Может ли инспектор гаи стоять где попало, а спецоперация быть причиной остановки. Могут ли «гаишники» преследовать нарушителя ПДД на частной территории? Имеют ли право гаишники останавливать

Он сидел в машине, которая была спрятана от вашего водительского взора за кустами, деревьями, за поворотом или любым другим искусственным ограждением. Проще говоря, чтобы выполнить "гибэдэдэшный план" и обеспечить себе "стол" на предстоящий уикенд, инспектор спрятался от вас, чтобы вы, его вовремя не увидев, не смогли прекратить то или иное нарушение ПДД.

А ведь вроде бы все уже давно знают, что такие "прятки" незаконны, и всё равно попадаются. То ли от своей безграмотности, то ли от страха при виде погон и незнания того, что вообще нужно говорить инспектору в таком случае.

Давайте разбираться вместе, насколько "игра в прятки" законна

Для начала хочу отметить, что если вы нарушили ПДД, а со стороны инспектора нет никакого самоуправства (от вас он не прятался, вежливо представился и назвал причину остановки), то не уклоняйтесь от ответственности, отвечайте за свои поступки, будьте мужчиной. А если вы автоледи, то помните, дорогие женщины, какие бы ни были у вас красивые глаза, – на дороге все равны.

Ну а если же инспектор действительно решил спрятаться, тогда избежать наказания, даже за совершенное вами нарушение – это дело принципа.

Первое: требуйте составления протокола. Поскольку такие "прятки" незаконны. Хотя изначально Административный регламент МВД № 185, введенный 1 сентября 2009 года, разрешал "при осуществлении контроля за дорожным движением с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения использовать естественные и искусственные укрытия". Но позднее Генеральная прокуратура РФ, ссылаясь на закон "О противодействии коррупции", где сказано, что представители органов власти должны работать "публично и открыто", потребовала отменить вышеназванное положение, что и было сделано распоряжением МВД РФ.

Второе: пока инспектор заполняет протокол, сделайте несколько фотографий его патрульной машины, на которых было бы видно, что инспектор действительно был от вас спрятан и вы не могли его вовремя заметить.

Третье: в протоколе, переданном вам на подпись, в графе "Объяснения" пишем: "С нарушением не согласен, поскольку инспектор и его автомобиль в нарушение "Административного регламента № 185" были спрятаны за кустами и я, соответственно, заблаговременно увидеть их не имел возможности, о чем свидетельствуют фотографии, которые я готов приобщить к материалам дела. Вместе с тем заявляю ходатайство о рассмотрении материалов по данному делу в подразделении ГИБДД. Требую помощи адвоката".

Если у вас есть видеорегистратор, то в протоколе еще укажите и на имеющуюся видеозапись, подтверждающую нарушение со стороны инспектора, которую вы также готовы будите предоставить в подразделении ГИБДД. Требуйте копию протокола.

В назначенный день разбора принесите в подразделение ГИБДД вместе с видеозаписью и фотографиями уже готовое ходатайство о приобщении к материалам дела видеозаписи и фото. Оно пишется просто: "Я, Иванов Иван Иванович, прошу Вас приобщить к материалам дела №…. имеющуюся видеозапись с видеорегистратора марки …… и модели такой-то. А также прошу приобщить фотографии, свидетельствующие о нарушении со стороны инспектора ДПС".

Здравствуйте! обязан ли водитель предъявлять полис осаго инспектору ДПС для проверки? Без аварийной обстановки

Ответы юристов (2)

Добрый день, Валерий!

В соответствии с п.2.1.1 Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090,водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки : водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории; регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Согласно п.63 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утверждённого приказом МВД России от 02.03.2009 №185 (ред. от 13.08.2012), одним из оснований к остановке транспортного средства сотрудником является проверка документовна право пользования и управления транспортным средством

Исходя из смысла п.7 ст.15 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 №40-ФЗ, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности является документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования. Однако полис одновременно может и являться документом, подтверждающим право пользования транспортным средством , поскольку в нём указываются лица, допущенные к управлению им.

ПРАвила дорожного движения:​


в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом .

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Уточнение клиента

Здравствуйте! Я выделил большими буквами «в СЛУЧАЯХ». В каких случаях? Поясните пожалуйста. Ведь полис это просто страховка авто и нужна при ДТП, а если нет ДТП зачем она им? Может вообще все документы с собой возить?! Вот что мне не понятно. Спасибо

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Обязан ли предъявлять страховку инспекторам?

