Внешняя политика м.с. горбачева

Разработка урока по теме

« Внутренняя политика М.С. Горбачева». 9 класс.

Цели: образовательная - познакомиться с основными событиями внутренней политики, личностями времен М.С. Горбачева;

развивающая - уметь характеризовать исторические факты, сравнивать внутриполитические курсы правителей России ХХ века с политикой М.С

Горбачева, характеризовать деятельность политических личностей, определяя их вклад в развитии истории данного периода времени; знать основные исторические события, происходящие во времена перестройки, политических деятелей;

воспитательная- сформировать представление о сложности и важности исторических процессов, происходящих во времена М.С. Горбачева.

Оборудование: карта « Политическая карта мира», « СССР в к.ХХ века», портреты правителей ХХ века, раздаточный материал « Политические личности времен М.С. Горбачева».

Понятия и термины урока: госприемка, инфляция, приватизация, перестройка, фермер.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

    Оргмомент (приветствие учащихся;объяснение целей и задач урока). (5 мин)

    Проверка домашнего задания (учащиеся выполняют задания теста, (Приложение 1) а затем вместе с учителем проверяется качество выполненной работы и выставляется оценка). (7 мин)

    Изучение и закрепление новой темы. (25 мин).

1.«Правители ХХ века» (учащиеся выстраивают в хронологическом порядке портреты правителей России ХХ века на доске и выполняют задания). (Приложение 2,3) .

- «Итак, мы еще раз вспомнили имена и важные события ХХ века»- слова учителя.

2.« Страна после смерти Л.И.Брежнева» (рассказ учителя об основных событиях и правителях России после 1982 года).

3.« Политика и экономика страны после смерти Л.И Брежнева» (учащиеся получают карточки с заданиями к вопросу №2 темы). (Приложение 4).

    После проверки задания по карточкам, учитель переодевается для исполнения частушек про политику М.С. Горбачева (приложение 5), заранее предупредив учеников о внимательном прослушивании и выявлении важных положений, касаемо политики и экономики времен перестройки.

    Учащиеся должны отметить следующие положения: перестройка, перестроечный застой, демократ, Беловежская пуща, талоны, ускорение.

4.« Основные события внутренней политики» (рассказ учителя о важных исторических фактах, происходящих внутри страны).

5.« Внутренняя политика М.С Горбачева» (учащиеся выполняют задания исторического диктанта). (Приложение 6).

События, как и исторические явления не могут возникать и развиваться без деятельности личности- объясняет учитель. Так давайте выясним, кто жил и творил в годы правления М.С Горбачева?

6. « Личности в судьбе страны» (рассмотрение с помощью дополнительных вопросов, совместно учителем портретов). (Приложение 7,8).

IV . Рефлексия.

Учитель достает и открывает большую папку под названием « Меню».

Представьте, что Вы, ребята, попали в ресторан « Перестройка». Блюда заведения- основные события данного периода времени. Какое вы бы блюдо заказали, еще раз сюда придя? Какое блюдо Вам не понравилось? Почему? Какое блюдо вызвало у вас наибольший интерес?

V . Домашнее задание.

    Сообщение о Горбачеве;

    Характеристика внутренней политики М.С Горбачева;

    Задания по карточкам. (Приложение 9).

Приложение 1.

    Для правления какого правителя характерно политика « развитого социализма»?

    Сталин И.В.

    Хрущев Н.С.

    Брежнев.Л.И.

    Кто проводил коллективизацию и индустриализацию в стране?

    Сталин И.В.

    Хрущев Н.С.

    Брежнев.Л.И.

    Кто из них пришел к власти в результате заговора и переворота?

    Сталин И.В.

    Хрущев Н.С.

    Брежнев Л.И.

    Кто впервые ввел должность « Генеральный секретарь партии»?

    Ленин В.И

    Сталин И.В.

    Брежнев Л.И.

    При ком из правителей сложился « апогей сталинизма»?

    Ленин В.И

    Сталин И.В.

    Брежнев Л.И.

Ключи к тесту:

1в; 2а; 3в; 4б; 5в;

Критерии оценки знаний по тесту:

5 баллов – « 5»;

4 балла –«4»;

3 балла – « 3»;

2 балла- «2».

Приложение 2.

1. 2.

3. 4.

5. 6.

Приложение 3.

Вопросы по иллюстрациям.

    Под каким порядковым номером изображен портрет Сталина И.В? (№3).

    Кто из них правил раньше всех? (Николай Романов, №5).

    Кто из них правил четвертым по счету? (Хрущев Н., №2).

    Кто правил вторым после Николая? (Ленин В.И, № 4).

Приложение 4.

Карточка №1.

Какие меры предлагал провести Андропов по наведению порядка в государстве?

Карточка №2 .

Каково состояние экономики после смерти Брежнева Л.И? Причины кризиса и застоя.

Карточка №3.

В чем причины усугубившегося политического положения России?

Карточка №4.

