Антропологическая теория ломброзо. Бог шельму метит, или плутовская психология чезаре ломброзо Чезаре ломброзо преступный тип личности

24.05.2018

Ломброзо родился 6 ноября 1835 года в Вероне в богатой еврейской семье. Он изучал литературу, лингвистику и археологию в университетах Падуи, Вены и Парижа. Уже в 19-летнем возрасте, учась на медицинском факультете университета в Павии, опубликовал свои первые статьи по психиатрии, а именно – по проблеме кретинизма. Эти труды сразу привлекли внимание специалистов. В 1859 году Ломброзо прервал научную деятельность и пошел работать армейским хирургом. Эта практика позволила ему собрать богатейший материал для исследований. В 1871 году молодой специалист возглавил психиатрическую больницу в Пезаро.

Однако крайний позитивизм его анализа нюансирован, с одной стороны, релятизацией того, что он управляет своими открытиями, поскольку его типология охватывает только 40%. 100 наблюдаемых случаев, а во-вторых, влияние социальной среды, которую он обязан признать.

В этой последней работе Ломброзо предлагает заменить тюрьмы, «худшие из всех средств защиты», учреждениями, использующими «преступника в той же степени, что и нормальный человек, с большим преимуществом обоих». С другой стороны, в «Человеке гения» Ломброзо интересует еще один тип девиантов: гениальный дурак. Дураки и гениальные люди очень близки, но безумие не хватает «духа пересмотра и критики», которое само по себе может сделать оригинальное творение превосходной работой.

В 1876 году Ломброзо получил звание профессора судебной медицины и общественной гигиены в Туринском университете, а к ним в добавок и кафедру психиатрии. В том же году он написал свою наиболее важную и влиятельную работу «L’Uomo delinquente» («Преступный человек»), выдержавшую пять изданий на итальянском языке и переведенную на различные европейские. В чем же основная суть этой знаменитой книги?

Чезаре Ломброзо остается самым известным криминалистом последней четверти девятнадцатого века и самым спорным после его смерти. Навязчивые идеи Чезаре Ломброзо были гораздо менее игривыми. Физиогномика и преступность: от френологии до порожденного преступника.

В девятнадцатом веке физиогномика лежала в основе создания науки о преступном человеке. В качестве формы знаний он был предметом спора и никогда не принимался полностью. Галл, изобретатель френологии отклонил идеи Лаватера, и в конце века многочисленные антропологи отрицали возможность того, что преступник может быть признан по его физическим характеристикам. Однако физиогномика всегда присутствовала в криминологии, в напряжении с существующими идеями, просто как маркер или как руководство к криминальной типологии.

Служа военным врачом, Ломброзо принял участие в кампаниях по борьбе с бандитизмом на юге страны. Тогда то он и провел свои первые исследования по антропометрии. Фиксируя соответствующие данные нарушителей закона при помощи специального прибора - краниографа, которым Ломброзо измерял размеры частей лица и головы, он пришел к выводу: в результате нищей тяжелой жизни в бедной Южной Италии возник «аномальный» тип людей с различными анатомическими и психическими отклонениями. Чезаре отнес их к особой антропологический разновидности – человеку преступному и опубликовал свои выводы в труде «Антропометрия 400 правонарушителей». Это пособие послужило учебником для многих тогдашних сыщиков.

Ученики Галла часто мирились с краниоскопией с изучением лиц, в то время как некоторые «спиритуалисты» или «материалистические» врачи создали таксономии, которые стремились привести физиономию в соответствие с криминальными особенностями. Во Франции, как теория Ломброзо привлекала криминальную критику, врачи предложили идею «криминальной антропологии», основанной на понятии «профессионального типа» или «человеческого вырождения». Цель этой статьи - пересмотреть этот «физиономический момент» в криминологии и рассмотреть, как она была теоретизирована, как ее критиковали и каково ее значение.

Согласно теории Ломброзо о прирожденном преступнике, правонарушителями не становятся, а рождаются, ибо уголовные типы просто... дегенераты. Поэтому перевоспитать их якобы невозможно. Лучше превентивно лишать таких «неандертальцев» свободы либо самой жизни.
Именно Ломброзо определил четыре основных типа криминальных персонажей: душегуб, вор, насильник и жулик. Данная типология сохраняется доныне.
Он считал, что преступные наклонности можно определить по внешности. Имеются отличительные признаки – «стигматы»: приплюснутый нос, низкий лоб, массивные челюсти и так далее. Все они, по его мнению, говорят об отставании в развитии и злодейских наклонностях, характерных для примитивного человека и животных. Ввиду этого Ломброзо предложил привлекать к работе с преступниками помимо судей также врачей, антропологов, социологов и потребовал, чтобы вопрос о виновности был заменен вопросом социальной вредности «пещерного» типажа.

Идея состоит не в том, чтобы анализировать термины научного противоречия, а в том, чтобы попытаться понять обоснование внутри физиогномического искушения. Наша гипотеза заключается в том, что поиск визуальных признаков преступности сыграл ключевую роль в распространении криминологических форм знания в западной культуре. Эта роль может проявляться в работах вульгаризации, а также в развитии ее использования в романах, в популярных сообщениях о преступлениях и в тихом кино. Если в каком-то смысле теория рожденного преступника Ломброзо знаменует зенит парадигмы «визуальной» криминологии, он также укрепил свое падение в доминах «научной» криминологии.

Ломброзо выдвинул знаменитую формулу, которая легла в основу наиболее востребованного в криминологии алгоритма так называемой преступной пораженности. Согласно ей предлагается средние размеры антропологических признаков осужденных соотносить с количеством несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки. Полученный результат, умноженный на условный показатель «Е», и рассматривается как «частотный признак универсала». Данная формула позволяет выявить причинность преступности, которая на общем уровне всегда сводится к длине тех или иных частей тела.

Более того, время этого явления также требует внимания. Казалось бы, это снижение было меньше основано на научной демонстрации, чем на трансформации криминологии. Это была прежде всего социальная трансформация. Снижение физиогномического искушения в криминологии началось накануне Первой мировой войны, в период, когда криминология окончательно институционализировалась в западных обществах как вспомогательная наука о праве и приговоре. Но в то же время визуальное представление о критической опасности отрезало себя от науки и стало кодифицировано, поддержано и мобилизовано в массовой культуре.

Кроме того, именно Ломброзо изобрел первый детектор лжи. Он начал измерять давление крови у подозреваемых во время их допросов следователями и утверждал, что может без труда определить, когда арестованные обманывают. Результаты его исследований, как полагал итальянец, имеют большую ценность, ибо контроль физиологических реакций человека помогает не только выявлять скрываемую информацию, но и способствует установлению невиновности подозреваемого.

Это изменение также связано с эпистемологическим сдвигом. Если бы меньшинство криминологов не отказалось от поиска физических различий между преступником и хорошим гражданином, оно превратило его возможность в область невидимого невооруженным глазом, развивая то, что было равносильно «внутренней физиогномике». Таким образом, можно задаться вопросом, возник ли последний из «эпистемологического разрыва» или если он не был скорее адаптацией к новым формам науки и преступности.

Физиогномика и криминал. Эти знания противоречивы, никогда не были приобретены: Галль, изобретатель френологии, отвергает тезис Лаватера и в конце века Многие антропологи отвергают любую возможность характеризовать преступника своими физическими особенностями, хотя имя физика никогда не переставало присутствовать в криминологии, напряженности, как простой намек или руководство типологией преступников. Галл часто примирил краниоскопию с изучением лиц, а несколько врачей разработали классификации, пытаясь сопоставить физиономию с преступными персонажами.

Критика открытий Ломброзо не заставила себя ждать. Уже многие современники итальянского профессора отмечали, что теория антропологической преступности упускает из внимания краеугольный момент: социальный фактор. Из-за этого в конце XIX века теория была признана в целом ошибочной, хотя некоторые из ее разработок важны и сегодня. Например, метод фиксации антропологических данных человека.

Во Франции, в то время как теория Ломброзо, по-видимому, подвергается сильной критике, врачи защищают проект «криминальной антропологии», основанный на понятии «профессиональный тип» или «человеческое вырождение». это сообщение состоит в том, чтобы вернуться к этому «физиономическому моменту» криминологии, ее теоретизациям, ее критикам и ставкам. Это будет менее вопрос анализа терминов научного противоречия, чем попытка понять рациональность этого физиономического искушения. «Опровержение» криминалистической физики происходит как от романа, так и от судебной хроники, а также от научного сообщества.

