Сборник игр, направленных на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, у детей дошкольного возраста. Планирование по физической культуре "навыки общения в небольших группах и парах" Какие есть упражнения на развитие коммуникации

Игры и упражнения на формирование навыков

взаимодействия со сверстниками

Рисуем всей группой

Цель:способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, пространство.

Материал:лист ватмана, восковые мелки или флома-стеры.

Инструкция.«Сегодня вы будете рисовать на одном ли-сте бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите на-рисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каж-дому из вас только один мелок (фломастер), но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разно-цветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками».

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблю-дает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их ре-шения.

Головомяч

Цель:развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Инструкция:скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».

Аэробус

Цель:научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие.

Инструкция:скажите следующее: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер».

Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

Ива на ветру

Цель:способствует доверию и снимает напряжение.

Инструкция:«Вообразите теплую летнюю ночь. Стреко-чут сверчки, легкий ветер раскачивает чуткие ветви ивы».

Ход игры:группа становится в тесный кружок, плечом к плечу, а в центре один ребенок — «ива». Легкие движе-ния рук вперед изображают ласковые прикосновения ве-тра, слегка раскачивающего иву. У ребенка — «ивы» ноги вместе, руки скрещены на груди,

глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачи-ваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те, кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней. Ветерки, раскачивая иву, поют ей колыбельную на какой-нибудь нежный мотив. Каждый из участников должен по-бывать «ивой».

Снежинки

Цель:обучение сотрудничеству.

Материал:бумага, ножницы.

Ход игры:попросите каждого участника сложить 8 раз ли-сток бумаги и вырезать звездочку, напоминающую снежин-ку. Когда все закончат работу, дети выкладывают на полу снежинки таким образом, чтобы получилась одна большая. Это упражнение можно выполнять небольшими группами детей, каждая из которых будет делать свою снежинку

Путаница

Цель:формирование группового единства.

Ход игры:водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий вхо-дит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у де-тей.

Ладонь на ладонь

Цель:развитие умения согласовывать действия с пар-тнером.

Ход игры:дети прижимают ладошки друг к другу и та-ким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может быть сооруженная ре-бенком гора или река. В игре может участвовать пара взрос-лый-ребенок.

Меняемся пуговицами

Цель:побуждает детей договариваться друг с другом, со-трудничать.

Материал:100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Ход игры:ведущий перемешивает пуговицы и затем раз-дает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пу-говиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор опре-деленного цвета. Для этого ему придется обмениваться пу-говицами с другими детьми.

Прогулка с завязанными глазами

Цели:игра способствует доверию и формирует ответ-ственность за другого человека.

Ход игры:дети по желанию разбиваются на пары — ве-домый с завязанными глазами и ведущий. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с ве-щами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. По-просите детей поменяться ролями через некоторое время. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им больше всего понравилось.

Надежное падение

Цель:игра формирует чувство единства и взаимного до-верия.

Ход игры:попросите детей образовать небольшой тес-ный круг и крепко взяться за руки. Один ребенок стоит в центре круга и, стараясь держать свое тело прямо, падает на круг в любом направлении. Дети, на которых этот ребе-нок падает, ловят его и ставят в вертикальное положение. Если позволяет время, дайте каждому ребенку побывать в центре круга. (Взрослый должен обязательно подстраховы-вать детей).

Слушаем сердце

Цель:формирует бережное и доверительное отношение к партнеру.

Условия:игра выполняется на ковре, без обуви.

Ход игры:дети разбиваются на пары. Один ребенок ло-жится на ковер на спину, другой ребенок становится перед ним на колени. Лежащий ребенок поднимает согнутые ноги, очень аккуратно ставит стопы на грудь ребенка, сто-ящего перед ним, — слушает его сердце. Затем дети меня-ются ролями.

Кораблик

Цели:способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребенка.

Материал:одеяло, любая игрушка.

Ход игры:двое взрослых (психолог и педагог) раскачива-ют за углы одеяло — это кораблик. При словах: «тихая, спо-койная погода, светит солнышко» — все дети изображают хорошую погоду.

При слове «буря» они начинают издавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый силь-ный матрос!»

Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно отправить игрушку.

Попроси игрушку

Цель:обучить детей эффективным способам общения.