Почему экономическая реформа не дала ожидаемых результатов?

Приложение 5.

«Частушки о политике Горбачева М.С.»

1. Под окошком плачет нищий.
Подала советской тыщей.
Бросил тыщу на песок.
Просит хлебушка кусок
.

2. Водку мы совсем не пьем,
Мяса мы не кушаем.
Мы включаем телевизор
И рекламы слушаем.

3. Отчего это коровы
Молока нам не дают?» -
«Так ведь им про перестройку
В хлеву баек не поют».

4.Сколько будет еще длиться
Перестроечный застой?
Деньги льются, как водица,
Кошелек всегда пустой.

5.Мой миленок - демократ,
На гармонике играет: -
Мы свободны, братия,
Ай да демократия!

6.В ЦРУ и ФБР
Нынче безработица.
Больше нету СССР -
Не за кем охотиться!

7.Президенты заседали
В Беловежской пуще.
И о будущем гадали
На кофейной гуще.

8.Перестройка научила
Самогоночку варить:
Из полпуда - восемь литров,
Вся - до капельки - горит.

9.Водку мы теперь не пьем, Сахару не кушаем.
Зубы чистим кирпичом, Горбачева слушаем.

10.Ой, как быстро, ой как быстро
Созревает виноград.
Я любила коммуниста,
А теперь он - демократ!

11.По талонам - хлеб и мыло,
Без талонов - ни шиша.
Без талонов нынче вдоволь
Только на уши лапша!

12.В семь утра поет петух,
В восемь Пугачева.
Магазин закрыт до двух,
Ключ у Горбачева.

13.По талонам - горькую,
По талонам - сладкую.
Что же ты наделала,
Голова с заплаткою?

14.Ой, как радостно живем
Мы в начале месяца.
А кончаются талоны -
Хочется повеситься.

15.Ускоренье - важный фактор,
Но не выдержал реактор.
И теперь наш мирный атом
Вся Европа кроет матом.

Приложение 6.

« Внутренняя политика М.С Горбачева».

Исторический диктант.

1.Новый титул по конституционной реформе. (Президент СССР).

2. Принцип развития культуры. (Принцип гласности).

3. Год катастрофы на Чернобыльской АЭС. (1986 г).

4. Переход объектов в частную собственность. (Приватизация).

5.Мероприятия, положившее начало антиалкогольной политике. (Вырубка виноградников).

Приложение 7.

« Личности в судьбе страны». Портреты времен М.С Горбачева.

Никола́й Ива́нович Рыжко́в (р. , , , , ) - советский государственный и партийный деятель. Бо́льшую часть правления занимал должность (1985-1991). Член с по . Депутат (1974-89 гг.) от

. С 1950 года по 1975 год работал на инженерно-технических должностях на Уральском заводе тяжелого машиностроения им. Серго Орджоникидзе (ПО « »): в 1955-1959 гг. начальником цеха, 1959-1965 гг. главным технологом по сварке, в 1965-1970 гг. главный инженер, в 1970-1971 гг. директор, в 1971-1975 гг. генеральный директор.В 1975-1979 гг. первый заместитель министра тяжёлого и транспортного машиностроения СССР .В 1979-1982 гг. первый заместитель председателя . В декабре 1995 года избран депутатом второго созыва по Белгородскому одномандатному избирательному округу № 62 от блока «Власть - народу». В думе возглавлял депутатскую группу . Председатель Исполкома Народно-патриотического союза России (НПСР).

В декабре 1999 года по этому же округу избран депутатом Государственной думы третьего созыва. В сентябре 2003 года назначен представителем администрации Белгородской области в РФ.

    Валенти́н Серге́евич Па́влов ( , г. , - , г. ) - (единственный, занимавший должность с таким названием) с по , C 18 по 21 августа 1991 года - член .. 1958-59 гг. - инспектор государственных доходов финансового отдела Калининского райисполкома г. Москвы;

    1959-66 гг. - экономист, старший экономист, заместитель начальника отдела, заместитель начальника Управления финансирования строительства Министерства финансов РСФСР;

    1966-68 гг. - заместитель начальника Управления финансирования тяжелой промышленности Министерства финансов СССР;

    1968-79 гг. - заместитель начальника Бюджетного управления Министерства финансов СССР;

    1979-86 гг. - начальник отдела финансов, себестоимости и цен Госплана СССР, в 1981-86 годах член Коллегии Госплана СССР;

    1986 г. - Первый заместитель Министра финансов СССР;

    1986-89 гг. - Председатель Государственного комитета СССР по ценам.

    1989-91 гг. - Министр финансов СССР. Лейтенант интендантской службы запаса. 14 января 1991 года, после отставки ( ), с согласия Верховного Совета, назначил Павлова его преемником как компромиссную кандидатуру, сторонника рыночной экономики в рамках социалистического выбора. При этом был переименован в Кабинет Министров СССР, а Председатель Совета Министров СССР - в Премьер-министра СССР .

