Виды резьбы по животной кости народов севера и китайских мастеров. История и развитие резьбы по кости Художник по резьбе на костях

Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, это резьба по кости. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас - некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свойствам материала.

Резьба по кости - одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.

Материалом для таких изделий служили как «благородная» слоновая кость и бивни мамонта, так и простые цевки - плотные трубчатые части скелета коров, лошадей и прочих хозяйственных животных.

Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые завесили от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа. Но, поскольку значительная часть изделий создавалась для светских коллекционеров, всегда существовало большое разнообразие тем и образов.

В России хорошо известна холмогорская резьба по кости, названная так в честь соответствующего района Архангельского края. Её «визитная карточка» - это сложный и витиеватый резной орнамент со сквозными отверстиями, сочетающийся с рельефными сюжетными композициями. В работах мастеров этого стиля читается вдохновение красивой, но суровой северной природой. Узоры напоминают морозные завитки, часто встречаются растительные мотивы. Ещё одна особенность стиля - украшение орнамента цветом, будь то гравировка отдельных деталей или укладка фона под всю работу.

Чуть менее знаменита хотьковская резьба , берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.

Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал - клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.

Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.

Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.

Интересным стилем, основанным на резьбе по дереву, отличается варнавинская резьба по кости. Её основу составляет ажурный орнамент, который может быть как плоским, так и выпуклым. Варнавинские мастера изготавливают не только бижутерию и предметы декора, но и посуду, подсвечники, шахматные наборы и даже швейные принадлежности.

Нельзя не упомянуть китайские техники этого древнего искусства. Наиболее известны две школы: кантонская и пекинская. Первая знаменита невероятной тонкостью и роскошью своих работ, для которых используют только отбеленную специальным образом костью. Вторая чуть более сдержанна и служит в основном для изготовления фигурок людей. Для этой цели кость тщательно полируют, что подчёркивает её неповторимую текстуру.

Особенности ремесла

Особенности резьбы по кости связаны с используемым материалом. Прежде всего это тот факт, что каждое изделие, созданное таким образом, уникально и неповторимо - в точности воссоздать работу практически невозможно, даже при желании. Форму получившейся фигурки всегда диктует сама кость. Каждый изгиб, небольшая неровность, нарост или трещинка вплетается мастером в композицию, создавая единственное в своём роде произведение искусства.

Из-за дороговизны материала его потери стараются сделать минимальными. Несмотря на это, при некоторых типах работы, например, составлении ажурных орнаментов, от кости всё ещё отсекается 50% и более. При этом зарисовок на бумаге для будущей фигурки не составляют - обычно детали помечают на самой кости. По исполнению резьбу делят на несколько типов:

Работа с костью

Времена, когда обучиться художественному ремеслу можно было только у его мастера, давно прошли. Сейчас инструкции и по декоративной обработке кости доступны каждому, как и покупка нужных для этого инструментов. Существуют как мастер-классы для новичков, собирающихся начать всё с нуля, так и для опытных творцов, желающих улучшить и развить своё мастерство.

Выбор материала

Для художественной резки по кости чаще всего используют благородные разновидности этого материала, соответствующие мастерству и красоте изделий из него. Однако начинающим и желающим получить больше практики ремесленникам стоит остановиться на легкодоступных вариантах, такие как кости коров, дёшево продающиеся во многих продуктовых магазинах и на рынках. Самые популярные виды костей для резьбы включают в себя:

Стоит отметить, что добыча костей и рогов многих из этих животных незаконна или сильно ограничена во многих странах. Исключение составляют цевка и бивни мамонта. Извлечение последних не причиняет вреда природе, так как эти родственники слонов вымерли более 10 тыс. лет назад. Тем не менее добыча этого материала всё ещё довольно трудна и требует специального разрешения (да и целые, хорошо сохранившиеся бивни, пригодные для резьбы, - большая редкость), так что цена материала остаётся высокой.

