Каждый работодатель должен вести в своей организации воинский учет. Ответственный за это может быть как сам руководитель, так и любой сотрудник. В статье подробно рассмотрим как вести воинский учет в организации в 2020 году.
Кто обязан вести воинский учет
Вести воинский учет обязаны все компании без исключения. При этом данная обязанность не зависит от формы собственности организации и применяемой формы налогообложения. Необходим такой учет для обеспечения Вооруженных Сил нашей страны потенциальными ресурсами.
Важно! Воинский учет это обязанность руководителя. Именно он решает кто в организации его будет вести.
Как организовать воинский учет в организации
Стоит сказать, что ведение такого учета является не сложной процедурой для делопроизводителей. Однако, если своей обязанностью пренебречь, организации грозят штрафные санкции.
Рассмотрим пошагово порядок организации в компании воинского учета:
- Встать на учет. Для начала организация должна военный комиссариат и встать там на учет. Сделать это можно в срок до 5 дней с того момента, как была внесена запись об открытии юрлица в ЕГРЮЛ. Обратиться нужно в комиссариат по местонахождению фирмы. Если юрлицо меняет адрес, то встать на учет нужно будет в комиссариат по новому местонахождению.
- Разработать инструкцию. Компании необходимо разработать специальные документы по ведению воинского учета. Таким документом является инструкция для ответственного за учет сотрудника, в которой также указаны его обязанности. Специально разработанных бланков такой инструкции нет, разработать ее можно самим. Важно в инструкции предусмотреть обязанность по проверке на подлинность воинских документов сотрудников.
- Назначить ответственного. Каких либо ограничений по тому кого можно назначить ответственным за воинский учет нет. Вести его может как руководитель, так и любые сотрудники, включая совместителей. Для того, чтобы установить выбранному сотруднику такую обязанность, потребуется заключить допсоглашение к трудовому договору (Читайте также статью ⇒ ). При этом нужно понимать, что возложение новых обязанностей на сотрудника должно повлечь за собой доплату. Оформляется возложение обязанностей на сотрудника приказом руководителя. Форму приказа можно взять утвержденную (Приложение 4 Методических рекомендаций, утвержденных Минобороны от 11.07.2017). В приказе помимо назначения нужно обозначить сотрудника, который будет ответственным на период отсутствия основного сотрудника, отвечающего за воинский учет.
- Согласовать мероприятия с военкоматом. Это заключительный шаг в организации учета на предприятии и заключается он в согласовании плана мероприятий, Составить такой план организация должна самостоятельно. Для этого воспользоваться можно специальным бланком (Приложение 17 Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ от 11.07.2017г). В плане указываются сроки мероприятий, проводимых организацией по воиснкому учету. Такими мероприятиями могут быть проводимая раз в квартал проверка сведений. После проведения мероприятий в плане ставится соответствующая отметка, а напротив каждого мероприятия расписывается ответственный специалист.
Важно! Если ответственный за воинский учет специалист будет временно отсутствовать, то он должен передать все документы замещающему его лицу по акту.
Приказ о назначении ответственного сотрудника нужно согласовать со следующими органами: военным комиссариатом, органом местного самоуправления сельского или городского округа.
Для организации кадрового учета в компании начинающим кадровикам и бухгалтерам отлично подходит авторский курс Ольги Ликиной (бухгалтера М.Видео менеджмент) ⇓
Работники, не подлежащие воинскому учету
Воинский учет ведется не по всем сотрудникам. Рассмотрим работников, которые воинскому учету не подлежат:
- Получившие освобождение от военной обязанности, например, те сотрудники, которые были признаны ограниченно годными, либо не годными к военной службе, а также те, кто прошел службу в другом государстве;
- Проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
- Проживающие постоянно за пределами РФ;
- Имеющие звания офицеров, пребывающих в запасе СВР России или ФСБ России;
- Женщины, не имеющие военной специальности.
