Медицинская услуга как товар. Особенности рынка медицинских услуг

Здравоохранение как отрасль общественного хозяйства обладает рядом характеристик, нарушающих действие рыноч­ного механизма.

Часть медицинских услуг обладает свойствами «общест­венных благ». Экономическая теория выделяет особый тип результатов хозяйственной деятельности - так называемые «общественные блага» (public goods). Им свойственны харак­теристики, отличающие их от товаров индивидуального потребления.

Во-первых, они являются объектом коллективного потребления. Это означает, что потребление услуг одним человеком не уменьшает ресурсы потребления, доступные другим членам общества.

Во-вторых, на общественные блага, в отличие от благ индивидуального потребления, не распространя­ется принцип исключения других лиц из процесса потребления. Например, санитарно-гигиенические мероприятия становятся достоянием больших групп населения. Возникает эффект «транспортного зайца»: люди получают блага, но не платят за них.

Третья особенность некоторых медицинских услуг - их способность распространять свой потребительский эффект на лиц, не участвующих в рыночной сделке. Услуга предоставляется конкретному лицу, но ее полезный эффект ощущают многие другие. В дополнение к индивидуальной потребности возникает еще и полезность для третьих сторон - так называемый «внешний эффект» или экстерналитет (externality).

Классическим его примером являются услуги по предотвращению инфекционных заболеваний. Например, прививки против кори несут прямую выгоду не только конкретным лицам, но и обществу в целом, поскольку ограничивается распространение этого заболевания. Поэтому распределение ресурсов на основе только платежеспособного спроса и предпринимательских мотивов не обеспечивает удовлетворение общественной потреб­ности. Требуются специальные меры государственного вмеша­тельства - либо предоставление государственных субсидий частным производителям услуг, либо оказание этих услуг государственными медицинскими учреждениями.

Для удовлетворения потребностей в услугах с характе­ристиками «общественных благ» во всех странах действует так называемый сектор «общественного здравоохранения» (public health). Он включает службы, осуществляющие контроль за эпидемиологической ситуацией, работу по лечению инфекционных заболеваний, санитарно-просветительскую работу. В сферу общественного здраво­охранения традиционно входят санитарно-эпид. служба, общественные оздоровительные центры и т. д. Эти учреждения обычно финансируются из государственного бюд­жета на основе принципа содержания, то есть оплачивается их готовность к работе (вложенные ресурсы), а не конкретные ее результаты.

Наличие свойств обществен­ного блага лишь в малой степени объясняет нарушение рыночного механизма в здравоохранении, так как они присущи относительно небольшой части медицинских услуг. Услуги по лечению, например, артрита или ангины не наделены характе­ристиками общественных благ: их потребление строго инди­видуально и не имеет внешнего эффекта. То есть эти услуги обладают свойствами частного блага.



Более важное значение имеют другие характе­ристики медицинских услуг. Они и определяют отклонения от обычной рыночной модели. Экономическая теория определяет эти отклонения как «изъяны рынка» (market failures). Важнейшие из них.

1. Недостаточная информированность потребителя. Рынок может быть надежным регулятором распределения ресурсов только при условии полной информированности потребителя и его независимости от производителя товаров. В здравоохранении эти условия, как правило, не соблюдаются. Во-первых, больной человек как потребитель медицинских услуг не обладает теми знаниями, которые позволили бы ему оценить объем и цену приобретаемых услуг. Ему трудно выбрать врача, способного предоставить услугу по более низкой цене.

Во-вторых, во многих случаях потребитель не может осуществлять рациональный выбор необходимых услуг уже в силу своего болезненного состояния, а иногда и в результате временной или полной недееспособности.

В-третьих, в отличие от обычных рынков, в здравоохранении производитель, а не потребитель определяет объем предостав­ляемых благ. Врачи выступают в двух лицах - как агенты пациентов, определяющие меру их потребностей и объем необходимых услуг, и как производители этих услуг. Иными словами, врачи определяют не только предложение услуг, но и спрос на них. В результате возможен конфликт между меди­цинскими и экономическими интересами врачей. Они могут преувеличивать объем необходимых процедур, исключить из набора товаров и услуг дешевые заменители, выбирать те виды услуг, которые обеспечивают полную нагрузку больниц или поликлиник и т. д.

Экономическая теория оперирует понятием спроса, спро­ецированного предложением (supply-induced demand). Речь идет навязывании пациенту услуг, не очень нужных или совсем не нужных для достижения клинического результата, но необхо­димых производителям медицинских услуг для обеспечения своих экономических интересов.

Информационная «асимметрия» поставщика и потребителя медицинских услуг деформирует обычное взаимодействие спроса и предложения. В странах, где амбулаторная помощь оплачивается за каждую отдельную услугу (действует гонорарный принцип), объем этих услуг заметно выше, чем в странах, где эта помощь оплачивается в виде фиксированной суммы на одного пациента (действует подушевой принцип). В Германии и Франции, относящихся к первой группе стран, число амбулаторных посещений составляет, соответственно, 11,5 и 7,2 надушу населения. В Великобритании, где используется подушевой принцип оплаты врачей, на одного человека приходится только 5,5 посещений в год.

2.Риски и неопределенность потребительских ожиданий. Любой человек вынужден учитывать, что существует риск заболевания и связанных с ним затрат. Размер этих затрат может быть весьма значительным, если покупать медицинские услуги в момент появления потребности в них. Чтобы избежать больших единовременных затрат, человек прибегает к различным формам страхования.

В свою очередь, рынок страховых услуг также может не решить проблем больных людей. Страховая компания заинтересована в том, чтобы иметь дело с относи­тельно здоровыми категориями населения и избегать тяжело больных, чье лечение требует больших затрат. Чтобы обеспечить доступ населения к страховым и медицинским услугам, требуются различные формы государственного регулирования.

3. Особая роль принципов доступности и равенства в получении медицинской помощи. Объем потребления медицинских услуг не может определяться только уровнем платежеспособности человека. Это особенно очевидно в тех случаях, когда требуется экстренная медицинская помощь.

Необходимость корректировки рыночного механизма распределения ресурсов диктуется и тем обстоятельством, что наибольшую потребность в медицинской помощи имеют лица с низким доходом. Они имеют худшие условия жизни и труда, соответственно показатели их здоровья ниже.

Обеспечение равных возможностей в потреблении медицин­ских услуг диктует необходимость перераспределения бюджета здравоохранения в пользу наиболее нуждающихся - стариков, детей, лиц с низким доходом, хронических больных и т.д. Основой развития отрасли становится принцип общественной солидарности: богатый платит за бедного, здоровый - за больного. Реализация этого принципа требует активного вме­шательства государства.

