Основные центры трудовой миграции. Современные центры притяжения и основные последствия миграции рабочей силы Основные мировые центры трудовой миграции

В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.

Западная Европа традиционно является регионом, в котором активно протекают процессы миграции. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды.

По данным на 1990 г. в Германии насчитывалось 4 630 тыс. иностранных рабочих (в основном, турки, югославы, итальянцы), во Франции - около 4 млн. (в основном африканцы), в Великобритании - 1736 тыс. В конце 80-х годов проявилась новая тенденция в использовании иностранной рабочей силы в Западной Европе: ее доля уменьшилась в отраслях промышленности и строительства, но возросла в сфере услуг, в финансовых учреждениях, в торговле недвижимостью.

Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. К началу 90-х годов здесь насчитывалось более 4,5 млн. трудящихся-мигрантов (в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек).

Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40%.

Главный экспортер рабочей силы в данном регионе - Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана, Индии, Бангладеш.

Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х годов повлекло за собой сокращение потребности в рабочей силе в данном регионе. По оценкам западных экспертов в странах Персидского залива в начале 90-х годов безработица составляла около 3,7% трудоспособного населения. Видимо этот показатель в данном регионе будет расти, и не только в связи с неблагоприятной конъюнктурой на нефть, но и в связи с таким фактором, как быстрый рост экономически активного населения.

Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.

Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам специалистов в 80-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается около 3 миллионов легальных иностранных рабочих.

Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая миграция.

Вместе с тем, здесь достаточно распространено использование труда нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес использования труда нелегальных мигрантов все равно возрастает, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.

Еще один центр международной миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань.

Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.

Межстрановая миграция рабочей силы имеет место также и в Африке, и в Латинской Америке. В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом.

Украина стала участником международного рынка труда только в начале 90-х годов. До этого, в период административно-командной экономики население СССР, принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития. Организация процессов международной миграции производилась только государственными органами.

В период перестройки экономики нашей страны, отхода от административно-командных методов управления во всех сферах жизни процессы международной трудовой миграции значительно интенсифицировались.

Немалую роль здесь сыграл и распад СССР. Если раньше приезд на работу в Украину из Армении, Грузии или других республик являлся внутренней миграцией, то теперь аналогичные процессы относятся к международной трудовой миграции.

Украина является в настоящее время, как страной-донором, так и страной-реципиентом. Немало украинских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату.

В то же время, в Украину устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, СНГ.

Характерной чертой участия Украины в процессах международной трудовой миграции является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В результате этого большое число иностранных работников используются на нелегальных условиях.

С другой стороны, не созданы механизмы использования положительных сторон эмиграции работников по трудовым контрактам, что не позволяет обеспечить должный приток валютных средств в экономику Украины как от фирм-посредников, так и от официальных переводов самих мигрантов на родину.

В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.

Миллионы людей покинули родные края и устремились в другие страны, дальние и близкие, в поисках материального достатка и избавления от неравенства. И в наши дни явление международной миграции как выражение процесса интернационализации не стало достоянием истории. Но больше невозможно делить страны на три четких категории: эмиграции, иммиграции и транзита. Все большее количество стран не только изменяют свой статус, но и сочетают характеристики двух или даже трех категорий. Так, примерами стран в Европе, которые потеряли статус страны эмиграции, являются Греция, Италия, Португалия и Испания. В Азии - это Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Таиланд. Даже Мексика и Тунис столкнулись с наплывом иностранных работников, которые видят там больше перспектив, чем в своих родных странах. Существует и контрпоток, протекающий с Запада на Восток - в Польшу, Чехию, Венгрию как страны с новым экономическим горизонтом. Эти три страны вместе с Болгарией, Россией, Беларусью, Украиной, помимо всего прочего, становятся загруженным перекрестком транзитных путей мигрантов из Африки, Азии и Среднего Востока.

Западная Европа традиционно является регионом, в котором активно протекают процессы миграции. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды.

