Экологическая экспертиза определяется как. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе", экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Каковы принципы экологической экспертизы?

Экологическая экспертиза согласно действующему законодательству основывается на следующих принципах:
  1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  2. обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  3. комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  4. обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  5. достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  6. независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  7. научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  8. гласности, участия общественных организаций (объединений ), учета общественного мнения;
  9. ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Каковы виды экологической экспертизы?

Законом "Об экологической экспертизы" предусмотрены два вида экологической экспертизы: государственная и общественная .

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?

Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне являются:
  1. проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды;
  2. материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
  3. проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду:
  4. проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
  5. проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;
  6. проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
  7. проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
  8. проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
  9. проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;
  10. технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которых превышает пятьсот тысяч долларов;
  11. технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
  12. материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;
  13. проекты международных договоров;
  14. иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов Российской Федерации, и др.

Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?

Специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы являются федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды - Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения экологической экспертизы.

Каковы полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы?

К полномочиям названного органа относятся:
  1. разработка порядка и регламента проведения государственной экологической экспертизы;
  2. организация и проведение государственной экологической экспертизы соответствующих объектов, в том числе формирование экспертных комиссий;
  3. установление правил определения срока и условий действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  4. разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части проведения государственной экологической экспертизы;
  5. научное и методологическое обеспечение государственной экологической экспертизы;
  6. организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы и другие права и обязанности, предусмотренные статьей 7 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы?

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии обязательного соответствия формы и содержания представленных заказчиком материалов требованиям Федерального закона "Об экологической экспертизе", установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представленных материалов:
  1. документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  2. положительных заключений и документов согласования органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном порядке;
  3. заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  4. материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями ), организованных органами местного самоуправления.
Установлено также, что государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зависимости от сложности объекта. Однако он не должен превышать шести месяцев.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является ее заключение, отвечающее установленным требованиям. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Как осуществляется формирование государственной экспертной комиссии?

Формирование экспертной комиссии, утверждение ее персонального состава, назначение руководителя и ответственного секретаря осуществляются соответствующим специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Формирование экспертной комиссии осуществляется при участии ее руководителя.

Каков правовой статус эксперта государственной экологической экспертизы?

Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, привлеченный в установленном порядке к проведению государственной экологической экспертизы. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий с указанным заказчиком или с разработчиком в трудовых или иных договорных отношениях, а также представитель юридического лица, состоящего с указанными заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях.

Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право:

  1. заявлять специально уполномоченному государственному органу о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
  2. формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
Эксперт обязан:
  1. осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключение по таким материалам;
  2. соблюдать требования законодательства Российской Федерации и ее субъектов об экологической экспертизе;
  3. соблюдать установленные специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы порядок и сроки проведения государственной экологической экспертизы;
  4. обеспечить объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
  5. участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологический экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом государственной экологической экспертизы:
  6. обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Какие требования предъявляются к заключению государственной экологической экспертизы?

Заключение государственной экологической экспертизы должно содержать обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Оно должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии и соответствовать заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. К заключению должны быть приложены особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение подписывается руководителем государственной экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми членами комиссии. Оно не может быть изменено без их согласия. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является обязательным условием финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Такое заключение имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Оно теряет юридическую силу в случае:

  1. доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  2. изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;
  3. реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и в случае внесения изменений в указанную документацию:
  4. истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  5. внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При наличии отрицательного заключения государственной экологической экспертизы реализация ее объекта запрещается. Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить соответствующие материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении.

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Каков порядок проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Такая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или же охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней и касаться тех же объектов, что и государственная экспертиза, за исключением указанных выше.

Общественные организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном законом порядке, имеют право:

  1. получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в установленном законом объеме;
  2. знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
  3. участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится при условии государственной регистрации заявления общественных организаций о ее осуществлении. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление, в регистрации которого не было отказано в указанный срок, считается зарегистрированным со всеми вытекающими последствиями.

Каковы основания отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы?