В 1863 году Ломброзо издал книгу «Гениальность и помешательство», в которой провел параллель между великими людьми и безумцами. Вот что он написал в предисловии: «Когда, много лет тому назад, находясь как бы под влиянием экстаза, во время которого мне точно в зеркале с полной очевидностью представлялись соотношения между гениальностью и помешательством, я в 12 дней написал первые главы этой книги, то, признаюсь, даже мне самому не было ясно, к каким серьезным практическим выводам может привести созданная мною теория».
То есть, опираясь на экстатическое состояние, врач, согласно его же собственным теориям, изначально ставит самого себя в положение не доктора, но пациента…
В общем и целом книга представляет собой яркий пример превышения врачебных полномочий. Фактически Ломброзо налево и направо раздает неутешительные диагнозы величайшим представителям человечества. Поскольку знаменитости, о которых пишет профессор, были к тому моменту мертвы, они, к сожалению, не имели возможности опровергнуть обидные вердикты.

Предполагается, что поиск визуальных признаков преступности может сыграть ключевую роль в распространении криминологические знания в западной культуре. Эту роль можно оценить благодаря произведениям популяризации, эволюции ее использования в романе и популярной прессе факта и в тихом кинотеатре. Если теория криминального происхождения Ломброзо определенным образом отмечает, В разгар этой парадигмы «визуальной» криминологии он также объявляет о своем упадке в области «научной» криминологии. В этот момент также будет поставлено под сомнение: нам кажется, что это снижение, безусловно, менее зависит от научной демонстрации, чем от трансформации криминологии.

Психиатр рассуждал заочно, основываясь исключительно на личной доверчивости или пристрастии к досужим слухам о характерах и привычках великих людей, биографии которых густо обросли всевозможными легендами. Ломброзо писал о физическом сходстве своих героев с помешанными, о влиянии различных явлений (атмосферных, наследственности и пр.) на гениальность и помешательство, приводил многочисленные свидетельства психических отклонений медицинского характера у ряда писателей, а также перечислял странные, как он считал, особенности гениальных личностей: «Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком, а Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики, основываясь на звуках, производимых тарелками, когда их расставляют на стол. Многие из них чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртными напитками. Так, Галлер поглощал громадное количество опия, а, например, Руссо – кофе. Многие не чувствовали потребности работать спокойно в тиши своего кабинета, а как будто не могли усидеть на одном месте и должны были постоянно путешествовать. Не менее часто меняли они также и свои профессии и специальности, точно мощный гений их не мог удовольствоваться одной какой-нибудь наукой и вполне в ней выразиться...

Социальная трансформация, сначала Отличие физиогномического искушения в криминологии началось накануне Первой мировой войны, когда криминология была окончательно институционализирована в западных странах как вспомогательная наука о праве и практике. исполнение приговоров. Однако в то же время визуальное представление о преступной опасности освобождается от науки, чтобы продолжать кодифицироваться, поддерживаться и мобилизоваться в массовой культуре. Эпистемологическая эволюция впоследствии.

Если меньшинство криминологии не отказывается от исследований и обнаруживая физическую разницу между преступником и честным человеком, она отвергает возможность в области невидимого невооруженным глазом, своего рода «внутреннюю физиономию». если он отмечает «эпистемологический разрыв» или если он не является скорее адаптацией к новым формам научности и преступности. Чезаре Ломброзо представляет, вероятно, человека итальянской культуры конца девятнадцатого века, известного в мире. Его идеи, первоначально разработанные в медико-психиатрической области, благодаря вкладу авторов, таких как Энрико Ферри и Раффаэле Гарофало, были немедленным переводом с точки зрения правовых теорий.

У всех гениев есть свой особый стиль, страстный, трепещущий, колоритный, отличающий их от других здоровых писателей и свойственный им, может быть, именно потому, что он вырабатывается под влиянием психоза. Положение это подтверждается и собственным признанием таких гениев, что все они по окончании экстаза не способны не только сочинять, но и мыслить…
Главные признаки ненормальности этих великих людей выражаются уже в самом строении их устной и письменной речи, в нелогичных выводах, в нелепых противоречиях. Разве Сократ, гениальный мыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниями своего воображаемого Гения или даже просто чиханьем? Почти все гении придавали большое значение своим сновидениям».

Тенденция Ломброзо к анализу преступника и преступности как естественного явления лежит в основе изучения того, что он будет считать в Италии позитивной школой уголовного права. После завершения первых курсов обучения он был зачислен в гимназию, а затем в школу.

Шесть детей родились на свадьбе: Паола, Марзола, Джина, Арнальдо, Лев и Уго. Однако через три года он ушел со своего поста, не разделяя проект гидроэлектростанции и муниципального акведука, поддерживаемый его партией. Ломброзо умер в Турине в ночь с 18 на 19 октября Второго повествования, переданного его дочерью Джиной, незадолго до своей смерти Ломброзо сделал последние поправки к своей работе, явления, против которых Ломброзо проявлял все возрастающий интерес к последним годам его жизнь.

Впрочем, в заключении Ломброзо признался, что на основании изложенного нельзя прийти к заключению, будто гениальность и есть умопомешательство, хотя в бурной жизни великих заметны моменты, когда они сходствуют с безумцами, а в их психической деятельности присутствует немало общих с ними черт: усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, бессознательность творчества, сильная рассеянность, громадное тщеславие и тому подобное. Как между гениальными людьми встречаются помешанные, так и между сумасшедшими гении. В то же время у многих выдающихся личностей нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства.

Противник и рождение преступной антропологии. История, рассказанная несколько раз одним и тем же психиатром Веронезе в противоречивой форме, имеет все символы легенды. Это не означает, что он помог синтезировать фундаментальный отрывок ломброзианского исследования: наличие внутренней затылочной ямки, характерной для некоторых низших обезьян и лемуридов и присутствующих в черепе Виллеллы, свидетельствовало о том, что делинквэны представляли возрождение предка, первобытного в современном мире. Это своего рода антропологическое разнообразие с различными физическими качествами по сравнению с обычным человеком.

Чезаре Ломброзо, видимо, стал первым, кто обратил внимание на широкое распространение татуировок среди преступников, и это определило его отношение к наколкам. Он рассматривал их как проявление атавизма и признак нравственной деформации личности. Исследователь утверждал: татуировка выдает определенный антропологический тип, ее носители в большинстве случаев прирожденные уголовники и проститутки. Поскольку по теории Ломброзо до 40% всех криминальных персонажей не виновны в содеянном, так как обладают врожденной предрасположенностью к злодеяниям, то и внешняя характеристика такого человека становится очевидной. Иначе говоря, кто татуируется – родился или преступником, или дегенеративной личностью!

Идея «атавистическое возвращение» как причина криминального поведения была использована Ломброзо после первого издания его самой известной работы «Человек-делинквент», изучаемый в отношении антропологии, правовой медицины и тюремных дисциплин. Понятие «атавизм», во всяком случае, уже циркулировало, прежде чем Ломброзо использовал его для интерпретации преступного явления. Однако ни один исследователь не счел возможным объяснить такой обширный комплекс поведенческих явлений.

Уже давно идет дискуссия о влиянии взглядов Чарльза Дарвина на разработку правонарушителя и, в более общем плане, на работу психиатра Веронезе. С этой точки зрения мы можем подтвердить, что Ломброзо показал, начиная с его ранних юношеских исследований, концепцию развития человеческих перипетий в викианском стиле, сильно влияя на антропологически-лингвистический подход Марзоло. Даже когда он дал отпечатки «Белый человек» и «Человек цвета», самая чувствительная работа для дарвиновских тем, Ломброзо не отказался от своего первоначального научного подхода.

Преступный тип, согласно Ломброзо, обязательно имеет соответствующую атрибутивную татуировку – как клеймо своей судимости. Для подтверждения профессор в специальном альбоме привел многочисленные рисунки наколок, увязываемых с криминальной биографией их владельцев. Исходя из анализа распространенных изображений, можно было заключить, что чаще всего встречаются знаки в виде имен, надписей, женских и мужских портретов, эмблем профессионального и военного характера, эротико-порнографические картинки, а также сюжеты на патриотическую, политическую, антигосударственную и религиозную темы. Наиболее модными фразами, которые наносились в те времена в местах лишения свободы, были: «Маркиз без стеснения», «Княгиня без церемоний» (у женщин), «Ее более уже нет» (возле рисунка могилы или могильного памятника), «Почет Дейблеру» (то есть палачу), «Рожден под несчастной звездою», «Дитя несчастья», «Смерть той, которая меня продает!», «Долой страдания», «Будущее меня пугает», «Я не боюсь никого», «Смерть жандармам», «Отомстить или умереть" и другие.