По данным на 1990 г. в Германии насчитывалось 4 630 тыс. иностранных рабочих (в основном, турки, югославы, итальянцы), во Франции - около 4 млн. (в основном африканцы), в Великобритании - 1736 тыс. В конце 80-х годов проявилась новая тенденция в использовании иностранной рабочей силы в Западной Европе: ее доля уменьшилась в отраслях промышленности и строительства, но возросла в сфере услуг, в финансовых учреждениях, в торговле недвижимостью.

Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. К началу 90-х годов здесь насчитывалось более 4, 5 млн. трудящихся-мигрантов (в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек).

Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре - 95, 6%, в Кувейте - 86, 5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40%.

Главный экспортер рабочей силы в данном регионе - Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана Индии, Бангладеш.

Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х годов повлекло за собой сокращение потребности в рабочей силе в данном регионе

По оценкам западных экспертов в странах Персидского залива в начале 90-х годов безработица составляла около 3, 7% трудоспособного населения. Видимо этот показатель в данном регионе будет расти, и не только в связи с неблагоприятной конъюнктурой на нефть, но и в связи с таким фактором, как быстрый рост экономически активного населения.

Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.

Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам специалистов в 80-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается около 3 миллионов легальных иностранных рабочих.

Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая миграция.

Вместе с тем, здесь достаточно распространено использование труда нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес использования труда нелегальных мигрантов все равно возрастает, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.

Еще один центр международной миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань.

Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во - первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.

Межстрановая миграция рабочей силы имеет место также и в Африке, и в Латинской Америке. В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом.

Россия стала участников международного рынка труда только в начале 90 - х годов. До этого, в период административно-командной экономики население СССР, принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития.

В период перестройки экономики нашей страны, отхода от административно - командных методов управления во всех сферах жизни процессы международной трудовой миграции значительно интенсифицировались.

Немалую роль здесь сыграл и распад СССР. Если раньше приезд на работу в Российскую Федерацию из Армении, Грузии или других республик являлся внутренней миграцией, то теперь аналогичные процессы относятся к международной трудовой миграции.

Россия является в настоящее время, как страной-донором, так и страной - реципиентом. Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату.

В то же время, в Россию устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, так как уровень жизни в РФ относительно выше, чем уровень жизни на Украине, в Беларуси и других республиках СНГ.

Характерной чертой участия России в процессах международной трудовой миграции является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В результате этого большое число иностранных работников используются на нелегальных условиях.

С другой стороны, не созданы механизмы использования положительных сторон эмиграции работников по трудовым контрактам, что не позволяет обеспечить должный приток валютных средств в экономику России как от фирм - посредников, так и от официальных переводов самих мигрантов на родину.

Список использованной литературы

1. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М., «М.О.», 2009.

2. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М., «М.О.», 2010.

3. Казаков А.П. - Минаева Н.В. Экономика. М„ ЦИПККАП, 2010.

4. Основы внешнеэкономических знаний. Словарь справочник. М., Высшая школа, 2010.

5. Внешнеэкономический бюллетень, 7(1) М., 2009.

В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.

Западная Европа традиционно является регионом, в котором активно протекают процессы миграции. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды. Общее число иностранных рабочих (с членами семей) колеблется в диапазоне 13-20 млн. чел. Например, на 2002 г. официальное количество мигрантов составляло 18,4 млн. чел., а с учетом нелегальных мигрантов – 25-29 млн. чел. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы превышает 600 тыс. чел., а вместе с членами семей - не менее 1,5 млн. чел.

По данным на 1990 г. в Германии насчитывалось 4 630 тыс. иностранных рабочих (в основном, турки, югославы, итальянцы), во Франции - около 4 млн. (в основном африканцы), в Великобритании - 1736 тыс. В конце 80-х годов проявилась новая тенденция в использовании иностранной рабочей силы в Западной Европе: ее доля уменьшилась в отраслях промышленности и строительства, но возросла в сфере услуг, в финансовых учреждениях, в торговле недвижимостью. В Германии иностранные рабочие составляют 9% от числа занятых, во Франции – 7%, в Швейцарии – 30%. Для Европы характерно, что некоторые страны выступают одновременно и донорами, и реципиентами. Так, Италия, Испания, Греция, Польша не только являются донорами, но и сами активно принимают рабочую силу. Для миграции в страны Европы характерно длительное проживание в них мигрантов. Средняя продолжительность жизни мигранта в странах Европы оценивается в 10 лет.