Сколько специалистов ведут воинский учет
В зависимости от того, какая численность сотрудников в организации, определяют количество сотрудников, ответственных за ведение воинского учета:
- Численность штата до 500 человек – учет должен вести 1 сотрудник, в том числе это может быть совместитель;
- От 500 до 2000 человек – учет ведет 1 штатный сотрудник;
- От 2000 до 4000 человек – учет ведут 2 штатных сотрудника.
Воинский учет в организации
Воинский учет представляет собой следующие мероприятия:
- Постановка на воинский учет принятых сотрудников;
- Оформление документов и их сохранность;
- При увольнении сотрудников снятие их с учета.
Инструкция специалиста воинского учета содержит следующие обязанности:
- Контроль подлинности документов воинской обязанности по каждому сотруднику;
- Создание личной карточки по каждому сотруднику, содержащую документы воинского учета;
- Информировать работников о мобилизационных мероприятиях по подготовке, а также ответственности за уклонение от них;
- Информировать военкомат о нарушениях, либо неточностях в воинских документах.
- Составление отчетности по ведению воинского учета для военкомата и местного самоуправления. Одним из таких отчетом может быт перечень сотрудников, которые подлежат воинскому учету.
Документами, которые должны предоставить сотрудники для воинского учета для призывников и военнообязанных мужчин признаются военный билет, либо удостоверение.
Важно! Если сотрудник при приеме на работу не может предоставить документы воинского учета, работодатель обязан самостоятельно запросить их.
Отчетность по воинскому учету
Периодически ответственное за воинский учет лицо обязан предоставлять отчеты военкомату, в котором организация стоит на учете. Такие отчеты представляют собой следующие списки:
- Принимаемых или увольняемых сотрудников, подлежащих воинскому учету. Срок представления – 2 недели;
- По сотрудникам, состоящим на воинском учете, либо по тем, которые обязаны состоять на учете. Срок представления – 2 недели;
- По лицам мужского пола 15 и 16 лет. Представляется один раз в год в сентябре;
- По лицам мужского пола, которые встают на учет на будущий год. Представляется один раз в год до 1 ноября.
Каждая организация также обязана вести журнал проверки воинского учета. Данный журнал регистрируют, листы нумеруют, прошнуровывают, опечатывают и заверяют подписью руководителя.
Важно! Образцы всех документов и инструкция по их заполнению содержится в рекомендациях, утвержденных Генштабом ВС РФ от 11.07.2017г.
Проверка воинского учета
Для проверки учета сотрудников проводится внутренняя проверка. Для этого создается комиссия, председателем которой является начальник отдела кадров. Такая проверка позволит проверить документы воинского учета и их соответствие нормативным актам и законодательству.
Найденные при проверке недочеты фиксируются в акте проверки. Данный акт может служить основанием для своевременного устранения недочетов, чтобы организация не попала под административную ответственность.
Ответственность организации за воинский учет
При неведении или нарушении ведения воинского учета, организацию могу привлечь к административной ответственности. Штрафные санкции для организации предусмотрены следующие:
- 500 – 1000 рублей – за то, что организация не оповестит сотрудника о вызове в военный комиссариат по повестке;
- 300 – 1000 рублей – за то, что организация не предоставит сведения по сотрудникам, которые обязаны стоять на воинском учете.