Поставщики чаще всего продают материал в уже удобной для мастера форме: кость обезжиривают, отбеливают, разрезают на части нужной формы и размера. Те, кто выбрал для работы цевку, могут подготовить её и самостоятельно. Для этого нужно:

  1. Отпилить кончики кости, срезать с неё все хрящи и прочие образования. Тщательно вычистить её как изнутри, так и снаружи.
  2. Отварить подготовленный материал в течение получаса. Затем воду слить — в ней останется вышедший из кости жир.
  3. Снова поставить цевку на огонь, в этот раз залив водой с добавлением кальцинированной соды. Держать 1,5 часа.
  4. Оставить на ночь. На следующие день снова потомить 1,5 часа, но на этот раз с пищевой содой.

Обработанный таким образом материал становится крепче, белее и легче поддаётся обработке. Кроме того, он очищается от хрупких трубчатых тканей, жира и пятен на поверхности.

Подготовка инструментов

Инструменты для работы с костью немного похожи на таковые для резьбы по рогу, но существуют и различия, обусловленные разницей в прочности и структуре этих материалов. Основной прибор, необходимый для тщательной и точной обработки изделия, - это бормашина и штихеля-насадки для неё. Они бывают самой разной остроты и формы, зависящей от выполняемой функции:

Иногда применяются и другие инструменты, например, пирографический прибор для выжигания по дереву. Он помогает создать неглубокие рельефные линии красивого коричневого цвета.

Выбор насадок зависит от типа работы и вида кости - некоторые из них очень хрупкие, другие прочнее, также отличаются форма и структура.

Уроки для начинающих

Резьба по кости - довольно сложное ремесло, требующее годы на освоение. Создание даже простой поделки - длительный и кропотливый труд, способный тем не менее доставить массу удовольствия как процессом, так и результатом. Понять основы поможет пошаговый урок по вырезанию статуэтки в форме Чеширского Кота из бивня мамонта:

Художественная обработка кости - это древнейшее искусство, для многих ставшее как любимым занятием в свободное время, так и основным источником заработка. Качественные и полные деталей статуэтки, создаваемые мастерами этого ремесла, стали не только достойным украшением как музеев, так и частных коллекций, но и символами состоятельности и вкуса.

Изделия из кости крупных животных с выполненной ажурной резьбой сравнимы с украшениями и предметами обихода из драгоценных металлов. Стоимость материала и качество аккуратно выполненной работы ставит поделки в ряд ценных произведений искусства .

Работа с костью имеет исторические корни с давних времен. Резьба по кости и рогу возникла на заре первых занятий человека прикладным искусством . Благодаря старинному народному ремеслу люди получили инструменты, декоративные булавки, пуговицы, шкатулки, вазы, державки к оружию, наконечники копий и стрел. Когда-то в Древней Руси, резка по кости морского зверя имела в первую очередь сакральное значение — узоры, что вырезались на клыке моржа, были оберегами, несли родовую информацию — на украшениях умещалось целое сообщение для знающего глаза.

Впоследствии декоративная резная кость становится престижным украшением для женской половины человечества, она применяется в большинстве предметов и вещей для повседневной жизни и праздников. Каждый народ славится отточенными веками уникальными мотивами в гравировке по кости. Изделия передают весь народный колорит и чтят традиции страны или местности в великом мастерстве художественной резьбы по кости. Википедия утверждает, что этот народный промысел «… в России распространен главным образом в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск (тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость), а так же Московская область (хотьковская рез­ная кость).»

В древних раскопках на Китайской земле найдены предметы старины, принадлежащие эпохе 3700 года до нашей эры. Среди них немало предметов, отмеченных китайской резьбой по кости. Многие предметы представляют собой головоломки, искусно украшенные витиеватой резьбой . Некоторые шары головоломок вложены один в другой и являются неразрывно целыми, поэтому учёные пришли к выводу, что их вырезали именно в таком положении. Настоящие головоломки подобного типа составляют до 12 таких сфер, вложенных друг в друга с выполненной гравировкой.