Ход игры:группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя, ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Прогулка с компасом

Цель:формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Ход игры: группа разбивается на пары, где есть ведомый (“турист”) и ведущий (“компас”). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом “туриста не может общаться с “компасом” на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Дракон

Цель:помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Ход игры: играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Урок № 23Тема: Навыки общения в небольших группах и парах

Урок:

физическая культура

Школа:

Дата:

Ф.И.О.учителя:

Класс: 1

Количество

присутствующих:

Количество

отсутствующих:

Цели обучения, которым посвящён урок

1.2.1.1Знать и понимать двигательные идеи, стратегии и планы во время участия в физической деятельности.

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

Вести мяч вокруг конусов (футбол).

Ориентироваться в пространстве и во времени.

Покатывать мяч в прямом направлении на расстояние 5 м.

Большинство учащихся смогут:

Ударять мяч ногами наружной или внутренней стороной стопы и держать мяч ближе к себе.

Демонстрировать контроль пространства и тела при перемещении воздушных шаров из разных стартовых позиций.

Применять социальные навыки при совместной работе в группе.

Некоторые учащиеся смогут:

Находить интересные идеи и хорошие примеры совместной работы, чтобы дать посмотреть их другим учащимся.

Исполнять роль лидера при совместном выполнении движений.

Языковая цель

Учащиеся могут демонстрировать социальные навыки работы в паре, группе; тактику взаимодействия при перемещении воздушного шара из разных позиций, контроль движения, тела и объекта при перемещении футбольного мяча.

Предметная лексика и терминология:

Взаимодействие, время реакции, координация, круг, пространство, перемещение, шары, футбол.

Полезные фразы для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения :

Можете ли вы сказать, у кого в классе хорошо получается вести мяч?

Что необходимо, чтобы вести мяч лучше?

Почему важно хорошо играть в мяч?

Что развивает упражнения партнёра?

Можете ли вы сказать, почему…?

Можете ли вы сказать, как вы меняли своё поведение, когда работали вместе?

Можете ли вы сказать, что такое время реакции?

Предыдущее обучение

Бег с мячом в руках на расстояние 3 м.

Ходьба с мячом, зажатым между ступнями.

Ползание с мячом между колен с опорой на ладони и ступни.

Прокатывание мяча одной и двумя руками.

Бросание мяча за спину из исходного положения «Сед на пятки», вторая шеренга ловит.

0-3 мин

4-6 мин

7-15 мин

16-24 мин

25-30

(К,Д)Тренинг проводится в кругу

«Возьмёмся за руки и представим, что мы одно целое, единый организм. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох (3 раза). Очень хорошо. Послушаем, как бьётся сердце. Тук-шаг вперёд, тук-шаг назад (3 раза).»

Движение врассыпную по всему залу, затем показать карточку с числом – учащиеся должны быстро создать столько кругов, сколько указано на карточке.

Поощрить тех, кто взял на себя роль лидера, помог учащимся быстро организовать круг.

(И) Футбол – ведение мяча вокруг всех конусов, слегка ударять мяч ногами наружной или внутренней стороной стопы и держать мяч ближе к себе. При звуке свистка они ведут мяч к ближайшему конусу и становятся рядом со своим мячом, придерживая его ногой.

(Г) Группы из 4-х человек работают вместе с одним шариком. Предложить разные способы передачи шарика вверху из разных стартовых позиций: лёжа на полу, стоя на коленях, удерживая шарик только руками.

Комментировать интересные идеи и хорошие примеры совместной работы.

(П) Один учащийся посылает мяч перекатом, так быстро, как он может достигнуть линии конуса, которая расположена в 5 метрах от него. Как только мяч покидает руки учащегося, другой учащийся сразу бежит за ним и пытается догнать его, до того, как тот достигнет линии конуса. Партнёры меняются ролями. Это возможность наблюдать за социальными навыками в их парах, в то время как они работают вместе.

Спросить, что развивает это упражнение? (скорость, время реакции).

Что развивают упражнения партнёра?

(П,И) Раздать приготовленные карточки с изображением животных лидерам групп. Предложить показать движение заданного животного. Все учащиеся могут двигаться, копируя некоторые из лучших шарад с животными для пополнения своего словарного запаса касательно движений. Менять карточки и лидеров групп.

Просторное свободное пространство.

Карточки с числами от 1 до 8.