Добрый день. В соответствии с п.2.1.1 Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории; регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп; в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Ст.12.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.

Согласно п.63 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утверждённого приказом МВД России от 02.03.2009 №185 (ред. от 13.08.2012), одним из оснований к остановке транспортного средства сотрудником является проверка документов на право пользования и управления транспортным средством , документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Исходя из смысла п.7 ст.15 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 №40-ФЗ, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности является документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования. Однако полис одновременно может и являться документом, подтверждающим право пользования транспортным средством, поскольку в нём указываются лица, допущенные к управлению им.

В тех случаях, когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ. При этом водитель несет административную ответственность независимо от того, управляет ли он транспортным средством по доверенности, договору аренды либо на ином законном основании. (п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями)

Указанное позволяет сделать вывод о том, что требования сотрудника ГАИ по мнению ВС РФ, лежат в рамках права и являются законными.

Кроме того, их право и Ваша обязанность закреплены в п.2.1.1 ПДД.

m.yurist-online.net

Должен ли я показывать страховку инспектору ГИБДД?

Здравствуйте, если не было ни дтп ни правонарушения,просто инспектор остановил начал проверять документы,водительское удостоверение,а затем спросил страховку.Должен ли я показывать страховку инспектору гибдд?

Ответы юристов (3)

Здравствуйте. При остановке транспортного средства, сотрудник ГИБДД обязан разъяснить причину остановки. К одной из причин остановки относится проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, НО только на стационарных постах ДПС. Если причина остановки законна, водитель обязан предъявить сотруднику документы, предусмотренные ПДД, включая страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности​​.

Есть вопрос к юристу?

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N 824)

водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Должны иметь и должны предъявлять, за отсутствие штраф 800 руб.

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательствомоб автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Форум › Могут ли ДПС проверять страховку…

Могут ли инспекторы ГИБДД останавливать не на стационарном посту и проверять наличае страхового полиса ОСАГО

Ну допустим угон подобного авто документы мои на мою машину причем тут страховка то я не понимаю ладно если это ДТП то согласен а так не вижу смысла показывать им полис

вот здесь полный развёрнутый ответ на твой вопрос. Надо хоть иногда в ПДД заглядывать)))
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

» в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.» что за случаи?

Читай ФЗ-40 от 25.04.2000г.

а где именно там, не могли бы подсказать?

Оказываю юридические консультации на платной основе. Если согласны, то прошу писать в личку, там обсудим гонорар и получите (в случае оплаты) ответы на все свои вопросы.

спасибо… найду человека который сможет объяснить

Могут.Надумают причину(угон подобного авто, ориентировка, КТО и т.д.), и на этом основании проверят документы, которые водитель обязан иметь при себе управляяТС(см перечень).

Интересно топикстартер в каком магазине ВУ купил?

Могут.Надумают причину(угон подобного авто, ориентировка, КТО и т.д.), и на этом основании проверят документы, которые водитель обязан иметь при себе управляяТС(см перечень).

Наличие - да. Вот за отсутствие могут выпсать штраф, могут даже выписать несколько штрафов в день, а вот проверить реален ли номер - невозможно. Я сам грешу тем, что езжу с липовым вот уже год. Совсем не было денег в январе, когда надо было продлять страховку. Повелся на объявлеие о липовом ОСАГО решил рискнуть. И езжу нормально. ГАйцы тормозят видят страховку и все. Может быть я куплю такую и на следующий раз.

а если стукнетесь, не дай Бог? ИЛи вас кто=то стукнет? Я бы побоялся вот так по объявлению о левом осаго позвонить.

Что хочу сказать… у меня был такой опыт когда еще была страховка ОСАГО и они сказали, что это не страховой случай. Редиски. Так что… Я не побоялся. И все у мнея хорошо На сайте Айбланк Ibank pro показан образец - бумага гербовая настоящая. Печати все настоящие. И как правильно ниже сказали тольк лишь, если вы не признаетесь сами, что сознательно купили «липовый» номер, то пришить вам ничего нельзя.

Ну попробуйте не предъявить его)))Они будут только рады этому.Они и проверяют то его не потому что в Страховой работают.А для того, чтоб у Вас чего то НЕ ОКАЗАЛОСЬ из перечня доков!А проверять ВСЕ доки а не выборочно-предписывает РЕГЛАМЕНТ.Как то так.Удачи!