Очень распространенные головоломки из 12 сфер имели смысл сакрального значения, при этом каждая оболочка именовала собой соответствующие мистические сферы планеты Земля. Но современные жители утеряли мистический смысл в такой игрушке, но зато раскрыли технологию изготовления гравировки на внутренних шарах. Она заключается в том, что в целой сфере делают отверстия в форме конуса , стремящиеся вершиной к центру, а резьба на внутренних оболочках выполняется специальным инструментом.

Галерея: резьба по животной кости (25 фото)
















Народный резной промысел России и народов Севера

Обработка кости, сначала простая и незамысловатая, позднее – художественная и богатая берет начало в древние времена. Материалом служили клыки моржей, зубы китов и кашалотов. Чукотские умельцы просто и лаконично оформляли рисунки на материале, для такого промысла характерно небольшое число изображений с деталями при резьбе по рогу.

В основном ценную кость мастера использовали для изготовления предметов обихода, оружия для охоты на крупных животных и морских обитателей, для которых применялись костяные гарпуны . Несмотря на малое число деталей, в картинках по кости вырезались целые баталии и бытовые истории из народного жанра.

Якуты стараются в изображении на предмете передать всю красоту ажурного узора с помощью геометрических узоров, в которых тщательно прорезаны и аккуратно обработаны мельчайшие детали каждого орнамента. Тобольские умельцы делают резные миниатюры по типу бытовых повестей народности, их мастерство способствует созданию множественных украшений для женщин .

Мастера в рабочем поселке Варнавино вначале делали свои изделия по принципу холмогорской резьбы, но постепенно произошло отделение и переход в новое направление народного прикладного искусства. Общая схожесть сохранилась, но на работу существенное влияние оказали городецкие и нижегородские мотивы. Впервые стали использоваться приемы объемного выполнения узоров .

Добавляются в качестве материала слоновьи бивни и кость мамонта, рога крупных млекопитающих. Началом варнавинского резьбового промысла считается 1970 год, с тех пор работает и процветает специальная фабрика с названием «Варко». Здесь трудятся признанные специалисты в этой области, им присвоены заслуженные награды и титулы.

Работы мастеров имеют ценность не только в своем отечестве , их произведения распродаются по всему миру, и оцениваются многими наградами на конкурсах и выставках. Фабрика специализируется на женских украшениях, предметах быта и сувенирах.

Направление развилось в Сибири, там, где в результате охоты появилось много сырья в виде кости мамонта, поэтому заниматься резной костью было просто. Именно тобольские мастера выполняют работу по округлой кости с использованием приемов объемной резьбы . Часто темой для вырезания мотивов становятся бытовые и военные сценки из жизни северных народов, а изображаются они на коробках для сигар, подсвечниках, шкатулках, брелоках и многочисленных украшениях женщин.

Хотьковские мастера резьбы

Направление появилось очень давно в городке Хотьков под Москвой, где опытные мастера передают свои секреты из поколения в поколение . Изделия с изображенными сценами отличаются законченностью и лаконичностью форм, конкретизация присутствует в каждом сюжете. Еще одним характерным признаком является применение комбинированных вставок из дерева или перламутра.

Описание холмогорской резьбы

Является древним искусственным промыслом в Архангельском крае. Изумительная окружающая природа дала толчок таланту мастеров. Их изделия отличаются эффектом воздушности благодаря тончайшей витиеватой резьбе на поверхности шкатулок, ларцов, характеризующихся четырехскатной высокой крышкой. Витиеватая резьба используется для обрамления старинных и современных икон . По своей задумке узоры напоминают следы морозного рисунка на стекле, широко представлены элементы растительности и многочисленные завитки, выполненные в особой технике:

  • орнамент представлен множеством сквозных отверстий;
  • сюжеты выполнены в объемной технике;
  • гравировка выполнена в цветном стиле;
  • под сквозной рисунок подкладывается цветная фольга.

По способу исполнения резьба подразделяется на виды:

  • рельефная;
  • сквозная;
  • гладкая.

В зависимости от этого подготавливается материал, вид готового изделия напрямую зависит от выбора материала. Мастеру важно знать особенности каждого материала и способа его подготовки.