Пациент, имеющий медицинскую страховку или право на получение бесплатной медицинской помощи в системе государственного здравоохранения, не видит перед собой ценового «сигнала», регулирующего объем потребления услуг. У него возникает серьезное искушение получить максимальный объем услуг. В сочетании с заинтересованностью медиков в «накручивании» объема услуг нерациональность потребительского поведения пациентов ведет к чрезмерному потреблению относительно дорогих, но далеко не всегда клинически необходимых услуг. В экономической теории это явление получило название «морального искушения» (moral hazard).

4.Ограничения конкуренции производителей медицинс­ких услуг. Первый фактор, сдерживающий конкуренцию, - необходимость построения иерархической системы оказания стационарной помощи. Во многих странах сеть больниц построена по принципу разделения уровней оказания стационар­ной помощи. Относительно простые случаи концентрируются в небольших стационарах, приближенных к месту жительства людей, более сложные - в крупных региональных и централь­ных медицинских центрах. Разные уровни оказания помощи обычно различаются по оснащению, квалификации персонала и набору услуг. Неоднородность стационаров сужает сферу потенциальной конкуренции.

Второй фактор - ограничение притока трудовых и материальных ресурсов. Право на медицинскую практику получают только врачи, чей уровень подготовки отвечает уста­новленным требованиям.

Больницы и другие медицинские учреждения должны быть укомплектованы и оснащены на основе действующих стандар­тов. Нередко в стандарт входят требования к минимальному объему сложных работ, требующих особой квалификации и постоянной практики. Например, в США больница не имеет права делать хирургические операции на открытом сердце, если в предшествующий год их было проведено менее 150. Соответ­ственно, такая больница не может претендовать на получение контракта.

В секторе амбулаторной помощи эти ограничения прояв­ляются намного слабей, чем в стационарной помощи. В большинстве западных стран (а в последние годы - в Чехии, Словакии, восточных землях Германии) основная часть амбула­торной помощи оказывается независимыми индивидуальными и групповыми врачебными практиками. Они конкурируют между собой за привлечение пациентов.

В российском здравоохранении формирование конкурент­ной среды ограничивается не только вышеприведенными факторами, но и проводимой десятилетиями линией на развитие преимущественно крупных форм оказания медицинской помощи (крупные многопрофильные больницы, специализированные стационары, консультативно-диагности­ческие центры). Это не всегда оправдано. Особенно остро стоит проблема подавления конкуренции в сфере амбулаторно-поликлинической помощи.

Перечисленные факторы ограничивают, но не исключают конкуренцию производителей медицинских услуг. Конкуренция возможна между учреждениями разной территориальной и ведомственной принадлежности, между стационарами и поликлиниками, стационарами разной мощности и оснащенности. Поэтому актуальным остается поиск механизмов, стимулирующих конкуренцию производителей медицинских услуг.

2 вопрос: Следствие главных специфических характеристик рынка медицинских услуг, ограничивающие возможности рыночной самонастройки в сфере здравоохранения.

1. Информационная «асимметрия» в сочетании с возможностью нерационального поведения потребителя повышают вероятность формирования затратного механизма в здравоохранении. Производители медицинских услуг в рыночной среде не имеют достаточных ограничителей для рационального использования ресурсов. Они могут расширять объем услуг, чтобы обеспечить загрузку имеющихся мощностей (коечного фонда, медицинского оборудования и т.д.) и увеличить свой доход. Если этим процессом не управлять, то будет расти удельный вес дорогостоящих видов медицинских услуг и общие затраты на случай лечения. Снизится заинтересованность в профилактике заболеваний и использовании относительно простых, но эффективных медицинских технологий.

2. Специфика рынка медицинских услуг определяет воз­можность противоречия между действиями, направленными на повышение локальной и структурной эффективности. Локальная (внутренняя) эффективность характеризует резуль­таты использования ресурсов в конкретной медицинской организации. Структурная эффективность характеризует результаты использования ресурсов в системе здравоохранения в целом.

В условиях, когда решения об объеме и составе услуг прини­мают сами их производители, оплата деятельности медиков за конкретную услугу ведет к увеличению объема услуг в расчете на единицу затраченных ресурсов. Локальная эффективность функционирования медицинских организаций повышается. Что же касается структурной эффективности, то рыночные меха­низмы не обеспечивают ее автоматического повышения. Заинтересованность конкретного медика в наращивании объема услуг не всегда ведет к повышению конечных результатов работы системы в целом. Если, например, стационар наращивает объем случаев, не требующих стационарного лечения, (ситуация характерная для Российского здравоохранения), то возникает противоречие между интересами стационара и системы в целом: растет внутренняя эффективность работы стационара, но при этом распределение ресурсов становится все более затратным, усиливаются структурные диспропорции.

3. Для повышения структурной эффективности необходимо обеспечить целенаправленное управление объемами и структурой оказания медицинской помощи, оказываемой населению. Субъекты управления могут быть разными в зависимости от господствующего принципа финансирования здравоохранения. В самом общем виде это может быть финансирующая сторона, то есть организация, заказывающая объемы медицинской помо­щи у производителя медицинских услуг и оплачивающая эти объемы. Финансирующая сторона должна спланировать оказание медицинской помощи, обеспечить оптимальное соотношение между отдельными ее видами, заи­нтересовать медиков в наиболее рациональном использовании ресурсов.

4. Особое значение доступности и равенства в получении медицинской помощи диктует необходимость специфических форм государственного регулирования. Прежде всего, государство берет на себя финансирование значительной части медицинской помощи населению. Для этого используются механизмы пере­распределения доходов - на основе общего налогообложения или целевых налогов на нужды здравоохранения. Кроме того, государство берет на себя прямое оказание части медицинской помощи - не только тех видов, которые обладают свойствами «общественных благ», но и услуг, потребление которых носит индивидуальный характер.

Государство в той или иной форме регулирует цены в системе общественного здравоохранения, устанавливает стандарты медицинской помощи для защиты пациентов, осуществляет лицензирование медицинских организаций, планирует трудовые и материальные ресурсы и осуществляет множество других ре­гулирующих функций. Большинство из этих функций определя­ются стремлением государства нейтрализовать «ошибки» рынка.

Крайности вмешательства государства.

1.Необходимость государственного регулирования здраво­охранения может рассматриваться как полное огосударствление здравоохранения, то есть формирование системы, основанной на господстве административных методов управления. Основные черты такой системы:

Все медицинские организации находятся в собственности государства и напрямую управляются органами исполнительной власти (органами управления здравоохранением);

Орган управления планирует сеть государственных учреж­дений, основываясь на установленных сверху нормативах;

Доминирующий метод финансирования формируется в расчете на ресурсные показатели (коечный фонд, число медицинских работников и прочее);

Права государственных учреждений на свободное манев­рирование ресурсами ограничены;

Договорные отношения между финансирующей стороной и медицинской организацией отсутствуют.