Изучение происхождения и множественности человеческих рас, по-видимому, основано на довольно эклектическом эволюционизме, в котором вклад Дарвина, по-видимому, является вкладом среди других. Если сравнить пять изданий правонарушителя, то ясно, что теория Ломброзо претерпела изменения вещества в ходе его научной карьеры. Из небольшого объема всего двухсот пятидесяти страниц в первом издании мы первыми в пятой и последней работали в трех томах, в сопровождении иконографического тома под названием «Атлас».

Уже во втором издании работы есть изменение, если не план работы, безусловно, намерения автора, который теперь намерен обратиться, прежде всего, к общественности о юридической подготовке. Но именно в третьем и четвертом издании Ломброзо, следуя все более заметной тенденции психологизировать отклонение, идентифицировал две новые категории рожденных преступников: «моральный сумасшедший» и «эпилептик». Представленное в третьем издании правонарушителя понятие морального безумия показало, что индивиды, которые снабжены нормальным телом и интеллектом, не могут отличить добрые дела от плохих.

Если сравнить этот визуальный и словесный набор с популярным у современного криминального элемента, то легко заметить: особых различий нет, что по-своему говорит в пользу выводов итальянского специалиста.

В конце XIX века многие юристы, судебные врачи и даже политики Европы охотно приняли позицию Ломброзо, объявив татуаж одним из проявлений бунта и скрытой угрозы культурным ценностям цивилизации. В результате широкой кампании преследования татуировщики и носители наколок заведомо стали считаться закоренелыми преступными элементами. Задача серьезного научного и психологического рассмотрения явления татуажа как этносоциальной и мировоззренческой культуры в ту эпоху не поднималась. Накожную «роспись» связывали, прежде всего, с грубой модой моряков и зеков украшать себя в подражание первобытным народам.

Негативный взгляд на тату задержался надолго. Даже после того, как несостоятельность теории Ломброзо в изложении антропологического типа прирожденного преступника была доказана, негативное отношение к татуировке сохранялось. Наколка, можно сказать, перешла на нелегальное положение в Европе и во многих других странах мира, в том числе и в России. После изысканий Ломброзо достойных его последователей в изучении гражданской и уголовной татуировки не было вплоть до второй половины XX века.

Ломброзо Чезаре - популярный итальянский криминалист и судебный психиатр. Ему принадлежит создание нового уголовно-антропологического направления в науке уголовного права. Чезаре сделал огромный вклад в развитие таких направлений, как юридическая психология и криминология. Сегодня мы познакомимся с биографией и достижениями итальянского ученого.

Становление

Чезаре Ломброзо, биография которого нас с вами заинтересовала, родился 6 ноября 1835 года в Вероне. Родители будущего психиатра были состоятельными землевладельцами. В юности Ломброзо увлеченно изучал китайский и семитские языки. Однажды в его спокойной жизни все поменялось коренным образом. Бедность, заключение по подозрению в заговоре и участие в войне пробудили в юноше интерес к довольно необычной области научного знания - психиатрии.

В 19 лет, во время обучения на медицинском факультете университета города Павия, Ломброзо Чезаре опубликовал свои первые наработки по психиатрии, посвященные проблеме кретинизма. Эти статьи привлекли внимание квалифицированных специалистов . Параллельно с учебой начинающий психиатр самостоятельно изучил этнолингвистику и социальную гигиену. В 1862 году Чезаре уже был профессором психических заболеваний. Его карьера начала развиваться весьма стремительно. Вскоре ученый стал директором клиники для душевнобольных и профессором юридической психиатрии.

В 1896 году ученый становится заведующим кафедрой психиатрии Туринского университета. В его интеллектуальном развитии одну из решающих ролей сыграла философия позитивизма, которая утверждала приоритет научных знаний, полученных экспериментальным путем.

Антропологические исследования

Итальянский ученый стал первооткрывателем антропологического направления в уголовном праве и криминологии. Антропологическая теория Чезаре Ломброзо базируется на мнении, что в криминологическую методологию должно входить естествознание, а в центре изучения должна стоять личность преступника.

Первые исследования в этом направлении ученый провел в начале 1860-х годов, когда работал военным врачом и был активным участником кампании по борьбе с бандитизмом на юге Италии. Обширный статистический материал, который собрал Ломброзо, стал очень весомым вкладом в развитие криминальной антропологии, социальной гигиены и зарождающегося тогда понятия социологии преступности. Обобщив полученные эмпирическим путем данные, ученый выявил, что отсталость Южной Италии в плане социально-экономических условий повлекла за собой воспроизводство там психически и анатомически аномального типа людей, разновидности, которая нашла выражение в «человеке преступном». Эта аномальность была выявлена путем психиатрических и антропометрических экспертиз и сделала возможными прогностические оценки динамики преступной эволюции.

Концептуальные подходы итальянского ученого проиллюстрировали проблему ответственности общества, которое воспроизводит преступные элементы. При этом они оспаривали официальные криминологические постулаты, в которых ответственность возлагается исключительно на человека, нарушившего закон.

Ломброзо Чезаре был одним из первых ученых, кто осуществлял систематическое исследование злодеев, опираясь исключительно на антропометрические данные, фиксируемые краниографом. Краниограф - это прибор измеряющий размеры отдельных частей головы и лица. Результаты этих исследований были опубликованы в трактате «Антропология 400 нарушителей», увидевшего свет в 1872 году.

Теория «прирожденного преступника»

Ученому принадлежит теория о так называемом «прирожденном преступнике». Согласно этой теории, преступником рождаются, а не становятся. На фоне этого суждения итальянский криминолог счел преступление естественным явлением, которое наряду с рождением и смертью, нельзя исключить из нормального бега времени. Сопоставив антропометрические показатели правонарушителей и исследования их патологической анатомии, психологии и физиологии, Ломброзо выдвинул предположение о том, что преступник является особым антропологическим типом. В 1876 году это суждение нашло воплощение в теории Чезаре Ломброзо «Преступный человек».

Психиатр пришел к выводу, что преступники являются деградирующими элементами, отставшими в развитии от остального общества. По мнению Чезаре Ломброзо, преступник не в силах затормаживать свое противоправное поведение, поэтому лучшее, что может сделать общество в отношении преступника, - лишить его свободы или жизни. «Преступный тип», согласно теории Ломброзо, имеет ряд врожденных особенностей атавистической природы, прямо указывающих на отставание в развитии и преступные наклонности.

Ученый разработал систему стигматов (физических признаков), и психических черт преступного типа, которые, как он считал, могут охарактеризовать личность, с рождения склонную к правонарушениям. Среди основных признаков такой личности ученый выделял: сплющенный нос, большие челюсти, низкий лоб, взгляд исподлобья и прочие характерные, по его мнению, особенности примитивного человека. Наличие этих признаков позволяло идентифицировать потенциального правонарушителя прежде, чем он совершит злодеяние, утверждал Чезаре Ломброзо. Типы преступников, по его мнению, могут распознать только компетентные специалисты. В этой связи Ломброзо считал, что в ряды судей должны привлекаться антропологи, врачи и социологи, а также требовал, чтобы вместо вопроса о виновности, в делах злодеев фигурировал вопрос о социальной вредности.

На сегодняшний день подобные измерения проводят практически во всем мире. Их используют не только в правоохранительных целях. Антропометрия необходима, к примеру, для анализа рынка рабочей силы и создания сугубо гражданских объектов.


Недостатки теории

Радикальные суждения Ломброзо подверглись острой критике. Было выявлено, что в отношении взгляда исподлобья учёный ошибся. На самом деле взгляд исподлобья является одной из наиболее простых мимических реакций, одинаково доступных для людей разных социальных слоев. Но самым главным недостатком теории итальянского психиатра был тот факт, что она игнорировала социальные аспекты преступности.

В конечном итоге Ломброзо пришлось смягчить свои позиции. В последующих трудах он относит лишь 40 % преступников к врожденному антропологическому типу. Их ученый назвал «дикарями», проживающими в цивилизованном обществе. Кроме того, итальянец признал весомую роль ненаследственных причин преступности. К ним относятся психопатологические и социологические причины. Все это послужило основанием для переименования теории Ломброзо в биосоциологическую.