Конусы, мячи футбольные

Воздушные шары

Мячи баскетбольные

Карточки с изображением животных

31-35

Размышление: -Как вы меняли своё поведение, когда работали вместе?

Поговорите с партнёром о ваших идеях.

Примеры изменений поведения: учащиеся становятся менее эгоистичными, более терпеливыми, помогают другим; регулярно общаются, дают совет, для того, чтобы улучшить качество работы группы.

Во время дискуссии оценить понимание учащихся взаимосвязей и социальных навыков.

Дополнительная информация

Дифференциация-как вы планируете оказать больше поддержки?

Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание-как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи

Проверка здоровья и безопасности

Связи с ИКТ

Связи с ценностями

Предложить интересные идеи и хорошие примеры совместной работы.

Демонстрировать контроль пространства и тела, и объекта при перемещении шаров из разных позиций.

Слегка ударять мяч ногами наружной или внутренней стороной стопы и держать мяч ближе к себе.

Проявят согласование и взаимопонимание при построении в указанное количество кругов.

Будут держать мяч ближе к себе при ведении между конусами.

Выполнят ряд перемещений воздушного шара из разных позиций.

Познание

Математика

Рефлексия для учителя:

Были ли цели урока/учебные цели реалистичными?

Чему ученики научились сегодня?

Какой была атмосфера урока?

Хорошо ли сработал мой дифференцированный подход к работе?

Уложился ли я в график?

Какие изменения я хотел бы внести в свой план и почему?

Используйте данный раздел для рефлексии урока. Ответьте на вопросы о вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Какие два аспекта могли бы улучшить урок?

Что я узнал (а) о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Упражнения на общение необходимы, прежде всего, в тренингах развития коммуникативных навыков. Но ведь общение составляет основу многих важных сфер нашей жизни: рабочих отношений, личных отношений, работы в команде. А, значит, упражнения на общение будут полезны в тренингах переговоров и командообразования, тренингах уверенности в себе и тренингах отношений. Ну и, конечно, в тренингах продаж. Ведь общение - это стержень, вокруг которого строится успешная продажа.

Упражнения на общение хорошо снимают внутренние барьеры участников и развивают навыки коммуникации. Они учат навыку самопрезентации и уверенного общения, учат управлять ходом беседы. И, конечно же, умению слушать и договариваться. Пожалуй, это самый важный навык, который дают упражнения на общение.

А ещё упражнения на общение создают в группе теплую атмосферу доверия и поддержки, которая так нужна для эффективного обучения.

Эксперты профессионального портала для тренеров подобрали для вас 6 прекрасных упражнений на общение , имеющихся в свободном доступе.

Упражнение на общение «Расскажи о…»

Цель : тренировка навыков уверенного общения.

Количество участников : любое.

Время : 35–40 мин.

Предмет рассказывает о хозяине.

Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе. Другие предметы (вернее их обладатели), могут задать ему любые вопросы о его хозяине.

Это упражнение на общение можно использовать как при знакомстве участников, так и для более глубокого раскрытия участников, для тренировки навыков общения.

Упражнение на общение «Восточный базар»

Цель : потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.

Время : 15–20 мин.

Количество участников : любое.

Инструкция:

«Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как « восточный рынок » ? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля).

Замечательно!

Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться».

Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешиваем горку записок.

«Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями».

Очень полезно бывает провести видеосъемку «базара», чтобы потом участники увидели со стороны свои и чужие стратегии поведения в данном упражнении.

Обсуждение:

вопрос к победителям: - Что вам позволило так быстро справиться с заданием?

Вопрос ко всем участникам: - Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др.)

- Какие выводы, если переносить все сказанное на нашу работу, можно сделать?

Упражнение на общение «Другими словами»

Цель : тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.

Время : 20–25 мин.

Количество участников : любое

Участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5–6 слов. Тот должен передать ее следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т. д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми четырьмя игроками. Ведущий и еще 2–3 добровольца выступают в роли арбитров - следят, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. Если команд несколько, между ними можно провести соревнование, кто быстрее передаст высказывания (фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).

Обсуждение :

  • Кому насколько сложно было выполнять это задание?
  • С чем конкретно связаны затруднения: недостатком подходящих слов, сложностью быстро вспомнить их, необходимостью помнить все уже употребленные другими участниками слова, еще с чем-то?
  • В каких реальных ситуациях общения важно уметь высказывать одну и ту же мысль с помощью разных фраз?