Законодательная база
Законодательный акт | Содержание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закон №61-ФЗ от 31.05.1996 | «Об обороне» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закон №31-ФЗ от 26.02.1997 | «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закон №53-ФЗ от 28.03.1998 | «О воинской обязанности и военной службе» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006 | «Положение о воинском учете» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 21 КоАП РФ | «Административные правонарушения в области воинского учета» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендации, утвержденные Генштабом ВС РФ от 11.07.2017 |
1 | Постановка на воинский учет граждан, принятых на работу. Проверка у граждан наличия воинских учетных документов и отметок военкомата о постановке на воинский учет, заполнение на них личных карточек (форма Т-2). | В дни приема на работу |
2 | Снятие с учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу. | В дни увольнения |
3 | Направление в военкомат сведений о принятых на работу и уволенных с работы граждан, пребывающих в запасе, а также об изменениях их военно-учетных данных. | в 2-х недельный срок |
4 | Внесение в личные карточки изменений по служебному и семейному положению, образованию, месту жительства. | Постоянно |
5 | Проведение сверки личных карточек (форма Т-2) с записями в военных билетах граждан, пребывающих в запасе. | Ежеквартально |
6 | Подготовка личных карточек на лиц, снятых с воинского учета по состоянию здоровья (уточнить даты исключения, номера приказов и статей) для сверки с военкоматом. | 1 раз в полугодие |
7 | Направление в военкоматы, в которых состоят на учете работающие в организации граждане, пребывающие в запасе, списки для сверки учетных данных. | Ежегодно |
8 | Проверять состояние картотеки с личными карточками граждан, пребывающих в запасе: - правильность построения картотеки; - правильность, полнота и качество заполнения личных карточек. |
Ежеквартально |
9 | Проводить сверки личных карточек граждан, пребывающих в запасе с учетными данными военкоматов города и области | Ежегодно |
10 | Вести учет граждан, пребывающих в запасе, заявивших об изменении состояния здоровья и сообщать об этом в военкомат. | Ежемесячно |
11 | Уточнение плана замены руководителей, специалистов и высококвалифицированных рабочих, призываемых по мобилизации и в военное время. | 1 раз в полугодие |
12 | Уточнение плана оповещения граждан, пребывающих в запасе, в рабочее время. | 1 раз в полугодие |
13 | Отбор личных карточек граждан, пребывающих в запасе, имеющих право на отсрочку от призыва по мобилизации и в военное время. | Постоянно |
14 | Оформление отсрочек от призыва на граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию. | в 10-ти дневный срок по истечении испытательного периода |
15 | Аннулирование отсрочек от призыва граждан, пребывающих в запасе, утративший срок | в 5-ти дневный срок |
16 | Изъятие из картотек карточки на граждан, пребывающих в запасе, и подлежащих исключению с воинского учета по возрасту, или по болезни, сделав отметку об исключении в разделе 2 личных карточек (ф.Т-2). | Перед составлением отчета |
17 | Составление отчета по форме № 6, анализ обеспеченности трудовыми ресурсами. | до 1 января |
По предварительному подсчету в ООО «Парус» около 52 работающих сотрудников подлежат воинскому учету. Этот участок работы в настоящее время находится в запущенном состоянии.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006г. № 719 «Об утверждении воинского учета» число работников, осуществляющих воинский учет в организациях определяется с учетом следующих норм:
- при наличии менее 500 работающих граждан - 1 работник, выполняющий обязанности по воинскому учету, по совместительству.
В соответствии с вышеизложенным и требованиями законодательства РФ, регламентирующих работу по воинскому учету,
прошу Вас решить вопрос о возложении обязанностей по ведению воинского учета, бронированию граждан, пребывающих в запасе, на начальника штаба по ГО и ЧС Котова Алексея Васильевича, по совместительству исполняющего обязанности специалиста по мобилизационной работе.
Законодательство РФ устанавливает обязанность граждан мужского пола проходить военную службу по достижении ими определенного возраста. При этом в нормах предусматриваются определенные процедуры, связанные с регистрацией потенциальных призывников в уполномоченных органах. Ведение воинского учета в России осуществляется в соответствии с ФЗ № 53, Положением, утвержденным правительственным Постановлением №719 от 27.11.2006 г., и прочими нормативными актами. Рассмотрим далее основные правила.
Общие сведения
Воинский учет - это метод обобщения сведений о мобилизационных и призывных ресурсах страны. По общему правилу, он осуществляется по адресу проживания либо пребывания (в отношении лиц, прибывших на территорию МО на период более трех мес.). граждан производится местными комиссариатами или специально созданными комптенетными комиссиями.