Бори́с Ка́рлович Пу́го ( Boriss Pugo ; , - , ) - советский партийный и государственный деятель, первый секретарь ЦК ( - ), председатель ( - ), ( - ). Член (1986-1990), кандидат в члены (сентябрь - июль 1990). Депутат одиннадцатого созыва (1984-1989) от Латвийской ССР , . C 18 по 21 августа 1991 года - член .

Крючков Владимир Александрович (р. 29.02.1924), член партии с 1944 г., член ЦК с 1986 г., член Политбюро ЦК с 20.09.89 г. Родился в Волгограде. Русский. В 1949 г. окончил Всесоюзный заочный юридический институт, в 1954 г.- Высшую дипломатическую школу МИД СССР. Трудовую деятельность начал в 1941 г. рабочим. С 1943 г. на комсомольской работе. С 1946 г. в органах прокуратуры. В 1954- 1959 гг. на дипломатической работе в МИДе СССР и посольстве СССР в ВНР. В 1959-1967 гг. в аппарате ЦК КПСС: референт, зав. сектором, помощник секретаря ЦК КПСС. С 1967 г. в Комитете государственной безопасности СССР, с 1978 г. зам. председателя с 1988 г. преде. Комитета, одновременно с 1990 г. член Президентского Совета СССР. Генерал армии (1988 г.). Депутат Верховного Совета СССР 11 созыва. В ходе августовских событий 1991 года был арестован и находился в тюрьме "Матросская тишина". В дальнейшем амнистирован. Находился на пенсии. Скончался 25 ноября 2007 года в Москве на 84-м году жизни.

Генна́дий Ива́нович Яна́ев ( , - ) - советский партийный и государственный деятель, Вице-президент СССР ( - ), член , (1990-91 гг.). Во время являлся и.о. президента СССР и фактическим руководителем .

Президента СССР

Дми́трий Тимофе́евич Я́зов (род. , д. Язово ) - и . Последний (по дате присвоения звания) и единственный ныне живущий ( ). Предпоследний ( - ). Участник . Член (18-21 августа 1991 года). С 2000 по 2010 годы возглавлял Комитет памяти Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, а в настоящее время является активным членом президиума данного Комитета .Член руководящих органов ряда общественных организаций (в том числе Форума «Общественное признание» и пр.).Консультант начальника Военно-мемориального центра Вооружённых Сил России.

Андре́й Дми́триевич Са́харов ( , - , там же) - , академик , один из создателей первой советской . Впоследствии - общественный деятель, и ; , автор проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Лауреат . За свою правозащитную деятельность был лишён всех советских наград, премий и в был выслан с женой из Москвы. В конце под давлением разрешил Сахарову вернуться из ссылки в Москву, что было расценено в мире как важная веха в деле прекращения борьбы с инакомыслием в СССР.

Анато́лий Ива́нович Лукья́нов (р. , г. ) - советский партийный и государственный деятель, российский политик. Последний председатель Верховного Совета СССР (март 1990 - сентябрь 1991), сначала сподвижник первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева, затем его оппонент. C августа 1991 по декабрь 1992 года находился под стражей по делу , обвинялся в заговоре с целью захвата власти и в превышении власти

Летом 1985 года Горбачев взялся за решение вопросов ускорения научно-технического прогрессас упором на рост машиностроения, проведя на эту тему широкое совещание в ЦК КПСС. Однако и здесь дело ограничилось мероприятиями по созданию ряда организационных структур. Однако прогресс от этого не пошел быстрее.… Да и где деньги было взять? В вопрос финансирования уперлось и проведение провозглашенной на словах «активной социальной политики», начиная от намерений повысить заработную плату и кончая обещаниями выдать каждой семье по квартире или собственному дому к 2000 году.

В 1987-1988 годах были приняты важные законы о государственном предприятии и о кооперации в СССР. Однако работали эти законы плохо.

Стремясь повысить качество продукции, власти в мае 1986г. ввели госприёмку. Отделы технического контроля (ОТК) предприятий ранее подчинялись администрации. Да и самим контролёрам была невыгодна «излишняя» строгость при выявлении брака: они наряду с рабочими и инженерами могли лишиться премии из-за невыполнения плана.

Госприёмка стала отдельным ведомством, её работники не зависели от дирекции и не были материально заинтересованы в выполнении плана. К началу 1987г. госприёмка действовала на всех крупных промышленных предприятиях. Однако её эффективность оказалось значительно ниже ожидаемой. Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Руководство предприятий поспешило найти контакт с новыми контролёрами, которые к тому же стояли на предприятиях на партийном учёте. Просуществовала госприёмка лишь два года.

В мае 1985г. появилось постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР о борьбе с пьянством и алкоголизмом: «Партия и Советское государство ставят качественно новую, ответственную задачу большой политической значимости: единым фронтом, повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству искоренить его».