Упражнение на общение «За того парня»

Цель : развитие навыков уверенного общения

Время : 15–20 мин.

Количество участников : любое

Тренер делит группу на пары. Участники рассказывают друг другу о себе, затем меняются бэйджами.

Один представитель пары, с бэйджем другого, становится за спинкой стула партнера (по желанию - кладет последнему руки на плечи). Представляется: «Я, (называет имя партнера), работаю там-то (должность, компания). ……. Буду рад ответить на Ваши вопросы».

Остальные участники задают вопросы из самых разных областей, профессиональных и личных. Отвечающий должен ответить вне зависимости знает ли он точный ответ или нет.

По завершению, сидящий на стуле, за которого только что отвечали, делится с группой - какой был процент попаданий.

Это упражнение на общение также хорошо тренирует навыки эмпатии, способность хорошо чувствовать и понимать другого человека.

Упражнение на общение «Выслушай и повтори»


Цель
: обучить участников приемам активного слушания.

Время : 35–40 мин.

Количество участников : любое

Инструкция:

Упражнение проводится в малых группах - «тройках». Во время выполнения упражнения два человека беседуют, третий выступает в роли «контролера». Будут проведены три беседы: каждый побудет и в роли собеседника и в роли контролера.

Один разговор рассчитан минут на 8–10. Я буду следить за временем и скажу вам, когда надо поменяться ролями. Беседуя в паре, соблюдайте следующее правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник. Повторение может начинаться словами: «Ты думаешь…», «Ты го¬воришь…» Контролер следит за соблюдением этого правила и имеет право вмешаться в разговор, когда беседующие забывают его выполнять.

Тема для беседы предлагается тренером и зависит от состава группы. Например, в группе руководителей можно предложить такую тему: «Выбрать три наиболее важных качества, которыми должен обладать руководитель для успешной работы».

После завершения упражнения целесообразно обсудить в группе такой вопрос: «Как влияло на беседу повторение слов собеседника». Как правило, в процессе обсуждения высказываются такие идеи:

  • это позволяло проверить, правильно ли я понял собеседника;
  • давало возможность не отклоняться от темы обсуждения, держаться в «русле» обсуждения, говорить об одном и том же;
  • в процессе повторения происходило осмысление слов собеседника; это давало возможность лучше запомнить то, что сказал собеседник;
  • улучшало эмоциональный контакт (приятно убедиться, что тебя услышали, поняли);
  • слушая свои слова в изложении другого, начинаешь лучше понимать себя, замечать новые аспекты обсуждаемой проблемы и т. д.

Цель : потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта.

Необходимые материалы : бумага, карандаши, призы.

Время : 10–15 минут.

Размер группы: 10–20 человек.

Описание: тренер просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.

Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д.

После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.

Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Обсуждение :

  • Легко или сложно было выполнять это упражнение?
  • Легко ли было искать общее с другими участниками?
  • Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком?

Эти упражнения на общение взяты из свободных источников, а значит стоит учитывать, что они:

  • доступны многим тренерам и могут быть уже известны участникам ваших тренингов.
  • не содержат подробной инструкции проведения упражнения.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату

Вы можете скачать такие упражнения на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приятно, что теперь вы можете скачать наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе .

  • Упражнение «Внутренний переводчик»

Сильное и интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

Эксклюзивная техника от профессора психологии Н. И. Козлова.

С помощью техники «Внутренний переводчик» участники смогут лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, смогут принимать объективные решения, несмотря на конфликтную ситуацию.

Техника «Внутренний переводчик» одинаково хорошо подходит как для деловых коммуникаций, так и для межличностного общения. Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» мало распространена, не «заезжена», поэтому её с успехом можно использовать для опытных участников.

  • Упражнение «Презентация директора топ-составу»


Универсальное и результативное упражнение
, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

Неординарные условия упражнения повысят мотивацию и интерес участников тренинга, а реальная обратная связь выступлений в «тепличных условиях» поможет им лучше осознать и проработать сильные и слабые стороны своих презентаций. При усилении упражнения системой оценочных балов упражнение может стать упражнением-вызовом , создающим соревновательный момент.