При этом сни­жается роль экономических методов управления. Медицинские организации ориентируются только на систему нормативов, доводимых органами управления здравоохранением, и лишены экономических стимулов к расширению объема деятельности и повышению качества медицинской помощи.

Господство административных методов управления в сочетании с финансированием на основе ресурсных показателей является основой экстенсивного развития здравоохранения. Такой тип развития основан на достижении поставленных результатов только за счет наращивания трудовых и матери­альных ресурсов.

Его противоположностью является интен­сивный тип развития, при котором планируемые результаты достигаются не столько за счет дополнительных вложений, сколько за счет более эффективного использования имеющейся ресурсной базы.

Здравоохранение обладает рядом характеристик, которые порождают особенности действия рыночных механизмов в этой сфере. Эти характеристики выражают общественную значимость потребности людей иметь хорошее здоровье, а также специфику производства и потребления медицинских услуг.

Особенности рынка начинают проявляться в самом товаре - медицинской услуге, которая обладает следующими отличительными свойствами:

Неосязаемость (пациент не может заранее знать результаты посещения врача);

Неотделимость от источника оказания услуги (пациент получает уже не ту услугу, если попадет к другому врачу);

Непостоянство качества (качество медицинской услуги может колебаться в широких пределах);

Несохраняемость во времени (невозможно разделить процесс производства и потребления, нельзя заготавливать и складировать услуги).

Медицинская услуга - своеобразный продукт потребления, предполагающий активное участие самого потребителя в достижении результата (выздоровление пациента не может быть достигнуто, если действия врача не находят поддержки со стороны больного). Кроме того, непосредственным объектом купли-продажи становятся не конечные результаты деятельности, а условия их достижения - затраты.

Во многом особенности медицинских услуг определяют и особенности рынка медицинских услуг, среди которых можно выделить основные:

1. Многие медицинские услуги представляют собой не частные, а общественные или квазиобщественные блага. Например, санитарно

гигиенические мероприятия неизбежно становятся достоянием больших групп населения. Возникает эффект «безбилетного пассажира»: люди получают блага, но не платят за них. Некоторые медицинские услуги порождают значительный «внешний эффект». Услуга оказывается конкретному лицу, но ее полезный эффект ощущают многие другие люди. Возникает полезность для третьих лиц. Классическим примером являются услуги по предотвращению инфекционных заболеваний. Так, прививки против кори несут выгоду не только привитым людям, но и обществу в целом, поскольку ограничивается распространение этого заболевания. Эти изъяны рынка выражаются в том, что ориентация только на платежеспособный спрос не будет обеспечивать удовлетворение общественных потребностей. Следовательно, рыночный механизм будет производить подобные медицинские услуги в недостаточном для общества объеме. Поэтому требуются специальные меры государственных субсидий частным производителям этих услуг, либо оказание этих услуг государственными медицинскими организациями.

2. Другая особенность производства медицинских услуг связана с ограниченностью конкуренции. Эти ограничения проявляются в том, что, во- первых, уникальность, индивидуальность, неоднородность медицинских услуг делает трудным сравнение цены и качества (моему соседу, возможно, нравится, как лечит его доктор, но если мои болезни отличаются от болезней соседа, то еще неизвестно, буду ли я доволен этим врачом). Во-вторых, особенности профессиональной этики медицинских работников, когда осуждается открытое проявление конкуренции. Часто конкретные объемы рынка медицинских услуг (деревня, поселок, небольшой город) порождают естественную монополию. Появление второго врача или второй больницы в небольшом поселке имеет смысл, если они способны предложить услуги на гораздо лучших условиях. Но тогда первые окажутся вытесненными с рынка. Потребители получают выбор, но это будет достигнуто за счет увеличения затрат по сравнению с необходимым уровнем.

3. Следующая особенность обусловлена ограниченностью информации при производстве и потреблении медицинских услуг. Взаимоотношения врача и пациента - классический пример информационной асимметрии. В этих условиях информация, существенная для заключения сделки, находится в преимущественном распоряжении одного из ее участников. Во-первых, больной человек как потребитель медицинских услуг не обладает теми знаниями, которые позволили бы ему оценить объем и цену приобретаемых услуг. Ему трудно выбрать врача, способного предоставить услуги по более низкой цене. Во-вторых, во многих случаях пациент не может осуществлять рациональный выбор необходимых услуг уже в силу своего болезненного состояния, а иногда и в результате временной или полной недееспособности. В третьих, в отличие от обычных рынков, в здравоохранении производитель, а не потребитель определяет объем предоставляемых благ. Врачи выступают в двух лицах - как агенты пациентов, определяющих меру их потребностей и объем необходимых услуг, и как производители этих услуг. Врачи могут преувеличивать объем необходимых процедур, исключать дешевые услуги и заменять их более дорогими.

4. Риски и неопределенность потребительских ожиданий. Спрос на медицинские услуги во многом носит случайный характер. Каждый человек должен учитывать, что существует риск заболевания и связанных с ним затрат. Размер этих затрат может быть весьма значительным, если покупать медицинские услуги в момент появления потребности в них. Чтобы избежать больших единовременных затрат, человек в ситуации неопределенности склонен прибегать к различным формам страхования. Однако наличие медицинского страхования может поощрять людей предъявлять больший спрос на медицинские услуги и вести к увеличению затрат на медицинское обслуживание. Эту ситуацию можно изобразить на графике следующим образом (рис.1).

Если бы застрахованный пациент полностью оплачивал цену медицинской услуги (Рі), то спрос был бы равен - Qi. Так как пациент оплачивает лишь часть цены (на уровне Р2), то спрос составит Q2.

Страховая компания оплатит увеличение спроса по цене Рі. При росте спроса с Qi до Q2 расходы страховой компании измеряются прямоугольником ABEC, полученная потребителем выгода - треугольником АВС. Дополнительные расходы превышают дополнительные выгоды на треугольник ВСЕ.

Рынок медицинских услуг по своим характеристикам значительно отличается от рынка совершенной конкуренции и в большей степени приближается к рынку монополистической конкуренции. Ограничения конкуренции и информации, при прочих равных условиях, часто ведут не к уменьшению цены при росте предложения, а наоборот, к росту цены. Это означает: увеличение числа врачей автоматически порождает и спрос на медицинские услуги. К тому же большинство медицинских услуг характеризуется низкой ценовой эластичностью спроса (коэффициент эластичности 0,3 - 0,7), что также означает слабое реагирование спроса на изменение цены.