Пьянство в стране действительно достигло критических пределов. По оценки МВД «злоупотребляли» алкоголем 37% работающих; только зарегистрированных алкоголиков насчитывалось свыше 5 миллионов человек. Реализация спиртного с 1970 по 1980г. возросла на 77%. В районах страны, особенно в сельской местности на Севере, пили даже женщины и дети, что вело к настоящему вырождению населения. Алкоголизм вышел на третье место в ряду причин смерти, привёл к росту преступности, особенно грабежей и уличного хулиганства. Мириться с этим злом было невозможно.

Постановление готовилось ещё при Андропове, но молва считала инициатором крутых мер Горбачёва и – особенно – Лигачёва. Пьянству была объявлена настоящая война. Виновных в «распитии» в общественных местах исключали из партии и комсомола, понижали в должности, лишали премий, отодвигали в очереди на жильё.

Резко уменьшилось число торгующих спиртным магазинов. Продажа водки, разрешённая прежде с 11 утра, теперь велась только с 14:00. Заводы, производившие вино и водку, перепрофилировались на производство соков и безалкогольных напитков. К 1988г. планировалось полностью прекратить производство дешёвых плодово-ягодных вин (в народе их называли «бормотухой»).

Антиалкогольная компания велась поспешно, прямолинейно и неумело. Только в 1985-1986гг. производство алкогольных напитков упало вдвое. Сокращение коснулось не только низкопробного «плодово-выгодного» зелья, но и высокопробных марочных вин. В Крыму, в Молдавии, на Дону вырубали виноградники, (общая их площадь сократилась на 30%), разрушали винодельческие предприятия. Пострадали не cтолько пьяницы, сколько люди, стремившиеся купить бутылку вина к празднику или семейному торжеству.

Огромные потери понёс бюджет: заменить доходы от реализации спиртного было нечем, поскольку обещания резко увеличить реализацию товаров народного потребления осталось на бумаге.

Попытки увеличить производство соков только ухудшали ситуацию: эта продукция была убыточна и требовала дотации. Недополученная прибыль составила в 1985г. - 60 млрд. рублей, в 1986г. - 38 млрд. рублей, в1987г. - 35 млрд. рублей, 1988г.- 40 млрд. рублей.

Из-за нехватки спиртного увеличилось самогоноварение. Из магазинов стал пропадать сахар, хотя производство его в 1985 – 1988гг. выросло на 18%. Нередко водку заменяли различные суррогаты (от одеколона до растворителя). Среди молодёжи стали распространятся наркомания и токсикомания. Социологические опросы показывали, что 80% граждан страны понимали необходимость борьбы с пьянством, но применявшиеся методы вызывали дружное неприятие. Горбачёв заработал ироническое прозвище «минеральный секретарь».

Нельзя оправдывать Горбачёва тем, что он не знал, что будет после «Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом». Горбачёв вырос в русской семье и должен был понимать, что злоупотребление спиртным для неё характерно и «с наскока» проблемы не решить. Кроме того, именно продажа спиртного обеспечивала значительную часть доходов бюджета. На мой взгляд, это был неудачный шаг.

В какой-то степени это действительно был просчёт, но обвинение Горбачёва в недальновидности безосновательно. Не может человек всё предусмотреть. А результаты были: в первый же год сократилось потребление алкоголя, не было такого пьянства.

Начиная перестройку, Горбачёв главный акцент делал на подъёме духовности общества в том понимании, в каком он воспитывался и служил социалистической системе. Нетрудовыми доходами он считал всё, что произведено в негосударственной сфере.

Формально оно направлялось против дельцов теневой экономики. На практике же главными его жертвами оказались колхозники и горожане, выращивающие фрукты и овощи на продажу, кустари, уличные торговцы. В ряде мест власти с упоением крушили теплицы на приусадебных и дачных участках. А воротилы теневой экономики, коррумпированные чиновники, так и остались нетронутыми.

Трудно было делать первые шаги, и они, скорее всего, были спонтанными. Чтобы бороться с теневой экономикой, нужны силы, сторонники. В период проведения реформ эти силы только ещё консолидировались.

Вероятно, это были популистские реформы. После застоя любые нововведения воспринимались как существенные действия, направленные на изменение общества. Так Горбачёв зарабатывал политический авторитет.

Начиная реформы, Горбачёв не ставил задачей смену общественно-экономического строя, считал социализм вполне жизнеспособной системой. Он даже подчёркивал, что мы должны учиться у Ленина вовремя переоценивать ценности, теоретические установки, политические лозунги. Поэтому не удивительно, что уже в апреле 1985г. был взят курс на ускорение, а затем – на усовершенствование политической структуры общества. Происходила нормальная эволюция взглядов.

В знак признания огромных заслуг Михаила Горбачева как выдающегося реформатора, политика мирового масштаба, внесшего уникальный вклад в изменение к лучшему самого характера международного развития, он был удостоен Нобелевской премии мира.