Классификация
В законодательстве используется такой термин, как "первоначальный воинский учет". Это действие следует отличать от регистрации лиц в комиссариатах по общим основаниям. Дифференциация указанных процедур осуществляется по:
- Кругу субъектов. Первоначальный воинский учет - это регистрация лиц, достигших 17 лет.
- Сроку осуществления мероприятий. Регистрация субъектов по общим основаниям может осуществляться в течение всего года. С 1 января до 31 марта проводится первоначальная работа. Воинский учет при этом осуществляется уполномоченными комиссиями, а не комиссариатами.
Деятельность органов
Воинский учет - это юридически значимая процедура. Она предполагает совершение определенных, законодательно закрепленных, действий. В качестве основания для выполнения установленных процедур выступает решение, принимаемое органов, осуществляющим воинский учет. Возраст первичных призывников, как выше было сказано, 17 лет. Для регистрации лицо проходит медосмотр. По его результатам выносится решение о:
Коллизия норм
В соответствии с приведенной выше информацией, лица, которые будут признаны негодными или к службе, не должны ставиться на воинский учет. Однако п. 34 указанного в начале статьи Положения противоречит требованиям ФЗ № 53. Этот акт наделяет комиссию полномочиями по постановке на учет лиц, которые признаны ограниченно годными либо негодными к службе. В данном случае имеет место коллизия норм. По общему правилу, в такой ситуации применению подлежит та, которая предусматривается в более высоком в иерархии актом. Соответственно, п. 34 Положения в указанных случаях не действует.
Спорный момент
Не совсем понятно, как комиссия, разрешающая вопросы, связанные с ограниченно годными и негодными лицами, может принимать в отношении них решения. По положениям 22 статьи (п. 1) ФЗ № 53, призыву подлежат субъекты, обязанные состоять или состоящие на учете. Соответственно, остальные лица не призываются на службу, а комиссия, в свою очередь, не может вынести в отношении них никакого решения. Между тем необходимо сказать, что один субъект может признаваться негодным 31 марта, а 1 апреля уже быть поставленным на учет в рамках тех или иных мероприятий.
Явка по повестке
ФЗ №53 обязывает оповещать о необходимости прибыть на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на учет. Извещение об этом осуществляется посредством направления повестки. Если субъект не явился по уведомлению по неуважительным причинам, на него может накладываться административное взыскание. В качестве санкции выступает предупреждение либо штраф.
Медицинское освидетельствование
Его организовывает комиссия, уполномоченная осуществлять воинский учет. В рамках медицинского освидетельствования устанавливается категория годности лица к службе. Здесь следует учитывать один нюанс. Определение той или иной категории при первичном учете не означает, что в процессе призыва она не будет изменена. При решении соответствующего вопроса в рамках освидетельствования заключение о годности субъекта будет оформляться заново.
Документы воинского учета
Они выдаются уполномоченными органами по адресу регистрации лиц. Субъектам, которые зачислены в запас, оформляется военный билет. Лицам, подлежащим призыву, выдают удостоверение с соответствующей записью. При освобождении субъекта, его зачисляют в запас. Соответственно, ему выдают военный билет. Лица, имеющие отсрочку от призыва, в запас не зачисляются. Следовательно, они подлежат призыву. не оформляется таким лицам до зачисления в запас на основании освобождения, достижения 27 лет и пр.
Особенности выдачи
Удостоверение субъекта, подлежащего призыву, предоставляется ему под подспись. Выдача осуществляется в день прохождения освидетельствования для постановки на воинский учет. Бланки оформляются в соответствии с Порядком создания картотеки дел призывников. Выдача билета лицам, зачисленным в запас, производится в десятидневный срок с даты принятия соответствующего решения или получения выписки протокола комиссии. Исчисление осуществляется в рабочих днях. По мнению ряда экспертов, налицо несовершенство формулировки норм о воинском учете. Заполнения бумаг в течение 10 дней может не произойти. Обусловлено это тем, что решение комиссии может не пройти установленную нормами процедуру утверждения. Законодатель предполагал вести отсчет 10-дневного срока с даты его принятия. Однако норма была сконструирована так, что лицо, зачисленное в запас, получило возможность потребовать выдачи билета по окончании указанного периода, даже в случае, если решение комиссии не было утверждено.