  • Упражнение «Повышение - Увольнение»

Отличное богатое на выводы упражнение для тренинга общения, переговоров или тренинга для руководителей. В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации . В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру. и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Упражнение «Приходите в следующий раз»


Мощное упражнение
, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

Многие люди при частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

  • Упражнение «Вчувствование»

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей?

Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучиться любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам , как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть , просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью , в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

  • Вырвись из круга!

    Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

    Это упражнение станет отличным «вызовом» группе . В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

    Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.

  • Пакет "3 лучших упражнения на командообразование"

    Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1190 руб . и получаете сразу 3 эксклюзивных упражнения для тренинга командообразования . Ваша выгода составит более 1000 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Каждое упражнение для тренинга командообразования оформлено в виде подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом . Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов !
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по командообразованию мощными!

психологические упражнения для тренингов

Тренинг развития общения и коммуникативных навыков в группе

Вступительная часть:

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность.Оно всегда было значимым в жизни человека и в его личностном развитии.

Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Общая цель : развить коммуникативные навыки в группе.

Этапы работы:

I. Разогрев

Цель : снятие эмоционального напряжения между участниками.

Материалы : карточки с названиями различных эмоций, ручки, бумага.

Упражнение «Передать одним словом» (15 мин.)

Цель : подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы : карточки с названиями эмоций.

Ход упражнения.

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций : Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Упражнение «Завтрак с героем» (30 мин.)

Цель : отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу своей позиции.

Материалы : ручки, листы бумаги.

Ход упражнения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему остался именно этот герой?
  2. Легко было уступать и почему вы уступали?
  3. Какие чувства вы испытывали, когда с вами не соглашались?
  4. Что вы испытывали, когда с вами соглашались?
  5. Часто ли вы в жизни сталкиваетесь с ситуацией выбора?

II. Основная деятельность

Цель : развить навыки общения.

Материалы

Игра «Мафия» (50-60 мин.)

Цель : развить навыки убеждения, защиты своей позиции.

Материалы : карточки с надписями CITIZEN, DOCTOR, MAFIA, MANIAC.

Суть игры.

Игра «Мафия» основывается на общении постоянном общении и на обсуждениях между участниками. В игре есть место обману и коварству, заключению и подлому нарушению договоров и альянсов.

Обсуждение игрового положения проходит путём столкновения мнений в беспрестанных спорах, при этом одни игроки предпочитают отмалчиваться, другие – наоборот, чересчур активно и шумно участвуют в обсуждении. Таким образом, игра максимально приближена к реальной жизни.

Задача мирных жителей понять, кто мафия, задача мафии играть так, чтобы никто из мирных жителей не догадался, что они мафия.

Главные правила игры в мафию.

  • Ведущий раздает участникам игры карты рубашкой вверх;
  • Участники, которым достались карты с надписью CITIZEN, входят в состав команды «мирных жителей»;
  • Участник, получивший карту с надписью DOCTOR, является «доктором» и входит в команду «мирных жителей»;
  • Участникам, которым достались карты с надписью MAFIA, входят в состав команды «мафии»;
  • Участник, получивший карту с надписью MANIAC, является «маньяком» и входит в команду «мирных жителей».

Игровой процесс делится на «день» и «ночь»:

  • Первый кон начинается с наступления ночи, во время которой все игроки засыпают, то есть закрывают глаза и одевают маски.
  • Ночью ведущий позволяет игрокам-мафиози открыть глаза и познакомиться с соратниками. После знакомства игроки команды мафии засыпают.
  • Далее ведущий просит проснуться доктора. Доктор просыпается и засыпает, после чего ведущий будит маньяка. В результате этого ведущий понимает, кто есть кто.
  • На следующем этапе наступает день, все игроки просыпаются, и начинается обсуждение вопроса о том, кто из них может быть нечестен, то есть причастен к мафии.
  • По окончании обсуждения ведущим объявляется открытое голосование за посадку в тюрьму. Игрок, набравший наибольшее количество голосов, должен отправиться за решётку, то есть выйти из игры, предварительно открыв свою карту и показав её всем участникам
  • Затем снова наступает ночь, и просыпается мафия. Команда мафии мимикой и жестами совещается и выбирает следующую жертву, о чем сообщает ведущему. Мафия засыпает.
  • Далее, согласно правилам игры Мафия, просыпается доктор и указывает на одного из жителей, которого желает вылечить, то есть спасти от убийства. Доктор засыпает. (Доктор не может лечить одного и того же игрока две ночи подряд, в том числе и себя).
  • Просыпается маньяк и указывает на одного из жителей, которого желает «подвергнуть изнасилованию», после чего он также засыпает.
  • Наступает новый день. Если мафия и доктор ночью указали на одного и того же человека, то жертва выживает. Ведущий объявляет, что ночью было совершено покушение на одного из мирных жителей, но мафия промахнулась, и весь город просыпается. Имя выжившего игрока не раскрывается.
  • Если доктор не смог «вылечить» жертву. Ведущий объявляет, что просыпаются все, кроме убитого мафией ночью жителя. Этот участник выходит из игры, а его карта демонстрируется всем жителям.
  • Также ведущий объявляет игрока, который ночью был «изнасилован» маньяком, весь последующий «день», этот игрок не может говорить.
  • Информация обо всех произошедших «ночью» событиях, а также о голосовании предыдущего «дня» используется оставшимися в живых игроками для обсуждения и очередного выбора на осуждение.
  • Далее все повторяется согласно правилам выше: обсуждение, голосование и т.д.