Трудно начинать преобразования только отдельных сфер общества, это, в конце концов, ведёт к изменению всего общества. Горбачёв этого не учёл. Но он действительно был не только идеологом, но и прорабом перестройки, его реформы были не только теоретической разработкой, но и имели (удачное или нет – другой вопрос) практическое применение. А противоречивость продолжалась тем, что готовых-то рецептов не было.

Правы как сторонники, так и противники. Обстоятельно предусмотреть последствия взятого курса не так уж просто. Многие руководители привыкли мыслить в рамках десятилетиями складывавшейся командно-административной системы, не хотели перемен, не умели действовать самостоятельно. Шло противодействие реформе с их стороны. Реформы Горбачёва можно признать действительно мужественным шагом.

Вся внутренняя политика Горбачёва была проникнута духом перестройки и гласности. Он впервые ввел термин "перестройка" в апреле 1986 г., которое сначала понималось только, как "перестройка" экономики. Но позднее, особенно после проведения XIX Всесоюзной партийной конференции, слово "перестройка" расширилось и стало обозначать всю эпоху перемен.

Первые шаги Горбачёва после избрания в основном повторяли меры Андропова. Прежде всего он отменил "культ" своей должности. На глазах у телезрителей 1986 г. Горбачёв грубовато оборвал одного оратора: "Поменьше склоняйте Михаила Сергеевича!".

В средствах массовой информации вновь заговорили о "наведение порядка" в стране. Весной 1985 г. вышел указ о борьбе с пьянством. Вдвое была сокращена продажа винно-водочных изделий, в Крыму и Закавказье вырубили тысячи гектаров виноградников. Это привело к росту очередей у винных магазинов и к повышению употребления самогона более чем в пять раз.

С новой силой возобновилась борьба с взяточничеством, особенно в Узбекистане. В 1986 г. арестовали, а позднее осудили на двенадцать лет заключения зятя Брежнева Юрия Чурбанова.

В начале 1987 г. Центральный комитет ввел некоторые элементы демократии на производстве и в партийном аппарате: появились альтернативные выборы партийных секретарей, иногда открытое голосование заменялось тайным, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Все эти нововведения в политической системе обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция, происходившая летом 1988 г. Её решения предусматривали соединение "социалистических ценностей" с политической доктриной либерализма - был провозглашен курс на создание "социалистического правового государства", планировалось провести разделение властей, разрабатывалась доктрина "советского парламентаризма". Для этого был создан новый высший орган власти - съезд народных депутатов, а Верховный Совет было предложено сделать постоянно действующим "парламентом".

Изменению подверглось и избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, одну треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Главной идеей конференции была передача части властных полномочий партии правительству, то есть усиление советских органов власти, при сохранении в них партийного влияния.

Вскоре, инициатива проведения более интенсивных реформ перешла к избранным на I съезд народным депутатам, по их предложению концепция проведения политических реформ была несколько изменена и дополнена. III съезд народных депутатов, заседавший в марте 1990 г. счел целесообразным ввести пост Президента СССР, тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монополию коммунистической партии на власть, это позволило формировать многопартийность.

Так же в ходе политики перестройки произошла на государственном уровне переоценка некоторых моментов истории государства, особенно это касается осуждения культа личности Сталина.

Но в тоже время стали постепенно появляться и недовольные политикой перестройки. Их позицию выразила в своем письме редакции газеты "Советская Россия" ленинградская учительница Нина Андреева.

Одновременно с проведением реформ в стране, в ней появился, казалось уже давно решенный, национальный вопрос, который вылился в кровавые конфликты: в Прибалтике и в Нагорном Карабахе.

Одновременно с проведением политических реформ проводились и реформы экономические. Главными направлением социально-экономического развития страны был признан научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация "человеческого фактора". Первоначально основной акцент делался на энтузиазм трудящихся, но на "голом" энтузиазме ничего не построишь, поэтому в 1987 г. была проведена экономическая реформа. Она заключала в себе: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, постепенно возрождение частного сектора экономики, отказ от монополии внешней торговли, более глубокая интеграция в мировой рынок, сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, реформа сельского хозяйства. Но все эти реформы, за редким исключением, не приводили к желаемому результату. Одновременно с развитием частного сектора экономики, государственные предприятия столкнувшиеся с совершенно новыми способами работы, были не способны выжить в условиях нарождающегося рынка.

Восстание Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.)
Вторую половину XVIII в. отличает резкое повышение социальной активности трудового населения: владельческих, монастырских и приписных крестьян, работных людей мануфактур, пародов Поволжья, Башкирии, яицких казаков. Своего апогея она достигла в крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева. На Яике, где в сентябре 1773г. появи...

История Олимпийских игр
Они начались более двух тысяч лет назад в Греции. Обычно в массовом сознании наших дней Олимпийские игры воспринимаются как сугубо спортивные соревнования высшего ранга и, главное внимание, обращается на спортивные результаты. Античные Олимпиады имели иной смысл, другое содержание, их духовной основой были другие нравственные ценности...