В конце девятнадцатого века на международном конгрессе по уголовной антропологии теорию антропологической преступности признали в целом ошибочной. Оппоненты Ломброзо объясняли свою позицию тем, что преступление является условным юридическим понятием, содержание которого зависит от условий, времени и места. Тем не менее благодаря наработкам Чезаре Ломброзо криминология получила ряд новаторских идей, часть которых нашла применение в криминологической практике и повлияла на создание теории Э. Кречмера, которая получила название «Морфологическая теория темперамента».

«Гениальность и помешательство»

В 1895 году появился наиболее значимый труд Чезаре Ломброзо - «Гениальность и помешательство». В этой теории ученый выдвинул тезис о том, что гениальность человека обуславливается ненормальной деятельностью его мозга, граничащей с эпилептоидным психозом. Ученый подметил поразительное физиологическое сходство гениев и помешанных людей. Они, как подметил психиатр, одинаково реагируют на всяческие атмосферные явления. Кроме того, наследственность и расовая принадлежность одинаково сказываются на их рождении.


В книге Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство» также рассказывается о том, что умопомешательством страдали многие гении: Конт, Ампер, Шуман, Кардано, Руссо, Ньютон, Шопенгауэр и многие другие. С другой стороны, среди сумасшедших также можно встретить гениев, юмористов, поэтов и других творческих личностей. Некоторые литературные произведения помешанных преступников и описание аномалий в строении черепа великих людей приведены в качестве приложения к книге Чезаре Ломброзо. Гениальность, как доказал ученый, далеко не всегда является доказательством здравого ума.

Социология политической преступности

Наиболее ценным научным наследием Ломброзо стали исследования в области социологии политической преступности. Этой теме ученый посвятил работы: «Политическая преступность и революция» (1890) и «Анархисты»(1895). Психиатр исследовал распространенный в Италии в те времена феномен политической преступности, с точки зрения индивидуального сознания политического правонарушителя. Под последним подразумевается личность, которая жертвенно преданна утопическому идеалу справедливости в социуме. Природу такого социального поведения, которым движут идеи политического вандализма, Ломброзо объясняет кризисом в парламентской демократии Италии, коррупцией в политической среде и обесцениванием идеалов справедливости.

Другие работы

Менее распространенными стали такие наработки Чезаре Ломброзо: «Женщина-преступница и проститутка» и «Любовь у помешанных». В первой книге ученый рассматривает отношение к любви, преступности и проституции. Психиатр пришел к выводу, что главным инстинктом женщины является размножение, и это обуславливает ее поведение по жизни. Во второй книге Ломброзо рассмотрел вопрос помешательства и потери здравого рассудка от любви.

Контроль физиологических реакций

Ломброзо Чезаре стал первым в мире ученым, который применил достижения в области физиологии для идентификации обмана. В 80-х годах девятнадцатого века он пробовал во время допроса подозреваемого измерять его пульс и давление крови. Психиатр утверждал, что таким способом он может легко узнать, когда подозреваемый солгал, а когда сказал правду. Результаты исследований показали, что контролируя физиологические реакции человека, можно не только выявить скрытую им информацию, но и, что также очень важно, доказать невиновность подозреваемого.

Плетизмограф

В 1895 году ученым были опубликованы результаты применения простейших лабораторных приборов для допроса подозреваемых. В одном из исследований криминалист воспользовался плетизмографом. Сначала человеку, подозреваемому в убийстве, предложили провести в уме некоторые математические вычисления. Затем ему показали фотографии израненных детей, среди которых была та самая девочка, в убийстве которой его подозревают. На протяжении всего эксперимента прибор измерял пульс испытуемого. Согласно показаниям прибора, во время математических подсчетов частота пульса подозреваемого резко увеличилась. А при просмотре фотографий она осталась неизменной. Исходя из этого, Ломброзо сделал вывод, что подозреваемый совершенно непричастен к убийству.

Этот случай, видимо, стал первым в истории криминалистики, когда применение детектора лжи привело к оправданию испытуемого, а не доказательству его причастности к преступлению. Тот факт, что с помощью подобных приборов можно не только обвинять, но и оправдывать, в значительной степени расширил область применения методов Ломброзо.


Ломброзо в России

Криминологические наработки итальянского психиатра были довольно популярными в России. Он были представлены многочисленными прижизненными и посмертными русскоязычными изданиями. В 1897 году криминалист принял участие в съезде русских врачей. Коллеги оказали ему восторженный прием. В части мемуаров, посвященной русскому периоду биографии ученого, он передал резко негативное видение российского общественного уклада, сурово осудив полицейский произвол и авторитарные методы властвования. Впрочем, такая позиция была распространена среди типичных итальянцев того времени.

Ломброзианство

Этот термин был широко распространен в Советском Союзе. Он означает антропологическую школу уголовного права - одно из ответвлений буржуазной теории права (исходя из критериев классового подхода). Особо критично россияне отнеслись к учению Ломброзо о прирожденном преступнике. Согласно мнению советских юристов, оно шло в разрез с принципом законности в борьбе с преступниками, а также имело реакционную и антинародную направленность, так как осуждало революционные действия эксплуатируемой массы. Из-за этого заведомо предвзятого подхода без внимания остались наработки Ломброзо, посвященные исследованию первопричин протестантских и экстремистских форм социальной борьбы, выливающихся в социальный терроризм, а в более широком воплощении - в политическую преступность.


Заключение

Выдающийся психиатр и криминалист скончался в итальянском городе Турин, 19 октября 1909 года. Несмотря на то что многие его суждения были откровенно ошибочными и неоднократно подвергались обоснованной критике, Ломброзо был действительно великим ученым. Чезаре Ломброзо, книги которого мы коротко рассмотрели, стал первым, кто внедрил объективные методы в правовую науку. Благодаря его трудам криминология и юридическая психология получили значительный скачок в развитии.

by Записки Дикой Хозяйки

Сегодня многие из нас, даже никогда не встречавшиеся с бандитами вживую (да и не дай бог!), имеют, однако, четкое представление о том, как эти узколобые создания должны выглядеть.

Может быть эти стереотипы пришли к нам из остросюжетных телевизионных фильмов, где роль бандитов порой воплощают актёры с характерными чертами лица? Но, скорее всего, это отголоски в каждом из нас теории Чезаре Ломброзо о врождённом характере преступности, которой этот итальянский психиатр смог основательно взбудоражить в 19 веке всё европейское общество.

Бандитами не становятся, а сразу рождаются.

Ломброзо отстаивал утверждение, что люди бандитами не становятся, а сразу рождаются ими, что у всех преступников уже с рождения имеются некие «гены злодейства», полностью предопределяющие потом жизненный путь будущего уголовника.

Никакое воспитание не сможет исправить человека, родившегося преступником.

Ломброзо считал таких людей недоразвитыми, имеющими много общего с животными. Поэтому Ч.Ломброзо предлагал выявлять подобных индивидуумов с детства и сразу изолировать от общества (свозить на необитаемые острова), а то и лишать жизни.

Преступника можно узнать по внешности.

Далее Ломброзо делает логичный для своей теории вывод: если гены преступности имеются в человеке с рождения, значит, они не могут не сказаться на его внешности. То есть, преступников можно отличать от добропорядочных людей уже по внешним данным.

Он писал, что отличительными чертами бандитов являются: низкий лоб, не симметричный череп, приплюснутый нос, развитые надбровные дуги, взгляд изподлобья, массивные челюсти и другие, и именно по этим признакам всегда можно узнать человека с преступными наклонностями.

Почему Чезаре так глубоко увлёкся изучением преступников?

Еврейский мальчик, родившийся в ноябре 1835 года в итальянском городе Вероне и получивший хорошее образование в нескольких европейских университетах, уже в 19 лет начал публиковать свои первые работы по психиатрии.

А в 1859 году Чезаре сменил научную деятельность на работу армейским хирургом, и в эти годы ему часто доводилось принимать участие в проводимых тогда кампаниях по борьбе с преступностью на юге страны. Именно это подтолкнуло пытливого психиатра к проведению своих первых исследований. Он делал замеры частей лиц, формы черепов пойманных бандитов с помощью изобретённого им прибора - «краниографа» и подвергал собранный материал статистической обработке.