В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:
  1. общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
  2. общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
  3. порядок государственной регистрации общественной организации не соответствует установленному законом;
  4. устав общественной организации, организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует установленным требованиям;
  5. не выполнены требования к содержанию заявления о проведении общественной и экологической экспертизы.
Указанный перечень оснований отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренный статьей 24 Федерального закона "Об экологической экспертизы", является исчерпывающим. Следовательно, по иным основаниям не может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

В каких случаях заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу?

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. В этих случаях на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются установленные законом формы ответственности за допущенные правонарушения.

Каков порядок финансирования государственной экологической экспертизы?

Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторного проведения, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов и порядком ее проведения, определяемыми осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом.

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений ), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

Каковы виды нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе?

Федеральным законом "Об экологической экспертизе" предусмотрены следующие виды нарушений законодательства заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и другими заинтересованными лицами:
  1. непредставление документации на экологическую экспертизу;
  2. фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
  3. принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения;
  4. создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  5. уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
  6. реализация объема экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  7. осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе руководителями специально уполномоченных государственных органов н руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:
  1. нарушение установленных Федеральным законом "Об экологической экспертизе" правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  2. нарушение правил формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
  3. неисполнение установленных указанным Законом для специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы обязанностей;
  4. нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации средств на проведение государственной экологической экспертизы;
  5. несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
  6. необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления общественных организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
Нарушениями законодательства РФ в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии и ее экспертами являются:
  1. нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
  2. необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
  3. фальсификация таких выводов;
  4. сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения ), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, исключающих возможность быть экспертом государственной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:
  1. фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;
  2. выдача разрешений на специальное природопользование или неосуществление иной деятельности, которая может оказать прямое иди косвенное воздействие на окружающую природную среду без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  3. организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями );
  4. прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной или общественной экологической экспертизы;
  5. незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Указанный перечень нарушений законодательства об экологической экспертизе, предусмотренных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", не является исчерпывающим. Законодательством Российской Федерации, равно как и законодательством субъектов Российской Федерации, могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об экологической экспертизе.

Какие виды юридической ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе предусмотрены Федеральным законом "Об экологической экспертизе"?

Федеральным законом "Об экологической экспертизе" предусмотрены четыре вида юридической ответственности эа нарушения законодательства об экологической экспертизе:
  1. уголовная ответственность лиц, виновных в совершении нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, в соответствии с УК РФ;
  2. административная ответственность лиц, виновных в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 Федерального закона (перечисленные выше нарушения ), если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность;
  3. материальная ответственность должностных лиц, экспертов экологической экспертизы, консультантов и иных работников, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы;
  4. гражданско-правовая ответственность. Граждане и юридические лица, права которых были нарушены экологической экспертизой, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в установленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, также подлежит компенсации причинителем вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.
В данном Законе ничего не сказано о дисциплинарной ответственности рабочих и служащих за нарушения законодательства об экологической экспертизе. Представляется, что такая ответственность рабочих и служащих, виновных в совершении указанных правонарушений, также может иметь место при соблюдении требований, предусмотренных законодательством о труде.

Государственная экологическая экспертиза преследует основную цель - предотвращение отрицательного влияния последствий человеческой деятельности на состояние окружающей среды. В каких случаях проводится такая процедура, каков ее регламент и возможные результаты - ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза проводится на 2 уровнях:

  • на федеральном госуслуга предоставляется Росприроднадзором и его территориальными органами (п. 9 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды от 06.05.2014 № 204);
  • на региональном процедуру осуществляет уполномоченный орган госвласти субъекта РФ (абз. 3 п. 1 ст. 6 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ).

Срок реализации государственной экологической экспертизы по общему правилу не должен превышать 2 месяцев (п. 4 ст. 14 закона № 174-ФЗ), но:

  • По желанию заказчика в допустимых законом случаях может быть увеличен на 1 месяц.
  • При отсутствии согласия более чем трети списочного состава экспертной комиссии с результатами, занесенными в проект сводного заключения по итогам обследования приказом Росприроднадзора, может быть увеличен (п. 22 Положения о порядке проведения ГЭЭ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698). Общий срок проведения экспертизы при этом не может превышать 6 месяцев (абз. 4 п. 12 указанного Положения).