Буташевич-Петрашевский
1847 год. Петербург. Опять раскрыто "тайное общество". Раскрыт "заговор идей", целый кружок "государственных преступников", которыми руководит чиновник Министерства иностранных дел Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский. Следствие, суд. И приговор - смертная казнь. Но в последний момент расстрел заменен...

Значимой чертой нового этапа советской дипломатии стали ежегодные встречи М.С. Горбачева с президентами США. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г.) положили начало к сокращению ядерного оружия в мире. Продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Вооруженных Сил на 500 тыс. человек.

За май 1988 – февраль 1989 гг. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана, после чего второй съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней, прежде дру­жественной страны грубой политической ошибкой. Дипломатия приложила много усилий к пре­кращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путем серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской Республике, поиску решения палестинской про­блемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и арабских государств.

Произошли изменения в советско-китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских войск из Афганистана и Монголии, а вьетнамских – из Камбоджи. После их выполнения весной 1989 г. между двумя вели­кими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономи­ческом и культурном сотрудничестве.

Этот же год явился переломным в отношениях СССР со свои­ми партнерами по социалистическому содружеству. Начался форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения многих лидеров социалистических стран, что некоторые конкретные решения, диктуемые «новым мышлением», могут повлечь за собой дестаби­лизацию общественно-политической обстановки, Советское правительство ответило экономическим давлением, пригрозив, перевести хозяйственные взаиморасчеты с союзниками на свободно конвертируемую валюту (что и было вскоре сделано). Это обострило отношения между странами-членами СЭВ и под­толкнуло к быстрому развалу не только их экономического, но и военно-политического союза.

С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистичес­ких странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румы­нии, где произошли кровопролитные столкновения) от компар­тий к национально-демократическим силам. В Югославии паде­ние социалистического строя (как позднее в СССР) привело к развалу страны. Вхо­дившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись за­тяжные военные действия между сербской, хорватской и мусуль­манской общинами на почве национально-территориального раз­межевания.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в про­цессы, на глазах кардинально менявшие политический и социаль­но-экономический облик социалистических, союзных государств. Особо наглядно самоустранение СССР проявилось по самому важнейшему в послевоенной истории Европы германскому вопросу. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М.С. Горба­чев высказался в том смысле, что «канцлер может взять дело объединения Герма­нии в свои собственные руки». Не встретило принципи­альных возражений у Горбачева и предложение Коля о вхождении объединенной Германии в НАТО. В марте 1990 г. в ГДР были проведены многопартийные выбо­ры. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных пар­тий. В ноябре того же года эта бывшая социалистическая респуб­лика влилась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе.

Курс на отход от СССР и сближе­ние с Западом взяли и практически все новые правительства бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готов­ность вступить в НАТО и Общий рынок.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики капиталистических стран блока НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза побудило горбачевскую администрацию обра­титься в 1990 – 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Ка­наде, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии).

Запад оказал СССР гуманитарную помощь продо­вольствием и медикаментами (правда, она в основном осела в но­менклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпиро­ванной товаропроводящей сети). Серьезной же финансовой помо­щи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее М.С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм.

Распад Советского Союза и мировой системы социализма вывели США в разряд единст­венной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский пре­зидент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

РАСПАД СССР

Крайне сложную политическую ситуацию в стране до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года. В ходе горбачевской «кадровой революции» был смещен первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев и заменен русским по национальности Г.Н. Колбиным. Это вызвало яростные демонстрации протеста в Алма-Ате. Колбина Г.Н. вынуждены были снять и заменить Н.А. Назар­баевым.

В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами – армянами и азербайджанцами – из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана. Армянское руководство потребовало присоединение Карабаха к Армении, то есть изменения границ внутри СССР, на что московское руководство, естественно, пойти не могло. Конфликт вызвал вооруженные столкновения и страшный антиармянский погром в г. Сумгаите. Для предотвращения резни в городах Баку и Сумгаит были введены войска, что привело к недовольству позицией Москвы как азербайджанцев, так и армян.

Сепаратистское движение разгорелось и в прибалтийских республиках. После опубликования секретного дополнительного протокола к пакту Молотова – Риббентропа вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР стало однозначно рассматриваться большинством населения этих республик как оккупация. Сложились народные фронты радикально-националистического направления, выступавшие под лозунгами политической независимости. Опубликование этих же протоколов вызвало массовое движение в Молдавии за возвращение Бессарабии Румынии, усилило сепаратистские тенденции на Украине, в первую очередь, в ее западных областях.

Все эти факторы еще не ставили под угрозу существование Союза. Уровень экономической интеграции между республиками был чрезвычайно высок, было невозможно представить себе их существование по отдельности. Существовала единая армия, единая система вооружений, в том числе ядерных. Кроме того, в результате миграционных процессов в СССР не было ни одной республики, однородной в национальном отношении, на их территориях проживали представители самых разных национальностей и разделить их было практически невозможно.