Распространенные заблуждения
Существует мнение, что отсутствие у лица препятствует:
Вместе с тем ряд требований присутствует в ТК. Согласно положениям 65 статьи Кодекса, военнообязанные и субъекты, подлежащие призыву, должны предоставить соответствующие документы.
Специфика деятельности
Воинский учет необходимо вести постоянно. Он должен охватывать лиц, находящихся в запасе и субъектов, которые подлежат призыву. Работа системы учета обеспечивается Минобороны, МВД, СВР, федеральной, региональной, местной исполнительной власти, а также организациями, вне зависимости от их правового статуса. Ключевыми требованиями к деятельности по обобщению сведений выступают обеспечение достоверности и полноты данных, отражающих состояние мобилизационных и призывных ресурсов. Учет в организациях координируется Генштабом ВС. Комиссариаты осуществляют плановые проверки учреждений совместно с уполномоченными сотрудниками исполнительных структур региональной и территориальной власти.
Бронирование
Воинский учет в учреждениях должен осуществляться специально назначенными сотрудниками. При этом должны соблюдаться установленные нормы. Они предусматривают:
На каждые следующие 3 тысячи человек предусматривается дополнительно по одному специалисту. Если на предприятии меньше 500 ч., может возлагаться на одного из служащих по совместительству. Расходы, которые связаны со сбором и обобщением сведений, возлагаются на само учреждение. Руководитель должен выделить для сотрудников, осуществляющих , специально оборудованное помещение, оснащенное железными шкафами для обеспечения сохранности материалов. Отдельным категориям сотрудников предоставляется отсрочка от призыва по мобилизации и во время военных действий. Такая работа направлена на обеспечение предприятий трудовыми ресурсами.
Цели и задачи ВУ
Воинский учет направлен на:
- Обеспечение выполнения лицами предусмотренных федеральными законодательствами обязанностей.
- Определение качественного и количественного состава мобилизационных и призывных ресурсов с целью их эффективного использования при обороне страны.
- Проведение плановых мероприятий по подготовке необходимых специалистов из числа лиц, находящихся в запасе, для выполнения работ, связанных с переводом ВС, войск, формирований, органов ВР, ФСБ и пр. с мирного времени на военное и последующего доукомплектования.
Обязанности призывников
Они предусматриваются 10 статьей ФЗ № 53. В соответствии с нормой, призывники должны:
Пояснения
Согласно Правилам постановки и снятия с учета граждан по адресу проживания/нахождения, местом пребывания может являться санаторий, дом отдыха, гостиница, туристическая база, больница, прочее аналогичное помещение, в котором субъект не живет постоянно. Лица, которые прибыли на территорию более чем на 90 дн. для временного нахождения, должны обратиться в уполномоченные органы для регистрации. При этом субъекты на снимаются с учета по месту их постоянного проживания. Регистрация производится в течение трех дней. В качестве места проживания выступает адрес, где лицо преимущественно или постоянно живет как собственник, наниматель помещения или в ином статусе, предусмотренном законом. Это может быть дом, квартира (служебная в том числе), гостиница, общежитие и пр. Лицо, изменившее место проживания, должен не позднее семи дней с даты прибытия по новому адресу явиться в орган, осуществляющий регистрацию. Постановка на учет осуществляется путем проставления соответствующей отметки в паспорте. Лица могут регистрироваться только в одном помещении по месту проживания. Гражданин, покидающий пределы страны, должен сдать в комиссариат удостоверение субъекта, подлежащего призыву. Оно приобщается к делу. При достижении гражданином, пребывающим за пределами страны, 27 лет оно уничтожается.