Официальные цифры не способны показать реальное число иностранных рабочих. Так, в 2001 г. в Великобритании насчитывалось 2,1 млн. иностранцев, тогда как по данным переписи населения только к выходцам из Азии, Африки и стран Карибского бассейна относилось 3,5 млн. чел.

Страны Европы сегодня – гигантский плавильный котел для мигрантов из самых разных стран мира. Во Франции 36% мигрантов из стран Магриба (Алжир, Марокко и Тунис), и еще 18% - из африканских стран южнее Сахары, бывших французский колоний. В Германии мигранты в основном выходцы из Турции и бывшей Югославии. В Испании 20% мигрантов из стран Латинской Америки, бывших испанских колоний, которым для въезда в Испанию не требуется виза. В Великобритании 25% мигрантов из Индии, Пакистана и Бангладеш – бывших колоний, и еще 13% - из бывших африканских колоний (ЮАР, Нигерия, Гана). Британский город Лестер, например, стал первым городом Европы, где белое население составляет меньшинство – 47%.

Одной из проблем европейской миграции является то, что она, в отличие от 50-60-х гг., сегодня в большей мере заинтересована в иммиграции высоквалифицированных специалистов – программистов, ученых, инженеров, финансистов, врачей и т.п., из-за недостатка которых в структуре европейских трудовых ресурсов Старый Свет проигрывает США и Японии по многим направлениям научно-технического прогресса и некоторых ключевых отраслей современной экономики. Поэтому начиная со второй половины 90-х гг. европейские страны существенно увеличили миграционные квоты по таким специальностям.

Другой проблемой является слабая интеграция мигрантов в европейское общество, что порождает конфликты на расовой и религиозной почве.

Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих странБлижнего Востока. К началу 90-х годов здесь насчитывалось более 4,5 млн. трудящихся-мигрантов (в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек).

Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40% .

Главный экспортер рабочей силы в данном регионе - Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана, Индии, Бангладеш.

Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х гг. повлекло за собой сокращение потребности в рабочей силе в данном регионе. По оценкам западных экспертов в странах Персидского залива в начале 90-х гг. безработица составляла около 3,7% трудоспособного населения. Однако рост цен на нефть в начале XXI в. изменил ситуацию, и ныне район Ближнего Востока вновь осто нуждается в импорте рабочей силы.

Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.

Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. В 70-е гг. число легальных иммигрантов в США достигало 4,5 млн. человек, или 20% прироста населения за эти годы. В 80-е гг. в страну въехало уже 6 млн. только легальных мигрантов, или 39% прироста населения. По оценкам специалистов в 90-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается около 5-5,5 миллионов легальных иностранных рабочих, главным образом, из Мексики и других латиноамериканских стран. 9 из 10 иммигрантов прибывают в США из развивающихся стран. Кроме того, в США существует поток миграции высококвалифицированной рабочей силы практически из всех стран мира.

Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая миграция. Иностранная рабочая сила составляет в США 5% от числа занятых, а с учетом нелегальной миграции примерно в 4-5 млн. чел. ежегодно – то и больше. Ежегодный въезд в США (с учетом нелегальной миграции) превышает 900 тыс. чел.

Вместе с тем, здесь достаточно распространено использование труда нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес использования труда нелегальных мигрантов все равно возрастает, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.

Еще один центр международной миграции - страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань. Общий объем миграционных потоков в регионе оценивается в 2-2,5 млн. чел. ежегодно.

Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.

Межстрановая миграция рабочей силы имеет место также и в Африке, и в Латинской Америке. Так, в Латинской Америке центрами притяжения выступают Бразилия, Мексика, Аргентина (число, иностранных рабочих – от 5 до 8 млн. чел.), где имеется большое число предприятий из промышленно-развитых стран, машиностроение, в частности. Велика здесь также доля сезонных миграций (на уборку сахарного тростника). В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом.

Новым центром международной миграции становится Южная Африка , где центром притяжения выступают ЮАР и Намибия, принимающие рабочую силу практически из всех стран континента.