Значит ее нет, если не на вас.
Штраф сейчас всего 800р и дальше можно ехать)

При мне виновника ДТП без страховки отпустили. Сам всегда со страховкой, поэтому законы в этой части не знаю досконально, мог быть неправ

может за тысячу рублей его «типа не останавливали»?

а если страховка отсутствует? ну она впринципе есть, только не на меня оформлена

А собственник не ты при этом? Хозяин машины рядом сидит?

Только если ты нарушил или подозрителен или похож на фигуранта ориентировки.

а без страховки сейчас по моему штраф 800 руб. и поехал дальше?

Да, только 800 руб.
Номера уже не снимают, так как это бессмысленно по своей сути.

ПДД - подзаконный акт…
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

ключевая фраза: в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ (действующая редакция, 2016)
Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
1. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию осуществляется полицией при регистрации и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 23.06.2016 N 214-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Ключевая фраза: …и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.

А кто уполномочен? Об этом написано в законе о полиции и Приказе МВД РФ N 185 от 2 марта 2009.

Проверка на дороге ГИБДД: по какому праву?

Единственный документ, которым должен руководствоваться водитель, – Правила дорожного движения. Остальные он знать не обязан. Но чтобы быть во всеоружии, некоторые положения Закона о полиции лучше усвоить заранее. Ведь довольно часто инспекторы ДПС пользуются безграмотностью автовладельцев и творят, что хотят.

КОГДА СОТРУДНИК ГИБДД ИМЕЕТ ПРАВО ОСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬ: ВСЕМ СТОЯТЬ!

Для проверки документов – водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира – автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном – см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам: если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) – проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ГИБДД И ВОДИТЕЛЯ: ВСЁ ПО ПРАВИЛАМ

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Досмотр ТС могут проводить только в присутствии владельца автомобиля и двух понятых, обязательно составление протокола.

Примерно так же проводят досмотр транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ). И здесь обязательно присутствие понятых, составление протокола в письменном виде. Досматривают авто только на глазах владельца-водителя!

Если инспектор решил сам поковыряться в багажнике, это уже не досмотр, а обыск. А он возможен только с санкции суда или прокурора. Советую спокойно напомнить инспектору о порядке досмотра. Если ваше замечание не подействовало, звоните опять же по телефону доверия.

Часто инспекторов беспокоит наличие знака аварийной остановки, аптечки, огнетушителя. Здесь хочу напомнить: пункт 2.1.1 ПДД содержит исчерпывающий перечень документов, которые водитель обязан предъявить инспектору, – нет в нем никаких аптечек, аварийных знаков и огнетушителей. Всё это контролируют при техническом осмотре. Да и сам водитель, прежде чем сесть за руль, обязан проверить техническое состояние машины. Мы ведь все так поступаем, правда?

А поэтому потребовать открыть багажник «просто так, посмотреть» инспектор не вправе. Есть основания подозревать водителя в перевозке чего-то запрещенного? Пусть вызывает двух понятых и составляет протокол досмотра. Иначе – никак. К слову сказать, понятыми не могут быть напарники инспектора. Есть еще один ход, с помощью которого полицейский может попытаться заглянуть под капот или в багажник – сверка номеров двигателя и кузова. Проводить так называемую проверку технического состояния транспортного средства в соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД № 185) имеет право лишь инспектор технического контроля – на стационарных постах, с использованием специального оборудования. Впрочем, сверить идентификационные номера инспектор ДПС может, но только визуально. То есть заглянул под капот, посмотрел номер, сравнил его с тем, что указан в документах (или есть у полицейского в компьютере, в базе данных) – и всё. Заставить водителя чистить номер у него права нет!

ПСИХОЛОГ В ПОГОНАХ

Бывает, что инспектор – особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, – занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф – 20 000 рублей!

И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.

Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.