Но с нарастанием экономических трудностей тенденция к сепаратизму усилилась. В результате, в любой области – русской или нерусской – появилась и стала пробивать себе дорогу мысль о том, что центр обирает территории, тратя деньги на оборону и на удовлетворение нужд бюрократии, что каждая республика жила бы значительно лучше, если бы не делилась с центром своими богатствами.

В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм. Русские в ответ на обвинение в эксплуатации других народов выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г. 60,5 % валового национального продукта СССР, давала 90 % нефти, 70 % газа, 56 % угля, 92 % древесины и т.д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик. Первым эту мысль сформулировал А.И. Солженицын. В письме «Как нам обустроить Россию?» он призывал русских предоставить другие народы СССР собственной судьбе, сохранив союз только с Украиной и Белоруссией – славянскими народами.

Этот лозунг был подхвачен Б.Н. Ельциным и активно использован им в борьбе против «центра». Россия – жертва Советского Союза, «империи». Она должна добиться независимости, уйти в свои границы (Московское княжество?). В этом случае благодаря своим природным богатствам и таланту народа она быстро достигнет процветания. Тогда другие республики станут стремиться к интеграции с новой Россией, так как в одиночку существовать просто не смогут. Советский Союз становился основной мишенью критики.

Ельцин Б.Н. призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграла решающую роль в развале СССР – Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.

Став председателем Верховного Совета РСФСР, Б.Н. Ельцин провозгласил суверенитет России и верховенство российских законов над союзными, что свело власть союзного правительства фактически к нулю.

Между тем, нарастание кризиса в национальных отношениях продолжалось. В апреле 1989 г. в Тбилиси армия открыла огонь по толпе демонстрантов, пытавшихся ворваться в правительственные здания. Приказ об использовании войск для разгона демонстрации отдали местные власти, но гнев и ненависть населения была направлена против Москвы. В Узбекистане, в ферганской долине, начались стычки местного населения с турками-месхетинцами, переселенными туда в годы сталинских репрессий. Появились первые потоки беженцев из Узбекистана, Азербайджана, Армении.

Наконец, 12 января 1991 года в литовской столице Вильнюсе армия открыла огонь по демонстрантам, взявшем под защиту местное телевидение, выступавшее с призывами к независимости. Эти события фактически привели к отделению прибалтийских республик и резкому падению авторитета М.С. Горбачева, на которого была возложена вся ответственность за расправу.

В этих условиях М.С. Горбачев организовал в стране референдум о будущем Союза. Идея обращения к народу была чрезвычайно удачной – свыше 70 % населения, участвовавшего в голосовании (не приняли участия прибалтийские республики, грузины и молдаване), высказалось за сохранение Союза, реформированного на демократической основе. Это позволило М.С. Горбачеву начать переговоры с руководителями республик о государственных формах будущего объединения.

В России одновременно с референдумом о сохранении Союза был проведен второй референдум – об учреждении должности президента. В июне 1991 г. были проведены всенародные выборы президента РСФСР. С сокрушительным перевесом их выиграл Б.Н. Ельцин, набрав 57 % голосов. Его главный соперник, бывший Председатель Совета Министров Н.А. Рыжков, получил лишь 17 % голосов. Вице-президентом был избран полковник А.Н. Руцкой, герой Афганистана, чрезвычайно популярный в стране. Руцкой был членом ЦК Компартии России. Поддержав Ельцина, он обеспечил ему поддержку значительной части коммунистов. День 12 июня был объявлен всенародным праздником – Днем независимости России.

Посты президентов были введены и в большинстве союзных республик. Выборы выиграли представители тех сил, которые выступили под лозунгом независимости от центра. Стремясь любой ценой остаться у власти, национально-патриотические лозунги выдвигали представители национально-партийной номенклатуры (Л.М. Кравчук, А. Бразаускас и др.).

Ельцин Б.Н. принял участие в переговорах о будущем Союза. В результате этих переговоров был подписан, так называемый Ново-Огаревский документ. Согласно этому договору признавались суверенитет и независимость каждой отдельной республики. Центру делегировались полномочия в области обороны, внешней политики, координации экономической деятельности.

Торжественное подписание договора было назначено на 20-е августа 1991 года. Однако 19 августа произошли события, коренным образом изменившие положение. Подписание нового договора означало ликвидацию ряда единых государственных структур (единого Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, армейского руководства). Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. В отсутствие президента М.С. Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других деятелей.

Государственный комитет по чрезвычайному положению объявил о введении в стране чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации. Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота. Десятки тысяч москвичей встали на защиту Белого Дома – здания Верховного Совета России. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М.С. Горбачев возвратился в Москву.

Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С. Горбачев потерял практически всякое влияние. Ельцин Б.Н. один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. Горбачев М.С. вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ.