Таким образом, особенности действия рыночных механизмов в здравоохранении порождают тенденцию к недопроизводству медицинских услуг или неоправданно высокому расходу ресурсов на единицу услуг. В то же время в здравоохранении большое значение имеет господствующее в обществе представление о справедливости в получении медицинских услуг, в доступности медицинского обслуживания. Во многих странах мира стремятся к тому, чтобы распределение ресурсов и льгот в сфере охраны здоровья населения соответствовало определенным нравственным критериям. Поэтому чрезвычайно важно видеть и понимать социально приемлемые границы рыночных отношений в здравоохранении.

Необходимо отметить наличие дополнительных барьеров для производителей медицинских услуг при их выходе на рынок: необходимость получения лицензии, частые аттестации, аккредитации и т.п. Это связано с тем, что динамический спрос, появление новых потребностей и "ниш" на рынке медицинских услуг и сопутствующих товаров активно привлекают в эту сферу новых специалистов и псевдоспециалистов.

«Провалы» рынка диктуют необходимость формирования квазирыночных отношений в здравоохранении (см. табл.). Эти отношения заметно отличаются от классической рыночной модели. По существу, речь идет о конструировании рынка с использованием некоторых инструментов предпринимательского поведения для обеспечения приоритетных задач политики здравоохранения.

Ограниченная роль ценового фактора. Потребители медицинских услуг в общественных системах здравоохранения либо совсем не платят за них, либо делают фиксированные соплатежи, размер которых установлен законодательством. В этой ситуации их предпочтения реализуются финансирующей стороной - страховщиком в системе ОМС или органом государственного управления в бюджетных системах здравоохранения.

Ограниченное развитие коммерческого сектора. На этом рынке действуют преимущественно некоммерческие организации, в деятельности которых, по сравнению с коммерческими организациями, относительно слабо отражены мотивы повышения доходности. Во многих странах расширяется использование механизмов, свойственных коммерческому сектору, на основе повышения автономии поставщиков медицинских услуг, повышения их финансовой ответственности за результаты своей деятельности.

«Провалы» рынков медицинских услуг и медицинского страхования

Изъяны рынков

Механизмы преодоления

Последствия изъянов

или ограничения действия

изъянов рынка

Часть услуг имеют свойства

общественных благ

Рынок не обеспечивает необходимый объем этих услуг Для оказания этих услуг государство создает специальный сектор «общественного здравоохранения» (санитарный надзор и проч.)
Усложняется потребительский выбор. Ослабевает влияние Коллективные покупатели
потребителей на качество медицинской помощи (например
медицинской помощи. страховщики) действуют в интересах
Информационная Нарушается принцип населения
асимметрия независимости сторон Предоставляется информация о
рыночной сделки результатах деятельности
Усиливаются рыночные медицинских организаций для
позиции поставщика облегчения потребительского выбора
медицинских услуг
Устанавливается глобальный бюджет
для медицинских организаций
Используются методы оплаты,
Эффект спроса,

спровоцированного

предложением

Создаются условия для затратного функционирования здравоохранения основанные на разделении финансовых рисков между покупателем и поставщиком медицинских услуг. Проводится контроль обоснованности медицинской помощи.

Вводятся клинические стандарты.

Медицинские услуги имеют свойства социально значимых благ; особая роль принципов доступности и равенства в получении МП Снижается стимулирующее воздействие платежеспособного спроса.

Ограничиваются условия конкуренции страховщиков

В государственном здравоохранении вводятся механизмы квазирыночного типа: «деньги следуют за пациентом» Вводятся дополнительные программы медицинского страхования
Эффект морального Создаются условия для Вводятся соплатежи населения.
риска затратного функционирования Устанавливается система
здравоохранения обязательных направлений пациентов врачом первичного звена к узким специалистам

Страховщики контролируют обоснованность медицинской помощи

Устанавливаются «листы ожидания»

Ограничивается вероятностный Проводится оценка индивидуальных
характер страхования рисков.
Застрахованные с низкими Повышаются интервалы проведения
Эффект рисками выходят из страхового регистрации застрахованных в
неблагоприятного пула, что ведет к повышению определенной страховой организации
отбора страховых премий (эффект Страховые организации страхуют
«страховой спирали»). большие группы работников
Часть населения оказывается Медицинское страхование становится
незастрахованной. обязательным

Конкуренция в ситуации твердого бюджета здравоохранения. Системы бюджетного финансирования имеют твердый бюджет, в системах ОМС также устанавливается бюджет или действуют ограничения на приток средств за счет повышения страховых взносов. Государство осуществляет финансовый контроль за ресурсами здравоохранения. Как следствие - отсутствует конкуренция здравоохранения с другими отраслями в привлечении средств потребителей.

Сохранение сильного государственного регулирования системы финансирования и оказания медицинской помощи. Элементы рыночных отношений сочетаются с сохранением государственного регулирования здравоохранения. Наиболее важные его элементы - обеспечение равенства в доступности медицинской помощи для всех групп населения, планирование сети медицинских организаций, их лицензирование и аккредитация, управление системой договорных отношений, комплекс мер по сдерживанию затрат.

После изучения главы 7 студент должен:

знать

  • понятие "экономические отношения здравоохранения";
  • функции государства в регулировании рыночных отношений в здравоохранении;
  • состав и содержание противоречий экономических отношений здравоохранения;

уметь

  • анализировать причины возникновения квазирыночных отношений в здравоохранении;
  • выявлять особенности рынка лекарственных препаратов;
  • грамотно ориентироваться в вопросах регулирования рынка медицинских услуг;

владеть

  • навыками поиска информации, необходимой для систематизации знаний о рынке медицинских и сервисных услуг в здравоохранении;
  • навыками разрешения проблем, возникающих в ходе изучения конъюнктуры рынка лекарственных препаратов.

Ограничения и особенности рыночных отношений в здравоохранении

Современный рынок услуг здравоохранения - это обмен услугами и товарами медицинского назначения, организованный по законам товарного обращения, но осуществляемый под жестким контролем государства и общества.

Можно дать и такое общее определение рынка: рынок - это институт (или механизм), сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг, это обмен, организованный по законам товарно-денежного обращения. Общими условиями становления рыночных отношений в здравоохранении являются наличие и многообразие форм собственности и видов хозяйствования в здравоохранении.

Свободный классический рынок характеризуется следующими аспектами:

  • неограниченное число участников конкуренции, равный свободный доступ на рынок и выход из него;
  • равный допуск всех организаций здравоохранения к имеющимся ресурсам;
  • наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации (о спросе на медицинские услуги, их предложении и т.д.).

Однако все эти определения не в полной мере подходят к рынку медицинских услуг.