Кость мамонта используется для многих изделий в разной технике. Она мягче моржовых костей , поэтому быстрее обрабатывается и позволяет делать сквозную резьбу. Из-за длительного залегания в земле останки мамонта окрашиваются в различные природные цвета, что с успехом применяют мастера.

Слоновая кость является отличным материалом и не уступает по качеству мамонтовым костям. Благодаря большим размерам есть перспектива получить статуэтки и ларцы внушительных габаритов. Из-за природной белизны работа с материалом требует особой проработки всех элементов, так как неопрятности четко проступают на белом фоне.

Для начинающих мастеров, прежде чем взяться за резьбу по кости, есть возможность освоить более доступный материал — кокосовую скорлупу. Резьба по кокосу уже стала отдельным видом прикладного искусства — мастера создают из нее самые разнообразные предметы декора и обихода: светильники, вазы, чаши, подсвечники, фигурки. Из скорлупы делают и оригинальные украшения, от сережек до браслетов, и даже пуговицы.

Последовательность резьбы

Класс по подготовке материала

Все костные останки животных обрабатываются опиливанием нерабочих участков и обезжириванием, для чего кость варят в кальцинированном содовом растворе на протяжении 2–3 часов. После просушки материал распиливается, шлифуется, отбеливается, полируется. Этапы подготовки с применением специального инструмента для резьбы по кости:

  • распиловка включает выбор оптимальных кусков без дефектов и трещин, делается вручную или механическим способом;
  • шлифовкой выравнивается изделие, снимаются трещины, работа производится сначала грубым абразивом, окончательная шлифовка производится полужидкой пемзой мельчайшей фракции;
  • отбеливание имеет конечной целью удаление пятен и желтизны с поверхности и окончательное обезжиривание, процедуру совершают в растворе каустика при кипении в течение получаса;
  • склеивают отдельные части для увеличения размера изделия на рыбьем клею или используют клей марок ПВА, БФ-4, БФ-2;
  • полировка завершает подготовительную часть и производится меловым раствором вручную.

Окраска изделий

Окрашивают все виды костей, предварительно обработав их пергидролем или спиртом, процесс делается после полировки. Для тонировки используют графит, его втирают в поверхность, поверхность окрашивают с помощью природных материалов и красителей (лук, чай, орех, петрушка), можно применять анилиновые вещества для окраски шерсти.

Оборудование и инструменты

Для обработки и резьбы понадобится круглопильный станок со сменными дисками, шлифовальный, токарный агрегаты. Для художественной части нужна медицинская бормашина, ручной лобзик для тонких работ, полировальный станок. мастер-класс по этапам работы:

  • тщательно наносится рисунок на поверхность, прорисовываются тончайшие детали росписи;
  • тонкой насадкой обрабатываются основные контуры;
  • закругленными резцами врезают гладкий рельеф;
  • тонким инструментом подчеркивают основной узор и прорабатывают детали;
  • делают заготовки всех накладных элементов и вставок из дерева, металла, фольги, рога и помещают их в нужные места, приклеивая к поверхности;
  • (36 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Введение

В наступившем учебном году нам предстоит изучить много новых предметов, большинство которых непосредственно относятся к нашей специальности. Предметом изучения дисциплины «материалы и изделия художественных промыслов» являются как художественные промыслы, так и их результаты, создаваемые мастерами. Все это необходимо для формирования интереса к искусству народных мастеров и эстетического отношения к изделиям.

Один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, ганча, терракоты, лака путём вырезания. Темой изложения данного реферата являются особенности хотьковской резьбы по кости. Также я постараюсь описать историю развития резьбы, виды художественной резьбы, материалы для этого использующиеся, многообразие изделий и т.д.

К видам художественного промысла так же относятся росписи, миниатюры, финифть, кружево, игрушка, матрешка и многое другое. Разновидностями резьбы являются: резьба по дереву, по кости и камню. Среди предоставленных тем для изучения и написания реферата хотьковская резьба по кости показалась мне наиболее привлекательной. В процессе изучения особенностей хотьковской резьбы по кости я постараюсь сформировать наиболее полное представление об этом декоративно-художественном промысле.