Горбачев М.С. пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991 г. отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

Последний удар по Союзу был нанесен в декабре 1991 года, когда руководители России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.Ю. Шушкевич, не ставя в известность М.С. Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации Союза СССР. Вместо СССР провозглашалось создание Содружества Независимых Государств (СНГ) – объединения, статус которого до настоящего времени не определен. К соглашениям было предложено присоединиться президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву. По его инициативе в Алма-Ате было проведено совещание глав республик, на котором в состав СНГ вошли Казахстан, республики Средней Азии и Азербайджан.

Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.


Похожая информация.


Советский Союз середины 80-х гг. пребывал в довольно печальном состоянии. Наиболее верным определением, которым можно обозначить сущность происходившего, пожалуй, будет слово «стагнация». В стагнации находились все сферы и отрасли жизни государства: политика, экономика, даже культурная и общественная жизнь. С этим нужно было что-то делать, однако для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки неповоротливый государственный механизм, необходимо было, чтобы у власти оказалась сильная харизматичная личность. И такой личностью оказался М.С. Горбачев.

Почему перемены были столь необходимы обществу? Попробуем «разложить по полочкам» основные элементы государственного устройства, которые требовали обновления

Но это была лишь «верхушка айсберга». Система изжила себя, она стала уже нежизнеспособной и приготовилась вот-вот рухнуть – необходим был лишь толчок извне. И Горбачев, ставший во главе государства, «подтолкнул» неустойчивый государственный колосс, стоявший на глиняных ногах. Что он предпринял и к чему это привело?

Сущность проводимых реформ

Сфера реформирования

Суть реформы

Экономика

    Первое, что было сделано, — начата антиалкогольная кампания. Государство отказалось от монополии на спиртные напитки, в результате чего деньги от продаж стали уходить в теневой сектор экономики.

    Внедряется госприемка, чтобы повысить качество продукции предприятий.

    Вводится понятие хозрасчета, что должно было привести к заинтересованности работников в результатах своего труда.

    Появляется частная собственность на средства производства, а это уже – расшатывание основ социалистического государства.

    Провозглашен курс на переход к рыночной экономике

Внутренняя политика

1) 1988 г. – приняты 2 важных закона, по которым:

  • верховным органом власти в СССР становится Съезд народных Депутатов СССР, избиравший Верховный Совет;
  • определяется порядок, каким образом будут проходить выборы народных депутатов.

Кроме того, Конституция была дополнена предложением о разделении исполнительной и законодательной власти с судебной властью, которая была бы представлена Комитетом Конституционного надзора.

Отныне можно избирать депутатов от общественных организаций, и КПССС была названа одной из таких организаций.

2) 1989 г. – шла работа над проектами Конституции, был принят ряд поправок, которые, в частности, расширяли права союзных республик и увеличили полномочия Советов, частично «отобрав» их у некогда ведущей КПСС.

3) 1990 г. – на Съезде Народных Депутатов принят закон, коренным образом меняющий верховную власть в стране: вводился пост Президента (в чем-то по аналогии со странами Запада), который был наделен правом законодательной инициативы. В целом его полномочия были весьма обширны. Избирать Президента следовало всеобщим голосованием. Тут же (в нарушение собственного закона) депутаты избрали Горбачева Президентом (интересно, что сам он был против этого).

Важнейший шаг – отмена 6 статьи Конституции, утверждавшей руководящую роль КПСС.

Внешняя политика

    Заключены договоры СНВ-1, СНВ-2 – сокращении наступательных вооружений.

    Встречи М.С. Горбачева с Рональдом Рейганом, на которых лидер СССР выразил желание сгладить напряженную обстановку в мире, прекратить «холодную войну», постепенно отказаться от ядерного и химического оружия, чтобы обезопасить мир.

Итоги реформ Горбачева

В целом реформы М.С. Горбачева имели огромное значение для дальнейшего развития государства. Конечно, далеко не все шло гладко, и практически сразу, как только в стране была объявлена гласность, нашлись желающие покритиковать первого Президента СССР. Да, недостатки были: в частности, произошел очень тяжелый кризис в экономике, с последствиями которого потом трудно было справиться в течение многих лет. Но это вполне закономерно: ведь при сломе старой системы необходимо время для налаживания нормального функционирования новой. Экономика и так пребывала на грани развала, поэтому ее реформирование вместе с сопутствующими потрясениями было неизбежно.

Особенно заметен след, оставленный деятельностью Горбачева, во внешней и внутренней политике страны. Б.Н. Ельцину «досталось» уже совсем другое государство, нежели то, которое существовало буквально за 5-6 лет до его прихода к власти: в нем была провозглашена гласность, свобода проведения выборов, разрешалась многопартийность. СССР при М.С. Горбачеве сделал первые трудные шаги к развитому демократическому государству. Впервые за многие десятилетия можно было свободно высказывать вслух свои мысли, даже если они противоречили взглядам политических лидеров. «Холодная война» закончилась, международная обстановка заметно «потеплела». Люди вдохнули воздух долгожданной свободы и смогли наконец почувствовать себя не винтиками огромной государственной машины, а полноценными личностями с правом на собственное мнение.