Рынок услуг здравоохранения имеет ряд отличительных особенностей, учет которых создает более благоприятные условия для использования мер, оказывающих позитивное влияние на улучшение здоровья населения, а именно:

  • 1) развитие рыночных отношений на данном рынке без должной регулирующей функции государства нарушает принципы доступности и равенства в получении медицинской помощи;
  • 2) стандартизация лечебного процесса и соблюдение стандартов медицинской помощи являются важнейшими условиями обеспечения гарантии качества услуг здравоохранения.

Особенности рынка услуг здравоохранения характеризует его структура. Чтобы ее выявить, необходимо выбрать критерий, на основе которого будет охарактеризована данная структура, а именно:

  • объект купли-продажи;
  • степень ограничения конкуренции;
  • отраслевой признак;
  • степень легитимности рынка;
  • территориальный признак;
  • механизм рынка.

Например, структура рынка услуг здравоохранения по объекту купли- продажи может характеризоваться следующими сегментами:

  • 1) рынок медицинских услуг;
  • 2) рынок лекарственных препаратов;
  • 3) рынок медицинского оборудования;
  • 4) рынок научно-методических разработок,
  • 5) ноу-хау в области медицины;
  • 6) рынок труда медицинских работников.

Выявление структуры по критерию "механизм рынка" выделит спрос, предложение и цену как элементы этой структуры. По степени легитимности рынок услуг здравоохранения может быть легальным и нелегальным и т.д. Также можно определить место самого рынка услуг здравоохранения в рыночном хозяйстве (рис. 7.1).

Рис. 7.1.

Определим экономическое содержание спроса, предложения и цены, этих важнейших категорий, применительно к рынку медицинских услуг.

Спрос - количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период времени по определенной цене. Спрос - это платежеспособная потребность в медицинских и немедицинских услугах в сфере здравоохранения. Спрос зависит:

  • от уровня доходов населения;
  • изменений в структуре населения;
  • уровня заболеваемости (т.е. численности пациентов в целом);
  • изменения предпочтений пациентов;
  • "форсирования спроса" на медицинские услуги, когда врачи диагнозами и рекомендациями способны увеличивать спрос на свои услуги.

Предложение - это количество медицинских услуг, которое врачи могут оказать в определенный период времени по определенной цене. На предложение влияют такие факторы, как:

  • количество врачей;
  • технология лечения;
  • налоги;
  • новые конкуренты, появившиеся на рынке услуг здравоохранения .

Когда спрос соответствует предложению, это состояние называют

рыночным равновесием.

Сирое выражает экономические интересы пациента, который заинтересован получить медицинскую услугу надлежащего качества по низкой цене, а предложение выражает экономические интересы врача, которому при прочих равных условиях выгодно реализовать услугу дороже. Графически в точке пересечения двух кривых - спроса и предложения - цена устроит и врачей, и пациентов.

Следует отметить один важный факт: цена не может подняться выше цены спроса и не должна опускаться ниже цены предложения. В первом случае пациенты не смогут оплатить медицинскую услугу (верхней границей цены спроса является доход пациента), а во втором - врачи не окупят свои затраты, т.е. цена предложения не должна спускаться ниже себестоимости медицинской услуги. Между верхней границей (ценой спроса) и нижней границей цены (ценой предложения) может быть большое многообразие цен на медицинские услуги.

На цену влияет также закон стоимости, требующий, чтобы услуги реализовывались по ценам не ниже общественно необходимых затрат. Дадим определение понятию "цена".

Цена - это сумма денег, за которую пациент готов купить, а врач готов продать данную медицинскую услугу.

Механизм рынка отражает его влияние на процесс предоставления медицинских услуг. Цена - это главный сигнал рынка для решения вопроса, куда вкладывать деньги, снижать ли затраты, повышать ли качество медицинских услуг и товаров медицинского назначения, расширять ли комплекс услуг. Все это характеристики классического рынка, которые присутствуют и на рынке здравоохранения.

Выше мы рассмотрели классический рынок , который в здравоохранении в полном объеме не существует. Однако Названные черты можно увидеть, например, в стоматологии, традиционной медицине, пластической хирургии, а также на рынке фармацевтических препаратов.

Рынок услуг здравоохранения имеет много специфических особенностей, а именно:

  • 1) относительно высокую скорость оборачиваемости капитала, поскольку производство медицинских услуг, как правило, представляет собой короткий цикл (менее года, а чаще - менее месяца);
  • 2) высокую изменчивость рыночной конъюнктуры, поскольку происходит процесс совпадения производства и потребления медицинских услуг во времени и пространстве, а это обусловливает зависимость состояния рынка от спроса на медицинские услуги, сложившегося на данный момент;
  • 3) особенности процесса оказания медицинской услуги, которые обусловлены личным контактом производителя (медицинского работника) и потребителя (пациента). Это, с одной стороны, делает возможным форсирование спроса на дополнительные медицинские услуги, а, следовательно, увеличение их предложения в целом, а с другой стороны, общая неудовлетворенность пациента может уменьшить спрос, подорвать имидж учреждения здравоохранения и создать трудности на рынке для данной организации здравоохранения;
  • 4) сложную структуру спроса на услуги здравоохранения, связанную с необходимостью их персонификации и индивидуализации;
  • 5) асимметричность информации на рынке медицинских услуг. Недостаток медицинских знаний делает пациента как потребителя уязвимым по отношению к врачу, и врач может диктовать условия экономических отношений;
  • 6) необходимость стандартизации, так как асимметричность информации, в свою очередь, делает важным поддержание репутации медицинского учреждения как организации, оказывающей медицинские услуги в соответствии со стандартом медицинской помощи;
  • 7) возможность врача влиять и на спрос, и на предложение. Врач одновременно выступает как со стороны спроса, так и со стороны предложения медицинских услуг, поскольку он ставит диагноз, а, следовательно, определяет спрос пациента на конкретную услугу и сам же готов удовлетворить этот спрос. Это оказывает значительное влияние на конъюнктуру рынка услуг здравоохранения;
  • 8) дополнительная моральная нагрузка на рынке с асимметричной информацией ведет и к дополнительным финансовым потерям. Негативным является и тот факт, что страховая компания, например, чаще заинтересована иметь дело с относительно здоровыми людьми и не страховать гак называемые плохие риски, т.е. тяжело больных людей, чье лечение требует много затрат. Отбор рисков с социальной точки зрения недопустим, так как снижает социальную эффективность здравоохранения и требует вмешательства государства. Эго явление можно характеризовать как "изъян" рынка услуг здравоохранения;
  • 9) форсирование спроса пациентом и нерациональное потребительское поведение. Это психологический фактор, особенность которого заключается в том, что пациент стремится получить максимальный объем услуг (настоять на дополнительных (на самом деле - ненужных) услугах, получении дорогого лекарственного препарата и т.п.). Данный фактор увеличивает спрос на медицинские услуги, но деформирует рыночный механизм;
  • 10) на рынке услуг здравоохранения реализуются не столько продукты медицинского труда, сколько главное - здоровье пациента. Измерить в стоимостных показателях эти результаты - непростая экономическая задача. И это может явиться причиной финансовых потерь отдельного врача или организации здравоохранения в целом.