Заказчик государственной экологической экспертизы обязан оплатить ее проведение предварительно (п. 2 ст. 14 закона № 174-ФЗ). Размер и порядок внесения госпошлины и иных видов оплаты определяются уполномоченным госорганом на основании сметы расходов (п. 23 Административного регламента).

Специализированное подразделение Росприроднадзора или уполномоченный орган госвласти субъекта РФ формируют экспертную комиссию, которая будет заниматься проведением государственной экологической экспертизы (п. 5 ст. 14 закона № 174-ФЗ).

Итоги экспертизы отражаются в заключении экспертной комиссии (п. 7 указанной статьи).

Перечень административных процедур при проведении ГЭЭ

Государственная экологическая экспертиза федерального уровня подробно рассматривается в упомянутом Административном регламенте. Предоставление аналогичной услуги на региональном уровне осуществляется с учетом положений Административного регламента, разработанного и утвержденного в отдельном субъекте РФ (например, Административный регламент предоставления госуслуги по проведению ГЭЭ объектов регионального уровня в ХМАО — Югре, утвержденный приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны ОС, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО — Югры от 14.10.2014 № 24-нп).

Независимо от уровня ГЭЭ процедура состоит из следующих этапов:

  • Прием и регистрация заявления, комплекта документов от заказчика. На основании указанной документации будет инициировано проведение ГЭЭ. Представить документы (см. перечень в пп. 1-1.1 ст. 14 закона № 174-ФЗ) можно как лично, так и по почте либо в электронном формате (пп. 33-34 Административного регламента).
  • Изучение заявления и представленных материалов. Проводится ответственным исполнителем. Выявленные в документации недостатки должны быть исправлены заказчиком в установленный срок. В противном случае документы будут возвращены ему без проведения ГЭЭ (п. 42 Административного регламента).
  • Осуществление межведомственных запросов. Документы, указанные в пп. 16 и 17 Административного регламента, запрашиваются госорганом самостоятельно (п. 45 Административного регламента).
  • Издание приказа о подготовке и реализации ГЭЭ. Осуществляется в течение 1 месяца (для объектов, указанных в пп. 7.1 и 7.3 закона № 174-ФЗ, — 3 дней) с момента получения полного комплекта документов (п. 49 Административного регламента).
  • Проведение ГЭЭ. На основании приказа (п. 51 Административного регламента).
  • Выдача заключения ГЭЭ. На основании приказа (п. 65 Административного регламента).

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня перечислены в ст. 11 закона № 174-ФЗ. К ним в том числе относятся:

  • проекты документации нормативно-технического характера, методические рекомендации и инструкции в сфере охраны окружающей среды (далее — ОС), утверждаемые компетентными госорганами РФ;
  • проекты документации о разделе продукции, целевых программ федерального уровня, реализация которых предполагает воздействие на ОС;
  • проекты техдокументации на новые изобретения;
  • документы, содержащие обоснования лицензий, выдаваемых на отдельные виды деятельности, реализация которых может оказывать влияние на ОС;
  • материалы, содержащие обоснования получения конкретными участками статуса особо охраняемых природных территорий;
  • проектная документация объектов, реализация которых предполагается на землях ООПТ федерального уровня, объектов, используемых под размещение опасных отходов, ликвидации горных выработок, создания искусственных земельных участков и т. д.

Примеры объектов ГЭЭ федерального уровня: объект размещения отходов южного участка Ириклинского месторождения известняков, реконструкция свалки до уровня полигона промотходов на станции Орск и т. д.

Государственной экологической экспертизе подлежат все объекты, реализация которых может повлечь негативные последствия для ОС (абз. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ).

Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается. Также без одобрения компетентной комиссии объект не может быть профинансирован (абз. 2 п. 5 ст. 18 указанного закона).

Срок проведения ГЭЭ для объектов, перечисленных в пп. 7.1, 7.3 ст. 11 закона № 174-ФЗ, не может превышать 3 месяцев (абз. 3 п. 11 приказа Минприроды № 204).

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня

Государственная экологическая экспертиза регионального уровня проводится для объектов, перечисленных в ст. 12 закона № 174-ФЗ.

Органы, уполномоченные на проведение ГЭЭ, перед началом процедуры определяют, к какому уровню относится объект, подлежащий обследованию.