Чезаре Ломброзо выделял 4 типа преступников: воры, душегубы, насильники и жулики. И для каждого типа «дегенератов» описал свои особенности во внешности.

Продолжая и дальше работать в области психиатрии: с 1871 года он возглавлял психиатрическую больницу, а с 1876 года - кафедру психиатрии в Туринском университете, Ломброзо написал свою самую значительную работу «Преступный человек».

Детектор лжи - изобретение Чезаре Ломброзо.

Ещё одним достижением Чезаре Ломброзо является изобретение первого детектора лжи. Ломброзо предложил контролировать давление крови подозреваемого во время допроса, и по скачкам показателей судить о правдивости или лживости сказанного человеком.

Критика теории Ломброзо.

Но теория Чезаре Ломброзо, несмотря на свою нашумевшую славу, тут же получила массу критики, потому что психиатр преувеличивал биологическую и совершенно не учитывал социальную составляющую в причине возникновения преступности.

Зато методики Ломброзо по проведению замеров черепов были взяты на вооружение нацистами и использовались в концлагерях перед отправкой людей в лагерные печи. Хотя сам Ломброзо умер в 1909 году - задолго до зарождения фашизма, этот факт послужил очернению его теории генетической преступности.

Следует также отметить, что ближе к старости психиатр внёс некоторые поправки в своё учение: он стал утверждать, что только 40 % преступников являются неисправимыми, а 60 % всё же можно исправить.

Карточки Ломброзо: типичный преступник, ставший таковым в следствии кретинизма и дегенеративного происхождения.

Карточки Ломброзо: преступники, узнаваемые типы «беженцев» современной Европы.

Чезаре Ломброзо (Цезарь Ломброзо , итал. Cesare Lombroso ) - знаменитый итальянский судебный психиатр, антрополог и криминалист, основоположник антропологической школы в криминологии, открыл врождённый характер тяги к преступлениям, обусловленный, по его мнению происхождением недочеловека-преступника (современного дикаря) от дегенеративных преступных предков или принадлежностью к женскому полу, более подверженному атавистическому и антисоциальному поведению; тем самым Ломброзо опровергал социальные факторы, и объяснял поведение человека наследственностью. Изучал феномен этнической гениальности евреев .

Происхождение

Образование

Вначале Ломброзо изучал под руководством профессора Марцоло еврейскую письменность, иврит, арабский, арамейский и китайский языки; изучал литературу, лингвистику и археологию в университетах Падуи, Вены и Парижа; но затем заинтересовался психиатрией, окончил медицинский факультет университета в Павии и посвятил себя медицине, сосредоточив своё внимание на изучении ненормальных - в положительную и отрицательную сторону - типов органического мира.

Карьера

Скончался 19 октября 1909 года в Турине.

Труды

  • Ricerche sul cretinismo in Lombardia, (Gazz. Medico, Italiana, No.13, ) - «Исследования по кретинизму в Ломбардии »
  • Genio e follia: prelezione ai corsi di antropologia e clinica psichiatrica presso la R. Universita" di Pavia. - Milano: Tipografia e Libreria di Giuseppe Chiusi, editore, . - 46, p. - «Гений и безумие »; в русском переводе - «Гениальность и помешательство »
    (последующее издание: Genio e follia: prelezione ai corsi di antropologia e clinica psichiatrica presso la R. Universita" di Pavia. - 3a edizione ampliata con 4 appendici: i giornali dei pazzi, una biblioteca mattoide, i crani dei grandi uomini, polemica. - Milano: U. Hoepli, 1877. - VIII, 194 p. )
    • Гениальность и помешательство: Параллель между великими людьми и помеш.: С портр. авт. … / Ц. Ломброзо; Пер. с 4 итал. изд. [и предисл.] К. Тетюшиновой. - Санкт-Петербург: Ф. Павленков, 1885. - , II, VIII, 351 с.
    • множество современных изданий:
      • Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г. Тетюшиновой]. - М.: РИПОЛ классик, 2009. - 397, с. ISBN 978-5-7905-4356-2
      • Гениальность и помешательство: [перевод с итальянского] / Чезаре Ломброзо. - СПб.: Ленинградское изд-во, 2009 (СПб.: ИПК «Ленингр. изд-во»). - 364, с. ISBN 978-5-9942-0238-8 (в пер.)
      • Гениальность и помешательство [Текст] / Чезаре Ломброзо. - М.: Академический проект , 2011. - 237, с. - (Психологические технологии). ISBN 978-5-8291-1310-0
      • Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Тютюшиновой]. - М.: Астрель, 2012. - 348 с., ил., Серия «Psychology», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38813-2
      • Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Тютюшиновой]. - М.: Астрель, 2012. - 352 с., ил., Серия «Наука и жизнь», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38815-6
      • Гениальность и помешательство. От гениальности до безумия один шаг?.. [Текст] / Чезаре Ломброзо; [пер. с итал. Г. Тетюшиновой]. - Москва: РИПОЛ классик, 2011. - 397, с. - (Мировой бестселлер). ISBN 978-5-386-02869-5 (в пер.)
  • L’uomo bianco e l’uomo di colore. Letture sull" origine e le varietà delle razze umane. - Padova: F. Sacchetto, . - 223 p. - «Белый человек и цветной человек. Чтения о происхождении и разнообразии человеческих рас »
  • L’Uomo delinquente, ( ; L"uomo delinquente in rapporto all" antropologia, alla giurisprudenza ed alle discipline carcerarie: aggiuntavi La teoria della tutela penale del Prof. Avv. F. Poletti / Cesare Lombroso; Francisco Poletti. - 2 ed. - Torino: Bocca, . - 746 p. ) - «Преступник »; в русском переводе - «Преступный человек »
    • Преступный человек: [пер. с ит.] / Чезаре Ломброзо. - М.: Эксмо; МИДГАРД, 2005 (СПб.: АООТ Твер. полигр. комб.). - 876, с.: ил., портр., табл.; 24 см. - (Гиганты мысли). ISBN 5-699-13045-4
  • L’amore nel suicidio e nel delitto, . - «Любовь и помешательство »
    • Любовь у помешанных: Для врачей и юристов / Cesare Lombroso, проф. психиатрии в Турине; Пер. с итал. д-ра мед. Н. П. Лейненберга. - Одесса: тип. «Одес. новости», 1889. - 41 с.
    • Половая психопатия: (Любовь у помешанных) / Цезарь Ломброзо, проф. психиатрии в Турине; Пер. с итал. и изд. д-р мед. Н. П. Лейненберг. - 2-е рус. изд. - Одесса, 1908. - 46 с.
  • L’Uomo di genio, . (L"Uomo di genio in rapporto alla psichiatria, alla storia ed all"estetica. - 5a edizione del "Genio e follia", completamente mutata... . - Torino: fratelli Bocca, 1888. - XX, 488 p. ) - «Гениальный человек »
  • Palimsesti del carcere; raccolta unicamente destinata agli uomini di scienza. - Torino: Bocca, 1888. - 328 p. - «Тюремная писанина, Исследование тюремных надписей »
  • Il delitto politico e le rivoluzioni in rapporto al diritto, all"antropologia criminale ed alla scienza di governo / Cesare Lombroso, Anthropologe Mediziner Italien; Rodolfo Laschi. - Torino: Bocca, . - 10, 555 p. - (Biblioteca antropologico-giuridica. Serie 1, vol. 9). - «Политическая преступность » в соавторстве с Родольфо Ляски
    • Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке: В 2 ч. / Ломброзо и Ляски; В пер. К. К. Толстого . - Санкт-Петербург: С.-Петерб. коммерч. типо-лит. Виленчик, . - 255 с.
      • Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке = Politicalcriminality and revolution with respect to law, criminal anthropology and state science: В 2 ч. / Ч. Ломброзо, Р. Ляски. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003 (Акад. тип. Наука РАН). - 472 с. ISBN 5-94201-200-8
  • L’anthropologie criminelle et ses récents progrès . - Paris: F. Alcan, 1890. - (Bibliothèque de Philosophie contemporaine).
    • Новейшие успехи науки о преступнике = (L’Anthropologie criminelle et ses re’cents progre’s par C. Lombroso) / Cesare Lombroso; Пер., с разреш. авт., под ред. и с предисл. магистра уголовного права Л. М. Берлина, д-р С. Л. Раппопорт. - Санкт-Петербург: Н. К. Мартынов, 1892. - , 160 с.
  • La Donna delinquente, - «Преступница »
    • Женщина преступница и проститутка / C. Lombroso & G. Ferrero; Пер. [и предисл.] д-ра Г. И. Гордона. - Киев; Харьков: Ф. А. Иогансон, 1897 (Киев). - , 478, IV, VII с.
      • Женщина преступница и проститутка: [Перевод / Ч. Ломброзо, Г. Ферреро ; Предисл. В. С. Чудновского]. - Ставрополь: Изд-во Торбы, 1991. - 223, с. ISBN 5-87524-002-4
      • … - АВАН-И, 1994. - 220 с. ISBN 5-87437-004-8
      • Женщина - преступница или проститутка / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Гордон]. - М.: Астрель, 2012. - 320 с., ил., Серия «Наука и жизнь», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38835-4
      • Женщина - преступница или проститутка / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Гордон]. - М.: Астрель, 2012. - 317 с., ил., Серия «Psychology», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38832-3
  • L’origine du baiser, 1893 (La Nouvelle Revue 1893/06, A13, T83)
    • Происхождение поцелуя = (Cesare Lombroso - «L’origine du baiser»): Пер. с фр. / Цезарь Ломброзо. - Санкт-Петербург: В. Вроблевский, ценз. 1895. - 15 с.
  • Le piu recenti scoperte ed applicazioni della psichiatria ed antropologia criminale /C. Lombroso. - Torino; Firenze; Palermo; Messina; Catania; Roma: Fratelli Bocca, 1893. - 431 p.
  • Gli anarchici: con 2 tavole e 5 fig. nel testo. - Torino: fratelli Bocca, . - 95, p. - «Анархисты, исследование по криминальной психологии и социологии »
    • Анархисты: Кримин.-психол. и социол. очерк / Ц. Ломброзо; Пер. с 2 итал. доп. изд. Н. С. Житковой. - Лейпциг; Санкт-Петербург: «Мысль» А. Миллер, 1907 (Одесса). - 138 с.
  • L’Antisemitismo e le scienze moderne, - «Антисемитизм в свете современной науки »
    • Антисемитизм / Чезаре Ломброзо; Пер. с ит. Г. З.; Вместо предисл. ст. О. Я. Пергамента : «Еврейский вопрос и народная свобода». - Одесса: Трибуна, ценз. 1906. - , VI, 73 с.
    • Антисемитизм и современная наука / Чезаре Ломброзо; Пер. с итал. Ефрема Пархомовского. - Киев: Ф. Л. Иссерлис и К°, 1909. - 146 с.
      • … - Крафт+, 2002. - 360 с. ISBN 5-93675-038-8
  • Genio e degenerazione, (Remo Sandron, Palermo), . - «Гениальность и деградация »
  • Le crime, causes et remédes, . - «Преступление, его причины и способы искоренения »
    • Преступление / C. Lombroso; Пер. д-ра Г. И. Гордона. - Санкт-Петербург: Н. К. Мартынов, 1900. - 140 с.;
      • Преступление [Текст]; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / Чезаре Ломброзо; [предисл. В. С. Овчинский ]. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - VI, 313, с.: табл.; 22. - (Библиотека криминолога). ISBN 978-5-16-001715-0
Другие издания работ на русском языке
  • Безумие прежде и теперь: Пер. с ит. / Цезарь Ломброзо, проф. психиатрии в Турине. - Одесса: Н. Лейненберг, 1897. - 43 с.
  • Мое посещение Толстого / Цезарь Ломброзо. - Carouge (Geneve): M. Elpidine, 1902. - , IV, 13 с.
  • Психология поцелуя: (Cesare Lombroso - «Psycologie du baiser»): Пер. с фр. / Цезарь Ломброзо. - Санкт-Петербург: Ф. И. Митюрников, 1901. - 27 с.