Роль, которую рыночные механизмы могут и должны играть в социально ориентированной системе здравоохранения, остается противоречивой. Использование рыночных механизмов в здравоохранении рискует создать условия недоступности качественного медицинского обслуживания, поэтому рынок услуг здравоохранения должен быть регулируемым. Рынок медицинских услуг должен быть регулируемым и в связи с необходимостью соблюдать основные принципы охраны здоровья граждан. Государство использует финансовые, кредитно-денежные и административные методы регулирования рынка услуг здравоохранения, а также механизмы планирования и прогнозирования .

Говоря о развитии рынка услуг здравоохранения, характеризуя его особенности, мы не должны забывать и о главном принципе - доступности и равенства в получении медицинской помощи. Это усиливает значение государства в регулировании рынка медицинских услуг. Основные функции государства в данной области - это, безусловно, контроль над качеством медицинских услуг , финансирование социально значимой медицинской помощи, сглаживание негативных рыночных последствий, особенно в негосударственном секторе здравоохранения. Государство также обязано осуществлять контроль над эпидемиологической обстановкой, чистотой окружающей среды, вести санитарно-просветительскую работу, в том числе в области здорового образа жизни, формировать культуру медицинского обслуживания и т.д.

В сфере здравоохранения государство может выступать как хозяйствующий субъект и использовать государственную собственность для осуществления гарантий бесплатной медицинской помощи населению. Государство призвано обеспечить права как пациента, так и врача (т.е. создать правовые условия для "страхования профессиональной ответственности врача"). Оно определяет объем финансирования, соответствующий потребностям, объему и структуре медицинской помощи; может заключать договоры на выполнение программы государственного заказа (ПГГ) и отдельных программ медицинской помощи населению (например, "Артериальная гипертония", "Сахарный диабет" и др.), а также осуществлять мониторинг эффективности государственных программ здравоохранения (например, приоритетного национального проекта "Здоровье" и др.).

  • Экономика здравоохранения / под общ. ред. А. В. Решетникова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. С. 43.
  • Экономика здравоохранения / под общ. ред. А. В. Решетникова. С. 47.
  • Например, приказ Минздрава России от 31.10.2013 № 810а "Об организации работы но формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения".

Особенность медицинских услуг обусловлена четырьмя характе­ристиками: неосязаемость, неотделимость от источника, не­постоянство качества и несохраняемость – и эта особенность является одним из основных.

Экономические особенности медицинских услуг можно разделить на три взаимосвязанных группы: связанные с ценой, со спецификой проявления результата и с процессом оказания услуги.

Первая группа - особенности, связанные с количественной характеристикойстоимости услуги :

Услуга может представляться как в товарной форме, так и в нетоварной форме для

потребителя (государственные гарантии по оказанию бесплатной медицинской

помощи), то есть являться рыночной или нерыночной;

Стоимость услуги определяется в зависимости от источника ее финансирования (бюджет,

страховая кампания, частная клиника);

Определение величины стоимости может иметь несколько вариантов;

Стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная, данная раз и навсегда

величина;

Несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость лечебно-профилактического

процесса, возможно создание экономических нормативов по его оплате.

1. Услуга может предоставляться как в товарной (именно в этом случае она начинает обладать стоимостными параметрами), гак и в нетоварной форме . Товарно-денежные являются господствующими в отрасли сегодня, хотя еще отец медицины Гиппократ советовал врачу, чтобы тот «не слишком негуманно вел себя, по отношению к пациенту, чтобы обращал внимание не на обилие средств у больного и на их уме-ренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную па-
мять выше минутной славы».

2. Исходя из уже приведенных положений, можно отметить,
что определение величины стоимости услуг здравоохранения может иметь несколько вариантов , при выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплексной клинико-экономической задачи.

3. Стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная , данная раз и навсегда величина. Наоборот, она имеет тенденцию к изменению, причем чаще в сторону увеличения (особенно при длительном лечении).

4. Возможно, несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость лечебно-профилактического процесса, создание экономических нормативов , включающих ряд взаимозависимых натуральных, стоимостных и относительных показателей и позволяющих, хотя бы ориентировочно, определить, во что обойдется предполагаемый процесс лечения или охраны здоровья.

Вторая группа - особенности, связанные со спецификой проявления самого результата

профессиональной деятельности медработников:

Результат воплощен в самом человеке (материальные составляющие услуги - как исключение (рентгенснимок, электрокардиограмма, рецепт);

Услуга всегда носит индивидуальный характер (на рынок выносится не услуга, а лишь

информация об услугах);

Результат всегда разнообразен по своему физическому объему;

Результат имеет сложную структуру и распадается на множество квазирезультатов;

Величина необходимых для достижения результата ресурсов заранее точно определена

быть не может;

Результат разнообразен по сроку проявления и необходи­мости повторного воздействия.

Результативность напрямую не связа­на с величиной затрат.

1. Результат профессиональной деятельности в здраво­охранении, как правило, воплощен в самом человеке. Матери­альные услуги - скорее исключение для здравоохранения (на­пример, это рентгеновские снимки, электрокардиограммы, ре­цепты, на которых зафиксировано клинико-диагностическое мышление врача и которые, будучи выписаны, начинают, по­добно книгам, жизнь, независимую от воли и сознания автора, и т.д.). При этом стоит обратить внимание на то, что между мате­риальными и чистыми услугами вовсе не лежит непреодолимая грань. Напротив, они во многих случаях взаимопроникают и дополняют друг друга, образуют переходные, пограничные, смешанные формы и модификации.

2. Услуга, как отраслевой результат здравоохранения, всегда носит индивидуальный характер. Хотя само оно имеет дело с миллионами людей, в здравоохранении нет не только массового, но и мелкосерийного производства. Нельзя также произвести (оказать) услуги здравоохранения заранее, так сказать, впрок, а затем дождаться возникновения спроса и реализации этого своеобразного товара.

Потребление значительного числа услуг здравоохранения во времени совпадает с их производством. Индивидуальность ока­зания услуг здравоохранения и творческий характер многих форм медицинской деятельности приводит к тому, что необходи­мый результат (эффект) зачастую может быть достигнут лишь действиями достаточно ограниченного круга специалистов или даже действиями одного человека.