Обычно используются следующие критерии:

  • территориальные пределы распространения возможного негативного воздействия объекта (например, на площади 2 и более субъектов РФ);
  • будут ли при эксплуатации объекта расходоваться природные ресурсы, отнесенные к ведению РФ;
  • будет ли указанная деятельность задевать интересы соседних государств;
  • нужно ли будет при реализации исследуемого объекта использовать природные ресурсы соседних государств;
  • каков объем иностранных инвестиций в данную деятельность.

Срок проведения ГЭЭ объектов, указанных в п. 4.1 ст. 12 закона № 174-ФЗ, не может превышать 2 месяцев (п. 4 ст. 14 указанного закона).

Примеры объектов ГЭЭ регионального уровня: газопровод высокого давления / распределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения жилых домов в с. Марково Петушинского района Владимирской области, проектные материалы объекта обслуживания (мелкорозничной торговой сети) — торгового центра «Эталон» во Владимире и т. д.

Заключение государственной экологической экспертизы

По итогам государственной экологической экспертизы оформляется заключение(п. 1 ст. 18 закона № 174-ФЗ).

Такое заключение может быть (п. 5 указанной статьи, п. 20 Положения):

  • положительным — при соответствии исследуемого объекта требованиям экологической безопасности (например, заключение № 3 экспертной комиссии ГЭЭ по материалам проектной документации «Строительство полигона твердых бытовых отходов в п. Давенда Могочинского района Забайкальского края», утвержденное приказом управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от 16.08.2012 № 217-Э);
  • отрицательным — если такой объект признан несоответствующим указанным требованиям (например, заключение экспертной комиссии ГЭЭ по материалам проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов с. Сакмара Сакмарского района Оренбургской области», утвержденное приказом управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 26.05.2014) или необходима доработка документации с учетом комментариев экспертной комиссии.

Заключение ГЭЭ обретает юридическую силу в момент его согласования компетентным федеральным органом исполнительной власти или соответствующих органов субъекта РФ (п. 4 ст. 18 закона № 174-ФЗ).

Заключение государственной экологической экспертизы объекта направляется заказчику в течение 5 календарных дней со дня его согласования (п. 27 Положения).

Заключение может быть оспорено в судебном порядке (п. 8 ст. 18 закона № 174-ФЗ). Например, решение АС г. Москвы от 13.08.2013 по делу № А40-11533/2013.

Таким образом, проведение государственной экологической экспертизы возможно на 2 уровнях — федеральном и региональном. По результатам такой экспертизы выдается заключение, которое может быть положительным или отрицательным в зависимости от результатов обследования объекта государственной экологической экспертизы. Отрицательное заключение выдается не только в случае недопустимости эксплуатации указанного объекта, но и если представленная заказчиком документация нуждается в доработке.

Заключение ГЭЭ может быть оспорено в суде.

В России основным составляющим системы экологической оценки является экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами. Экологическая экспертиза основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадиях ее осуществления.

Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей.

То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования и определение возможности реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ, который вместе с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, Регламентом проведения государственной экологической экспертизы и Положением о нормах оплаты труда членов экспертных комиссий составляет нормативную правовую основу процесса проведения государственной экологической экспертизы.

В развитие Федерального закона «Об экологической экспертизе» многие территориальные комитеты разрабатывают нормативно-правовые и инструктивно-методические документы уровня субъекта Федерации.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы закреплено за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами.

На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ - Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения - Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Передача полномочий по проведению государственной экологической экспертизы субъектам Российской Федерации указанным законом не предусмотрена. Статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация и проведение государственной экологической экспертизы отнесены к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Концептуальное положение о закреплении исключительного права на проведение государственной экологической экспертизы за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами учитывается в таких законодательных актах, как Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации; федеральных законах «О животном мире», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об использовании атомной энергии», «О мелиорации земель», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об уничтожении химического оружия», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также в иных нормативных правовых актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы, общественной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду, и ряде отраслевых документов.

В 1996 г. Правительством РФ утверждено «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы».