В законодательстве установлена ответственность за умышленное уничтожение либо порчу документа, выданного комиссариатом. Санкции устанавливаются и за небрежное его хранение, если оно повлекло его утрату. В соответствии с КоАП, субъект привлекается к административной ответственности. Наказание вменяется в виде предупреждения или денежного взыскания. Данные санкции устанавливает ст. 21.7 КоАП.
Принципы ведения воинского учета на предприятии регламентируют несколько документов:
- Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (ст. 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны»);
- Федеральный закон № 31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ст. 9 «Обязанности организаций»);
- Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 (далее — Положение).
Ответственность за воинский учет лежит на руководителе предприятия (п. 9 ч. I Положения). Именно он решает, кто именно из сотрудников будет заниматься учетом. Минимальное количество уполномоченных лиц определяется общим числом работников, состоящих на воинском учете: до 500 человек — учет может вести сотрудник-совместитель, до 2 000 человек — один выделенный специалист, до 4 000 — двое и т.д.
Приказ о назначении ответственного лица должен быть представлен в военкомат по месту расположения предприятия. Кроме того, на утверждение военному комиссару передайте ваш план по организации воинского учета военнообязанных и запасников. В нем отразите необходимые мероприятия и функциональные обязанности ответственного за воинский учет сотрудника.
Проверяем документы, инспектируем личные карточки
Воинский учет на предприятии придется организовать сразу по нескольким направлениям. Начните с проверки подлинности документов воинского учета, записей о постановке на учет по месту пребывания или жительства, отметок в паспорте об отношении к службе в армии. Это касается сразу нескольких категорий работников. Напоминаем, что военнообязанными являются мужчины:
- пребывающие в запасе;
- старше 27 лет, которые освобождены от военной службы, получили отсрочку или не призваны по иным причинам;
- окончившие военные кафедры при вузах;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на него в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу.
Учету подлежат и некоторые женщины. Список «дамских» специальностей постепенно расширяется. С 2016 года в него входят не только медики, картографы, радисты, но и метеорологи, фотолаборанты, электромонтеры, телеграфисты и пр. Их документы воинского учета тоже подлежат тщательной проверке.
Следующий шаг — занести информацию из документов воинского учета (военный билет и временное удостоверение для запасников) в личные карточки: смена фамилии, семейного положения и пр. У сотрудника, который достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан медкомиссией негодным к военной службе, укажите в карточке «Снят с воинского учета по возрасту» или «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».
Не забывайте оповещать своих коллег обо всех адресованных им извещениях из военкоматов в трехдневный срок. Штраф за несоблюдение этого требования — от 500 до 1 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ). Кроме того, уполномоченный работник должен рассказывать вновь принятым сотрудникам о порядке мобилизационной подготовки, об ответственности за неисполнение требований закона, о требованиях к документам воинского учета.
Передаем информацию в комиссариат
Второе направление работы — постоянное взаимодействие с военкоматами. В комиссариат передавайте информацию обо всех обнаруженных в документах нарушениях: неточных или ошибочных данных, отсутствии записей, страниц или даже документов, подделанных военных билетах или удостоверениях запасника.
И главное — в комиссариаты нужно сообщать о сотрудниках, которые уклоняются от воинских обязанностей. В противном случае будет наложен административный штраф в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда.
Своевременно сдаем отчеты по форме
Ежемесячно организация должна направлять в военкоматы по месту нахождения или органы местного самоуправления списки принятых и уволенных сотрудников, которые подлежат воинскому учету. Один раз в год — списки мужчин, которым в следующем за отчетным годом исполнится 17 лет, а также несколько других отчетов. В их числе формы № 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе», № 18 «Карточка первичного учета организации», № 16 «План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время» и др.
Чтобы не ошибиться в перечне отчетов и сроках их сдачи, обратитесьв военкомат по месту регистрации предприятия. Вы получите образцы документов и инструкцию, как их правильно заполнять.
О том, как формировать отчетность в военкоматы в программе Контур-Персонал, мы расскажем в одном из следующих материалов.