанций, установив наличие волеизъявления заказчика о возможности принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, и признав отсутствие такого условия в заявке технической ошибкой, пришли к выводу о недоказанности антимонопольным органом нарушения госкомитетом положений части 10 статьи 26 Закона о контрактной системе.


В ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе антимонопольным органом установлено, что в пункте 2 Формы N 1 "Информации о закупке" заявки на размещение закупки указано: "Возможность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством - Не установлено". Однако в пункте 35 Информационной карты аукционной документации, а также в пункте 18.4 проекта государственного контракта возможность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрена. В этой связи антимонопольный орган посчитал, что включение Госкомитетом в состав документации положений, противоречащих заявке заказчика в части возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, является нарушением части 10 статьи 26 Закона о контрактной системе.

Судом апелляционной инстанции в данном конкретном случае установлены конкретные фактические обстоятельства, что несоответствие заявки и аукционной документации в части условия о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (противоречие) было выявлено сотрудником Госкомитета, о чем уполномоченный орган уведомил заказчика в телефонном режиме; заказчик в целях оптимизации сроков размещения закупки просил Госкомитет считать содержание графы N 2 формы 1 заявки соответствующим условиям проекта контракта (форма N 4) и в документации указать условие о возможности принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Суд принял во внимание, что в проекте государственного контракта, являющегося неотделимой частью заявки, заказчиком была предусмотрена возможность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта; отсутствие данного условия в заявке является технической ошибкой, волеизъявление заказчика имелось; учтено и отсутствие возражений со стороны заказчика по условиям аукционной документации.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к мотивированному выводу о недоказанности антимонопольным органом нарушения Госкомитетом части 10 статьи 26 Закона о контрактной системе.


11. Глава администрации муниципального образования может быть наделён уставом этого муниципального образования полномочием на заключение и подписание от имени муниципального образования соглашения о передаче полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд


Передача муниципальным образованием полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется на основании соглашения, заключаемого Правительством Республики Северная Осетия - Алания с муниципальным образованием по форме, оспариваемой по настоящему административному делу.

Данной формой предусмотрено, что соглашение о передаче полномочий заключается между муниципальным образованием в лице главы администрации, с одной стороны, и Правительством Республики Северная Осетия - Алания в лице председателя правительства, с другой стороны.

Отказывая в удовлетворении административного иска главы муниципального образования город Владикавказ, ссылавшегося на отсутствие у главы администрации муниципального образования полномочия на заключение и подписание такого соглашения от имени муниципального образования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что доводы административного истца основаны на неверном толковании норм материального права.

Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемая форма соглашения о передаче полномочий [Правительству Республики Северная Осетия - Алания полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд] должна быть утверждена не постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания, а законом Республики Северная Осетия - Алания, также основаны на неверном толковании норм материального права.

Податель жалобы считает, что в силу пункта 8 и подпункта 5 пункта 9 Порядка взаимодействия заказчиков Новосибирской области с уполномоченным учреждением в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 N 596-п (далее - Порядок взаимодействия), учреждение могло указать заказчику на несоответствие установленного им в проекте контракта порядка определения и размера пени положениям части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила N 1063), либо самостоятельно внести необходимые изменения с последующим уведомлением об этом заказчика.

Суды первой и апелляционной инстанций сочли, что ответственность за нарушения требований законодательства Российской Федерации, допущенные при определении условий контракта, в том числе описании объекта закупки, а также при подписании контракта, возлагается на заказчика; положения части 5 статьи 105 Закона N 44-ФЗ к учреждению не применимы.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.