История и развитие резьбы по кости

История резьбы по кости уходит в глубокое прошлое. Первыми мастерами резьбы по кости были первобытными люди, подтверждение тому не раз находили археологи. Этот вид искусства сохранился с самых далеких времен истории человечества. Хотя материал не очень широко распространен в народном декоративно-прикладном искусстве, он успешно выделился в самостоятельный вид художественного творчества.

Издревле народы Крайнего Севера изготовляли из кости гарпуны для охоты на морских животных, ножи, наконечники копий, амулеты. Такие предметы, найденные на побережье Чукотки, археологи относят к началу нашей эры.

Раскопки культурных слоев X-XII вв. в Новгороде Великом доказали существование у населения древнерусских городов изделий, выполненных местными мастерами. В числе находок - орнаментальные бляхи-застежки одежды, гребни, шахматные фигуры, уникальные завершения посохов. Позднее изготовлением различных изделий начали заниматься в Холмогорах Архангельской области и Тобольске. Эти центры постепенно превратились в народные художественные промыслы по резьбе по кости.

Рис. 1

Уже в середине XX в. начали формироваться производства, занимающиеся художественной обработкой этого материала. Центры этого промысла начали развиваться в подмосковном Хотькове, в Якутске, Магадане.

Развитие промыслов резьбы по кости определялось и определяется сегодня условиями ее получения. На Чукотке добыча и обработка кости - клыков моржа - органически входили в образ жизни охотников на морского зверя. В Сибири бивни мамонта находили и находят до сих пор в вечной мерзлоте тундры. Эти виды материала становятся все большей редкостью и используются для изготовления уникальных произведений и высокохудожественных работ, выполняемых малыми сериями.

Для более массовой продукции употребляют простой, доступный материал. Однако мастера прошлого и современные косторезы не раз доказывали, что и с ним можно добиться высоких художественных результатов. Различные виды сырья, применяемого для художественных работ, имеют свои особенности, которые приходится учитывать при конструировании предмета и его декоративной обработке. Твердость его позволяет выполнять тончайшую ажурную резьбу по кости, но и заставляет помнить о хрупкости такого рисунка.

Белизна слоновых бивней требует четкой проработки рельефа, чтобы на нем хорошо играли свет и тень. На светлой чуть желтоватой поверхности моржового клыка гравированный рисунок или другой вид резьбы по кости необходимо подчеркнуть цветом, чтобы он был ясен для «прочтения». Слоновый или мамонтовый бивень, имея целостную массу, позволяет выполнять из него практически любую скульптурную форму. Клык моржа с внутренней ячеистой структурой ограничивает такую возможность.

Свои ограничения из-за небольшого размера и внутренней полости диктует зуб кашалота. Все эти виды благородного материала приобретают после полировки хороший блеск и выявляют деликатную структуру. В отличие от них простое сырье требует дополнительной обработки после процесса резьбы по кости. Ее обезжиривают, отбеливают, а трубчатую форму распиливают на пластины или части соответствующие будущему изделию.

Резьба по кости прошла длинный путь развития: от простейших украшений и предметов обихода до неповторимых по красоте и ажурности изделий, украшающих интерьер. Талант и труд одних поколений множился трудом и талантом других, достижения безымянных творцов находили достойных приемников в лице мастеров, чьи имена оставались в истории. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время.

Умелые руки мастера превращают кость в тончайшее кружево, в неповторимый орнамент, где один элемент дополняет другой, где конец одной линии является продолжением другой, и в конечном итоге всё изделие являет собой фундаментальную завершённость.

Видов резьбы по кости несколько:

рельефная

сквозная

Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности. Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы. И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.


Резьба по кости - одна из разновидностей ДПИ. В России является традиционным в основном для северных регионов. В качестве материала для обработки может использоваться лосиный или олений рог, клык моржа, зуб кашалота, бивень мамонта либо кость обычного животного.

Этот вид декоративно прикладного искусства знаком народам практически всего мира. В оформлении предметов быта и в украшениях кость может сочетаться с такими материалами, как дерево, самоцветы, поделочные камни и т.д.