3. Рассматриваемый нами результат, несмотря на всю свою индивидуальность, может быть разнообразным по своему фи­зическому объему. В связи с этим в здравоохранении реально осуществление различных вариантов. Мы можем представить себе врача, который имеет дело только с одним пациентом, - личный врач какой-нибудь знаменитости. В этом случае резуль­тат его труда будет индивидуален в буквальном смысле. Впро­чем, для поддержания собственной квалификации и этому вра­чу, очевидно, необходимо будет иметь более обширную прак­тику.

Семейная медицинская сестра, исходя из многопланового характера своих функций, должна добиваться получения адекватных потребностям результатов уже в более широком физическом объеме, имея дело с рядом индивидуумов разного возрастов (как правило, начиная с детей школьных лет) и социального положения.

4. Результат в здравоохранении имеет сложную составную часть, состоящую из многих подрезультатов. При этом целесообразно остановиться на самом понятии здо­ровья как результата медицинской деятельности.

Укрепление здоровья населения является не только необхо­димым, но и, быть может, единственно возможным универ­сальным показателем получения определенного положительно­го результата труда работников здравоохранения в форме полезного эффекта.

Здоровье определяется рядом демографи­ческих и других факторов. Оно характеризуется несколькими основными группами показателей. К первой группе относятся такие демографические показатели, как численность населения, его состав, рождаемость, смертность, естественный прирост и др. Вторую группу составляют показатели заболеваемости на­селения. И в третью группу входят показатели физического раз­вития отдельных групп жителей. Многие конкретные методы оценки результата врачебной деятельности и соответственно здоровья населения основаны на определении ряда показателей лечебно-профилактического характеру, которые непосредствен­но и более тесно связаны с трудом медицинских работников.

5. Результативност ь в здравоохранении напрямую не связа­на с величиной затрат.

6. Результат разнообразен по сроку проявления и необходи­мости повторного воздействия. Диапазон этого разнообразия может быть весьма значителен: от мгновенного достижения ре­зультата, как это бывает, например, при снятии болевых ощу­щений, и до долговременных, зачастую мучительных, повторя­ющихся с определенной периодичностью врачебных воздей­ствий, которые только в своей совокупности могут привести к достижению поставленной цели.

7. Характер расчетов за достигнутый результат (оказанную услугу) также может быть различным. Это и прямая оплата, и оплата через бюджетные средства, и оплата из фондом формирующихся в страховых организациях.

Третья группа - особенности, связанные с процессом оказания (производством) услуг:

Зависимость от местных природно-климатических условий;

Наличие активной взаимосвязи врач - пациент;

Пациент сам обладает большей активностью - от пассивности до заинтересованности;

Возможность территориальных перемещений: услуги начаты в одном месте, а закончены в

Разнообразие длительности периода оказания идентичных услуг;

Высокая степень риска в получении гарантированного результата;

Наличие большого количества инвесторов;

Многообразие хозяйственных связей;

В процессе оказания медицинских услуг используются многообразные методы воздействия.

1. Наличие большого количества инвесторов (пациент, сестра, предприятие, работодатель, общественные организации, включая страховые компании, государство и медицинские структуры), оплачивающих процесс оказания услуг. Только совместное использование различных инвестиционных ресурсов позволяет сделать процесс оказания услуг здравоохранения непрерывным, качественным и эффективным.
2. Многообразие хозяйственных связей, которые проявляются в ходе оказания медицинских услуг и без наличия которых не мыслится деятельность современного, подвергшегося значительной индустриализации здравоохранения.

3. Зависимость хода оказания услуги здравоохранения от климатических условий , которые могут препятствовать или, наоборот, быть благоприятными для осуществления лечения или профилактики различных заболеваний.

4. Наличие активной взаимосвязи по линии врач-пациент.

5. Возможность территориальных перемещений в процес­се оказания.

6. Пациент же, как объект медицинского воздействия, и сам обладает наибольшей активностью , которая также может быть направлена как во вред ему, так и на благо. При этом в необходимых случаях сознательная активность пациента отклю­чается (наркоз, гипноз).

7. В процессе оказания услуг здравоохранения существует возможность ограничения усилий достижением промежуточно­го результата с последующим возобновлением оказания услуги при соответствующем изменении условий осуществления этого процесса.

8. Услуги могут начаться в одном территориальном месте, а продолжены в другом.

9.Длительность процесса оказания услуги здравоохране­ния может быть разной . В целом же она охватывает всю жизнь, а в определенных случаях даже выходит за рамки пределов жиз­ни конкретного человека.

10. В процессе оказания медицинских услуг используются многообразные методы воздействия на предмет труда: механические, физические, химические, биологические, социально-психологи­ческие.

Перечисленные особенности медицинских услуг определяют условия становления рыночных отношений в здравоохранении. При этом медицинская услуга может рассматриваться как объект рыночных отношений в случаях:

Приобретения услуг, не предусмотренных Программой государственных гарантий на получение бесплатной медицинской помощи в государственных (муниципальных) учреждениях;

Приобретения услуг пациентами, не имеющими права на их получение на бесплатной основе;

Приобретения услуг по повышенным стандартам качества их оказания;

Приобретения услуг в удобное для пациента время (вне очереди, в выходные дни и т.п.):

Приобретения услуг в негосударственных (немуниципальных) коммерческих и некоммерческих медицинских организациях.

Рассмотрев некоторые проблемы, связанные с общей харак­теристикой хозяйственной стороны деятельности в здравоохра­нении, перейдем к механизму формирования структуры и механизма действия рынка услуг здравоохранения, специфические особенности ко­торого определяются своеобразием самого объекта данной груп­пы рыночных отношений т. е. медицинской услуги.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Маркетинг в здравоохранении. Предпосылки возникновения маркетинга в здравоохранении. Задачи, принципы и функции маркетинга. Маркетинг - предпринимательская деятельность, которая управ- ляет продвижением товаров (услуг) от производителя к потребителю (пользователю) или социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовле-творяется спрос на товары, услуги, идеи и т.д. Основное содержание маркетинга - изучение спроса на товары и услуги, т.е. его удовлетворение. Изучение спроса на товары и услуги системы здравоохранения рассматривается как начальный этап предпринимательской деятельности, а в рыночной экономике медицинские учреждения различных форм собственности выступают как предприниматели. Маркетинг не только предполагает учет условий рынка, но и является инструментом формирования спроса, что для здравоохра- нения особенно важно, так как умелое использование возможностей маркетинга может способствовать формированию здорового образа жизни, охране здоровья. Медицинский маркетинг определяют как процесс, посредством которого управляется и реализуется рынок медицинской помощи (медицинских услуг). Маркетинг в здравоохранении (или маркетинг здравоохранения) - более широкое понятие, частью которого является медицинский маркетинг. В сферу маркетинга здравоохранения входят все виды товаров и услуг, информация, идеи, события, специалисты, учреждения, организации и т.д., имеющие отношение к сохранению и укреплению здоровья населения. Маркетинг здравоохранения относят к социальному маркетингу, а все виды товаров и услуг, связанные со здоровьем, - к социальным (общественным) товарам. Маркетинг в современной экономике основан на научных исследованиях. При проведении маркетинговых исследований изучаются основные элементы маркетинга, к которым относятся: нужды, мотивы, потребности, запросы, спрос, товары, услуги, обмен, сделки потребителя, покупателя, продавца, производителя, рынок. Маркетинг в здравоохранении - социальный маркетинг. В нем население выступает как ассоциированный потребитель товаров и услуг, органы и учреждения здравоохранения различных форм собственности - как ассоциированный производитель медицинских услуг, органы исполнительной власти - как ассоциированный покупатель медицинских услуг (посредник или спонсор). Указанная концепция отражает ситуацию сегодняшнего дня и, вероятно, самого ближайшего будущего. Неплатежеспособное население не может быть реальным покупателем всех необходимых ему товаров и услуг, и государство в экономике переходного периода во многом сохраняет свои прежние функции в социальной сфере, т.е. элементы монополии и монопсонии