Приказ ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N 152 "Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным […]

  • Суда по интеллектуальной собственности Задачи Суда по интеллектуальным правам "Журнал Суда по интеллектуальным правам", № 1, октябрь 2013 г., с. 11-14 В течение последних двадцати лет отношение к интеллектуальной собственности в нашей […]
  • ГУП «Мосгортранс» Содержание Правила пользования НГПТ ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ НАЗЕМНЫМ ГОРОДСКИМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (ТРАМВАЯМИ, ТРОЛЛЕЙБУСАМИ, АВТОБУСАМИ) В ГОРОДЕ МОСКВЕ Утверждены постановлением Правительства Москвы от […]
  • Обзор 185 приказа ГИБДД Внимание! С 23 августа 2017 года 185 приказ ГИБДД утратил силу. Вместо него сейчас действует: Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством […]
  • Статья 8. Открытость и публичность

    1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях , об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

    Это выдержка из Федерального закона "О полиции"; и о том, что инспектору ДПС запрещено прятаться самому при ловле нарушителей или прятать свой патрульный автомобиль, казалось бы, прямым текстом написано в этой статье. Но не всё так просто. Дело в том, что по тексту статьи открытость деятельности полиции ограничивается только теми случаями, когда она (открытость эта) не противоречит в нашем случае производству по делам об административных нарушениях ( и почти всегда относится к кодексу "Об административных правонарушениях") - мы специально подчеркнули это в цитате статьи.

    Таким образом, статья отсылает нас к другим законам (точнее, нормативно-правовым актам), и в нашем случае для того, что ответить на вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД прятаться "в кустах", интересно было бы заглянуть в Административный регламент полиции, введённый Приказом № 664, в пункте 63 которого говорится следующее:

    63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.

    В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

    Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.

    Расшифровывая этот объёмный пункт, видим, что с одной стороны патрульный автомобиль инспекторов ГИБДД должен размещаться так, чтобы его было видно, причём видно должно быть также именно то, что он патрульный. С другой стороны, при ловле нарушителей в аварийно опасных местах, а также когда ловля нарушителей ПДД осуществляется при помощи фото- или видеокамер патрульную машину уже можно прятать. Здесь, если подходить к выдержке из закона буквально, отметим, что для того, чтобы прятать патрульный автомобиль, не обязательно использование средств автофиксации - речь идёт об общих средствах фото/видеофиксации, к коим может относиться и личный фотоаппарат, и мобильный телефон инспектора. Кроме того, прятать машину можно, к примеру, за горкой (обязательно естественно образованный, а не насыпью), за поворотом дороги, и за пресловутыми кустами, если эти кусты можно отнести к элементам обустройства улично-дорожной сети.

    Кроме того, если ведётся автоматическая фиксация нарушений с помощью специальных камер ("радаров"), расположенных в салоне патрульного автомобиля и ведущих съёмку оттуда, то снова обеспечивать видимость патрульного авто не обязательно.

    Автомобиль относится к технике повышенной опасности, поэтому каждый хозяин ТС обязан строго следовать правилам дорожного движения. Соблюдение ПДД на дороге контролируется сотрудниками Госавтоинспекции.

    С целью выявления нарушений инспектор вправе остановить машину для проверки, однако далеко не все автолюбители знают, что сделать это можно лишь при определённых обстоятельствах.

    Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины? Ответ на этот вопрос вы узнаете в данной статье.

    Какие права у сотрудника ГИБДД?

    Обязанности и полномочия инспекторов Госавтоинспекции зафиксированы в ПДД, Административном регламенте, установленном приказом МВД РФ № 185 от 2 марта 2009 года, Законе «О полиции» и других нормативно-правовых актах.

    Согласно 63 пункту Административного регламента, инспектор может остановить транспорт лишь в нижеперечисленных ситуациях:

    • при обнаружении сотрудником с помощью технического оборудования или визуально признаков несоблюдения ПДД;
    • при наличии ориентировки или получения данных от дежурного о ТС, его водителе или пассажирах, имеющих отношение к совершению преступления либо ДТП;
    • при получении сведений о нахождении машины в розыске;
    • для привлечения граждан в качестве понятых или для оказания необходимой помощи потерпевшим;
    • для проведения опроса с целью получения информации о случившемся ДТП или преступлении;
    • при регулировании движения;
    • для проведения специальных дорожно-транспортных мероприятий;
    • при необходимости использования чужого ТС в экстренных ситуациях.

    Безосновательная остановка машины невозможна. Инспектор обязан представиться, предъявив своё удостоверение, и сообщить причину, по которой он подал знак водителю для остановки, согласно 20 и 67 пункту Административного регламента.

    При этом тормозить ТС в опасной зоне (например, с плохой видимостью, на перекрёстках или рядом с проведением ремонта дороги) категорически запрещено.

    Патрульный автомобиль также должен быть оснащён опознавательными знаками.

    Инспектор может использовать техническое оборудования для осуществления проверки авто. Сотруднику Госавтоинспекции не запрещено вести съёмку на видеокамеру. В случае сопротивления нарушителя и проявления агрессии инспектор вправе применить силу, однако в разумных пределах. При этом недопустимо грубое поведение с его стороны.