Разновидности резьбы по кости

Существует несколько разновидностей резьбы по кости.

. Рельефная . Техника состоит в выбирании фона по заранее нанесенному рисунку. В результате получается рельефное изображение. Рельефная резьба подразделяется в свою очередь на барельеф (низкий рельеф), горельеф (глубокое снятие фона) и контррельеф (заглубление рисунка в фон).
. Гладкая . Самый простой способ, при котором также выбирается фон, а некоторые участки просто выделяются подкрашиванием. Эта разновидность резьбы обычно используется для изготовления несложных поделок - фигурок, амулетов, подвесок.
. Сквозная или ажурная . Одна из самых сложных в исполнении техник резьбы по кости. Кроме обычных материалов, могут использоваться и такие, как коровья кость, оленьи рога или китовый ус. При выполнении изображения фон убирается целиком. В результате на пластине остается лишь ажурный, похожий на кружево рисунок.
. Скульптурная . Техника используется для изготовления фигурок или фигурных композиций. В качестве материала обычно используется олений или коровий рог.
. Гравировка . Рисунок предварительно наносится на материал. Затем фон гравируется специальной иглой. Для изготовления декоративных предметов по этой технике обычно берется кость не слишком яркого оттенка. На заключительном этапе в готовое изделие втирают краситель. Это может быть грифель цветных карандашей либо восковая мастика.

История развития резьбы по кости

Резьба по кости - это самый древний вид декоративно прикладного искусства. Первобытные люди делали из костей иглы, наконечники для стрел, скребки, гребни и другие подобные предметы. Несколько позднее начали выполняться и украшения, а также культовые вещи. В современных музеях можно увидеть немало примеров, изготовленных в древности из бивней мамонта или слоновой кости.

В минойскую эпоху такие изделия вырезались при дворах правителей. Самой известной из всех дошедших до нас поделок того времени является статуэтка богини, держащей в руке змею. Этот интересный артефакт пережил вулканический взрыв на острове Сантарин.

Особый вклад в развитие резьбы по кости внесли мастера античности. К примеру, костяными пластинами была отделана статуя Зевса в Олимпии. Зачастую скульптура вырезалась из слоновой кости целиком. Для больших же произведений из кости изготавливали отдельные (в основном лишенные одежды) элементы.

Настоящие шедевры изготавливались из кости и византийскими мастерами. Изделия, созданные в Константинополе, послужили образцами для подражания в искусстве средневековых резчиков по кости. В одной из хроник XII века упоминается о неизвестном русском мастере. Согласно дошедшим до нас данным, его умение современники сравнивали с мастерством легендарного Дедала. Хорошо известно искусство резьбы по кости было и восточным мастерам. Самой знаменитой в Азии школой была китайская.

История русской резьбы по кости

История русской резьбы по кости насчитывает далеко не один век. Первые славянские князья пользовались самыми разными предметами, изготовленными из кости (поручни и ножки тронов, рукояти секир и ножей и т.д.). Известно, что Иван Грозный очень любил играть в шахматы, вырезанные именно из этого материала. Во времена Алексея Михайловича при оружейной палате была организована мастерская по обработке кости. Здесь работали самые лучшие русские резчики. К царскому двору поставлялись самые разнообразные предметы, выполненные из кости. Это были оправы для зеркал, братины, рога, шахматы, гребни и т.д. Наибольшего расцвета этот вид декоративно прикладного искусства достиг во времена царствования Екатерины II. В это время увеличивается количество резчиков и возрастает художественная ценность изготавливаемых ими произведений.

Начиная с XIX века, наблюдается некоторый упадок косторезного искусства. К концу столетия даже возникает угроза его полного исчезновения. Возрождено оно было благодаря личному вмешательству великого князя Владимира Александровича. По его приказу в 1885 г. в Холмогорах был открыт класс резьбы по кости. В начале прошлого века изготовлением костяного декора занимались созданные в этот период артели. После начала Великой Отечественной войны производство в Холмогорах было закрыто, однако работы возобновились уже к 1943 году. В 1948 г. было построено производственное здание, к которому подвели электричество. С этого момента начинается новый этап в развитии косторезного искусства.