Более подробно порядок ее проведения регулируется «Регламентом проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным Госкомэкологией РФ в 1997 году. Регламент определяет порядок представления документации на экспертизу и требования к ней, порядок формирования и работы экспертной комиссии, разграничение ответственности между экспертами - членами комиссии и специально уполномоченным органом, порядок утверждения заключения государственной экологической экспертизы и проч.

Регламент подразделяет все объекты экологической экспертизы на три категории: сложные, средние и простые, и устанавливает сроки, количество привлекаемых экспертов и стоимость проведения для экспертиз каждого уровня сложности. Сложность объекта экспертизы определяет штатный сотрудник специально уполномоченного органа, ответственный за ее проведение (ответственный исполнитель). Однако ни Регламент, ни другие нормативные акты не устанавливают конкретных способов отнесения объекта экспертизы к той или иной категории сложности (например, критериев).

Объектами экологической экспертизы являются:

>проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия;

>нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;

>проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.

Субъектами экологической экспертизы являются:

>законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

>специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, министерства);

>специализированные неправительственные организации (частные, общественные).

Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов.

  • 1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
  • 2. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
  • 3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.
  • 4. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
  • 5. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.
  • 6. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
  • 7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.
  • 8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
  • 9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

На государственную экологическую экспертизу представляются материалы проектов комплексных и целевых федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, например: проект федеральной целевой программы «Перепрофилирование Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и решение связанных с этим социальных проблем г. Байкальска», проект «Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и перспектива до 2010 года».

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы. Приказом Минприроды №392 от 28 сентября 1995 года установлена форма Заключения государственной экологической экспертизы

Работа экспертных комиссий и экспертов базируется на положениях законодательных и подзаконных актов, отражающих общие требования к охране окружающей природной среды, а также на многочисленных нормативных документах, регламентирующих экологические вопросы при проектировании и строительстве объектов и комплексов всех отраслей экономики.

Они дают рекомендации по применению более прогрессивных технологий и оборудования, наиболее экологически безопасному месту размещения объекта, по снижению воздействия на растительный покров и животный мир, почвы и недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух и т.д. К предусмотренным в документации природоохранным мероприятиям рекомендуют включить в проект дополнительные, в частности, мероприятия по ликвидации последствий возможных аварий.

Так, за счет реализации предписаний заключений Государственной экологической экспертизы (внедрение пылегазоочистных установок, строительство очистных сооружений сточных вод, перевод котельных на газ и т.д.) по 37 проектируемым объектам в Калужской области ожидается снижение (потенциальный предотвращенный экологический ущерб) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 58,818 т/год, предотвращение сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты - на 853 т/год.

После доработки проекта реконструкции сернокислотного производства на АО «Аммофос» в г. Череповце Вологодской области образование пиритного огарка сократилось на 483 т, а выбросы в целом по предприятию - на 58 т/год.

В результате отклонения по результатам экспертизы от реализации объектов предполагаемой хозяйственной деятельности в местах с неблагополучной экологической обстановкой или на лесных землях в Архангельской области предотвращено: заболачивание лесного массива на площади 15,6 га; эрозия почв - 4 га; свод лесов в нерестовоохранных зонах рек - 16 га.

В проекте строительства волоконно-оптической линии связи по территории Республики Марий Эл сохранено 10,5 га лесов первой группы в результате уменьшения ширины отвода под трассу с 6 до 4 м.

В Красноярском крае предотвращено изъятие земель государственного лесного фонда с переводом их в земли, не связанные с ведением лесного хозяйства, на площади 1489 га.

Из-за несоответствия требованиям природоохранительного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации, существенных недоработок по экологическим и техническим вопросам получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования строительства комплекса каталитической гидрогенизации гептила в НИИМАШ в г. Нижняя Салда Свердловской области.

Эффективность деятельности экспертных подразделений выражается в том, что с помощью процедуры государственной экологической экспертизы удается добиться в проектной документации строгого соблюдения требований и норм законодательства, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерация, специализированных нормативных документов.