    Если водитель ТС решил скрыться, сотрудникам ДПС разрешено преследовать нарушителей и/или передавать ориентировку другим подразделениям через дежурного.

    Любое правонарушение обязано быть зафиксировано в протоколе. Если водитель не согласен с действиями инспектора, он вправе обжаловать данный протокол в вышестоящей инстанции.

    Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать не на посту?

    Согласно 63 пункту вышеуказанного регламента, инспекторы не могут беспричинно тормозить транспорт не на посту. Основанием для остановки может являться проведение Госавтоинспекцией мероприятия с определённой целью (например, при наличии ориентировки).

    Кроме этого, 20 пункт 13 статьи Закона «О полиции» разрешает сотрудникам Госавтоинспекции тормозить транспортные средства для обеспечения безопасности на дороге.

    Однако и в этом случае речь идёт не о беспричинной остановке. Должностное лицо должно руководствоваться 63 пунктом Административного регламента.

    При этом водитель вправе узнать причину остановки и номер телефона должностного лица, ответственного за проведение дорожно-транспортного мероприятия. Инспектор не имеет права отказать гражданину в предоставлении подобной информации.

    Стационарный пост ГИБДД оснащён специальным оборудованием, позволяющим фиксировать нарушение ПДД. Именно поэтому проверка документов осуществляется в этой зоне.

    Если вас остановили вне поста, но причину остановки сотрудник назвать отказывается, юристы рекомендуют предоставить водительское удостоверение инспектору, записать его ФИО, после чего обратиться в Управление ГИБДД с .

    Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять документы?


    Согласно 63 пункту Административного регламента, проверять документы водителя ТС без очевидного основания инспекторы способны исключительно на специальном посту.

    В таком случае сотрудник Госавтоинспекции может запросить удостоверение личности не только у лица, находящегося за рулём машины, но и у его пассажиров, а также проверить документацию на транспортируемый груз (для грузовых ТС).

    Если у инспектора отсутствуют весомые причины для остановки машины вне поста, перечисленные выше (например, при наличии информации об угнанном грузовике), он не вправе запрашивать предоставление документов у водителя и его пассажиров.

    Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять аптечку?

    Согласно ПДД, транспорт должен быть оснащён огнетушителем и аптечкой. По какой бы причине вас не остановил инспектор, в авто обязаны находиться данные вещи.

    Их отсутствие недопустимо.

    Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять страховку?

    На основании пункта 2.1 ПДД, владелец автотранспорта и лицо, находящееся за рулём чужого ТС, всегда должны иметь при себе указанные ниже документы:

    • страховку на ТС;
    • водительское удостоверение;
    • ПТС и бумаги на прицеп (в случае его наличия);
    • диагностическую карту, подтверждающую прохождение технического осмотра.

    В случае отсутствия у гражданина водительских прав допускается предъявление временного разрешения на управление ТС.

    В отдельных ситуациях водитель обязан передать инспектору разрешение на транспортировку товара и/или пассажиров, доверенность на управление машиной и некоторые другие документы.

    Страховой полис выдаётся компаниями-страховщиками исключительно после прохождения техосмотра. Транспортное средство не должно иметь неисправностей, в противном случае его использование недопустимо.

    О чём ещё должен знать автомобилист?

    Перед отправлением водитель должен убедиться, что он пристёгнут, равно как и его пассажиры. Передача управления машиной лицу, которое не обладает на это правом, запрещена. Нельзя находиться за рулём в нетрезвом или утомлённом состоянии. Ездить на ТС, имеющем технические неполадки, также категорически запрещено.

    Инспекторы могут осуществлять проверку ТС в тёмное время суток на неосвещённых участках дороги лишь в ситуации, если это необходимо для предотвращения преступлений или с целью регулировки движения.

    Если инспектор не представился, не предъявил удостоверение и/или не назвал причину остановки машины, водитель имеет право отказаться от предоставления документов и написать в вышестоящие инстанции (например, в прокуратуру).

    Безосновательная остановка ТС и отказ от предоставления удостоверения относятся к административным правонарушениям, за которые инспектор может быть оштрафован на сумму до 20 тысяч рублей, согласно 12.35 статье КоАП РФ.

    На практике сложно доказать, что должностное лицо не имело оснований остановить машину, поэтому специалисты рекомендуют следовать требованиям инспектора и не игнорировать его сигналы об остановке.