Основным, сырьем для ряда изделий служит так называемая цевка - трубчатая часть кости конечностей крупного рогатого скота. Используя природную цилиндрическую форму, мастера-косторезы искусно вписывают в нее фигурки различных животных, а порой целые сценки по мотивам русских народных сказок и басен.

Тому, кто захочет попробовать свои силы в резьбе по кости, мы рекомендуем цевку как хорошо поддающийся обработке и широкодоступный материал.

Прежде чем приступить к механической обработке кости, ее нужно обезжирить и отбелить. Хорошие результаты дает простейший способ: распилите кости, удалите костный мозг, затем выварите в течение нескольких часов, добавив в воду немного пищевой соды. Отбелить кость можно и в растворе перекиси водорода (гидроперита), который есть в любой аптеке; На двести граммов горячей воды вполне достаточно двух-трех таблеток гидроперита. Обычно, полежав около суток в таком растворе, кость приобретает чистый белый цвет.

Из отбеленной кости, в зависимости от задуманного изделия, делают заготовки. Распиливать кость можно столярной лучковой пилой, ножовкой с зубьями средней величины, медицинскими пилками. Кость зажмите в тисках, предварительно подложив деревянные прокладки. Во время распиливания пилу время от времени смачивайте мыльной водой или машинным маслом. Если нужно заготовить тонкие пластинки для ажурной или рельефной резьбы, распиливайте кость вдоль слоев. Пластинки, распиленные поперек слоев, со временем покрываются сетью трещин и портят работу.

Для объемной скульптуры заготовки обрабатывают косарем - большим тяжелым ножом. Им делают сколы, параллельные слоям или же под небольшим углом к ним. Для целого ряда изделий, имеющих в своей основе тела вращения, заготовки вытачиваются на токарном станке.

Хорошие, удобные инструменты во многом предопределяют успех, поэтому в первую очередь нужно приобрести или изготовить самим необходимые инструменты. Для грубой обработки - косарь, наборы стамесок и рашпилей. Для выполнения ажура - лобзик, надфили, сверла, втиральники, клепики. Изготовить втиральник можно из стальной спицы. Отожгите ее, затем надфилем нарежьте крупные и острые насечки и снова закалите. Готовые втиральники насадите на деревянные ручки. Клепики тоже изготовьте из стальной спицы, расплющив ее на конце и придав различную форму. Затачивают клепики так, чтобы рабочие части имели острые фаски. Резьбу выполняют с помощью резцов - штихелей. Металлографические штихели, или штихели для ксилографии (гравюры на дереве), можно с успехом использовать и для цевки, твердость которой сравнительно невелика. Для начала следует изготовить резцы хотя бы трех основных видов. Грабштихель - резец, имеющий в сечении треугольник, прямоугольник или ромб, применяется для гравирования тонких линий. Болтштихель - резец с сечением круга, овала, полукруга или полуовала. Флахштихель имеет в сечении прямоугольники и трапеции. Болтштихель и флахштихель применяются для обработки плоских и криволинейных поверхностей различной конфигурации. Для резцов применяют углеродистую сталь У-6, У-7 или У-10. Обточенную заготовку накалите докрасна (800°C), после чего опустите ее в машинное масло или воду. Закаленный штихель становится излишне хрупким, поэтому его следует отпустить. Поместите штихель над слабым огнем, внимательно наблюдая за цветами побежалости.

Доведя металл до соломенного цвета, охладите его в воде. При отсутствии углеродистой стали хорошие резцы можно изготовить из надфилей различного сечения. Режущую часть штихеля заточите под углом 45-30°. Заточку всех резцов я правку их во время резьбы выполняйте только со стороны торца. Рукоятки выточите из древесины березы или бука. На рукоятку набейте металлическое кольцо. Чтобы удобно было держать штихель, рукоятку сколите сбоку. Резец насадите так, чтобы скол оказался внизу.

Для гравировки по кости служит коготок. Форма его показана на рисунке.