Игра продолжается до полной победы одной из команд, а именно, ареста всех участников мафии, либо убийства всех мирных жителей.

Вопросы для обсуждения:

  1. Удобно ли вам было находиться в той или иной роли?
  2. Какие чувства вы испытывали, когда приходилось обманывать других участников?
  3. Часто ли вам в жизни приходиться «играть»?
  4. Легко ли вам было принимать решения в пользу других участников?
  5. Какие чувства вы испытывали, когда не убедительно сыграли свою роль?

III. Завершение

Цель : получение обратной связи, создание благоприятного эмоционального климата в группе.

Материалы : карточки с названиями героев.

Упражнение «Леопольд» (25 мин.)

Цель : развить умение находить подход к людям.

Материалы : карточки с кличками котов.

Ход упражнения

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
  2. Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?
  3. Доверяете ли вы людям в жизни?
  4. Доверяют ли вам люди?
  5. Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?

Составители: Аверина И., Грибанова М., Суворова М.


07.02.2012
Дарина
Проводили ли вы данный тренинг со студентами? Поделитесь впечатлениями.
08.03.2012
Татьяна
Огромное спасибо за отличный!!! тренинг.
17.02.2013
удачи!!
мы проводили подобный тренинг со студентами!но у нас были еще дополнительно упражнения!!все прошло хорошо!!
отдельные упражнения включала в лекцию, так же со студентами))очень нравится!!

25.02.2015
Анна
Мы проводили со студентами часть под названием "Леопольд" - студентам очень понравилось. это было не скучно и поучительно. Только в качестве выводов мы еще разбирали невербальные коммуникации как фактор влияния.
18.03.2015
хороший тренинг. попробую провести в военном коллективе)))
27.02.2019
Интересные задания. Благодарю! Попробую провести. Краткосрочный план урока по физической культуре №

Раздел долгосрочного плана: «Развитие взаимоотношения и навыков общения через игры» Школа:
Дата: ФИО учителя:
Класс: Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока: Навыки общения в небольших группах и парах.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке 1.2.1.1. Знать и понимать двигательные идеи, стратегии и планы во время участия в физической деятельности.
Цели урока Все учащиеся будут уметь:
Быстро вставать из положения «стойка на коленях», «сед на пятки» без помо¬щи рук, соблюдать достаточный интервал для принятия исходных положе¬ний.
Перестраиваться в шеренгу, шеренгу по четыре.
Бегать с ускорением.
Большинство учащихся будут уметь:
Выполнять движения шеренгой.
Выполнять ходьбу с мячом, зажатым между ступнями. Выполнять заданные движения шеренгой.
Бегать с мячом в руках.
Некоторые учащиеся будут уметь:
Демонстрировать контроль пространства, тела и объекта при перемещении всей шеренгой.
Ловить мяч при бросании его партнером из-за спины из разных стартовых позиций.
Языковые цели
Учащиеся могут демонстрировать навыки работы шеренгой; тактику разде¬ления пространства при передвижении шеренгой; совершенствовать при¬способление к меняющейся деятельности.
Предметная лексика и терминология:
Взаимодействие, шеренга, координация, мяч набивной, пространство, пере¬мещение, колени, стопы, исходное положение, стартовая позиция.
Полезные фразы для диалога/письма:
Вопросы для обсуждения:
Как вы приспосабливались к изменениям стартовых позиций? Какие навыки необходимы для взаимодействия в группе?
Какое задание было трудным для всей группы, почему?
Можете ли вы сказать, почему…?
Можете ли вы сказать, как связаны между собой способ передвижения и скорость передвижения?
Можете ли вы сказать, как согласовать шаг с шагом других учащихся? Почему важно подталкивать мяч энергичными движениями пальцев?
План
Запланированные этапы урока, время Запланированная деятельность
Ресурсы
Начало урока
0-3 минуты