    Сложно себе представить управление автомобилем без остановок госавтоинспекторами по самым различным причинам, которые иной раз назвать не может сам инспектор. Законодательство, регулируя правоотношения между автомобилистом и инспектором ГИБДД, разъясняет, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины.

    Основания для остановки

    Многие автомобилисты сталкивались с такой ситуацией, когда остановивший их инспектор не мог внятно объяснить основания для остановки, между тем, подобные действия со стороны сотрудника ГИБДД являлись незаконными, что зафиксировано в Приказе №185 МВД РФ, от 02 марта 2009 года.

    Однако, в октябре 2017 года Приказом №644 с принятием нового Административного регламента были введены коррективы, отменившие прежнее положение и добавившие п.84, позволяющий останавливать автомобилиста в следующих обстоятельствах:

    1. Нарушение ПДД со стороны автомобилиста, при визуальной фиксации неправомерных действий, либо с использованием особой техники.
    2. Подозрение в причастности к ДТП, преступлению, иному правонарушению. Как правило, подобные остановки совершаются при наличии ориентировок, оперативной информации.
    3. Установление факта нахождения авто в розыске, согласно располагаемым госавтоинспектором сведениям.
    4. Выступление автомобилиста в роли свидетеля преступления, правонарушения или в качестве понятого.
    5. Потребность в использовании машины работниками ГИБДД или медиками.
    6. Наличие ограничений по эксплуатации машины.
    7. В целях оказания помощи пострадавшим.
    8. Выполнение действий согласно текущих распоряжений, для плановой проверки по перевозке запрещенных предметов, розыска определенных лиц, когда проверке подлежит каждое ТС в выделенной зоне.
    9. Возникновение на дорогах опасностей вследствие какой-либо чрезвычайной ситуации.
    10. Проверка законности права водителя эксплуатировать конкретное транспортное средство и перевозить груз.

    Таким образом, представитель ГИБДД вправе проверить документы водителя, что делает возможным остановку не только на постах ДПС, но и вне их. Важно, чтобы инспектор, остановивший автомобиль, назвал причину проверки документов. В противном случае, его требование считается незаконным.

    Поведение водителя при остановке представителем ГИБДД

    Когда инспектор требует автомобиль остановиться, необходимо прекратить движение и уточнить об основаниях для проверки. Игнорирование требования ГИБДД является серьезным нарушением и дает право на задержание.

    Инспектор подает специальный сигнал об остановке, в зависимости от ситуации на дороге и времени суток, однако только в тех зонах, где могут совершать остановку авто согласно ПДД. Исключение составляют случаи, когда представитель ГАИ намерен пресечь какое-либо преступление/правонарушение, либо в ситуациях опасности нанесения вреда иным участникам движения и их имуществу.

    Алгоритм, что делать автомобилисту при разговоре с инспектором, выглядит следующим образом:

    1. Должностное лицо подходит к водителю и представляется, называя свое звание и ФИО.
    2. Водителю объясняют причину, побудившую остановить машину.
    3. По требованию автомобилиста, должностное лицо обязано показать удостоверение и сообщить свои данные.
    4. Инспектор требует передать документы и сообщает, какие права и обязанности имеются у автомобилиста, если предполагается привлечение в роли понятого.
    5. Выход из ТС неправомочен, если только нахождение рядом с машиной не несет риска для жизни представителя закона, либо при потребности в помощи при устранении технической неисправности, нарушения.
    6. В случае, если представитель ГАИ остановил транспорт и долгое время не подходит, водитель вправе продолжить свой путь, так как остановка для проверки производится только на короткий промежуток времени.

    ВАЖНО! Выявление правонарушения влечет остановку инспектором с дальнейшим разъяснением, в чем конкретно заключается нарушение.

    В стандартных ситуация проверка предполагает исключительно изучение документов на машину и удостоверения, однако, при подозрении серьезных преступлений или правонарушений, инспектор вправе обоснованно требовать представить авто к осмотру, досмотреть вещи водителя и пассажиров.

    На видео об остановке сотрудником ГИБДД

    Общение с представителем закона в процессе разбирательства должно быть вежливым, инспектор не вправе применять методы запугивания. Со своей стороны, водитель вправе отстаивать собственную позицию, при несогласии с мнением госавтоинспектора. Однако, при защите своих прав, не следует забывать о вежливости и чувстве такта.