Обработка кости включает в себя различные приемы резьбы: ажурную ("на проем"), рельефную, объемную и гравировку. Изделие может быть выполнено как одним из этих приемов, так и в сочетании, например, объемной резьбы с гравировкой, ажурной резьбы с рельефной и т. д.

Характерная черта ажурной резьбы - сквозной фон, который делает резьбу похожей на тончайшее кружево. Заготовленную для ажурной резьбы пластинку выровняйте напильником и зачистите мелкой шкуркой, добиваясь гладкой поверхности. Рисунок с эскиза, разработанного заранее, переведите на пластинку припорохом. Делается это так. Все линии эскиза проколите шилом, расстояние между проколами 3-4 миллиметра. Из двойного слоя марли сделайте тампон, наполните его темной сухой краской. Эскиз наложите на пластинку и легкими ударами тампона нанесите на него краску. Проникая через отверстия. краска образует на кости пунктирный рисунок, который для четкости можно обвести карандашом. Чтобы во время работы карандашный рисунок не стерся, зафиксируйте его быстросохнущим лаком. В участках, которые предназначены для выпиливания, просверлите отверстия под пилку лобзика. Выпилив полностью лобзиком все участки сквозного фона, подработайте их надфилями и втиральниками. Стамесками и штихелями придайте ажурной пластине требуемый рельеф. Тонкую окончательную моделировку деталей делайте клепиками.

Под готовую ажурную резьбу иногда подкладывают цветную фольгу, бумагу или ткань. Очень красиво смотрится ажурная кость на фоне древесины. Приклеить кость к основе можно клеем БФ-2.

В объемной резьбе замысел во многом зависит от природных форм цевки. Стенки ее сравнительно тонки и не дают возможности сделать фигурки достаточно объемными. Поэтому скульптурные миниатюры из цевки чаще всего представляют собой высокий рельеф со сквозным фоном, выполненным на цилиндрической поверхности.

На боковую поверхность цилиндра перенесите с эскиза основной контур. Стамеской выполните грубую обработку, затем проработайте детали напильниками и штихелями, добиваясь пластической выразительности. Помните, что объемная резьба наиболее сложна, она требует определенных навыков, которые приобретаются кропотливым трудом. Прежде чем приступить к выполнению объемной резьбы, полезно поискать окончательное решение, делая эскизы из белого пластилина.

Техника обработки рельефной резьбы имеет много общего с ажурной. На костяную пластину припорохом переведите рисунок и зафиксируйте лаком. Выберите фон на нужную глубину стамесками и штихелями. Выступающим частям рельефа придайте округлые формы. В заключение проработайте мелкие детали.

При желании готовую работу можно окрасить. Самый распространенный краситель - крепкий чай, придающий кости золотистый оттенок. Желто-соломенной становится кость в настое шафрана, красно-коричневой - в отваре листьев щавеля. Можно попробовать и другие растительные красители, отвары которых дают следующие цвета: кора черной бузины - оливково-зеленый, цветы зверобоя - красный, листья крапивы - зеленый, кора крушины - желто-зеленый, дубовая кора - коричневый, луковая шелуха - золотисто-желтый.

Своеобразную декоративность придает кости гравировка. Поверхность процарапайте по рисунку коготком. Гравировать можно также грабштихелем, дающим тонкую линию. Затем натрите гравировку цветными карандашами. Вместо карандашей можно применить масляные краски. Сотрите краску с гладкой поверхности, чтобы она осталась только в процарапанных углублениях, четко выявляя рисунок. Чаще всего для подцветки гравировки применяют красную, коричневую и черную краски.

Поверхность кости, предназначенной для гравирования, должна быть идеально отполированной. Всякие мелкие малозаметные царапины при натирании красителями сразу же проявятся и испортят гравировку. Поэтому пластинку тщательно зачистите наждачной бумагой, затем отполируйте пемзой или зубным порошком.

Резная кость нередко используется как декоративные вставки и накладки на изделия из других материалов. Необыкновенную звучность приобретает резная ажурная кость в сочетании с ценными породами дерева.