4-6
«Слушай счет»
Шагают на счет 1-2-3.
На счет «4-прыжок», произнесенное ведущим, прыгают,
1-2-3 «4-стойка на коленях» - принимают исход¬ное положение,
1-2-3 «4-сед на пятки».
Указание - быстро вставать из положения «стойка на коленях», «сед на пятки» без помощи рук, соблю¬дать достаточный интервал для принятия исходных положений.
Общеразвивающие упражнения Просторное свободное пространство
Середина урока
7-15

25-30 Перестроение в две шеренги (расстояние 3 м). Упражнения с мячом в шеренге.
Обговаривает с учащимися последовательность и ди-намику выполнения каждого задания.
Сначала первая шеренга двигается ко второй и после выполнения становится на свое место ходьбой спиной вперед, руки на поясе, осанка прямая. Затем движение выполняет вторая шеренга.
1. Бег с мячом в руках на расстояние 3 м.
Ходьба с мячом, зажатым между ступнями.
3. Ползание с мячом между колен с опорой на ладо¬ни и ступни.
4. Прокатывание мяча одной и двумя руками.
5. Бросание мяча за спину из исходного положения «Сед на пятки», вторая шеренга ловит.
Меняет исходные положения, чтобы совершенство¬вать приспособление учащихся к меняющейся дея¬тельности.
(К) Игра «Лиса и куры». По середине зала ставятся четыре гимнастические скамейки в виде квадрата рейками вверх, это - «насест». Выбира¬ются один водящий - «лис» и один - «охотник». Все остальные играющие - «куры». В одном углу зала очерчивается «нора», в ко-торой помещается «лис». В другом углу встает «охотник». «Куры» располагаются вокруг «насеста».
По первому сигналу "куры" начинают то взлетать на "насест", то слетать с него, то просто ходить около "курятника". По второму условленному сигналу "лис", подобравшись к "курятнику", ловит любую "курицу", касающуюся пола хотя бы одной ногой. "Лис" берёт осаленного за руку и ведёт в свою "нору". Если по пути ему встречается "охотник", "лис" выпускает пойманного, а сам убегает в "нору". Пойманная "курица" возвращается в "курятник", после чего все "куры" слетают с насеста. Если "охотник" поймает "лису", выбирается новый "лис". Играют 4-6 раз. Выигрывают игроки, не пойманные ни разу.
(К) Третий лишний. Два круга из людей (внешний и внутренний) стоят по парам, водящий и тот, кого будут догонять. Водящий и убегающий в любое время могут встать в любую пару, тогда третий - лишний человек из внутреннего круга этой пары становится соответственно водящим/догоняющим.

Большое свободное пространство.
Свисток для учителя, мел.

Конец урока
31-35 Тренинг «Послушаем себя».
Предлагает ученикам принять удобную позу, закрыть глаза, послушать, что происходит внутри.
- Что вы чувствуете?
- Что каждый из вас хочет?
Что услышали?
Дифференциация – какие ваши планы по предоставлению большей поддержке? Как вы планируете критически оценивать более способных учащихся? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Межпредметные связи
Проверка по здоровью и безопасности
Связь ИКТ
Взаимосвязь ценностей
Согласовывать шаг с шагом и ритмом других учащихся.
Демонстрировать контроль пространства и тела и объекта при перемещении всей шерен¬гой.
Быстро приспосабливаться к меняющейся деятельности. Быстро встанут из положения «стойка на коленях», «сед на пятки» без помощи рук, будут соблюдать достаточный интер¬вал для принятия исходных положений.
Выполнят прокатывание мяча одной и двумя руками.
Выполнят перемещение шеренгой с мячом из разных стартовых позиций (мяч между стоп, между колен). Связь с предметом «Познание».