Практически все страны, в которые въезжает более 25 тыс. человек в год, являются странами с уровнем ВВП на душу более 6900 долл., а странами –донорами выступают преимущественно развивающиеся страны и некоторые из стран с переходной экономикой.



Трудовая миграция населения – это перемещение больших групп людей на значительные расстояния с намерением заполнить свободные рабочие места. В поисках работы жители перебираются из одного административного региона в другой. Лица, пересекающие государственную границу, получают статус эмигрантов.

Возможно вам будет интересно:

Во все времена процесс перемещения населения выглядит вполне естественным. Сейчас усиление миграции часто провоцируется экономической ситуацией. Перетекание трудовых ресурсов из одного региона в другой обостряет многие социальные и политические проблемы.

Статус трудового мигранта

Статус трудового мигранта определяется в нескольких юридических документах. Базовым является закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в последней редакции от 25.07. 2002 г. (№ 115-ФЗ). От его нормативных положений отталкиваются многие изменяющие документы.

В 2014 году в этот базовый закон были внесены изменения (№ 357-ФЗ). Существенные правки коснулись 13 статьи. Ее новое название «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» отражает ведущие тенденции в законодательной базе. Начальный пункт 13 статьи обозначает общие права трудовых мигрантов:

" 1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом."

Это положение гармонично сочетается с подходом, отраженным в международных конвенциях ООН. Определяют статус трудовых мигрантов договоры Совета Европы, стран СНГ. 18 декабря отмечается как Международный день мигранта.

Страны трудовой эмиграции


На международную миграцию трудовых ресурсов влияют:

  • военные конфликты;
  • отсутствие политической и экономической стабильности;
  • экологические проблемы;
  • уровень социальной и правовой защиты.

Приоритетным остается фактор поиска лучшей заработной платы.

Трудовые эмигранты стремятся попасть в государства с высоким уровнем доходов. На такие привлекательные страны приходится 62…65 % от общих потоков международных мигрантов.

Главные районы трудовой иммиграции на карте мира расположены на различных континентах и во многих регионах. Мировыми центрами притяжения трудовых эмигрантов являются:

  • Канада;
  • Австралия;
  • Германия;
  • Россия;
  • Саудовская Аравия.

Этот список дополняется несколькими странами Западной Европы (Франция, Великобритания, Нидерланды и другие), некоторыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающими государствами Ближнего Востока.

Чем обусловлена трудовая миграция


Основные причины трудовой миграции связаны с:

  • применением импортного техоборудования, для установки, наладки, обслуживания которого требуются квалифицированные иностранные специалисты;
  • реализацией инвестиционных проектов при участии иностранного капитала;
  • отсутствием отечественных кадров определенной квалификации;
  • использованием новейших технологий в строительстве;
  • соблюдением качества, сроков выполнения установленных объемов работ;
  • ухудшением уровня жизни в соседних странах.

Приведенный перечень можно дополнять другими причинами. Изменения в экономике и политике, динамика рынка труда каждый раз определяют все новые причины.

Статистика трудовой миграции в России в 2018 году


Трудовая деятельность иностранных граждан в РФ регламентируется несколькими Федеральными законами. Их положения конкретизируются статистическими данными. Количественные предложения обосновываются Минтрудом и утверждаются Правительством России.

Постановлением Правительства РФ (№ 1479 от 06.12.2017 г.) устанавливаются квоты по привлечению иностранных работников на 2019 год. Потребность страны в трудовых мигрантах снижена почти на 20% по сравнению с предыдущим годом:

" Утвердить на 2019 год квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы:
140423 приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
140423 разрешения на работу."

По численности квот лидируют такие профессионально-квалификационные группы:

  1. рабочие для горной, горно-капитальной, строительно-монтажной, ремонтно-строительной отраслей – 44608;
  2. квалифицированные рабочие других профессий на мелкие и крупные промышленные предприятия – 22092;
  3. работники для металлообрабатывающей, машиностроительной промышленности – 14826.

Законы и постановления создают правовую почву, на которой производится государственное и международное регулирование трудовой миграции. Квоты формируются с учетом общих условий рынка труда. Учитываются предложения от субъектов РФ.