Так, например, в Иркутской области все проекты автозаправок, гаражей, складов горюче-смазочных материалов и прочих объектов, получивших положительные заключения, обеспечены ливневой канализацией, очисткой производственных и ливневых вод, решен вопрос их дальнейшей утилизации. В проектах отслеживается создание санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, а также проведение мероприятий по благоустройству и озеленению проектируемого объекта.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:

  • 1. непредставление документации на экологическую экспертизу;
  • 2. фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
  • 3. принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;
  • 4. создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  • 5. уклонение от представления федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
  • 6. реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • 7. осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:

  • 1. нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  • 2. нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
  • 3. неисполнение установленных настоящим Федеральным законом для федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы обязанностей;
  • 4. нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы;
  • 5. несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
  • 6. необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются:

  • 1. нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
  • 2. необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
  • 3. фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;
  • 4. сокрытие от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:

  • 1. фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы; экология экспертиза проведение
  • 2. выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • 3. организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);
  • 4. прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
  • 5. незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. (Статья 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года) .

В соответствии с ФЗ "О внесении изменений в градостроительный кодекс и другие нормативные акты" от 18 декабря 2006 года, экологическая экспертиза - это установление соответствия документов или документации , обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Закон "Об экологической экспертизе" определяет основные принципы проведения экологической экспертизы: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду; независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий; научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы; гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения; ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

Целями экологической экспертизы являются:

1. Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды.
2. Определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности.
3. Определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности.
4. Обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала

ФЗ "Об экологической экспертизе" различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Законодательство предусматривает целый ряд проектов, для которых проведение государственной экологической экспертизы является обязательным.

В частности, обязательной государственной экологической экспертизе , проводимой на федеральном уровне, подлежат:
1. Проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
2. Материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации.
3. Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации.
4. Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств.
5. Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации.
6. Проекты международных договоров.
7. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий.
8. Проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и целый ряд других проектов.
Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты , по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы . Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, уставленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду .

Согласно ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, рационального исполь­зования природных ресурсов, а также предупреждения нега­тивных последствий хозяйственной деятельности.

Законом РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 (в ред. от 15.04.98) предусмотрен ряд принципов экологической экспертизы:

    презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта эколо­гической экспертизы;

    комплексность оценки воздействия на окружающую природ­ную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

    обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

    достоверность и полнота информации, представляемой на эко­логическую экспертизу;

    независимость экспертов экологической экспертизы при осу­ществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

    научная обоснованность, объективность и законность заклю­чений экологической экспертизы;

    гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

    ответственность участников экологической экспертизы и заин­тересованных лиц за организацию, проведение, качество эко­логической экспертизы.

    Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены два вида экологической экспертизы: гос-венная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными гос. органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне являются:

Проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами гос. власти РФ регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды;

Материалы, подлежащие утверждению органами гос. власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ в том числе:

1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территории с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ в том числе промышленности;

4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;

5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-гос. образований;

6) проекты межгос-венных инвестиционных программ, в которых; участвует РФ и федеральных инвестиционных программ;

7) проекты комплексных схем охраны природы РФ;

Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов РФ в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которых превышает пятьсот тысяч долларов;

Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных гос-в, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными гос-вами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных гос-в, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении РФ;

Проекты международных договоров;

Иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов РФ и др.

В РФ осуществляются государственная эко­логическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Государственную экологическую экспертизу организовывают и про­водят на федеральном уровне и уровне субъектов РФ специально уполномоченные государственные органы в области экологиче­ской экспертизы. Порядок ее проведения устанавливается норма­тивными правовыми актами РФ и субъектов Федерации. Инициаторами проведения общественной экологической экспер­тизы выступают граждане и общественные организации (объеди­нения), органы местного самоуправления общественными органи­зациями (объединениями), основное направление деятельности которых, в соответствии с их уставами, - охрана окружающей при­родной среды, в том числе организация и проведение экологиче­ской экспертизы. Такие органы должны быть зарегистрированы установленном законом порядке. Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы. Федеральное Собрание РФ обеспечивает соответствие законода­тельных актов Российской Федерации законодательству Россий­ской Федерации об экологической экспертизе. Правительство РФ в области экологической экспертизы: утверждает порядок проведения государственной экологиче­ской экспертизы; контролирует исполнение российского законодательства об экологической экспертизе федеральными органами государст­венной власти; осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а так­же по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы; ежегодно отчитывается о своей деятельности в области эколо­гической экспертизы перед Президентом РФ.