См. также

Источники

» Гениальность и безумие

Между злодейством, гениальностью и помешательством.
Теории Чезаре Ломброзо (1836-1909)

Чезаре (настоящее имя Эзекия) Ломброзо оставил след в науке как психиатр и криминалист. Родился в Вероне, умер в Турине. Находился под влиянием френологии, которая была очень распространена в 60-х годах XIX в. Несмотря на острую критику своих основных идей, он стал основателем антропологической школы уголовного права.

Начало научной деятельности Ломброзо было связано с проблемами кретинизма. Он защищает диплом в Австрии по этой теме и в 27 лет получает место преподавателя в Павийском Университете, что дает ему возможность стажироваться в лучших клиниках Вены, Турина и Парижа. Впоследствии его заинтересовали актуальные в то время проблемы психиатрии. Он одновременно возглавляет кафедру психиатрии в Павийском университете и занимает должность директора дома умалишенных в Пейзаро.

Его ключевые идеи связаны с выдвижением теории невропатии, психических аномалий выдающихся, особенно гениальных творцов, а также ролью бессознательных состояний в их деятельности. В изучении преступников он применил антропометрический метод, использовал также сведения из патологической анатомии, физиологии и психологии преступников. Это натолкнуло его на идею «врожденного преступника» (Homo Delinquens), который существенно отличается от нормального человека. Он выдвинул идею врожденности самых типов преступников (жуликов, воров, насильников и убийц).

Исследуя антропологические свойства преступников как такие, что передаются по наследству, Ломброзо сравнивает преступника с дикарем, отмечая в них общие черты, такие, как недостаток нравственности, развитых мыслительных действий. Это своеобразный атавизм преступника. Развивая теорию атавизма, Ломброзо утверждал, что преступник, как человек примитивный, отличается от обычных людей, врожденными физическими дефектами черепа. Типичный преступник становится таковым в следствии кретинизма и дегенеративного происхождения. К этому он еще добавил признаки эпилепсии и нравственного помешательства.

Рядом с врожденными преступниками он выделяет преступников случайных, совершивших преступления в силу несчастного стечения обстоятельств (криминалоиды), полупомешанных, обладающих всеми задатками преступности (матоиды), и псевдопреступников (караемых законом, но не опасных для общества). В отдельном ряду стоят политические преступления.

Типы преступников по Ломброзо

Жулик (мошенник):

Добродушная внешность, бледное лицо, маленькие глаза, кривой нос, лысая голова.

Маленький череп неправильной формы, удлиненная голова, прямой нос (часто вздернут), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы, редкая борода.

Насильник:

Глаза навыкате, пухлые губы, длинные ресницы, приплюснутый или кривой нос. Сухопарые и рахитичные. Чаще блондины, чем брюнеты, иногда горбатые.

Убийца (душегуб):

Большой череп, короткая голова (высота меньше ширины), резко выраженная лобная пазуха, объемные скулы, длинный нос (иногда загнут вниз), квадратные челюсти, большие глазные орбиты, выпяченный квадратный подбородок, неподвижный стеклянный взгляд, тонкие губы, хорошо развитые клыки. Самые жестокие душегубы имеют черные, курчавые волосы, редкую бороду, короткие кисти рук, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей.

Хотя теория врожденной склонности к преступлениям сегодня признана ошибочной и ненаучной, классификация из четырех типов преступников, выделенных Ломброзо, используется и поныне.

Несмотря на острую критику своей концепции со стороны криминалистов и антропологов, Ломброзо упорно работал над своими трудами и традиционными темами: «Преступный человек» (1876), «Преступления в политике и революции» (1890), «Преступная оценка» (1893), «Новейшие успехи науки о преступниках» (1892), «Любовь и безумство» (1889) и др.

В XIX в. особое внимание обращено на личность, ее психологические проблемы. Но это было исследование, условно говоря, акцентуированных личностей. Черты нормальной, обычной личности тогда еще не интересовали психологов. Научный интерес был направлен к необычному в человеке. Но это способствовало распознаванию личностных черт и видению личности как таковой.


Типажи преступников из коллекции Ломброзо

Акцентуированные личности , к изучению которых обращались психологи, историки культуры и другие исследователи, были людьми героического типа, осуществляли титанические поступки, проявляли героизм не только в сфере военной, в «пограничных ситуациях», но и в творчестве вообще. Это были также личности преступного типа, тоже проявлявшие своего рода героизм, или же в своем суженном сознании теряли «моральный» контроль, однако считали, что прокладывают новые пути «межличностных отношений». Героизм и преступность переходят друг в друга в зависимости от влияния на общество, но по квалификации героичности или преступности в этом вопросе все зависит от установок личности, группы, общества в целом, исторического уровня его развития.