Оказание услуг миграционными центрами


Содействует переезду граждан, их трудоустройству столичный или региональный центр трудовой миграции. В таком учреждении предоставляется комплекс основных услуг.

Прибывшим гражданам создаются комфортные условия для оформления документов. Сотрудники центра помогут в переоформлении и выдаче патентов для найма физическими, юридическими лицами. В действующие патенты вносятся необходимые изменения.

Миграционные центры организовывают оказание дополнительных услуг по:

  • медицинскому освидетельствованию;
  • подбору оптимальных условий страхования;
  • сдаче комплексного экзамена (русский язык, история России, основы законодательства РФ).

Трудовые мигранты вправе рассчитывать на помощь или консультации в жилищном обустройстве. Региональные центры помогут иностранным гражданам, их семьям в трудоустройстве и переезде.

Основные миграционные потоки


Примеры трудовой миграции свидетельствуют, что чаще покидают родные страны люди с высокой квалификацией. К ним относятся:

  • ученые;
  • спортсмены;
  • бизнесмены;
  • уникальные специалисты.

Миграционные потоки характеризуются различной продолжительностью. Люди выезжают на заработки посезонно. Некоторые получают официальные разрешения на временное перемещение. Есть категория граждан, которые безвозвратно покидают родину и переезжают в другую страну на ПМЖ (постоянное место жительства).

Специальные структуры ООН мониторят трудовую миграцию. Благодаря этому удалось установить крупные миграционные коридоры. В их числе:

  1. Мексика – США;
  2. Индия – ОАЭ;
  3. Украина – Россия;
  4. Россия – Украина;
  5. Бангладеш – Индия.

Россия одновременно является страной-реципиентом и страной-донором. Такое качество дополняется особым характером миграционных процессов. Значительная их часть реализуется в нелегальных условиях.

Процессы трудовой миграции связаны с правовой защитой иностранных работников. Для решения многих вопросов нужны консультации с юристами, правозащитниками, правоохранителями, работниками миграционных центров. Рекомендации от профессионалов помогают найти выход из различных проблемных ситуаций.

1. Северная Америка (США Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел приходится на трудовую миграцию.

2. Россия.

3. Страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе – Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них в западной Европе крупными принимающими государствами являются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия.

4. Австралия, правительство которой крайне обеспокоено низкой плотностью населения на подавляющем большинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса.

5. Страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты).

6. Новые индустриальные страны.

В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:

1) работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;

2) профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;

3) нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;

4) беженцы – лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;

5) переселенцы – это переезжающие на постоянное местожительство. Данная группа мигрантов ориентирована прежде всего на выезд в промышленно развитые страны.

В международной экономической статистике основные показатели международной миграции трудовых ресурсов характеризуются числом «прибытия-выбытия», которое складывается из индивидуальных и коллективных актов. Единицей наблюдения бывает как отдельный человек, так и семья.

В национальных статистических отчетах приводятся следующие данные:

· количество людей трудоспособного возраста, прибывших на постоянное место жительство в страну за определенный промежуток времени, обычно – один год;

· количество людей трудоспособного возраста, выехавших из страны на постоянное место жительство в другие страны;

· количество иностранной рабочей силы и студентов, временно проживающих на территории страны;

· отношение числа всех мигрантов к общей численности и активному населению страны.

Относительное изменение численности населения данной страны в результате международного перемещения людей может быть определено как отношение числа всех мигрантов к средней численности населения, умноженного на 1000 (помиля). Этот показатель называется общим коэффициентом международной миграции:

К = М/P х С,

где: М – число всех мигрантов; Р – средняя численность населения страны; С = 1000.

Для страновых сравнений применяются следующие коэффициенты, которые позволяют привести потоки движения трудовых ресурсов к единым числовым значениям.

1. Коэффициент интенсивности выбытия из страны лиц трудоспособного возраста, обладающих определенным уровнем образования и культуры, позволяющим участвовать в производственных процессах (Ктр), который определяется как частное от деления всех трудоспособных, выбывших из страны к средней численности населения страны за год:

Ктр = Мi/P х С,

где: Мi – число трудоспособных, выбывших из страны за год; Р – средняя численность населения страны; С = 1000.