57.Спрос и предложение на рынке медицинских услуг. Факторы, влияющие на предложение и спрос. Действуя в условиях рыночной экономики, здравоохранение, как и любая другая отрасль, подчиняется законам рынка.

Рынок является совокупностью экономических от­ношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг, в резуль­тате которых формируются спрос, предложение и цена в условиях конкуренции.

Рынок медицинских товаров и услуг - это сегмент рынка, предо­ставляющий медицинские товары и услуги для сохранения и улучше­ния здоровья населения. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответ­ствующий уровень качества.

Рынок в здравоохранении включает в себя целую систему взаи­мосвязанных рынков: медицинских услуг, лекарственных препара­тов, труда медицинского персонала, научных разработок, медицин­ских технологий, медицинского оборудования и др.

Различают следующие основные понятия рынка : спрос; пред­ложение; услуга; цена; конкуренция; маркетинг.

Спрос - одно из фундаментальных понятий рыночной эконо­мики. Применительно к здравоохранению спрос (потребность) - это количество медицинских товаров и услуг, которое желает и может приобрести общество (отдельные пациенты) в данный период вре­мени по определенной цене.

Различают следующие виды спроса на рынке медицинских то­варов и услуг:

отрицательный спрос: на прививки, прием к врачам отдельных специальностей, болезненные, дорогостоящие процедуры и др.;

скрытый спрос: отдельные пациенты могут испытывать потреб­ность, которую невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке медицинских товаров и услуг, например, услуги семейного врача, одноразовые изделия медицинского назначения, сервисные услуги, индивидуальное питание в стационаре и др.;

падающий спрос: например, в последнее время упал спрос на шприцы, системы переливания крови многоразового использова­ния, гипотензивные препараты отечественного производства, поэ­тому рынок отреагировал повышенным предложением на шприцы и системы переливания крови одноразового использования, импорт­ные лекарственные препараты;

нерегулярный спрос обусловлен сезонными временными колеба­ниями. Например, спрос на СКЛ выше в весенне-летний период, чем в осенне-зимний. Обращения к отдельным врачам-специалистам зависят от сезонности некоторых заболеваний (грипп, язвенная бо­лезнь, вирусный гепатит и др.);

чрезмерный спрос: на ургентную медицинскую помощь в празд­ничные и послепраздничные дни, когда больные, страдающие хро­ническими заболеваниями, нарушают диету, режим, злоупотребля­ют алкоголем; возрастает уровень травматизма.

Следующее основополагающее понятие рынка - предложение. Величина предложения определяется количеством товаров и услуг, которое производитель (продавец) желает и может продать по дан­ной цене в определенный период времени.

Применительно к здравоохранению предложение - это коли­чество медицинских товаров и услуг, которое производители могут оказать за определенный период времени населению. Предложение при прочих равных условиях также меняется в зависимости от из­менения цены: по мере роста цен производители (продавцы) пред­лагают пациентам большее количество товаров и услуг. При падении цены их заинтересованность уменьшается и соответственно умень­шается объем производимых ими медицинских товаров и услуг.

Медицинская услуга - структурный элемент профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, санаторно-курортной, санитарно-эпидемиологической, лекарственной, протезно-ортопеди­ческой и других видов помощи, имеющий определенную стоимость.

По условиям и месту оказания медицинские услуги можно раз­делить на оказываемые на дому, в амбулаторно-поликлинических, больничных, санаторно-курортных и других учреждениях здравоох­ранения. Медицинская услуга может быть простой и комплексной. Под простой медицинской услугой понимают неделимую услугу, на­пример, диагностическую манипуляцию, осмотр врача и др.

Комплексная услуга может быть представлена как совокупность простых услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания медицинской помо­щи при данной болезни.

Кроме того, различают стандартные и индивидуальные меди­цинские услуги.

Стандартные медицинские услуги в основном оказывают по уни­фицированной технологии для подавляющего большинства пациен­тов; они имеют относительно устойчивое ценообразование.

Индивидуальные медицинские услуги обладают широким спектром манипуляций диагностических, лечебных процедур, большим на­бором лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Они имеют дифференцированные прейскуранты цен, максимально учитывающие индивидуальность затрат при их выполнении.

Цена - это та сумма денег, за которую «покупатель» может ку­пить, а «продавец» готов продать этот товар или медицинскую услугу. Цена - это своего рода компромисс экономических интересов участ­ников рынка.

С учетом того, что цена органично связана с предложением и со спросом, выделяют следующие понятия: цена спроса, цена предло­жения, цена равновесия.

Цена спроса - такая рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок покупателя. По этой цене «покупатель» способен купить медицинскую услугу или товар. Выше этого предела цена подняться не может, так как у пациентов не будет возможности ее приобрести.

Цена предложения - рыночная цена при таком состоянии спро­са и предложения, когда складывается так называемый рынок про­давца. Это цена, по которой «продавец» предлагает свою услугу или товар. При этом цена предложения должна окупить затраты на про­изводство медицинского товара и услуги.

При равенстве спроса и предложения на рынке устанавливается так называемая цена равновесия. При снижении цены спрос увеличи­вается, так как люди хотят приобрести больше товаров или услуг, и, наоборот, при увеличении цены спрос может пойти на спад.

Главным звеном рыночного механизма является конкуренция.

Конкуренция - состязание между экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта товаров и услуг с целью получения более вы­соких доходов, других выгод.

Конкурентная борьба за экономическое выживание и процвета­ние - закон рыночной экономики.