Квалификация преступного как сумасшедшего как атавизма только показывает фиксированность сознания целью, отсутствие нравственной обратной связи, рефлексии как оценки со стороны общечеловеческого. Преступность, «расчищает путь для творчества», «прогресса», является негативаций «устаревшего» вообще, как «дух отрицания», является демоническим началом в личности, которое раскрывается нередко циничным способом, квалифицируя себя как нечто сверхчеловеческое, что имеет право повелевать и действовать, исходя из чисто личных интересов.

Когда акцентуация достигает особого уровня, далеко переступая границы нормального, личность входит в патологические отношения, проявляя определенную зависимость суженного характера. Когда при этом она видит в себе значительные преимущества над обыденными проявлениями личности, создает своеобразную оправдательную идеологию своих поступков, возникает сверхчеловек, который противопоставляет себя другому с определенным пренебрежением, сосредоточивает в себе, по своему мнению, весь мировой титанизм, или титанизм Возрождения, осознает себя как титанизм, а именно ощущая в себе сверхчеловеческое. Сверхчеловек, который освобождает себя от противопоставления другому и, наоборот, включает в себя не просто другого, а общечеловеческое, чувствует в себе присутствие высшего начала, которое является святостью. Последняя уже ограничивает себя по активности отдельных поступков, является субстанциональной значимостю, переживает абсолютную самодостаточность и завершенность и вместе с тем имеет предельную индивидуализацию.

Личность, которая включает в себя общечеловеческое, активно и проблемно соотносит его со своей индивидуализированной сутью, вообще бесконечно одарена, она раскрывается в определенных творческих актах и является создателем вообще. Она концентрирует в себе все указанные черты акцентуированных личностей и их самих вообще.


Музей криминальной антропологии в Турине был основан Чезаре Ломброзо в 1898 году. Ныне там хранится более 400 черепов, которые использовались им для доказательства теории «медианной затылочной ямки» - черепной аномалии, которая, по его мнению, способствовала девиантному поведению. В коллекции также представлены рисунки, фотографии, криминальные доказательства, анатомические детали «сумасшедших и преступников» из позапрошлого века.

Таков круг личностных акцентуаций, черты которых тесно связаны между собой.

Чезаре Ломброзо раскрывает личность в состоянии большой творческой возвышенности, когда она решительно и уверенно перешагивает рамки обычного поступка. Ее необычность квалифицируется как антиморальная, но она при этом оправдывается как такая, что появилась в результате роковой антропологической наследственности. В частности, эти черты раскрываются как единство «гениальности и помешательства (безумия)», ведь, по его мнению, только такое сочетание черт может дать исторически значительную личность.

В своей знаменитой книге «Гениальность и помешательство» (1864) Ломброзо решает вопросы подобия гениальных и психически больных «в физиологическом отношении» людей, исследует влияние атмосферных явлений на гениев и психически больных, которые одинаково остро чувствуют это влияние, пишет о влиянии метеорологических явлений на рождение гениальных людей, подтверждает влияние расы и наследственности на появление гениальности и психических болезней. Он исследует гениальных людей, страдавших психическими болезнями (Гарингтон, Свифт, Коуацци, Руссо, Ампер, Шуман). Он отмечает особенности сочетания гениальности и психических болезней среди поэтов, юмористов, артистов, графоманов, пророков, революционеров, в частности, уделяет внимание Дж. Савонароле и Лазаретти.

Как научный материал Ломброзо использует в своих исследованиях автобиографии психически больных людей, их литературные произведения.

Выводы, которые он делает из своих исследований, не подтверждают обязательности связи гениальности и безумия. Однако психические состояния представителей обеих групп несколько схожи меж собой. «В бурной и длительной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди проявляют больше подобия с сумасшедшими, и в психической деятельности тех и других есть немало общих черт. Например, усиленная чувствительность, экзальтация, меняющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и использования особенных выражений, сильная рассеянность, склонность к самоубийству и наконец большое самоуважение». Хотя, Галилей, Кеплер, Колумб, Вольтер, Наполеон, Микеланджело, Кавур - люди несомненно гениальные, не проявляли, однако, признаков безумия. Кроме того, Ломброзо отмечает, что гениальность проявляется значительно раньше, чем психические заболевания. В этом вопросе он относится с доверием к исследованиям Т. Рибо.

Если психические заболевания передаются по наследству, то гениальность умирает вместе с ее носителем - индивидом. Выдающиеся умственные способности у больных слишком односторонни. Больные не имеют настойчивости в решении задач, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - черт, наиболее присущих гению. Они не проявляют сочувствия к другим людям. Гении спокойно, с осознанием собственных сил неуклонно шли избранным путем к высокой цели, проявляя твердость духа в несчастьях, не становясь рабами своих страстей. Такими были Спиноза, Бэкон, Галилей, Данте, Вольтер, Колумб, Макиавелли, Микеланджело и Кавур. Ломброзо дает им такую характеристику: всем им был присущ сильный, гармонично развитый череп, что свидетельствует о силе мыслительных способностей, подкрепленных мощной волей. Они никогда не предавали своих убеждений, не становились ренегатами, они не уклонялись от своей цели, не отрекались начатого дела. Всем им была присуща цельность характера.

К патологическим признакам деятельности Ломброзо относит чрезмерную тщательность проработки материала, злоупотребление символами, эпиграфами и аксессуарами, преобладание одного цвета в рисунке и чрезмерное влечение к новациям, что является выражением псевдооригинальности. В литературных произведениях и научных статьях имеющиеся претензии на остроумие, чрезмерная систематизация, намерение выставлять на первый план свою личность, логика изложения замещается эпиграммой и везде непреодолимое влечение к оригинальности, которое, однако, не реализуется.

Ломброзо выражает опасения относительно судьбы народов, управляемых такими патологическими личностями. Они пытаются вещать в стиле библейского лаконизма. Среди них немало шарлатанов, хотя они сами этого не осознают. Этих психопатов он называет матоидами. Это мнимые реформаторы, которых следует остерегаться, ведь они имеют большое влияние на окружающих. Эти психопаты все время настойчиво вмешиваются в социальные проблемы, и могут также пойти и на политические убийства.

Сумасшедшие и психопаты с определенными признаками гениальности, или без них, оказывали большое влияние на толпу, провоцировали политические движения. Другие - настоящие гении и сумасшедшие (среди них Ломброзо называет Магомета, Лютера, Савонаролу, Шопенгауэра) - имели в себе силы задержать развитие народов и даже оказались учредителями религии или секты.

Человечество должно остерегаться «блестящих гениальных призраков» - так завершает Чезаре Ломброзо свой анализ параллельных черт гениев и психически больных людей.

Роменець В.А. История психологии XIX-XX века. - Киев, Лыбидь, 2002

Первыми, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явились сторонники физиогномики (например, Лафатер). Они называли в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т. д. Однако какой-либо устойчивой связи между этими признаками и преступным поведением выявить не удалось.

Схожей с физиогномией теорией была френология, изучавшая внешние особенности черепа человека, которые, по мнению френологов, являлись показателями его личных черт, свойств и склонностей. Одни выступы на черепе считались индикаторами «нижних» функций мозга (например, агрессивности), а другие представляли «высшие» функции и склонности (в том числе мораль). Считалось, что у преступников «нижние» стремления преобладают над «высшими». Наиболее известным френологом был Франц Йозеф Галль.

Галль считал, что «преступления являются продуктом индивидов, их совершающих, а следовательно, их характер зависит от природы этих индивидов и от тех условий, в которых эти индивиды находятся; лишь принимая во внимание эту природу и эти условия, можно правильно оценивать преступления».

Галль также стал первым, кто предложил классификацию преступников в зависимости от биологических признаков. Он предложил делить их на три категории:

Первая категория — это преступники, которые хотя и совершают преступления, но по своим внутренним качествам способны побороть дурные влечения и бороться с преступными соблазнами.
Вторая категория — люди, которые являются обездоленными от природы и в силу этого легко поддаются преступным влечениям.
Третья категория — промежуточная, эти люди способны встать как на путь исправления, так и на путь дальнейшего совершения преступлений в зависимости от того, какое влияние оказывает на них внешняя

Физиогномика и френология стали предшественницами криминальной антропологии, учения, которое часто связывается с работами итальянского криминолога Чезаре Ломброзо и его учеников. Ломброзо считал, что преступникам присущи аномалии внутреннего и внешнего анатомического строения, характерные для первобытных людей и человекообразных обезьян.

Че́заре Ломбро́зо (итал. Cesare Lombroso; 6 ноября 1835, Верона, Австрийская империя — 19 октября 1909, Турин, Италия) — итальянский врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике. Главная заслуга в криминологии Ломброзо заключается в том, что он сместил акцент изучения с преступления как деяния на человека — преступника.

Ломброзо является автором идеи «прирождённого преступника». По Ломброзо, преступник — это особый природный тип. Станет человек преступником или нет — зависит только от врождённой предрасположенности, причём для каждого типа преступлений (убийства, изнасилования, хищения) характерны свои аномалии физиологии, психологии и анатомического строения.

Портреты преступников по Ломброзо

Ломброзо выделял следующие основные признаки, присущие прирождённым преступникам:

Необычно маленький или большой рост
Маленькая голова и большое лицо
Низкий и наклонный лоб
Отсутствие чёткой границы роста волос
Морщины на лбу и лице
Большие ноздри или бугристое лицо
Большие, выступающие уши
Выступы на черепе, особенно в области «центра разрушения» над левым ухом, на тыльной стороне головы и вокруг ушей
Высокие скулы
Пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами
Кривой или плоский нос
Выдающаяся вперёд челюсть
Мясистая нижняя и тонкая верхняя губа
Ярко выраженные резцы и вообще ненормальные губы
Маленький подбородок
Тонкая шея, покатые плечи при широкой груди
Длинные руки, тонкие пальцы
Татуировки на теле.

ФРЕНОЛОГИЯ

(по-гречески "phren " - дух, рассудок и "lego " - говорю) - искусство угадывать характер и способности человека по устройству его черепа.

Череп заключает в себе, главным образом, орган разума, т.е. мозг.

Мозг разделяется на участки, причем каждый участок есть центр той или иной наклонности данного субъекта, той или другой способности его, - словом, центр различных форм интеллекта.

От видимого нашим глазом очертания черепа, вдавленного, или, наоборот, выпуклого, зависит нередко меньшее или, наоборот, большее развитие тех или иных участков его мозга.

Так, например, если голова сдавлена выше висков и расширяется у челюсти, то это означает часто животные инстинкты, жадность, материализм, обжорство. (Сжатый с боков мозг не развит в участках-центрах, например, стремления к идеалам, любви к искусствам, поэзии.)

Голова, расширенная над висками, свидетельствует о богатой фантазии данного субъекта и даже его стремлении к мистицизму.

Голова узкая, удлиненной формы - о способности к наукам, любознательности и привязанности.

Сильно выпуклый затылок показывает нередко, что его владелец отличается привязчивостью, иногда математическими способностями и более редко - только чувственностью.

Плоский затылок - верный признак эгоизма.

Выпуклость темени ближе ко лбу говорит о доброте и набожности.

Выпуклость на середине - о силе воли и твердости духа.

Конечно, все вышеприведенные примеры не будут точны и согласовываться с действительностью, если вышеупомянутые наклонности и способности (в связи с их френологическими признаками) будут сглаживаться или затемняться массой других развитых чувств.

По системе основателя френологии Галля (род. в 1758 г. в Германии; в 1805 г. опубликовал свой труд под названием "Новая анатомическая и физиологическая система", в который вошла также его система разделения мозга на известные участки) мозг разделяется на следующие участки, из коих главнейшие показаны на рис. 1 (лоб) и рис. 2 (профиль):

1 - физическая любовь;

2 - инстинкт сохранения вида;

3 - доброта;

4 - дух противоречия;

6 - хитрость;

7 - наклонность к воровству;

8 - гордость;

9 - честолюбие;

10 - осторожность;

11 - приручаемость;

12 - инстинкт местности;

13 - память лиц;

14 - память слов;

15 - способность к членораздельной речи;

17 - чувство, определяющее отношение звуков;

18 - чувство, определяющее отношение чисел;

19 - механический инстинкт;

21 - метафизический ум;

23 - поэтический талант;

25 - подражание;

26 - религиозный инстинкт;

27 - непоколебимость.

Из них способности, обозначенные цифрами 3, 4, 10, 21, 23, 25, 26, 27, свойственны, по мнению Галля, только человеку, причем у человека осторожность усугубляется прозорливостью; остальные способности свойственны как человеку, так и животному.

На рис. 3 и 4 изображен череп спереди и сбоку с френологическими обозначениями того же Галля, проверенными позднейшими френологами.


На рис. 3 показаны участки черепа, характеризующие некоторые человеческие наклонности:

3 - способности к воспитанию;

4 - органы чувства места и направления;

5 - чувства личности (в глазных впалинах);

6 - чувства красок;

7 - чувства звуков;

9 - способности к членораздельной речи;

10 - способности к языкам;

16 - наклонность к воровству;

22 - остроумие;

24 - добродушие;

Участки черепа человека на виде сбоку охарактеризованы на рис. 4:


3 - способности к воспитанию;

4 - чувства места и направления;

6 - чувства красок;

7 - чувства звуков;

8 - чувства, определяющие отношение чисел;

11 - чувства художественности;

12 - чувства дружбы и зависимости;

13 - чувства задора; драчливости;

14 - наклонность к убийству;

15 - хитрость;

16 - наклонность к воровству;

17 - тщеславие;

18 - славолюбие;

19 - чувства осмотрительности, осторожности;

20 - способности быстрого улавливания сходства;

21 - философское остроумие (соединяется с участком 20);

22 - остроумие;

23 - чувство организаторской способности (объединяется с участками 16, 20 и 21);

24 - добродушие;

25 - интерес к религиозным вопросам;

26 - решительность, твердость;

27 - чувство подражательности (объединяется с участком 24).

Кроме системы Галля, есть еще другие системы, например, Шпурцгейма; есть также и много других трудов по вопросам о френологии. После Галля получили известность френологи: англичанин Лж.Комб, испанец Мариано Куби-и-Солср, затем итальянец Ц.Ломброзо, ученый и френолог, и многие другие.

Здесь приведена система Галля потому, что Галль является основателем френологии, и его система послужила краеугольным камнем для всех последующих сочинений и трудов на этом поприще.

Темперамент

Кроме всего, на характер человека и его проявление влияет, несомненно, и темперамент его.

Темперамент - это физическая и духовная человеческая приспособленность, без искусственного ее давления, к различным занятиям и призваниям.

Темперамент, тот или другой, большей частью зависит от той или другой организации тела человеческого и выражается сложением и наружностью человека.

При определении характера человека необходимо понимать его темперамент и принимать его во внимание, так как многие компетентные в этом вопросе лица того мнения, что он придает нам силу для борьбы с разными препятствиями, болезнями или, наоборот, парализует эту силу, - словом, темперамент влияет на характер постольку, поскольку его общие наклонности, в зависимости от его физической организации, служат или не служат опорой для наклонностей, зависящих от участков способностей и их развития, или, иначе говоря, опорой для его духовного "я".

Физиологическая жизнь человека является в одних случаях тормозом, а в других - рычагом для его духовной жизни. Но не нужно понимать это так, что духовные условия человека управляются только его физиологическими условиями.

Темперамент можно разделить (по мнению людей, занимавшихся этим вопросом) на три определенных вида:

Первый : подвижный темперамент - у мужчин телосложение мускулистое; у женщин правильное телосложение. Черты лица резки и определенны. Такому темпераменту принадлежит ловкость, сила воли, храбрость, внимательное отношение к обязанностям и труду, смелость, самостоятельность. Энергия его и исполнительность могут быть ослаблены или не имеют применения при условии недостаточного духовного развития данного человека.

Второй : жизненный темперамент - выражается в еще большей мускулатуре тела; такому темпераменту свойственно добродушие, откровенность, великодушие, милосердие и живость. Темперамент этот скорее отличается слабостью воли, чем се твердостью.

Третий : духовный темперамент - выражается слабым телосложением, череп, в области расположения в нем большого мозга, отличается величиной, и лоб, конечно, высокий и широкий. Черты лица очень выразительные. Сила, выносливость такого индивидуума находятся в зависимости от развития его мозга и очень быстро поддаются утомлению.

Все три вышепоименованных темперамента являются слишком характерными и крайними и в такой определенной форме редко встречаются.

Чаще встречаются они смешанные из этих трех, причем преобладают в таких случаях признаки того темперамента, который в организме данного субъекта играет преобладающую роль.

Качества и недостатки их в таких случаях зависят от силы или недостатка их воли.

Статья подготовлена по материалам сайтов.